Курсовая работа: Основы экономики инновационной деятельности
Название: Основы экономики инновационной деятельности Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Новосибирский Государственный Университет экономики и управления Кафедра СиОКД Курсовая работа по дисциплине: Инновации в социально-культурном сервисе и туризме на тему: «Основы экономики инновационной деятельности» Выполнила: Поплаухина Ю. С. Студентка гр. 4050а Проверила: Кочетова Л. М. К. Филос. Н., доцент Новосибирск 2008 Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы экономики инновационной деятельности 1.1 Содержание национальной инновационной системы 1.2 Инновационная экономика: основные понятия и признаки 1.3 Инновационная деятельность, инновация и инновационная инфраструктура: их взаимосвязь Глава 2. Влияние инновационных технологий на экономический рост предприятия на примере боулинг центра «Аполло-24» 2.1 Перспективы развития боулинга в России. Анализ состояния боулинг центров Новосибирска 2.2 Извилистые пути инвестора 2.3 Описание Аполло-24. Оборудование и технологии, используемые боулинг центром Аполло-24 Глава 3. Рекомендации для успешного развития боулинг центра 3.1 Основные инструменты в борьбе за клиентов 3.2 Выбор оборудования 3.3 Инновации в боулинг индустрии и их влияние на прибыль предприятия Заключение Список используемой литературы Введение Современная экономика все более приобретает черты инновационной экономики. Использование инноваций является стратегической линией развития фирм. `Экономика знаний` - неразрывно связана с постоянным циклом инновационного развития. Способность создавать новые знания, технологии, процессы, возможность доступа к новым знаниям и возможность их эффективного коммерческого использования - все это основополагающие элементы конкурентоспособности, как на национальном, так и на глобальном уровне. Таким образом, инновационная экономика является результатом объективных тенденций. Существенный вклад в исследование экономики научно-технического прогресса (НТП), инновационной деятельности внесли такие российские ученые, как А. Анчишкин, Н. Кондратьев, Д. Львов, Ю. Яковец, Л. Барю-тин, Л.Бляхман, С. Глазьев, А. Фонотов, П. Завлин, а также зарубежные авторы - Й.Шумпетер, Б. Твисс, Р. Фостер, Б. Санто, М. Хучек, Л. Водачек, О. Водачкова и другие. В данной курсовой работе пойдет речь об основных экономических моментах инновационной деятельности, даны рекомендации по улучшению состояния и конкурентоспособности боулинг центра и сферы боулинга в целом. Главной целью работы я ставлю рассмотрение влияния инновационных технологий на деятельность и дальнейшее экономическое развитие боулинг центров. А также подбор основных рекомендаций по внедрению инноваций. Основными задачами для достижения поставленной цели будут: проанализировать ситуацию с боулинг центрами в России и Новосибирске, изучить новые технологии в боулинге и основных производителей и поставщиков капитального оборудования. Для этого я исследовала 45 источников: различные пособия по теоретической базе, аналитические сайты, журналы различного содержания, веб сайты боулингов, информационные сайты о боулинге и т.п. Глава 1. Теоретические основы экономики инновационной деятельности 1.1 Содержание национальной инновационной системы Национальная инновационная система представляет собой систему обмена технологиями, знаниями и информацией между людьми, предприятиями, институтами; обмена, который является неотъемлемым условием развития инновационных процессов в стране. Участники инновационного процесса, взаимодействуя, превращают идею в технологию, процесс, товар или услугу и выводят ее на рынок. Согласно современной теории инновационных систем, инновации и технологическое развитие страны является результатом комплекса отношений между участниками сложной системы, которая включает в себя предприятия (национальные компании), университеты, лаборатории, научно-исследовательские институты, государственные структуры. На сегодняшний день существуют различные определения национальной инновационной системы. Это: - система институтов публичного и частного секторов, чья деятельность и взаимодействие, инициирует, привносит, изменяет и распространяет новые технологии [5] - набор институтов, чье взаимодействие предопределяет инновационную производительность национальных компаний [6] - набор элементов и связей, которые взаимодействуют в ходе производства, распространения и использования нового, экономически выгодного знания, и которые либо размещены в пределах или имеют свое происхождение в пределах территории национального государства [7] - набор определенных институтов, которые и вместе, и каждый сам по себе вносят вклад в развитие и распространение новых технологий, которые создают структуру, в рамках которой правительства формируют и осуществляют политику по влиянию на инновационный процесс. Это система взаимосвязанных институтов, в рамках которой осуществляется создание, хранение и передача знаний, опыта, продуктов, содержащих новые технологии [8] Концепция, лежащая в основе теории национальных инновационных систем основывается на предпосылке, что понимание связей и взаимоотношений между участниками инновационного процесса есть ключ к развитию инновационной производительности. Инновации и технологический прогресс являются результатом сложного комплекса отношений и взаимосвязей между участниками инновационного процесса, производящими, распространяющими и использующими новые знания. Инновационное развитие страны зависит в большой степени от того, насколько эффективно эти участники взаимодействуют между собой как элементы коллективной системы создания знаний и их использования в целях технологического прогресса и развития конкурентоспособности. К участникам инновационного процесса относятся, прежде всего, частные предприятия (национальные компании), университеты, лаборатории, научно-исследовательские институты, а также люди, работающие в этих организациях. Взаимодействие участников может выливаться в совместные исследования, обмен информацией и работниками, кросс-патентование, коллективную закупку оборудования и другие виды совместной деятельности. Именно многообразие форм, видов и методов взаимодействия участников инновационного процесса затрудняет формулирование определения национальной инновационной системы. Однако, с практической точки зрения, главным остается то, что это система взаимосвязанных элементов, и влияние на эти элементы или взаимосвязь между ними, может позволить сделать процесс более эффективным, повышающим эффективность всей национальной инновационной системы. Концепция национальной инновационной системы позволяет использовать системный подход к развитию и совершенствованию инновационного процесса в стране. Кроме того, ее ценность заключается в признании решающего значения знаний и инноваций для экономики, и возможности вовлекать в процесс создания, распространения и использования знаний все новые элементы и новых участников. Экономика, основанная на знаниях, держится на четырех `опорах`: инновационная система, информационное общество, непрерывное образование, государственная инновационная политика (см. рис. 1) Инновационные системы разных стран различны, так же как различны инновационные стратегии государств. Это объясняется различиями в уровне развития промышленности, технологического развития, в объемах инвестиций в инновационную деятельность, и другими факторами, включая исторические и национальные особенности. Не существует некоей оптимальной национальной инновационной системы, также как не существует единственной, наиболее эффективной инновационной стратегии государства. Между тем, национальные инновационные системы имеют определенные общие черты, и опыт экономически и технологически более конкурентоспособных стран может и должен приниматься на вооружение странами менее конкурентоспособными. Для определения национальной инновационной системы необходимо, прежде всего, определить источники инноваций. Инновации можно отнести к двум основным типам: 1. Импорт существующих технологий и знаний из-за рубежа, их адаптация к местным условиям и использование с учетом особенностей национальной экономики; 2. Создание знаний и технологий, новых не только для национальной системы, но и на глобальном уровне. [1] Создание национальной инновационной системы состоит в формировании относительно целостной системы, эффективно преобразующей новые знания, не важно чьи – “свои” или “чужие”, в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей на национальных или глобальных рынках. Эту систему и принято называть национальной инновационной системой. При этом переход к экономике знаний не обязательно требует приоритетного развития фундаментальных исследований. В настоящее время запас собственно “российских новых знаний” стремительно иссякает, а мировой их запас непрерывно растёт. Кто или что мешает нашей инновационной системе их эффективно использовать в российской экономике? Ответ очевиден – она сама. Нынешняя инновационная система, всё ещё наполовину административно-командная, не умеет эффективно трансформировать новое знание в полезные для общества и экономики продукты и технологии. Если следовать системному подходу к формированию научно- технической политики, то для ускорения перехода России к экономике знаний государство должно оптимально распределять весьма ограниченные бюджетные ресурсы по стадиям инновационного цикла. Более того, структура распределения государственных средств должна гибко реагировать на появление “узких мест” в структуре цикла. Сейчас, например, таким узким местом является явная нехватка “мощностей”, эффективно преобразующих знание в товар. Эти “мощности” воплощены в организационных структурах (малые инновационные фирмы и т.