Курсовая работа: Методы и формы работы семейного социального педагога с семьей "группы риска"
Название: Методы и формы работы семейного социального педагога с семьей "группы риска" Раздел: Рефераты по социологии Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Каждый человек рождается в определенной семье и становясь ее членом, становится и частью общества. В семье осуществляется основное воспитание ребенка, процесс его постепенного включения в жизнь общества, восприятие нравственных норм, изучение определенных позиций и ролей. Влияние семьи имеет большое значение для воспитания духовных и общественных потребностей человека. Серьезное влияние оказывает семья на формирование отношения к окружающей среде, к людям, к труду, к обществу в целом. Кроме того, в семье особенно ярко проявляются черты солидарности и взаимной ответственности. Семья является посредником между ребенком и обществом. В случае невыполнения семьей ее функций, страдает как весь внутренний мир ребенка, так и нарушаются его связи с обществом. В условиях современного общества наблюдается кризисное состояние семьи. Безработица, постоянный рост цен ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию. Общение средних слоев населения привело к росту смертности и сокращению рождаемости. В Российской Федерации, согласно статистическим данным с 1992 года наблюдается уменьшение населения. Если в 1995 года прирост населения составил 749, 9 т. человек, то в 1996 г. смертность превысила рождаемость на 880 т. человек. Современная семья урезает себя не только в жилье и одежде, но и в питании. За годы перестройки был уничтожен опыт работы с семьей и детьми в Дворцах Культуры, Домах пионеров. Государство устранилось от помощи семье. Снизилось государственное финансирование женских консультаций, родительных домов, детских больниц, дошкольных учреждений, домов ребенка. В самом тяжелом положении находятся семьи, где есть несовершеннолетние дети, а также неполные семьи. Падение нравов, рост алкоголизма и наркомании, невозможность обеспечить семью привели к увеличению разводов. Причина и социальная, и экономическая. Семья изменилась. Невозможность прожить на одну зарплату заставляет работать всех членов семьи. Особенно в тяжелом положении оказались дети. Их в России 25, 9% населения. В сложившейся ситуации многие семьи нуждаются в оказании помощи специалистов. В связи с этим 1991 году в России была введена профессия – социальный педагог. Социальный педагог – специалист способный оказать помощь и поддержку в преодолении ряда проблем, в том числе и семейных проблем. В своей работе мы хотели бы рассмотреть тему: «работа с семьей, как одно из направлений деятельности семейного социального педагога», ставя перед собой цель – представить деятельность социального педагога в семье. Для этого необходимо реализовать ряд задач: - рассмотреть становление семьи как социального института в русской социо – культурной традиции; - дать определение понятию семьи и представить ее функции; - выявить негативные и позитивные факторы развития семьи; - рассмотреть различные типы семей с точки зрения необходимости социально – педагогического вмешательства; - рассмотреть систему социально – педагогической поддержки семье и детям; - определить роль социального педагога в семье; - рассмотреть методы и формы работы семейного социального педагога с семьей «группы риска»; - исследовать метод социального диагностирования на практике; - проанализировать уровень благополучия в различных семьях. Объектом исследования служит семейное воспитание. Предметом же является деятельность социального педагога в отношении социализации личности ребенка в семье. В работе используются и реализуются следующие методы: изучение литературных источников, беседа, наблюдение, анкетирование, социальное диагностирование. Глава I . Основные направления и содержание деятельности семейного социального педагога по работе с семьей §1. Значение семьи, как социального института в русской социо - культурной традиции В жизни каждого человека семья занимает особое место. Стремление к совершенству семьи, рода и племени было свойственно нашим предкам. Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла важные оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи. Поощрялось стремление брать себе жен из хорошего рода. Таким родом считался род честный, дружный, многочисленный, здоровый. Русские, кроме того, предъявляли еще и дополнительные требования к хорошему роду – трудолюбие, высокая нравственность, целомудрие, скромность, доброта, то есть примерно те же требования, что и к отдельному человеку. Так совершенство личности дополнялось совершенством семьи, всего племени. [25] В русской культурной традиции человек без семьи считался обиженным Богом. Иметь семью и детей было также необходимо и естественно, как трудиться. Такие качества как доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь. Ругань, зависть, своекорыстие считались грехом. Сварливость и неуживчивость рассматривались как наказание судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. [10] Семья – древнейший институт человеческого общества - прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек «без роду, без племени» вообще не мог существовать, через «большую семью», вмещавшую под одной крышей несколько поколений живших в тесном контакте с «родней», включавшей многочисленных родственников, к нуклеарной «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей. Таков пройденный путь. [1] Современная семья во многом отличается от семьи в начале века, где муж – «хозяин», «добытчик» обеспечивал жизнедеятельность семьи, а женщина, мать, отвечала за быт и психологическое благополучие семьи. В наше время семья находится на грани кризиса. Разрушительные последствия реформ сказались на моральном климате в обществе. Переход к рыночной системе, хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Наше общество сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, миграцией семей, в том числе за пределы государства; ухудшающимся состоянием здоровья населения, изменением традиционных ролей семьи, особенно женщин, ростом количества неполных семей. Социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания. Фактором сегодняшней жизни стало насилие в семье. Дети, лишенные возможности творческого развития, пополняют отряды бомжей, правонарушителей, оказываются подвержены алкогольным и никотиновым пристрастиям. Все эти проблемы приводят к распаду семьи. Каждый третий ребенок сегодня воспитывается в неполной семье, растет число детей рожденных вне брака, родители уклоняются от воспитания детей. Если брачные рождения испытывают период стабильного снижения (с 2044 т. в 1988 г. до 937 т. в 1998 г), то внебрачные – даже увеличивались (с 304 т. до 346 т. соответственно). В результате доля детей рожденных вне брака возросла почти вдвое: с 14,6% в 1998 году до 27,9% в 1999 году. Резкое падение рождаемости в последнее десятилетие затронуло российских женщин всех возрастных групп. «Через 15 лет, - заявил Президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию 8 июля 2000 г., - россиян может стать меньше на 22 миллиона человек… Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой». [32] Статистика отражает все возрастающую тенденцию разводов и увеличивающее число затронувших разводами детей. Количество детей, ежегодно лишающихся полноценной семьи из-за развода, составляет значительное число. Более половины таких детей меньше шести лет. Уже это говорит о том, что необходимо позаботиться о детях, попавших в подобную ситуацию. Сюда же относятся дети, живущие в дисгармоничных семейных условиях, даже если дело не доходит до развода. Как показывают исследования причин подростковой преступности, большая часть таких подростков – из неблагополучных или распавшихся семей. О кризисе семьи П. Сорокин пишет: «Если он пойдет дальше, он грозит усилению развала семьи. Развал семьи в современных условиях неизбежно повлечет развал всей общественной жизни и означает огромное бедствие… ни один институт не может заменить семью». [26] Таким образом, задача социально – педагогической деятельности состоит в укреплении ценности, значимости и возможностей семьи как наиболее важного из социальных институтов. Для каждого человека существует 2 семьи. Та, из которой от вышел, и та, которую он создал, и в которой он живет сейчас. Различные авторы рассматривают понятие семьи по-разному. А.Н. Кравченко рассматривает семью, как мелкую ячейку общества. Один из основных социальных институтов. Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это: - вступление в брак; - рождение 1-го ребенка; - окончание деторождения (последний ребенок); - «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка; - прекращение семьи со смертью одного из супругов. Как считают социологи общество держится на «пяти» столбах: институт семьи и брака, государство, экономический институт, институт образования, религия. [9] И если один из этих «столбов» разрушится, то не будет общества. Ведь семья – это дом объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности. [5] Ю.В. Васильков рассматривает семью, как экологическую нишу. Семья – это созданная человеком интимная среда существования. Одним из условий существования является взаимоотношение в семье. Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимоотношение, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки. Взаимоотношение в семье зависит от традиций, общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств характера родственников. [5] В связи с этим мы считаем необходимым расширить понятие семьи, так как семья – это не просто малая социально – психологическая группа, которая связана брачными и родственными отношениями, но и создание новой жизни, это дом в котором воспитывается и развивается личность, закладываются нравственные основы, формируется мировоззрение. Семья способствует не только формированию личности, но и самоуправлению человека, стимулирует его социальную творческую активность, раскрывает индивидуальность. Ведь жизнь в родной семье – это наиболее мощное переживание, определяющее всю дальнейшую нашу жизнь. Его влияние не ограничивается одними действиями. Какими мы видим себя, других и весь мир – все это определяется установками нашей родной семьи. Взгляды развившиеся в ней, остаются с нами на протяжении всей жизни. [18] Семья, как социальный институт, прошла исторический путь своего развития, в течение которого выделились ее основные функции. Проанализировав мнения различных авторов, мы пришли к выводу о том, что все функции можно объединить в следующем порядке: воспитательная, репродуктивная, хозяйственно-бытовая и досуговая. Первая основная функция – это воспитательная, она имеет 3 аспекта: первый – передача взрослыми членами детям накопленного опыта; второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни; третий аспект – постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Говоря о воспитательных возможностях семьи, известный ученый А.Г. Харчев подчеркивает, что «семья не только передает, но и создает духовные ценности, такие как супружеская и родительская любовь, уважение и любовь детей к родителям, семейная солидарность». [10] На ребенка в семье влияют три группы факторов: среда, деятельность и семейное воспитание. Первыми воспитателями являются мать и отец. Именно они создают атмосферу любви, понимания, поддержки, либо отвержения. Вторая функция – репродуктивная (продолжение человеческого рода). Социальная напряженность и неустойчивость, сопровождавшие реформы в нашей стране, безусловно, не могли оказать воздействие на планирование семьи, отказ иметь ребенка вообще или решение отложить это на будущее. Тенденция падения рождаемости до сих пор продолжается. Следующая немаловажная функция : хозяйственно – экономическая. Ее выполнение предполагает участие членов семьи в общественном производстве, ведении домашнего хозяйства, накоплении имущества и обеспечении его наследования, формировании семейного бюджета, организации потребительской деятельности. Серьезную роль в воспитании играет семейный досуг – это залог благоприятного уклада семейной жизни, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи. Ее целью является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных потребностей ребенка и родителей. Для каждого ребенка семья – это его будущее. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина. Через реализацию всех этих функций в семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи. Поэтому воспитательный потенциал семьи реализуется в функциях. Она воспитывает так, как функционирует. Немаловажен в воспитании ребенка и уклад семьи, установившийся порядок в организации жизни, быта. Т.В. Лодкина выделяет 3 типа семейного уклада: - благоприятный уклад характеризуется нормальной нравственной и трудовой атмосферой, стабильностью, положительным примером родителей, гуманистическими и доверительными отношениями между взрослыми и детьми, богатством сферы общения членов семьи и добрых семейных традиций, разумными потребностями, полезными увлечениями родителей и детей, что способствует правильному воспитанию; - педагогически – противоречивый. Он характеризуется тем, что при наличии социально – ценностных ориентаций семьи нравственная и трудовая атмосфера ее является противоречивой, отношения между взрослыми и детьми складываются стихийно, вызывают ссоры и семейные конфликты, что мешает успешному воспитанию детей. Уровень психолого-педагогической культуры этих родителей в основном средний; - неблагополучный. Ему присущи неурегулированные отношения между членами семьи, объяснение социально – коммуникативных связей ребенка, такое или частичное отсутствие педагогически целесообразной организации жизни взрослых и детей, нарушение правил поведения в быту, гипертрофия материальных потребностей и преобладание их над духовными, нередко накопительство, пьянство, моральное поведение родителей. Уровень психолого-педагогической культуры родителей низкий или отсутствует. [10] На основании анализа семейного уклада, а также других характеристик семьи можно выделить различные типы семей. Существует множество типологий семьи, но деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, располагающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, от низкого к крайне низкому: благополучные семьи, семьи «группы риска», неблагополучные семьи, асоциальные семьи. Эта типология предоставляется нам полезной, так как с учетом ее можно определенным образом строить работу с отдельными типами семей, делая акценты на наиболее значимые для каждого вида проблемы. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы. Семьи «группы риска» характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками и в случае необходимости предложить своевременную помощь. Неблагополучная семья, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходимы активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы. Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние некоторых нуждается в коренных изменениях. В этих случаях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно – бытовые условия не отвечают элементарным санитарно – гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства. В основе типологии семей могут лежать также следующие критерии: - по составу выделяют: - патриархальные семьи (большая по численности семья, где в одном доме проживают разные поколения родственников и свойственников); - нуклеарные (состоящие из 3-4 членов, но функции воспитания взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения); - малые: - неполные (семья с одним родителем); - материнские (небрачные, мать не состояла в браке); - отцовские; - «пустые гнезда» (родители оставшиеся без детей); - осиротевшие (результат развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей); - семьи в повторном браке (семья с двумя родителями, где могут быть дети как общие, так и прежних браков); - промежуточные семьи - «гражданский брак» (фактический брак); - по географическому признаку: - матрилокальные (молодая семья проживает у родителей жены); - патрилокальные (молодая семья проживает у родителей мужа); - неолокальные (молодая семья проживает отдельно от родителей); - унилокальные (молодая семья не имеет собственного жилья, съем квартиры); - в психологии выделяют следующий критерий – это по стилю воспитания: - семья – «крыша» (четкая роль ребенка, доминирует принцип свободы, нет жесткой регламентации норм и правил поведения, в основном – многодетные семьи). - семья – «крепость» (очень жесткий семейный уклад, проявления тревожности у одного из членов семьи, покладистость; поздний ребенок в семье); - семья – «дом с прозрачными границами» (ярко выражены семейные ценности, родительские установки всегда позитивны, по отношению к ребенку); - соматорная семья (большая тревожность каждого члена семьи); - псевдосолидарная семья (страшный вид аномалии, холодные взаимоотношения при внешнем благополучии); - Вулканическая семья (постоянная смена лидера). - Рассмотрев типологию мы пришли к выводу, что многие семейные проблемы не могут решиться без вмешательства со стороны и, в частности, без вмешательства социального педагога. § 2. Принципы и направления деятельности семейного социального педагога Семейный социальный педагог в процессе своей деятельности решает многие проблемы семьи. Но, чтобы его деятельность была эффективной, нужна родительская поддержка, чтобы родители осознавали, что им хотят помочь, что все то, что делает социальный педагог – для их блага. Недаром ведь А.С. Макаренко был глубоко уверен, что «родительские требования к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания, а если с ребенком неблагополучно, нужно, прежде всего, самого себя положить под микроскоп. И нужно не ребенка перевоспитывать, а менять свое отношение к нему, т.к. его отношение к себе зависит только от родителей». [11] От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Будут ли образцом для детей родители, ведь отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребенка. Помощь социального педагога родителям в основном состоит в консультировании, организации психологических тренингов, обучении обращения с ребенком, организации совместного с ребенком посещения клубов семейного отдыха, осуществлении психолого-педагогической работы с детьми и молодежью по месту жительства, выявление личных, межличных и внутрисемейных трудностей и конфликтов, фактов отклоняющегося от нормы поведения, семей социального риска. Выявление детей, подростков, нуждающихся в опеке и попечительстве, оказывание им необходимой помощи. Так же социальный педагог занимается профилактикой правонарушений, детского, бытового, дорожно-транспортного травматизма, пожаров. Обеспечивает соблюдение техники безопасности и санитарно – гигиенических норм при проведении работы с населением, принятие мер по оказанию (при необходимости первой медицинской помощи). Как любая деятельность, деятельность социального педагога по решению семейных проблем должна быть целенаправленной, спланированной, грамотно организованной. В связи с этим мы считаем необходимым рассмотрение следующих вопросов: принципы и направления, схема системного анализа, алгоритмы работы с трудными семьями. При работе с семьей социальный педагог опирается на следующие принципы: 1) принцип гуманизма (признание человека, как самоценной личности, его право на свободу, счастье, проявление своих способностей); 2) личностно - деятельностный подход (отношение к ребенку как субъектной деятельности, в ходе которой идет социализация личности, отношение к семье как к самоценности. Защита чувства доверия и сохранения семьи); 3) культурно-логический принцип (работа в контексте культуры жизнедеятельности духовных ценностей, увлечений и т.