Учебное пособие: Польский язык
Название: Польский язык Раздел: Топики по английскому языку Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования российской федерации Курганский государственный университет кафедра общего языкознания польский язык М етодические рекомендации к практическим занятиям и контрольная работа Для студентов направления (специальности) 520300 (021700) Курган 2002 Кафедра общего языкознания Дисциплина: “Польский язык” (направление 520300, специальность 021700) Составитель: доцент, кандидат филологических наук Шушарина И.А. Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к изучению курса «Славянский язык» студентами-филологами. Методические рекомендации содержат планы практических занятий, а также систему тренировочных упражнений, заданий, текстов для анализа, контрольную работу по курсу, что позволяет организовать самостоятельную работу студентов. Утверждены на заседании кафедры 13 июня 2002 г. Рекомендованы редакционно-издательским советом университета “ “ 2002 г. Введение Методические указания к практическим занятиям учебной дисциплины “Польский язык” предназначены для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения филологического факультета. В них входят: -планы практических занятий (с заданиями для работы на уроке); -вопросы к зачету; -контрольная работа; -польский алфавит; -образцы склонения существительных в древнепольском и современном польском языках. В методических рекомендациях приняты следующие сокращения:
Курс «Польский язык» логически продолжает изучение цикла историко-лингвистических дисциплин на филологическом факультете.Если курс «Введение в славянскую филологию» дает общее представление об истории и функционировании современных славянских языков, курс «Старославянский язык» знакомит с основными закономерностями, древних славянских языков и в частности южнославянских, курс «Историческая грамматика русского языка» позволяет достоверно судить о языковых процессах, которые проходили у восточных славян, то курс «Польский язык» знакомит студентов с фонетическими и морфологическими процессами, проходившими на разных этапах развития в западнославянской группе языков, в частности в лехитской подгруппе. Этот курс дает базу для сопоставительного анализа развития фонетических и морфологических процессов в синхронии и диахронии в славянской семье языков. Целью курса «Польский язык» является формирование у студентов теоретических и практических знаний фонетических, лексических и грамматических особенностей польского языка как одного из родственных славянских языков. Для этого студентам необходимо: 1) знать родственные связи русского и польского языка; 2) владеть основными методами лингвистического анализа; 3) уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой; 4) уметь переводить тексты, редактировать их; 5) уметь анализировать фонетический и грамматический строй польского языка, пользуясь системой основных понятий и терминов; 6) знать историю становления систем склонения-спряжения польского языка, а также его грамматических категорий. Курсом предусмотрено проведение одной контрольной работы, содержащей перевод текстов с польского языка на русский, с русского на польский, а также частичный фонетический и морфологический анализ лексем.При составлении заданий мы опирались на данные, содержащиеся в приведенной ниже литературе. ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Ананьева Н.Е. История и диалектология польского языка. – М., 1994. – 302с. 2. Кароляк С., Василевская Д. Польский язык. – СПб., 1997. – 566 с. 3. Тихомирова В.Я. Курс польского языка. – М., 1988. –278 с. Дополнительная1. CiechorskaJ. Ludzie, czas, miejsca: Język polski na co dzień. – Gdańsk, 1999. – 210 s. 2. Krzyzanowski Jul. Historia literatury Polskej: XII-XVII w. – Warszawa, 1973. – 694 s. 3. Дворецкий И.Х. Польский язык. Учебник для высших учебных заведений. - М., 1947. –356 с. 4. Кароляк С. Учебник польского языка. – Варшава, 1981. –568 с. 5. Киклевич А.К., Кожинова А.А. Польский язык: Практический курс. – Изд-е 2-е, стереотип. – Мн., 2001. – 320 с. 6. Кротовская Я.А. Кашкуревич Л.Г. Учебник польского языка. – М., 1987. –402 с. 7. Кротовская Я.А., Гольдберг Б.Н. Учебник польского языка. – Изд-е 2-е. – М., 1974. –390с. 8. Лер-Сплавинский Т. Польский язык. – М., 1954. 9. Русско-польский разговорник / Сост. Е.И.Лазарева. – М., 2001. – 352 с. 10. Селищев А.М. Западнославянские языки. – М., 1941. 11. Соболевский П. Как это сказать по-польски? Разговорник для туристов с указанием произношения. – Варшава, 1977. –248 с. 12. Тихомирова В.Я. Осматриваем города: Пособие по развитию навыков устной речи на польском языке. – М., 1986. –112 с. 13. Холонина З.М. Книга для чтения по польскому языку для гуманитарных факультетов. – М., 1977. –191 с. Словари1. Богуславский А. Русско-польский – польско-русский иллюстрированный словарь. – Варшава, 1978. –1183с. 2. Большой русско-польский словарь. В 2 т. – Варшава, 1970. 3. Всеволодова М.В., Курбатова Е.С. Русско-польский учебный словарь. – М.-Варшава, 1990. –262с. 4. Драгунский А. Русско-польский, польско-русский карманный словарь. –СПб., 1998. –288с. 5. StypułaR. Słownikprzysłówrosyjsko – polskiipolsko – rosyjski. – Warszawa, 1974. – 560 c. 6. Ковалева Г.В., Митронова И.Н. Польско-русский и русско-польский словарь. – М., 1998. 568с. 7. Стыпула Р. Словарь пословиц и поговорок русско-польский и польско-русский. – Варшава, 1974. –559с. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯПрактическое занятие № 1 Графика. Фонетика. 1. Польский алфавит. 2. Правила чтения гласных и согласных: 1) способы обозначения мягкости согласных; 2) сочетания нескольких букв для обозначения одного звука; 3) ударение. 3. Различительные признаки гласных и согласных фонем польского языка. 4. Важнейшие фонетические соответствия между гласными и согласными праславянского, старославянского, польского и русского языков. Упражнения 1. Прочитайте слова, установите, как обозначается мягкость согласных в польском языке. Kość, loś, gość, świat, weć, woźny, źrebak, dloń, slońce, promień, siano, ziarno, niania, ciocia, piana, biały, wieża, wszafie, kiedy, giełda, piwo, sikora, zima, lipa, kielich. 2. Проанализируйте таблицу. Установите, на месте каких звуков праславянского языка возникли старославянские, польские и русские звуки.
3. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.379. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Найдите польские слова, в которых прослеживаются звуковые соответствия с русским языком. Установите, на месте каких праславянских сочетаний они возникли. Практическое занятие № 2 Фонетические чередования, вызванные законом открытого слога. 1. Монофтонгизация дифтонгов групп *u, *i и вызванные ею чередования. Морфологизация чередования owa (ywa) / u. 2. Изменение дифтонгических сочетаний «гласный + плавный» и «гласный + носовой»: 1) образование перестановочных сочетаний; 2) образование носовых гласных, их судьба в польском языке. 3. Упрощения групп согласных, вызванные законом открытого слога. Упражнения 1. Прочитайте слова. Сравнив польский и русский ряды чередований, установите вид их праславянского корня. Объясните, как и почему происходили изменения А) Sława – słynąć – sławny – słuch – słuszeć; Слава – славиться – славный – слух – слышать; b) kowal – kuźnia – kuć; кузнец – кузница – ковать; c) odpływ – pływać – pływanie – pływak – płynąć; отплыв – плавать – плавание – пловец – плыть; d) zaschąć – wysychać – suchy – suchar – suszyć ; засыхать – сохнуть – сухой – сухарь – сушить; e) piwo – pić – poić; пиво – пить – поить; f) wić się – powójnik; виться – повойник; j) cena – pokajać się; цена – покаяться. 2. Сопоставьте русский и польский ряды чередований. На основании каких наблюдений можно установить праславянский вид корней в польском и русском языках? Расскажите о судьбе носовых гласных в русском и польском языках.
3. Установите праславянский вид корня, опираясь на данные старославянского, современного русского и современного польского языков. Какие звуковые изменения произошли в этих языках?
