Учебное пособие: Отечественная история
Название: Отечественная история Раздел: Рефераты по истории Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АНОЗаочный педагогический колледж ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Учебно-методический комплекс УФА 2001
ББК 63.3(2)Я73 Г 82 Отечественная история: Учебно-методический комплекс / Сост. Ф.А.Галимова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. – 24с. Учебно-методический комплекс подготовлен с учетом требований государственного образовательного стандарта по дисциплине «Отечественная история». Он включает в себя: пояснительную записку с обоснованием целей и задач изучения курса и перечнем примерного объема требований к выпускникам; программу курса «Отечественная история», составленную на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации примерной программы (М., 2000) и построенную по проблемно-хронологическому принципу с учетом специфики будущей деятельности обучаемых; относительно большой список рекомендуемой литературы, оставляющий за изучающими курс право выбора; тематику лекций, распределение часов по темам и видам работ, тематику и планы семинаров, темы контрольных работ; примерные тесты (15), вопросы к зачету, экзаменационные вопросы. Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений и учащихся колледжей неисторических специальностей всех форм обучения (очного, заочного и т.д.) Составитель: Ф.А.Галимова, доцент. Рецензент: М.Х.Янборисов, профессор. © Издательство БГПУ, 2001 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдним из федеральных компонентов цикла общегуманитарных учебных дисциплин высшего и среднего профессионального образования является курс «Отечественная история». Цель его изучения – формирование исторического сознания как неотъемлемой части мировоззрения специалиста, как важнейшей характеристики его образованности и культуры, существенного элемента его духовного богатства. Историческому образованию всегда отводилось определенное место в средней и высшей школе, однако в настоящее время его значение возрастает. В первую очередь, это обусловлено переходом к информационным обществам, происходящим в мире, который требует глубокого усвоения исторического опыта человечества и, особенно, своего Отечества. Коренные преобразования происходят в жизни нашей страны. Они вызвали переоценку ценностей и связанный с этим пересмотр гуманитарных, в том числе исторических, знаний. Историческая наука поднялась на новую ступень, обогатившись достижениями российской дореволюционной и современной зарубежной историографии. Она освободилась (или освобождается) от диктата «единственно верной» марксистской идеологии и методологии, абсолютизации формационного подхода в историческом познании, от конъюнктурных постулатов и выводов и необоснованных притязаний на «истину в последней инстанции». История России предстает как часть европейской и мировой истории. В обществе неизмеримо возрос интерес к российской истории. Углубление школьных представлений об истории Отечества, усвоение исторических знаний на новом научном уровне, ознакомление с основными историческими фактами, с научными проблемами и дискуссиями в отечественной и зарубежной историографии позволит будущему специалисту понять единство всемирного исторического процесса, составить представление о главных этапах развития российского общества, его культуры, науки и техники, а также о месте России в мировом сообществе. Для социального ориентирования личности важно понимание сущности основных цивилизационных ценностей и вклада России в их формирование. История тесно связана с другими науками и позволяет решать задачу взаимодействия социально-гуманитарных дисциплин с предметами естественнонаучного профиля. Изучение отечественной истории в контексте европейской и мировой истории способствует расширению кругозора и развитию черт интеллигентной, граждански активной личности; развитию творческого мышления и навыков самостоятельного анализа явлений прошлого и настоящего, умения работать с историческими источниками, научной и учебной литературой; привитию мыслительной и речевой культуры. История своими проблемами не только уходит «в глубь времен», но и теснейшим образом связана с сегодняшним днем. Образы прошлого формируют ценностные установки настоящего. Осознание особенностей российской цивилизации, героического и трагического в истории Отечества, понимание исторических корней многих современных проблем развивает гражданственность, патриотизм, гуманизм, повышает политическую культуру, формирует активную жизненную позицию. Изучение многовековой истории Отечества – нравственный и гражданский долг студенческой и учащейся молодежи. Курс предназначен для