п.); обученных кадрах (инновационные предприниматели); а также в различного рода услугах, предоставляемых инновационной инфраструктурой - производственных, финансовых, информационных. Другими словами, эффективность инновационных процессов в экономике зависит не только от того, насколько эффективна деятельность самих экономических субъектов - фирм, научных организаций и др., но и от того, “как они взаимодействуют друг с другом в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а также с общественными институтами, такими, как ценности, нормы, право”. Национальный характер инновационной системы во многом определяется действующим в данный момент национальным законодательным полем и системой неформальных отношений. Важным является понимание того, что добавочная стоимость в инновационном цикле может создаваться не только в начале, но и в любом месте цикла, у любого субъекта инновационной деятельности - например, эффект от инновации в маркетинговой политике, в рекламной компании, в управлении торговой маркой или отношениями с потребителями может существенно повысить добавочную стоимость, созданную разработкой нового товара, технологии, услуги. Это означает, что новое знание может генерироваться соответствующим субъектом на любом этапе цикла. В этом случае может и должен появиться новый субъект, который занят анализом, управлением и оптимизацией процесса извлечения инновационного дохода на разных этапах “цепочки накопления стоимости”. Этот субъект должен анализировать и сравнивать экономические и иные эффекты от использования новшеств на каждой из стадий и принимать решения о перераспределении ресурсов, направляемых на создание и использование инноваций на разных стадиях жизненного цикла продукта. Многие современные исследователи отмечают важнейшую роль сквозного управления всей цепочкой создания добавленной стоимости в повышении эффективности функционирования экономических субъектов и их объединений. Сущностные характеристики НИС во многом определяются свойствами экономической и политической системы, в которой она сформировалась. Например, НИС, существовавшая в СССР, значительно отличалась от инновационных систем, характерных для рыночных экономик. Самая общая классификация экономических систем делит их на два принципиально различных типа – административно-командные (централизованные) и рыночные (децентрализованные). В последних все экономические субъекты, включая государство, равноправны. НИС в административно-командной экономике имела ряд специфических характеристик, которые диктовались фундаментальными принципами принятой тогда парадигмы: полное огосударствление создаваемой в общественном производстве собственности, включая интеллектуальную; опора на собственные силы; мобилизационный тип развития и милитаризация народного хозяйства; идеологизация всех видов деятельности, в т.ч. научно- технического сектора. Современные НИС рыночного типа базируются на либерально- инновационной экономической парадигме. Субъекты инновационной деятельности, продвигающие на рынок новые продукты и технологии, рискуют собственным благополучием, а иногда и самим своим существованием. Зато и мотивационные стимулы для этого субъекта многократно выше, чем в административной системе. Именно поэтому в организационных структурах НИС органично возникает и развивается малый инновационный бизнес (МИБ). Сообщество инновационных предпринимателей выступает в роли разработчиков наиболее рисковых бизнес- проектов, основанных на уникальных, ранее не апробированных научно- технических, управленческих, социальных и др. новшествах. В рыночной экономике именно реальные нужды потребителя, т.е. конечный спрос, формирует структуру актуальных инноваций. Производители новшеств ориентируются на существующий и перспективный спрос. В рыночной экономике конечный спрос активно “вытягивает” в жизнь самые востребованные и ценные инновации. В целом для организационных структур рыночных НИС характерно сочетание крупных интегрированных фирм – лидеров национальных и мировой экономик - со множеством фирм сектора МИБ, осуществляющих пионерскую, рисковую инновационно-технологическую деятельность. [2, 16] 1.2 Инновационная экономика: основные понятия и признаки Широко используемые в последние годы понятия “новая экономика”, “экономика, основанная на знаниях” означают, что в этом типе экономик основным фактором роста является масштабное использование новых знаний в практической хозяйственной деятельности. Ее характерными чертами являются: становление наукоемких производств; повышение роли невещественных форм богатства (объектов интеллектуальной собственности); возрастание роли человеческого фактора; переход на интенсивный тип воспроизводства. Необходимость инновационной экономики усугубляется, с одной стороны, конкуренцией западных фирм с точки зрения высокого технического уровня и качества продукции, и, с другой стороны, ценовой конкуренцией стран Азии (Китай, Индия, Южная Корея), основанной на низких ценах и на дешевой рабочей силе. [3] В России существуют объективные предпосылки формирования инновационной экономики: высокий (мировой) уровень фундаментальной науки; достаточный научно-технический потенциал (например, на предприятиях военно-промышленного комплекса); высокообразованные и квалифицированные кадры ученых, инженеров, рабочих; талантливость российских специалистов. Результатами реализации новой инновационной экономики должны стать достижение высокого уровня социальной направленности научно-технического прогресса, повышение уровня жизни населения в результате роста эффективности общественного производства, качественно иной уровень ресурсосбережения и экологизация экономики. Инновационный процесс, т.е. процесс создания, распространения и потребления субъектами экономики научно-технических, организационных, управленческих и др. новшеств, является основным содержанием процесса модернизации экономики. Инновационную активность обычно измеряют двумя способами: по результатам опросов и по формальной статотчётности через показатель доли предприятий, внедряющих новые технологии. Значение этого показателя у нас сегодня очень мало - около 5%. В развитой части Европы и в США этот показатель гораздо выше - до 25-30% предприятий проявляют здесь инновационную активность. Но у них есть развитая, многокомпонентная, инновационная система. У нас же она только выстраивается. Растет подсистема малого инновационного бизнеса. Это фирмы - пионеры рискового высокотехнологичного сектора, где идёт бизнес-апробация технических новшеств. Однако, для развития таких фирм, и не только их, нужна развитая инфраструктура - материальная (инновационно-технологические центры и технопарки), финансовая (венчурные фонды, торговые площадки и т.д.), организационная и информационная. За создание инфраструктуры на нынешней, начальной стадии развития российского хай-тека должно отвечать государство. Мне представляется, что экономика общества является инновационной, если в обществе: - любой индивидуум, группа лиц, предприятий в любой точке страны и в любое время могут получить на основе автоматизированного доступа и систем телекоммуникаций любую необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях (новых технологиях, материалах, машинах, организации и управления производством и т.п.), инновационной деятельности, инновационных процессах; - производятся, формируются и доступны любому индивидууму, группе лиц и организациям современные информационные технологии и компьютеризированные системы, обеспечивающие выполнение предыдущего пункта; - имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющихся научно-технического прогресса и инновационного развития, и общество в состоянии производить всю необходимую многоплановую информацию для обеспечения динамически устойчивого социально-экономического развития общества и, прежде всего, научную информацию; - происходит процесс ускоренной автоматизации и компьютеризации всех сфер и отраслей производства и управления; осуществляются ра-дикальные изменения социальных структур, следствием которых оказы-ваются расширение и активизация инновационной деятельности в различных сферах деятельности человека; - доброжелательно воспринимают новые идеи, знания и технологии, готовы к созданию и внедрению в широкую практику в любое необходимое время инноваций различного функционального назначения; - имеются развитые инновационные инфраструктуры, способные оперативно и гибко реализовать необходимые в данный момент времени инновации, основанные на высоких производственных технологиях, и развернуть инновационную деятельность; она должна быть универсальной, конкурентоспособно осуществляющей создание любых инноваций и развитие любых производств; - имеется четко налаженная гибкая система опережающей подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инноватики и инновационной деятельности, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественных производств и территорий. Базовыми понятиями инновационной экономики являются инновация, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура. От их правильного понимания во многом зависят тактика и стратегия формирования эффективной инновационной экономики в стране. Инновации, инновационная деятельность, инновационные процессы - понятия, имеющие в настоящее время самые разнообразные и широкие толкования. Развитость и распространение этих понятий на процессы, относящиеся ко всему новому, включая новые идеи и изобретения, новые научные достижения, новые знания и технологии, новые результаты фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ и т.