Курсовая работа: Подготовка и разработка экскурсии
Название: Подготовка и разработка экскурсии Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание1. Технология подготовки экскурсии 1.1 Выбор темы 1.2 Отбор литературы 1.3 Отбор экскурсионных объектов 2. Методическая разработка экскурсии 2.1 Вариант маршрута экскурсии 2.2 Текст вступления экскурсии 2.3 Методическая разработка 3. Портфель экскурсовода 3.1 Паспорта экскурсионных объектов 3.2 Индивидуальный текст экскурсии 3.3 Оценка экономической эффективности разработанного экскурсионного продукта Заключение Список литературы Приложение 1. Технология подготовки экскурсии1.1 Выбор темыВ качестве темы для экскурсии мною была выбрана тема «Новосибирск развлекательный». В данной теме мы рассмотрим культурно-развлекательные места города Новосибирска. 1.2 Отбор литературыВ качестве основных источников литературы будут использоваться: Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984. – 144 с.; Святославский А. В. Городская экскурсия. Основы теории и практики. – М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001; Экскурсионная работа. Методические рекомендации для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». Составитель Коломыцкая Е. Ю. Новосибирск: изд-во НГТУ, 2004; Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. – М.: Советский спорт, 2000; www. ngs. Ru; Новосибирск 110 лет. / Новосибирск, - 2003; Новосибирск. Энциклопедия / Новосибирск. – 2003 1.3 Отбор экскурсионных объектовОсновными экскурсионными объектами будут: · Кинотеатр Аврора · Театр Старый дом · Кинотеатр им. Маяковского · Новосибирский Академический Молодёжный Театр «Глобус» · Новосибирский Государственный Академический театр Оперы и Балета, · Краеведческий музей · Красный факел · Новосибирский Областной Театр кукол · Новосибирский Государственный театр Музыкальной комедии · Зоопарк 2. Методическая разработка экскурсии 2.1 Вариант маршрута экскурсииРисунок 1. Условные обозначения: - места остановок; Н – начало экскурсии; К – конец экскурсии; - - объекты экскурсии; - пути маршрута экскурсии. Цифрами на схемах обозначены: 1 – Кинотеатр Аврора 2 – Новосибирский Государственный Драматический Театр Старый дом 3 – Кинотеатр им. Маяковского 4 - Новосибирский Академический Молодёжный Театр «Глобус» 5 - Новосибирский Государственный Академический театр Оперы и Балета, 6 - Краеведческий музей 7 - Красный факел 8 - Новосибирский Областной Театр кукол 9 - Новосибирский Государственный театр Музыкальной комедии 10 - Зоопарк Выбор маршрута: В рассмотренном маршруте путь экскурсии проходит по наиболее заметным улицам города. Длина маршрута составляет 12 км 750 м. Путь следования автобуса проходит по улицам: Маркса, Ленина, проспекту Димитрова, Фрунзе, Каменская, Чаплыгина, Серебренниковская, Октябрьской магистрали, Кирова, Сакко и Ванцетти, Нижегородской, Восход, Большевистской, Красному проспекту. 2.2 Текст вступления экскурсии Организационная часть: «Добрый день, уважаемые жители и гости города. Сегодня мы с вами проведём экскурсию по городу на тему: «Новосибирск театральный». Вести экскурсию и отвечать на ваши вопросы будет экскурсовод Васильев Виталий Николаевич. Водитель автобуса – водитель первого класса Симоненко Андрей Васильевич. Стаж его вождения 7 лет. Наша экскурсия продлится около двух часов, после чего вы сможете самостоятельно походить по центральной части города в течение часа. Большая просьба, во время остановок далеко от автобуса не отходить. Дорогу переходите внимательнее. При соблюдении этих несложных правил наша экскурсия получится интересной и занимательной Наше путешествие начнётся с центральной площади Новосибирска – площади Ленина. Примерно через полтора часа наша экскурсия закончится недалеко от этого места – возле Новосибирской Государственной Архитектурно-Художественной Академии. Именно с этого момента в вашем распоряжении будет час на самостоятельное изучение Новосибирска, а также на вопросы, которые у вас будут после экскурсии». Информационная часть: «Немногим более века назад на этом месте шумели дремучие леса да изредка проезжали караваны русских купцов везущих экзотические товары из Китая и Монголии. Но всего лишь за несколько десятилетий все коренным образом изменилось. Подминая под себя окрестные деревня и села здесь стремительно рос город, как губка вбирая в себя переселенцев из всего сибирского края и даже из европейской России. Сегодня Новосибирск- это стремительно развивающийся мегаполис, крупнейший промышленный, научный ,транспортный и культурный центр Сибири, соединяющий восток и запад Великой державы. Место пересечение реки Обь железной дорогой давшее жизнь городу, было найдено инженерами, создававших Транссиб в начале 90-х годов 19-ого столетия. Изыскательскую партию возглавлял известный инженер Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. Представители купечества и губернские власти планировали построить мост у Колывани, чтобы железная дорога затем прошла через Томск. Но изучив местность Гарин-Михайловский отверг этот вариант и доказал преимущество строительства моста здесь у села Кровощёково. 