д.); 4) принцип жизнедеятельности и воспитания (предполагает целостность усилий различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием и защитой в организации прав детей); 5) принцип развивающего общения (принятие человека таким, какой он есть, общение на правах партнерства); 6) принцип сочетания терпимости уважения и требовательности к личности ребенка и к себе; 7) принцип учета новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества в системе взаимодействия личности, семьи, общества; 8) принцип милосердия. Также социальный педагог опирается на пять направлений в своей деятельности. - работа с семьей, как с институтом социо - культурного воспроизводства человека, она включает в себя психолого-педагогическую диагностику, проблемы трудностей конкретно семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, многодетной, неполной, студенческой, семьи с лицами ведущими криминальный образ жизни. Социальная педагогическая помощь семье – очень интенсивное, адресное обслуживание и консультирование семьи. Важно самообразование родителей, включающее в себя самостоятельное чтение специальной по рекомендации социального педагога литературы. - оказание помощи трудному ребенку, подростку в решении проблем адаптации в обществе. В такой помощи нуждаются дети, оказавшиеся в неблагоприятных условиях, угрожающих их здоровью и развитию: жертвы жестокого обращения в семье, дети которые находятся в длительном конфликте с родителями, друзьями, сверстниками и т.д. Таким детям свойственны неустойчивость внимания, раздражительность, слабость неправильного воспитания в семье; - профилактическая работа – это профилактика трудновоспитуемости; - организация творческой деятельности детей происходит на базе досуговых центров: ДДТ, природно-охранная деятельность, спортивно – оздоровительные комплексы и т.д. Семейный социальный педагог входит в контакт со специалистами, сотрудничая с ними. - социальная адаптация детей – обретение ими положительного взаимодействия с окружающими, активное самоутверждение в среде. [23] Одним из основных подходов в решении семейных проблем в деятельности социального педагога может быть системный подход. В рамках системного подхода воздействий социального педагога с семьей представляется в виде совокупности взаимосвязанных, взаимозависимых и организованных элементов, т.е. системы. Т.В. Лодкина предлагает использовать схему системного анализа. Эта схема предусматривает выявление и решение конкретной проблемы в семье [Приложение 1]. Рассмотрим ее элементы на конкретном примере: - «Презентация» проблемы - ученик имеет плохие отметки. - не слушает учителя, ответы учеников. - не выполняет задания. - часто болеет - единственный, поздний, недоношенный ребенок. - «Клиент» - реальная: ученик которому нужна помощь. - потенциальная семья ученика. - «специалист» - социальный педагог - выявление данных - наблюдение за ребенком показало, что проблема в первую очередь связана с нездоровым учеником и его социальной уязвимостью. Имеет место недоразвитость познавательных интересов, низкая степень произвольности, дефицит позитивного опыта социальных контактов; - школа – посещаемость уроков в основном в норме (по болезни); - семья – семейный уклад неблагополучный, имеются экономические трудности вследствие алкоголизма отца. - определение общих целей Компенсация дефектов развития познавательной деятельности. Авансирование личности. Создание ситуации успеха в учебе. - семейный социальный педагог – помощь и поддержка ребенка. Развитие адаптационных возможностей в социальной среде. Организация сотрудничества всех субъектов культурнообразовательного пространства. Активизация семьи. Выбор эффективных коррекционных средств. - конкретизация проблем (что изменить): - учитель – индивидуальный подход к ребенку; - ученик – общение со сверстниками; - семья – морально-психологический клиент; - семейный социальный педагог – посещение семьи, беседы с родителями, учеником, учителями, консультирование. - определение стратегии и методов достижения успеха; - проблема учителя: формирование учебной мотивации, способствующей процессу оптимального развития когнитивных, эмоциональных и социальных возможностей ребенка; - проблема ученика. Улучшения отношения к школе, повышение самооценки. Общение со значимыми взрослыми, сверстниками в классе коллектива; - проблема семьи. Улучшение микроклиента, усиление связи со школой. Связь с социально-педагогической службой. - Результат. К 9 классу динамика продвижения проявилась в стабилизации мотивационной сферы, улучшение отношения к школе, самочувствие, формирование чувства собственного достоинства. - Оценка деятельности семейного социального педагога. Организовано сотрудничество воспитывающих сторон. Изменилась позиция классного руководителя по отношению к семье. С помощью консилиума созданы условия школьнику для оптимального использования своих возможностей полноценного развития. Активизировалась деятельность матери, выраженная позитивным вмешательством в учебно-воспитательный процесс. Регулярность встреч матери с социальным педагогом превратилась в систему. Изменен морально-психологический климат в семье в лучшую сторону – уменьшено отрицательное влияние отца. [10] В основном социальному педагогу в своей практике приходится сталкиваться с теми семьями, которые имеют значительные проблемы в выполнении различных функций. К ним относятся семьи «группы риска», асоциальные, неблагополучные. Часто такие семьи называют одним словом – трудные по аналогии с «трудными» детьми. Действительно, взаимодействие с ними и процесс решения внутрисемейных проблем в таких семьях значительно затруднен. В МОУ Тотемской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернат разработан алгоритм работы социального педагога с «трудными» семьями. Он включает прохождение 6 основных этапов: 1 этап : Работа с семьей через комиссию по делам несовершеннолетних. Цель: выявление основных проблем. 2 этап : Вхождение в семью. Цель: актуализация мотивов повышения ответственности семьи. Задача: установление доброжелательного контакта основанного на отношениях. Методы: патронаж, совместная деятельность по решению выявленных проблем. Рекомендации: - время встречи обязательно согласовать с семьей; - первый визит планировать на 5-10 минут; - не вести беседу стоя в верхней одежде. При входе в жилое помещение использовать следующие правила: o разрешите снять пальто; o где можно присесть и переговорить; o беседу вести в спокойном, доброжелательном тоне, без оттенков агрессии; o вести себя естественно; o беседу вести при ребенке, при этом выбирать тактичные выражения; o заранее придумать содержание беседы; o смотреть в глаза собеседнику, использовать боковое зрение; o во время беседы избегать риторических вопросов «Почему…?» Лучше сформулировать таким образом: «Что вы думаете об этом….?»; o в конце беседы проверить свои выводы уточняющими вопросами: «Я правильно поняла?» Вы имели ввиду…? Вам действительно кажется…?» o если беседа перешла на уровень эмоций – смените тему разговора или покиньте семью. 3 этап : Изучение семьи. Цель: Создание информационной платформы для изменений. Задачи: Сбор сведений о семье в местах ее пребывания. Формирование представлений о разных аспектах семьи. Методы: беседа, анкетирование, тестирование и т.д. 4 этап : Анализ информации. Цель: Выбор направлений, способов, средств работы с «проблемой» семьей. Задачи: обработка информации, сопоставление информации и различных источников. Методы : обобщение независимых характеристик. 5 этап : Корректировка работы. Цель: Создание новых и восстановление разрушенных позитивных контактов семьи с социумом. Задачи: Решение конкретных проблем семьи. Повышение уровня ее психолого-педагогической компетентности. Методы : Консультирование – кратковременная рациональная терапия, ведущая к разряжению конфликтов. 6 этап : Выход из семьи. Цель: Стабилизация позитивных изменений. Задача: Разработка перспективного плана работы с семьей. Организация контроля семьи через 3, 6, 9 месяцев. Методы: документальная фиксация изменений. Повторная встреча с семьей на КДН. Семья выступает как специальный объект социального воздействия, когда педагогические усилия направляются на нейтрализацию ее отрицательных влияний на детей, перестройку отношений в семье, создание основного формирования социально-значимых ценностей. Нельзя ждать от семьи того, что она сама начнет заниматься преодолением трудностей, т.к. многие проблемы могут казаться не опасными. Успех этого определяется также умением семейного социального педагога подбирать актив в доме, где проживает семья, создавать опору из числа самых заинтересованных жителей, соседей и т.д. Поле деятельности социального педагога при этом – активное изучение социально-педагогических возможностей микрорайона, позитивное влияние на неблагоприятные семьи, поддержка школы. Выше уже говорилось о том, что в зависимости от типа, каждая семья имеет свои специфические проблемы. В данной части нашей работы мы рассмотрим особенности деятельности семейного социального педагога с различными типами семей. § 3. Деятельность социального педагога с различными типами семей
