Дипломная работа: Управление учебно-тренировочным процессом девушек-спортсменок 15-17 лет с использованием индивидуальных коррекционных программ
Название: Управление учебно-тренировочным процессом девушек-спортсменок 15-17 лет с использованием индивидуальных коррекционных программ Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: дипломная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уральский государственный университет физической культуры Кафедра теории и методики бокса Дипломная работа по теме: Управление учебно-тренировочным процессом девушек-спортсменок 15-17 лет с использованием индивидуальных коррекционных программ Челябинск, 2007 СодержаниеВедение Глава 1. Обзор литературы 1.1 Возрастные особенности девочек 15 – 17 лет 1.2 Педагогические и физиологические особенности построения учебно-тренировочных занятий с девочками 15-17 лет Глава 2. Организация и методы исследования 2.1 Организация исследований 2.2 Методы исследований Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение Заключение Выводы Литература Приложения Введение Актуальность темы. Высокая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности [24]. С поступлением в школу двигательная активность ребенка сокращается в два раза и режим дня становится менее упорядоченным [8].У школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания и удержания тела в длительном сидячем положении. Это требует не только волевых усилий, но и достаточно высокого уровня я силы и выносливости соответствующих групп мышц. Установлено, что с возрастом динамика интереса к физической культуре имеет отрицательную тенденцию. У девочек после пятого, у мальчиков после седьмого класса значительно снижается интерес к физическим упражнениям [28].В той связи особые требования предъявляются к молодому поколению: высокий уровень развития физических качеств – основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовой, учебной и спортивной деятельности, бытовым операциям. Процесс освоения любых действий идет значительно успешнее, если человек имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями, т.е. достаточно высокими и стабильными индивидуальными двигательными «кондициями», этого возможно достигнуть дополняя занятия физической культурой в школе занятиями в спортивных секциях в учреждениях дополнительного образования.Высокий уровень развития характеристик физических способностей – важный компонент состояния здоровья человека [24]. Гипотеза. Предполагалось, что выявление слабых сторон в физической подготовленности девочек 15 – 17 лет ляжет в основу педагогических программ по коррекции отстающих физических качеств, при акцентированных целенаправленных занятиях спортом. При этом необходимо обязательное соблюдение условий: индивидуальный подход в оценке и физической подготовке, с целью гармоничного развития юных спортсменок. Цель исследования. Исследовать уровень физической подготовленности девочек 15-17 лет, занимающихся в секции тайского бокса, разработать и оценить эффективность индивидуальных педагогических программ по коррекции отстающих физических качеств. Задачи исследования: 1. Определить уровень физической подготовленности девочек 15 – 17 лет. 2. Разработать индивидуальные педагогические программы по коррекции физической подготовленности девочек 15 – 17 лет. 3. Оценить эффективность коррекционных программ. Выбор критериев оценки результатов и способов их отслеживания. Определение уровня физической подготовленности необходимо для выявления отстающих физических качеств, наличие которых ведет к возникновению патологических отклонений в состоянии здоровья, снижению умственной и физической работоспособности. Использование методики индивидуального подхода в оценке и физической подготовленности, предполагающих регулирование содержания, объема и интенсивности физических упражнений с учетом возрастных особенностей девочек 15 – 17 лет, это в известной мере способствует росту отстающих физических качеств и улучшению функционального состояния учащихся. Новизна, теоретическая и практическая значимость. Впервые использован индивидуальный подход в определении уровня физической подготовленности девочек 15 – 17 лет, занимающихся тайским боксом. Использование индивидуальных педагогических программ по коррекции физических качеств может быть предложено в практике физического воспитания ДЮСШ (МОУ, МОУДОД). Структура работы. Работа представлена на 52 страницах печатного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и списка литературы из 40 источников различных авторов, приложения. Глава 1. Обзор литературы1.1 Возрастные особенности девочек 15-17 лет Половые железы и связанные с ними признаки пола, закладываясь во внутриутробном периоде, формируются на протяжении всего периода детства и определяют половое развитие. Половые железы, их функции неразрывно связаны с целостным процессом развития подростка. На определенном этапе онтогенеза у девочек – 15-17 лет, половое развитие резко ускоряется и наступает физиологическая половая зрелость. Период ускоренного полового развития и достижение половой зрелости называется периодом полового созревания. Этот период приходится в основном на подростковый возраст. Половое созревание девочек на 1—2 года опережает половое созревание мальчиков, имеется и значительный индивидуальный разброс в сроках и темпах полового созревания [39]. Сроки наступления полового созревания и его интенсивность различны и зависят от многих факторов: состояния здоровья, характера питания, климата, бытовых и социально-экономических условий. Немаловажную роль играют и наследственные особенности [2]. Неблагоприятные бытовые условия, неполноценная пища, недостаток в ней витаминов, тяжелые или повторные заболевания ведут к задержке полового созревания и индивидуального развития. В больших городах половое созревание подростков обычно наступает раньше, чем в сельской местности [28]. В период полового созревания происходят глубокие изменения организма. Изменяются взаимоотношения эндокринных желез и, прежде всего, гипоталамо-гипофизарной системы. Активируются структуры гипоталамуса, нейросекреты которые стимулируют выделение гормонов роста - гипофиза. Под влиянием гормонов гипофиза усиливается рост тела в длину. Гипофиз также стимулирует деятельность щитовидной железы, отчего, особенно у девочек, во время полового созревания заметно увеличивается щитовидная железа. Возросшая активность гипофиза приводит к усилению деятельности надпочечников, начинается активная деятельность половых желез, усиливающаяся секреция половых гормонов приводит к развитию так называемых вторичных половых признаков — особенностей телосложения, оволосения лобковой и подмышечной частей тела, развитию молочных желез. Половые железы и строение половых органов относят к первичным половым признакам [30]. Стадии полового созревания. Половое созревание не плавный процесс, в нем выделяют определенные стадии, каждая из которых характеризуется спецификой функционирования желез внутренней секреции и соответственно всего организма в целом. Стадии определяются по совокупности первичных и вторичных половых признаков. У девочек выделяют 5 стадий полового созревания: I стадия — предпубертатная (период, непосредственно предшествующий половому созреванию). Она характеризуется отсутствием вторичных половых признаков. II стадия — начало пубертатного периода. У девочек набухание грудных желез. Небольшое оволосение вдоль половых губ. На этой стадии резко активизируется гипофиз, увеличиваются его гонадотропная и соматотропная функции. Усиление секреции соматотропного гормона на этой стадии определяет усиление ростовых процессов. Усиливается выделение половых гормонов, активизируется функция надпочечников. III стадия — дальнейшее развитие молочных желез, оволосение распространяется по направлению к лобку. Происходит дальнейшее увеличение содержания в крови гонадотропных гормонов. Активизируется функция половых желез. IV стадия - интенсивно развиваются молочные железы, оволосение по взрослому типу, но менее распространенное. На этой стадии усиленно выделяются андрогены и эстрогены. Содержание соматотропина снижается, и скорость роста замедляется. V стадия — у девочек молочные железы и половое оволосение соответствуют таковым взрослой женщины. На этой стадии стабилизируются менструации [39, 40]. Появление менструации свидетельствует о начале половой зрелости - яичники уже продуцируют готовые к оплодотворению созревшие яйцеклетки. Менструация в среднем продолжается от 2 до 5 дней. За это время выделяется около 50—150 см3 крови. Если менструации установились, то они повторяются примерно через каждые 24—28 дней. Цикл считается нормальным, когда менструации наступают через одинаковые промежутки времени, длятся одинаковое число дней с одинаковой интенсивностью. Вначале менструации могут продолжаться 7—8 дней, потом исчезать на несколько месяцев, год и больше. Лишь постепенно устанавливается регулярный цикл [40]. Для оценки функции половой системы в ранней пубертатной фазе большое значение имеет не только наличие и степень развития вторичных половых признаков, но и последовательность их появления. Наиболее информативным показателем, характеризующим функцию