п., порождаются бытовым представлением и смешением двух понятий: инновационное и новое. [4] 1.3 Инновационная деятельность, инновация и инновационная инфраструктура: их взаимосвязь Широкое толкование инновационной деятельности, как нового, охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом, смешивает научные и инновационные приоритеты, порождает ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное или инновационное развитие. Для обоснования данного тезиса будем исходить из следующего понимания научно-технического прогресса: научно-технический прогресс целесообразно разделить условно на две главные взаимосвязанные и взаимодополняющие составляющие - составляющую научно-технических достижений и составляющую производственно-технических достижений. В первом случае результатами научно-технического прогресса является научные достижения - новые знания, новые научно-технические идеи, открытия и изобретения, новые технологии на принципиально новых физико-химико-биологических принципах. Во втором случае результатами научно-технического прогресса являются производственно-технические достижения - инновации, создание которых предполагает: - профессиональное целенаправленное развитие и доведение результатов научно-технических достижений до создания новых технологий, новых систем, машин, оборудования, новых методов организации и планирования производства и т.п.; - практическую реализацию созданных результатов производственно-технических достижений потребителю либо через рынок, либо через механизм “заказ – исполнение”; - обеспечение эффективного использования и эксплуатации созданного инновационного продукта; - исследование и получение новых научно-технических достижений (если таковые отсутствуют), необходимых для создания и реализации востребованных рынком или заказчиком инноваций (будем называть их инновационно направленными научно-техническими достижениями). Из вышеизложенного следует, что под инновационной деятельностью понимается деятельность коллектива людей, направленная на реализацию в общественной практике “под ключ” производственно-технических достижений - инноваций, применения существующих прогрессивных технологий, систем, машин и оборудования на базе использования и внедрения научно-технических достижений отечественной и мировой науки и техники. Она должна обеспечить устранение разрыва между имеющимся объемом и уровнем уже полученных и проверенных научно-технических достижений и их применения на развиваемых (создаваемых) предприятиях. Отсюда следует, что насыщение инновационной активности - важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики. Инновации по своей сути представляют собой специфический вид товара. Особенностью такого вида товара является то, что в зависимости от стадии жизненного цикла он может находиться в различной степени материализации: идея, научно-исследовательская разработка, техническая документация, патент, опытный образец, промышленный образец. Из приведенного ряда товара видно, что по мере материализации идеи инновационность товара снижается. При серийном выпуске товара он превращается в обычный, и поэтому его инновационность может рассматриваться только в контурах отсталых рынков производителей и потребителей. Таким образом, товаром в процессе инновационной деятельности является: -для предприятий-производителей: материализованные идеи (новые техника и технологии), доведенные до практического применения, когда все теоретические и практические проблемы решены, и товар может использоваться в коммерческой сфере. Экономическая эффективность товара слагается в приросте прибыли у производителя и в приросте потребительских свойств и прибыли у потребителя. Разработчики, производители и потребители товара вступают между собой в коммерческие (рыночные) отношения; -для разработчика: научная идея. В качестве товара она носит не материальный характер и может находиться на этапах теоретических, теоретико-прикладных, прикладных исследований, опытно-конструкторских разработок. Потребителями такого товара являются крупные фирмы с достаточным научно-производственным потенциалом, инновационные венчурные фирмы, специализирующиеся на разработке новых техники и технологии. Естественно, что коммерческий подход к финансированию в этих условиях недостаточно эффективен, поэтому он должен быть дополнен государственной системой поддержки: бюджетным и внебюджетным финансированием, субсидиями, льготными кредитами и т.д. Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики, инновационного потенциала общества. [11] Инновационная инфраструктура - совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. Инновационная инфраструктура предопределяет темпы (скорость) развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного функционирования инновационной экономики страны инновационная инфраструктура должна быть функционально полной, то есть она должна обладать набором таких свойств, которые должны способствовать в полной мере реализации инжиниринговых технологий по созданию и реализации инноваций в масштабах регионов и страны в целом. Упомянутая совокупность должна обладать набором следующих свойств: - распределенность по всем регионам в виде инновационно-технологических центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут решать задачи функционально полного инновационного цикла со сдачей объекта инновационной деятельности “под ключ”; - универсальность, которая позволяет конкурентоспособно обеспечить реализацию инновационного проекта “под ключ” в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики; - профессионализм, который базируется на добросовестном и качественном обслуживании заказчика или потребителя; - конструктивность, которая обеспечивается ориентацией на конечный результат. Развитие инновационного проекта должно сопровождаться непрерывным анализом конечных результатов. Наличие достоверной обратной информации по достигаемым конечным результатам позволяет выработать конструктивные приоритеты непосредственно в процессе развития инновационной деятельности и тем самым обеспечить замкнутую систему управления инновациями по схеме: инновации - инвестиции - мониторинг конечных результатов - инвестиции и т.п.; - высокий уровень научно-технического потенциала; - кадровая обеспеченность, в первую очередь, руководителями инновационных проектов и возможность постоянного обновления и совершенствования персонала инновационной инфраструктуры; - финансовая обеспеченность (наличие оборотного капитала); - высокий уровень инструментальных средств, ускоряющих получение конечного результата; - гибкость, обеспечивающая приспособление инновационной инфраструктуры к изменениям требований рынка и внешней конъюнктуры. Как показывают результаты выполненных мною исследований, а также опыт развитых стран мира, основным ядром инновационной инфраструктуры, наиболее адекватным механизмом реализации научно-технических нововведений - инноваций, является инфраструктура инновационных инжиниринговых центров (фирм, предприятий), которые должны аккумулировать лучшие отечественные и зарубежные знания и технологии и выступать для заказчика системным интегратором и гарантом успешной реализации инновационного проекта и обеспечить охват полного инновационного цикла: от изучения конъюнктуры рынка конечной инновационной продукции, технико-экономического обоснования инновационного проекта и его разработки до комплектной поставки оборудования, его системной интеграции, сдачи “под ключ” с кадровым обеспечением и последующим сервисным обслуживанием. [13] Глава 2. Влияние инновационных технологий на экономический рост предприятия на примере боулинг центра «Аполло-24» 2.1 Перспективы развития боулинга в России. Анализ состояния боулинг центров Новосибирска Боулинг - это азартная и захватывающая игра в шары и кегли. Боулинг интересен своими многовековыми традициями. Не все знают, но всё в игре должно этим традициям соответствовать: длина и обработка дорожки, вес и размер шара, специальная обувь и даже вес и форма кеглей. Боулинг в России развивается сверхбыстрыми темпами. Это относится и к профессиональному боулингу, и к боулингу, как развлечению и виду отдыха. Люди успели полюбить до недавнего времени неизвестную в России игру, и теперь она популярна во всех слоях и группах населения. В отношении профессионального боулинга прогресс тоже налицо - с каждым днем растет число боулеров-спортсменов, появляются новые школы боулинга. В наши дни боулинг конкурирует не только с такими традиционными видами отдыха, как танцевальные клубы и рестораны, но и с новыми, построенными на самых современных технологиях, такими как кино, компьютерные игры, Интернет-общение. Специфика развития современного общества состоит в том, что с развитием технологий происходит взаимопроникновение уже всем привычных и "новых" видов отдыха. Поэтому