30 апреля 1893 года для строительства моста к устью Каменки прибыл отряд мостостроителей, ставшими первыми жителями новоиспеченного поселка Александровского. Так здесь в устье речки Каменки началась история города Новосибирска. Вопреки вековым традициям, когда место для города выбиралось интуитивно, здесь место выбирал расчёт, инженерная целесообразность и тот особый дух, наполнивший жизнь, город и породивший его быстрый и неровный рост был заложен импульс рациональной инженерной мысли в последние десятилетия 19-ого века. Всего за 4 года, к апреля 1897года, проект железнодорожного моста через Обь, одного из крупнейших сооружений России 19 века был претворен в жизнь. Мост, построенный основателями города, верой и правдой прослужил Новосибирску и всей России более 100 лет. Только в апреле 1984 на опорах первого железнодорожного моста через Обь были установлены новые мостовые пролеты. Старый мост был демонтирован, а сейчас один из его пролетов планируется превратить в памятник строителям города. С первых лет поселок, вскоре сменивший название на Новониколаевский, стал стремительно расти и застраиваться. Первой улицей будущего города стала улица Хлебная, ныне Фабричная, названная так из-за мукомольных предприятий и хлебного завода в считанные месяцы возведенного здесь, тонко понимавшими нужды великой стройки купцами. Украшением улиц, да и всего поселка стал Александровский сад, первое место культурного отдыха горожан. Здесь же на Хлебной возник первый Новониколаевский городской театр, в котором публику развлекали будущие знаменитые артисты. Просуществовал он не долго. После пожара 1909года от театра, как и от Александровского сада, остались лишь несколько фотографий. Центральной артерией нового города стала прорубленная в лесу просека, за короткий срок усилиями строителей, превратившаяся в Николаевский проспект. Первым каменным зданием новоиспечённый проспект обязан вниманию Николая 2.Государь - император, как тогда выражались, в печение о благе народном и вере православной, широким жестом преподнес городу 1000 золотых монет но строительство храма а также пожертвовал земельный участок и иконы. В результате уже в 1897 году недалеко от градообразующего железнодорожного моста вырос огромный по меркам поселка Собор Александра Невского, выполненного с учетом классических византийских взглядов на церковную архитектуру. В 1930-х годах собор постигла судьба многих церковных сооружений страны. Он был закрыт, колокольня взорвана, иконы колокола и церковная утварь изъяты. И только 1986году храм был возвращен в лоно церкви. Сейчас собор почти восстановлен и принял свои первоначальный облик. И все же первоначально город практически был деревянным. От той эпохи сохранилось чуть более 10 домов, разбросанных по старому центру Новониколаевска. Впрочем, история деревянного Новониколаевска была недолгой. Молодой и энергичный город лишь в 1908 году получивший самоуправление стремительно одевался в столичные каменные одежды. Новая эра застройки города, тесно связанна с именем выдающегося архитектора и инженера Андрея Дмитриевича Крячкого, хорошо известного во многих сибирских городах. В крае бедным специалистами Крячков нашел широкое поле для деятельности. Сегодня, после его смерти, здания известного зодчего до сих пор являются ведущими в архитектурном ансамбле Новосибирска. В 1910году в центре Ярмарочной площади, ныне площадь Ленина, по инициативе местных властей по проекту и под руководством Крячкого был выстроен городской торговый корпус, главное административное здание Новониколаевска. Здесь обосновались Городская Дума, Управа и казначейство. А на первом этаже разместились многочисленные конторы местных предпринимателей. В конце 80-х судьба Торгового корпуса изменилась. В 1987 году здесь распахнул свои двери Краеведческий музей Новосибирской области, который и находиться здесь до сих пор. За последние, предреволюционные года Новониколаевск достиг такого уровня благоустройства к которому