4. Прочитайте и переведите польскую пословицу. Объясните, чем вызвано фонетическое чередование в однокоренных словах. Jaki dzwon, taki dźwięk. 5. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Найдите слова, отражающие судьбу праславянских сочетаний «гласный + плавный» в польском языке. 1. Odwódkurozumkrótki. 2. Co z wozu upadło, to przepadło. 3. Mądry głowie dość dwie słowie. 4. Czas zrobi wszystko, bo ma czas. 5. Lepszy wróbel w ręku, niż sokół na sęku. 6. Na dwoje babka wróżyła: albo umrze, albo będzie żyła. 7. Bez ochoty niespore roboty. 8. Szanuj suknię nową, a honor od młodu. 6. На основании наблюдений сделайте вывод о морфологизации чередований гласных в польском языке. Ręka – rąk, gołębie – gołąb, sole – sól, siostra – sióstr, droga – dróg, głowa – głów, słowo – słów, dwory – dwór, ząb – zęby; pracować – pracuję, dziękować – dziękuję, studiować – studiuję, zachowywać – zachowuję, wykonywać – wykonuję. 7. К польским словам подберите русские и старославянские соответствия. Объясните причины появления чередования звуков в этих языках. Объясните причины возникновения чередования звуков в этих языках. А) Głowa, brzeg, wrona, wróg, wróżić, włosy, młody, mleko, błoto, młot, mróz, zdrowy, ogrodzenie, krowa, król, kłos, płótno, wśród, średni, strona; Б) lódź, lódka, lokieć, robotnik, równina, równość, rozwijać siź, rozwód, rozdać. Практическое занятие №3 Чередования согласных 1. Фонетические чередования, вызванные законом слогового сингармонизма: 1) чередования заднеязычных с отвердевшими шипящими и свистящими (1,2,3 смягчения); 2) чередования твердых и мягких губных; 3) чередования свистящих согласных с отвердевшими шипящими; 4) чередование переднеязычных согласных с отвердевшими аффрикатами; 5) чередование твердых и мягких сонорных. 2. Фонетические чередования, вызванные вторичным смягчением полумягких согласных. 3. Морфологизация чередований согласных. Упражнения 1. Сопоставьте данные таблицы. Расскажите, как изменялись согласные в польском и русском языках в соответствии с действием законов слогового сингармонизма и вторичного смягчения полумягких согласных.
2. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Найдите слова, отражающие судьбу праславянских согласных в позиции перед йотом и перед гласным переднего ряда в польском языке. 1.Koń koniowi nierówny. 2. W nocy wszystkie koty siare. 3. Nie wsodzaj nosa do cudzego prosa. 4. Dla chcącego nic trudnego. 5.Każdy orze jak może. 6. Jaka praca, taka płaca. 7. Swoja siermeżka nie ciężka. 8. Bez gospodarza dom płacze. 9. Lepszy grosz dany, niż złoty obiecany. 3. Прочитайте и переведите на русский язык стихотворение И. Брехвы. Найдите результаты йотовой палатализации и смягчения согласных перед гласным переднего ряда. Chrząszcz WSzczebrzeszczyniechrząszczbrzmiwtrzcinie I Szczebrzeszyn z tego słynie. Wół go pyta: “Panie chrząszczu, Po co pan tak brzęczy w gąszczu?” “Jak to – po co? To jest praca! Każda praca się opłaca”. Wół pomyślał: “Znakomicie! Też rozpocznę takię życie”. Wrócil do dom* i wesoło Zaczął brzęczeć pod stodołą. Po wolemu, tęgim basem. A tu Maciek szedł tymczasem. “Ja ci tu pobrzęczę, wole! Dosyć tego, jazda w pole!” I dał taką mu robotę, Że się wół oblewał potem. Po robocie pobegł w gąszcze. “Już ja to na chrząszczu pomszczę!” Lecz nie zastał chrząszcza w trzcinie, Bo chrząszcz właśnie brzęczał w Pszczynie. * Wrócil do dom – диал. Правильно: dodomu – вернулся домой. 4. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с. 380-381. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Найдите польские слова, в которых отражаются результаты действия законов слогового сингармонизма и вторичного смягчения полумягких согласных. Практическое занятие № 4 Падение редуцированных гласных и его последствия 1. Сильные и слабые позиции редуцированных гласных. 2. Фонетическая, морфологическая и аналогическая беглость гласных в современном польском языке. 3. Возникновение новых групп согласных и их изменения: 1) прогрессивная и регрессивная ассимиляция согласных по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования; 2) отсутствие оглушения согласных на конце слова; 3) упрощение трудно произносимых групп согласных, возникших после падения редуцированных. Отражение этого процесса в орфографии. Явление деэтимологизации в лексике. 4. Оформление категории соотносительности согласных по глухости-звонкости, освобождение твердости-мягкости согласных от позиционных условий. Упражнения 1. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Найдите слова, отражающие судьбу редуцированных гласных в польском языке. 1.Dobra psu i mucha. 2. Ni pies ni wydra. 3. Kij ma dwa końce. 4.Sila zbego na jednego. 5.Wszystko mi jedno. 2. Сопоставьте данные таблицы соотношения беглых гласных в польском и русском языках. Сделайте выводы о чередованиях, возникших в этих языках после падения редуцированных.
3. Прочитайте слова, реконструируйте их форму до падения редуцированных. Поясните, как отразился процесс падения редуцированных в этих словах. Podpisać (подписать), córka (дочь, дочка), prośba (просьба), cztery (четыре), czwarty (четвертый), gdy (где), dech (дух) - bieccotchu (бежать во весь дух), śłub (заключение брака, свадьба), żle (плохо), męstwo (мужество), męnski (мужской), nóż (нож), dąb (дуб), trawka (травка), wyżsszy (высший), babka (бабушка), bezkarny (безнаказанный), ciasny (тесный), dniówka (рабочий день), dojazd (подъезд), ludzki (человеческий), wierzch (верх), gwiazdka (звездочка), serce (сердце). 4. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.382-383 (включая строчку «- Chciał byś mieć takiego?..»). Прочитайте и переведите на русский язык текст. Найдите польские слова, в которых отражаются последствия падения редуцированных гласных. Практическое занятие № 5 Лехитские и собственно польские фонетические процессы 1. Лехитская перегласовка (przegłos) гласных переднего ряда /е/ и /ě/. 2. Развитие праславянских сочетаний слоговых плавных между согласными (группы *trt, *tr’t, *tlt, *tl’t). 3. Развитие и утрата противопоставленности гласных по долготе и краткости: 1) развитие заместительного удлинения; 2) явление контракции; 3) замена количественных различий качественными. 4. Изменения в области просодии: установление постоянного ударения на предпоследнем слоге. 5. Фонетические особенности польских диалектов: 1) Произношение твердых шипящих и их соотношение с твердыми свистящими и мягкими среднеязычными шипящими (мазурение); 2) Типы межслоговой фонетики (сандхи) – сочетаемость звонких и глухих звуков на стыке слов; 3) Произношение мягких губных согласных; 4) Роль лабиализации в артикуляции согласных; 5) Произношение рефлексов бывших долгих согласных; 6) Произношение гласных i и y. Упражнения 1. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Найдите слова, отражающие лехитскую перегласовку гласных переднего ряда в польском языке. 1.Każdy ma swój rozum. 2. Lepiej późno niż wcale. 3. Wiedzą sąsiedzi, jak kto siedzi. 4. Czas czasowi nierówny. 5. Mucha nie siada. 2. Прочитайте слова, в корнях которых когда-то содержался «ять». Какова судьба этого звука в польском языке? Jazda, jechać, jeździć, jad, jedzenie, łas, leśny, miasto, mieszkać, świat, świeca, wiatr, wietrzny. 3. Сопоставьте польское и старославянское написания слов. Какова судьба сочетаний «редуцированный + плавный» в этих языках?
4. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.383-384 (начиная со строки «- Chciał byś mieć takiego?..»). Прочитайте и переведите на русский язык текст. Найдите польские слова, в которых отражаются лехитские и собственно польские фонетические процессы. Практическое занятие № 6 Имя существительное, его основные грамматические категории 1. Грамматические признаки имен существительных в польском языке. 2. Категория рода, показатели родовой принадлежности. 3. Развитие в польском языке категория одушевленности – неодушевленности и средств ее выражения. 4. Развитие в польском языке категории мужского лица, средства ее выражения. 5. Развитие в польском языке категории числа. Утрата форм двойственного числа. 6. Развитие в польском языке категории падежа. Упражнения1. Определите род имен существительных. Kwiat, korytarz, lekarz, twarz, nóż, straż, młodzież, muzrum, koń, goleń, kobieta, poeta, pęseta, pięta, Kasia, Rysio, misio, jajo, babsko, kocisko, stanowisko, kiść, liść, kądziel, mieszkanie, imię, pędziel. 2. Прочитайте предложения, взятые из старопольских памятников письменности и литературных произведений. В каких грамматических формах в польском языке находит выражение категория одушевленности? Как и когда формировалась эта категория? 1.Widzi Mieszkо brat swój (BG – 12 s.). 2. Brać po 10 bitych talerów co miesiąc na koń z pługu (Pas. 17 s.). 3. Wilcy wyją za gumnem, a cielęta ryczą, Psi szczekają pod okny, świnie w chlewie kwiczą (Rej – 16 s.) 4. Ptaszkowie niebiescy (Rej – 16 s.). 5. A pobudzająć Męże y Kobiety, Dla bespieczeńswa Szermirze sprowadził, Słać do Antona y Lepida Wojska które wźął od Was powierzone Na buntowniki (Chrostiński – p. 18 s.). 6. W imie oćca, syna i ducha świętego (PF – 14 - 15 s.). 3. Прочитайте устойчивые сочетания, характерные для современного польского языка. Объясните, почему форма существительного в В.п. в них совпадает с формой И.п. Сохранились ли подобные формы в современном русском языке? Wyjść zamąż, być zapanbrat, siąść nakoń, namiłyBóg, na świętyMikołaj; biadawstokonijeździ; biadabezdzieci, biadaizdziećmi. 4. Существительные oko, ucho, ręka в единственном числе в современном польском языке изменяются по общему правилу, а во множественном имеют одну или две падежных формы. Поясните, с чем это связано. Наблюдается ли подобное явление в современном русском языке?
5. Сопоставьте данные таблицы. Расскажите, как формировались флексии прямых падежей в польском языке.
Практическое занятие № 7-9 Типы склонения имен существительного 1. Понятие типа склонения. Распределение существительных по древним типам склонения. Продуктивные и непродуктивные типы склонения. 2. Перераспределение существительных по типам склонения в соответствии с родовой принадлежностью слова. 3. Разграничение твердой и мягкой разновидности для каждого типа склонения. 4. Вариативность форм – наличие нескольких окончаний падежной формы в рамках одного и того же типа склонения. 5. Омонимия окончаний внутри парадигмы и между типами склонения. 6. Морфологизация чередований согласных и гласных в основе. 7. Унификация типов склонения во множественном числе. 8. Склонение заимствованных существительных и иноязычных собственных имен в современном польском языке. Упражнения 1. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Распределите существительные по древнепольским и современным польским типам склонения. Прокомментируйте происшедшие изменения. 1.Co kraj to obyczaj. 2. Raz kozie śmierć. 3. Słowo wróblem wyleci, a powraca wołem. 4. Ryby i dzieci głosu nie mają. 5. Ta gospodyni, gdy ma w skrzyni. 6. Pokorne cilę dwie matki ssie. 7. Nie ma chleba bez ości, nie ma ryby bez kości. 8. W cudzym domu ręce za pas zatknij 2. Сопоставьте древнепольскую (см. ниже) и современную польскую (см. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с. 463-465) парадигмы склонения существительных. Расскажите о морфологических и фонетических изменениях, произошедших в истории языка. Древнепольская парадигма склонения существительных Единственное число
Множественное число
3. Образование падежной формы может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне. Поясните причины возникновения чередований. Учитывая возможность чередований, образуйте следующие формы: А) родительного падежа множественного числа: Miesiąc, okno, pieniądz, słowo, tysiąc, jabłko, głowa, święto, sen, ręka, matka; Б) предложного падежа единственного числа: Anioł, gołąb, wąż, strój, pień, lato, pierożek, wiara, krew, wieś, kwiat, naród, ksiądz, wódz, brat, poeta, matka, droga, głowa, Bóg; В) именительного падежа единственного числа: Wiatry, zamki, małlcy, płótki, gry, widelce; Г) родительного падежа единственного числа: Chłopiec, człowiek, ołówek, budynek. 4. Просклоняйте в единственном числе существительные siostra, sługa, studnia, owca, kłamca. Почему в некоторых падежах окончания существительных не совпадают? Какими были окончания у этих существительных в праславянском языке? Наблюдается ли подобное явление в старославянском, древнерусском и современном русском языках? 5. Прочитайте и переведите на русский язык стихотворение А.Мицкевича. Выпишите существительные, имеющие чередования в основе. Поясните происхождение этих чередований. EXEGI MUNIMENTUM AERE PERENNIUS… Z Horacjusza Świeci się pomnik mój nad szklany Puław dach, Przetrwa Kościuszki grób i Paców w Wilnie gmach, Ni go łotr Wirtemberg bombami mocen zbić, Ani świnia Austryjak niemiecką sztuką zryć. Bo od Ponarskich gór i bliźnich Kowna wód Szerzę się sławą mą aż za Przypeci bród. Mnie w Nowogródku, mnie w Mińsku czytuje młodź I nie leniwa jest przepisać wielekroć. W folwarkach łaskę mam u ochmistrzyni cór, A w braku lepszych pism czyta mię Nawet dwór! Stąd mimo carskich gróźb, na złość strażnikom ceł, Przemyca w Litwę Żyd tomiki moich dzieł. 6. При склонении некоторых существительных в современном польском языке есть возможность выбора среди нескольких окончаний. Объясните, с чем это связано в истории языка. a) в родительном падеже единственного числа: Strach – stracha / strachu, geniusz – geniuszu / geniusza, oryginał – oryginała / oryginału, szach – szacha / szachu, świerk – świerka / świerku, kasztan – kasztana / kasztanu; b) в винительном падеже единственного и множественного чисел: Żuraw – żurawia / żuraw, gąsior – gąsiora / gąsior, wąż – węża / węż, białykruk – białegokruka / białykruk; c) в именительном падеже множественного числа: Dziadkowie – dziadki, dziadowie – dziady, krółowie – krółe, Arabowie – araby. 7. Сопоставьте существительные, употребленные в форме родительного падежа множественного числа в русской и польской пословицах. Поясните происхождение флексий в этой форме. Niema świniarogów, bobybodła. – Не дал Бог свинье рог, а бодуща была бы. 8. В творительном падеже современного польского языка имеются формы gośćmi, ludźmi, końmi, liśćmi, pieniędźmi, braćmi, księdźmi. Объясните происхождение флексии – mi в этих словоформах. Как сформировалась флексия – ami у остальных существительных (synami, ołówkami, ojciecami, dworami и др.)? Какова история флексий существительных в устойчивых сочетаниях przeddawnymilaty(много лету тому назад), tumisłowy(следующими словами)? Наблюдаются ли подобные явления в современном русском языке? 9. Переведите на польский язык предложения. 1.Ф.Шопен – композитор и пианист. 2. Г.Сенкевич – автор исторических романов «Камо грядеши», «Потоп», «Крестоносцы». 3. В 1839 – 1840 годах А.