Контрольная работа: Сущность трудовой помощи как социального призрения в России

Название: Сущность трудовой помощи как социального призрения в России
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: контрольная работа

Содержание :

Введение……………………………………..…………………………...…3

1. Призрение в России как социальное явление………………….....5

1.1. Специфика трудовой помощи………………………..……………...5

1.2. Состояние социального попечения в современной России…….…..7

2.Этапы развития социального призрения в России …………………...13

2.1.История становления социального призрения в России.…….......13

2.2.Деятельность учреждений социального призрения…………….…16

Заключение……………………………………………………………..…20

Библиография…………………..…………………………………….......22


Введение

При внимательном взгляде на окружающую нас действительность мы убеждаемся, что современные общественные отношения органически связаны с историческим прошлым. На основе накопленных в минувшие эпохи знаний, традиций и навыков история помогает современному поколению людей не повторять допущенных ранее ошибок и находить оптимальные решения сегодняшних социальных проблем.

На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество, так или иначе, сталкивается с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным - от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества ценностной позицией. Ценностная позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями общества.

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения.

Понятие призрение уходит своими корнями в глубь веков.

В словаре Ожегова призрение трактуется следующим образом:

«Призреть, призрю, призришь (кого/что) (устар.) - дать кому-нибудь приют и пропитание» [12, с.87].

1. В педагогической энциклопедии под призрением понимается:

призирать - бросать взор со вниманием, с участием, сочувственно, милосердно[13, с.26].

Современные исследователи уточняют и дополняют это понятие. Под призрением например, детей следует понимать разнообразные формы и виды помощи:

- детям инвалидам;

- социальным сиротам;

- детям сиротам оставшимся без попечения родителей;

- безнадзорным;

- детям, бежавшим от войны;

- детям с девиантным поведением и т.д.

Претерпевая множество изменений по форме, видам и содержанию призрение сегодня выросло в целую систему социальной поддержки, защиты и помощи нынешним нуждающимся и именно поэтому тема моей курсовой работы очень актуальна на сегодняшний день.

Целью курсовой работы является рассмотрение и раскрытие сущности трудовой помощи как социального призрения в России.

Объектом является социальное презрение. Предметом является трудовая помощь.

Целью является трудовая помощь как направление социального призрения.

Задачи курсовой работы состоят в рассмотрение этапов развития социального призрения в России и рассмотрения специфики трудовой помощи.


1. Призрение в России как социальное явление.

1.1. Специфика трудовой помощи.

Трудовая помощь - емкое, многосложное понятие, которое включало в дореволюционной России целый комплекс мер по предотвращению нищеты и бедности и по возвращению "к честной трудовой жизни" нищих и безработных, тунеядцев и проституток, криминальных элементов общества, в исследованиях и публицистике конца XIX - начала XX в. встречается различное столкновение задач, функций и форм трудовой помощи, которые можно объединить условно в несколько групп.

1. "Непосредственное предоставление занятий", т.е. развитие специальных производственных учреждений и объединений и организация общественных работ.

2. "Содействие к приложению труда", т.е. посредничество в поиске работы, обеспечение работы на дому, снабжение средствами производства, сбыт готовой продукции и др.

3. Профессиональное обучение детей и взрослых, переподготовке кадров.

4. "Воспитательно-исправительная" работа с людьми, "отвыкшими от труда и морально неподготовленными к нему"[6,с.147].

Это направление российской благотворительности и социального призрения складывалось в давние времена как результат осознания обществом и государством пагубности нищенского промысла и тунеядства, превращавшихся в страшное социальное зло. Вплоть до революции велись дискуссии о целесообразности самой древней и стойкой форм помощи "несчастным" - милостыни, подачки. В "нищелюбивой" стране, каковой являлась Россия, где несколько веков эта форма служила методом религиозно-нравственного воспитания, не сразу пришли к пониманию трудовой помощи как самого действенного и высоконравственного направления милосердной деятельности, с этим выводом известного современного исследования Л.В. Бадя нельзя не согласиться.