другие города шли десятки лет. В это время был построен рад грандиозных, для своего времени, сооружений. В том числе кирпичный завод, инфекционная больница и 12 прекрасно оборудованных каменных школ, являвшихся образцом не только для Сибири, но и для европейской части России. Началось мощение улиц города и устройство асфальтовых тротуаров, появились телефон и электрическое освещение города. Проявлением больших амбиций молодого города стала воздвигнутая в 1915 году по проекту архитекторов Фрамана и Крячкого часовня Святителя Николая, посвящённая 300-летию дома Романовых. Ярмарочная площадь Новониколаевска была принята за географический центр всей российской империи, а часовня была призвана этот факт наглядно отразить. Об этом красноречиво свидетельствовала табличка на ее фасаде, и в целом выполненная в стилизованных формах великорусской архитектуры 12-14 веков часовня Святителя Николая как бы ставила честолюбивый город в один ряд со столицей, показывая единство великой державы с политическим центром в Москве и географическим – в Новониколаевске. После революции памятную табличку сняли, потом и саму часовню разрушили. Во время подготовки к празднованию 100 летнего юбилея Новосибирска часовня Святителя Николая была вновь выстроена на этом месте, и хотя статуса географического центра страны ей не присвоили, новосибирцы, как в старые времена, продолжают именовать её «часовня-центр России», а новобрачные обязательно включают её посещение в список свадебных мероприятий. В середине 20-х годов на Николаевском проспекте было возведено здание, история строительства которого, необычайно любопытна. Дело в том, что этот не много похожий на мавзолей образец архитектуры тех лет, получивший название Дом Ленина, был сооружен полностью на деньги горожан. Для сбора средств на его строительство было выпущено миллион 10-копеечных карточек по числу кирпичей, необходимых для постройки. Карточки распространили по всей Сибири и на площади вырос дворец. И хотя в 1944 году он был реконструирован под театр юного зрителя, а сейчас здесь разместилась Новосибирская Государственная Филармония, горожане продолжают величать его домом Ленина. Кстати именно с домом Ленина связанно последнее переименование нашего города. Ставшим в начале 20 века Новониколаевском, город проносил это название немногим более 2-х десятилетий. После окончательного становления советской власти, решено было переименовать город. В конкурсе приняли участие 10-ки названий: Красноград, Сибкрайград, Смирновск и даже Ленинознаменск на Оби. Но в 1925 году, собравшийся в дома Ленина первый сибирский краевой съезд советов утвердил сравнительно нейтральное название – Новосибирск. В середине 80-х годов на волне повального переименования всего и вся в прессе был поднят вопрос о возвращение Новосибирску прежнего имени, но дальше газетных страниц дело не пошло. И Новосибирск остался Новосибирском. Центром города с первых лет его основания считалась Ярмарочная площадь. Сейчас площадь имени Ленина. Активно застраиваться площадь начала в 1930годах. За стилистическую основу был принят очень модный в молодой советской республике стиль под названием конструктивизм. Его главной отличительной чертой были огромные окна зданий и богатая палитра серого цвета. Застраивать столицу новой социалистической Сибири поручили москвичам. И за считанные годы площадь значительно преобразилась. Выросли здания Облпотребсоюза, Госбанка, на месте деревянного постоялого двора появилась новая гостиница (ныне торговый дом «Аркада»). В это же время на площади Ленина началось строительство здания, которому суждено было стать архитектурным символом Новосибирска. Это сооружение задумывалось как синтетический театр. Другими словами многофункциональный развлекательный центр, своего рода гибрид театра, цирка и планетария. В результате родился грандиозный проект дл сих пор по многим параметрам не имеющим аналогов в мире. Строительство синтетического театра началось в 1931 году. Однако идея не прижилась. И вскоре московские архитекторы Барт и Курилка переработали проект под театр Оперы и Балета. Начало Великой отечественной войны будущий театр встретил еще не достроенным. Почти с 1-ых дней войны он принял ценности, эвакуированных Ленинградских Военно-артиллерийского и этнографического музеев, Третьяковской галереи, Эрмитажа и музея изобразительных искусств, музеев Новгорода, Калинина и Севастополя. Все было бережно сохранено и 1944 году культурные ценности стали возвращаться в свои города. Но несмотря на войну строительство