Контрольная работа: Социология личности - историческое развитие и актуальные проблемы
Название: Социология личности - историческое развитие и актуальные проблемы Раздел: Рефераты по социологии Тип: контрольная работа |
Контрольная работапо дисциплине: «Социология» Тема контрольной работы: «Социология личности: историческое развитие и актуальные проблемы» Содержание контрольной работы 1. Понятие личности в социологии. Соотношение биологического и социального в формировании личности 2. Основные концепции социологии личности 3. Ролевые теории и социальный статус личности Вывод Практическое задание Список литературы Приложение I. Понятие личности в социологии. Соотношение биологического и социального в формировании личности Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего в отношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Именно конкретно-исторические типы и виды взаимодействия людей определяют конфигурацию, характерные черты, противоречия и тенденции развития общественной жизни. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определенность общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности. Однако, при всех качествах, выделяющих человека из животного мира, все же человек остается биологическим существом, звеном в цепи развития живых организмов на Земле. И хотя человек произошел от животного и никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, определяющим в его жизнедеятельности есть социальное, формирование и функционирование которого обусловлено включенностью человека в систему общественных отношений. Многие ученые считают, что даже биологические особенности человека: прямохождение, строение мозга, очертание лица, форма рук — результат изменений, происходящих миллионы лет под влиянием коллективного труда. Человек использует биологические качества не только для обеспечения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств человека показывает, что человек — существо биологическое и социальное. Условия среды, положение в системе социальных связей и внутренние своеобразия определяют личность, ее поведение, установки и предпочтения, эмоции и выборы. Связь и взаимодействие между людьми устанавливается потому, что люди в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей зависят в чем-то конкретном друг от друга. Иначе говоря, каждый человек исполняет определенные социальные функции как своеобразное поручение на выполнение специализированного рода занятий в социальном взаимодействии: врач — лечит, педагог — учит, воспитывает, шофер — водит автомашину, предприниматель — распоряжается и организует производство и т. п. и т. д. В социологии мотивы личности определяются психологическим ее состоянием и характером влияния внешней среды (осознанные или неосознанные мотивы). В основе ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ценностей и ценностных ориентации личности лежат потребности и интересы. Ценностями личности выступают предметы человеческих стремлений, влечений, желаний, явления, процессы, факты действительности, которые не оставляют человека равнодушным, способны заставить его действовать определенно. Ценностные ориентации — это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие целями жизни и основными средствами их достижения и потому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов. Социальный статус личности — это определенное место человека, личности в общественной иерархии, обусловленное его происхождением, профессией, возрастом, полом, семейным положением. В статусе фактически фиксируется тот набор конкретных действий, которые выполняет человек в конкретных видах взаимодействия и тех условий, прав, которые представлены для осуществления деятельности. Но ввиду того, что каждый человек включен не в одну социальную связь и осуществляет различные социальные функции, он имеет соответственно множество социальных статусов. Так, современный человек может иметь одновременно статусы человека, гражданина какого-либо государства, студента, члена семьи, члена какой-либо неформальной группы, члена политической партии и т. п. Различают предписанные или естественные статусы (национальные, социальное происхождение, место рождения) и приобретенные или достигнутые статусы (образование, профессия, квалификация и т. п.). Достаточно полной поведенческой характеристикой личности есть социальная роль, отражающая динамичный аспект социального статуса. Ролевые требования закрепляются в предписаниях, правилах, положениях закона и морали. Очевидно, что социальный статус личности зависит не только от материальных, социальных и духовных условий, созданных в обществе, но и от того, насколько условия освоены личностью, от её сознания, от её культуры, от её активности и т.