Реферат: Нечаев-Мальцев Юрий Степанович

Название: Нечаев-Мальцев Юрий Степанович
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат

Московский Государственный Университет приборостроения и информатики

РЕФЕРАТ

По предмету: История менеджмента

ТЕМА: «НЕЧАЕВ-МАЛЬЦЕВ Юрий Степанович»

Выполнила

студентка 1 курса

Факультета УП-3

Кондратьева Виктория

Москва, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Биография: происхождение рода

2. Наследство

3. Встреча Юрия Сергеевича Нечаева-Мальцева с Иваном Владимировичем Цветаевым

4. Основные сооружения, построенные при участии Дмитрием Сергеевичем

Список литературы

Приложения


1. Биография: происхождение рода

Нечаев-Мальцев Юрий Степанович (1834 – 1913) - гофмейстер, член Совета мануфактур и торговли, почетный член Академии художеств России, вице-президент Петербургского общества поощрения художеств, почетный член Московского университета и Московского археологического общества, меценат, создатель Музея изящных искусств им. Александра III (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Почетный гражданин города Владимира 25 января 1901 года, "за участие в деле устройства земского ремесленного училища". Почетный член Владимирской ученой архивной комиссии.

Дворянский род Нечаевых происходит из рязанской губернии. Его отец Степан Дмитриевич, обер-прокурор Синода, поэт, первый историк Куликовской битвы. Окончив московский университет, служил чиновником при московском губернаторе светлейшем князе Дмитрии Голицыне, затем в синоде. В Петербурге Степан Дмитриевич вступил в "союз благоденствия", будучи деятельным его участником, каким-то чудом избежал государевой кары и занялся отечественной историей. Увлекался литературой, был членом Общества любителей российской словесности, участником декабристского движения. Увлекшись славным прошлым России, он сосредоточился на раскопках на Куликовом поле и в 1830-1860 годы стал известен как знаток русского средневековья и археолог. Родившийся в то время сын был назван в честь Юрия Долгорукого.

Мать - Софья Сергеевна урожденная княжна мещерская. После рождения четвертого ребенка - самого Юрия - умерла. В принадлежащем ей поместье в рязанской губернии близ данково-сторожево Нечаев устроил первый музей оружия и находок с Куликова поля, находившемся неподалеку.

Юрий Степанович окончил с серебряной медалью 1-ю московскую гимназию, затем юридический факультет Московского университета.

Службу начал с должности помощника библиотекаря главного архива Министерства иностранных дел. Затем был переводчиком и ездил с различными поручениями в Берлин, Париж и другие города Европы.

Нечаев был хорошо знаком с иностранными музеями и всерьез интересовался вопросами искусства, унаследовав от отца вкус и любовь к древности, что впоследствии явилось основой страстного увлечения околдовавшим его Египтом и незаурядной личной коллекции.

2. Наследство

Оставаясь холостяком, Нечаев до 46 лет вел жизнь, далекую от водоворота событий. Но в 1880 году его судьба резко изменилась. Незадолго до того он был срочно вызван дядей Иваном Сергеевичем Мальцевым - камергером двора, владельцем многомиллионного состояния, на юг Франции в Ниццу. Это был человек твердых правил и, очевидно, большой воли и характера.

Предками Мальцева были преуспевающие купцы, получившие потомственное дворянство при Екатерине II. Семья владела огромным состоянием и стекольными заводами в местечке Гусь. Принадлежность к ней предопределяла и причастность к крупным капиталам, хранившимся не только в банках России. Потому осенью 1880 года русская колония в Ницце напряженно ожидала последней воли не имевшего своих детей тайного советника.

Получив огромное наследство от Мальцева Ивана Сергеевича с условием присоединить к своей родовой фамилии Нечаев фамилию Мальцев, Юрий Степанович стал Нечаевым-Мальцевым. Богатый и независимый, с большим художественным вкусом, Юрий Степанович всерьез интересовался искусством. На его средства построили по проекту Л.Н. Бенуа храм в Гусь Хрустальном. Славу щедрого мецената Нечаеву-Мальцеву принесла его деятельность по сооружению Музея изящных искусств имени Александра III (ныне - Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в Москве. Он взял на себя основные расходы по возведению и украшению здания и приобретению экспонатов для его коллекции.

Наследниками Мальцева считались сыновья родных сестер: Иван Калошин и Юрий Нечаев, отец которого был к тому же и близким другом. Осенью 1880 года, через два дня после его кончины, настоятель русской церкви в Ницце огласил российскому консулу завещание: "любезный племянник Юрий Степанович, поручаю вам главное заведование всеми моими делами". С этого момента наследнику надлежало носить двойную фамилию и ведать всеми громадными заводами. Так начался новый этап жизни теперь уже Нечаева-Мальцева.