Мицкевич был профессором литературы в университете в Лозане. 4. В 1025 году Болеслав Храбрый короновался в городе Гнезне. 5. В 1832 году А.Мицкевич эмигрировал в Париж. 6. В 1386 году литовский князь Владислав Ягелло обвенчался с Ядвигой, присоединил Литву к Польше и заложил новую династию, Ягеллонов. 10. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.385 - 389. Прочитайте и переведите на русский язык тексты. Сделайте морфологический разбор имен существительных (начальная форма, склонение, суффикс – детерминатив, род, число, падеж, характер флексии, причины ее изменения, наличие фонетических чередований в основе, причины их возникновения). Практическое занятие № 10 Имя прилагательное 1. Имя прилагательное как часть речи в польском языке. Грамматические категории имен прилагательных. 2. Изменения в склонении прилагательных в польском языке. 3. История именных и местоименных форм прилагательных. Роль фонетического явления контракции в истории форм прилагательных. 4. Образование и употребление степеней сравнения прилагательных. Упражнения1. Проанализируйте прилагательные, употребленные в польских текстах 14-17 вв. (начальная форма, краткая или полная форма, разряд, род, число, падеж, синтаксическая функция). Какие изменения произошли в употреблении проанализированных прилагательных в современном польском языке? On bil bardzo veszol (KG). Sziw jest gospodzin (PF). Gotowo sercze moie (PF). Chwalane panowo (RPP). Od boiazni neprzyaczrlowi wiymi duszą mą (PF). Ksągi Moyszesowi (BSz). Iaco Wawrzinecz pobral naswem sztho, ane na Miroslawine (RPP). Mikolay ranil Wlostowego szestrincza (RPP). Do Mikolayewej domu (RPP). 2. В стихах М.Рея, В.Потоцкого, В.Сырокомли, А.Мицкевича часто используются формы кратких прилагательных: М. Рей: panpodobienku świni – Wizer; В.Потоцкий: godzienstać; В. Сырокомля: dostojenherbu; starzec, szczęśliwzemnie; А.Мицкевич: ówmąż bógwojny, Otoczonchmurą pułków. С какой целью используют авторы краткие формы? Какие формы прилагательных соответствуют им в современном польском языке? 3. К каким грамматическим формам восходят современные польские наречия и существительные? Daleko, boso, wcale, wkrótce, dalece, głupio, warto, powinno, bezmała, zcicha, pocichu, zdawiendawna; Kraków, Częstochowa, Radomsko, Tomaszów, Koźmin, Poznań, Sieradz, starościna. 4. Проанализируйте употребление форм прилагательных в Свентокшиских проповедях. Сделайте вывод о функционировании кратких, полных и стяженных форм в древнепольском языке. Crolsmerny, clouekgresny, królatacocsnego, izbinasotuecne (= odwieczne) smircyzbauil, crolestuanebeskego, nauisokemstolcy, wsuątempisany; bozeejestkrolewstwo, wczynylblysznyemuswemuzlee, welikiimgloszem, sezliimduchem, bosziimryczerzem, slugambosziim (KŚ). 5. Переведите на польский язык и просклоняйте в единственном и множественном числах словосочетания: высокий дом, красивая женщина, сильный мужчина, малое дитя, ласковый пес. 6. Прокомментируйте образование следующих прилагательных: Zgodny, opuchły, mściwy, wstydliwy, bielutki, malusieńki, gorzkawy, przygłuchy, niebrzydki, gliniany, wodny, stołowy, pański, ogrodniczy, garbaty, chłopczykowaty; łatwiejszy, uprzejmieszy, szczuplejszy, silniejszy, mądrzejszy, najstarszy, najlepszy, wyższy, droższy, śmielszy. 7. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.391 - 392. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Сделайте морфологический разбор имен прилагательных (начальная форма, разряд, род, число, падеж, характер флексии, причины ее изменения, наличие фонетических чередований в основе, причины их возникновения) Практическое занятие № 11 Имя числительное 1. Имя числительное как часть речи в польском языке. Грамматические категории числительных. 2. Разряды числительных. 3. Изменения в склонении количественных, порядковых и собирательных числительных. Упражнения1. Поставьте в нужной форме числительные и существительные, данные в скобках, по нормам древнепольского и современного польского языков. 1.(2 dziecko) kąpałysię wrzece. 2. Obok domu rosły (2 brzoza). 3. W teczce leżały (2 ołówek i 2 pióro). 4. Otrzymałem upominki od (2 przyjaciel i 2 koleżanka). 5. Z zainteresowaniem przyglądać się (2 obraz). 2. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Вместо точек вставьте числительные в нужной форме. 1.Bieda w … koni jeździ. 2. Mąż i żona to … ciała, a … dusza. 3. Gdzie … się bije, tam … korzysta. 4. … parszywa owca całe stado zaraża. 5. Co z gęby wyleci, tego … końmi nie dogonisz. 6. Kto … sroki za ogon chwyta, żadnej nie złapie. 7. … dziurki w nisei i skończyło się. 8. … bogom służyć nie można. 9. Z … barana nigdy … skór nie drą. 10. … razy przymierz, nim raz utniesz. 11. … na … nie czeka. 12. Lepsze … oko swoje, nizeli cudze … 13. Gdzie … się bije, są i dla … kije. 3. Прокомментируйте употребление числительных 2,3,4 в следующих предложениях. 1. Mądre głowie dość dwie slowie. 2. Dwiema palcami uwiązać (Pas.). 3. Z trzema tysiący rajtaryej (Pas.). 4. Z czterma dzieci (RPP). 5. Z czeteroma rajtary (Rej). 4. В древнепольских памятниках письменности отражаются разные стадии преобразования второй части числительных от 11 до 19. Прочитайте предложения и прокомментируйте эти преобразования. 1.Taco tih … chacal, ize za trinadesesce dny jtnarodena gich (KŚ, 13 в.). 2. … jest mój pan neuiniuat Sulcoui trzynaczcze grziwen (RPP, 14 в.). 3. ...jako sam setmonaczcze kmoth (RPP, 14 в.). 4. Drugego myeszącza sodmi naczcze dzen przeschla gest zemyą (BSz, 15 в.). 5. Lata szostego wyeku noe, myeszacza drugego, syodminaszczye dzen tego myeszącza (BSz, 15в.) 5. Переведите на польский язык предложения. 1.В 840 году образовалось первое польское государство при легендарном короле Пясте. 2. В истории Польши Варшава впервые упоминается в 1252 году. 3. В 18 веке состоялось три раздела Польши. 4. Адам Мицкевич, поэт, основоположник польского романтизма, родился 24 декабря 1798 года. 5. 4 июня 1989 года президентом Польши стал Лех Валенса. 6. Сейчас территория Польши составляет 312 685 кв.км. 6. Прочитайте и переведите текст. У числительных определите разряд, падеж (если есть), род (если есть), обратите внимание на фонетические чередования в основе, объясните причины их возникновения. Torcik 400 gmrożonegociastarozmrozić wciągu 10 min, ułożyć nablaszeo średnicy 20 cmipokroić nożemna 16 prostokątów. Piec około 15 min w piekarniku nagrzanym do 200 st., aż ciasto się zarumieni. 2 jajka rozbić, białka oddzielić od żółtek. Około 4 łyżeczek mąki ziemniacznej wymieszać z 5-6 łyżkami mleka, 3 łyżeczkami cukru i 2 żółtkami. 0,5 litra mleka zagotowac, zdjąć z ognia, dodawać mąkę z żółtkami, mieszając w ciągu 15 min. Dodać ubite na sztywno 2 białka. Na 4 talerzykach deserowych ułożyć prostokąty, pierwszy korż poszmarować kremem, drugi poszmarować kremem i udekorować owocami. Przykryć pozostałymi 4 prostokątami ciasta i od razu podawać. Практическое занятие № 12 Местоимение 1. Местоимения как лексико-грамматические разряды слов в древнепольском языке. Разряды местоимений по значению. 2. Развитие особенностей склонения и употребления личных местоимений (кратких и полных форм). 3. Система неличных (притяжательных, указательных, определительных, относительных, вопросительных, неопределенных и отрицательных) местоимений в польском языке. Их происхождение и история словоизменения. Упражнения 1. Заполните таблицу, выбирая местоимения из предложений, взятых из древнепольских памятников. Расскажите о судьбе проанализированных форм.