§ 4. Системы социально – педагогической поддержки семей Рассмотрев конкретную работу с семьей мы считаем нужным сделать акцент на системах социально – педагогической поддержки семей. Под поддержкой мы понимаем перспективную и оперативную помощь детям, семье в решении их проблем. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи ученика, в сфере внутришкольного общения и взаимоотношения, социальный педагог в процессе диагностики дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение других специалистов – профессионалов: психологов, врачей, юристов, социальных работников, представителей органов власти, общественности. 1. Муниципальная система социально – педагогической поддержки детства и семьи. Практическое построение системы социально – педагогической поддержки детства в каждом конкретном муниципальном образовании должно осуществляться с учетом местной специфики не только социальных проблем детей и молодежи, но и экономических, организационных и других возможностей данного субъекта местного самоуправления. Структурно – функциональная модель. Первый уровень предполагает организацию нововведений социально – педагогического содержания в типовых общеобразовательных учреждениях. Составляющие системы данного уровня призваны оказывать эффективную помощь каждому ребенку в преодолении учебно-воспитательных проблем. Первая составляющая связана с необходимостью раннего выявления детей группы риска и оказания им социально – педагогической поддержки. Она включает специально организованные социально – педагогические группы в дошкольных образовательных учреждениях, деятельность которых поможет решить проблемы физического и психологического здоровья детей из неблагополучных семей, их полноценного воспитания и подготовки к школе. Раньше, когда дошкольные учреждения были доступны семьям с любым материальным достатком, их посещали почти все дети, в том числе и дети из неблагополучных семей. В настоящее время для многих, даже работающих родителей воспитание детей в дошкольных учреждениях стало невозможным в силу значительно увеличивающейся стоимости их содержания. В большой степени это затронуло семьи безработных, беженцев и переселенцев, неполные и многодетные семьи, социальные семьи. Для детей из этих семей необходимо создать специальные группы в детских садах, которые должны работать круглосуточно в круглогодичном режиме и находиться на полном государственном обеспечении. Создание таких групп – важное звено в системе социально – педагогической поддержки. Выявление этих детей и оказание им помощи на ранних стадиях позволяет более успешно социализировать, предотвращать или существенно уменьшать возможность возникновения социальных отклонений в их развитии и поведении. К группе социальных служб относятся также специализированные группы для детей имеющих проблемы в развитии (нарушение речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ослабленное здоровье, и другие), а также специализированные детские сады для них. Вторая составляющая этого уровня включает специализированные классы в общеобразовательных учреждениях, объединяющих детей с определенными проблемами. Существует несколько возможных разновидностей учебных классов, отвечающих различным состояниям риска детей с неуспеваемостью или дезадаптацией: классы компенсирующего обучения (или педагогической поддержки) для учащихся риска академической неуспеваемости; классы коррекционно-развивающего обучения для учащихся риска по здоровью; профильные классы социального риска. Третья составляющая объединяет различные учреждения дополнительного образования, досуга и отдыха детей (детские спортивные школы, летние оздоровительные лагеря), деятельность которых имеет социально – педагогическую направленность. Это и социально – педагогические группы в различных секциях, кружках, студиях, а также специализированные смены и отряды в лагерях летнего отдыха. В целом деятельность учреждений и служб первого уровня направлена на коррекцию социально – педагогических условий реализации прав детей на полноценное развитие и образование в рамках традиционных образовательных учреждения. Таким образом, учащиеся первого уровня выполняют, прежде всего, образовательно-коррекционную функцию. Второй уровень муниципальной системы социально – педагогической поддержки детства предусматривает создание учреждения нового типа – социально – педагогических учреждений. Потребность в них вызвана появлением многочисленных категорий детей группы риска, проблемы их не решают типовые образовательные учреждения: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети не имеющие жилья и прописки; дети – беженцы; дети из неблагополучных семей; испытывающие розного вида ситуации в семье или обществе. Инновационные социально – педагогические учреждения призваны защищать неотъемлемое право ребенка и оказывать ему необходимую помощь и поддержку; предоставлять детям возможность временного проживания, обеспечивать их едой и одеждой, медицинской помощью, создавать условия для социальной адаптации и реабилитации. Такие учреждения появились в России недавно, они существенно отличаются друг от друга поведением, по спектру оказываемых услуг, по организационно-правовым формам, по контингенту детей, с которыми ведется, работа по характеру решаемых проблем. [16] Выделенные типы необходимы в любой региональной системе социально – педагогической поддержки детства. Центр социально – трудовой адаптации (ЦСТА) предназначен для несовершеннолетних подростков группы риска, отчисленным по разным причинам из общеобразовательных учреждений. Главная задача ЦСТА – создание условий для социальной адаптации, включающих профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, трудоустройство, правовую защиту и контроль за соблюдением их прав в сфере производства. Поэтому в структуру ЦСТА обязательно должны входить: центр профориентации, молодежная биржа труда, образовательный центр начального профессионального обучения подростков. Центр семейного воспитания (ЦСВ) решает проблемы детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Основная задача центра - устранение или смягчение социальных, экономических, психологических воздействий неблагополучной семьи, оказывающей отрицательное влияние на развитие ребенка и в тоже время ее сохранения и реабилитация, с тем чтобы не произошла изоляция ребенка от родителей. Для решения этой задачи центр работает в следующих направлениях социально – педагогической помощи: 1) выявление неблагополучных семей и их социальная реабилитация, цель которой сохранить семью, изменить в положительную сторону отношения родителей к детям, улучшить социально – экономическую и психологическую ситуацию в семье, повысить правовые, педагогические, психологические знания родителей; 2) организация дневного пребывания детей из неблагополучных семей. Центр представляет необходимые условия для их повседневной жизнедеятельности и развитие которых не обеспечивает семья; 3) организация в микрорайонах досуга и отдыха детей этой категории, создание возможности бесплатно найти занятие по интересам, реализовать свои творческие способности и наклонности. Эти направления деятельности осуществляются через следующие структурные подразделения ЦСВ: службу семьи, Центры дневного пребывания детей, досуговые центры по месту жительства. Центр неотложной социально – психологической помощи (ЦНП) должен оперативно решать проблемы детей, оказавшихся в психологической сложной ситуации, переживших насилие, стресс, временно оставшихся без жилья и средств к существованию, ушедших из дома, бродяжничающих, беспризорных и безнадзорных. Главные задачи центра – обеспечение охраны и защиты прав (определение социального статуса ребенка, выяснение правовых аспектов его жизненной ситуации и необходимых правовых действий), направление ребенка в органы правомочные решать его ситуацию, оказание практической социальной помощи, охрана от влияния асоциальной среды, оказание психологической помощи, консультирование по вопросам правового, социального, психологического, педагогического характера. В центре дети остаются до решения их проблем или определения их социально – правового статуса и дальнейшей судьбы. Кризисный центр (КЦ) предназначен для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Главная задача центра – социально – педагогическая реабилитация этих детей и содействие их социальной адаптации К.Ц. включает в свою структуру: приют временного пребывания, в котором дети могут находиться до 6 месяцев, пока решаются различные правовые вопросы их жизненной ситуации. Муниципальный детский дом, в котором дети остаются до совершеннолетия и начала самостоятельной жизни. Деятельность этих социально – педагогических учреждений нацелена на реализацию и защиту нарушенного права детей на уровень жизни, необходимого для их полного развития, на их социально – педагогическую реабилитацию. Таким образом, их основная функция – правозащита, социальная адаптация и социальная реабилитация. Третий уровень – управленческий, который включает собственно муниципальный орган управления образованием, а также находящуюся в его непосредственном подчинении психолого-медико-педагогическую службу, обеспечивающую выявление и диагностику социально – педагогических проблем детей в рамках муниципального образования. Психолого-медико-педагогическая комиссия, работающая на постоянной основе осуществляет комплектацию специализированных групп и классов образовательных учреждений из числа детей как посещающих образовательные учреждения, так и находящихся в социально - педагогических учреждениях. Служба главного психолога занимается проблемой организации психологической помощи в рамках своей системы. Служба главного дефектолога, решающая аналогические проблемы в областной дефектологии [16] 2. А. Северный предложил региональную модель защиты детства и семьи. 