театра не прекращалось и 12 мая 1945 года ровно через 3 дня после победы, здесь состоялась премьера опера Глинки «Иван Сусанин». Здание театра уникально. Это огромное просторное сооружение с самой большой сценой в мире оставило позади даже Большой театр в Москве. А купол Новосибирского оперного, рассчитанный профессором Пастернаком вообще не имеет аналогов в мире. Это поражающее воображение полусфера, 35 метров в высоту и 55 метров диаметром и толщиной 8 см, покрытое сотнями серебряных чешуек стало христоматийным примером уникального инженерного сооружения. [1] Сегодня Новосибирск – развлекательный город. Предложенный маршрут позволяет обойти все крупнейшие развлекательные места города. История города и области отражена в экспозициях музеев с числом экспонатов основного фонда свыше 4 тысяч. В них широко представлены живопись, предметы археологии, нумизматики, фотографии и документы. Среди музеев ведущими являются Новосибирский областной краеведческий музей с филиалами и Новосибирская картинная галерея. В городе под охраной государства находятся 145 памятников архитектуры, истории, монументального искусства и археологии, среди них есть интересные образцы деревянного и каменного зодчества, формирующие облик современного Новосибирска». 2.3 Методическая разработка
3. Портфель экскурсовода«Портфель экскурсовода» содержит ряд документов и прочей вспомогательной информации, которые помогут при ведении экскурсии донести информацию до экскурсантов в максимально полном объёме. Сюда входят: папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцами продукции предприятий, другими наглядными пособиями. В нашем случае полезно иметь в «Портфеле экскурсовода» фотографии театров в периоды их строительства и на первых гастролях. Следует иметь также документы (копии документов), на создание театров. В данной экскурсии чрезвычайно полезными, даже необходимыми, будут планы внутреннего строения данных театров, размещения мест для зрителей и т. п. 3.1 Паспорта экскурсионных объектовНовосибирский Государственный Академический театр Оперы и Балета. Адрес: Красный Проспект-36, индекс: 630099 Датировка памятника: 1931 – 1945 гг., 1956 г. Категория охраны – федеральная (общероссийская); Авторы проекта: арх. А. З. Гринберг, Т. Я. Бардт, М. И. Курилко и др.; инж. П. Л. Пастернак, В. К. Дмоховский, Б. Ф. Матери, Л. М. Гохман и др. НГАТОиБ – один из крупнейших театров России, открылся 12 мая 1945 г. Здание театра уникально. Оно по объёму занимает первое место в России (на 65000 куб. м больше Государственного академического Большого театра) и одно из первых мест в мире. Конструкция купола (диаметр 60 м) не имеет аналогов. В театре три зала: большой – 2000 мест, концертный – 550 мест, малый (верхняя сцена) – 130 мест. В основе репертуара театра – русская и зарубежная классика, произведения современности. Театр широко известен в стране и за рубежом. Архитектурным символом Новосибирска по праву стал Академический Театр Оперы и Балета - одно из красивейших зданий города. Строительство театра начинается в предвоенное десятилетие. Идея сооружения "большого театра Сибири" возникла еще в 1925 г. Его строительство отразило момент превращения нашего города в столицу Сибири, в центр громадного Сибирского края. Создается город будущего. Необычна и история самого здания театра. В 1929 г. было решено, что театр будет входить в комплекс Дома Науки и Культуры (ДНК), куда кроме театрального зала должны были войти научно-исследовательский институт с лабораториями и конференц-залами, краевой музей производительных сил Сибири с научными кабинетами и картинная галерея. Его авторы - М. Курилко и Т. Барт, проект которых был принят в 1930 г. в результате широкого конкурса. В основу замысла была положена идея театра с трансформирующимися элементами внутреннего пространства, что давало бы большую свободу постановщикам при воплощении сценического произведения. Места для зрителей с помощью специальных устройств предполагалось перемещать по залу. Под партером должен был находиться большой резервуар для бассейна, который позволял бы постановку водных пантомим. Круглый зрительный зал мог использоваться как театральный, цирковой или планетарный. Новому театру выбрали лучшее место на центральной площади города. Возведение театра было начато 22 мая 1931 г. Но в ходе проектирования и строительства возникла необходимость в разрешении сложнейших проблем акустики и оптики и одновременно выявилась большая стоимость здания и его оборудования. В 1935 г. пришли к решению строить театр обычного типа. Проект реконструкции театра был утвержден в 1936г. Окончательную редакцию он получил в Москве во Второй архитектурной мастерской Моссовета под руководством В. Биркенберга при участии Б. Гордеева и ряда новосибирских архитекторов (Н. Болотина, Б. Дмитриева и др.). Подвесной потолок зрительного зала расписан новосибирскими художниками И.