В русле многовековых споров о природе нищенства, способах его преодоления и предупреждения российские специалисты социального призрения и, в частности Е.Д. Максимов, утверждали: "Бедность, нищета и беспомощность - явление сложное, которое, если не вполне, то в значительной мере устранимо надлежащим развитием трудовой деятельности и трудового начала отодвинутых в капиталистическом производстве на неподобающее им, по их нравственному и социальному значению, место"1. Но многочисленные попытки включить "трудовое начало в систему государственного призрения ... не увенчались успехом и потому. - писал известный исследователь Г.Г. Швиттау, - трудовая помощь России является почти исключительно как форма общественного призрения (подч. нами), почти не затрагивая собою вовсе области государственного управления"2. Теоретики и практики социальной работы в пореформенной России, среди которых ведущую роль играли В.И. Герье, В.В.Гаген, К.К.Грот, Е.Д.Максимов, Г.Г.Швиттау и др., занимавшиеся проблемами трудовой помощи, обосновывали необходимость "государственной системы" трудовспоможения", предлагали свои варианты решения вопроса. Но до революции так и не удалось развить эту систему. Поэтому трудовая помощь оставалась делом многочисленных и почти не связанных друг с другом общественных организаций и негосударственных учреждений[14,с.52].

Вывод.

Таким образом, в исследуемый период произошли заметные изменения в структуре и работе учреждений социальной помощи. Важной особенностью этого периода стало появление новых форм и направлений социальной защиты населения призванных смягчить социальную напряженность. Сложившаяся система призрения отражала основные тенденции благотворительного движения в Российской империи, хотя и не в таких масштабах, как это было свойственно столичным регионам. Благотворительную деятельность осуществляли государственные, полугосударственные учреждения, а также органы земского и городского самоуправления, совместно решавшие задачу помощи экономически неактивному населению. Основными объектами социальной поддержки оставались сироты, старики, инвалиды, безработные. Эффективность работы учреждений социального призрения в регионе связана с целым рядом проблем. Это, прежде всего, нехватка финансовых средств и слабая законодательная база. Несмотря на все трудности они оказывали значительную помощь незащищенным слоям населения. К сожалению, спрос на социальную помощь превышал возможности учреждений, поэтому не все могли своевременно ею воспользоваться.

Больше всего в сфере трудовой помощи удалось сделать органам городского и земского самоуправления в эпоху "великих реформ". Несмотря на ограниченность материальных средств, местные власти стремились внедрить новые подходы к "трудовому вспоможению": предупреждение бедности, профессиональное обучение, развитие справочно-профессиональной сети для приискания работы, организация общественных работ и др.

1.2. Состояние социального попечения в современной России.

Призрение людей в России, пройдя путь от милосердия и благотворительности, впитав в себя достижения всего комплекса наук о человеке, теоретические концепции, отечественный и зарубежный опыт, претерпевая изменения по форме и содержанию, выросло сегодня в целую разветвленную систему помощи, защиты и поддержки нуждающихся.[16,с.103].

Какие же люди являются объектом социального призрения? Прежде всего, те, у которых есть проблемы, мешающие им быть успешными, благополучными членами общества, жить полноценной жизнью. О каких проблемах здесь можно говорить?

Проблемы можно разделить на группы: физические, психические, педагогические и социальные. Рассмотрим их подробнее:

Физические отклонения - прежде всего, связаны со здоровьем и определяются медицинскими показателями. К отклонениям в физическом развитии могут быть отнесены: болезнь, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

К людям с «ограниченными возможностями здоровья», с точки зрения возможностей обучения, относятся люди, имеющие физический и (или) психический недостатки.[18,с.162]

Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием человека, его психическими недостатками. К этой группе относятся: задержка психического развития (ЗПР) и умственная отсталость, или олигофрения (от греч. oligos - малый и phren - ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У людей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой - дебильности до глубокой - идиотии.[18,с.162]

К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм – состояние психики, характеризующееся замктностью, отсутствием потребности в общении, и суицид - попытки к самоубийству.

Причины физических и психических отклонений весьма основательно проработаны в науке. При этом следует заметить, что ограничения на уровне биологической организации человека встречаются не так часто - лишь у 8 - 10% людей; количество же пострадавших от неблагоприятных условий развития, колеблется от 20 до 50%.[15,с.46]

С наибольшей точностью и определенностью можно говорить о нормах получения или неполучения (что является отклонением) образования. В последние годы в России становится больше людей, которые в силу определенных обстоятельств не получили образования. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими. Педагогической нормой или нормой образования являются стандарты общего образования, которые приняты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу. Согласно закону об образовании РФ обязательным является общее среднее образование.

Однако есть дети не получившие общего среднего образования. К этой категории детей относятся такие, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость приводят к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяжничеству, которые также не посещают в школу. Можно назвать еще много причин, по которым дети не учатся в школе[15,с.46].