боулинг, относящийся, скорее, к традиционному времяпровождению, должен постоянно обновляться и идти вперёд, чтобы не только оставаться популярным, но и выходить на один уровень с самыми модными, ультрасовременными развлечениями. В стране динамично развивается рынок развлекательных услуг. Сетевые игроки, занимающие этот рынок, утверждают, что сейчас рост сдерживают только их собственные финансовые возможности. Свободное время сегодня подчинено законам удобства. «Если наши родители планировали поход в кино за две недели, то современная молодежь делает выбор максимум за два часа, а то и за две минуты». Цены в боулинге могут устанавливаться за игру или за час игры. Во втором случае есть риск, что игра прервётся на самом интересном месте, или придётся оплачивать ещё один час. В США и Европе оплата устанавливается традиционно за час игры. Постепенно переход на поигровую оплату начал осуществляться и в наших краях, например в Москве в дневные часы в отдельных клубах, видимо, за такой формой оплаты будущее. Цены за игру в боулинг в странах СНГ традиционно высоки, и это не удивительно, поскольку боулинг центров для такой популярной игры пока недостаточно; в боулинге цена зависит от дня недели и времени суток, от системы скидок и клубных карт, от качества оборудования и обслуживания дорожек, от некоторых других параметров. Новосибирск растёт. Новосибирск развивается. Он ежедневно обзаводится чем-то новым. Не смотря ни на что, люди рождаются, работают, отдыхают. Боулинг, как вид развлечения, в Новосибирске не нов. Но, при этом, количество дорожек на двухмиллионный город явно недостаточно. На сегодняшний день можно поставить ещё сто дорожек, открыть ещё два десятка центров, и во всех этих боулингах будут играть. Люди пробуют боулинг: кто-то получает удовольствие, приходя просто провести время, а кто-то начинает увлекаться боулингом как спортом. Особенность боулинга в том, что каждый находит именно «своё». Можно просто прийти покатать шарики и попить пиво… Можно – устроить себе отдых. А можно отнестись серьёзно, видя в боулинге спорт. Боулинг, как бизнес, весьма привлекателен для инвесторов. Неоднократно приезжали в Новосибирск москвичи. У них назрело время двинуться в регионы. Москва и Питер уже свой боулинг-бум пережили. Там он прошёл. Поэтому для них естественен следующий шаг: регионы. Хотя – пока, кроме пятилетних заявлений, ничего не произошло. Говорить о том, что боулинг является привычным развлечением для жителей нашего мегаполиса, можно с определенной уверенностью, но еще многое предстоит сделать для развития и популяризации данного вида досуга. Хочется надеяться, что и в нашем городе обязательно будет чемпион (призер) Олимпийских игр. Задача любого бизнеса, и боулинг в этом не исключение, видеть перспективу, предполагать определенное развитие и будущее. Ночной клуб может вводить новинки музыки, менять интерьер, но со временем это всё надоедает. Задача, которая стоит сегодня перед нами, - мало-помалу приучать, подсказать, дать понять потребителю, что можно и нужно совмещать отдых и здоровье. Боулинг, соответственно, именно такой здоровый вид отдыха, спорт. И, хотя, многие следуют известной поговорке: «Я пью пиво, играю в боулинг, и думаю, что занимаюсь спортом», мпропагандируется именно спортивный подход, подход здорового трезвого отдыха. 2.2 Извилистые пути инвестора Мнения о боулинге и путях его развития пытаются формировать те, кто занимается прямыми поставками оборудования или его перепродажей. Желание управлять рынком и контролировать информационные потоки огромно, хотя прямо не афишируется. Результаты такого управления и контроля, в итоге, определяются в денежном эквиваленте. В боулинге, как и в любой другой индустрии, основополагающим фактором развития является внедрение инновационных технологий. На данный момент, среди компаний, производящих оборудование для боулинга, только американские компании могут позволить себе внедрение новых технологий, и успешно делают это. Остальным компаниям остается только следовать за лидерами рынка. В современном боулинге развиваются два направления: развлекательное и спортивное. Много спорили о приоритетности того или иного, но теперь все сходятся во мнении, что надо и коммерцией заниматься и о спорте не забывать. Спортсмены и любители прекрасно дополняют друг друга и создают в клубе живую атмосферу праздника, которая помогает заработать дополнительные средства на развитие. Поэтому теперь, проведением турниров различного уровня, многие стараются привлечь в клубы больше клиентов. У поставщиков оборудования тоже идут свои соревнования, и страсти кипят нешуточные. Российский рынок боулинга обладает огромным потенциалом, который пока использован не более чем на 10-12%. И за 7 лет прошедших с момента открытия первого коммерческого клуба, уже наметились некоторые позитивные тенденции его развития. В начале был информационный вакуум и разобраться, что за оборудование предлагается, и как оно будет работать дальше, не представлялось возможным. Недостаток подобной информации компенсировался энтузиазмом предпринимателей и ажиотажным спросом на предлагаемые услуги. Свои риски тогда смогли минимизировать лишь единицы, те, кто обладал объективной технической информацией из зарубежных источников. У остальных критерии, по которым совершался выбор, в основном основывались на эмоциях и степени доверия к рекламным ходам сейлз менеджеров. При функциональной идентичности у конструктивно разного оборудования, почти весь маркетинг примитивно сводился к подведению единого качественного базиса под всю продукцию и затем замыкался на цене. Несмотря на одну цель - боулинг, все компании выходили на Российский рынок с разными возможностями. Эти возможности зависели от их технического и сервисного потенциала, а так же юридического статуса. Поэтому активно ввозилось и продолжает ввозится оборудование различных марок. И, как водится, оборудование разное: хорошее и плохое, суперсовременное и устаревшее. Продажи оборудования осуществляются через официальные представительства компаний, через дилеров и различных посредников. В двух последних случаях степень ответственности продавца перед покупателем за проданный товар минимальна и от этого, в первую очередь, страдают техническая поддержка и сервис уже работающих боулинг центров. Дилеру экономически не выгодно «заморозить» заработанные деньги в широкий ассортимент запчастей на складе. Посредник вообще не стремится обеспечивать гарантийное и послегарантийное обслуживание. Дилеры, а еще в большей степени посредники от боулинга выступают только как продавцы оборудования. В силу своего положения они не заинтересованы вкладывать заработанные средства в развитие других направлений деятельности, не приносящих прямых доходов. Региональное подразделение зарубежного производителя, наоборот, реализует в регионе стратегические задачи корпорации: создание объемного склада, подготовка квалифицированного персонала для работы в своем офисе и в открывающихся центрах, организацию гарантийного и послегарантийного обслуживания. Спонсорство и информационную поддержку коммерческих и рейтинговых турниров и отдельных спортивных команд. Проведение действительно обучающих семинаров, а не пафосных рекламных акций под их эгидой. Влияет на качество оборудования и сервиса, так же и внутренняя структура компании производителя. Холдинги, для которых боулинг только один из дополнительных видов деятельности и составляет незначительную часть от общих производственных мощностей, идут по другому пути. Основной упор делается не на внедрении новых дорогостоящих технологий в производстве, а на снижении себестоимости продукта за счет использования уже устаревших технологических процессов и поставке самых простых комплектаций оборудования. Цена продукции искусственно завышается, а агрессивный маркетинг применяется для дезориентации потребителя. Прибыльные направления холдинга инвестируются и развиваются, менее успешные продаются или закрываются. Стабильным является сотрудничество с компанией, чей бизнес связан не только с боулингом, но с производством и эксплуатацией оборудования. Тогда технические специалисты и маркетологи имеют возможность напрямую отслеживать общие тенденции развития боулинга и конкретные запросы различных потребительских групп. Реагировать на них с максимальной быстротой выпуском нового, актуального продукта. Пользуясь ростом популярности боулинга, на отечественный рынок вышли не только крупные, широко известные в мире компании производители оборудования для боулинга, но и мелкие фирмочки, прикрывающие несовершенство своих технологий и недостаток качества, громкими именами этих известных компаний. С увеличением роста популярности боулинга незаметно организовался вторичный рынок бывшего в употреблении оборудования, на котором можно купить почти все то же самое и, как говорят, значительно дешевле. Поэтому об оборудовании б/у, стоит сказать особо. В развитых странах, с давними традициями боулинга, постоянно происходит модернизация клубов. За счет этого идет выброс снятого, устаревшего оборудования на вторичный рынок. Продают его тогда, когда оно уже почти выработало свой ресурс и уже не отвечает многим техническим требованиям. Только хорошо подготовленные механики смогут поддерживать его в относительно рабочем состоянии, но переманить их из уже работающего клуба с новым оборудованием в тот, где им придется много «пахать» вряд ли удастся. Поэтому подобная дешевизна покупки всегда очень обманчива, сэкономленные сначала деньги в итоге оборачиваются серьезными эксплуатационными расходами и оттоком посетителей в другие, более современные боулинг-центры. Ведь боулинг не только динамичная и азартная игра, но и очень динамично развивающийся вид бизнеса. И если где-то открылся один клуб, то через небольшой промежуток времени откроется другой, владельцы которого учтут все недостатки и просчеты первого. И будет обидно, если, потратив усилия чтобы «раскрутить» рынок, после оказаться в ситуации, когда посетители приходят играть, только тогда, когда у конкурентов все дорожки заняты и забронированы на несколько часов вперед. 