яичников в этом возрасте, является время появления и степень развития молочных желез, которые обусловлены в основном эстрогенной насыщенностью организма. Появление полового оволосения в большей степени связано с влиянием андрогенов, имеющих два источника — яичники и кора надпочечников. Для нормального течения полового развития характерна строгая последовательность появления вторичных половых признаков: первыми начинают развиваться молочные железы (Ма), вслед за этим появляется лобковое оволосение (Р) и в последнюю очередь — рост волос в подмышечных впадинах (Ах). Изменение указанной последовательности на ранних этапах полового созревания может явиться первым клиническим признаком нарушения функции гипоталамо-гипофизарно-яичниково-надпочечникового комплекса [5]. Наибольшую биологическую значимость при оценке степени полового развития имеет наличие и характер менструальной функции. По данным большинства исследователей, у здоровых девочек менархе появляется не ранее 11 лет и не позднее 15 лет, в среднем - в 12 лет и 5—7 месяцев [27]. Период полового созревания характеризуется напряжением энергии роста всего организма. Достигнутая относительная гармония во втором детстве вновь нарушается [30]. В различные возрастные периоды нарастание основных соматометрических параметров протекает у школьниц неравномерно. Эта неравномерность проявляется в интенсивности увеличения какого-либо отдельно взятого параметра. С 10 лет девочки начинают обгонять своих сверстников-мальчиков по основным показателям физического развития: наибольшую интенсивность увеличения проявляет масса тела по сравнению с его длиной и окружностью грудной клетки; последняя же возрастает с той же интенсивностью, что и длина тела. Та же закономерность прослеживается по соотношению массы тела к окружности грудной клетки. Скорость нарастания нижних конечностей в целом за подростковый возраст ниже, чем длины тела, а последняя оказывается меньшей, нежели скорость нарастания длины туловища. Вклад в длину тела длины туловища в подростковом возрасте — одна из закономерностей развития [6]. В этот период у девочек раньше, чем у мальчиков, наблюдается резкое увеличение длины и массы тела, окружности грудной клетки— это так называемый пубертатный скачок [2]. Масса тела увеличивается у девочек с 31,8 до 34,9 кг/м2 , т. е. в конце подросткового возраста он достигает 90,0—97,0% величины, присущей взрослому гармонично развитому человеку [5]. Относительные суммарные годичные приросты за период подросткового возраста по длине и массе тела, окружности грудной клетки одинаковы у мальчиков и девочек [30]. Существенные преобразования претерпевает мышечный аппарат: дифференцируются мышечные волокна, обеспечивающие совершенствование энергетических процессов и двигательной функции. С 12 лет активно увеличивается мышечное волокно, что увеличивает общую массу мышц по отношению к массе тела до 40—44%. Растет мышечная сила. Возрастное развитие двигательной координации в основном заканчивается [31]. В период полового созревания, особенно на II—III стадии, когда резко перестраивается функция гипоталамо-гипофизарной системы — ведущего звена эндокринной регуляции, все физиологические функции претерпевают значительные изменения [39]. За интенсивным ростом костного скелета и мышечной системы у подростков не всегда поспевает развитие внутренних органов — сердца, легких. Своеобразие подросткового этапа онтогенеза состоит в том, что совершенствование всех физиологических систем организма протекает одновременно и взаимосвязано с созреванием репродуктивной функции и значительными перестройками, вызванными этим процессом. При этом развитие всех систем организма предъявляет повышенные требования к сердечно-сосудистой системе, как системе жизнеобеспечения. Именно деятельность сердечно-сосудистой системы является одним из важнейших факторов, лимитирующих развитие приспособительных реакций растущего организма в процессе его адаптации к условиям обучения и воспитания [7]. Сердце опережает в росте кровеносные сосуды, вследствие чего кровяное давление повышается и затрудняет, прежде всего, работу самого сердца. Частота сердечных сокращений представляет собой лабильный показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Она изменяется как в процессе роста ребенка, так и под влиянием внутренних и внешних раздражителей. Воздействие температуры, эмоций, мышечная работа приводят к учащению ритма сердечной деятельности. В процессе возрастного развития происходит урежение ЧСС, которое в подростковом периоде приближается к величине, определяемой у взрослых. Закономерное урежение ЧСС с возрастом связано с морфологическим и функциональным формированием сердца, увеличением систолического выброса крови, появлением и становлением влияний центров блуждающего нерва. Ряд авторов обнаружили в период полового созревания, особенно у акселератов, относительное ускорение ЧСС. Оно, очевидно, связано с резкой нейроэндокринной перестройкой в организме, в результате которой появляется нарушение согласованности динамики развития организма в целом и развития сердца в частности [30]. В то же время бурная перестройка всего организма, происходящая в период полового созревания, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к сердцу. А недостаточная работа сердца («юношеское сердце») приводит нередко к головокружениям, посинению и похолоданию конечностей. Отсюда и головные боли, и быстрая утомляемость, и периодические приступы вялости; нередко у подростков наблюдается обморочное состояние из-за спазмов мозговых сосудов. С окончанием периода полового созревания эти нарушения обычно исчезают бесследно [1]. Развитие морфологических и функциональных показателей дыхательной системы в этом возрасте свидетельствует о единстве динамики структуры и функции, особенно проявляющемся в биомеханических свойствах легких и грудной клетки. Изменение длины и диаметра воздухоносных путей, толщины и структуры мышечных волокон, соотношение эластических и коллагеновых волокон в легочной ткани неизменно сочетаются с изменением проходимости дыхательных путей, объемных скоростей дыхания, эластичности и растяжимости легочной ткани, статических объемов легких. Степень сдвига в динамике функциональных показателей биомеханики дыхания очень тесно связана с интенсивностью изменения показателей физического развития организма подростков, особенно длины тела. Это позволяет считать биомеханические свойства легких одним из важных критериев возрастного развития [6]. Резервные возможности вентиляционной системы легких в период пубертата по показателям максимальной вентиляции легких и резерва дыхания получают наибольшее развитие. К 16 годам отмечается возрастание уровня меж регионарных функциональных взаимоотношений. Эффективность газообмена в легких также наиболее высока к концу пубертата. Регуляторные механизмы дыхательной функции легких приближаются к дефинитивному уровню, хотя период пубертата не завершает возрастное развитие дыхательной системы. Экономизация функций дыхательной системы с возрастом представляется одним из основных критериев ее созревания, отражающим совершенствование механизмов регуляции дыхания [30]. Учет особенностей формирования дыхательной функции легких и механизмов ее регуляции позволит обосновать объемы посильных нагрузок, режимы тренировок юных спортсменов, определить необходимость и характер воздействия в случаях отставания или неправильного развития структурно-функциональных звеньев дыхательной системы [36]. Существенные изменения на этом этапе развития в связи с активацией гипоталамуса претерпевают функции центральной нервной системы. Если морфологически головной мозг подростка мало отличается от головного мозга взрослого, то функционально он продолжает совершенствоваться - образуются новые временные связи, совершенствуется аналитическая и синтетическая деятельность, но в высшей нервной деятельности отмечается преобладание процессов возбуждения над торможением. Внушаемость становится меньшей, а эмоциональность, неуравновешенность возрастают. Отсюда и резкая смена настроений, критическое отношение к окружающему и, особенно, к взрослым, желание ничего не принимать на веру, все проверять и оценивать самому. Эмоции подвижны, изменчивы, противоречивы: повышенная чувствительность нередко сочетается с черствостью, застенчивость - с нарочитой развязностью, проявляются чрезмерный критицизм и нетерпимость к родительской опеке. В этот период иногда наблюдаются снижение работоспособности, невротические реакции, раздражимость, плаксивость, особенно в период менструации [2]. В этот период интенсивно формируется личность девочки, возникает чувство взросления, изменяются отношения к представителям противоположного пола [40]. Необходимо особенно чуткое отношение родителей и педагогов. Не следует специально привлекать внимание подростков к сложным изменениям в их организме, психике, однако разъяснить закономерность и биологический смысл этих изменений необходимо. Искусство воспитателя в этих случаях заключается в том, чтобы найти такие формы и методы работы, которые бы переключали внимание детей на различные и многообразные виды деятельности, отвлекали их от сексуальных