1.Jaz modlil jesm się. 2. I wząl me od owecz oczcza mego, i pomazal me w miloserdzu pomazancza swego. 3.A bądze jsco drzewo, jesz owocz swoj da w swoj czas. 4. Jaco to swatczimi, jako Jura nechczal pomocz Portkowi spaulem praua y zaprzalssza go. 5. Strzesze gospodzyn wszestky mylwyancze gy. 6. Na sie Gody, czso mają przyjsc. 7. Od sich miast. 2. Прокомментируйте образование слов dziś, latoś, do siego roku, ni to ni sio, po kiego diabla. 3. Вместо точек вставьте приведенные ниже местоимения в нужной форме, определите их разряд и, если это возможно, род, число, падеж. 1.Jeszcze się … nie urodził, … by … dogodził. 2. Za … myto jeszcze … obito. 3. Zrób … dobrze, to … da po ziobrze. 4. Przyjdzie słońce i na … końce. 5. … gospodyni, gdy ma w skrzyni. 6. Pieczone gołąbki … nie wlecą do gąbki. 7. Kto dwie sroki za ogon chwyta, … nie złapie. 8. Każda wieś ma … przypowieść. 9. Kto głupi, w Paryżu … rozumu nie kupi. 10. Lepszy rydz, niż … Ka żdy, ja, kto, kt óry, m ój, nasz, nic, ten, ty, sam, siebie, sw ój, wszystek, żaden. Практическое занятие № 13-14 Глагол 1. Грамматические категории глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Возвратные глаголы. Безличные глаголы. 2. Инфинитив и его употребление. 3. Формообразующие основы глагола. Типы спряжения глаголов. 4. История спряжения глаголов в изъявительном наклонении: 1) история форм настоящего времени правильных и неправильных глаголов; 2) история форм прошедшего времени: а) простые формы прошедшего времени глагола (аорист, имперфект), их история в связи с формированием категории вида; б) сложные формы прошедшего времени глагола (перфект, плюсквамперфект), их история; в) формирование современных форм прошедшего времени (прошедшее и давнопрошедшее), особенности их образования и функционирования г) остатки форм прошедших времен в современном польском языке. 3) история форм будущего времени. 5. История форм неправильных глаголов. 6. Особенности функционирования форм глагольного лица. Речевой этикет. Упражнения1. Распределите глаголы по классам и по спряжениям в зависимости от характера основы настоящего времени. Być, mówić, rozstać się, rozrywać, nosić, nieść, piec, dożyć, doznać, dowieść, brać, jeść, boleć, placić, ochlodzić, ochladzać, dać, znać, wiedzieć, witać się, siedzieć, siąść, zrobić, moc, schnąć. 2. Сопоставьте праславянскую, старославянскую и древнепольскую парадигмы настоящего времени. Прокомментируйте произошедшие фонетические изменения. Поясните, как возникли современные типы спряжения в польском языке.
3. Образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного числа настоящего времени следующих глаголов 1 спряжения. Rwać, dąć, objąć, tłuc, strzec, płynąć, łgać, wziąć, ciąć, gnieść, prać. 4. Прочитайте польские пословицы и поговорки, подберите к ним русские соответствия. Глаголы в скобках поставьте в форме настоящего времени. 1.Jak rak (świsnąć), a ryba (pisnąć). 2. Cudza rana nie (boleć). 3. Kto rano (wstawać), temu Pan Bóg (dawać). 4. Kto rano (śmiać się), w wieczór (płakać). 5. Gdzie drwa (rąbić (oni)), tam drzazgi (lecieć). 6. Co było, a nie jest, nie (pisać się) w rejestr. 7. Jedna ręka (głaskać), a druga (policzkować). 8. Gdzie ogon (rządzić), tam głowa (błądzić). 5. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.394 - 395. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Сделайте морфологический разбор глаголов, употребленных в настоящем и будущем временах (начальная форма (инфинитив), класс, тема, характер основы (твердая - мягкая), спряжение (древнепольское – современное польское), наклонение, время, лицо, число, род (если есть), характер флексии, причины возникновения новой флексии, наличие фонетических чередований в основе и причины их возникновения). 6. От приведенных ниже глаголов образуйте древнепольские формы аориста и имперфекта. Расскажите о судьбе этих форм в польском языке. Widzieć, wiedzieć, wieźć, być, schnąć, znać, piec, moc, pisać. 7. От приведенных ниже глаголов образуйте древнепольские формы перфекта. Расскажите, как они преобразовались в современном польском языке. Oddać, biec, zgasnąć, mieszkać, mówić. 8. Проанализируйте глагольные формы, употребленные польскими писателями. Определите их грамматическое значение. Расскажите о судьбе этих форм в современном польском языке. 1.Słońcejuż byłoprzeszłonadogrodamiinaddziewiczymlasemPanamy…, aleiAtlantykbył jeszczepełenbłasku (Sienkiewicz). 2. Dużo pieniedzy stracił był (Orzeszkowa). 3. Awaczewicz powiesił na powrót płaszcz Eliżbiety, który już zdjął był z wieszadła (Nałkowska). 4. Sam wprawdzie poddał był Jance project odnajęcia jednego pokoju (Kruczkowski). 9. Составьте рассказ о себе и своей семье, используя глаголы в изъявительном наклонении. 10. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.396 - 399. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Сделайте морфологический разбор глаголов, употребленных в прошедшем времени (начальная форма (инфинитив), класс, тема, характер основы (твердая - мягкая), спряжение (древнепольское – современное польское), наклонение, время, лицо, число, род (если есть), характер флексии, причины возникновения новой флексии, наличие фонетических чередований в основе и причины их возникновения). Практическое занятие № 15 История повелительного и сослагательного наклонений 1. Синтетические и аналитические формы повелительного наклонения: значение, образование, спряжение правильных и неправильных глаголов. История форм повелительного наклонения. Особенности функционирования форм повелительного наклонения. 2. Сослагательное наклонение: значение, образование, спряжение. История форм сослагательного наклонения. Особенности функционирования форм сослагательного наклонения. Упражнения 1. Используя таблицу, реконструирующую праславянские показатели императива, образуйте все возможные простые древнепольские формы повелительного наклонения от следующих слов. Сопоставьте их с формами, бытующими в современном польском языке. Прокомментируйте фонетические несоответствия. Brać, płacić, myć, poznać, jeść, piec, iść, wykonywać, odwrócić się, mieszkać, wchodzić, wejść, jechać, pisać, mówić, rozmawiać, być, móc, dać, pracować, opowiedzać, strzyc.