2.3 Описание Аполло-24. Оборудование и технологии, используемые боулинг центром Аполло-24 Название: «Аполло-24» Директор: Попов Владимир Витальевич Величина: 24 дорожки, самый большой боулинг-центр за Уралом. Эксклюзив: Количество дорожек, новое оборудование, «Pro-shop» День открытия: 11 декабря 2003 г. Месторасположение: Пермитина 24. Перекрёсток улиц Пермитина и Котовского - на слух адрес сложноватый. Пермитина улица маленькая, на ней всего 24 дома. Но, перспективно, - это очень интересный адрес. Если, как это планирует город, проспект Маркса сделают пешеходной зоной, то весь транспорт пойдёт именно по Котовского. Кстати, совсем не случайно концерн «Сибирь» выбрал улицу Котовского для своей перспективной застройки. И ещё: центр расположен рядом с жилмассивом Горский. В ближайшем будущем этот район, включая улицу Ватутина, станет «точкой подскока» для интенсивно развивающейся торговой инфраструктуры. Можно предположить, что именно на Пермитина – Котовского будет оптовая торговля или складские помещения. Время работы: С 10 утра до 3 часов ночи. Сопутствующие услуги: Бар. Ресторан. Боулинг не значит – пришёл и начал катать шары. В любом боулинге, кроме самой услуги боулинга, существует возможность потанцевать, покушать, прохладительные напитки, спиртное, поиграть в бильярд и автоматы (игровые стимуляторы). Детям: В АПОЛЛО-24 все дорожки приспособлены для детского боулинга. Для ребятишек, у кого шарик скатывается влево или вправо, у кого не хватает сил катнуть до цели, автоматически поднимаются детские бортики. То есть – шарик, как в хоккейной коробке, отскакивает от бортов. Если, предположим, играют несколько взрослых и ребёнок, то детские бортики поднимаются только перед ребенком: взрослые играют свою игру, а ребёнок – свой детский вариант боулинга. Студентам: Есть, например, очень интересная услуга для студентов. Молодые люди могут, истратив совсем минимальную сумму за вечер, прекрасно провести время. Вход бесплатный. Значит, человек может зайти, взять чашку чая или кружку пива, и сидеть весь вечер, с одним только условием: главное – чтобы он вёл себя прилично. Цены: 400 руб. в будние дни, с 10 утра до 6 вечера. В вечерние часы – в будни 750 руб., в выходные – 900 руб. Скидки: С понедельника по четверг – скидка: каждый второй час игры скидка 100 рублей в любое время. Вообще, существует большая программа скидок. Существует карта Почетного Гостя, которая дает право на 10% скидок; есть Серебряный дисконт, который дает тоже 10% скидок; и, наконец, «Золотой Дисконт», где скидка достигает 15%. К этому следует добавить «спортивную скидку»: она существует для «регулярно занимающихся спортсменов». И, наконец, совершенно отдельно – скидки на услуги «Pro-shop», которые доходят до 30%. Директор отвечает на вопрос как появилась идея создать боулинг-центр: - Такая идея возникла после посещения аналогичных заведений в Польше и Сингапуре. Я понял, что этот вид досуга будет популярным и в нашей климатической зоне, где 80% времени человек вынужден проводить в закрытом помещении. Привлекательно выглядела и многофункциональность боулинг центра: с одной стороны — это вид спорта и соревнования, с другой — это развлечение и досуг, а еще — это место общения (кафе, ночной клуб, дискотека). Мы были уверены, что будет интерес со стороны довольно большой целевой группы — как в возрастном, так и в социальном плане. Как и в любом другом боулинг центре, в Аполло-24 можно встретить не только профессионалов, для которых существует дорожка и только она одна, но и любителей. В обычное время их по традиции – большинство. В Аполло24 готовы встретить всех. Те, кто любит азарт и сосредоточенность, вряд ли разочаруются в разнообразии предлагаемых игр. Организаторы позаботились, чтобы перед тем, кто пришел отдохнуть душой и телом, был свободный выбор: надоело сбивать кегли, можно переключиться на бильярд или игровые автоматы. Спортивно-развлекательные комплексы "Апполо-24" удобно подходят для проведения: · Конференций, семинаров, тренингов, · Презентаций новых товаров или услуг, · Мастер-классов, · Традиционных праздников - Нового Года и Рождества, Дней Рождения и Юбилеев; · Концертов или вечеринок, · Показов мод, · Сигарных вечеров; · Регулярных корпоративных занятий для сотрудников, · Премирования лучших сотрудников, · Деловых обедов или кофе-брейков, · Банкетов или фуршетов, · Дегустаций или коктейлей, · Отдыха в любой обычный день, · Свидания и т.п. Что такое «Аполло-24» с точки зрения «статуса заведения» рассказал директор боулинга: - Ближе всего это к клубу. Мы изначально планировали место, где соединялся бы спорт и отдых, место, где можно завести новые контакты, но можно и отдохнуть с друзьями или с семьёй. Здесь есть привязка эмоциональная, привязка клубная, привязка семейная, есть спорт и есть детский отдых. То, что может дать большой боулинг-комплекс, не может дать место, где есть две или шесть дорожек. «Аполло-24» это целая жизнь, отдых и развлечение на любой вкус, спорт и ресторан, словом – именно «комплекс» и именно «эксклюзив» со всех точек зрения. Боулинг центр Аполло-24 — это 24 дорожки с превосходным синтетическим покрытием, расположенных в просторном и красиво оформленном игровом зале. Световые пушки, ультрафиолет и бар с большим выбором коктейлей и блюд двух ресторанов — все это позволит Вам погрузиться в мир комфорта и гармонии. Центр Аполло 24 оснащен двумя столами для американского бильярда (8 fut) и столами для русской пирамиды (10 и 12 fut). К услугам почитателей компьютерных симуляторов – 16 игровых автоматов. В Аполло-24 установлено оборудование для игры в боулинг компании Brunwick. Характеристика оборудования: Анвилайн (Anviline ®) Синтетическое покрытие дорожек компании Brunwick из сплошного (solid) пластика. Параметры дорожки: Длина дорожки 18,2 м. Ширина дорожки: 1,054 м. Длина зоны разбега: 4.680 м. Длина стола под кеглями: 1 м. Диаметр круга под кеглями: 57 мм. Расстояние между центрами двух кеглей: 30 см. Расстояние от линии фола до главных стрел прицеливания: 4,5 м. Расстояние от линии фола до круглых меток прицеливания: 2,18 м. Расстояние до 1-го ряда меток в зоне разбега: 3,5 м. Расстояние до 2-го ряда меток в зоне разбега: 4,5 м. Параметры кегли: Высота кегли: 15 дюймов. Длина окружности кегли в самой широкой части: 4,7 дюйма. Вес кегли: не менее 3,06 фунта, не более 3,10 фунта. Параметры шара: Длина окружности шара: не менее 26,7 дюйма, не более 27 дюймов. Диаметр шара: не менее 8,500 дюймов, не более 8,595 дюймов. Вес шара: не менее 6 фунтов, не более 16 фунтов. Изучить правила и "морально подготовиться" к походу в "Аполло24" можно не сходя с дивана. Вашему вниманию на сайте Аполло - виртуальная флэш-игра в боулинг. Для старта нажмите на картинку. [36] Если затронуть очевидные преимущества клуба, то к ним можно отнести, в частности, то, что все дорожки оснащены автоматическими бамперами для юных боулеров; в зале собрано 16 игровых симуляторов; есть возможность проведения корпоративных вечеров с большим количеством приглашенных (зал вмещает до 280 человек), а также большой «Pro-shop» (каталог «Pro-shop» см. Приложение №1). «Pro-shop» обслуживает все категории покупателей. Для тех, кто «борется за каждое очко», «Pro-shop» может предложить несколько вариантов специальной обуви. Вообще, в боулинге есть обязательный прокат обуви, но желающий может купить её, если, конечно, он занимается боулингом серьёзно. Теперь о цене: самая «навороченная» американская спец-обувка будет стоить около 100$. При этом – купив один раз, ты будешь играть пять-шесть лет минимум. В Pro-shop'е кроме шаров и ботинок существует косметика для шаров: то, что необходимо для ухода за шарами, специальные очистители, присыпки для рук, и так далее. Кроме того, существует масса всевозможных «прибамбасов», всякие весёленькие рамочки для фотографий, часы, майки. Всё, как положено, на «боулинговую» тематику. Предположим, кто-то ищет для своего друга в подарок что-то оригинальное. Если человек увлекается боулингом, можно выбрать соответствующий случаю интересный сувенир в «Pro-shop». Ребёнку, да и взрослому, наверняка будет приятно получить значок с каким-нибудь забавным рисунком или надписью, а для подарков «серьёзных» существует достаточно широкий выбор тематических боулинговых сувениров. [42] Глава 3. Рекомендации для успешного развития боулинг центра 3.1 Основные инструменты в борьбе за клиентов Рынок боулинга не стоит на месте, он стремительно изменяется, и вместе с ним изменяются наши представления о нем. Что вчера было еще хорошо, сегодня уже не отвечает современным запросам. За прошедшие 7 лет оказалось, что не все боулинги одинаково полезны. Мы это поняли. Теперь осталось определить свои