Контрольная работа: Социология груп и коллективов
Название: Социология груп и коллективов Раздел: Рефераты по социологии Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||
C оциология групп и коллективов Контрольная работа по дисциплине социологияСтудентки 2го курса, заочного отделения по специальности 0611 Вежевой ЕкатериныШифр-201005 План: 1) Социальные группы и их роль в общественной жизни.2) Коллектив и его социальные функции. 3) Виды межличностных отношений и их специфика в авиационном коллективе. Конфликт и пути его разрешения. 4) Лидерство в коллективе. Проблемы регуляции межличностных отношений. Социальные группы и их роль в коллективе. Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Т. е. Существует два условия, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. агрегациягруппа Агрегация целиком может стать группой. Такие спонтанные группы называются квазигруппами. Они могут перерастать в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возростать степень социального контроля между ее членами. Социальные группы так же обладают различной степенью социального контроля. Так среди всех социальных групп особое место занимают статусные группы – классы, слои, касты. социальные группы разделяются по принадлежности к ним индивидов. Ингруппа – те группы, к которым индивид чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членов таким образом, что расценивают членов ингруппы как “мы”. Признаком людей принадлежащих к ингруппе, должно быть то, что они разделяют определенные чувства и мнения. Аут группы – другие, к которым индивид не пренадлежит, группы для которых он подбирает символическое значение: ”не мы”, “другие” (другие семья, компании друзей, профессиональные группы и т. д.). У них всегда есть определенные частные черты и признаки, а так же чувства, отличные от чувств членов ингруппы. И люди бессознательно и непроизвольно отличают эти черты, для ранее не знакомых людей и делят всех на “мы” и “чужие”. Индивид может принадлежать одновременно ко многим группам, поэтому большое число ин групповых и аутгрупповых связей может перекрещиваться. Референтные группы – социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. по характеру взаимоотношений между их членами. Первичные группы – такие, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей (семья, дружная компания). Две важнейшие функции первичных групп: 1) Уникальное значение в социализации индивида 2) Важнейшее средство социального контроля. 3) Качество человеческих взаимоотношений, эмоциональное удовлетворенность ее членов. Вторичные группы – социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер (трудовой союз, какая -либо ассоциация, клуб, команда ). Основной принцип вторичных групп это выполнение специфических функций. В ней можно найти эффективный механизм для достижения определенных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. В связи с развитием индустриального производства человек значительную часть своей жизни проводит в различных вторичных группах. Нормально функционирующие вторичные группы предполагают практически всегда содержание в себе некоторое число первичных групп. Малые группы – те, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым (класс, производственная бригада) Малые группы могут быть как первичными, так и вторичными. Большие группы могут быть только вторичными. Роль социальных групп в общественной жизни. Помимо социального контроля и социализации индивида и других хороших качеств существует и не приятная роль. Ведь именно различия на группы делают психологически возможным совершение жестоких поступков даже гуманными людьми. Большинство примитивных обществ, считают посторонних людей частью животного мира, многие не различают слов ”враг” и “посторонний”. Коллектив и его социальные функции. Что такое коллектив? В маем понимании это группа людей, действующая сплоченно. Она может быть как малой группой, так и большой. Например: служба борт проводников является большим коллективом (большой группой), которая может состоять из 100 или 200 человек взаимодействующих между собой в виду служебной необходимости, и проработав в этом коллективе несколько лет могут даже не знать друг друга по имени. И всё же на собрания, где обсуждаются общие проблемы авиакомпании, которые касаются борт проводников, присутствует весь коллектив борт проводников (вторичная группа). Коллектив может быть и малой группой. Например: весь штат борт проводников делится в нашей авиакомпании на 3 группы: ВВЛ[1] , МВЛ[2] и VIP[3] группа. Каждая из этих групп представляет собой коллективы, в которых люди чаще общаются между собой, имеют дружеские отношения, своего лидера. Роль коллективов и их социальная функция я думаю такова. Работая в коллективе, человек чувствует себя более уверено и безопасней, а работа становится эффективней. Коллектив может помочь, отстоять какие либо права личности (где один человек не справится) или той или иной группы. В некоторых случаях может воспитывать человека помогать ему (как было с героим кинофильма “Семь нянек”), может поддержать в трудной ситуации, в некоторых случаях превращать человека в ничтожество (молодой человек или девушка попадает в компанию наркоманов). Коллектив может являться сдерживающим фактором для противоправных действий некоторых “мира сего”. Виды межличностных отношений и их специфика в авиационном коллективе. Конфликт и пути его разрешения. Существует множество видов взаимоотношений. К процессам взаимодействия членнов коллектива относится руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплочённость, конфликты и т. д. Атмосфера внутри коллектива может быть дружественной или враждебной которая зависит от происходящих взаимодействий между людьми. Вообще общение между двумя индивидами может быть очень сложным. Быть уважаемым и всеми любимым человеком в коллективе это адский труд, который требует постоянной работы над собой. Дейл Корнеги написал целую книгу по которой можно учиться как взаимодействовать с людьми. Нейл Смелзер писал в своей книге, что все межличностные взаимодействия можно рассматривать через несколько теорий.