п. Однако многообразие ролей рождает и внутренние конфликты личности, называемые ролевыми конфликтами, чаще всего выступающими как борьба мотивов деятельности. Побеждает тот мотив, который весомее в конкретной ситуации. Иными словами существует не только иерархия статуса, но и иерархия социальных ролей, и каждая личность выстраивает пирамиду своих предпочтений. Но свобода выбора личностью первоочередности реализации тех или иных мотивов весьма относительная, потому что человек находится в своеобразных тисках социальных функций, статусов и ролей. Функции, статусы и социальные роли образуют механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или иного общества или социальной общности, слоя, группы, носителем их культуры, свойств. Совокупность выполняемых личностью социальных ролей отражает те общественные отношения и связи, в которые она включена в общественной системе. Включение человека в общество, общественные отношения осуществляется посредством его интеграции в различные социальные общности: социальные группы, социальные институты и социальные организации. В результате, человек оказывается вовлеченным одновременно во множество социальных общностей, но степень интегрированности в каждую из них различна. Социальная интеграция предполагает упорядочение, бесконфликтные отношения между индивидом, организациями, государством и т. п. В процессе вхождения в различные типы социальных общностей личность интегрирует социальные отношения, устойчивую систему связей индивидов, сложившихся в ходе их взаимодействия в условиях социальной среды. Социальные отношения личности проявляются в деятельности и поведении человека как его социальные качества. Социальные качества обусловлены типом социального взаимодействия личности с другими людьми в конкретных исторических условиях. Социальные качества человека охватывают: социально-определенную цепь его деятельности; занимаемые социальные статусы и осуществляемые социальные роли; ожидания и отношения статусов и ролей, нормы и ценности, которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли и более или менее свободно ориентироваться в окружающем мире; уровень образования и специальнойподготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений. Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется понятием социальный тип личности. Естественно, когда речь идет о личностях как членах социальных общностей, слоев, групп, социальных институтов и социальных формирований, то имеют в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Основания для социальной типологизации личностей самые различные, но важнейшие из них — статус и роль в системе общественных отношений. Иными словами, социальную определенность личности следует выводить из ее объективной интегрированности в различные социальные общности, из ее положения в системе общественного производства, реализации ею общественных функций и т. п. Уровни интеграции личности в обществе взаимосвязаны и обеспечивают высокую степень интегрированности человека в социальные общности. Любая социальная общность стремится к тому, чтобы личность вела более или менее идентично принятым в группе нормам и ожиданиям. Уровень требований по поводу идентичности зависит от широты и значимости набора ролей, которые в пределах общности реализует человек, от сплоченности общности, от форм регламентации поведения членов общества. Социальная общность обусловливает поведение конкретной личности через механизм отбора на ту или иную роль в соответствии со способностями, уровнем подготовки, биопсихическими качествами, трудовых и других качеств, которыми личность должна обладать и которым соответствовать. Вместе с тем, интегрируясь в социальные общности личность сохраняет автономию и свободу выбора, которая, правда, имеет свои пределы, определяемые общечеловеческими, общегражданскими предписаниями, типом социально-экономического и социально-политического развития, степенью экстремальности ситуации. Личность делает выбор среди ролей, предложенных обстоятельствами социальной среды, среди возможных конкретных путей их реализации. Автономия личности проявляется и в том, что человек способен дистанцироваться от той роли, которую он выполняет, «иронизировать» над собой и даже ненавидеть себя за выполнение того или иного ролевого предписания, как часто бывает в условиях тоталитарных режимов в силу конфликта между социальными требованиями и нравственными общечеловеческими ценностями. Демократичное и плюралистичное общество, к которому стремится современная Украина, создает условия для активного выбора личностью социальных ролей на основе собственных ценностных ориентации. 2. Основные концепции социологии личности Социология выходит из понимания личности как системы определенно интегрированных в индивиде социально значимых черт и социальных отношений общества. В процессе социологических исследований выявляются социальные определения личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности. Для определения характерных черт личности, ее поведения важно отыскать не внутрииндивидуальный метод анализа внутренней структуры личности, а межиндивидуальный метод, берущий за исходное социальные связи человека. Однако важно учитывать достижения психологии, чтобы раскрыть процесс преобразования социальных движущих сил общего характера и причины поведения индивидов и их качества. Анализируя реальную жизнедеятельность людей, определяют различные опосредования, которые в качестве социальных определений отражают разнообразие поведенческих проявлений, их социальных функций и механизмов. Важнейшей формой опосредования выступают малые социальные общности, слои, в которые включен человек. Важно учитывать и то, что один и тот же человек обладает типичными свойствами различного порядка и, следовательно, может относиться к различным социальным типам. Переплетение типичных черт в жизнедеятельности одного и того же человека (представителя нации, класса, определенной семьи и т. п.) создает