приоритеты и двигаться вперед с теми, кто любит, знает и понимает эту замечательную игру, теми, чей доход напрямую связан с боулингом. Боулинг не только динамичная игра, но и очень динамичный бизнес. Успех «пионеров» подстегнул вторую волну инвесторов поспешить на свободные места. Для некоторых в основе лежало уже не только горячее желание построить у себя в городе боулинг, но и желание понять, чем одно оборудование отличается от другого. Уже было с чем сравнивать и продуктивно учиться на чужом опыте. Тогда и наступило понимание, что не все боулинги одинаково полезны. Первые центры были малобюджетные: от 2-3 до 6-8 дорожек. Затем стали появляться проекты от 10 дорожек и выше. Потом настала очередь 20-ти и 30-ти дорожечных проектов, хотя малые клубы продолжали расти как грибы. За 5 лет стали хорошо понятны тенденции его дальнейшего развития. Выбор поставщика стал более осознанным и обоснованным. Появились непосредственные данные, как работает то или иное оборудование, какие на него эксплуатационные затраты и какая его износоустойчивость. Количество продаж стала определять репутация компании. Этим воспользовались некоторые Азиатские производители, которые попытались использовать успешные брэнды для продвижения на рынке своей неоднозначной продукции. Это им принесло некоторое количество продаж и сильно подмочило репутацию, так как клиенты за свои деньги не получили то что ожидали. Чуда не случилось. Мимикрия под известные брэнды и последующая смена иероглифов на латиницу никак не изменили сути вопроса. Попытки дезориентировать нового клиента рекламными ходами и стилистическими оборотами - распространенный ход для преувеличения некоторых достоинств и уменьшения общих недостатков. «Мы называем боулинг по-своему», переустановка кеглей за 5 секунд, «даем пожизненную гарантию на ламинат» (срок жизни не установлен), «на наших заводах уже 2010 год» (пятилетка за три года) и т.д. Бумага стерпит все, а редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов, как и рекламодатели. При выборе поставщика оборудования первоначальная мотивация и понятые плюсы или минусы, играют в дальнейшем, в период эксплуатации, важную роль. Клуб мало открыть, его еще надо правильно позиционировать на рынке развлекательных услуг. Успешно работают те клубы, где вопрос экономии средств при покупке оборудования не рассматривался как основная причина для приобретения неоднозначных аналогов или б/у. При функциональной внешней идентичности существуют огромные конструктивные внутренние различия между различными типами машин для установки кеглей, ламинатом и подосновой дорожек, кеглями и програмным обеспечением и, в результате, общей концепцией боулинг центра. Разобраться во всем до покупки, а не после – первоочередная задача для владельца. А после надо дать каждому посетителю то, что он хочет получить, приходя в боулинг. Кто сможет дать, тот и получит успех. Вообще вопросы экономии на качестве оборудования при планировании и строительстве развлекательных заведений стоит подчеркнуть особо. Кто сейчас является основными посетителями кафе, ресторанов, боулинг клубов, современных кинотеатров и подобных им недешевых мест отдыха? Люди с достатком, которые могут себе позволить потратить за один вечер приличную сумму на развлечения. За эти деньги человек желает получить все по высшему классу, и он захочет приходить снова и снова, только если там его ничего не будет разочаровывать и нервировать. Качество и престиж стоят не дешево, но, посещая развлекательные заведения, люди хотят отдать деньги за хороший сервис, надежно работающую технику, вкусную еду и безопасность. А в итоге за удовольствие, полученное от приятно проведенного времени. Поставьте себя на их место и поймете, что такое хорошо и что такое плохо. Времена, когда главной фигурой был швейцар на входе, а официант иногда снисходил до клиента, безвозвратно ушли, и теперь главный тот, кто платит, поэтому среди развлекательных заведений идет нешуточная борьба за каждого клиента. А надежное современное оборудование, хороший сервис, разнообразная еда – основные инструменты привлечения и удержания клиентов в этой непростой борьбе. Ведь то, зачем приходят люди в боулинг-центр – это сам БОУЛИНГ, а все остальное в клубе хотя и немаловажно, но служит только приятным дополнением к нему. Поэтому правильно расставленные приоритеты на этапе планирования и составления бизнес плана в дальнейшем избавят владельцев клуба от непредвиденных расходов, а посетителей от отрицательных эмоций. Вложить большие деньги в ремонт, дизайн помещения, бар, кухню и приобрести второсортное оборудование для боулинга, которое не сможет полноценно работать, не очень дальновидно. Оставаться востребованными на рынке развлекательных услуг, когда спрос будет превышать предложение - мечта любого владельца боулинг центра. Что видит человек приходящий в боулинг центр? Стойку администратора, бар, ресторан, игровые автоматы и непосредственно сами дорожки. И то, что он видит должно максимально полно соответствовать его ожиданиям и представлениям о боулинг центре как таковом. Современный интерьер, хорошая кухня, вежливый персонал, быстро работающие машины, шары без сколов и удобная мебель в зоне отдыха возле дорожек действуют на клиента положительно, помогают ему расслабиться, получить удовольствие и легко расстаться с деньгами. Владелец клуба расставляет приоритеты несколько иным образом. Важность всего вышеперечисленного не умаляется, но на первое место выходит машинное отделение и непосредственно сама машина, выставляющая сбитые кегли на дорожку. Клиент считает сбитые кегли, а владелец считает деньги, которые эта машина ему зарабатывает. [30] 3.2 Выбор оборудования Боулинг центры бывают разными по многим характеристикам, иногда до такой степени, что уникальным становится и их продукт, то есть комплекс оказываемых услуг, у каждого боулинга свой стиль и своя атмосфера. В процессе планирования открытия боулинг центра необходимо определить, чем Ваш боулинг-центр будет отличаться от других, почему именно к Вам будут стремиться клиенты. [41] Под оборудованием для боулинга понимается комплект из следующих изделий: дорожка с основанием, пинспоттер (устройство для выставления кегель на дорожку), система возврата шара, система подсчета очков, мониторы. Кроме того, в стоимость поставки обычно входит вспомогательное оборудование - комплект мебели, декоративные панели, набор расходных материалов, аксессуаров и запчастей. Стоимость такого комплекта варьируется у разных поставщиков в пределах от 25 до 48 тысяч у.е. за дорожку. Оборудование для боулинга – делится на капитальное и некапитальное (так называемые аксессуары и расходные материалы). Капитальное оборудование – это, во-первых, станки, которые призваны расставлять кегли и возвращать шар, по 12 часов в день (и больше), 7 дней в неделю. Второй наиболее значимой частью капитального оборудования является дорожка. Добавляем систему возврата шара и систему подсчёта очков и получаем знакомый современникам боулинг. Поскольку рынок боулинга по всему миру очень ёмкий, то существует специально разработанная мебель для боулинг центра, компьютеризированные системы управления боулинг центрами, элементы интерьера для боулинг центров (ковры и напольные покрытия, маскировочные панели и т.п.). К некапитальному оборудованию в боулинг центре относится всё оборудование, приобретаемое для игры непосредственно игроками, а также оборудование для ухода за дорожками (машины для нанесения масла, мытья дорожек, швабры и пылесосы и проч.). Данное определение достаточно условное и может трактоваться по-разному, по сроку службы, по стоимости и т.п. Следующие факторы оказывают наиболее сильное влияние на характер боулинг клуба: -количество дорожек (большие центры = более 20, средние = более 6, небольшие = меньше 6), -качество оборудования (производитель) (новое, б/у, восстановленное) (год приобретения) – с дополнительными развлечениями (бильярд, игровые автоматы) – с баром или рестораном – с Pro-shop или без – с менеджментом и персоналом, специально подготовленным для индустрии боулинга, с интуитивно грамотным менеджментом, с неудачным менеджментом. Количество дорожек влияет на возможности проведения серьёзных турниров, на издержки.