Следует отметить и большие трудности в получении образования детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии. Для таких детей, как было показано выше, создаются школы, где они обучаются под руководством профессионально подготовленных специалистов. Но много зависит от того, где живет ребенок: в городе или сельской местности, из какой он семьи, например алкоголиков, бомжей, где образование ребенка не интересует родителей. Если добавить сюда семь переселенцев и беженцев, которые имеют таких детей, в этом случае проблема не менее глубока.

Особое значение имеет профессиональное образование инвалидов и детей, находящихся в местах лишения свободы. Не следует сбрасывать со счетов и неадекватную установку у некоторых детей на снижение престижности образования («деньги можно заработать и другим путем»).

Социальные отклонениясвязаны с понятием «социальная норма». Социальная норма - это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которые официально установлены или сложились на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.

Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т.е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и т.д.). Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применение различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.

В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно основательно проработаны проблемы людей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого являются алкоголизм, токсикомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. Для этой категории используются различные термины: «трудный», «девиант» и др.[11,с.26]

Причины такого отклоняющегося поведения также достаточно хорошо изучены. Они связаны с трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью социального положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых человек не может самостоятельно найти выход, и др.

Для оказания помощи таким людям создаются специализированные социальные службы.

Если рассматривать детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует также выделить такую категорию, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Это дети сироты и так называемые «социальные сироты» - дети, которые имеют в живых биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними. Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные образовательные и социальные учреждения. К ним относятся дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты и др.

Вывод.

Развитие социального призрения в России началось еще до XVIII века, позже, а именно в конце XVIII – начале XIX вв. появились учреждения и ведомства занимавшиеся проблемами благотворительности. В 1867г. был принят устав Общества попечения больных и раненых воинов, которое впоследствии переименовано в Российское Общество Красного Креста. Другим прогрессивным направлением благотворительной деятельности в конце XIX в. являлась трудовая помощь. В стране действовали дома трудолюбия. В1906г. Попечительство о домах трудолюбия и работных домах переименовано в Попечительство о трудовой помощи, которое занималось содержанием Домов трудолюбия, трудовых пунктов, лечебно-продовольственных станций, детских яслей, ночлежных домов, столовых, исправительных и воспитательных учреждений, посредни­ческих контор являвшихся, по существу, прообразами будущих бирж труда, организации общественных работ в период неурожаев и стихийных бедствий.

Таким образом, опыт России в области государственной политики по социальной помощи населению в XIX – начале XX в. имеет свои положительные аспекты, заслуживающие внимание сегодня. К ним в первую очередь относится умение привлекать значительные частные средства для выполнения государственных программ, развертывание общественных работ в регионах, нуждающихся в гуманитарной помощи, разнообразие форм и методов социальной помощи. Главное, государство считало социальную помощь делом первостепенной важности. В целом, несмотря на все несовершенство законодательной базы, недостаток финансовых средств в России шел процесс формирования всероссийской системы помощи бедным и нетрудоспособным.


2. Этапы развития социального призрения в России.

2.1. История становления и развития социального призрения в России

Отмечается, что до XVIII в. в России забота о нуждающихся была прерогативой церкви и монастырей. Именно при монастырях возникали первые богадельни, бесплатные больницы. Государство попыталось усовершенствовать и расширить виды оказываемой помощи, разделив нуждающихся на категории, с назначением соответствующей формы призрения: трудоспособным – работа, нетрудоспособным - призрение в закрытых заведениях, больным – лечение, обедневшим – меры предупреждающие нищету, «профессиональным» нищим определялось суровое наказание. Указ 1775г. положил начало организации общественного призрения, которое сохранялось в Российской Империи до введений земских установлений в период Великих реформ, а в не земских губерниях продолжала существовать до наступления советского периода русской истории.

Новым явлением в развитии социального призрения в России стало появление в конце XVIII – начале XIX вв. учреждений и ведомств, непосредственно занимавшихся проблемами благотворительности. Первым по времени образования и наиболее влиятельным было Ведомство учреждений Императрицы Марии 1796г. В его состав входили: Императорское женское патриотическое общество (1812), Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых (1881), Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухих (1898). Деятельность Ведомства охватывала практически всю страну: больницы, учебные заведения, дома презрения, богадельни. Примерно 40% бюджета попечительства складыва­лось из частных пожертвований, а остальные средства посту­пали из казны и центральных учреждений ведомства. Дополнительными финансовыми источниками были: сбор с публичных зрелищ и увеселений, доход от издания и продажи игральных карт. Императорское Человеколюбивое Общество появилось в 1816г. Его целью было воспитание и обучение сирот и детей бедных родителей; предоставление дешевого жилья, обеспечение пищей, одеждой, работой, призрением престарелых, инвалидов, нетрудоспособных, оказание медицинской помощи. Активная работа в обществе стимулировалась государством, его члены могли рассчитывать на получение орденов и личное дворянство[13,с.26]

Человеколюбивое общество быстро реагировало на события, происходившие в империи. В конце XIX в. оно берет на себя заботу о семьях лиц, пострадавших от анархистов. В 1891г. Обществом был открыт фонд для сбора средств в пользу пострадавших от неурожая.