основу неповторимости, уникальности его поведения. Методологически значимым в личности становится положение о том, что социальная определенность развития личности есть результат пассивного восприятия личностью воздействий среды, а представляет активное противостояние ей и взаимодействие с нею. Уже усвоенные человеком элементы социальных отношений во все большей мере принимают функцию регулирования дальнейшего развития личности. С возмужанием человеку все чаще приходится принимать сознательные решения. Самосознание человека, выступающее объектом анализа в социологических исследованиях рассматривается преимущественно как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает знания, навыки, умения, смотреть на себя глазами других людей. Здесь скрыта и опасность отождествления субъективных желаний с глубинными, объективными интересами личности. Естественно, личность на основе учета принципов сочетания индивидуальных и социально типичных черт в ее жизнедеятельности, проявления ею активности и социально типичных черт в ее жизнедеятельности проявления ею активности в социальных связях и взаимодействиях, способствует преобразованию социальных движущих сил общества в движущую силу социальной активности. Процесс вхождения человека в общество, включения его в социальные связи и интеграции в различные типы социальных общностей, вследствие чего происходит становление социальности индивида, называется социализацией. В процессе социализации формируются социальные качества, ценности, знания, навыки умение человека, и он становится дееспособным участником общественных отношений. Осуществляется преобразование врожденных, естественных человеческих сил и потенций обществом, их окультурирование, потому что социализация реализуется посредством усвоения индивидом элементов культуры, социальных норм и ценностей. Социализацией обеспечивается, с одной стороны, самовозобновляемость общественных отношений, сохранение его культурной целостности, а с другой, — комфортность жизнедеятельности индивидов и возможность самореализации личности в социальных связях. Социализация — процесс влияния социальных условий на жизнедеятельность индивида с целью включений его в качестве дееспособного субъекта в систему общественных отношений. Основными факторами социализации личности выступают: элементы социальной среды, с которыми взаимодействует человек. Во-первых, совокупность ролей и статусов, которые общество предлагает человеку. Во-вторых, совокупность социальных институтов, общественных организаций, социальных общностей, в пределах которых индивид реализует определенные социальные роли и приобретает желаемые социальные статусы. В-третьих, элементами социальной среды, определяющими социализацию личности, выступает совокупность ценностей, социальных норм, знаний, навыков, умения, качеств, которыми человек овладевает, чтобы в соответствии с потребностями общества исполнять соответствующие роли и поддержать приобретенный статус. В-четвертых, социальная среда охватывает совокупность социальных институтов и социальных технологий по производству, воспроизводству и передаче культурных образцов, ценностей, норм. В-пятых, на формирование ценностных установок и поведение индивида в обществе оказывает значительное влияние конкретные события. Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Главная сфера становления человека — его трудовая деятельность. Труд составляет основу социального бытия человека, потому что именно в труде он в самой большой степени выражает себя как общественный индивид. На формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности, общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы, творчества. Большое упрощение трактовать социализацию как одномерный, однонаправленный процесс действия социальных факторов на конкретного человека, при котором индивиду отводится пассивная роль объекта воздействия. К воздействию социальной среды человек относится избирательно на основе сложившейся у него в сознании системы ценностей, и уже приобретенные социальные качества выступают своеобразным ситом, через которое просеиваются импульсы социальной среды. Конечно же, сама индивидуальность личности, ее потенциальные возможности освоить культурный пласт общества, ее потребности и интересы, направленность ее социальной активности — выступают важнейшими факторами ее социализации. Анализ факторов и механизмов социализации личности позволяет выделить в процессе две фазы – адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация — вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий обеих взаимодействующих сторон. Адаптация означает приспособление индивида к ролевым функциям, социальным нормам, к социальным общностям, слоям, группам, институтам, организациям, к условиям функционирования различных сфер общества. В процессе адаптации индивид согласовывает самооценки и свои притязания со своими возможностями и реальностями социальной среды. Интериоризация — процесс формирования внутренней структуры человеческой психики с помощью усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды вследствие социальной деятельности. Процесс перевода элементов внешней среды во внутреннее «я». Интериоризацию отличают от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации, каковыми, например, есть память и восприятие. Результат интериоризации есть индивидуальность