Вступив в права наследства, Юрий Степанович выполнил волю покойного Ивана Сергеевича Мальцева. Благодаря негаданной щедрости дяди жизнь бывшего чиновника министерства иностранных дел начала быстро меняться. Видное положение обязывало. Посыпались звания, должности. Он получает придворные чины: сначала камергера, затем обер-гофмейстера. Становится членом комитета общества поощрения художеств, где становится важной фигурой - вице-председателем. К этому добавляется звание "почетный член академии художеств". В круг его интересов входит субсидирование журнала "художественные сокровища России", редакторами которого были Александр Бенуа и Андриан Прахов. Но, разумеется, немало времени теперь отнимает деятельность в "фабричной империи".

Унаследовав огромный особняк в Петербурге, купленный Иваном Мальцевым у князя Кочубея в 1844 году, Юрий Степанович начал его модернизацию. Масштабные работы велись уже в 1880 году внутри и снаружи. Отделкой интерьера занимался известный архитектор Леонтий Бенуа. После обновления дома в обществе распространилась эпиграмма о новом обладателе миллионного состояния: "плафонами известен и садами, а более - хрустальными делами". В результате Нечаев-Мальцев обосновался во дворце, который запомнился обладавшему безошибочным вкусом Ивану Цветаеву: "богатство и блеск обстановки дома трудно себе представить. Тут каждый стул, каждая рама, каждая канделябра – предмет искусства. И ковры, и шелковые обои, ткани на заказ по особым рисункам то в Москве, то в Лионе, картины старых западноевропейских мастеров".

1 февраля 1881 года председатель Владимирской губернской земской управы получил письмо Нечаева-Мальцова с сообщением о желании Ивана Сергеевича внести 500000 рублей на учреждение технической школы во Владимирской губернии с условием присвоить этой школе имя И. С. Мальцева, а попечителем назначить его самого.

Предложение рассмотрели и приняли.

Ю.С. Нечаева-Мальцева попросили помочь в составлении устава и штата училища, а также планов и смет на постройку здания. Он живо откликнулся и подарил землю под строительство училища.

Для осуществления замысла нужны были не только значительные финансовые затраты, но и высококвалифицированные специалисты.

Через русское, посольство в США Юрий Степанович обратился с просьбой порекомендовать наиболее современные и прогрессивные системы профессионального обучения.

Ему ответили, что образцовым и наиболее распространенным методом обучения признается в Америке "русская система".Речь шла о методике инженера-механика, инспектора учебных мастерских Московского императорского технического училища Д. К. Советкина. Его-то Юрий Степанович и пригласил работать. Дмитрий Константинович выработал конкурсное задание на составление проекта здания училища, составил чертежи оборудования и выбрал образцы наилучших машин того времени.

На конкурс было представлено 43 проекта здания училища.

Первую премию получил проект гражданского архитектора А. П. Максимова.6 мая 1884 года на вершине Студеной горы была произведена торжественная закладка здания в старорусском стиле.

Его строительство вчерне закончилось к осени 1884 года.

Для большей прочности здания готовую каменную кладку подвергли вымораживанию в течение всей зимы, к внутренней отделке приступили лишь с весны 1885 года.

15 ноября 1885 года состоялось торжественное открытие училища и 17 ноября начались учебные занятия. В нем обучали ремеслам по металлообработке и деревообработке в течение пяти лет детей всех звании и вероисповедании. Следуя примеру своего дяди, Юрий Степанович пожертвовал на строительство училища более 250 000 рублей.

В феврале 1889 года царь Александр III "соизволил" дать согласие на постановку в зале правления Мальцевского ремесленного училища портрета председателя попечительного совета, действительного статского советника Ю.С. Нечаева-Мальцева.

3. Встреча Юрия Сергеевича Нечаева-Мальцева с Иваном Владимировичем Цветаевым

31 мая 1912 года произошло событие, которого ждала вся общественность Москвы и Петербурга. В самом центре Москвы, на улице Волхонке, открыл свои двери для широкой публики Музей изящных искусств имени Александра III при Московском университете. Открытию предшествовала кропотливая работа основателя музея Ивана Владимировича Цветаева. На протяжении 25 лет, день за днем, месяц за месяцем, профессор настойчиво осуществлял свою мечту – создание в Москве Музея изящных искусств. Он организовывал сбор денежных средств на постройку здания музея, искал меценатов и благотворителей, так как правительство отказало в выделении денег на сооружение музея при Московском университете. Его деятельность не прошла даром: идея музея была признана общественностью, получена земля в центре города, закончен проект. Но для начала строительства не хватало значительной суммы. И Цветаев решил обратиться к Ю.С. Нечаеву-Мальцеву.