Специфика взаимоотношений людей в авиационном коллективе я считаю в том, что люди относящиеся друг к другу с неприязнью, в виду профессиональной необходимости могут оказаться вместе, на долгое время. Т. к. планировщица, не учитывая их межличностных отношений, может поставить их в рейс, в командировку в одной бригаде, а это наверняка приведет к конфликту, что в свою очередь отразится на качестве обслуживания пассажиров, если это стюардесса. Представим ситуацию: девочки, летящие VIP рейсом, находятся в конфликте друг с другом. Находясь в агрессивном состоянии под воздействием этой конфликтной ситуации, девушке обслуживающего главного пассажира достаточно одного недоброжелательного взгляда и его настроение испорчено. А если этот пассажир летит на переговоры, касающиеся долнейшей судьбы какого либо предприятия, если от этих переговоров зависят судьбы многих людей? Я думаю, что результат будет плачевным. Если же в конфликтной ситуации находится пилот или борт инженер, то о последствиях даже страшно думать. Поэтому я считаю, что главной спецификой в авиационном коллективе являются межличностные взаимоотношения, человеческий фактор, который нельзя оставлять без внимания руководителям. Итак, если два человека не переваривающие друг друга все-таки оказались вместе можно предположить, что будет конфликт. Но его можно избежать, если кто - то окажется достаточно умным, интелегентным и образованным человеком. Ведь как утверждал Дейл Корнеги, в девяноста девяти случаях из ста люди ни в чем себя не упрекают, как бы неправы они ни были. Поэтому, если мы хотим избежать конфликта, бесполезно кого - то в чем то упрекать. Вместо того чтобы осуждать людей надо попытаться понять их. «Всё понять – значит, всё простить» Каждый человек хочет быть оцененным и поэтому нужно искренне и честно высказывать своё одобрение тем людям, которые этого заслуживают. Быть приветливым, улыбчивым человеком, искренне интересоваться людьми. Стараться запоминать и называть людей по именам. Помнить, что имя человека – это самый сладостный для него звук на любом языке. Быть хорошим слушателем. Поощрять других говорить о себе. Т. к. любого человека сложно заставить изменить своё мнение, то спор ни к чему не приведёт, поэтому лучше не спорить. А проявлять уважение к мнению вашего собеседника. Все конфликты классифицируются в зависимости от зон разногласия: 1) личностный 2) межличностный 3) межгрупповой 4) конфликт принадлежности 5) конфликт с внешней средой Любой конфликт имеет три стадии протекания: 1) предконфликтная ситуация 2) непосредственно конфликт 3) стадия разрешения конфликта Важным является первая стадия т. к. при правильном выборе стратегии, способов действия можно предотвратить возникающий конфликт. Вторая стадия характеризуется наличием инцидента, действия направленного на изменения поведения соперников. Делятся на две группы: 1) действия соперников в конфликте, носящие открытый характер. 2) скрытые действия соперников. По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. Схема развития социального конфликта. Предконфликтная ситуациянепосредствен-стадия разрешения но конфликтконфликта
отступлениеотступление 2я попытка попы достиже тка до ния це иден конфликт стиже ли тифе ные взаи ния це каци модейств ли я ия Конфликтные взаимодействия Ограниченные средства Лидерство в коллективеСамо по себе лидерство – это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведении, соответствующим роли лидера. Т. е. его индивидуальные качества должны быть выдающимеся по сравнению с качествами других. Он должен обладать многими качествами главным из которых должно быть умение оказывать на людей влияние и склонять их к своей точке зрения. Уметь четко организовать работу, действия и приносить пользу коллективу.Исследователь Р. Белзом утверждал, что лидеры бывают инструментальные (деловые) и эмоциональные.Дейл Корнеги дает прекрасные советы людям которые стремятся развить в себе лидерские качества в своей книге под названием “Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей”. В этой же книге в части четвертой он описывает 9 правил соблюдение которых позволяет воздействовать на людей не оскорбляя и не вызывая у них чувство обиды а это очень важно уметь руководящим работникам. Соблюдение всех этих правил, а так же умение оказывать влияния на других людей, оградит от проблем регуляции межличностных отношений, которые возникают только от неумения общаться с людьми.Список использованной литературы: 1) Нейл Смелзер Социология 1994г. 2) Дейл Карнеги “Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей”. 3) М. С. Комаров Введение в социологию. 4) С. С. Фролов Социология. Учебник для вузов. [1] Борт проводники летающие на внутренних воздушных линиях. [2] Борт проводники летающие на международных воздушных линиях. [3] Борт проводники, летающие с высоко поставленными пассажирами. |