личности, неповторяемость ее духовного мира, специфика социальной активности, порождаемая сопряжением врожденных особенностей темперамента, интеллекта, воображения и социальных условий. Естественно, если в первой фазе социализации личности, то есть в процессе адаптации, происходит приспособление индивида к социальной среде, то затем во второй фазе интериоризации воздействия социальной системы, преломляясь через внутреннее Я человека, проявляется в изменении его поведения. Поведенческие новации начинаются с нарушения равновесия в адаптации личности к особенностям системы и завершаются стабилизацией, но уже на новом уровне. Воспитание, выступая одной из целенаправленных форм социализации, осуществляется обществом с целью обеспечения большей надежности, гарантированности процесса включения личности в социальные связи. В процессе воспитания общество решает цель: формирование личности и поэтому отбирает средства и методы, которые способны обеспечить самый большой эффект воспитательного воздействия. При формулировании целей и задач воспитания, поиске средств и методов его реализации В современном цивилизованном обществе воспитание приобретает постоянный характер и осуществляется посредством деятельности ряда социальных институтов: семьи, образования, средств массовой информации. Важнейшую роль в формировании культуры новых поколений играет семейное воспитание. Именно в семье закладывается фундамент тех чувств, ценностных ориентации, представлений, которые затем начинают выполнять функции критериев отбора информации и ее оценки, предпочтения одних форм поведения другим и т. п. Семейное воспитание имеет широчайший диапазон. Оно осуществляется через психологическую атмосферу семейной жизни и через организацию деятельности члена семьи, словесным убеждением и личным примером, посредством оценки реального поведения, поощрения и наказания. Для выявления степени эффективности воспитательного воздействия и факторов, ее определяющих, в современном обществе широко используются социологические исследования по проблемам социализации личности. Исследуя процессы социализации личности, социология широко использует социально-психологические методы: социометрию, референтометрию, приемы ролевого поведения и метод типизации. Используемый метод типизации предполагает осуществление процедур абстрагирования, то есть выделение черты, стороны личности, на основании которой строятся впоследствии типы. Абстрагирование бывает двух видов: частное абстрагирование, когда в процессе исследования воспроизводятся отдельные свойства личности и сущностное абстрагирование, представляющее выделение существенных систем, образующих признаки личности и т. п. Двум видам абстрагирования соответствуют два способа конструирования типов личности. Первый способ конструирования типов личности: логический, состоит в определении свойств, качеств личности, значимых, с точки зрения исследования. Формируются всевозможные их комбинации, каждая из которых представляет отдельный тип жизненных позиций личности. Так, на основе индикаторов: уровень включенности личности в социальную среду, уровень личностного контроля над жизненными обстоятельствами и общая направленность мотивов жизнедеятельности и ценностных ориентации — выделили четыре типа жизненных позиций личности: гармоничный, технологократический, традиционный и неадаптированный. Второй способ — эмпирический, состоит в выделении типов личности с помощью статистических методов. Способ предполагает, что на стадии анализа полученных эмпирических данных может применяться и их логический анализ с целью систематизации выделенных качеств личности. Сочетание логического и эмпирического способов конструирования типов личности в конкретном социологическом исследовании создает основу надежности и достоверности результатов, что особенно важно для повышения эффективности деятельности социальных институтов, непосредственно обеспечивающих социализацию человека. Важную роль в социализации личности играет и система образования. 3. Ролевые теории и социальный статус личности Значительное место в социологии личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Миитоном, активно разрабатывались Р.Мертоном и Т. Парсонсом, а также западногерманским социологом Р. Дарендорфом. Каковы же основные положения этой теории? Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Разберем, что означают эти понятия. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной ' и профессиональной принадлежности), так и. во внутренней позиция (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит, навязанный обществом вне зависимости от. усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость в т. д.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.). Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Марксистская социология качественно различает институциализированнью и конвенциональные (по соглашению) роли. Первые являются ведущими, так как вытекают из социальной структуры общества, а вторые возражают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают субъективную окраску. Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что любая роль описывается 5 основными характеристиками: 1) эмоциональной — одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности; 2) способом получения — одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом — часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая — размыта; 4) формализацией — действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией — на личную прибыль, на общее благо и т. д. Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств. Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д. Ролевые требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания (требования), связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкция — социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими, экологическими и т. д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения. Они являются одним из важнейших элементов социального регулирования. Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей. Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Конфликт создает стрессовую ситуацию, и необходимо изыскивать способы гармонизации ролей. Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов — социализации и идентификации. Социализация — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие вес окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З.Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» — источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «это» — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «супэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости. Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация людей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих). Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая — характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (дивиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лип, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным, формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркотизм, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состояний конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. Вывод Человек — существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяя ее в процессе деятельности, человек обретает личностные качества и становится социальным субъектом. Социологический анализ общественной жизни, возможностей ее преобразования и адаптация человека к социальным условиям — весьма актуален в связи с формированием государственности Украины. Без выявления механизмов деятельности и поведения индивидов невозможно осуществить построения демократического общества. 2.Практическое задание (анализ социологического исследования) B.C. ЖУРАВЛЕВ «ПОЧЕМУ АГРЕССИВНЫ ПОДРОСТКИ?» // Социологические исследования 2001г. №2 стр.134-136 (текст статьи см. Приложение)1.Тема социологического исследования: «Почему агрессивны подростки?» 2.Проблема социологического исследования. Проблема насилия чрезвычайно актуальна, особенно уязвимы подростки, которые подвергаются агрессии чаще других категорий населения. 3.Объект социологического исследования. В качестве объекта анализа рассматривалась группа подростков от 14 до 16 лет. 4.Актуальность социологического исследования. Актуальность заключается в преобладании тенденции к неснижению агрессивных проявлений как по отношению к подросткам, так и в среде самих подростков. 5.Практическое или теоретическое значение данного социологического исследования. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о широком характере насилия в подростковой среде. 6.Предмет социологического исследования (что, именно, стремятся выявить социологи). Агрессивное поведение подростков. 7.Цель социологического исследования. Основной целью социологического исследования, проведенного в ноябре 1999 г. в школах и училищах Екатеринбурга, было выявление преобладающих форм и субъектов насилия по отношению к подросткам, а также определение катализирующих его факторов. 8.Основные понятия данного социологического исследования, которыми оперируют социологи. Анкетирование и нарративное интервью, генеральная и выборочная совокупность, насилие, словесное оскорбление, физическое насилие, ущемление гражданских прав, кража имущества, наркотическая зависимость, алкоголь, корыстные побуждения, власть, «средство выживания», фактор социализации. 9.Характеристика информационной базы социологического исследования. Информационной базой социологического исследования является анкетный опрос. 10. Характеристика метода данного социологического исследования. Для проведения анкетирования была использована многоступенчатая выборка с применением на первой ступени кластерной выборки. Были отобраны учебные заведения Екатеринбурга, находящиеся в "опасных" районах в Непосредственной близости от вокзалов, парков и лесопарков и т.д. Опрашивались учащиеся профессионального училища, школ и гимназий города. Внутри кластеров отбор стратифицировался. В каждом кластере опрашивалось по 100 респондентов. 11. Характеристика генеральной совокупности. Генеральная совокупность насчитывает 80000 человек. Объем выборочной совокупности составил 500 человек, что достаточно для получения репрезентативных данных, учитывая однородность генеральной совокупности и небольшой вариационный размах. Нарративные интервью были проведены с респондентами, попавшими в выборочную совокупность. Концептуализация данных, полученных в ходе нарративных интервью, осуществлялась на основе интеракционного построения мини-теорий в процессе сбора и анализа эмпирических данных. 