переживаний. Вместе с тем очень важно тактичное, уважительное отношение взрослых к инициативе и самостоятельности подростков, умение направить их энергию в правильное русло. Ведь подросткам свойственно переоценивать и свои силы, и меру своей самостоятельности. Это тоже одна из особенностей переходного периода [28]. Имеются и отчетливые изменения возбудимости вегетативной нервной системы, что проявляется в колебаниях частоты пульса, уровня артериального давления, в повышенной потливости, появлении болевых ощущений в области сердца и т. п. Отмечаются несовершенство терморегуляции, повышенная чувствительность к температурным колебаниям. Моторика делается разнообразной, но теряется грация, появляется угловатость, замедление и одновременно взрывность моторных функций [39]. В связи с тем, что пубертатный период развития резко сказывается на функциональном состоянии организма и на адаптивных реакциях кардиореспираторной системы при мышечной деятельности ребенка, крайне важно сделать оценку функции последней. Физические нагрузки (функциональные пробы, тренировочные и соревновательные нагрузки) проводить, ориентируясь не только на паспортный, но и на биологический возраст, т. е. на степень проявления полового созревания. Отмечено, что подростки с более выраженными признаками уровня биологического созревания отличаются и более высокими показателями двигательных качеств, и функционально более высокими показателями адаптивных реакций на физические нагрузки, приближаясь к качественно лучшим показателям юношеского возраста [5]. К концу подросткового возраста, на завершающем этапе полового созревания, отклонения в деятельности физиологических систем, характерные для начальных стадий полового созревания, выражены значительно меньше. Отмечается положительная динамика функционирования физиологических систем, обусловленная их продолжающимся морфо функциональным созреванием. Перестройки в деятельности всех физиологических систем и механизмах их регулирования приводят к большей избирательности включения отдельных звеньев системы в реакции на нагрузку, а, следовательно, к возрастающей адаптивности реагирования на внешние воздействия. Снижается наблюдаемая в начале подросткового периода повышенная активность диэнцефальных структур мозга, возрастает роль высших отделов центральной нервной системы в интегративной деятельности мозга, совершенствуются механизмы локальной корковой активации, обеспечивающие избирательность организации мозговых структур, участвующих в реализации конкретных видов деятельности, зрелого уровня функционирования достигают процессы восприятия и внимания [30]. Следует подчеркнуть, что увеличивающаяся с возрастом избирательность вовлечения отдельных звеньев физиологических систем в реакции на внешние воздействия, обеспечивающая экономизацию их функций, при возрастающем уровне регулирующих влияний высших отделов ЦНС является общей онтогенетической закономерностью системной организации физиологических функций в онтогенезе [2]. Совершенствование системной организации физиологических функций к концу подросткового периода приводит к возрастанию функциональных и адаптационных возможностей организма подростка. Снижается по сравнению с подростками, находящимися на начальных стадиях полового созревания, степень напряжения физиологических систем в течение учебного года, уменьшается утомляемость, улучшаются показатели умственной работоспособности. Вместе с тем, как об этом свидетельствуют данные физиолого-гигиенических исследований, при существующих нагрузках и режиме дня напряжение физиологических систем школьниц-подростков еще достаточно велико, что неблагоприятно сказывается как на динамике показателей функционирования в течение учебного года, так и на состоянии здоровья [30]. Кратко обобщая полученные данные, следует подчеркнуть, что на рассматриваемом этапе онтогенеза специфика функционирования организма в большей мере определяется степенью полового развития, чем календарным возрастом. Существенные различия в сроках полового созревания девочек, индивидуальные особенности его темпа приводят к возникновению значительной неоднородности контингента учащихся. В одном классе обучаются школьницы с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными и адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте особую актуальность приобретает проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания. Учет специфики подросткового возраста будет способствовать реализации основных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы: повышению эффективности педагогического процесса и сохранению здоровья подрастающего поколения [39]. 1.2 Педагогические и физиологические особенности построения учебно-тренировочных занятий с девочками 15-17 летПроведение тренировочных занятий с эти контингентом занимающихся во многом отличается от проведения их с учащимися среднего школьного возраста. Уровень физического и психического развития старшеклассников значительно выше, чем учащихся среднего школьного возраста [32]. В этом возрасте завершается развитие центральной нервной системы, в частности намного улучшается аналитическая деятельность коры головного мозга, восприятие становится осмысленным. Повышается способность к пониманию структуры двигательных действий и к точному воспроизведению движений. Юные спортсменки способны выполнять по заданиям тренера различные физические упражнения на основе только словесных указаний. Юноши и девушки могут определять, из каких фаз и элементов состоят сложные движения, достаточно подробно указывать ошибки, допущенные при выполнении движений, как собственные, так и товарищей. Эти способности самостоятельного анализа двигательных действий тренер должен всемерно развивать у спортсменок. Обучение двигательным действиям он может строить, опираясь на знания, приобретенные учащимися на уроках физической культуры, физики, биологии и химии [21]. Благодаря более развитой способности сосредоточиться, противостоять умственному и физическому утомлению занимающихся могут выполнять достаточно длительную тренировочную, умственную и учебную работу — выслушивать объяснения, самостоятельно выполнять задания [15]. Значительное место в занятиях со юными спортсменками следует уделять упражнениям, направленным на совершенствование двигательного анализатора, в частности упражнениям для развития точности пространственной и временной ориентировки, оценки силовых параметров движений, а также упражнениям на координацию [25]. Некоторое преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, у них наблюдается и порождает неловкость, скованность движений, особенно при выполнении упражнений в полную силу. При систематическом применении упражнений на точность, координацию, расслабление мышц это явление предотвращается или в значительной мере ослабляется. Юные спортсменки обладают высоко развитым чувством равновесия, сохранения заданного темпа и ритма движений. Однако у некоторых наблюдается недостаточное развитие этих способностей. Тренеру-педагогу надо быть чутким во всех случаях проявления неловкости, не подчеркивать замеченные недостатки, так как девочки этого возраста, боясь казаться неуклюжими и смешными, могут избегать игр, гимнастических, акробатических и других сложных упражнений [26]. В старшем возрасте девушки имеются благоприятные условия для развития силовых качеств [15, 22, 26]. Под силовыми способностями понимают возможности человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий (напряжений). Различают следующие виды силовых способностей: собственно-силовые, скоростно-силовые и силовая выносливость. Собственно-силовые способности проявляются: 1) при мышечных напряжениях изометрического типа (без изменения длины мышц) или 2) при относительно медленных сокращениях мышц, которые преодолевают около предельные, предельные, а иногда и сверх предельные отягощения (при поднимании и переноске предметов, вес которых близок к посильным возможностям ученика, при приседаниях со штангой достаточно большого веса и т.п.) [13]. Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания снарядов и т.п.). При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое занимающимися (например, при толкании ядра или выполнение рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча) возрастает значимость скоростного компонента [24]. К числу скоростно-силовых способностей относится такое их проявление как «взрывной силы» — способности по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях и т.д.). Как разновидность скоростно-силовых усилий выделяют еще «амортизационную силу» - способность как можно быстрее закончить движение при его осуществлении с максимальной скоростью (например, остановку после ускорения, или прыжка) [38]. Силовая выносливость, как вид силовых способностей, проявляется в возможности занимающегося противостоять утомлению при осуществлении относительно продолжительных двигательных действий, требующих значительных мышечных напряжений. В зависимости от режима работы мышц говорят о статической и динамической силовой выносливости. Примером первой может быть длительное удержание гантелей на вытянутых руках и сохранение равновесия в положении «ласточка». В качестве примера второй - может служить отжимание в упоре лежа, приседание со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей спортсмена и др. [25]. Мышцы у подростков-девочек эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, сократительная способность и способность их к расслаблению велики. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы. Опорно-двигательный аппарат способен выдерживать значительные статические и динамические нагрузки. Благодаря этому, на занятиях с ними допустимы в значительном объеме упражнения с отягощениями, с сопротивлением партнера, с преодолением собственного веса. Наиболее полезны упражнения с отягощением, выполняемые с ускорениями. Они дают наибольший прирост скоростно-силовых качеств. При этом в поперечнике мышцы увеличиваются немного. Последнее обстоятельство очень важно разъяснять девушкам, многие из которых, опасаясь увеличения мышечной массы, избегают регулярного применения силовых упражнений для рук, ног, туловища. Но нужны и упражнения для увеличения мышечной массы, выполняемые с умеренной скоростью, в равномерном темпе, особенно для учащихся астенического телосложения [36]. Силовые упражнения обязательно надо чередовать с разнообразными упражнениями для расслабления мышц. С помощью последовательных сочетаний напряжения и расслабления вырабатывается способность выполнять движения свободно и экономно [4]. Важное значение в тренировке, имеет совершенствование гибкости тела.Есть два наиболее распространенных определения гибкости. Н.Г. Озолин (1949) определяет гибкость как способность человека выполнять движения с большой амплитудой. По Л.П. Матвееву (1977) гибкость - это морфо функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, которые обуславливают степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Различают два вида (две формы проявления) гибкости - активная и пассивная. При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняется за счет собственной активности соответствующих мышц человека. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п. Гибкость подразделяют еще по способу проявления: на динамическую и статическую. Первая проявляется во время движений, вторая — в позах [24]. Максимальная гибкость достигается, как правило, к 14—15 годам, и в дальнейшем ее надо постоянно поддерживать, так как в противном случае она значительно уменьшится [35]. Темпы роста выносливости к длительной силовой работе в старшем школьном возрасте ниже, чем в среднем. Под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. В данном случае это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [20]. Выносливость представлена многими видами. Это вид - скоростной, силовой, локальной, региональной, глобальной, статической и динамической. А также сердечнососудистая и мышечная, общая и специальная, эмоциональная, игровая, дистанционная, координационная, прыжковая и т.д. Поэтому качество выносливости по своей структуре, методам измерения и методикам тренировки является более сложным в сравнении с такими двигательными способностями, как скоростные, силовые, гибкость [24]. Наиболее изученные и значимые для спортивной практики физического воспитания следующие виды выносливости: общая и специальная. Общей называют выносливость, проявляемую во время относительно длительной работы умеренной интенсивности с использованием всего мышечного аппарата. Она может складываться как итоговый результат развития конкретных типов специальной выносливости и определяется функциональными возможностями вегетативных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной и др.), поэтому ее еще называют - обшей аэробной. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и в свою очередь служит предпосылкой развития специальной выносливости. Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности [15]. Чтобы развивать выносливость к статическим напряжениям, следует использовать упражнения в виде длительного удержания определенных поз, например: смешанные и простые висы и упоры, стояния в положении «ласточка», удержания груза. Для развития выносливости в работе динамического характера полезны многократные сгибания и разгибания рук в положениях смешанных и простых висов и упоров, приседания без груза и с грузом, поднимание груза разными способами [7]. В этот период возникают благоприятные условия для развития выносливости школьников к динамической работе. Продолжается рост сердца, увеличивается сократительная способность сердечной мышцы, в результате чего значительно возрастает ударный и минутный объем крови при одновременном уменьшении частоты сердцебиений; улучшается нервная и гуморальная регуляция сердечнососудистой системы, что сказывается в более адекватной реакции сердца на физические нагрузки. Сердце становится выносливее к длительным напряжениям. Система дыхания также совершенствуется: увеличиваются периметр грудной клетки, ее экскурсия, объем легких; сильнее становятся дыхательные мышцы; улучшается регуляция дыхания; повышается утилизация кислорода организмом [17]. Упражнения для повышения общей и скоростной выносливостислужат основой повышения физической работоспособности школьников, а косвенно также и умственной (поскольку способствуют улучшению кровоснабжения не только мышц, но и мозга), развивают волевые качества. Следует подчеркнуть огромную важность этих упражнений не только для юношей, но и для девушек. Недостаток и нерегулярное применение упражнений на выносливость приводят к ухудшению работы сердца, и любая интенсивная работа может привести к его перегрузке и болезни [1]. Приросты показателей быстроты движений у подростков –девочек также менее выражены, чем в более младшем возрасте, и требуется значительный объем соответствующих упражнений, чтобы указанное качество продолжало развиваться [22]. Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают следующие виды скоростных способностей: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Их принято считать элементарными видами (формами) проявления скоростных способностей. К скоростным способностям относят также быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее. Это комплексные виды скоростных способностей. Надо иметь в виду, что труднее всего развивать быстроту простых двигательных реакций — ответных действий на какой-либо сигнал. Несколько больше поддается влиянию упражнений быстрота сложных двигательных реакций, в частности на движущийся объект, в которых основную часть времени занимает фиксирование движущегося предмета глазами, и реакции выбора — нахождение из нескольких возможных вариантов наилучшего способа действия или ответа на сигнал (действие) [24]. Быстрота реакции в очень большой степени зависит от типа нервной системы занимающихся и является наследуемым качеством, но ее можно развивать во всех возрастах с помощью соответствующих упражнений. Эффективными средствами служат стартовые ускорения, спортивные игры — баскетбол, ручной мяч, волейбол и другие [33]. Частота движений при локомоторных действиях (беге, передвижении на лыжах, плавании и т. п.) в значительной мере зависит не только от свойств нервной системы, но и от состояния мышц, производящих эти движения. Поскольку сократительная способность мышц, в старшем школьном возрасте продолжает улучшаться, частота движений, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений может быть повышена с помощью специальных упражнений [35]. При проведении тренировочных занятий следует помнить, что процессы роста и развития занимающихся все же еще не закончены. Несмотря на высокий уровень развития высшей нервной деятельности в этом возрасте наблюдается некоторое преобладание возбуждения над торможением, повышенная реактивность. В связи с этим возможны нарушения двигательной координации, затруднения в усвоении и упрочении навыков. Большая эмоциональность учащихся в сочетании с критическим восприятием указаний педагогов и высказываний товарищей приводит к горячности, склонности к спорам. Тренер-преподаватель должен спокойно, аргументировано разрешать возникающие вопросы и противоречия. У подростков-девочек часто меняется настроение. Например, иногда они очень активно занимаются, а иногда проявляют пассивность. Наставник должен чутко улавливать, умело выяснять настроение класса и соответствующим образом вести занятие. К занимающимся следует применять преимущественно меры убеждения, а не принуждения. Важно разъяснять им, как воспитывать у себя твердый характер, волю, выдержку, настойчивость, самообладание [21]. Развитие нервной регуляции работы сердца у занимающихся девочек также еще окончательно не завершено, поэтому надо избегать больших нагрузок, которые могут привести к расстройству его работы. При слишком интенсивных нагрузках быстро снижается содержание кислорода в крови. Возникающая кислородная недостаточность, что может явиться даже причиной полуобморочного состояния [34]. Учащиеся склонны к переоценке своих сил и в начале бега часто берут слишком высокий темп. Это также неблагоприятно влияет на организм. Тренер должен разъяснять воспитанникам вредность перенапряжения сил. Никогда не надо заставлять их тренироваться с максимальной соревновательной интенсивностью, нагрузка, как правило, должна быть не выше 85—90% средне – соревновательной [32]. Необходим дифференцированный подход к девушкам, т.