В 1867г. был принят устав Общества попечения больных и раненых воинов, которое впоследствии переименовано в Российское Общество Красного Креста. С конца 60-х гг. XIX в. создаются местные комитеты Красного Креста. В период с 1876-1880 гг. в губернских городах появилось 88 местных отделений Красного Креста. Его цель оказание помощи больным и раненым солдатам отечественной или союзной армий.В мирное время Общество открывало школы для обучения персонала, оказывало инвалидам войны материальную помощь, помогало пострадавшим от стихийных бедствий. Местные органы Красного Креста занимались подготовкой сестер милосердия. Всего в общинах получило подготовку свыше 4 тыс. сестер[18,с.103].

В связи с голодом 1891-1892 гг. был учрежден особый комитет Красного Креста, который работал в 22 губерниях. Им открыто 3400 учреждений: столовых, чайных, приютов, ночлежных домов, пекарен и складов. В начале XX в. существовало 630 учреждений Красного Креста.[18,с.105].

Другим прогрессивным направлением благотворительной деятельности в конце XIX в. являлась трудовая помощь. В 1895г. в стране действовало 43 дома трудолюбия, в 1900 насчитывалось 130. В 1906г. Попечительство о домах трудолюбия и работных домах переименовано в Попечительство о трудовой помощи, которое занималось содержанием Домов трудолюбия, трудовых пунктов, лечебно-продовольственных станций, детских яслей, ночлежных домов, столовых, исправительных и воспитательных учреждений, посредни­ческих контор являвшихся, по существу, прообразами будущих бирж труда, организации общественных работ в период неурожаев и стихийных бедствий. В конце XIX - начале XX вв. его деятельность охватывала до 3 млн. человек и оказывала существенное воз­действие на внутриполитическое и экономическое положение страны[20,c.103].

Развитие капитализма в России привело к росту численности людей лишившихся традиционных основ жизни и прежних источников существования и, следовательно, нуждавшихся в помощи. Сложившаяся ситуация потребовала от правительства реформ и в области социального призрения. Казенных средств для социального призрения было недостаточно и деятельность приказов не всегда соответствовала своему назначению. Многие относились к делу формально. В 1864г. упраздняются Приказы общественного призрения и все их благотворительные учреждения передаются городским управам и земствам. Переход заведений из ведения Приказов общественного призрения в руки земств и городского управления произошел не сразу. Этому предшествовал период многолетних бюрократических тяжб. Они оставили в наследство органам местного самоуправления 784 учреждения. Особенно в неудовлетворительном состоянии были медицинские и благотворительные заведения. Повсеместно наблюдались плохие санитарно-гигиенические условия, обветшалость зданий или их неприспособленность[7,с.97].

Первые шаги земств в сфере социального призрения были сопряжены с целым рядом трудностей. Например, в статьях положения о губернских и уездных земских учреждениях недостаточно оговаривались права и обязанности, не определялись функции по социальному призрению и степень ответственности в случае их невыполнения.

2.2. Деятельность учреждений социального призрения.

Во второй половине XIX в. сложилась система общественного призрения, которая отражала основные тенденции благотворительного движения в Российской империи, хотя и не с таким размахом, как это было свойственно столичным регионам. Социокультурная ситуация в российской провинции отличалась многообразием форм и проявлений.

Общей целью открытия всех приютов являлось стремление оказать помощь неимущим родителям, дать образование и воспитание детям. В приюте получали начальное образование, приобретали практические знания и умения необходимые для самостоятельной жизни.

Расходы на приюты уплачивались из процентов, приходившихся на капиталы Общества содержавшихся в ценных бумагах и пожертвования. В среднем в год на одну девочку тратилось 90 рублей, а на мальчика 66 рублей. Со временем при сохранении относительной численности воспитанников расходы на содержание детей росли. В 1905г. на одну девочку в год истрачено ─ 113 рублей, на мальчика 93 рубля[16,с.52].