студентов высших учебных заведений и учащихся колледжей неисторического профиля всех форм обучения (очного, заочного и т. д.). Его содержание охватывает историю России с древнейших времен до наших дней. На изучение курса отводится 18 часов аудиторных занятий (12 часов лекций, 6 часов семинаров) и 52 часа самостоятельной работы. Предусмотрены контрольная работа, зачет и экзамен. Примерные требования к уровню знаний, умений и навыковИсходя из государственного образовательного стандарта, к изучившим курс «Отечественная история» предъявляются следующие требования: 1. Понимание характера истории как науки и ее места в системе гуманитарных наук; сформированное историческое мышление и сознание, способствующее социальному ориентированию в современной жизни. 2. Представление о главных этапах в истории России и их хронологии; знание основных исторических фактов, событий, дат, имен и характеристик исторических деятелей. 3. Представление о месте России в мировом сообществе, о ее взаимосвязях с Западом и Востоком, о ее вкладе в мировую цивилизацию, о специфических особенностях ее развития. 4. Знание основных исторических источников, отечественной и зарубежной литературы по истории России, содержания научных проблем и дискуссий, версий и концепций. 5. Приобретение черт гражданской, интеллектуальной личности: способности к аналитическому мышлению, умения понять и оценить достижения культуры, зная исторический контекст их создания; уважительное отношение к прошлому России, к другим народам; патриотизм, культивирование общечеловеческих ценностей. Студент должен приобрести умения и навыки: – работы с историческими источниками и научной литературой (находить их и извлекать необходимые знания); – устного и письменного изложения своих знаний по отечественной истории, раскрытия основных проблем (тем); – определять сущность, типологию исторических событий и явлений, раскрывать тенденции, динамику их развития, соотносить их с основными вехами всемирной истории; – давать экономическую, политическую, культурологическую, социально-психологическую характеристику российского общества в разные временные периоды; – свободно оперировать историческими знаниями: находить причинно-следственные связи; проводить сравнения, параллели; пространственно локализовать события и явления; рассматривать их с учетом хронологического предшествования и последовательности; обнаруживать их актуальность и связывать с современными проблемами, сегодняшним днем. Студент должен владеть: – картографическими знаниями и использовать их для анализа геополитической ситуации в разные временные отрезки истории; – опытом оценки исторических явлений и персоналий, уметь определять свое личностное отношение к ним, обосновывать собственные оценки и суждения. ПРОГРАММА КУРСА «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ » ВведениеИстория как наука. Предмет, содержание, методы исторического исследования. Сущность, формы и функции исторического сознания. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании. Периодизация истории. Исторические типы цивилизаций. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Особенности российской цивилизации. Задачи курса, формы и методы его изучения. Источники и историография. Тема 1. Становление и развитие восточнославянской государственности. Русь в IX–XIII вв. Великое переселение народов и его последствия для Европы. Начало складывания национальных государств в Западной Европе и развитие феодальных отношений. Славянский мир в раннем средневековье, расселение славян. Проблема этногенеза восточных славян. Причины появления государственной власти и дискуссии по этому поводу. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социально-политического и экономического строя Киевской Руси. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы. Отличие этой системы от западноевропейского вассалитета. Принятие христианства и его историческое значение. Развитие древнерусской культуры. Эволюция восточнославянской государственности в XI–XIIвв. Феодальная раздробленность в Западной Европе и на Руси. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия. Русь и Золотая Орда: проблема взаимоотношений. Борьба со шведами и немецкими крестоносцами. Образование Великого княжества Литовского. Русь и Литва. Тема 2. Образование и развитие Русского централизованного государства ( XIV–XVIIвв.) Средневековые государства Европы и Азии. Начало нового времени. Формирование целостности европейской цивилизации. Специфика формирования единого Русского государства в условиях вассальной зависимости от Золотой Орды. Возвышение Москвы. Развитие форм феодальной земельной собственности и утверждение поместной системы землевладения. Возникновение сословной системы организации общества. Начало закрепощения крестьян. Складывание самодержавия и его укрепление в XVIв. Иван IV и его реформы. Особенности сословно-представительной монархии в Западной Европе и в России. Внешняя политика Ивана IV. Начало превращения Руси в многонациональное Российское государство. Социально-экономический и политический кризис конца XVI–начала XVIIвв. Альтернативы развития страны. Феномен самозванчества. Усиление шляхетско-католической экспансии на восток. Начало династии Романовых. Соборное уложение 1649 года: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Церковь и государство. Социально-политическая сущность церковного раскола и его последствия. Развитие русской культуры в XV–XVIIвв. Тема 3 . Складывание абсолютизма. Российская империя в конце XVII–XVIII вв. XVIII век в европейской и мировой истории. Проблема перехода в «царство разума». Идеология Просвещения – идейная основа модернизации общественной жизни в Европе в новое время. Особенности российской модернизации. Усиление ориентации на Запад. Реформы Петра I и их значение. Развитие промышленности и зарождение капиталистического уклада. Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия. Фаворитизм. Расширение привилегий дворянства. «Просвещенный абсолютизм» второй половины XVIII века. Екатерина II. Новый юридический статус дворянства. Распад служилой системы. Отчуждение общества от государственной власти. Крестьянские войны. Начало революционной традиции. Внешняя политика в XVIIIв. Объявление России империей. Утверждение на Балтике. Присоединение Крыма и других территорий на юге. Отношение России к Французской буржуазной революции. Русская культура XVIII века. Тема 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу ( XIX в.) Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Россия – страна «второго эшелона» развития капитализма. Рост городов, урбанизация населения. Механизация транспорта. Крестьянский вопрос: этапы решения. Отмена крепостного права и ее значение. Консервация крестьянской общины. Реформы 1860–1870 годов и «контрреформы». Политический строй России и попытки его реформирования. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода в Европу. Российское самодержавие и «Священный союз». Теория «официальной народности» и ее значение. Идеология и особенности российского либерализма. Западники и славянофилы. Начало освободительного движения. Декабристы. «Русский социализм» А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. Народничество и его течения. Международное рабочее и социалистическое движение. Возникновение марксистского течения в России: Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов (Ленин) и др. Тема 5. Россия в конце XIX–начале XX вв. Новые тенденции развития мировой экономики и международных отношений. Завершение территориального раздела мира между крупнейшими капиталистическими странами. Участие России в переделе мира. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Индустриализация «сверху» и «снизу». Реформы С.Ю.Витте. Русская деревня в начале XX века. Обострение аграрного вопроса. Первая российская революция 1905–1907гг. и ее значение. Третьеиюньский политический режим. Столыпинская аграрная реформа. Опыт думского «парламентаризма». Политические партии России в начале века: генезис, классификация, программы, тактика. Отражение аграрного и национального вопросов в программах политических партий. Раскол международного и российского социал-демократического движения на революционное и реформистское течения. Экономизм, большевизм, меньшевизм, центризм в РСДРП. Тема 6. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса (1914–1920гг.) Нарастание межгосударственных противоречий и начало первой мировой войны. Участие России в войне. Отношение к войне различных политических сил и партий в мире и в России. Кризис мирового социалистического движения. Обострение противоречий в воюющих государствах. Истоки и проявления общенационального кризиса в России. Победа Февральской революции. Альтернативы развития страны после свержения самодержавия. Кризисы власти. Корниловское выступление и его последствия. Победа Октябрьского вооруженного восстания. Первые декреты советской власти. Гражданская война: столкновение различных противоборствующих сил. «Белый» и «красный» террор. Иностранная интервенция и ее масштабы. Причины победы советской власти. Отношение мирового сообщества к событиям в России. Итоги первой мировой войны. Кризисные явления в капиталистической системе. Неустойчивость мировой экономики. Тема 7.Формирование и сущность советского строя (1921 – 1945гг.) Политическая система диктатуры пролетариата, ее цели. Советская конституция. Движущие силы социалистических преобразований. Международные и внутренние трудности. Возвышение И.