Юрий Степанович Нечаев, представитель дворянского рода, юрист, чиновник, получил свою вторую фамилию вместе с огромным наследством дяди И.С. Мальцева. С тех пор он занялся благотворительностью и меценатством. Он воздвигал храмы по всей России, богадельни, училища, а в Москве, на Шаболовке, был выстроен комплекс дворянской богадельни имени С.Д. Нечаева, его отца. Юрий Степанович был вице-председателем Общества поощрения художеств, он помогал издавать журнал «Художественные сокровища России». Встреча Цветаева и Нечаева-Мальцева проходила в «Славянском базаре», где Юрий Степанович объявил сумму в 300 тыс. рублей. Ранее никто не жертвовал более 30 тысяч. К тому же на его средства были заказаны итальянским камнетесам «каменные фасады» музея, а в Норвегии внутренняя колоннада музея. После 1905 года Нечаев-Мальцев единолично взял на себя финансирование работ по отделке музея. Он потратил 2,5 млн. рублей.

1905 год стал для Нечаева-Мальцева поистине роковым. Война, экономический кризис, забастовки в Гусь-Хрустальном, известия о рубке крестьянами лесов, волнения из-за несметных убытков на вставших заводах сказались на здоровье. Долги музея росли, расчеты с подрядчиками и поставщиками прекратились. Для Цветаева и Клейна это были черные дни, оставалось лишь молиться о ниспослании ему сил "до окончания главного его благотворения".

К 1905 году в обстановке политического и хозяйственного кризиса общество охладело к грандиозному проекту Цветаева. Касса оказалась пуста. Приближался финансовый крах. "Я пришел к заключению, что иного выхода нет, как постепенная ликвидация дела постройки музея", - писал Клейн Нечаеву-Мальцеву. Бросить на произвол судьбы начатое дело русский меценат не смог. Тогда он оказался единственным, кто не оставил музей и единолично продолжал финансировать работы, пожелав при этом остаться анонимным лицом.

Долги музея вновь были оплачены, и строительство возобновилось. Видел Юрия Степановича. Он здоров и в наилучшем настроении. Говорит, что, если по смете расходов окажется у него остаток, он вам поможет", - писал Клейн в марте 1906 года Цветаеву. Дело налаживалось.

Братья Щукины, происходившие из именитой купеческой семьи, – яркий пример бескорыстного служения искусству и своему народу. Страстные и со временем профессиональные коллекционеры, они оставили в истории культурной жизни России яркий след, внесли громадный, хотя и недооцененный, вклад в русское музейное дело.

Нечаев-Мальцев не только рассчитался полностью по строительству, даже в самые тяжелые для себя времена "не урезая ни рубля у музея". На его средства была приобретена и часть коллекций, в том числе микенские древности, египетские слепки (погибшие во время пожара), великолепный фаюмский портрет "юноша в золотом венке", драгоценные украшения. В итоге все это составило около двух миллионов золотом. Как выяснилось, вложив значительную сумму своих сказочных богатств в проект Цветаева, он был почти разорен. От казны между тем на музей Александра III за 14 лет поступило лишь 300 тысяч рублей. А общая сумма по документам, потребовавшаяся на возведение здания и приобретение коллекций, - около 3 миллионов рублей.

Старший брат Петр стал основателем частного общедоступного музея. Для размещения своей обширной коллекции (он собирал редкие издания, предметы искусства стран Востока, русской старины и памятники прикладного искусства) Петр Иванович построил специальное здание на Малой Грузинской улице, вход для посетителей был бесплатным. Щукин издавал богато иллюстрированные каталоги экспонатов. Лучшие русские художники работали в фондах этой галереи: Суриков писал этюды к картине «Степан Разин», Серов снимал копии с персидских миниатюр, Васнецов срисовывал со старых планов Москвы изображения боярских теремов.
Передав все свое собрание Историческому музею, Петр Иванович остался хранителем своего музея и его основным спонсором. Сейчас в здании, где располагалось «Отделение Императорского Российского исторического музея имени Императора Александра III – Музей Петра Ивановича Щукина» размещается Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, а его коллекция хранится в ГИМе и частично расформирована по другим музеям.

К сожалению, не исполнена воля, выраженная в завещании, которое составил при передаче Москве в дар своей коллекции, Сергей Щукин – первый русский коллекционер, собиравший французских импрессионистов и постимпрессионистов. Сергей Иванович хотел, чтобы его собрание хранилось и экспонировалось целиком. Но после революции собрание было национализировано, дом Щукина был превращен в Первый музей новой западной живописи (Сергей Иванович до эмиграции успел поработать там хранителем и экскурсоводом), а затем, после расформирования музея в 1948 году, вещи из нее были переданы в Эрмитаж и Государственный музей им. А.С. Пушкина. Усадебный комплекс создавался в конце XVIII–XIX вв. В это время усадьба принадлежала трем поколениям дворянского рода Нечаевых.