Существуют примеры, когда общественные заведения пе­реходили под контроль благотворительных ведомств. Так, Обоянский детский уездный приют был открытый в 1894г., через десять лет своего существования из-за нехватки финансовых средств перешел в Ведомство учреждений императрицы Марии[9,с.156].

Вторым по значимости было Общества Красного Креста. В Воронеже местное управление открыто в 1872г., а комитеты существовали во всех уездных городах. С 1875г. в Курске стало действовать управление Россий­ского Общества Красного Креста и его комитеты. Организация и содержание больных и раненых производилась на средства местного управления Красного Креста и добровольные пожертвования частных лиц и обществ.

Инициатива учреждения в Воронежской и Курской губерниях общин сестер милосердия принадлежала главному военно-медицинскому управлению. Они были организованы в 1893г. Учебная программа предусматривала изучение гигиены, анатомии, хирургии, физиологии, терапии, закона божьего. Курс обучения рассчитан на один год (в объеме курса и практических занятий, установленных правилами МВД и программ Главного управления Российского Общества Красного Креста от 19 февраля 1882г.). В отличие от Воронежской Общины сестер милосердия в Курской сестры имели возможность проходить стажировку при своей больнице, а не в Губернской земской больнице.

В Воронежской губернии в 1817г. был основан Попечительный о бедных Комитет Императорского Человеколюбивого общества. Круг деятельности Комитета включал в себя разнообразные направления: помощь пострадавшим от стихийных бедствий и несчастных случаев, выкуп из тюрем должников, помощь в сборе приданого бедным девушкам, помощь в похоронах неимущим, оказание помощи недееспособным, воспитание и обучение детей, организация работ или трудоустройство безработных вплоть до снабжения их необходимым материалом и сбытом готовой продукции, выплата пособий во время эпидемия. Крупным направлением в деятельности отделения Попечительства о бедных являлась работа Женского благотворительного отделения. Особенное внимание уделялось развитию женского труда и оказанию помощи в сбыте готовой продукции.

Попечительство о Домах Трудолюбия и работных домах были представлены во многих губерниях, где занимались изготовлением картонных коробок, пакетов, конвертов и других канцелярских товаров, печатным делом. Содержался Дом на средства от продажи изделий, поденных работ[11,с.114].

Преобразования 60-х – 70-х гг. ХIХ в. привели к возникновению новых органов власти на местах – земств. Трудности в работе данных учреждений были связаны с дефицитом финансовых средств, наличием бюрократических проволочек, с перечислением денег с банковского счета, ранее принадлежавшего Приказу общественного призрения. Материальные средства заведений складывались из недвижимых имуществ, капиталов, пожертвований, пошлин, штрафных и пенных денег, кружечных сборов, процентов от карточных игр, обязательных пособий от городов и земств, субсидий Государственного казначейства.

В ведении губернских земств находились и приюты для подкидышей. Содержались приюты за счет губернского земского сбора. В приюте дети находились около двух месяцев. Затем их отдавали на усыновление к опекунам. Опекуны, бравшие детей на воспитание, получали установленную плату. Существовали случаи вымогательства денег с опекунов. В результате многочисленных жалоб, поступавших от крестьян на священнослужителей, наблюдение за приемными родителями передалось губернским и уездным гласным и мировым судьям.

Другим направлением в работе земств по социальному призрению детей являлось создание приютов-яслей на летнее время. Их создание связано с высокими показателями детской смертности. На создание и содержание каждого приюта-яслей Губернская земская управа выделяла 250 рублей. Для уменьшения расходов на содержание призреваемых практиковалось вместо предоставления места в богадельне назначать денежное пособие.

В функции земств входило не только управление больницами и благотворительными заведениями, но и оказание единовременной помощи населению, пострадавшему в результате стихийных бедствий. Во время неурожая государство через земские управы оказывало крестьянам значительную материальную помощь.

Все богоугодные заведения, находящиеся в ведении земств подвергались ежегодной проверке ревизионной комиссии Губернского земского собрания, которая осуществляла тщательную проверку финансовой деятельности богоугодных заведений, пресекая возможные случаи денежных махинаций.

В Курской губернии в ведении земства находился дом умалишенных. Пациентам старались обеспечить не просто качественный уход, но и организовать их досуг. Земская управа назначила специальных лиц, в обязанности которых входило чтение книг, ведение беседы и игры с подопечными, был приобретен орган[8,с.24].