В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране. Международное положение и внешняя политика СССР. Экономические преобразования. Национализация собственности и земли. План ГОЭЛРО. НЭП и ее свертывание. Пятилетние планы развития народного хозяйства СССР. Форсированная индустриализация. Сплошная коллективизация сельского хозяйства и ликвидация кулачества как класса. Культурная революция. Ликвидация безграмотности и развитие начального, среднего, высшего образования. Литература и искусство метода социалистического реализма. Осуществление большевистской национальной политики в СССР. Советская модель национально-государственного устройства: достижения и просчеты. Основные итоги развития СССР в предвоенные годы. Конституция СССР 1936г. Вступление страны «в полосу коммунистического строительства». Культ личности Сталина. Мировой экономический кризис 1929–1933гг. и его последствия. Фашизм и тоталитаризм в Европе. Внешняя политика СССР. Начало второй мировой войны и расширение территории СССР. Великая Отечественная война 1941–1945гг. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Значение антигитлеровской коалиции. Использование США атомного оружия. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны. «Демократический импульс» войны. Тема 8. Послевоенное развитие СССР. Попытки реформирования советской модели социализма и их провал (1945 – 1990гг.) Новая геополитическая обстановка. Образование мировой системы социализма. Начало распада и крушение колониальной системы империализма. СССР – вторая сверхдержава мира. Начало и развитие «холодной войны». Политика мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Попытка приоткрыть «железный занавес». Гонка вооружений. Разрядка напряженности в начале 70-х годов и новое обострение международной обстановки. Ввод советских войск в Афганистан. Причины быстрых темпов послевоенного восстановления и развития народного хозяйства СССР. Научно-техническая революция в мире и ее влияние на ход общественного развития. Начало «космической эры». Курс на «развернутое строительство коммунизма» и его результаты. Критика культа личности Сталина и ее последствия. «Оттепель» 60-х годов. Экономическая реформа второй половины 60-х годов и ее результаты. Борьба демократической и консервативной тенденций в общественно-политической жизни. Конституция СССР 1977 года и концепция «развитого социализма». Правозащитное и диссидентское движение как выражение сопротивления советской политической системе. Нарастание негативных явлений в экономической, социально-политической и духовной сферах. Признаки отставания СССР в научно-технической сфере. Начало нравственного перерождения общества. Деформация КПСС и Советов, общественных организаций. Провозглашение политики перестройки М.С.Горбачевым. Роль гласности в преобразованиях. Новая структура власти в центре и на местах. Возрождение многопартийности. Усиление политической борьбы в обществе. Причины провала перестройки и развала мировой системы социализма. Обострение межнациональных отношений. Процесс суверенизации республик. Августовские события 1991 года и их последствия. Запрет КПСС. Распад СССР и возникновение СНГ. Взаимоотношения государств в СНГ. Тема 9. Формирование новой российской государственности. (1990 – 2001гг.) Смена государственного строя России. Новые экономические преобразования: либерализация цен, разгосударствление и приватизация собственности, кризис в экономике. Инфляция. Падение уровня жизни населения. Противостояние законодательной и исполнительной власти осенью 1993г. Силовое решение проблемы и его последствия. Принятие Конституции Российской Федерации. Новые реалии в экономической и политической жизни страны. Выборы в Государственную Думу (1993,1995,1999гг.), Президента (1996,2000гг.). Война в Чечне. Результаты реформ последнего десятилетия. Образование, наука, культура на современном этапе. Внешнеполитическая деятельность России в новой геополитической обстановке. ЗаключениеУроки исторического пути России. Проблемы и задачи, стоящие перед обществом и государством. Значение исторического опыта для их разрешения. Место России в процессах глобализации мира. ЛИТЕРАТУРА 1. Аверх А.Я. Царизм накануне свержения. – М., 1989. 2. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. Борьба за единство Руси. – М., 1992. 3. Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. – СПб., 1997. 4. Вторая мировая война. Итоги и уроки. – М., 1985. 5. Верт Н. История Советского государства. – М., 1995. 6. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. – М., 1986. 7. История политических партий России. – М., 1994. 