4. Основные сооружения, построенные при участии Дмитрием Сергеевичем

Усадебный дом. Д.С. Нечаев (1742–1820) — устроитель усадьбы, предводитель данковского дворянства. Весь усадебный комплекс расположен на высоком берегу р. Дон вдоль склона глубокого оврага. На сегодняшний день сохранившиеся главный дом с двумя флигелями, водонапорная башня конструкции инженера В.Г. Шухова и парк с прудами являются памятниками федерального значения. Садовая водонапорная башня XIX в., дом садовника и прачечная включены в список выявленных объектов культурного наследия.

Усадебный дом был построен в конце XVIII в., подвергся незначительной перестройке в конце XIX столетия. Дом сложен из красного кирпича, отделочным материалом является белый тесаный камень. Ансамбль включает главный дом и два двухэтажных флигеля, расположенные симметрично по отношению к главному зданию. Первоначально главный дом с флигелями соединяла колоннада. В конце XIX в. ее заменили крытые галереи-переходы, первый этаж которых представляет собой пятипролетную аркаду. В это же время флигели были надстроены вторыми этажами.Оригинальна планировка главного дома: П-образный двухэтажный объем здания прорезан по центральной оси прямоугольным объемом, восточный фасад которого является главным. Он фланкирован четырехколонным портиком тосканского ордера с треугольным фронтоном, прорезанным по центру полуциркульным слуховым окном, увенчанным прямоугольным высоким аттиком. Фронтон декорирован дентикулами. Боковые ризалиты восточного, северного и южного фасадов акцентированы прямоугольными оконными проемами с полуциркульным завершением, обработанными трехчетвертными колоннами тосканского ордера с профилированными архивольтами. Подобная же композиция расположена в центральном интерколумнии второго этажа восточного фасада. На уровне второго этажа в портике восточного фасада был устроен балкон (практически полностью утрачен). Оригинальные композиции ложных балконов подчеркивали фасадообразующее значение угловых оконных проемов второго этажа боковых ризалитов фасадов. Сохранились четырехугольные кронштейны, несущие плиты, угловые тумбы. Решетки утрачены. Объемы ризалитов обработаны пилястрами. Венчающие карнизы раскрепованы. Над прямоугольными оконными проемами второго этажа расположены филенки. Прямоугольные с полуциркульным завершением оконные проемы первого этажа в угловых ризалитах (большей частью заложены) декорированы замковыми камнями. Западный (парковый) фасад центральной части усадебного дома представляет собой пятигранный объем, центральная ось которого акцентирована монументальным итальянским окном. Облик центральной части фасада искажен позднейшей пристройкой из силикатного кирпича на уровне второго этажа. Западные фасады боковых ризалитов декорированы аналогично соответствующим восточным стилем.

Ансамбль усадебного дома представляет значительную историко-художественную ценность как образец усадебного строительства в стилевых формах высокого классицизма.

Водонапорная башня.

Башня конструкции инженера В.Г. Шухова была куплена Ю.С. Нечаевым-Мальцевым на Нижегородской промышленной выставке в 1896 г. и смонтирована в усадьбе под непосредственным руководством ее создателя Высота башни 45 м. Резервуар, опирающийся на ажурную металлическую конструкцию, вмещает 9500 ведер воды. Водонапорная башня является первым сооружением гиперболоидной конструкции, созданным инженером Шуховым.

Парк.

Заложен на рубеже XVIII–XIX вв. Перед главным фасадом усадебного дома был устроен партер, за которым располагался каскад прудов. Остальная часть парка имеет иррегулярную планировку, подчиненную ландшафту. Часть аллей расположена параллельно склону оврага и повторяет его конфигурацию. Направление двух прямых аллей совпадает с осями усадебного дома. Парк сохранил не только планировку, но и часть старых деревьев, среди которых преобладают липа и клен остролистный, встречаются также экземпляры ели голубой, сосны вермутовой и тополя серебристого.

В усадьбе Полибино бывали выдающиеся представители русской культуры — Л.Н. Толстой, К.Д. Бальмонт, В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, А.Н. Померанцев, В.Г. Шухов и др. В усадебном доме располагался первый музей Куликовской битвы.


Список литературы

1. Поповой М.П. - "И поиск длиться целый век" издательство "Нива" Владимир 2002 г.

2. Журнал "Моя Москва"№ 2, 2005г.

3. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Под ред. В.И.Бородулина. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»: М. 2000г.

4. История России: С начала XVIII – XIX вв. / под ред. А.Н.Сахаров. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.


Приложения

Усадьба.