Контрольная работа: Основы филологии
Название: Основы филологии Раздел: Топики по английскому языку Тип: контрольная работа |
Контрольная работаОсновы филологии Задание 1. Перечислите разновидности и функции средств массовой информацииРассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности-— важнейший момент ее теории. Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, в конечном счете, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком целом. У СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах. Их разделяют на: 1. коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта, которую автор называет исходной функцией журналистики; 2. непосредственно-организаторскую, в которой наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе; 3. идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов; 4. культурно-образовательную, заключающуюся, по мнению автора, в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека; 5. рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории. 6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия). Но следует отметить, что непонятно выделение автором непосредственно – организаторской функции. Ведь, поскольку журналистика является и четвертой властью в обществе, стало быть, она влияет и на мировоззрение и взгляды людей, мотивирует их поведение. Следовательно, эту функцию можно объединить с идеологической. Однако СМИ проявляют себя в совершенно различных сферах, в каждой из которых СМИ выполняют свою определенную функцию. В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли: - производственно-экономическую, - регулирующую, - духовно-идеологическую, - информационно-коммуникативную. Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации. Задание 2. Расставьте ударения в словахКвартал, каталог, красивее, обеспечение, одновременно, мизерный, договор, звонит, маркетинг, нефтепровод, свекла, творог, ассиметрия. Ответ. Кварта́л, катало́г, краси́вее, обеспече́ние, одновре́менно, ми́зерный, догово́р, звони́т, марке́тинг, нефтепрово́д, све́кла, тво́рог, ассиме́трия. Задание 3. Расставьте пунктуационные знаки в предложенияхСфинкс. И_ж_лт_ серый (с)верху рыхлый и_п_днизу тве_рдый скр_пучий п_сок…п_сок бе_к_нца куда н_ взглян_ш_! И на_ эт_й п_с_а__ой пустын_й на_ этим морем м_ртв_го праха выс_т_ся гр_мадная г_л_ва егип__ского сфинкса. Что х_тят ск_зать эти крупные вып_ч___ые губы эти (не)п_движно ра_ш_р__ые в_дернутые ноздри и эти глаза эти дл__ые (полу)со__ые (полу)внимат_льные галаза под дв_йной дугой высоких бр_вей. А что то х_тят сказать они Они да(же) г_в_рят но один лиш_ Эдип уме_т Ра_р_шить зага_ку и п_нять их бе_молвную реч_. Ба Да я узнаю эти ч_рты в них уже нет нич_го (е-Е)гипе_ского. Белый ни_кий ло_выдающ_ся скулы нос к_ро_кий и пр_мой кр_сивый (бел)_зубый рот мя_кий ус и б_ро_ка курчавая и эти ш_р_ко Ра__тавл_ые (не)б_льшие глаза…а на г_л_ве шапка в_лос ра_еч_н_ая пр_б_ром..Да это Карп Сидор Сем_н (Я-я)р_славский (Р-р)_занский муж_ч_к со со_тич_мой ру_кая к_ст_ч_ка Давно (ли) п_пал ты в сфинксы Или ты то(же) что то хоч_ш_ сказать Да и ты то(же) сфинск! И глаза ТВ_и эти бе_цветные но глубокие глаза г_в_рят то(же)…И так бе_молвны и загад_чны их речи. Ответ. И желтый, серый, сверху рыхлый и из под низу твердый, скрипучий песок без конца, куда ни взглянешь! И на этой песчаной пустыней, над этим морем мертвого праха высится громадная голова египетского сфинкса. Что хотят сказать эти крупные выпяченные губы, эти неподвижно расширенные вздернутые ноздри и эти глаза, эти длинные полусонные, полу внимательные глаза под двойной дугой высоких бровей? А что-то хотят сказать они…. Они даже говорят, но один лишь Эдип умел разрешить эту загадку и понять их безмолвную речь. Ба! Да я узнаю эти черты, в них уже нет ничего египетского. Белый низкий лоб, выдающиеся скулы, нос короткий и прямой, красивый белозубый рот, мягкий ус и бородка курчавая, и эти широко расставленные небольшие глаза …а на голове шапка волос, рассеченная пробором. Да это Карп Сидор Семен Ярославский, рязанский мужичок. Давно ли ты попал в сфинксы? Или ты тоже хочешь что-то сказать? Да и ты тоже сфинкс! Задание 4. Перечислите функциональные стили речиОтвет. Научный стиль. Официально – деловой. Публицистический Разговорный. Художественный. Задание 9.Перечислите жанры научного стиля. Ответ. Научная статья, Учебная литература, Монография, Школьное сочинение. Задание 5. Подберите синонимы к следующим словам: номалия, электорат, беспрецедентный, киллер, легитимный, эксклюзивный, тинейджер, дилемма, тюнинг, брендОтвет. Аномалия - неправильность, отступление, уклонение, уродливость, странность. Электорат – нет синонима Беспрецедентный - небывалый, необыкновенный, необычайный, необычный. Киллер – убийца. Легитимный – нет синонимов. Эксклюзивный – единичный, уникальный. Тинейджер – подросток, недоросль. Дилемма – проблема, двоякость. Тюнинг – пробег. Бренд – марка, клеймо, знак. Задание 6. Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях: Аристократические манеры, прогрессивные взгляды, гармоничная мелодия, горизонтальная связь, бережливый человек.Ответ. Аристократические манеры – дворовые манеры. прогрессивные взгляды – консервативные взгляды. Горизонтальная связь – вертикальная связь. Бережливый человек – кутящий человек. Задание 7. От данных существительных образуйте формы И.п. мн.ч., соответственно литературно – языковой нормеКрейсер, офицер, табель, прожектор, тренер, ректор, бухгалтер, аптекарь, орден, мех, диспетчер, торт, порт. Ответ. Крейсер – крейсеры Офицер – офицеры Табель – табели Прожектор – прожекторы Тренер – тренеры Ректор – ректоры Бухгалтер – бухгалтеры Аптекарь – аптекари Орден – ордена Мех – меха Диспетчер – диспетчеры Торт - торты Порт - порты Задание 8. От данных существительных образуйте формы Р.п. мн.ч., укажите случаи, где возможны варианты окончанийБаклажаны, бананы, яблоки, носки, туфли, граммы, армяне, грузины. Ответ. Баклажаны – баклажанный. Бананы – банановый. Яблоки – яблочный. Носки – носочный. Туфли – туфельный. Граммы – граммовый. Армяне – армянский. Грузины- грузинский. Задание 9. Расставьте и запомните место ударения в следующих словах, в затруднительном случае обратитесь к словарюАлфавит, баловать, вероисповедание, каталог, договор, досуг, запломбировать, иначе, квартал, красивее, маневр, мышление, облегчить, средства, эксперт, таможня, ходатайствовать, обеспечение, творог, генезис. Ответ. Алфави́т, балова́ть, вероиспове́дание, катало́г, догово́р, досу́г, запломби́ровать, ина́че, кварта́л, краси́вее, мане́вр, мышле́ние, облегчи́ть, сре́дства, экспе́рт, тамо́жня, хода́тайствовать, обеспе́чение, тво́рог, гене́зис. Задание 10. Просклоняйте по падежам следующие словосочетания:Пятьдесят сем тысяч жителей, сорок четвертые сутки Ответ. Пятьдесят сем тысяч жителей – пятьюдесятью семью жителями, пятидесяти семи жителей. Сорок четвертые сутки – сорока четвертых суток, сорока четвертыми сутками. Задание 11. Определите род следующих существительныхАвеню, бигуди, кенгуру, братишка, умница, ханжа, РАН, ТАСС, МИД, РОНО, ТЭЦ Ответ. Авеню – женский род. Бигуди – Средний род. Кенгуру – Мужской род. Братишка – Мужской род. Умница – Женский род. Ханжа – Женский род. РАН – Женский род. ТАСС – Женский род МИД – Средний род РОНО – Мужской род ТЭЦ.- Женский род Задание 12. Произношение. Параметры и требованияОтвет. Произношение означает: - особенности артикуляции звуков речи в каждом конкретном языке. - способ, образ, манера выговора, усвоенная народами, племенами, местными жителями, разными слоями общества. Правильное произношение - совокупность орфоэпических норм, присущих той или иной разновидности языка. Слово может быть произнесено по-разному различными людьми или в среде различных социальных, территориальных, профессиональных, возрастных и т. д. групп. Параметры произношения и требования к нему: Паузация (выразительность и значительность, проистекающие от точного деления речи на куски, логически оправданных пауз). Отработка пауз в тренировочных упражнениях. Артикуляция как работа над звуками речи (ясность и четкость произношения; можно ли в убеждающей речи картавить и шепелявить?). Тренировка артикуляции в специальных упражнениях по технике речи. Логические ударения (точность выражения мысли и энергия эмоционального воздействия). Интонация как выразительная красота и мелодика русской речи (можно ли ее развить?). Тренировка интонации в упражнениях. Ритм и темп: гармония мысли и слова, донесение мысли и слушателя. Борьба с "пулеметностью" речи. Отчего происходит убыстрение речи (бессознательно – у молодежи; сознательно – в рекламе)? Тембр речи благоприятство звучания ("иной голос подобен тележному скрипу..." – М.В.Ломоносов). Природный голос и проявление духовно-эмоционального развития личности в тембре. Громкость/тихость : достоинства и недостатки ("тихий голос – прекрасная вещь в женщине" – В.