Яниным, А. Фокиным, А. Ивановым, П.Якубовским, А. Бертиком, О. Шереметинской. Лепные работы и скульптуру в театре выполнила скульптор В. Штейн. Профессор П. Пастернак с группой инженеров-конструкторов В. Дмоховским и Б. Матери разработали для театра оригинальную конструкцию монолитного железобетонного гладкого купола диаметром 55,5 м, имеющего толщину в среднем всего лишь 8 см, свободно лежащего на опорном железобетонном кольце, опирающемся на стоящие по кругу колонны. Конструкция купола не имеет аналогов. [2] Зоопарк Любимыми местами проведения досуга новосибирцев являются Новосибирский зоологический парк. В зоопарке нашего города содержится около 4000 особей 399 видов. Более 120 видов занесено в Международную Красную Книгу. Около 180 видов - в Красную Книгу России и СНГ. На 38 видов ведется международная племенная книга. Коллектив зоопарка участвует в 32 международных программах по сохранению редких и исчезающих видов животных. Новосибирский зоопарк контактирует более чем со 100 зоопарками мира. Кроме научной, ведет большую просветительскую работу. Потомство некоторых редких видов впервые в мировой зоологической практике получено в нашем зоопарке - Речная Выдра, Перевязка, Азиатская дикуша, Камчатский Снежный баран. Новосибирский Академический Молодёжный Театр «Глобус». Адрес: Каменская-1, индекс: 630099 Датировка: 1930 г. 10.7.1930 г. пьесой Л. Ф. Макарьева «Тимошкин рудник» открылся первый стационарный театр – Новосибирский театр Юного Зрителя, ставший продолжателем идей Ленинградского ТЮЗа. В 1993 г. жители Новосибирска и области на конкурсной основе дали театру новое имя – «Глобус». Планировочную структуру театра отличает глубокая сцена с арьерсценой, двумя карманами и далеко выдвинутая в зал авансцена с развитым просцениумом. Планшет сцены снабжён двумя поворотными кругами.[3] Новосибирский Государственный театр Музыкальной Комедии. Адрес: Каменская – 43, индекс: 630099 Датировка: 1959 г. Театр муз. комедии создавался как филиал НГАТОиБ, поэтому требования к поступающим в его труппу артистам были исключительно высокими. Театр всегда шёл в ногу со временем. Театр много гастролирует, и как важнейшие вехи – творческие отчёты в Москве: в начале пути (1962 г.), за порогом пятнадцатилетия (1974) и др. Новосибирский Государственный Драматический Театр «Старый Дом». Адрес: Большевистская-45, индекс: 630009 Датировка: 1933 г. В целях укрепления и развития искусства в деревне как орудия борьбы за реализацию основных задач партии и советской власти на селе 1.10.1933 г. образован Новосибирский передвижной колхозно-совхозный театр. Особое внимание театр уделял вопросам формирования репертуара. Уже в 1934-1937 гг. на сцене первого колхозно-совхозного театра ставились лучшие пьесы советских авторов. «Старый дом» сегодня – один из ведущих театров нашего региона.[4] Новосибирский Областной Театр Кукол. Адрес: Ленина – 22, индекс: 630004 Датировка: 1933 г. Главный режиссёр театра М. С. Кисец и Р. М. Ландис организовали при ТЮЗе студию кукольников и 1.05.1934 г. состоялось открытие первого театрального сезона. В творчестве театра много эксперимента, поиска, пробы сил, творческая переработка накопленного опыта. 1.05.1934 г. состоялось открытие первого театрального сезона премьерой спектакля «Петрушка в гостях у школьников». Одним из первых режиссёров студии была Е. В. Захарова. Ею поставлена «Каштанка» по А. П. Чехову с куклами-марионетками. В 1936 г. театр стал самостоятельной творческой организацией, его возглавил артист и режиссёр В. С. Виноградов. С творчеством новосибирских кукольников знакомы зрители во многих регионах страны. Ежегодно проводятся гастроли в сельских районах. Репертуар театра составляет более 20 спектаклей. В 2000 г. Новосибирский театр кукол начал реализацию программы «Сказки народов мира», направленную на знакомство детей с искусством народов мира. Ежегодно репертуар театра пополняется спектаклями, поставленными по произведениям зарубежных авторов. Реализация названной программы не ограничивается только постановками новых спектаклей; в театре проводятся выставки книг зарубежных авторов, звучит музыка зарубежных композиторов, транслируется видеофильм о памятниках и архитектуре стран мира, проводятся тематические экскурсии, конкурсы и викторины среди зрителей театра Городской торговый корпус. (Здание Новосибирского областного краеведческого музея.) Индивидуальность центральной части Новосибирска придает здание Городского торгового корпуса, построенного в 1911 году по проекту архитектора А. Д. Крячкова (как и многие здания Новосибирска).