2. Выпишите из текста все глаголы в форме повелительного наклонения и объясните их образование. NAOBCZYŹNIE Taką miwioskę wymalujwdolinie, Od zbóż wesołą, a od jodeł smutną, Niechaj się cała chowa w jarzębinie, Niech na jej łąkach siwe leży płótno. Niech przez staw ciche rzucają się tęcze, Rozbite skrzelką, co tryska z wód głębi, Niech nad nią chmurka trzpioce się gołębi, I puchy kwietne, i nitki pajęcze… I w takież skiby głębokie puść rolę, I daj po bruzddach te maczki jaskrawe, I w sznur wyciągnij nad drogą topole, I mgłę rzuć srebrną na łąki, na trawę… MariaKonopnicka 3. Просклоняйте словосочетания: Trudnecwiczenie, wczorajszalekcja, wielkibadacz. 4. Прочитайте предложения, взятые из древнепольских памятников письменности. Прокомментируйте функционирующие в них формы императива. 1.Prziymice pokaznene (PF). 2. Podzwignicze se writa wekuia (PF). 3. Sluszicze bogu w strasze (BSz). 4. Y nachili vcho twoje y zapomny luda twego (PF). 5. Blogoslaw, dusza moja (PF). 6. Widz moją smarą (PF). 7. Ati vczyn sobie korab (BSz). 8. Podzmi, poklonmi se y padnmi przed bogem (PF). 9. Posządaj otemne (PF). 10. Skonczaj szue zloszcz grzesznykow (PP) 11. Sluzczie bogu w boyazny (PP). 5. Глаголы в скобках поставьте в форме повелительного наклонения (обращайте внимание на лицо и число, обозначенные местоимениями). 1.(Kochać się (my)) jak bracia, (rachować się (my)) jak Żydzi. 2. Wszystkich (radzić się (ty)), a jednego (sluchać (ty)). 3. Nie (przystępować (ty)) do niego z golą ręką. 4. Kiedy mokre role, nie (chodzić (wy)) z pługiem w pole. 5. (Pamiętać (ty)) rozchodzie żyć z przychodem w zgodzie. 6. Nie (pchać (wy)) rzekę, sama płynie. 7. (Wygrać) w polu, wygra pan i w sądzie. 8. Nie (budzić (ty)) licha, kiedy śpi. 9. Z żartami jak z solą, nie (przesadzić (ty)), bo bolą. 10. Gdy szukasz rady (strzec się (ty)) zdrady. 6. Переведите на польский язык: 1.Если бы я знал, что ты придешь, я остался бы дома. 2. Останься дома! 3. Что ответили бы вы, если бы я спросил вас об этом? 4. Ответьте на мой вопрос! 5. Нужно было бы передать это вашему брату. 6. Передайте это вашему брату. 7. Если бы они (жен.) не говорили слишком громко, вы бы меня услышали. 8. Пусть они (муж.) не говорят слишком громко. 7. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.401 - 403. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Сделайте морфологический разбор глаголов (начальная форма (инфинитив), класс, тема, характер основы (твердая - мягкая), спряжение (древнепольское – современное польское), наклонение, время, лицо, число, род (если есть), характер флексии, причины возникновения новой флексии, наличие фонетических чередований в основе и причины их возникновения). Практическое занятие № 16 Именные формы глагола в польском языке. Их история 1. Инфинитив, его происхождение и история. 2. Супин, его происхождение и история. 3. Образование и употребление причастных форм, их судьба в современном польском языке. 4. Формирование в польском языке категории деепричастия. Судьба деепричастий в современном польском языке. Упражнения 1. В древнепольских памятниках письменности представлены формы инфинитива grześć, skuść, klwać, plwać, szczwać, zwać, róść, czyść, kwiść, chocieć. В современном польском языке инфинитивы этих глаголов звучат как grzebać, skubać, kluć, pluć, szczuć, żuć, rosnąć, czytać, kwitnąć, chcieć. Каковы причины изменения форм инфинитива у этих глаголов? 2. Поясните, как возникли современные суффиксы польских инфинитивов: Piec, wiec, strzec, móc, mieszkać, czytać, mówić, chcieć. 3. Образуйте от глаголов все возможные в древнепольском языке формы кратких действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Какова их история? Nieść, tonąć, chodzić, czytać; przynieść, utonąć, prychodzić, przeczytać. 4. От следующих глаголов образуйте деепричастия и действительные причастия настоящего времени. Прокомментируйте фонетические изменения в основе. Wychodzić, widzieć, wiedzeć, jeść, mieść, iść, brać, nieść, móc, klaść, być, częstować, myć się, zyć, stać, dawać, budzić, pisać, spać, jechać. 5. Переведите на польский язык предложения. 1.Известия передавались быстро. 2. Праздник будет отмечаться на следующей неделе. 3. В воскресенье магазины закрыты. 4. События, описываемые в книге, происходили на самом деле. 5. На скамейке сидит мальчик, читающий книгу. 6. Вбежавший в комнату пес громко залаял. 7. Сегодня нам нечего делать. 6. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.404 - 406. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Сделайте морфологический разбор причастий (начальная форма (И.п. ед.ч. соответствующего рода), залог, время, форма (краткая, полная), число, род, падеж, характер флексии, причины возникновения новой флексии, наличие фонетических чередований в основе и причины их возникновения). Практическое занятие № 17-18 Синтаксические особенности польского языка 1. Место согласованного определения в составе словосочетания. 2. Состав именного сказуемого. 3. Употребление глагольной связки. 4. Особенности структуры некоторых типов односоставных предложений. 5. Подчинительные союзы в изъяснительном предложении. Упражнения1. Как согласуются подлежащее со сказуемым в польском языке? Каковы способы выражения подлежащего в польском языке? 1.Wszystko jest w rękach człowieka. 2. Brat z żoną przyjechałi w sobotę. 3. Nie widzę dobrze bez okułarów. 4. Nie był to właściwie sen, ale jakieś odretwienie. 5. Połska drużyna jest mistrzem świata. – Połska drużyna mistrzem świata. 6. Dotknąć ją zbrojną ręką byłoby ją zabić (Mick.). 7. Na salę weszło dwóch aktorów. 8. Trochę soku się rozlało. 9. Dziś mija, jutro nadchodzi. 10. Nie swięci garniki lepią. 11. Pięciu czeka na jednego. 2. Прочитайте и переведите на русский язык предложения. Установите способы выражения сказуемого в польском языке. 1. Nasza ulica jest szeroka i bardzo ziełona. 2. Jestem Rosjanką. 3. Ojciec jest Polakem. 4. Marek to mój kolega. 5. Ten smutek, ten wstyd nową dla ciebie ozdobą (Mick.). 6. Zdawała się nie widzieć lub nie chcieć widzieć męża (T. Parnicki). 7. Przychodąc do kliniki zdawał się Nawet nas nie zauważać. 8. Okazał się być dawnym kolegą Heinza. 9. Ojciec wyglądał chory. 10. Zrobiło mi się słabo. 11. Było zimno spać. 12. Nie miałem czasu. 13. Dlaczego ja nie mam lubić nikogo? (M. Kusniewicz). 14. Czapkę miał zsuniętą na tył głowy (B. Czeszko). 15. Mamy wiele do załatwienia. 16. Trzeba, żeby człowiek miał dokąd pójść (J. Hen). 3. Переведите словосочетания на польский язык. Польский язык, вторая мировая война, современное искусство, грязный дорожный плащ, редкие семейные встречи, новая политическая партия, дама в шляпе, певец без голоса, Ваша книга, поехать в Варшаву, поехать к морю, пойти в лес, растет в лесу, посмотреть вверх, поехать в сторону Кракова. 4. Переведите на польский язык предложения, содержащие составное именное сказуемое. Как эти предложения звучат в старославянском языке? Какова особенность употребления глагола-связки в современном русском? 1.Он учитель. 2. Мой брат - школьник. 3. Варшава – столица Польши. 4. Тот цветок голубой. 5. Он был моим товарищем. 5. Прочитайте и переведите на русский язык односоставные предложения, определите их типы. Как выражены главные члены предложения? 1.Ktoś telefonował? 2. Autor został zaproszony do redakcji. 3. Prezydent nie wzbudza już zaufania. 3. Nawet w takiej sytuacji nie się rozczarowania. 