Шекспир). Задание 13. Культура цитированияОтвет. При использовании цитаты (короткого фрагмента текста) из любого произведения необходимо делать корректную ссылку с указанием страниц по одному из перечисленных ниже способов: Способ 1. Ссылка в тексте. "Как правило, все крупные разработки делаются на основе прогноза. После уяснения генеральной задачи начинается сбор данных из разных источников: из литературы, Internet, консультаций, семинаров, общения с сотрудниками. Когда мы работали над программой "HeadLiner/Заголовщик" нам неоднократно советовали: да зачем вы собираете заголовки - придумайте сами… Да, мы умеем придумывать заголовки. И много лет их придумывали. Но мы делали программу "Как придумывать заголовки", а не программу "Как придумывает заголовки Викентьев". Методики не придумываются, а создаются. Только при приближении к двум тысячам отобранных заголовков мы начали "ловить" закономерности, характерные не для нас (как нам предлагали), а для русской речи. Естественно, чтобы отобрать эти 2000, нам пришлось проанализировать и отбросить много тысяч слабых заголовков. Способ 2. Ссылка в сноске внизу страницы. "Как правило, все крупные разработки делаются на основе прогноза. После уяснения генеральной задачи начинается сбор данных из разных источников: из литературы, Internet, консультаций, семинаров, общения с сотрудниками. Когда мы работали над программой "HeadLiner/Заголовщик" нам неоднократно советовали: да зачем вы собираете заголовки - придумайте сами… Да, мы умеем придумывать заголовки. И много лет их придумывали. Но мы делали программу "Как придумывать заголовки", а не программу "Как придумывает заголовки Викентьев". Методики не придумываются, а создаются. Только при приближении к двум тысячам отобранных заголовков мы начали "ловить" закономерности, характерные не для нас (как нам предлагали), а для русской речи. Естественно, чтобы отобрать эти 2000, нам пришлось проанализировать и отбросить много тысяч слабых заголовков. Способ 3. Ссылка в конце главы или книги с указанием на список литературы "Как правило, все крупные разработки делаются на основе прогноза. После уяснения генеральной задачи начинается сбор данных из разных источников: из литературы, Internet, консультаций, семинаров, общения с сотрудниками. Когда мы работали над программой "HeadLiner/Заголовщик", нам неоднократно советовали: да зачем вы собираете заголовки - придумайте сами… Да, мы умеем придумывать заголовки. И много лет их придумывали. Но мы делали программу "Как придумывать заголовки", а не программу "Как придумывает заголовки Викентьев". Методики не придумываются, а создаются. Только при приближении к двум тысячам отобранных заголовков мы начали "ловить" закономерности, характерные не для нас (как нам предлагали), а для русской речи. Естественно, чтобы отобрать эти 2000, нам пришлось проанализировать и отбросить много тысяч слабых заголовков. Следующие способы цитирования являются некорректными и не приняты среди цивилизованных людей. - использование фрагментов чужих работ без ссылок и без кавычек; - краткое упоминание фамилии Автора использованной работы лишь во Введении или Послесловии. Задание 14. Подберите антонимы с следующим словам: абсолютный, синтез, дедуктивный, благодаря, гармония, яркий.Ответ. Абсолютный – относительный. Синтез - анализ Дедуктивный – нет антонима Благодаря – вопреки Гармония - дисгармония Яркий - бледный Задание 15. Перечислите виды лексики, которые находятся за рамками литературного языкаОтвет. Профессионализмы-жаргонизмы бытуют исключительно в устной речи людей данной профессии и не входят в литературный язык (например, у типографских работников: шапка - «крупный заголовок», марашка - «брак в виде квадратика»; у шоферов: баранка - «руль», кирпич - знак, запрещающий проезд). Если профессионализмы включаются в словари, их сопровождает указание на сферу употребления (в речи моряков, в речи рыбаков и пр.). К лексике ограниченного употребления относятся также жаргонизмы - слова, употребляемые людьми определенных интересов, занятий, привычек. Слова, входящие в разные жаргоны, образуют интержаргон (чмо, прикол, крутой, тусовка). Жаргонная и арготическая лексика находится вне литературного языка и фиксируется только в специальных словарях. Список литературы1. Белоусов В.Н. Об основных тенденциях употребления русского языка. // Русский язык как государственный. М., 2007. 254с. 2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб и доп. – М., 2006.– с.250. 3. Бучкина Б.З. «Правила русской орфографии и пунктуации», и орфографическая практика//ИАНОЛЯ. 2004. т. 33 №1 4. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. – М.4-е изд. – М., 1954.291с. 5. Есаджанян Б.М. Русский язык в современном контексте. Ереван, 2005, № 1. 6. И.А Соболевский " История русского литературного языка" , Ленинград, "Наука", 2008. 244с. 7. Кузьмина С.М. О новой редакции «Правил русской орфографии и пунктуации»// «Русская словесность» №2, 2005. 451с. 8. Панов М.В. Теория письма. Ортрография // Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой.— 2-е изд.— М., 2008. 259с. 9. Трубецкой 1990 - Трубецкой Н.С. Общеславянский элемент в русской культуре // Вопросы языкознания,2004, № 3, с. 127. 10. Челышев Е.П. Культура Русского языка в мировом контексте // Образ России. Русская культура в мировом контексте. М., 2004. 247с. |