8. История России / Под ред. М.Н.Зуева и А.А.Чернобаева. – М., 2001. 9. История России (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А.Радугина. – М., 2001. 10. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. – ПСС. – Т.3. 11. Ленин В.И. Письмо к съезду. – ПСС. – Т.45. 12. Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762–1917. – М., 1995. 13. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991. 14. Морозова Л.Б. Смутное время в России. – М., 1990. 15. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. – М., 1990. 16. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – СПб., 2000. 17. Реабилитация. Политические процессы 30–50-х годов. / Под редакцией А.Н.Яковлева. – М., 1991. 18. Рабинович А. Большевики приходят к власти. Революция 1917г. в Петрограде. – М., 1989. 19. Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М., 1991. 20. Россия в XV веке: историки мира спорят: Сб. статей. – М., 1994. 21. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. XII–XIIIвв. – М., 1993. 22. Русское православие: вехи истории. – М., 1989. 23. Самарская Е.А. Социал-демократия в начале века. – М., 1994. 24. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, 1995. 25. Скрынников Р.Г. История Российская. IX–XVIIвв. – М., 1997. 26. Соколов А.К. Курс советской истории. 1917–1940. – М.,1997. 27. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941–1991. – М., 1999. 28. Степанов С.А. Черная сотня России. 1905–1917гг. – М., 1993. 29. Суханов Н.Н. Записки о революции. – М., 1991. 30. Такер Р. Сталин. Путь к власти. 1879–1929. – М., 1990. 31. Троцкий Л.Д. К истории русской революции. – М., 1990. 32. Федоров В.А. Декабристы и их время. – М.,1992. 33. Фроянов И.Я. Древняя Русь. – М.-СПб., 1995. 34. Хрестоматия по истории России. – М., 1994. – 4т. 35. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: Уч. пособие. – М., 2000. 36. Шелохаев В.В. Либерализм в России. – М., 1995. 37. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма. – М., 1996. 38. В.В.Шульгин. Дни. – М., 1990. Литература по темам (нумерация по списку) К I теме: 6, 8, 9, 16, 21, 22, 25, 33, 34, 35. Ко II теме: 2, 8, 9, 14,16, 20, 22, 25, 34, 35. К III теме: 3, 8, 9, 12, 16, 22, 34, 35, 37. К IV теме: 8, 9, 10, 12, 13, 32, 34, 35, 36. К V теме: 7, 8, 9, 10, 12, 19, 23, 28, 34, 35. К VI теме: 1, 5, 7, 8, 9, 12, 14, 18, 19, 23, 26, 28, 29, 31, 34, 35. К VII теме: 4, 5, 7, 8, 9, 11, 17, 18, 24, 26, 27, 30, 31, 34, 35, 36, 38. К VIII теме: 8, 9, 15, 17, 24, 27, 34, 35. К IX теме: 5, 8, 9, 27, 34, 35. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ
Распределение часов по темам и видам работ
ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙСеминар 1. Российская империя на пути к индустриальному обществу ( XIX в.) 1 Промышленный переворот в Европе и в России: общее и особенное. Индустриализация «сверху» и «снизу». 2. Крестьянский вопрос и результаты его решения «сверху» в XIX в. Значение реформ 60–80-х годов XIXв. 3. Взаимоотношения власти и общества. Охранительная, либеральная и революционная идеология. Обострение противоречий в стране к концу XIX–началу XXвв. Литература (нумерация по рекомендованному списку): 8, 9, 10, 12, 13, 19, 23, 32, 34, 35, 36. Семинар 2. Формирование и сущность советского строя. Преобразования новой власти (1917–1941гг.) 1. Причины победы большевиков в 1917г. Декларируемые цели и задачи советской власти и пути их решения. Ставка на мировую революцию и творчество масс. 2. Формирование политической системы диктатуры пролетариата: основные задачи, элементы, роль коммунистической партии. 3. Социально-экономические преобразования новой власти и их значение. 4. Основные итоги развития страны в предвоенные годы. Конституция СССР 1936г. и культ личности Сталина. Литература: 1, 5, 8, 9, 11, 14, 18, 24, 26, 29, 30, 31, 34, 35, 38.Семинар 3. Формирование новой российской государственности (1990–2001гг.) 1. Распад СССР и начало либеральных реформ в России, их экономические и политические последствия. 2. Принятие новой Конституции Российской Федерации. Декларируемые цели. 3. Новые реалии политической жизни: выборы в Государственную Думу (1993, 1995, 1999гг.), президентские выборы (1996, 2000гг.), выстраивание вертикали власти. 4. Внешняя политика России в новой геополитической обстановке. Литература: 5, 8, 9, 24, 27, 34, 35.Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993г. – М., 1994. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. – М., 1990. Ельцин Б.Н. Записки президента. – М., 1994. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ1. Принятие христианства и его значение в истории Руси. 2. Особенности социально-политического и экономического строя Киевской Руси. 3. Эволюция восточнославянской государственности в XI–XIIвв. 