1) Профилактическая помощь. Речь идет о вневедомственных региональных и территориальных центрах социально – психологической помощи ребенку и семье, создающей в своей структуре ряд специализированных учреждений или консолидирующих деятельность уже существующих. Необходимо включение психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) в структуру этих центров, что позволит избежать присущую действующим организациям ведомственную ограниченность. Второе необходимое звено – это Совет по проблемам детства и семьи. Эта структура, обладающая основными распорядительными функциями и управляющая финансированием, помимо ведомственных законов должна создать условия для реализации единой политики в субъектах РФ. 2) Контроль за соблюдением прав детей. Некоторые принципиальные моменты службы уполномоченного по правам ребенка. Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав; свобод и законных интересов ребенка, хотя не отменяет и не влечет за собой пересмотра компетенции органов государственной власти, общественных объединений и коммерческих организаций субъекта РФ, поскольку эта служба не обладает никакими распорядительными или санкционирующими полномочиями, а только правовое наблюдение и информирование. 3) Защита прав детей. Непосредственная функция - защита прав детей с организованно – распорядительными полномочиями возлагается на комиссию по делам несовершеннолетних и защиты их прав. Основная цель – защита прав и интересов детей, а также координация мероприятий по профилактике, безнадзорности и правонарушений детей соответствующих ведомств и организаций. К сожалению, гораздо более грустная история происходит с ювенальной юстицией - этим необходимым звеном реабилитационного пространства, основной задачей которого является профилактика социальной дезадаптации детей и подростков. Однако, до сих пор не сделано никаких реальных шагов в этом направлении. Между тем, очевидно, что включение в региональную систему защиты детства семьи местных ювенальных судов давно назрело в нашей стране. 3. Система педагогической поддержки в общеобразовательном учреждении включает в себя: наличие в школах врачей – педиатров и медсестер, в задачу которых входит диспансеризация всех детей и осуществления прививок; районные врачи – психоневрологи, дефектологи, логопеды ведут диагностическую работу и оказывают помощь детям, которых направляют школы; классные руководители – ведение документации, контроль за посещаемостью и дисциплиной общения с родителями, проведение классных собраний, бесед на нравственные темы, организация тематических образовательных встреч, экскурсий, походов, вечеров отдыха, организация участия класса в общешкольных праздниках, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях; заместитель директора по воспитательной работе, который помимо задач социализации решает вопросы работы с родителями, с трудными детьми, осуществляет координацию с внешними службами; психологическая служба – школьный психолог, социальный педагог. Социально – педагогическая помощь семье – это очень интенсивное адресное обслуживание и консультация семьи. Она используется там, где другие формы не дают эффективных результатов. Возникла необходимость создания службы, которая объединила бы высококвалифицированных специалистов в области педагогики, психологии, медицины и права с целью оказания практической помощи семьям, трудным семьей, трудным детям, социальным педагогам и сотрудничестве с ними. Решение проблем личностного развития ребенка вопросов семьи в этом центре позволяет социальном нуждающимся, быть в более тесном контакте с семьей и совершенствоваться. Задачи: 1) диагностировать социально – психологические и педагогические ситуации в семье, микросоциуме; 2) изучать интересы и потребности детей и взрослых, их трудности, проблемы семей с различным семейным жизненным укладом; 3) помощь адаптации семьи к изменяющимся социально – экономическим условиям, сохраняя все положительное что было ей свойственно в общечеловеческом плане; 4) вести профилактическую работу с семьей, ребенком, оказывать психолого-педагогическую поддержку людям с лабильной нервной системой; 5) способствовать оздоровлению среды в контакте с социальным педагогом; 6) повышать психолого-педагогическую культуру семей; 7) защищать интересы ребенка совместно с семейным социальным педагогом; 8) устанавливать по мере необходимости контакты с другими социальными институтами воспитания, через посредничество семейного социально педагога для оказания более эффективной помощи вплоть до изоляции ребенка из неблагополучной среды; 9) представлять интересы семьи или отдельных ее членов по их просьбе в государственных и общественных организациях через посредника – семейного социального педагога.[10] Такой центр существует в г. Вологда. В его работе применяются различные классические и нетрадиционные методы изучения ребенка, семьи; графические методы, цветовой тест Люшера, тест несуществующего животного, хирологический трансактный анализ, методика незаконченного предложения, наблюдения, беседы, анкетирование, монографическое изучение семьи и другие. Таким образом повышается психолого-педагогическая культура родителей, у семьи появляется поддержка – семейный социальный педагог и конкретная компетентная служба, заинтересованная в создании комфортной, безопасной среды для нормального и успешного развития детей и их защиты. Глава II. Методы и формы работы семейного социального педагога с семьей «группы риска» §1. Специфика работы с семьей «группы риска» Рассмотрев понятие семьи, ее функции, уклад, типологию нужно сделать акцент на семье «группы риска», как более распространенной в нашем обществе. Семья «группы риска» – разновидность семьи, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети. Следует отметить, что понятие «группы риска» появилось еще в советский период, именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие, позволяло выделять категорию людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. Разные ученые выделяют различные группы факторов риска, рассмотрим подход В.Е. Летуновой: медико-биологические факторы: - группа здоровья; - наследственные причины; - группа здоровья; - врожденные свойства; - нарушения в психическом и физическом развитии; - условия рождения ребенка; - заболевания матери и ее образ жизни; - травмы внутриутробного развития и т.д. социально – экономические: - многодетные и неполные семьи; - несовершеннолетние родители; - семьи, ведущие аморальный образ жизни; - неприспособленность к жизни в обществе. психологические: - отчуждение от социальной среды; - невротические реакции; - нарушение общения с окружающими; - эмоциональная неустойчивость; - неуспех в деятельности; - неуспех в социальной адаптации; - трудности общения. педагогические: -несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям и т.д. [19]. Наиболее важное и конкретное для работы семейного социального педагога представляет интерес классификация Беличевой. Она выделяет следующие факторы риска: - медико-социальные: (отягощенная наследственность, хронические заболевания, инвалидность, антисанитария); - социально – экономические (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия); - социально - демографические (неполные; многодетные; повторный брак); - социально – психологические (искаженный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, моральная безответственность родителей, жестокость); - криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи). С.В. Тетерский выделяет семьи, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненных затруднений и нуждаются в помощи со стороны и судебной системы, системы социальной защиты и социального обслуживания: семьи беженцев, вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой; семьи воспитывающие детей инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы; семьи безработных; семьи военнослужащих – контрактников; семьи проживающие в неблагополучных регионах; семьи, где родители долго не получают заработную плату. [22] Всем этим семьям необходима психолого-педагогическая, реабилитационная, правовая, а так же социально – педагогическая помощь. Как нам известно, личность подрастающего поколения формируется не вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Последняя имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школа, класс, неформальные группы общения. Каковы особенности той или иной семьи вызывающие или способствующие возникновению отклонений в поведении школьников? Они отражаются в изменяющихся классификациях семей, где часто появляются трудные дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют друг друга. Остановимся на них подробнее. Г.