к. у юношей в 15—16 лет масса тела начинает интенсивно увеличиваться, а у девочек-девушек же к 16 годам темпы нарастания массы тела начинают снижаться. Девушки отстают от юношей в росте на 10—12 см, в массе тела — на 5—8 кг, масса мышц по отношению к массе всего тела у них на 13% меньше, а масса подкожной жировой ткани на 10% больше; туловище относительно длиннее, а руки и ноги короче, чем у юношей; грудная клетка короче и шире, хотя ее окружность меньше, плечи уже, а таз шире. Вследствие более широкого таза и коротких ног, большей подвижности позвоночника и суставов, более эластичного связочного аппарата амплитуда поперечных колебаний тела при ходьбе и беге выражена больше, чем у юношей [38]. Половое созревание у девочек-девушек положительно сказывается на развитии двигательных способностей только тогда, когда прирост силы пропорционален приросту мышечной массы. После 14 лет у девочек сила увеличивается в меньшей степени, чем масса тела. Мышечная сила у девушек меньше, чем у юношей. В результате девушкам становится труднее, чем юношам, выполнять все упражнения, требующие преодоления собственного веса — подтягивание в простом и смешанном висе, разгибание рук в упоре, лазанье, перелазание, бег, прыжки, поднимание ног. Однако все эти упражнения не только нельзя исключить из занятий с ними, но, и наоборот, надо использовать в возможно большем объеме. Следует лишь облегчать условия выполнения указанных упражнений, например, подтягивания - выполнять в положении смешанного виса — с упором ногами о пол — или с помощью партнера, разгибания рук делать с опорой на гимнастическую скамейку или еще более высокий предмет, бег проводить вначале с умеренной интенсивностью или с перерывами для отдыха и т. п. Кроме того, нагрузку следует устанавливать по возможности индивидуально для каждой занимающейся, принимая во внимание массу тела [7]. У девочек-подростков наблюдается значительно меньший, чем у юношей, прирост веса мышц по отношению к весу тела, гораздо медленнее увеличивается сила, заметно отстают в развитии такие мышечные группы, как плечевой пояс, мышцы брюшного пресса. С учетом этих особенностей для девушек проводят физическую подготовку, широко применяя упражнения, укрепляющие основные мышечные группы [25]. Чрезмерные физические нагрузки могут привести у них к различным расстройствам овариально-менструального цикла. У девочек первая менструация порой сопровождается плохим общим состоянием, слабостью, болями или значительной потерей крови. Иногда могут быть и незначительное повышение температуры, рвота, понос или запор, головокружение. Неверно, что во время менструации надо обязательно лежать. При хорошем самочувствии нужно вести обычный образ жизни, продолжать заниматься утренней гимнастикой — несложными физическими упражнениями. Запрещаются на это время упражнения, связанные с прыжками, езда на велосипеде, поднятие тяжестей. Не рекомендуется кататься на коньках, лыжах, совершать длительные пешие переходы, принимать ванны, купаться, загорать. Нервное потрясение, сильная физическая боль, переезд с севера на юг, с низменности в горы могут нарушить менструальный цикл. Длительная, изнурительная работа, сильное переутомление могут вызвать прекращение менструаций. Если менструации очень болезненны, обильны, следует обратиться к врачу. При менструациях, сопровождающихся ухудшением общего состояния организма, девушки освобождаются от занятий или работы. Во время менструаций девушка должна оберегать себя, особенно ноги и нижнюю часть живота, от охлаждения. Зимой для этого надо носить длинные теплые рейтузы, летом — плотные закрытые трико. Нельзя садиться на холодные камни и другие охлажденные предметы. Из пищевого рациона во время менструации следует исключить такие сильно возбуждающие вещества, как уксус, горчица, перец, хрен. Нельзя пить пиво, вино и другие алкогольные напитки, так как вследствие усиления кровотока это может привести к менструальным кровотечениям. Особенно следует следить за своевременным опорожнением мочевого пузыря и кишечника, ибо их переполнение приводит к смещению матки, что может послужить причиной болей, задержки выделений. Необходимо тщательно следить за чистотой своего тела во время менструации, так как внутренняя поверхность матки при этом кровоточит, превращается в своеобразную раневую поверхность, где микробы находят благоприятную питательную среду [28]. Тренер может правильно оценить влияние физических упражнений на организм только совместно с врачом в ходе специально организованного врачебно-педагогического обследования [17]. Девушкам противопоказаны упражнения, вызывающее сильное внутрибрюшное давление и сотрясения внутренних органов,— поднимание и переноска больших тяжестей, прыжки с большой высоты, но обязательны упражнения с умеренной нагрузкой для укрепления мышц брюшного пресса, спины, тазового дна. Сердце у девушек на 10—15% меньше по массе и по объему, чем у юношей, пульс чаще на 6—8 уд/мин, а сила сердечных сокращений слабее, что обусловливает меньший выброс крови в сосуды, более низкое кровяное давление. Дыхание у девушек более частое, но менее глубокое. Это сказывается на жизненной емкости легких, которая у девушек примерно на 100 см3 меньше, чем у юношей. Таким образом, девушки располагают меньшими функциональными резервами для интенсивной и длительной работы, чем юноши. Физическая нагрузка у них вызывает большее учащение пульса, но меньшее повышение кровяного давления, а период восстановления этих показателей до исходного уровня длится несколько дольше, чем у юношей [39]. Низкие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы наблюдаются у подростков-девочек, мало занимающихся бегом, прыжками, играми. У них выносливость не растет, а, наоборот, снижается. На учебно-тренировочных занятиях надо приучать девушек к разнообразным видам бега и прыжковых упражнений. После небольшой тренировки девушки способны свободно бежать (непрерывно, в умеренном темпе) более 15 мин, некоторые же значительно дольше. Беговые и прыжковые упражнения особенно полезны тем, что эффективно развивают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также, вызывая повышение энерго траты, противодействуют появлению избыточного веса тела [20]. Глава 2. Организация и методы исследования2.1 Организация исследований Исследования проводились на базе МУДОД ЦДОдД «Факел» Калининского района г. Челябинска в течение сентября 2006 – апреля 2007 г в три этапа: 1. Поисково–теоретический. На этом этапе (сентябрь 2006 г) проводился анализ источников литературы для определения состояния вопроса. По сформировавшейся гипотезе, определялась цель научного исследования, ставились задачи для ее достижения. По выбранным методам исследования определялись объекты педагогического эксперимента. 2. Экспериментальный. На этом этапе (с середины сентября по январь 2007 г) проводились морфо функциональные исследования и педагогический эксперимент, анализировались полученные данные и на их основе составлялись индивидуальные педагогические программы по коррекции отстающих физических качеств. Осуществлялся промежуточный и общий контроль эффективности внедренных педагогических программ. 3. Аналитический. На этом этапе (апрель 2007 г) велась обработка и анализ полученных результатов, систематизировались данные научного исследования, с целью определения эффективности индивидуальных педагогических программ, формулировались общие выводы, оформлялась выпускная квалификационная работа. Объект исследования. Исследованием были охвачены тайбоксеры-девушки МУДОД ЦДОдД СОЦ «Факел» и ДЮСШ «Мастер». Исследование проводилось в спортзалах МУДОД ЦДОдД СОЦ «Факел» и ДЮСШ «Мастер». На девочках 15-17 лет, что позволило выделить контрольную и экспериментальную группы. Контрольная группа – 12 человек (n=12). Занятия проводятся в спортзале МУДОД ЦДОдД СОЦ «Факел». Вид спорта – тайский бокс. Спортсмены-девочки 15-17 лет. Занимающиеся не имеют разрядов. Срок занятий тайским боксом разных учащихся варьируется между 1 – 1,5 годами. Занятия проводятся 3 раза в неделю: вторник, четверг, суббота продолжительностью 1-1,5 часа (с 1900 до 2000 – 2030 часов). Экспериментальная группа – 12 человек (n=12). Занятия проводятся в спортзале ДЮСШ «Мастер». Вид спорта – тайский бокс. Спортивных разрядов нет. В экспериментальную группу входят школьницы, занимающиеся не более 1-1,5 года. Занятия проводятся 3 раза в неделю: понедельник, среда, пятница. Продолжительность занятий1-1,5 часа (с 1900 до 2000 - 2030 часов). До начала эксперимента занятия в обеих группах проводились по схожей программе, включающей, главным образом, техническую подготовку. На период эксперимента группа МУДОД ЦДОдД СОЦ «Факел» будет тренироваться по прежней программе, показатели данной группы будут являться контрольными, а группа ДЮСШ «Мастер» по новой, предложенной мною схеме, основывающейся на учитывании отстающих качеств и коррекции их предложенными упражнениями (см. Приложение), показатели данной группы будут экспериментальными. Обследование проводилось по предложенной программе. Программа по организации комплексного обследования девочек 15–17 лет.