Сдерживающим фактором для появления новых конкурентов является высокий порог участия (необходимость значительных капитальных затрат для открытия боулинга, однако низкие эксплуатационные издержки, особенно нового оборудования, и быстрая окупаемость при грамотном управлении клубом, делают эту сферу развлечений крайне привлекательной). Если конкуренты уже на рынке, необходимо проанализировать их слабые и сильные стороны, объём рынка и Ваши возможности. Качество оборудования непосредственно влияет на объём капитальных вложений, на цену эксплуатации (в разы), на имидж клуба, на срок службы оборудования. В боулинг центрах, где установлено новое оборудование, расходы на персонал являются основной статьёй текущих издержек, так как затраты на уход за оборудованием минимальные. Персонал необходимо обучить заранее, ещё до открытия, поскольку сразу после открытия боулинг центр привлекает повышенное внимание посетителей и формируется его имидж. Обычно обучением персонала занимаются фирмы-производители оборудования, однако программы обучения различны, так как являются ноу-хау. Загрузка дорожек, lineage - один из важнейших показателей доходности боулинг центра, определяется как среднее количество часов загрузки дорожки в день, поскольку идеальной является ситуация, когда дорожки приносят доход не только вечером, но и днём. При планировании открытия боулинг центра в конкретном городе интересно изучить lineage действующих клубов. Производственный план – максимальное и минимальное количество часов, которые будет работать машина по выставлению кеглей, система подсчёта очков, нагрузка на дорожки, предполагаемые часы простоя (профилактика и ремонт оборудования, уход за дорожками), потребность в запчастях и аксессуарах – напрямую зависит от качества оборудования. [29] Российский боулинг бизнес, за последнее время, претерпел достаточно серьезные изменения. Из экзотического досуга для избранных он стал массовым видом спорта и отдыха. Быстрыми темпами строятся новые клубы, причем регионы в этом уже не отстают от столицы. По мере роста популярности боулинга на Российском рынке появилось оборудование на любой ценовой вкус и, соответственно, с не меньшим разбросом по качественным показателям. Но с ростом количества открываемых клубов растет информированность о боулинг бизнесе в целом. Благодаря этому рынок приобретает более цивилизованные очертания и инвестору становится легче разобраться, что ему предлагают. И в итоге сделать свой выбор осознанно, в пользу более надежного, современного оборудования. То оборудование, которое сегодня продается в России, можно разделить на два типа абсолютно разных машин, используемых в боулинг-центрах. Это «пинспоттер» производства компании АМФ (AMF (American Machinery & Foundry) Американская машиностроительная компания создавшая современный боулинг. В 1946 г была представлена первая автоматическая машина по установке кеглей на дорожку - пинспотер. Сейчас Компания AMF Bowling Products Inc. - крупнейший производитель и разработчик оборудования, аксесуаров и комплектующих для игры в боулинг. Компания AMF Bowling Center Operation (BCO) - крупнейший в мире оператор собственной сети (527) боулинг-центров.), выпущенный в 1946 году и «пинсеттер» компании Брансвик, появившийся в 1956 году. На слух разница между этими названиями не очень заметна, но, при более внимательном ознакомлении с принципами работы этих двух машин и их внутренним устройством, разница уже ощутима более отчетливо. Если принять все оборудование, инсталлированное в России за 100%, то пинспоттеров больше, чем пинсеттеров. И совсем небольшой процент - оборудование бывшее в употреблении. Подобное соотношение определяется тем, что базовая модель пинспоттера АМФ послужила прообразом для целой серии машин, взявших за основу ее кинематическую схему. В основе такой популярности пинспоттера лежит его высокая надёжность в работе и конструктивная простота - качества, снискавшие ему заслуженную популярность у владельцев боулинг центров во многих странах мира. И именно эти качества американских машин подвигли предприимчивых Азиатских производителей на использование кинематической схемы пинспоттера при создании «своих» базовых моделей. Если в детских комплексах можно использовать оборудование, бывшее в употреблении, то в боулинге — нет. Вмонтируй старые дорожки, и траты на всю развлекательную инфраструктуру, построенную вокруг них, окажутся бессмысленными — нет гарантий того, что бывшую в употреблении дорожку удастся идеально собрать вновь. К тому же постоянно менять дорожки технически очень сложно. Поэтому оборудование для боулинга в России почти всегда ставят новое. Подход к выбору оборудования очень важен. Несмотря на многочисленные инновации, это остается самым важным этапом. Сейчас в боулинге ставятся уже плоские ЛСД-мониторы, а дорожки делаются из специального пластика. Раньше дорожки были деревянные, их собирали, как паркет, они были разноцветными и менее устойчивыми к различным воздействиям. Сегодня это цельный пластик с пожизненной гарантией от расслоения. Стоимость одной такой современной дорожки для боулинга — 40–45 тыс. долларов. По словам инвесторов, полностью оборудованный боулинг-центр окупается в течение четырех лет. [17] Боулинг в России с каждым годом набирает обороты. Не теряет он своей популярности и в мире. Открываются новые центры, и при создании каждого из них встает вопрос о выборе оборудования. В основном в российских боулинг-клубах устанавливают оборудование трех производителей: Brunswick, QubicaAMF и Zhonglu. Большая часть рынка принадлежит компании Brunswick. Дистрибьюторами китайского оборудования Zhonglu выступают компании VPS Bowling и VIA Bowling. Не так давно в Москве отрылось представительство итальянской компании Switch Bowling. Все больше и больше инвесторов выбирают Switch - стильный дизайн, безупречное качество и оптимальные цены открывают новые перспективы, делая и сам боулинг более привлекательным. В настоящее время оборудование Switch активно продается в США, странах Европы, Азии, Ближнего Востока, а также в России. По словам Президента компании Switch Алана Винтерхалтера, качество и надежность оборудования будут продолжены с учетом опыта трех компаний промышленного боулинга, из которых была сформирована компания Switch: New Epoch Enterprises, Ltd. (машиностроение), Bowling Marketing Services S.r.l. (логистика и промышленность) и CC Consulting SA (маркетинг и продажа). «Я прошел нелегкий путь, работая с лучшими в индустрии боулинга. Я знаю, что мы не можем выйти на рынок с продуктом, который не будет работать», сказал он. «И еще - такая компания как Pininfarina никогда не поставит свое имя на некачественном продукте. Они работают над дизайном, производством, надежностью и при выпуске даже наименьшего своего продукта они проверят всё, чтобы убедиться, что это качественный продукт». Switch Bowling Inс. - эксклюзивный дистрибьютор в России и странах СНГ компании Switch, производителя новейшего высококачественного оборудования для боулинга с передовыми технологиями и инновационным итальянским дизайном. [18] Распределение поставщиков оборудования по России и в целом видно на диаграмме (см. Приложение №3). [19] 3.3 Инновации в боулинг индустрии и их влияние на прибыль предприятия Открыть боулинг центр мало. Для того, чтобы быть впереди в этом современном и нелегком бизнесе нужно постоянное обновление и внедрение инноваций. Люди хотят не только играть на безупречном оборудовании, но и конкуренция между боулинг центрами сегодня разворачивается за то, кто предложит наиболее интересные и современные услуги и комфортный отдых. Все игроки стараются найти свой уникальный вид сервиса. О том, как можно усовершенствовать боулинг центр и об инновациях в данном бизнесе пойдет речь в данном пункте. Во-первых, это мебель. Исследовав основной рынок предлагаемой мебели для боулинг клуба можно рекомендовать новейший комплект Striking Line. Основное достоинство мебели Striking Line заключается в том, что она создает уютную и теплую атмосферу. Это очень нравится игрокам в боулинг, люди приходят в клуб чаще, и проводят там больше времени, а это означает, что прибыль тоже вырастет, ведь боулеры играют, едят и пьют больше. Создана она компанией Brunswick Bowling Products. Линейка новой мебели Striking Line включает в себя велюровые диваны, оттоманки, журнальные столики, модульные столы, высокие барные стулья - все это дает владельцам возможность создать комфортную, удобную зону отдыха по доступной цене. Striking Line - это не просто стильная мебель, она способна противостоять всем невзгодам каждодневного коммерческого использования. "Мы уже установили более 200 наборов новой мебели в США, - сообщает Перье, и результаты просто выдающиеся!" Первая установка Striking Line от Brunswick состоялась в боулинг центре Aloma Bowl в Винтер Парк, штат Флорида, в июне 2005 года. С тех пор выручка в Алома увеличилась на 18 процентов. "Все наши боулеры просто обожают эту мебель, - говорит Рэй Коэлер, управляющий Алома, - даже их друзья, новые посетители нашего центра, с восхищением отзываются о ней". Кроме того, что в новой мебели сочетаются развлекательный дизайн и прочная конструкция, мебель Striking Line это гибкое экономичное решение для новых центров и модернизаций, плюс широкая линейка конфигураций мебели. Итак, во-вторых очередная революционная новинка - в качестве дополнения к традиционному боулингу, корпорация Brunswick представила совершенно уникальный продукт под названием Virtual Bowling ("Виртуальный боулинг"). Несмотря на название, в данном варианте боулинга имеется настоящая зона разбега и настоящие шары (которые могут быть традиционного размера, а также уменьшенные для детей). После того, как брошенный шар прокатится по части абсолютно реальной дорожки, он попадает под огромный экран, на котором моделируется его дальнейшее движение. Многочисленные датчики фиксируют скорость шара, а также траекторию его движения, после чего мощнейшая математическая модель абсолютно точно отображает его дальнейшее движение на экране. Данный вариант боулинга можно разместить при длине помещения всего 15,5 метров, и, несомненно, данный продукт будет пользоваться популярностью как в качестве дополнения к традиционному боулингу в боулинг центрах, так и в различных барах, ресторанах, семейных развлекательных комплексах и тому подобных заведениях. Brunswick еще раз продемонстрировал, что в индустрии боулинга всегда найдется место для внедрения инновационных разработок. Виртуальный боулинг, это: - Новая концепция виртуальных игр - сочетание реального боулинга и виртуального мира - Новые технологии: вычисление траектории движения шара с учетом веса, скорости и начального направления движения (при помощи сенсорных датчиков установленных вдоль дорожек) - Возможность играть стандартными по весу и размеру шарами для боулинга или (детский вариант) шарами малого веса и диаметра - Различные варианты визуализации: кегли, могут быть заменены мультипликационными персонажами, бутылками и т.