П. Бочкарева выделяет: 1) семью с неблагоприятной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, нечувствительны по отношению к своим детям; 2) семья, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, существует безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучии отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи; 3) семью с нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы. Он вовлекается в аморальный образ жизни. В основу этих классфиикаций кладется содержание переживаний ребенка. А.Е. Личко выделяет 4 типа неблагополучных ситуаций в семье. 1. гиперопека различной степени: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни ребенка до семейной тирании; 2. гиперопека, нередко переходящая в безнадзорность; 3. ситуация, создающая «кумира» семьи. Для нее характерны постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи; 4. ситуация, создающая «золушек» в семье. Автор отмечает, что в 80-е гг. появилось много семей, где родители уделяли преимущественно внимание себе, а не детям. В этой связи отмечено увеличение количества черствых и жестоких подростков. Б.Н. Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей способствующих появлению трудных детей. 1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем родителей; не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи с низким материальным уровнем. Эти семьи чаще по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях выросли нравственно здоровые дети. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания ребенка; 2) конфликтные семьи, где родители не стремятся исправить недостатки своего характера, либо где один из родителей нетерпим к другому. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно, – демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей; 3) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов семьи отмечают различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинять своей воле другого и т.п.; 4) педагогически некомпетентные семьи. В них недуманные или устаревшие представления в ребенке заменяют реальную картину их. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к беспризорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку. Другим примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов, например, меньшую активность, послушность и т.д. Т.М. Мишина (1978) выделяет 3 основных типа дисгармоничных супружеских отношений: 1. Соперничество, при котором структура отношений носит противоречивый, дружелюбно – враждебный характер. Оба партнера характеризуются незрелостью, несформированностью семейной роли и оказываются не в состоянии принимать на себя ответственность за семью как целое; 2. псевдосотрудничество, при котором с внешней стороны отношения супружеской пары выглядят равными и согласованными, с элементами преувеличенного выражения заботы о партнере. Поводы к возникновению конфликтов в семье и не во внесемейной сфере и связаны с индивидуальными трудностями и неудачами супругов на работе или в общении; 3. изоляция, при которой в совместной деятельности супруги остаются эмоционально обособленными, оказываются незаинтересованными друг в друге как в муже и жене. Конфликтные ситуации возникают при нарушении границ изоляции. В.И. Гарбузов, А.И. Захаров и Д.Н. Исаев (1977) считают, что решающим фактором, который формирует личностные черты, предрасполагающих к возникновению отклонений в поведении детей и подростков является неправильное семейное воспитание. Они выделяют 3 типа неправильного воспитания: 1) отвергающее (непринятие). Суть его заключается либо в чрезмерной требовательности, жестокой регламентации и контроле, либо в недостатке контроля и попустительстве; 2) гиперсоциализирующее. Возникает на почве тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка и других членов семьи, социального статуса ребенка среди сверстников и особенно его успехов в учебе. Проявляется также в чрезмерной озабоченности будущим ребенка и его семьи; 3) эгоцентрическое. Наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, где ребенку навязывается представление «Я большой» в качестве самодовлеющей ценности для окружающих. Появлению трудных детей также способствует отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, нарушенная или отсутствующая связь между семьями разных поколений. В последние годы в научной литературе и массовых изданиях широко обсуждается тема жесткости и насилия по отношению к детям в семье. Насилие может принимать физическую и психологическую формы физического насилия в семье проявляется в избиении ребенка, нанесение ему ожогов, испытании голодом и т.п. Имеются слухи развратных действий по отношению к детям и сексуального насилия. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями и запугиваниями. Надо отметить, что жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Жесткость создает основу для хронической психогенной травматизации, нередко вызывая повторные аффективные криминальные действия. Известны даже случаи убийства подростками своих жестоких родителей. В целом, следствием жесткого обращения с детьми бывает их асоциальное поведение в самостоятельной жизни. Для родителей трудных детей характерным является неумение правильно использовать в воспитательном процессе поощрения и наказания. Такие родители редко хвалят ребенка за хорошее поведение. Часто неправильно и непоследовательно реагируют на плохое поведение. Они чересчур много времени уделяют поступкам детей, не понимая, что подчас негативное поведение вызвано поиском внимания родителей. Уделяя такому поведению много времени, родители закрепляют его у ребенка. Поэтому бывает правильнее, если это позволяют обстоятельства, игнорировать плохое поведение и обращать внимание на положительные действия ребенка, высказывая ему одобрение. Важны и многие другие факторы: время реакции (лучше быстрее); последовательность и принципиальность дисциплинарных требований, их осознанность детьми; характер отношений родителей с ребенком (более эффективны воспитательные действия любимых и уважаемых родителей); баланс поощрений и наказаний (первые желательно применять чаще, чем вторые). Необходимо отметить, что достаточно тяжелые и легкие наказания нецелесообразны. Очень важна частота наказаний. Постоянно наказываемые отвечают агрессией или даже асоциальным поведением. Ребенку лучше привить немного согласованных правил поведения, чем много несогласованных. Важно не только поощрять хорошее поведение ребенка и тормозить плохое, но и сформировать у него внутренний механизм контроля своего поведения. Для этого требуется создать у ребенка и подростка собственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет вести себя правильно независимо от одобрений и поощрений со стороны родителей и других людей. [19] § 2. Планирование и организация деятельности семейного социального педагога Работа с родителями, семьей представляет собой очень важный, сложный и необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося от нормы поведения детей и виды деятельности педагога, психолога, социального педагога, а также специальных психолого-педагогических служб и институтов. Как отмечалось выше, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков, поэтому работа по профилактике и коррекции этих отклонений должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей. Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейших факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков. Задачи работы с родителями: - осуществление информационно – просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании; - осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом; - осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании. Поставленные задачи определяют те формы работы, которые необходимо осуществлять с семьей профилактики и коррекции отклонений в поведении детей и подростков. [19] Информационно – просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков. По данным как отечественных, так и зарубежных ученых, нарушения системы семейного воспитания, дисгармония супружеских отношений являются основным патогенетическим фактором, обуславливающим возникновение девиаций в поведении детей и подростков. Дисгармония, дестабилизация семьи – это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимоотношений – их полезность, отчужденность, конкурирующий характер, формальность, неравенство с другой – искажения в личных установках, ролевых ожиданиях. Объективно складывающие взаимоотношения в семьях характеризуют структуру семьи, семейную целостность. В здоровой семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы» способности членов семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты. В дисгармоничной семье равновесие во взаимоотношениях используется для того, чтобы избежать изменения, решения и связанных с этим тревог и потерь. Равновесие перестает быть формой адаптации семьи и задачей оптимального выполнения своих внешних и внутренних функций. Семейные узы оказываются лишь способом сохранения некоторого равновесия, на деле препятствующего личности членов семьи и их взаимоотношений. Установление близких, дружеских взаимозависимых контактов становится самодавляющим и доминирующим требованием к членам семьи, реализуемым даже ценой сдерживания семьи в целом и каждой личности, отдельности, ухода от действительности и ее исполнение. Семьи с нарушенными взаимоотношениями не могут самостоятельно решать возникающие в семейной жизни противоречия и конфликты. В результате зрительно существующего конфликта у членов семьи наблюдается снижение социальных и психологических адаптаций, отсутствие способностей к совместной деятельности (в частности, неспособность к согласованности в вопросах воспитания детей). Уровень психологического напряжения в семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к эмоциональным нарушениям, возникновению невротических реакций, чувства постоянного беспокойства у ее членов и вызывая негативные отклонения в поведении детей. Таким образом, дисгармония в супружеских отношениях создает неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития ребенка и может стать источником для возникновения отклоняющегося от нормы поведения детей и подростков. Помимо супружеских отношений, непосредственно детско-родительские отношения, тип семейного воспитания также оказывает огромное влияние на формирование девиантного поведения у детей и подростков. Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определенная зависимость: «Принятие и любовь» порождает в ребенке чувство безопасности и способствует нормальному развитию личности, «явное отвержение» ведет к агрессивности и эмоциональной незрелости. Информационно – просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Эта работа может осуществляться как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровне отдельных общеобразовательных учреждений. Формами такой работы могут быть лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, юристов и др.). Диагностическая работа с родителями. Целью здесь является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучных в системе семейного воспитания детско-родительских отношений, но и позволяет выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции. Диагностическая работа с родителями должна осуществляться с учетом специальных принципов: - полученная в результате диагностики информация должна интерпретироваться квалифицированными специалистами; - полученная информация должна сохраняться в тайне от лиц, не участвующих в диагностическом процессе; - сообщение результатов диагностики супругам должно проводиться индивидуально с учетом этических норм психодиагностического обследования. Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщения же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально. В отечественной литературе существует достаточное количество методик диагностики типа детско-родительских отношений и семейного воспитания, а также родительских установок среди них для профилактической работы характера в том направлении можно порекомендовать тест – опросник родительского отношения, опросник «измерение родительских установок и реакций», опросник «удовлетворенность браком», схему анализа особенностей и недостатков семейного воспитания. Коррекционная работа с семьей имеющей ребенка с отклоняющимся от нормы поведением. Понимание семьи как целостной системы позволяет распространить на нее широко известные положения, относящиеся к функционированию системных объектов: - семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой; - семья как целое определяет некоторые свойства и особенности входящих в нее индивидов; - каждый индивид семейной системы влияет на других индивидов и сам находится под их влиянием; - семейная система обладает способностями саморегуляции. Понимание семьи как системы приводит, в свою очередь, к пониманию необходимости применения комплексного, системного подхода к организации психолого-педагогической коррекции негативных отклонений в поведении детей и подростков. Только совместная работа со всеми членами семьи ребенка сможет привести к положительному результату. Формы проведения коррекционной работы весьма разнообразны: это и групповая семейная психотерапия (работа с группой из нескольких семейных пар), и индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей или ее членом, и совместная групповая психотерапия детей и родителей. Семейная, индивидуальная и групповая психокоррекционная работа представляют собой стадии единого психотерапевтического процесса, направленного на восстановление и укрепление психического единства личности посредством нормализации отношений в семье. [19] Таким образом, отклонения поведения детей и подростков зависят от благополучия семейных взаимоотношений и если в семье еще не произошли сбои, то нужно предупредить родителей о возможных проблемах, чем затем устранять, корректировать данную семью. §3. Изучение уровня благополучия в семьях учащихся Задачей нашей практической работы является изучение уровня благополучия в семьях учащихся. Мы предположили, что показатели уровня благополучия будут выше у учащихся из обычных классов, чем из компенсирующих. Для проверки этой гипотезы в январе 2003 года было проведено тестирование (в МОУ «Нюксенская средняя общеобразовательная школа) с 1 по 3 компенсирующий класс и в 5 классе. Целью тестирования являлось анализирование уровня благополучия в семьях учащихся. Было протестировано 39 учащихся, из них 16 учащихся из обычного класса. [Приложение 6] На основе полученной информации мы сделали ряд выводов: 1) Среди учащихся из компенсирующих классов уровень благополучия в семье составил лишь 10%, у остальных детей имеются проблемы в семье, т.е. 49% испытывают тревожность, 27% - конфликтность, по 7% чувство враждебности и неполноценности в семейной ситуации. 2) Среди учащихся из 5 класса уровень благополучия в семье составил 70%, что уже подтверждает гипотезу и только у 30% детей имеются в семье проблемы, это: 14% испытывают тревожность в семье, по 8% - конфликтность и чувство враждебности. 3) Данные этого исследования подтверждают нашу гипотезу. Для того чтобы снизить уровень тревожности в семье, враждебности и конфликтности мы считаем нужным и необходимым введение должности семейного социально педагога – специалиста выполняющего диагностирование проблем в социуме, социально – педагогическую защиту семьи и личности, психолого-педагогическое просвещение родителей, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, учитывая национально – этические особенности семьи. § 4. Использование методики социального диагностирования при работе с семьей В нашей исследовательской деятельности на начальном этапе считаем рассмотрение метода социального диагностирования, наиболее удачным который предполагает прояснение всех обстоятельств протекания его результатов. Мы применяли данный метод при прохождении социально-педагогической практики в МОУ «Тотемская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат». Социальный педагог данного учреждения в качестве приоритетного направления считает работу с семьей, т.к. именно в семье чаще всего лежат причины социально-психологических проблем детей. Те или иные нарушения в здоровье, психологическом и физическом поведении, эмоциональной сфере, учебной деятельности у ребенка говорят о неблагополучии в семье. Поэтому целью нашего исследования было: определить причины девиантного поведения на основе анализа семейного воспитания. Наше исследование состояло из следующих этапов: - выбор объекта исследования, формулировка проблемы; - сбор данных о ребенке и общих сведений о семье; - знакомство с ребенком; - посещение семей с целью знакомства; - повторное посещение семей с целью диагностики особенностей семейного воспитания; - анализ полученных данных, постановка социального диагноза. I этап: Объект исследования был выбран на основании рекомендаций социального педагога. В связи с ограниченностью времени учитывался уровень контактивности – данный ребенок легко шел на контакт с незнакомыми людьми. Девочка Еремина Юлия, родилась в г. Тотьма в полной, многодетной семье, учится в 4 классе выравнивания. Мать – Еремина Вера Акимовна, отец – Еремин Александр Васильевич. II этап: Мы сформулировали проблему следующим образом: 1) систематические пропуски занятий; 2) наличие вредных привычек (курение, употребление алкоголя). Для выяснения причин проблемы были использованы следующие методы: беседы с классным руководителем, социальным педагогом, психологом; заполнение психолого-социологической карты ученика медицинским работником, учителем физкультуры, воспитателем. В результате беседы был произведен сбор фактов и выяснены общие сведения о семье и ребенке. [Приложение 2] III этап: Знакомство с ребенком произошло перед уроком русского языка. Во время учебного занятия была оказана помощь в выполнении задания. У девочки во время урока очень часто наблюдалось включенное торможение. Она не понимала объяснений учителя. Внешний вид девочки был неопрятный. Говорила она медленно, при этом обдумывая каждое слово. IV этап: Целью посещения семьи было: познакомиться с условиями проживания и установить первичный контакт. В процессе вхождения в семью был составлен акт обследования материально – бытовых условий семьи. Семья проживает по адресу: г. Тотьма ул. Садовая 9/2. В семье 4 детей. Семья состоит из 5 человек, полная, многодетная. Старшая дочь замужем, есть ребенок. Мать в данное время работает на низкооплачиваемой работе в Горстрой – инвест по отделочным работам. Отец безработный. Семья живет в центре города в 3-х комнатной благоустроенной квартире. Отношения между членами семьи удовлетворительные, семейный уклад неблагоприятный. Культурный уровень семьи низкий. Родители считают, что все проблемы в семье связаны только с материальным неблагополучием, хотя объективно родители могли бы содержать своих детей – обеспечивать их самым необходимым. Ежемесячный доход семьи составляет 1500 рублей. При заполнении карты семьи с матерью ребенка выяснилось, что родители не знают о своем ребенке практически ничего: кто его друзья, чем ребенок занимается в школе, как