[5] Коммерческий клуб. (Здание театра "Красный факел"). В 1914г. в Новониколаевске был построен Коммерческий клуб (или Купеческое собрание). Проектированием и строительством здания занимался архитектор А. Д. Крячков. Здесь устраивались концерты, маскарады, спектакли любителей и профессиональных театральных трупп, приезжавших на гастроли. Но в 1918г. это здание стало называться "Домом революции", здесь проходили митинги и собрания, заседания Совета рабочих и солдатских депутатов. Позже здание получило название "Рабочего дворца". 1 ноября 1932г. в этом здании показал свой первый спектакль театр "Красный факел". Этот театр родился в Одессе, на протяжении 12-лет театр ездил по стране, пока не связал свою судьбу с быстро растущим центром Сибири. В 1936-1937гг. здание, где разместился театр, было реконструировано по проекту архитектора К.Е.Осипова. Новосибирский государственный академический театр "Красный факел" отметил свое 75-летие. [6] 3.2 Индивидуальный текст экскурсии Начало к каждому объекту можно позаимствовать из паспортов объектов.[7] Рассмотрим его на примере Краеведческого музея. В 1909г. в городе произошел страшный пожар, в результате которого выгорело 22 квартала, осталось без крова более 6 тысяч человек, пострадало много магазинов и складов. Торговый корпус был построен по инициативе городских властей как безопасное от огня и доходное для города предприятие. Нижний этаж состоял из помещений, сдаваемых в аренду отдельным торговым предпринимателям. Второй этаж использовался под административные помещения: городскую думу и управу, казначейство, отделение Государственного банка, на втором этаже разместился зал на тысячу человек для собраний и вечеров. Этот зал был самым большим и красивым помещением в городе в начале 20 в. В 1914г. городская управа выделила 300 руб. на оборудование в зале Городского торгового корпуса шкафов и витрин для библиотеки-музея, который бы "давал систематическое изображение современной действительности". В связи с событиями революции и гражданской войны музей открыли лишь в 1920г. Многие годы в здании Городского торгового корпуса находились магазины и ресторан. С 1987г. в торговом корпусе разместился Новосибирский областной краеведческий музей. Многочисленные экспонаты представляют древнюю историю края, знакомят с культурой и бытом коренных народов Сибири, здесь можно увидеть уникальную коллекцию шаманских костюмов и бубнов, представить картину заселения и освоения края - Новосибирской области во второй половине 19 - начале 20в. Один из залов посвящен истории Новосибирска. В большом зале Городского торгового корпуса сегодня проходят концерты, выступления артистов и музыкантов. [8] 3.3 Оценка экономической эффективности разработанного экскурсионного продуктаhttp://www.rba.ru:8100/novosib/arhi.htm - top#topВыделяется два способа ценообразования для фирмы. В соответствии с первым цена товара (услуги) фирмы определяется затратами и устанавливается в размере себестоимости плюс норма прибыли. Альтернативная, и наиболее распространенная в последнее время концепция апеллирует к понятию полезности (или потребительной стоимости) и определяет цену исходя из соотношения спроса и предложения на рынке. В рамках данной темы мы более подробно остановимся на затратной модели ценообразования. Стоимость путёвки включает в себя следующие статьи: · стоимость проезда; · стоимость питания; · стоимость проживания; · стоимость трансферта; · стоимость экскурсионной программы; · стоимость оформления визы; · стоимость страхового полиса. Цена же туристической путёвки больше себестоимости на величину затрат и прибыли туристической фирмы. Расходы, представленные в этих статьях, делятся на постоянные и переменные. К категории постоянных расходов для одного туриста относятся: · стоимость проезда; · стоимость трансферта; · стоимость страхового полиса; · оформление всех необходимых документов. Как правило, постоянные расходы не зависят от продолжительности тура и качества обслуживания. Доля гостиного обслуживания и питания в общей стоимости путёвки составляет 60 - 65%. Оба эти элемента являются переменными величинами и зависят от изменения цен на