Благотворительная деятельность городских управ в целом имела схожую направленность с работой земств. Контроль за расходом городских средств принадлежал не городскому обществу, а правительству. Основным источником городских доходов было прямое налоговое обложение местных жителей, платежеспособность которых оставалась низкой. Поэтому город не всегда мог ответить положительно на инициативу губернатора об организации для беднейших жителей бесплатной врачебной или другой помощью.


Заключение

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут люди, которые по разным причинам нуждаются в призрении, помощи и защите. Однако в каждой стране развитие социального призрения имеет свои исторические особенности. В России они обусловлены сильным влиянием таких факторов, как географический, геополитический, религиозный, условия материального производства, социальная организация. Все это породило способность русского народа к крайнему напряжению сил в течение длительного времени; возникновению устойчивой формы общинного уравнительного сожительства как условие выживания основной массы населения; характерное для русских людей чувство доброты, составляющее важное качество их духовного строя, готовность оказания помощи нуждающимся, национальная терпимость русского народа в условиях полиэтничности страны. Эти особенности русской истории не могли не оказать соответствующего влияния на характер возникновения и формирования системы социального призрения в России, основные этапы ее развития, формы и методы социально-защитной деятельности нуждающихся, и в первую очередь нуждающихся детей, место и взаимоотношение государственного, общественного и частного призрения.

В России практика социального призрения имеет свои глубокие культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917г. была связана, прежде всего, с милосердием и благотворительностью.

После 1917г., когда большевики осудили благотворительность как социальный пережиток, государство было вынуждено взять на себя заботу о тех людях, которые находились в особенно тяжелом положении.

Современное положение в деле социального призрения своеобразно в том плане, что в настоящее время происходит переход от чисто государственной системы к системе, включающей общественную благотворительность. Т.е. в какой-то степени мы возвращаемся к дореволюционному механизму призрения, сохраняя в то же время элементы, выработанные в период советской власти.

Используя накопленный в России положительный опыт призрения, подключая к его реализации все общественные организации, а так же привлекая частных лиц, государство должно взять на себя функции контроля за деятельностью этих учреждений, и в первую очередь создать единую стройную систему законов – нормативную базу, через которую будет осуществляться должное оказание помощи всем нуждающимся.


Библиография :

2. Сиротские детские учреждения России. // Беляков В.В. М.:«Знания» - 1993.-85с.

3. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной помощи. // Заводилкина О.В. / Актуальные проблемы современного детства. М.: ИНФРА - 1993.– 69с.

4. Содержание и организация социально-педагогической работы в учреждениях социальной реабилитации детей и подростков.// Иващенко Г.М., Плоткин М.М., Ширинский В.И. - М.: «Текст» - 1994. – 91с.

5. История социальной работы в России. // Учебное пособие для студ. ВУЗ. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 1999.- 79с.

6. Лапин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в современной России. // Актуальные проблемы современного детства. М.: «Текст» - 1993. – 97с.

7. Международный Комитет Красного Креста.// Майкл Игнатьефф./ Сборник«Военные преступления» изд. «Текст», Москва, 2002 – 270с.

8. История социальной работы в России.// Мельников В.П., Холостова Е.И. - М.: «Наука».-2001.- 156с.

9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961). М.: «Инфра-М».-1998. – 38с.

10. О положении детей в Российской Федерации. // Государственный доклад. 1994г. М.:«Юристъ», 1995. –114с.

11. Словарь русского языка.// Ожегов С.И. Изд. Советская энциклопедия. М.: «Текст» 1973. – 87с.

12. Педагогическая энциклопедия. // Т.1. М.:«Наука» - 1964.- 26с.

13. Первые учреждения для народа в царской России. // Розенфельд Б.Р. /Советское государство и право. М.: ИНФРА - 1991. – 52с.

14. Трудовое вспомоществование детей Московских приютов.// Смоленская Н.Е. - М.:«Транспечать» - 1998. – 25-31с.

15. Социальная работа: теория и практика. // Учеб. пособие. // отв. ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С.Сорвина. – М.: ИНФРА – М. 2001. – 78с.

16. Социальная педагогика. // Курс лекций. // Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000.- 46 с.

17. Технологии социальной работы. // Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М. 2001.-103с.

18. Теория и методика социальной работы. // Под общ. ред.академика Академии соц-х наук Жукова В.И. – М.: Изд. “Союз”. 1994. – 92с.

19. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. // Учебное пособие для студентов ВУЗ. М.:«Знания» - 2001.-162с.