12. Характеристика выборки социологического исследования. Среди опрошенных нами подростков юноши составляют 46,8%, девушки 53,2%. По возрастным характеристикам респонденты распределились следующим образом: 14 лет - 23%, 15 лет - 54,4%, 16 лет - 22,6%. Преобладание в выборке пятнадцатилетних объясняется тем, что в этой группе представлены наиболее типичные черты образа жизни подростков. 80% респондентов обучаются в общеобразовательных школах, 20% - в училищах. 74,2% опрошенных подростков живут в полных семьях, без отца воспитываются 21,0%, без матери -4,8%. Большинство учатся на "4" и "3" - 48,3%, на "4" и "5" учатся 27,7%, на "4" - 14,5%, на "3" - 7,3%, на "5" - 2,2%. 13. Характеристика инструментария социологического исследования. Инструментарий социологического исследования – анкета. 14. Характеристика полученных результатов. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о широком характере насилия в подростковой среде. Среди видов насилия доминируют словесные оскорбления , с ними сталкивается большинство опрошенных - 73,8%. На втором месте - физическое насилие , которому подвергался каждый третий подросток. На третьем и четвертом - ущемление гражданских прав и кража имущества (по 23,8%). Нашла подтверждение гипотеза о зависимости применяемых видов насилия от пола респондентов. Девушки чаще подвергаются сексуальному насилию, юноши - вымогательству и физическому насилию. Отдельной задачей исследования было выяснение факторов, детерминирующих насильственные действия. Полученные данные позволяют сделать вывод, что внешний мир воспринимается подростками как некая агрессивная среда. 57,7% опрошенных считают наркотическую зависимость причиной, толкающей людей к насилию. 57,1% респондентов полагают, что агрессивное поведение провоцирует алкоголь . Почти половина (47,2%) ответивших называют основной причиной насилия корыстные побуждения агрессора. Высокую степень распространенности такого мнения в среде молодежи можно объяснить тем, что подростки слабее других социальных групп защищены от посягательства на свое имущество. 41,9% подростков отметили в качестве причины насилия желание одних людей добиться власти над другими . Каждый третий опрошенный ответил, что насилие возникает в, ответ на насилие. На мой взгляд, это не только попытка объяснения респондентами данного явления, но и своеобразная жизненная позиция. 15. Выводы, вытекающие из социологического исследования. Исходя из проведенного социологического исследования, можно предположить, что агрессия как социальный феномен становится сегодня одним из факторов социализации, позволяющих личности усваивать ценности и образцы поведения, необходимые порой для успешного функционирования в условиях современного российского общества. Список использованной литературы 1. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. - М., 1974. 2. Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований. - М., 1969. 3. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - М., 1975. 4. Паниотто В.И., Максименко В.С. Количественные методы в социологических исследованиях. - Киев, 1982., Рабочая книга социолога. - М., 1983. 5. Социология: Курс лекций / А.А. Райдугин, К.А. Райдугин. – М.: Владос, 1995 -192с. 6. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа,методы. - М., 1972. Приложение B.C. ЖУРАВЛЕВПОЧЕМУ АГРЕССИВНЫ ПОДРОСТКИ? ЖУРАВЛЕВ Виктор Сергеевич - студент социологического факультета Института социологии и экономики Уральского государственного профессионально-педагогического университета. Проблема насилия чрезвычайно актуальна и наше жестокое время. Особенно уязвимы перед ним подростки, которые подвергаются агрессии чаще других категорий населения. Основной целью социологического исследования, проведенного в ноябре 1999 г. в школах и училищах Екатеринбурга, было выявление преобладающих форм и субъектов насилия[1] по отношению к подросткам, а также определение катализирующих его факторов. В качестве объекта анализа рассматривалась группа подростков от 14 до 16 лет. Сбор информации осуществлялся методами анкетирования и нарративного интервью. Для проведения анкетирования была использована многоступенчатая выборка с применением на первой ступени кластерной выборки. Были отобраны учебные заведения Екатеринбурга, находящиеся в "опасных" районах в Непосредственной близости от вокзалов, парков и лесопарков и т.д. Опрашивались учащиеся профессионального училища, школ и гимназий города. Внутри кластеров отбор стратифицировался. В каждом кластере опрашивалось по 100 респондентов. Генеральная совокупность насчитывает 80000 человек. Объем выборочной совокупности составил 500 человек, что достаточно для получения репрезентативных данных, учитывая однородность генеральной совокупности и небольшой вариационный размах. Нарративные интервью были проведены с респондентами, попавшими в выборочную совокупность. Концептуализация данных, полученных в ходе нарративных интервью, осуществлялась на основе интеракционного построения мини-теорий в процессе сбора и анализа эмпирических данных. Среди опрошенных нами подростков юноши составляют 46,8%, девушки 53,2%. По возрастным характеристикам респонденты распределились следующим образом: 14 лет - 23%, 15 лет - 54,4%, 16 лет - 22,6%. Преобладание в выборке пятнадцатилетних объясняется тем, что в этой группе представлены наиболее типичные черты образа жизни подростков. 80% респондентов обучаются в общеобразовательных школах, 20% - в училищах. 