4. Kiedy się stoi na parkingu, ma się wrażenie, że nie ma już niczego prócz wiosennej niebieskiej mgły (T. Hołuj). 5. Nie lubię, jak mi się zagląda do życiorysu. 6. O nowym Prezydencie wie się dużo. 7. Tego się nie da powiedzieć. 8. Jak się ma 18 lat, to jest się młodym. 9. Ledwie go się widziało. 10. Zawsze słuchano go bez sprzeciwu i bano się go. 11. Widziano nas już raz ze sobą. 12. Słychać muzykę. 13. Widać, że jesteś zmęczony. 14. Nie ma co pić. 15. Co tu mówić? 6. Прочитайте и переведите стихотворение А.Мицкевича. Найдите односоставные предложения. Прокомментируйте их строение. Stepy Akermańskie (Sonety Krymskie) Wpłynąłem na suchego przestów oceanu, Wóz nurza się w zieloność i jak łódka brodzi; Śród fali łąk szumiących śród kwiatów powodzi, Omijam koralowe osrowy burzanu. Już mrok zapada, nigdzie drogi ni kurkanu, Patrzę w niebo, gwiazd szukam, przewodniczek łodzi. Tam z dala błyszczy obłok? Tam jutrzeńka wschodzi? To błyszczy Dniestr, to weszła lampa Akermanu. Stójmy! – jak cicho! – słyszę ciągnące żurawie, Których by nie dościgły źrenice sokoła; Słyszę, kędy się motyl kołysa na trawie, Kędy wąż sliską piersią dotyka się zioła. W takiej ciszy! – tak ucho natężam ciekawie, Że słyszałbym głos z Litwy. – Jedźmy, nikt nie woła! 7. С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб, 1997, с.407 – 409, 410 - 412. Прочитайте и переведите на русский язык тексты. Прокомментируйте употребление в нем синтаксических конструкций: - найдите предикативные центры предложений и дайте их характеристику; - найдите определенно-личные предложения; - определите порядок слов в предложении и место положения согласованного определения; - установите, всегда ли управление в польском языке соответствует управлению в русском языке; - найдите страдательные конструкции и конструкции с отглагольным именем; - в сложных предложениях установите способ и средство связи простых предложений. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ПОЛЬСКОМУ ЯЗЫКУ 1. Польский язык в кругу других славянских языков. Распространение польского языка. Основные этапы развития польского литературного языка. Роль Я. Коханского в создании современного польского литературного языка. Польский литературный язык в XIX-XX вв. 2. Важнейшие лексикографические работы. Толковые словари польского языка (С.Линдэ, В. Дорошевского), этимологические (А.Брюкнера, Ф.Славского), фразеологические (С.Скорлупки), словари «правильного польского языка» (С. Шобера, В.Дорошевского). 3. Общая характеристика лексики польского языка «Межъязыковые омонимы». Формы этикета. 4. Польский алфавит. Правила чтения гласных и согласных. Способы обозначения мягкости согласных. Сочетания нескольких букв для обозначения одного звука. Ударение. Различительные признаки гласных и согласных фонем польского языка. Важнейшие фонетические соответствия между гласными и согласными польского и русского языков. 5. Польский язык как язык флективного типа. Элементы агглютинации при образовании глагольных и именных форм. 6.Имя существительное. Категория рода - мужского, лично-мужского, женского и среднего. Категория числа и падежа. 7. Типы склонения существительных твердой и мягкой разновидностей мужского, женского и среднего родов. 8. Склонение заимствованных существительных и иноязычных собственных имен. 9. Имя прилагательное. Грамматические категории имен прилагательных. Склонение прилагательных. 10. Образование и употребление степеней сравнения прилагательных. 11. Имя числительное. Грамматические категории числительных. Разряды числительных Склонение количественных, порядковых и собирательных числительных. 12. Местоимение. Разряды местоимений по значению. Особенности склонения и употребления личных местоимений (кратких и полных форм), притяжательных, неопределенных и отрицательных. 13. Глагол. Грамматические категории глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. 14. Возвратные глаголы. Безличные глаголы. Инфинитив и его употребление. 15. Типы спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. 16. Спряжение глаголов в прошедшем и будущем временах. 17. Неправильные глаголы. Синтетические и аналитические формы повелительного наклонения. 18. Сослагательное наклонение. 19. Образование и употребление причастных и деепричастных форм. 20. Наречие. Образование наречий. Степени сравнения наречий. Категория состояния. 21. Служебные части речи Употребление предлогов, союзов, частиц. 22. Синтаксические особенности польского языка. Место согласованного определения в составе словосочетания. Состав именного сказуемого. Употребление глагольной связки. Особенности структуры некоторых типов односоставных предложений. Подчинительные союзы в изъяснительном предложении. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Вариант 1 1. Переведите предложения на польский язык. 1. Меня зовут… 2. Я студентка. 3. Я знаю, что у вас сегодня мало времени. 4. Возьми эту книгу и иди домой. 5. Ты каждый день готовился к занятиям? 2. Переведите текст на русский язык. JERZYBROSZKIEWICZ KSZTAŁTMIŁOŚCIFragment Jesi eń tonie w deszczu . Polski pazdziernik podpala drze wa i krzewy – lasy sto ą w czerwieni. Pozaro w tych nie ugasi zadna slota. Id ąc ulicami mia sta stąpasz wsrod szumu i szelestu - gorą szumi wia tr, pod stopami szeleszczą lisci e czerwone, zlo te, brązowe. Deszcz zas gra co noc ci che werble na szybach. 3. Объясните происхождение звуков, выделенных в приведенном выше тексте жирным шрифтом. 4. Охарактеризуйте подчеркнутые в тексте грамматические формы. 5. Дайте историко-лингвистическую справку возникновения выделенных в тексте курсивом грамматических форм. Вариант 21. Переведите предложения на польский язык. 1. Меня зовут… 2. Николай Коперник – польский ученый 15 века. 3. Я знаю, что ты подаришь мне на день рождения. 4. Пойдем обедать в кафе, у них всегда есть хорошие блюда. 5. Он каждый год во время отпуска ездил к морю. 2. Переведите текст на русский язык. JERZYBROSZKIEWICZ KSZTAŁTMIŁOŚCIFragment Jesi eń jest por ą pracy – tej jesieni ro zbila sie bania z muzyk ą. Na facjatce palacu Krasinskich male okno swieci do najpo znie jszej noc y, mury zas budynku nio s ą dzwie k fortepianu az ku parterom. Nawet przechodz en staj ąc pod domem poslyszy pobrzek strun, jesli przytuli ucho do chropawej scia ny . 3. Объясните происхождение звуков, выделенных в приведенном выше тексте жирным шрифтом. 4. Охарактеризуйте подчеркнутые в тексте грамматические формы. 5. Дайте историко-лингвистическую справку возникновения выделенных в тексте курсивом грамматических форм. Вариант 31. Переведите предложения на польский язык. 1. Меня зовут… 2. Она журналистка. 3. Ты знаешь, что располагалось в этом доме в начале прошлого века? 4. Подумай над задачей и реши ее. 5. Через час урок закончится. 2. Переведите текст на русский язык. JERZYBROSZKIEWICZ KSZTAŁTMIŁOŚCIFragment Noc jest jeszcze mlo da, wiec sporo godzin pracy prze d tobą. Pora wro cic do instrumentu . Palce odtwarzaj ą dyktat wyobrazni – fraze liryczną. W zapisie przypomni ona delikatny fresk…(…) Naklada sie ona na akompaniament, ktory jest dla melodii tym, cym dla slow jest towarzysz ące im spojrzenie, oddech, rytm serc a wypowiadając ego je czlowieka i gest dloni podtrzymującej sens zdania. 3. Объясните происхождение звуков, выделенных в приведенном выше тексте жирным шрифтом. 4. Охарактеризуйте подчеркнутые в тексте грамматические формы. 