По журналам и врачебно–физкультурным картам за предыдущий и текущий период эксперимента определялся уровень здоровья: по медицинским обследованиям и показателям здоровья и количеству пропущенных занятий по болезни.2.2 Методы исследования 1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников. 2. Анализ документальных источников. 3. Педагогические наблюдения. 4. Метод контрольных испытаний по педагогическим тестам. 5. Медико–биологические исследования. 6. Методы математической статистики. Методы исследования соответствовали поставленным задачам.При анализе литературных источников главное внимание было уделено развитию физических качеств, детально рассматривались подходы к нагрузкам по нормализации отстающих в развитии физических качеств. Изучение литературы продолжалось на протяжении всего периода исследования. Основными источниками являлась литература по теории и методике физической культуры и спорта, по смежным дисциплинам: физиологии, врачебному контролю, педагогике, психологии, морфологии, математической статистике. Всего было изучено 40 источников литературы. При анализе документальных материалов: календарного плана, программ по физическому воспитанию, протоколов контрольных испытаний основное внимание фиксировалось на характеристиках тренировочных нагрузок, их переносимости и восстанавливаемости организма. Уровень физической подготовленности оценивался методом контрольных испытаний (Е.А. Пирогова, 1989; модернизация В.И. Харитонов, 1994). В предложенной программе для оценки физической подготовленности юных спортсменок включены 11 показателей (тестов), дающих возможность сквозного тестирования с учетом индивидуальных особенностей. К ним относятся: 1. Возраст. 2. Масса тела ребенка. 3. Артериальное давление (систолическое, диастолическое). 4. Пульс в покое. 5. Восстанавливаемость пульса. 6. Гибкость позвоночного столба. 7. Быстрота (физическое качество). 8. Скоростная выносливость. 9. Динамическая сила (показатель скоростно-силовых возможностей). 10. Скоростно-силовая выносливость. 11. Общая выносливость. Возраст (1). Каждый год жизни ребенка оценивается в 1 балл. Массатела (2). Вес ребенка, соответствующий норме в его возрастной группе оценивается в 30 баллов. Превышение нормы в 2,5 кг предполагается вычисление из общей суммы 5 баллов. Снижение нормы веса на 12 кг, так же предполагает вычисление из общей суммы 5 баллов, с последующим шагом в 2,5 кг - 5 баллов. Норма массы тела рассчитывалась по формуле: МТ = Д – 108; при Д = 155-165см. МТ = Д – 106; при Д = 165-175см. МТ = Д – 110; при Д = 175 и выше, где: Д – рост ребенка. Артериальное давление (3). В норме артериальное давлениеоценивается в 30 баллов. При отклонении от нормы в 5 мм.рт.ст. СД (систолического) или ДД (диастолического) вычитается от нормы 5 баллов. Нормативные показатели артериального давления для детей определяются по таблице 1. Таблица 1 Артериальное давление (мм рт. ст.) школьников (по А.П. Хрипковой).
Пульсв покое (4). Оценка его производится: за каждый удар меньше нормы. Норма пульса в 1 минуту дает- 30 баллов. При пульсе выше 95 ударов в минуту баллы не начисляются. Норма этого показателя для детей представлена в таблице 2. Таблица 2 Частота сердечных сокращений школьников (по А.П. Хрипковой).
Восстанавливаемость пульса (5). Оценивается так. После пятиминутного отдыха тестируемому, в положении сидя, предлагается измерить пульс за 10 секунд, затем умножить его на 6. Получим пульс в покое за 1 минуту. Затем дается стандартная нагрузка - 20 глубоких приседаний в течение 30 секунд (проба Мартинэ) и испытуемый снова садится. Через 2 минуты у него снова измеряется пульс за 10 секунд, и результат его умножается на 6. Соответствие пульса при повторном тестировании норме, по истечении 2-х минут, исходной величине (до нагрузки) - 30 баллов. Превышение пульса на 10 ударов считают 20 баллов, на 15 ударов - 10 баллов, на 20 ударов - 5 баллов, более 20 ударов, баллы не начисляются (Таблица 3). Оценка гибкости (6). Производится стоя на стуле или краю скамейки с выпрямленными в коленях ногами. Выполняется наклон вперед, с касанием пальцами нулевой отметки, затем - максимально возможный наклон. При этом выдерживается пауза в течение 2-х секунд. При выполнении задания, соответствующего возрастной норме, начисляется 1 балл, свыше ее на каждый сантиметр - также 1 балл. При невыполнении нормативных требований баллы не начисляются. (Таблица 3). Быстрота (7). Тест выполняется из положения стоя, с вытянутой вперед перед грудью сильнейшей для индивида рукой. Кисть этой руки сжимается, ловя падающую, при свободном падении, линейку. Рука перед грудью прямая, с разогнутыми пальцами, ребром ладони книзу. Линейка находится параллельно ладони, нулевая отметка линейки на уровне нижнего края ладони. После предварительной команды: "Внимание" - в течение 5-ти секунд линейка опускается. Обследуемый, как можно быстрее сжимая пальцы, ловит линейку. Результат тестирования из трех попыток оценивается по медиане (отбрасывается худший и лучший результат, а средний идет в зачет). За выполнение возрастного норматива и за каждый сантиметр меньше нормы, начисляются 2 балла (Таблица 3). Скоростная выносливость (8). В этом тесте ведется подсчет максимальной частоты поднятия прямых ног до угла 90 градусов по отношению к туловищу из положения - лежа на спине за 20 секунд. Оценивается возрастная норма и каждое поднимание сверх ее - в 3 балла (Таблица 3). Динамическая сила (9). Ее показатели оцениваются высотой выпрыгивания вверх толчком двух ног (по В.М. Абалакову). Тест выполняется так. Обследуемый стоит боком к стене, рядом с вертикально закрепленной измерительной шкалой (1,5 метровой измерительной лентой или метровой измерительной линейкой, укрепленной на стене). Не отрывая пяток от пола, испытуемый максимально высоко касается вытянутыми вверх руками шкалы. Затем, отойдя от стены на 15-30 см, выпрыгивает с места вверх, отталкиваясь ногами, и кончиками пальцев рук касается измерительной шкалы, вытягиваясь как можно выше. Разность между 1 -м и 2-м касаниями ленты (линейки) - до выпрыгивания и в конце выпрыгивания оценивает результат высоты прыжка. Выполненный возрастной норматив и каждый сантиметр сверх его, оценивается в 2 балла (Таблица 3). В выпрыгивании выполняется 3 попытки, оценка производится по медиане. Скоростно-силовая выносливость (10). Определяется максимальной частотой сгибания и разгибания (отжиманий) рук в упоре лежа (для девочек и девушек в упоре на коленях) за 30 секунд. Выполнение возрастного норматива и каждое отжимание, превосходящее его, оценивается в 4 балла (Таблица 3). Общая выносливость (11). Оценивается по расстоянию (в метрах), которое испытуемый пробегает за 6 минут. За выполнение возрастного норматива начисляется: 30 баллов за каждые 50 метров, превышающих норматив; 15 баллов поощрительных, За каждые 50 метров ниже установленного норматива вычисляется от общей суммы 5 баллов (Таблица 3). Таблица 3 Возрастные нормы контрольных тестов для оценки двигательных способностей учащихся (девочки).
Оценив качества и способности учащегося по 11 показателям, приведенным выше, строим профиль физической подготовленности занимающегося. В качестве примера Миши К. (рисунок 1). 123 456 7 89 10 11 Рис. 1. Профиль физической подготовленности занимающейся в секции Ж. Марины – 15 лет Условные обозначения: 1 - возраст; 2 - масса тела; 3 - артериальное давление; 4 - пульс в покое; 5 – восстанавливаемость пульса; 6 - гибкость; 7- быстрота; 8 – скоростная выносливость; 9 - динамическая сила; 10 - скоростно-силовая выносливость; 11 - общая выносливость. В результате суммирования всех полученных баллов (в приведенных выше 11 тестах) уровень физической подготовленности занимающейся определяется с использованием следующих оценок уровней. 1. Низкий - 55 баллов. 2. Ниже среднего - 56 - 95 баллов. 3. Средний - 96 - 165 баллов. 4. Выше среднего – 166-255 баллов. 5. Высокий - более 255 баллов. Сумма баллов определяет уровень индивидуальной физической подготовленности занимающейся. А построение профиля физической подготовленности дает возможность проследить уровни индивидуальных свойств, качеств и способностей занимающегося с целью их текущей коррекции при систематических занятиях в секции восточных единоборств. Программа медико-биологических исследований включала оценку -состояния здоровья: по медицинским показателям (АД, пульса в покое и его восстанавливаемости) и количеству пропущенных занятий по болезни. Программа математической обработки и анализа основывалась на общепринятых статистических методах. Производился расчет средней арифметической (X), ее ошибки (m), уровень достоверности различий (P) по критерию Стьюдента [Б.А. Ашмарин, 1978]. Глава 3. Результаты проведенных исследований Исследование уровня физической подготовленности девочек 15 – 17 лет до педагогического эксперимента проводились с целью выявления отстающих физических качеств, что представлено в таблицах 4, 5. Таблица 4 Результаты тестирования девочек 15 - 17 лет в экспериментальной группе до педагогического эксперимента.