данные виды услуг, а также от сезонной градации, географической зоны расположения гостиницы, вида и класса обслуживания, договорных коммерческих условий между турагенством и администрацией гостиничного предприятия. На стоимость гостиничного обслуживания и питания оказывает влияние и продолжительность проживания. Чем она больше, тем ниже стоимость одного туродня. При расчёте гостиничного обслуживания цена проживания и питания разбивается на тарифную сетку, которая имеет диапазон 7 дней. В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристическая фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы. При этом обычно предоставляется скидка для массовой оптовой сделки в зависимости от объёма опера - до 10%, по срокам и продолжительности - до 5%, скидка в зависимости от продолжительности проживания туристов в гостиничном предприятии - до 10%. С оптовой цены могут делаться дополнительные скидки за участие фирмы в рекламе и издании рекламных проспектов по стране, отдельному городу, отдельной гостинице, куда фирма отправляет туристов. Так, нередко турфирма реализует рекламные проспекты страны, рекламируя таким образом не только свои туры, но и страну в целом. Скидки могут также производится при предварительной оплате туристического обслуживания. В целом цена на туристическое обслуживание групп может быть ниже рыночной цены для разовых сделок в среднем на 10-20%. Цена тура для одного участника, таким образом, определяется следующим образом: , где И – себестоимость услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором; Н – косвенные налоги (в том числе и НДС) по отдельным видам услуг туризма; П – прибыль туроператора; С – скидка, предоставленная туроператором туристу с цены отдельных видов услуг, входящих в турпакет; ±К – комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет (знак «+» означает надбавку к цене турпакета; знак «-» - скидка с цены туроператора в пользу турагента); Ч – количество туристов в группе; К – количество лиц, сопровождающих группу по маршруту. При турах, применяемых при авиаперевозках, стоимость перевозки туристов к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых тарифов, которые могут быть наполовину ниже обычных. Тур включает также стоимость размещения туристов в гостинице, питание (полное или частичное) и другие услуги, предоставляемые на определённое число дней пребывания туристов в стране назначения, и использующиеся при групповых и индивидуальных поездках. Общий уровень рентабельности и цены инклюзив-тура должен быть не ниже обычного тарифа стоимости транспортировки. Клиенту сообщается паушальная (общая) цена тура без разбивки её на отдельные виды услуг. Ценообразование на рынке туристских услуг оказывает влияние на учетную политику фирмы. Рассмотрим эти особенности на примере международного туризма. Специфика бухгалтерского учёта операций международного туризма вытекает из различия в формировании стоимости путёвки: · для туристско-экскурсионных организаций, которые формируют стоимость путёвки путём приобретения отдельных услуг; · для туристско-экскурсионных организаций, занимающихся только продажей путёвок; · для туристско-экскурсионных организаций, занимающихся посреднической деятельностью. Первый вариант представляет собой обычную схему работы предприятия, реализующего продукцию собственного производства. Исходя из того, бухгалтерский учёт можно вести по схеме, принятой для предприятий, реализующих продукцию собственного производства или, как обычно её называют, “по производственной схеме”. Следует отметить, что нередко туристические фирмы, работающие по схеме формирования стоимости путёвки (тура) из отдельно приобретаемых услуг, допускают характерную неточность: при подведении итогов отчётного периода полностью закрывают счета учёта издержек и таким образом определяют финансовый результат за отчётный период просто как разницу между выручкой от реализации и всей суммой понесённых расходов. Между тем, как и во многих других видах производственной деятельности, здесь возможно и образование на конец отчётного периода остатков незавершённого производства и получение авансов и предоплат под продажу путёвки. Следует отметить, что процессы формирования, приобретения и последующей продажи путёвок могут быть растянуты во времени, соответственно на практике складываются ситуации, когда формирование путёвки начинается в одном отчётном периоде и заканчивается в другом, или при работе по второму варианту приобретение путёвки и её перепродажа происходят в разных отчётных периодах. Из