74,2% опрошенных подростков живут в полных семьях, без отца воспитываются 21,0%, без матери -4,8%. Большинство учатся на "4" и "3" - 48,3%, на "4" и "5" учатся 27,7%, на "4" - 14,5%, на "3" - 7,3%, на "5" - 2,2%. Материальное положение своей семьи подростки оценили следующим образом: "Живем достаточно сносно, можем покупать предметы длительного пользования" - 34%. "Денег хватает на самое необходимое" - 33,2%. "Не испытываем никаких материальных затруднений" - 24,5%, "Денег хватает только на продукты питания" — 6,3%, "Денег все время не хватает, иногда даже нечего поесть" - 2%. У 3,8% респондентов родители безработные. Можно сделать вывод, что большинство опрошенных нами подростков достаточно благополучны в материальном плане. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о широком характере насилия в подростковой среде. Среди видов насилия доминируют словесные оскорбления, с ними сталкивается большинство опрошенных - 73,8%. Однако, можно считать, что этот процент занижен, поскольку для большей части респондентов вербальная агрессия стала привычной частью их повседневной жизни. Подростки часто вообще не рассматривают оскорбления как вид насильственных действий. Это видно из сравнения эмоциональных переживаний потерпевших: "боль" и "унижения" доминируют в интервью у переживших физическое, сексуальное, экономическое и моральное насилие, а подвергшиеся вербальной агрессии не придают случившемуся с ними особого значения. Вербальное насилие часто выступает своеобразной прелюдией, первой стадией в развитии более серьезного конфликта: "Они кричат: "Эй ты,...! Быстро пошел сюда и дал нам закурить!" Брат отвечает: "Сам... Тебе надо, ты и подойди". Один к нему подбегает: "Ну ты, разговорчивый, тебя как зовут?" -"Руслан". - "А, да ты еще и татарин!" Он ударил моего брата по голове...". На втором месте - физическое насилие, которому подвергался каждый третий подросток. На третьем и четвертом - ущемление гражданских прав и кража имущества (по 23,8%). Нашла подтверждение гипотеза о зависимости применяемых видов насилия от пола респондентов. Девушки чаще подвергаются сексуальному насилию, юноши - вымогательству и физическому насилию. Отдельной задачей исследования было выяснение факторов, детерминирующих насильственные действия. Полученные данные позволяют сделать вывод, что внешний мир воспринимается подростками как некая агрессивная среда. 57,7% опрошенных считают наркотическую зависимость причиной, толкающей людей к насилию. Здесь можно говорить об экономических причинах - многим наркоманам трудно найти иной способ заработать: "У меня знакомый есть, который все из дома вынес. Его один наркоман доставал...". 57,1% респондентов полагают, что агрессивное поведение провоцирует алкоголь: "Мы ехали с другом на машине. Поддатые были немного. Останавливает нас милицейская машина. Подбегают несколько человек. Выволокли нас из машины. Избили. Пьяные они были - это я еще успел заметить, но не знаю, подозревали они нас в чем или так разминались...". Почти половина (47,2%) ответивших называют основной причиной насилия корыстные побуждения агрессора. Высокую степень распространенности такого мнения в среде молодежи можно объяснить тем, что подростки слабее других социальных групп защищены от посягательства на свое имущество. 41,9% подростков отметили в качестве причины насилия желание одних людей добиться власти над другими. Власть рассматривается в этом случае как тип отношений между людьми, основанный на господстве и подчинении. Подростки напрямую связывают власть и насилие, считая насилие легитимным элементом механизма власти, который позволяет закрепить за собой определенный властный статус: "Надо уметь мстить. Тогда и уважать будут, и бояться. А когда мстишь — развиваешь свои способности лидера. Можно отметить и обратную связь - статутное превосходство провоцирует насилие: "Она [учительница] посоветовала нам впредь руководствоваться двумя правилами. Первое: учитель всегда прав. Второе, как учитель захочет, так и будет". Каждый третий опрошенный ответил, что насилие возникает в, ответ на насилие. На мой взгляд, это не только попытка объяснения респондентами данного явления, но и своеобразная жизненная позиция. Вот пример, взятый из одного нарративного интервью: "Мы шли после тренировки. К моему брату подошел пьяный человек (я шел с другими ребятами сзади). Когда я это увидел, я догнал брата, оказалось, что мужик вымогал у него деньги. Когда я сказал этому человеку, чтобы он оставил моего брата в покое, он хотел меня ударить, но промахнулся. А нас было, не считая моего брата, пять человек, в возрасте тринадцати лет, и мы просто побили его, чтобы он понял. Итак, подростковая агрессивность становится "средством выживания" в агрессивной социальной среде, механизмом самозащиты личности в ответ на насилие, оскорбления со стороны окружающих. Исходя из этого, можно предположить, что агрессия как социальный феномен становится сегодня одним из факторов социализации, позволяющих личности усваивать ценности и образцы поведения, необходимые порой для успешного функционирования в условиях современного российского общества. [1] Под насилием мы понимаем применение индивидом или* социальной группой различных форм принуждения в отношении других индивидов, социальных групп с целью реализации определенных потребностей. |