4. Русь и Золотая Орда: проблема взаимоотношений. 5. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование централизованного государства. 6. Укрепление самодержавия в XVI веке. Сословно-представительная монархия. 7. «Смутное время»: причины и последствия. 8. Закрепощение крестьян. Оформление крепостного права. 9. Реформы ПетраI и их значение для истории России. 10. «Просвещенный абсолютизм» второй половины XVIII века. ЕкатеринаII. 11. Декабристы и их роль в истории России. 12. Идеология самодержавия. Суть и значение «теории официальной народности». 13. Формирование российского либерализма. Славянофилы и западники. 14. Революционные демократы 30–60-х годов XIX века. Теория «русского общинного» социализма. 15. Отмена крепостного права в России. Реформы и контрреформы второй половины XIX века. 16. Рабочее движение в России в 70–90-х годах XIX века. Первые рабочие союзы. 17. Распространение марксизма в России и возникновение социал-демократии. 18. Россия в мировой системе хозяйства (конец XIX–начало XXвв.). 19. Революция 1905–1907гг. в России: расстановка политических сил. 20. Причины поражения, итоги и уроки первой российской революции 1905–1907гг. 21. Национальный вопрос в России и его отражение в программах политических партий в начале XX века. 22. Аграрный вопрос в программах политических партий России в начале XX века. 23. Начало парламентаризма в России. Уроки деятельности I–IV Государственных Дум. 24. Столыпинская аграрная реформа и ее результаты. 25. Участие России в первой мировой войне. Отношение к войне различных классов и политических партий. 26. Февральская буржуазно-демократическая революция в России и ее значение. 27. Альтернативы развития России после Февраля 1917г. Борьба различных политических партий за массы. 28. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Нарастание социальной напряженности в стране. 29. Октябрь 1917г. в России: проблемы и оценки. 30. Созыв и разгон Учредительного собрания. 31. Формирование советской политической системы. Принятие первой Конституции РСФСР. 32. Гражданская война: причины, цели и средства. 33. Причины поражения интервентов и белогвардейских армий. Итоги и уроки гражданской войны. 34. Основные итоги развития СССР в предвоенные годы. Конституция СССР 1936г. 35. Советско-германские соглашения 1939 года и их современная оценка. 36. Внешняя политика СССР в условиях начавшейся второй мировой войны (1939–1941гг.). 37. Начало Великой Отечественной войны советского народа. Причины неудач Красной армии в первый период войны. 38. Создание антигитлеровской коалиции и ее значение в разгроме германского фашизма и японского милитаризма. 39. Решающий вклад СССР в обеспечение победы во второй мировой войне. 40. Образование ООН и ее роль в послевоенном мире. 41. Усиление противостояния двух мировых систем после второй мировой войны и « холодная война». 42. Распад колониальной системы в мире. 43. Осуждение культа личности Сталина и попытки демократизации советского общества. «Хрущевская оттепель». 44. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 70-е – первой половине 80-х годов XX века. Нарастание кризисных явлений. 45. Правозащитное и диссидентское движение в СССР во второй половине 60–начале 80-х годов XX века. 46. Роль гласности и средств массовой информации в политизации общества во второй половине 80–начале 90-х годов XX века. 47. Обострение межнациональных отношений. Распад СССР. 48. Новая конституция Российской Федерации. Изменение политического и экономического строя страны. 49. Уроки парламентской деятельности в новой России. Политические противоречия в обществе. 50. Россия в мировом сообществе на современном этапе: трудности, проблемы. ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТЫ 1. Государственный строй Киевской Руси – это монархия а) абсолютная; б) сословно-представительная; в) раннефеодальная. 2. Дата крещения Руси князем Владимиром а) 988 год; б) 1054 год; в) 882 год. 3. Феодальная раздробленность – это а) закономерный этап в развитии феодального общества; б) явление, характерное для Западной Европы; в) особенность развития Руси. 4. Русское централизованное государство с центром в Москве сложилось а) в XIV веке; б) на рубеже XV–XVI веков; в) в XVII веке. 5. Крепостное право в России окончательно установилось юридически а) по Судебнику 1497 года; б) по Судебнику 1550 года; в) по Соборному уложению 1649 года. 6. Титул Петра I: а) великий князь; б) царь; в) император. 7. Главная причина разложения феодально-крепостнических отношений: а) недовольство крестьян; б) желание дворян; в) развитие товарных отношений. 