Сочинение: Главные особенности художественно-философского мира Есенина

Название: Главные особенности художественно-философского мира Есенина
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение

На небесном синем блюде

Желтых туч медовый дым.

Грезит ночь. Уснули люди,

Только я тоской томим.

С. Есенин

Произведения Сергея Александровича Есенина — это его правдивый поэтический дневник, в котором автор предельно честен перед собой и своими читателями. На страницах этого дневника не сухие факты и биография художника, а его сомнения, переживания, ошибки и преодоление невзгод, целый художественно-философский мир поэта. Вначале — безмятежная жизнь глубинки, полная гармония с окружающей природой и восхищение ее красотой и бесконечностью.

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны.

Солнце садится за горы лесистые,

Рог золотой выплывает луны.

Запад подернулся лентою розовой,

Пахарь вернулся в избушку с полей,

И за дорогою, в чаще березовой

Песню любви затянул соловей.

Но уже в ранние стихи поэта закрадывается боль, печаль и тревога за рядом живущих соотечественников — их заботы, труд, радости становятся темой его поэзии.

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

Крутит вихорь леса во все стороны,

Машет саваном пена с озер.

Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну,

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

Огромный и таинственный мир манит поэта, заставляет его покинуть родные места, искать судьбу в городе. Но вольнолюбивой душе поэта чужд этот мир с его спланированной застройкой, суетой окружающей жизни. Есенин томится в этих «каменных колодцах».

В моей душе так было гулко

В пеленках камня и кремней.

На каждой ленте переулка

Стонал коровий рев теней.

Визжали дроги, словно стекла,

В лицо кнутом грозила даль,

А небо хмурилось и блекло,

Как бабья сношенная шаль.

Поэт видит спасение в возвращении домой, только на природе, в необъятных родных полях может обрести он душевное равновесие, успокоенность. Но и деревня теперь всколыхнулась, пришли кардинальные перемены, и Есенин пытливо всматривается в лица земляков, вслушивается в их немудреные речи.

Вот вижу я: Воскресные сельчане

У волости, как в церковь, собрались.

Корявыми, немытыми речами

Они свою обсуживают «жисъ».

Хромой красноармеец с ликом сонным,

В воспоминаниях морщиня лоб,

Рассказывает важно о Буденном,

О том, как красные отбили Перекоп.

До боли знакомые места, но и они меняются, пусть не так быстро, как бы хотелось, но поступь времени не остановить. Поэт пугается и одновременно приветствует грядущие перемены. Эта действительность становится основной чертой зрелой поэзии Есенина.

Довольно гнить и ноять,

И славить взлетом гнусь,—

Уж смыла, стерла деготь

Воспрянувшая Русь.

Уж повела крылами

Ее немая крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

Жизнь продолжается, несмотря на все потери, кровь и несчастья. Временами поэт ужасается той дани, которую приходится платить народу, но ничто не появляется само. Любой прогресс имеет цену крови. Очень поэтично и образно говорит о себе и своем состоянии поэт в стихотворении «Русь уходящая»: Я человек не новый! Что скрывать? j Остался в прошлом я одной ногою, \Стремясъ догнать стальную рать, \Скольжу и падаю другою. \Я слушаю. Я в памяти смотрю, О чем крестьянская судачит оголь: «С советской властью жить нам по нутрю... Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...»

Заслуга Есенина в том, что он пытается понять окружающие перемены, примириться с новой действительностью. Если эта «жись» устраивает народ, то поэт постарается понять и принять новую данность. Он счастлив, что

...Избежал паденья с кручи.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Он поет о России, о любви, прошли сомнения и тягостные раздумья. Поэт в гуще событий и полон творческих планов. Отправившись на Кавказ, Есенин попал в необыкновенный поэтический мир. Все здесь мило сердцу. Очень легко работается, хочется осуществить многое.

Любовь моя! прости, прости.

Ничто не обошел я мимо.

Но мне милее на пути.

Что для меня неповторимо.

Неповторимы ты и я.

Помрем — за нас придут другие.

Но это все же не такие —

Уж я не твой, ты не моя.

Поэт мечтает объять весь мир, а сам понимает, что жизнь его бренна, как-то по-особенному чувствует приближение то ли зрелости, то ли конца. Свое чувство у Есенина к осени — в ней еще яркость красок, буйство цвета, и «половодье чувств», но Уже близок конец — неотвратима зима.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной.

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Поэт ощущает себя частью мироздания. Благословляет свой приход на землю, но понимает и закономерность ухода.

Все мы, все мы в этом мире тленны.

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришлось процвестъ и умереть.

В классической русской литературе поэзия Есенина не затерялась, а обрела свой голос и подобающее ей место.