5. Дайте историко-лингвистическую справку возникновения выделенных в тексте курсивом грамматических форм. Вариант 41. Переведите предложения на польский язык. 1. Меня зовут… 2. Варшава – столица Польши. 3. Мы не знали, что будет дождь. 4. Скажите, пожалуйста, как пройти к гостинице. 5. Прошла зима, наступила весна. 2. Переведите текст на русский язык. J. Brzechwa TYDZIEŃTydzień dz iecimiał siedmioro: - Niech się tutaj wsz ystkie zbiorą ! Ale prze cież nie tak łatwo Radzić sobie z liczną dziatwą: Poniedzia lek już od wtorku Poszukuje kota w worku, Wtorek śro dę wziął pod bro dę: - Chodźmy sitkiem czerpać wodę . Czwartek w górze igłą grzebie I zaszywa dziury w niebie . 4. Объясните происхождение звуков, выделенных в приведенном выше тексте жирным шрифтом. 5. Охарактеризуйте подчеркнутые в тексте грамматические формы. 6. Дайте историко-лингвистическую справку возникновения выделенных в тексте курсивом грамматических форм. Вариант 51. Переведите предложения на польский язык. 1. Меня зовут… 2. Казимир Великий – последний из династии Пястов. 3. Я помню, что ты обещал прийти ко мне вчера. 4. Напишите мне письмо. 5. Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в городе Торуни. 2. Переведите текст на русский язык. J. Brzechwa TYDZIEŃChci eli pracę skończyć wpią tek, A to ledwie był począ tek. Zamyślila się sobota: - Toż dopiero jest ro bota? Poszli ra zem do niedzieli , Tam porządnie odpoczeli. Tydzień drapie się w przedziałek: No, a gdzie jest poniedzia łek? Poniedziałek już od wtorku Poszukuje kota w worku… 4. Объясните происхождение звуков, выделенных в приведенном выше тексте жирным шрифтом. 5. Охарактеризуйте подчеркнутые в тексте грамматические формы. 6. Дайте историко-лингвистическую справку возникновения выделенных в тексте курсивом грамматических форм. Вариант 6 1. Переведите предложения на польский язык. 1. Меня зовут… 2. Висла – главная река Польши. 3. Ты знаешь, что длина Вислы 1076 км? 4. Поедем к морю! 5. Сегодня я проснулся рано. 2. Переведите текст на русский язык. HENRYK SIENKIEWICZPOTOPFragment To mówiąc Kmicic otulał panienkę fartuchem od sani, pięknym, z białego sukna i bia łymi wilkami podszytym; potem sam siadł , krzyknął na woźnicę : “Ruszaj” – i konie zerwały się z mie jsca do biegu . Zimne powietrze pędem uderzyło o ich twarze, więc zaniemowili i słychać bylo tylko ś wist zmarzłego śniegu pod pło zami, parskanie koni , tętent woźnicy. 4. Объясните происхождение звуков, выделенных в приведенном выше тексте жирным шрифтом. 5. Охарактеризуйте подчеркнутые в тексте грамматические формы. 6. Дайте историко-лингвистическую справку возникновения выделенных в тексте курсивом грамматических форм. Вариант 7 1. Переведите предложения на польский язык. 1.Меня зовут… 2.Казимир Великий – сын Владислава Локотка 3.Не все знают, что происходило в Польше в конце 20 века. 4.Расскажите о трех разделах Речи Посполитой в конце 18 века. 5.В 966-м году поляки приняли христианство. 2. Переведите текст на русский язык. HENRYK SIENKIEWICZPOTOPFragment Sanie gna ły jak wicher . Dzie ń był jasny, mró żny. Śnie g migotał jakby kto nań iskry sypał; z bia łych chat podobnych do kup śnież nych strzelały wysokimi kominami dymy różowe. Stada wro n polatywały przed saniami wśród bezlistnych drzew przydrożnych z krakaniem donośnym. 4. Объясните происхождение звуков, выделенных в приведенном выше тексте жирным шрифтом. 5. Охарактеризуйте подчеркнутые в тексте грамматические формы. 6. Дайте историко-лингвистическую справку возникновения выделенных в тексте курсивом грамматических форм. Вариант 8 1. Переведите предложения на польский язык. 1.Меня зовут… 2.А. Мицкевич – известный польский поэт. 3.Я знаю, что ничего изменить нельзя. 4.Выполни контрольную работу. 5.Ты поставила цветы в вазу? 2. Переведите текст на русский язык. HENRYK SIENKIEWICZPOTOPFragment O dwie staje za Wodogajami wpadli na szeroką drog ę, w ciemny bó r, który stał głuchy, sędziwy i c ichy, jakby spał pod obfitą okiścią. Drze wa, migotając w ocz ach , zdawały się uciekać gdzieś w tył za sanie , a oni leceli coraz prędziej i prędziej, jak gdyby rumaki skrzydła miały. Od takiej ja zdy gło wa się zawrac a i upojenie ogarnia, więc ogarnięło i panne Aleksandrę. 4. Объясните происхождение звуков, выделенных в приведенном выше тексте жирным шрифтом. 5. Охарактеризуйте подчеркнутые в тексте грамматические формы. 6. Дайте историко-лингвистическую справку возникновения выделенных в тексте курсивом грамматических форм. Вариант 9 1. Переведите предложения на польский язык. 1.Меня зовут… 2 Мешко первый – родоначальник династии Пястов. 3.Мы знаем, что Краков – один из крупнейших городов Польши. 4.Перечислите диалектные области Польши. 5. В 1569 году Польша и Великое княжество Литовское образовали Речь Посполиту. 2. Переведите текст на русский язык. HENRYK SIENKIEWICZPOTOPFragment Przechyliwszy się w tył, zamknęła oczy , całkiem pędowi się oddając . Poczuła sło dką niemoc i zdało jej się, że ten bojarzyn orszański porwał ją i pędzi wichrem, a ona, mdlejąca, nie ma siły się oprzeć ani krzyknąć … I lec ą, lecą coraz szybcej… Oleńka czuje, że obejmują ją jakieś ręc e … czuje wreszcie na wargach jakoby pieczęć roz paloną i palącą… oczy się jej nie chcą odemnac, jakby we śnie . 4. Объясните происхождение звуков, выделенных в приведенном выше тексте жирным шрифтом. 5. Охарактеризуйте подчеркнутые в тексте грамматические формы. 6. Дайте историко-лингвистическую справку возникновения выделенных в тексте курсивом грамматических форм. Вариант 10 1. Переведите предложения на польский язык. 1.Меня зовут… 2.Польский язык – национальный язык поляков и государственный язык Польской Народной Республики. 3.Известно, что первые сведения о поляках восходят к 9 веку. 4.Назовите славянские племена, образовавшие польскую народность. 5.Лехитская подгруппа языков формировалась в 8-10 веках. 2. Переведите текст на русский язык. Sł AWOMIR MROŻEKBECZKA Ś MIECHUFragment Kupiliśmy be chkę na ogórki i postawiliśmy ją w sieni. Sień była ci emna i łatwo się potknąć o beczkę. Już pierwszego wiecz ora, kiedy siedzi eliśmy w kuchni, usłyszeliśmy łoskot. To dziadzio wracając z podwórka się potknął , a myśmy się ś mie li. Odtąd co wieczó r czekaliśmy, aż ktoś wejdzie do sieni, a kiedy ro zlegał się łomot, od razu ro biło się wesoło. 4. Объясните происхождение звуков, выделенных в приведенном выше тексте жирным шрифтом. 5. Охарактеризуйте подчеркнутые в тексте грамматические формы. 6. Дайте историко-лингвистическую справку возникновения выделенных в тексте курсивом грамматических форм. ПОЛЬСКИЙ АЛФАВИТ
Кроме букв, указанных в алфавите, в польском языке для обозначения некоторых звуков используются сочетания двух букв: Ch [х] - chata [хата], mucha [муха]; Sz [ш] - szafa [шафа], kosz [кош]; Rz [ж] - rzeka [жэка], burza [бужа]; Dz [дз] - обозначает звук, состоящий из слитно произнесенных звуков д и з : dzwon [дзвон], bardzo [бардзо]; Cz [тш] - обозначает звук, состоящий из слитно произнесенных звуков т и ш : czas [тшас], rzecz [жэтш]; Dż [дж] - обозначает звук, состоящий из слитно произнесенных звуков д и ж : dżdżownica [джджовница], wyjeżdżam [выежджам]; Dź [джь ] - обозначает звук, состоящий из слитно произнесенных звуков д и мягкого ж : dźwigać [джь вигачь ]. Образцы склонения существительных в древнепольском и современном польском языках Мужской ро д
Средний род
Женский род
|