учится. Родители уверены, что в воспитании детей у них нет никаких ошибок и просчетов. V этап: Повторное посещение было осуществлено с целью диагностики особенностей семейного воспитания. Родители от участия в беседе отказались. При работе с ребенком были осуществлены социальные задачи: выявление мотивации учения, методика анкетирования, методика анализа социально – психологических связей учащихся (по его самооценке). Мы с Юлей легко нашли общий язык. Но девочка не решалась отвечать на некоторые вопросы, при этом иногда говорила неправду, например, в методике по самооценке Юля считает, что родители – самые значимые для нее люди, а в тесте говорит, что в школе чувствует себя уверенней. [Приложение 3] В результате анализа информации был поставлен следующий социальный диагноз. Неблагоприятный уклад в семье очень сильно влияет на развивающуюся личность, оказывает на нее пагубное действие. Как уже писалось выше, на ребенка влияет неблагополучная атмосфера дома. Родители не обращают внимания на поведение ребенка. Девочка замечена в кражах, распитии спиртных напитков, очень часто пропускает учебные занятия без причины. В семье нет рационального питания, родители урезают детей в тех вещах, которые им необходимы. Поэтому дети растут педагогически и психологически запущенными. Очень сильно влияет на развитие детей алкоголизация родителей. Ребенок не получает должностного внимания и любви со стороны родителей. В связи с обработкой различных источников мы поставили социальный диагноз: неблагоприятное влияние семейного уклада на социализацию ребенка: · незаинтересованность родителей в воспитании детей; · низкий уровень психолого-педагогической и общей культуры родителей; · алкоголизация родителей. Рассмотрев метод социального диагностирования, мы видим, что он актуален для работы социального педагога, т.к. благодаря информации собранной с различных источников можно точно выявить проблему и постановить социальный диагноз. Тем самым, назначая «лечение», т.е. разрабатывая методы дальнейшей работы с семьей, разрабатывая рекомендации и ребенку. Следующим шагом нашей работы было наблюдение за данной семьей в течение 1 года 4 месяцев. В это время осуществлялся патронаж семьи, решались многие социальные проблемы семьи. В марте 2003 года был сделан контрольный срез, т.е. посещение семьи Ереминых, постановка нового социального диагноза. [Приложение 1] Социальный диагноз остался таким же, но уровень благополучия в семье улучшился – это можно проследить на графике [Приложение 5]. Тем самым можно сделать вывод, что диагноз социальных педагогов школ благоприятно влияет на характер личности ребенка, так и семьи в целом. Таким образом, семейный социальный педагог – специалист нужный обществу, который значим в современном мире. На основании проделанной работы мы бы хотели дать рекомендации родителям. 1) родителям вести здоровый образ жизни, не злоупотреблять алкоголем и никотином; 2) больше обращать внимание на воспитание детей, следить за их учебой и поведением; 3) повышать уровень психолого-педагогической и общей культуры, через посещение родительских собраний, лекториев, консилиумов; 4) стараться разрешать самостоятельно семейные конфликты; 5) показывать положительный пример своим детям в воспитании и ведении домашнего хозяйства; 6) научиться экономно, расходовать материальные средства; 7) при возникновении неразрешенных проблем обращаться в центр социальной защиты семьи, а так же социальным педагогам из школ. Заключение Итак, мы рассмотрели деятельность социального педагога в семье и в процессе работы пришли к следующим выводам. Семья в своем становлении в развитии социо - культурных традиций проходит ряд этапов. При этом необходимо отметить высокую значимость семьи на всех этапах: в качестве социального института, экологической ниши, института социализации, интимной среды существования. Современное состояние семьи носит кризисный характер, поэтому одна из целей деятельности социального педагога является восстановление социальной психологической культурно – нравственной ценности семьи. Современные авторы дают различные понятия семьи в основном они основаны на признании нормативно – нравственных отношений членов семьи. Мы же хотели сделать акцент на социализирующей функции семьи в отдельно взятой личности. По нашему мнению семья – это не просто малая социально – психологическая группа, которая связана брачными и родственными отношениями, но и создание новой жизни, - это дом в котором воспитывается и развивается личность, закладываются нравственные основы, формируется мировоззрение. Каждая семья выполняет ряд функций. Мы считаем возможным свести их к четырем основным: воспитательной, репродуктивной, хозяйственно – бытовой, досуговой. Основной из которых мы считаем воспитательную функцию. В зависимости от состава, этапа своего становления, уровня благополучия выделяют различные типы семей. Нас прежде всего интересует классификация различных типов семей по степени их благополучия. Это дает возможность определить необходимость, приоритет и направления деятельности социального педагога при решении семейных проблем. Основными принципами социального педагога при работе являются: принцип гуманизма, личностно - деятельностный подход, культурологический принцип, принцип жизнедеятельности и воспитания, принцип развивающего общения, принцип сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребенка и к семье, принцип учета новых тенденций развития и функционирования социума, принцип милосердия. Большое значение для повышения психолого-педагогической культуры родителей и устранения негативных факторов, влияющих на развитие семей, имеют различные центры. У семьи появляется поддержка – семейный социальный педагог и конкретная компетентная служба. Особе внимание уделяется семьям «группы риска», т.к. отклонения в поведении детей и подростков зависит от благополучия семейного воспитания. Мы считаем, что процесс работы с семьей должен быть целенаправленным, последовательным, при этом важно осознавать желаемый результат. То есть, процесс работы с семьей должен быть технологичен. Поиск технологии работы с различными типами мы рассмотрели в практической деятельности. В основе использовали метод социального диагностирования. Целью работы было определение причины девиантного поведения ребенка на основе анализа семейного воспитания. Поработав с семьей, мы поставили следующий диагноз: неблагоприятное влияние семейного уклада на социализацию ребенка: - незаинтересованность родителей в воспитании детей; - низкий уровень психолого-педагогической и общей культуры родителей; - алкоголизация родителей. Проводя дальнейшую работу, пронаблюдали и проанализировали деятельность социальных педагогов школ г. Тотьмы по работе с данной семьей. В итоге нами были разработаны рекомендации для родителей. Таким образом, деятельность семейного социального педагога необходима по работе с семьей, т.к. современное общество нуждается в специалистах, которые смогли бы разрешить социальные проблемы, тем самым положительно повлиять на развитие и воспитание ребенка в семье, устраняя негативные факторы социализации, влияющие на подростковую личность. Использованная литература 1. И.С. Андреева, А.В. Гулыга. Семья. Книга для чтения. – М., 1991. 2. Л. Анзорг. Дети и семейный конфликт. – М., 1987. 3. М.И. Буянов. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988. 4. Ю.В. Василькова. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2000. 5. Ю.В. Василькова. Социальная педагогика. – М., 2000. 6. К. Витек. Проблемы семейного благополучия. – М., Прогресс, 1988. 7. М.А. Галагузова. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2000. 8. Н.М. Ершова. Воспитание детей в неполной семье. – М., 1980. 9. А.Н. Кравченко. Основы социологии. – М., 1998. 10. Т.В. Лодкина. Семейный социальный педагог. Теория и практика. – Москва. Вологда, 1997. 11. А.С. Макаренко. Книга для родителей. – Киев, 1987. 12. Т.В. Мичелева. Опыт работы с детьми и семьи «группы риска» комплекса социальной поддержки детей и молодежи. «Свет» Волжского // Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитации. №2. 13. А.В. Мудрик. Социальная педагогика. – М., 1999. 14. Б.Н. Никитин, Л.А. Никитина. Мы и наши дети. – М., 1986. 15. О.В. Овчарова. Справочник книга социального педагога. – М., 2001. 16. Л.Я. Олиференко. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска» - М., 2002. 17. Основы социальной работы: Учебник / отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 1997. 18. Р.У. Ричардсон. Силы семейных уз. – С-П., 1994. 19. М.И. Рожкова. Воспитание трудного ребенка. – М., 2001. 20. М. Сафронова. Вопросы социальной работы. Выпуск -2. – Вологда, 1999. 21. В.А. Сухомлинский. Родительская педагогика – М., 1987. 22. С.В. Тетерский. Введение в социальную работу. – М., 2000. 23. М.В. Фирсов. Теория социальной работы – М., 2000. 24. А. Фромм. Азбука для родителей. – М., 1994. А.Ф. Чуянов. Вопросы социальной работы. – В., 1997. 25. Х. Штольц. Каким должен быть твой ребенок? – М., 1987. 26. Сборник нормативных актов по вопросам социальной защиты населения, семьи и детства. – М., 1993. 27. Социальная помощь семье и детям: Сборник материалов из практики работы. Вып. 2 – М., Институт Молодежи, 1992. 28. Семейная педагогика: Педагогика «любви и свободы» - М., Аргументы и факты, 1993. 29. Журнал Воспитание школьников №4 (1998). 30. Семья и школа №1-2 (2001) №4-5 (1995). 31. Журнал «Ридерз Дайджест» Л. Лебедева Как преодолеть кризис рождаемости в России? №4. 2001. |