д. - Возможность установки в небольших помещениях: Длина помещения (min) - 15,5 м, Ширина (2 дорожки) - 3,51 м, Высота помещения (min) - 2,5 м Отличное дополнение к: барам, ресторанам, кинотеатрам, ночным клубам, развлекательным комплексам, боулинг центрам, домам отдыха. [21] В-третьих, на рынке появилось оборудование для боулинга, которое отличается передовыми технологиями и инновационным дизайном – это Switch Bowling. В его создании участвовала итальянская компания Pininfarina. Ее основатель Батиста Пининфарина. За 75 лет своего существования дизайн-студия Pininfarina дала миру не только машины, чьи названия стали синонимами роскоши и успеха. Например, компания создавала дизайн многих товаров для дома и предметов интерьера. И практически все, к чему прилагала руку Pininfarina, становилось лучшим в своем классе. Сегодня Pininfarina пришла в боулинг, и тем самым открыла новые возможности для всей индустрии боулинга в целом. Дизайн, который предложила компания, с одной стороны, соблюдает классические традиции боулинга, но, с другой стороны, всей своей сущностью устремляется в будущее. Поэтому оборудование Switch Bowling – это новое поколение оборудования для боулинга, которое способно выдержать постоянно меняющиеся требования времени и подарить тот уровень игры, которого раньше просто не было. Помимо компании Pininfarina, в разработке оборудования Switch Bowling участвовали такие киты, как Panasonic и Abet Laminati. Концерн Panasonic представлять не надо – товары от этого ведущего производителя электроники можно встретить практически в каждом доме. Что касается компании Abet Laminati, то она изготавливает ламинат высочайшей прочности. Наряду с Pininfarina, Panasonic и Abet Laminati являются стратегическими партнерами компании Switch Bowling. Соответственно, все эти имена гарантируют высокое качество продукции под маркой Switch. Вся линия Switch Bowling – новая (т.е. здесь нет ничего модернизированного из того, что было прежде) и включает в себя кресла, стойки для хранения шаров, пинсеттеры, дорожки, электронную систему подсчета очков. А также аксессуары: шары, кегли и прокатную обувь. Под прочной поверхностью скрываются новейшие технологии, служащие главной идее – долговечности. Для сохранения внешнего вида все видимые детали оборудования покрыты новейшей краской, которая устойчива к внешним воздействиям и даже откровенному вандализму. Потому эксплуатируясь в жестких условиях, оборудование надолго сохраняет свой первоначальный внешний вид. Оборудование Switch Bowling демонстрирует настоящую заботу о комфорте игроков. Здесь очень уютная и удобная зона отдыха. Впервые в истории боулинга рядом с сидениями размещаются полки для обуви и стойки с вешалками для верхней одежды. На сидениях и на панелях-вешалках есть место для табличек с номерами дорожек. Также сюда можно поместить логотип клуба, рекламу и другую полезную информацию. Надежность оборудования Switch Bowling гарантирует компания Pininfarina, которая непосредственно тщательно контролирует производственный процесс. [17, 30] Следующая интересная инновация - шар для боулинга с ... запахом, Множество запахов можно почувствовать в американских боулинг центрах: сыра, несвежего пива, минерального масла, которым покрывают дорожки. Но тонкий запах апельсина и имбиря не типичен для страйков и spare. Ситуация может измениться, если достаточное число боулеров станут пользоваться новым высокотехнологичным шаром 'Shift' от компании 'Storm Products'. Оболочка шара 'Shift' содержит ароматизаторы апельсина и имбиря, которые также добавляются в дорогостоящее мыло. По словам Директора по маркетингу компании 'Storm' Стива Клёмпкена , это изысканный запах по сравнению с предыдущими шарами, которые пахли более обычными запахами, включая пепперминт, шоколад и черемуху. Но главной задачей компании, было создание не нового запаха, а технологии внутреннего устройства шара. 'Этот шар предназначен для серьезных боулеров, которые тратят многие часы на тренировки', - сказал Клёмпкен. Компания начала работать над этим шаром прошлой осенью, на основании откликов своих постоянных клиентов. «Они просили создать такой шар, который имеет более острый заход в конце траектории, но будет способен скользить при ударе о кегли», - сказал Клёмпкен. По терминологии Клёмпкена это означает, что клиенты хотели получить шар, который будет быстро набирать скорость на первых 15 футах, а также будет заходить под острым углом в покет на последних 15 футах дорожки. [18] И последнее, но возможно самое важное новшество в боулинг-индустрии - применение симпролитной дисперсии в боулинге, то есть покрытие полов, стен и потолков, обеспечивающее снижение шума на 29-31%. Снижение финансовых затрат и времени на четверть ниже относительно традиционных методов и отделки помещений. (Иллюстрации см. Приложение №2) Заключение Внастоящее время в мире во многих странах, в основном, заканчивается формирование национальных инновационных систем, ориентированных на построение постиндустриального общества. Решающая роль в управлении этим процессом принадлежит государству, которое, с одной стороны, устанавливает правила функционирования НИС, с другой - обеспечивает необходимую ресурсную поддержку, включая финансирование. Технологическую базу НИС составляют организации, осуществляющие фундаментальные и прикладные исследования и разработки, и крупные корпорации, осуществляющие массовый выпуск наукоемкой продукции, наличие которых является обязательным условием государственной поддержки малого наукоемкого бизнеса. Дальнейшее развитие НИС будет направлено на их объединение в глобальные системы, а в перспективе - на создание всемирной инновационной системы, основу которой составят США, страны ЕС и АТР. [16] Таким образом, формирующаяся Российская инновационная система должна не только обеспечивать становление экономики, основанной на знаниях, но и способствовать участию России в качестве равноправного партнера в мировом инновационном процессе. Список используемой литературы [1] – По материалам сайта www.shkp.ru [2] - Гохберг Л.М. Новая инновационная система для “новой экономики”. Препринт WP5/2002/02 Москва, ГУ –ВШЭ, 2002. [3] - Контуры инновационного развития мировой экономики. Сб. ИМЭМО под редакцией Дынкина А.А., Москва, Наука, 2000. [4] - Журнал Инновации № 1 за 2003 год, Инновационная экономика - стратегическое направление развития России в XXI веке, Т. А. Исмаилов, Г. С. Гамидов [5] - С. Freeman. Technology and Economic Performance: Lessons from Japan. London. 1987 [6] - R. Nelson. National Innovation Systems. A Comparative Analysis. New York/Oxford. 1993 [7] - В. А. Lundvall. National Innovation Systems: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, 1992 [8] - S. Metcalfe. The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspectives. Handbook of the Economics of Innovation and Technological Change. Oxford (UK)/Cambridge (US). 1995 [9] – По материалам сайта www.kremlin.ru [10] - Инновационная экономика. /Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой - М.: 2001. [11] - Л.И. Леонтьев. О формах и методах стимулирования инновационной деятельности. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001. [12] - В.В. Иванов, Н.Т. Колдаева Российская инновационная система: территориальный подход. / Инновации, 2000, № 9-10. [13] – По материалам сайта «Журнал Инновации» www.mag.innov.ru [14] - По материалам сайта «Корпоративный менеджмент» www.cfin.ru [15] – По материалам сайта «Центр-социально консервативной политики» [16] - Фонд "Бюро экономического анализа", Информационно-аналитический бюллетень № 64, сентябрь 2004 г., Ирина Дежина, Борис Салтыков, Лаптев Г.Д., Спивак В.И, Цыганов С.А. [17] - www.bowling.ru [18] - www .nytimes.com [19] – www.bowlingcity.ru [20] – www. bowl.com [21] - www.brunswick.com [22] - www.medicus.ru [23] - Журнал Dиректор-Инфо №30 08.05. [24] – www.cskp.ru [25] - Журнал «СОЛИДНЫЙ БИЗНЕС» Автор: ст. Ал. Перлин «Пока катится шар…» [26] - 10.10.2006 // Боулинг Сити, по материалам газеты "Деловой Петербург" [27] - www.aktivist.ru [28] – www.megasfera.ru [29] – По материалам журнала «Эксперт» [30] - www.switchbowling.ru [31] – www.vpsbowling.ru [32] - по материалам РБК, программа «Сфера интересов» [33] – www.bowl.com [34] - www.mybiz.ru [35] - Журнал Dиректор-Инфо №30 08.05. [36] - www.apollo24.ru [37] - www.5-elements.ru [38] - www.quantum36.ru [39] - www.allegrobowling.ru [40] – www.bilyardia.ru [41] - www.nosorogbowling.ru [42] – www.masseclub.ru [43] – www.bowling-info.ru [44] – www.bowling.spb.ru [45] – www.klerk.ru Приложение №1 Магазин PRO-SHOP - все для игры в боулинг. Специализированный спортивный магазин направлен на максимальное удовлетворение запросов любого увлекающегося боулингом. В данном каталоге представлены: o Шары o Обувь o Сумки o Футболки o Перчатки, фиксаторы, бандажи o Аксессуары o Сувениры o Наградная продукция o Дополнительные услуги
Приложение №3
|