8. Главная причина участия крестьян в войне 1773–1775 годов под предводительством Е.Пугачева: а) воздействие пугачевских агитаторов; б) усиление феодально-крепостнического гнета; в) страх перед пугачевской армией. 9. Промышленный переворот – это а) переход от мануфактуры к капиталистической фабрике; б) использование наемной рабочей силы; в) использование механизмов в труде. 10. Первая российская революция 1905–1907гг. по своему характеру была: а) буржуазно-демократической; б) национально-освободительной; в) социалистической. 11. Левое крыло буржуазного лагеря представляла партия: а) октябристов; б) кадетов; в) эсеров. 12. Октябрьское вооруженное восстание: а) свергло самодержавие; б) покончило с двоевластием; в) свергло Временное правительство. 13. Экономической основой ликвидации эксплуатации человека человеком в СССР явилось: а) установление общественной собственности на средства производства; б) решение задач индустриализации страны; в) завершение культурной революции. 14. Главная причина победы Советского Союза в Великой Отечественной войне: а) патриотизм советских людей; б) административный диктат властных органов; в) репрессии по отношению к инакомыслящим. 15. Цель перестройки в СССР: а) ликвидация социального неравенства; б) совершенствование социализма; в) решение национального вопроса. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ1. Возникновение Древнерусского государства. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси. 2. Принятие христианства и его значение в истории Руси. 3. Эволюция восточнославянской государственности в XI–XIIвв. Различные модели развития древнерусского общества и государства. 4. Монголо-татарское нашествие и его последствия. Русь и Золотая Орда. 5. Экспансия в западную и северо-западную Русь. Русь и Литва. 6. Особенности становления и развития единого Русского государства с центром в Москве. 7. Сословно-представительная монархия в Западной Европе и в России. 8. «Европеизация» страны в эпоху Петра Великого. 9. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Индустриализация «сверху» и «снизу» в конце XIX века. 10. Крестьянский вопрос и результаты его решения «сверху». Значение реформ и контрреформ 60–80 годов XIX века. 11. Охранительная идеология самодержавия. Теория «официальной народности». 12. Зарождение и развитие либерализма в России. Славянофилы и западники. 13. Революционные демократы. «Русский социализм» А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. 14. Революция 1905–1907гг. в России и ее последствия. 15. Первая мировая война и участие в ней России. 16. Февральская революция 1917 года и ее значение. 17. Альтернативы развития страны в период от Февраля до Октября 1917 года. 18. Формирование политической системы диктатуры пролетариата: основные звенья, роль коммунистической партии. 19. Цели и задачи советской власти. Ставка на мировую революцию, сознательность и творчество масс. 20. Основные итоги развития страны в предвоенные годы. Конституция СССР 1936 года. Культ личности Сталина. 21. Попытки реформирования советской модели социализма и их провал. 22. Распад СССР и начало формирования новой российской государственности. 23. Либеральные реформы 90-х годов XX века и их последствия. 24. Принятие новой Конституции Российской Федерации и ее содержание. 25. Внешняя политика России в новой геополитической обстановке. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ1. История как наука. Сущность, формы, функции исторического знания. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании. Источники и литература. 2. Возникновение Древнерусского государства. Дискуссии в науке по этому вопросу. 3. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси. 4. Принятие христианства и его значение в истории Руси. 5. Феодальная раздробленность на Руси и ее последствия. 6. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия. 7. Русь и Золотая Орда: проблема взаимоотношений. 8. Экспансия в западную и северо-западную Русь. Великое княжество Литовское и Русь. 9. Объединение русских земель вокруг Москвы. Деятельность Ивана Калиты, Дмитрия Донского, ИванаIII. 10. Становление институтов власти Русского централизованного государства. Самодержавие и его черты. 11. Сословно-представительная монархия. Реформы Ивана Грозного. 12. «Смутное время»: причины и последствия. 13. Крепостничество в России и его юридическое оформление. 14. Церковная реформа XVII века. Раскол и его последствия. 15. Абсолютная монархия в России и ее особенности. 16. Реформы ПетраI. Специфика модернизации России. 17. Внешняя политика России в XVIII веке. 18. ЕкатеринаII и «просвещенный абсолютизм». 19. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева и ее значение. 20. Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. 21. Кризис феодально-крепостнической системы. Отмена крепостного права и ее значение. 22. Реформы 60–70-х годов XIX века и их значение. Контрреформы 80-х годов. 23. Охранительная идеология. Теория «официальной народности» и ее значение. 24. Зарождение и развитие либерализма в России. Славянофилы и западники. 25. Начало освободительного движения в России. Декабризм и его роль в истории России. 26. Революционно-демократическая идеология. «Русский социализм» А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. 27. Народничество в России. Политические доктрины и деятельность народнических организаций в 70–80-х годах XIX века. 28. Начало распространения марксизма в России. Г.В.Плеханов, В.И.Ульянов (Ленин). 29. Социально-экономическое положение России в конце XIX–начале XX веков. Индустриализация «сверху» и «снизу». 30. Первая российская революция 1905–1907 годов: причины, ход, итоги. 31. Возникновение политических партий в России в начале XX века. Их программы и тактика. 32. Два направления в международной и российской социал-демократии. Большевизм и меньшевизм. 33. Аграрная реформа П.А.Столыпина и ее значение. 34. Третьеиюньский политический режим. Опыт думского «парламентаризма» в России. 35. Первая мировая война и участие в ней России. Последствия войны. 36. Победа Февральской революции 1917 года и ее значение. 37. Политическая обстановка в России после свержения самодержавия. Политика Временного правительства. 38. Октябрьская революция 1917 года. Причины победы большевиков. 39. Формирование политической системы диктатуры пролетариата, роль в ней коммунистической партии. 40. Цели и задачи советской власти и пути их решения. Ставка на мировую революцию и сознательность и творчество масс. 41. Первые социально-экономические преобразования советской власти и их значение. 42. Гражданская война и иностранная военная интервенция: причины, последствия, итоги. 43. Сущность, характер, итоги НЭП. 44. Форсированная индустриализация и ее итоги. 45. Сплошная коллективизация сельского хозяйства и ее результаты. 46. Культурная революция и ее итоги. Большевики и интеллигенция. 47. Основные итоги развития страны в предвоенные годы. Конституция СССР 1936г. Культ личности Сталина. 48. Внешняя политика СССР в 30-е годы. Подписание пакта о ненападении с Германией. 49. Начало второй мировой войны. Политика СССР в условиях войны. 50. Начало Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Причины неудач в первый период войны. 51. Решающий вклад Советского Союза в разгром германского фашизма и японского милитаризма. 52. Причины победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Цена победы. «Демократический импульс» войны. 53. Новая геополитическая обстановка после второй мировой войны и место в ней СССР. 54. «Холодная война» и ее проявления в международных отношениях. 55. Послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства СССР: трудности, достижения, противоречия. 56. Осуждение культа личности Сталина. «Оттепель» в духовной сфере. 57. Смена лидеров и политического курса в 1964 году. Хозяйственная реформа 1965 года и ее результаты. 58. Внешняя политика СССР в 70-е годы. Разрядка международной напряженности и новый кризис на рубеже 70–80-х годов. 59. Противоречия экономического и политического развития СССР в 70-е – первой половине 80-х годов. 60. Начало политики перестройки, ее сущность, основные этапы и последствия. 61. Усиление национализма и центробежных тенденций. Распад СССР и образование СНГ. 62. Социально-экономическая обстановка в России в 90-х годах XX века. Начало либеральных реформ. 63. Противостояние законодательной и исполнительной власти осенью 1993 года. Принятие Конституции Российской Федерации. 64. Международное положение и внешняя политика России на современном этапе. СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…………………………………………………….3 2. Программа курса «Отечественная история»……………………………..6 3. Литература………………………………………………………….……..11 4. Тематика лекций ………………………………………………………….13 5. Тематика и планы семинарских занятий……….………………………..14 6. Темы контрольных работ…………………………………………………15 7. Примерные тесты…………………………………………………….……17 8. Вопросы к зачету………………………………………………………….19 9. Экзаменационные вопросы.………………………………………………20 Отечественная историяУчебно-методический комплексСоставитель: Флара Арслановна ГалимоваРедактор: Е.Н.Дементьева Лиц. на издат. деят. Б848421 от 03.11.2000 г. Подписано в печать 30.11.2001. Формат 60Х84/16. Компьютерный набор. Гарнитура Times New Roman. Отпечатано на ризографе. Усл. печ. л. – 4,9. Уч.-изд. л. – 4,75. Тираж 200 экз. Заказ № Издательство БГПУ 450000, г.Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а |