этого следует, что в деятельности туристической фирмы должно быть чётко определенно, каким образом фиксируются основные хозяйственные операции, такие как: · получение предоплаты от других организаций за оказание услуг; · получение предоплаты от других организаций за готовую путёвку; · получение предоплаты от туриста за путёвку; · оказание услуг другой организации; · передача путёвки туристу; · выдача предоплаты другим организациям; · получение от других организаций гарантии на получение отдельных услуг; · получение от других организаций путёвок. Практика свидетельствует о том, что, как правило, чётко фиксируются моменты уплаты и получения денег и образования задолжностей, что отражается на счетах расчётов с дебиторами и кредиторами. В данном случае статья затрат существенно сокращается и определить какие из них относятся к данному объёму реализации нелегко. Если туристическое агентство работает только как посредник, используется схема ведения бухгалтерского учёта, характерная для данного вида деятельности. Себестоимость экскурсионного продукта будет равна: Бензин = 19,50 * 50 л = 975 руб. Затраты на походы в театр на одного человека = 5 * 50 руб. = 250 руб. Аренда автобуса – 50 руб. в час * 4 часа 35 минут = 229 руб. Себестоимость экскурсии составит: 975 + 250 + 229 = 1454 руб. Расчет цены экскурсионного продукта: Зарплата водителя – 50 руб. в час * 4,35 = 229 руб. Зарплата экскурсовода – 50 руб. в час * 4,35 = 229 руб. В автобус вмешается 23 человека. Расход бензина на одного человека составит: 975/23 = 42 руб. 40 коп. Стоимость экскурсии будет равна: 29,90 + 42,40 + 250 = 322 руб. 30 коп. Расчет дохода от его реализации: 322,30 * 23 = 7412 руб. 90 коп. Заключение экскурсии – это слова, которые говорит экскурсовод экскурсантам в самом конце экскурсии.[9] После экскурсии, когда экскурсанты уже сами походили по городу, все их вопросы были удовлетворены, следует правильно выразить свою благодарность слушателям экскурсии и прощание: «Важнейшей характеристикой городской среды является архитектура. Большое значение имеет создание гармоничной и сомасштабной человеку архитектурно-пространственной среды, комплексное благоустройство, озеленение, цветовое и световое оформление города. Формирование архитектурного облика, создание образцов и примеров градостроительного искусства, городского дизайна, ландшафтной архитектуры создают пространство жизнедеятельности горожанина. И от того, в каком пространстве живет, трудится, отдыхает и общается с другими людьми человек во многом зависят его настроение, поступки, результаты, устремления. Архитектурное окружение формирует культуру горожанина, определяет его эстетические предпочтения и моральные установки. Качество городской среды определяет менталитет населения, и именно поэтому питерцы отличаются характером от москвичей, а томичи от новосибирцев. Архитектура может изменить и судьбу города: сделать его привлекательным или отталкивающим для жителей и приезжих. Итак, наша экскурсия подошла к концу. Надеюсь вы узнали из неё много нового и интересного. Мы проехали через весь Красный проспект, узнали о истории его возникновения, о возникновении на нём различных строений. Мы побывали в некоторых архитектурных памятниках, а также видели объекты современности. Дамы и господа, наша экскурсия подошла к концу. Я надеюсь, вы почерпнули много нового из сегодняшнего рассказа о Новосибирске театральном. С вами было очень приятно общаться. Всего доброго». 1. Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984. – 144 с. 2. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. – М.: Советский спорт, 2000 3. Новосибирск 110 лет. / Новосибирск, - 2003 4. Новосибирск. Энциклопедия / Новосибирск. – 2003 5. Святославский А. В. Городская экскурсия. Основы теории и практики. – М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001 6. Экскурсионная работа. Методические рекомендации для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». Составитель Коломыцкая Е. Ю. Новосибирск: изд-во НГТУ, 2004 Рис. 2. Новосибирский Государственный Академический театр Оперы и Балета Рис. 3. Красный факел Рис. 4. Глобус Рис. 5. Метро Речной вокзал. Остановка возле театра Старый дом [1] www. ngs. ru [2] Новосибирск. Энциклопедия / Новосибирск. – 2003 [3] www. ngs. ru [4] Новосибирск. Энциклопедия / Новосибирск. – 2003 [5] www. ngs. ru [6] www. ngs. ru [7] Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984 [8] Новосибирск 110 лет. / Новосибирск, - 2003 [9] Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984. |