Примечание. 1 – возраст (лет), 2 – масса тела (кг), 3 – частота сердечных сокращений в покое (уд/мин), 4 – артериальное давление (мм.рт.ст.), 5 – восстанавливаемость пульса (уд/мин), 6 – гибкость (см), 7 – быстрота (см), 8 – скоростная выносливость (раз), 9 – динамическая сила (см), 10 – скоростно- силовая выносливость, 11 – общая выносливость (м).Как видно из таблицы 4, низкий уровень физических качеств был выявлен в показателях: гибкости, динамической силы, скоростной и скоростно-силовой выносливости. Они составили - 91,7; 100; 58,3; 91,7% соответственно.Таблица 5Результаты тестирования девочек 15 – 17 лет в контрольной группе до педагогического эксперимента.
Примечание: см. Таблицу 4.Результаты тестирования девочек контрольной группы показали отставание по тем же физическим качествам, которые были выявлены у девочек экспериментальной группы (см. Таблицу 5).По методике предложенной В.И. Харитоновым (1994), полученные числовые значения были переведены в баллы, сумма которых отражала индивидуальный уровень физической подготовленности девочек 15 – 17 лет.Индивидуальные показатели уровня физической подготовленности девочек 15 – 17 лет до педагогического эксперимента представлены в таблицах 6,7.Таблица 6Индивидуальные показатели уровня физической подготовленности девочек 15 – 17 лет в экспериментальной группе до педагогического эксперимента.
Таблица 7Индивидуальные показатели уровня физической подготовленности девочек 15 – 17 лет в контрольной группе до педагогического эксперимента.
Индивидуальные показатели уровня физической подготовленности испытуемых в обеих группах не имели различий. На основе полученных данных, были разработаны и предложены индивидуальные программы для коррекции отстающих физических качеств в экспериментальной группе. Спустя два месяца после занятий, было проведено повторное тестирование, данные которого представлены в таблицах 8, 9. Таблица 8 Результаты тестирования девочек 15 - 17 лет в экспериментальной группе после педагогического эксперимента.
Примечание (см. Таблицу 4). Как видно из таблицы 8, после проведенной коррекции в эксперименте показатели физических качеств улучшились и возросли в: гибкости – 36,7%, динамической силе – 43,3%, скоростной – 41,7% и скоростно-силовой выносливости – 26,7%. Таблица 9Результаты тестирования девочек 15 – 17 лет в контрольной группе после педагогического эксперимента.
Примечание (см. Таблицу 4).При повторном тестировании, показатели контрольной группы имели незначительные изменения и составили прирост от 10 до 22 %. Положительная динамика подтверждается данными, приведенными в таблицах 10,11. Таблица 10Индивидуальные показатели уровня физической подготовленности девочек 15 – 17 лет в экспериментальной группе после педагогического эксперимента.
Характерной особенностью данных, полученных в экспериментальной группе, является:- увеличение суммы в среднем на 27,2 балла;- отмечены переходы из ниже среднего уровня в средний и из среднего в выше средний уровень. Таблица 11Индивидуальные показатели уровня физической подготовленности девочек 15 – 17 лет в контрольной группе после педагогического эксперимента.
Результаты контрольной группы не имели существенных сдвигов по сравнению с данными, полученными при исходном тестировании, что отмечалось выше. Для подтверждения гипотезы исследования, был проведен сравнительный анализ данных методом математической статистики. Таблица 12 Сравнительный анализ показателей уровня физической подготовленности девочек 15 – 17 лет экспериментальной и контрольной групп после педагогического эксперимента.
На основании результатов, полученных после первого и второго этапа исследования, мы построили индивидуальные профили физической подготовленности девочек 15-17 лет. Для наглядности приводим индивидуальный профиль физической подготовленности юных спортсменов А.К. (экспериментальная группа) и М.О. (контрольная группа) (см. Приложение). Уровень здоровья, оцениваемый по медицинским показаниям - АД, пульса в покое и его восстанавливаемости, и количеству пропущенных занятий по болезни, в экспериментальной и контрольной группах не имели достоверных различий. Как до, так и после педагогического эксперимента. Это доказывает, что программы по коррекции отстающих физических качеств не имели отрицательных последствий и не повлияли на уровень здоровья юных спортсменок. Заключение Результаты проведенных исследований подтверждают взаимосвязь состояния здоровья и физической подготовленности девочек – 15-17 лет. Этой взаимообусловленности предшествовали разработка и оценка эффективности индивидуальных педагогических коррекционных программ. Они строились исходя из индивидуального уровня функциональной подготовленности и физического состояния (физического развития и физической подготовленности), который представлен совокупностью упорядоченных определенным образом подсистем - педагогического, медико-биологического и метрологического обеспечения измерений. Отмеченные аспекты объединены общей целью – объективной оценки физической подготовленности девочек-спортсменок этого возраста. Знания о физическом развитии и подготовленности девочек 15-17 лет используются для моделирования уровня физического здоровья. Выявленные отстающие звенья в индивидуальной физической подготовленности позволяют тренеру эффективно организовать и методически правильно построить процесс физического воспитания в учреждении дополнительного образования. Повышение критерия физического здоровья положительно отражается на учебной, спортивной и трудовой деятельности исследуемого контингента систематически тренирующихся юных спортсменок. Выводы 1. Анализ литературных источников состояния проблемы позволил определить актуальность темы исследования и ход работы по определению индивидуального уровня физической подготовленности девочек-спортсменок 15-17 лет. 2.Диагностика по выявлению уровней и слабых сторон в физической подготовленности девочек 15-17 лет с использованием технологий индивидуального подхода позволила разработать индивидуальные педагогические программы по коррекции отстающих физических качеств. 3. Эффективность коррекционных программ была оценена по данным, отмеченным в экспериментальной группе: - в увеличении суммы баллов - в среднем на 27,2 балла;- в полученных переходах из ниже среднего уровня в средний и из среднего в выше средний уровень физической подготовленности. 4. Приведенные данные, используемые нами в оценке и повышении уровня физической подготовленности девочек-спортсменок, необходимо рекомендовать в практику физического воспитания учащихся разного пола и возраста, в том числе детско-юношеского спорта. Литература 1. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. – Киев: Здоровье, 1983. – 288 с. 2. Аршавский И.А. Постнатальный онтогенез // Возрастная физиология. – М.: Наука, 1982. – 270 с. 3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 224 с. 4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 264 с. 5. Бахрах И.И. Исследование и оценка физического развития детей и подростков // Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. – Руководство для врачей. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1991. – С. 230-257. 6. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. – М.: Академия, 2002. – 416 с. 7. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с. 8. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся / Харитонов В.И., Бажанова М.В., Исаев А.П. и др. Под общей ред. д-ра биол. наук, проф. Исаева А.П. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ АТ и СО, 1999. – 157 с. 9. Васильева В.В., Коссовекая Э.Б., Степочкина Н.А. Физиология человека. – М.: Физкультура и спорт, 1997. – 189 с. 10. Васильков А.А. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учебное пособие. – Ч.: УралГАФК, 2001. – 80 с. 11. Васильков А.А. Способ определения общего состояния организма: Патент на изобретение № 2142733 от 20.12.1999 // Открытие изобретения. – Бюлл. 35. 1999. 12. Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. – М.: Просвещение, 1965. – 390 с. 13. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для ин-тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1988. - 88 с. 14. Граевская Н.Д. Спорт и сердце. М.: Медицина, 1968. – 65 с. 15. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Мн.: Народная асвета, 1978. – 88 с. 16. Гужаловский А.А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека // Теория и практика физической культуры. – 1987. - № 12. – С. 31-34. 17. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. – М.: Медицина, 1988.- 288с. 18. Доскин В.А., Келлер Х., Мураенко Н.М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфо-функциональные константы детского организма: Справочник. – М.: Медицина. 1997. – 288 с. 19. Железняк Ю. Д., Петров П.Н. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М.: Академия, 2001. – 264 с. 20. Заяшников С.И. Тайский бокс. Учебно-методическое пособие. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. – 272 с. 21. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы / Под общ. ред. В.И. Ляха, - М.: Наука, 1992. – 111 с 22. . Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах. – Мн.: Народная асвета, 1980. – 128 с. 23. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. - № 1. - С. 5-10. 24. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М.: Терра-Спорт, 2000. – 192 с. 25. .Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 457 с. 26. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 1997. – 125 с. 27. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы: Метод. пособие / Под ред. Г.И. Сердюковской. – М.: РИА Максим, 1993. – 120 с. 28. Петленко В.П. Валеология человека: здоровье, любовь, красота: В 5 т. – СПб.: изд-во «Петроградский и К», Минск: ООО «Оракул», 1996. – Т.3. 29. Пирогова Е.А. Совершенствование физического состояния человека. – Киев: Здоровье, 1989. – 167 с. 30. Фарбер Д.А. Физиология подростка. - М.: Академия, 1988. – 460 с. 31. Физиология человека /Под ред. Н.В. Зимкина. - М.: Ф и С, 1975. – 475с. 32. Физическая культура: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учереждений (Под ред. В.И. Ляха, Л.Е. Любомирского, Г.Б. Мерксона). – М.: Просвещение, 1997. – 160 с. 33. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с. 34. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 224 с. 35. Фомин Н.А. Основы возрастной физиологии спорта. – Ч.: Челябинский пединститут, 1975. – 193 с. 36. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 176 с. 37. Харитонов В.И. Комплексная оценка уровней физической подготовленности учащейся молодежи: Метод. пособие. – Челябинск: ДЦНТИ, 1994. – 40 с. 38. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001. – 480 с. 39. Хрипкова А.Г. и др. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с. 40. Янкаускас И.М., Логвинов Э.М. Моторика растущего женского организма. – Вильнюс «МОКСЛАС», 1984. – 148 с. Приложение Рис. 2. Индивидуальный профиль физической подготовленности учащейся А.К. (экспериментальная группа). Рис. 3. Индивидуальный профиль физической подготовленности учащейся М.О. (контрольная группа). Примерный комплекс упражнений для развития физического качества – гибкость. С целью развития этого качества необходимо использовать в тренировочном процессе следующие средства: наклоны из положения стоя и сидя вперед, в стороны с элементами вращения, прогибы, висы и др., эти же упражнения с помощью тренера или партнера. Рис.4. Комплекс упражнений для развития гибкости. 1. И.п. - о.с. 1 - наклон вперед, касаясь пальцами (ладонями, локтями) пола; 2 - и.п. Дозировка - 10-12 повторений в 3-х сериях (подходах). 2. И.п. - сидя на полу. 1 - наклон вперед, касаясь лбом пальцев ног; 2 - и.п. Дозировка - 10-12 повторений, в 3-5-и сериях. 3. И.п. - сидя на полу. 1 - наклон вперед, поворачиваясь с выносом правой к левой ноге; 2 - и.п. Следующий цикл - к правой ноге. При этом коснуться ладонью стопы. Дозировка - 8-10 повторений в разные стороны в 5-и сериях. 4. И.п. - стоя, ноги по шире. 1 - наклон к левой и правой ноге попеременно с элементами скручивания; 2 - и.п. Дозировка - 10-12 повторений, в 3-5-и сериях. 5. И.п. - о.с. 1 - шаг вперед левой ногой, с выносом прямых рук кверху над головой; 2 - прогнувшись; 3-4 - и.п. Тоже с шагом вперед правой ногой. Дозировка - 8-10 повторений, в 3-5-и сериях. 6. Упражнения 1,2,3,4 можно выполнять с помощью партнера после 4-х недель систематических занятий. Примерный комплекс упражнений для развития физического качества – динамическая сила С целью развития ее необходимо использовать в тренировочном процессе следующие средства: напрыгивания и спрыгивания, прыжки, подскоки, ускорения в беге и др. Примерные упражнения: 1. Напрыгивания на скамейку (стул), козла и др. Дозировка - 10-12 повторений, в 3-4-х сериях. Темп средний и высокий. 2. Выпрыгивания толчком двух, тройной прыжоки многоскоки, в3-5-и сериях. 3. Спрыгивания в глубину со скамейки, плинтов с последующим отталкиванием. Высота возвышения от 30 см и выше. Дозировка - 10-14 повторений в 3-5-и сериях. Темп средний и высокий. Примерный комплекс упражнений для развития физического качества – скоростная выносливость С целью развития ее в тренировочном процессе необходимо использовать следующие средства: наклоны в быстром темпе, вращения, прогибы, подъемы ног и туловища с вращениями. Рис. 5. Комплекс упражнений для развития скоростной выносливости. Примерный комплекс упражнений: 1. И.п. - о.с. 1 - наклон вперед, касаясь пальцами (ладонями) пола; 2 - и.п. Дозировка - 14-18 повторений в 4-5-и сериях, в высоком темпе (близко к максимальному). 2. И.п. - сидя на полу, ноги прямые. 1 - наклоны вперед, максимально вытягиваясь, руки скользят по полу параллельно у ног; 2 -и.п.Дозировка - 14-16 повторений, в 4-х сериях. Темп максимальный. 3. И.п. - стоя, ноги по шире. 1-2 - наклон к левой ноге; 3-4 - и.п. Попеременно к правой. Дозировка - 8-10 повторений к каждой ноге. Темп высокий. 4. Попеременно вращения в левую и правую стороны. И.п. - стоя, ноги по шире, руки на бедрах. 1-4 - наклонившись вперед, вращение в правую сторону на 360° с прогибом; 5-8 - то же, в левую сторону. Дозировка - 8-10 вращений в каждую сторону, в быстром темпе. 5. И.п. - сидя на полу, упор на коленях, с опорой руками сзади. 1-2 -выпрямиться с прогибом, оттолкнувшись с руками; 3-4- и.п. Дозировка - 16-20 повторений, в 4-х сериях. Темп максимальный. 6. И.п. - лежа на спине с опорой на пол руками, ноги согнуты под 90° в отношении к туловищу прямые, носки оттянуты. 1-4 - вращение ногами влево; 5-8 -то же вправо. Дозировка - 8-10 вращений в каждую сторону, в 3-4-х сериях Темп максимально возможный. 7. И.п. - то же, что и п.6. 1-4 - вращения правой вправо; 5-8 - вращения левой ногой влево. Дозировка - 8-10 вращений каждой. Темп максимально возможный. Примерный комплекс упражнений для развития физического качества – скоростно-силовая выносливость С целью развития этого качества необходимо в тренировочном процессе, использовать следующие средства: жим штанги, разведение гантелей, подтягивания, отжимания и др. Примерный комплекс упражнений с отягощениями: 1. И.п. - в висе на перекладине, хват широкий. Подтягивания и опускания, касаясь плечами перекладины. Максимальновозможноечисло повторений, в 3-х подходах. Темп выполнения средний. 2. И.п. - наклонив туловище вперед, под прямым углом, в среднем хвате, захватом сверху, штанга в вытянутых руках. Подтягивания к животу и опускания штанги, касаясь живота, локти через стороны. 8-10 повторений, в 3-х подходах. Темп средний. 3. И.п. - лежа на спине, на доске или скамейке, штанга на стойках, хват средний (узкий, широкий). Жим штанги от груди. 8-10 повторений, 3-4 подхода. Темп средний. 4. И.п. - лежа на скамейке, на спине, гантели в прямых руках перед грудью. Разведение и сведение гантелей в стороны, руки чуть согнуты в локтях. 8-10 повторений, в 3-х сериях. Темп средний. 5. И.п. - о.с. Штанга в опущенных руках, хват средний, захват снизу. Сгибание и разгибание рук в локтях, касаясь грифом груди. 8-12 повторений, в 3-4-х сериях. Темп средний. 6. И.п. - сидя на краю скамейки, штанга над головой на прямых руках, в среднем хвате, захватом сверху. Сгибание и разгибание рук в локтях, касаясь грифом головы. 8-12 повторений, в среднем темпе. Примечание. Упражнения выполняются в течение 3-4-х месяцев, с периодичностью 2-3 раза в неделю. Вес отягощения подбирается в зависимости от степени подготовленности занимающегося и составляет 20-70% от собственного веса. |