Курсовая работа: Система чинопроизводства в XVIII веке
Название: Система чинопроизводства в XVIII веке Раздел: Рефераты по истории Тип: курсовая работа |
Содержание Введение ………………………………………………………………… 3 Глава 1. Порядок чинопроизводства в XVIII веке ……………………. 5 §1. Установление порядка чинопроизводства и ориентировка на армию …………………………………………………………………….. – §2. Указ 1762 года и изменения в порядке чинопроизводства ……... 10 Глава 2. Недостатки системы чинопроизводства в России …………. 12 Заключение …………………………………………………………….. 15 Список литературы ……………………………………………………. 17 Примечания …………………………………………………………….. 18 ВВЕДЕНИЕ Начиная с 20-х годов XVIII века, то есть с учреждения Петром I системы чинов и порядка чинопроизводства,[1] вся система государственной службы Российской Империи основывалось на системе чинов. При этом порядок перехода от одного чина к другому также регламентировался, и довольно жестко, что имело и негативные последствия, о которых речь пойдет во второй главе данной работы. В целом же необходимо отметить, что история государственной службы XVIII века – это история трансформации системы чинов и порядка чинопроизводства, ведь на протяжении XVIII века процесс чинопроизводства и самопонимание чина существенно трансформировались. В данной работе, cтавящей своей целью рассмотрение процесса изменения порядка чинопроизводства в течение XVIII века, сделана попытка ответить на следующие вопросы: 1) Чем были вызваны изменения в системе чинопроизводства? 2) Каким образом трансформировались чины, порядок их получения, связанные с ними привилегии? 3) Почему система чинопроизводства была ориентирована на армию? Эти вопросы подробно рассматриваются в первой главе, которая носит название «Порядок чинопроизводства в XVIII веке». Кроме того, мне показалось интересным рассмотреть некоторые недостатки системы чинопроизводства в России, на которые указывают ученые, в частности, В. О. Ключевский.[2] Эта задача выполнена во второй главе – «Недостатки системы чинопроизводства в России». Работа ограничена рамками XVIII века, однако хотелось бы предупредить, что иногда они расширяются и захватывают отдельные годы XIX века с тем, чтобы показать значение тех или иных законодательных инициатив XVIII века. ГЛАВА 1. ПОРЯДОК ЧИНОПРОИЗВОДСТВА В XVIII ВЕКЕ §1. Установление порядка чинопроизводства и ориентировка на армию 24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Принятие "Табели о рангах" было естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате.[3] Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие "чин", в силу чего одни историки последний рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность. На наш взгляд, "Табель о рангах" включала и те и другие понятия. Постепенно должности из "Табели" исключаются и в конце XVIII века исчезают вовсе (Петровская "Табель о рангах" насчитывала 262 должности). Порядок чинопроизводства был задуман Петром I с таким расчетом, чтобы дать возможность выдвинуться людям, возможно, и незнатным, но благодаря личным заслугам, образованию, службе Отечеству. И наоборот, по замыслу Петра I, не должны были получать чины вне очереди неслужившие знатные сынки. Петр I зафиксировал в «Табели о рангах»: «Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу: В связи с особенностями чинопроизводства в первой половине XVIII в. типичной для офицерского корпуса фигурой стал дворянин, обязанный служить пожизненно, поступающий на службу рядовым, затем получавший унтер-офицерский чин и, наконец, производимый в офицеры. До трети офицеров производилось из нижних чинов гвардии, весь личный состав полков которой долгое время состоял из дворян. Значительное число офицеров производилось из солдат недворянского происхождения (в начале 1720-х годов недворянское происхождение имели до трети офицеров). Какой-либо разницы в путях получения первого офицерского чина по принципу происхождения тогда не существовало. Производство на вакансии осуществлялось путем баллотировки — выборами всего офицерского состава полка, однако порядок чинопроизводства еще окончательно не устоялся и менялся довольно часто, колеблясь между принципами баллотировки и производства по старшинству (в зависимости от длительности срока службы в предыдущем офицерском чине). Поскольку убыль офицеров в это время была сравнительно небольшой, вакансий открывалось не так много, и продвижение по службе для основной массы офицерства в мирное время шло довольно медленно. Прослужив всю жизнь, офицер, как правило, не достигал даже штаб-офицерских чинов (особенно если начинал солдатскую службу не в гвардии). Чин майора (учитывая малое число штаб-офицерских должностей) считался уже весьма значительным. Особенности гражданского чинопроизводства в петровскую эпоху диктовались тем, что Табель о рангах только начала действовать, а нужда в людях для государственных должностей была велика, поэтому на начальном периоде высокие чины могли получать люди, не прошедшие всю лестницу Табели или даже вовсе не имеющие чинов. Петр I указывал по этому поводу: «Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто или зело мало чтоб кто надлежащим порядком с низу свой чин верхней заслужил из дворян, а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбително воинским людем, которые во многие лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше: того ради кто в которой чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сенату, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет нынешней ради нужды с котораго времени, давать имена их обор фискалу, дабы могли фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятца».[5] Следует отметить еще вот какой момент: в России эволюция государственной службы инициировалась интересами военной службы, поэтому военные были в более привилегированном положении и в смысле привилегий согласно чину, и в смысле чинопроизводства, нежели штатские, причем особое место в иерархии военных чинов занимали офицеры гвардейских частей всех родов войск, получившие в Петровской "Табели" преимущество в два чина перед армейскими офицерами. Интересен и тот факт, что вплоть до 1837 года офицеры гвардии, назначаемые на новые вышестоящие должности в армию, имели право сохранения своего гвардейского чина и гвардейского чинопроизводства. В документах XVIII века нередко можно встретить обращение типа "полковник армии и лейб-гвардии капитан". Только в 1798 году чин полковника гвардии был смещен с Служба в гвардейских частях давала преимущество и в чинопроизводстве.
Как правило, на вакансию в армейских частях С таким положением вещей и связано стремление недворян в гвардию, хотя уже в начале XVIII века эти части стали практически полностью дворянскими.[7] До конца XVIII века преимущество в один чин перед армией имели офицеры артиллерии и инженерные чины. Объяснялось это тем, что служба в названных родах войск требовала от офицеров большей образованности особенно в области математики. В 1798 году это преимущество было ликвидировано, однако ненадолго, и уже при Александре I в 1811 году преимущество в один чин против армейских офицеров было возвращено армейской артиллерии и инженерным войскам. При производстве в следующий чин по выслуге лет офицеры должны были служить в каждом чине 4 года (в гвардии из-за отсутствия чина подполковника капитаны выслуживали чин полковника 6 лет). От военных чинов русской армии следует отличать свитские В конце XVIII века среди унтер-офицеров дворянского §2. Указ 1762 года и изменения в порядке чинопроизводства Период с 60-х годов XVIII до середины XIX в., отмеченный почти непрерывными блестящими победами русского оружия, доставившими России первенствующее положение среди европейских держав, связан и с существенными переменами в облике офицера. После указа 1762 г., освобождавшего дворян от обязательной службы, офицеры получили право на отставку в любое время, и основной причиной убыли офицерского состава стала именно добровольная отставка. Естественно, что по сравнению с предшествующим периодом обязательной службы и последующим (с середины XIX в.) периодом, когда служба превратилась в единственный источник средств существования для подавляющего большинства офицеров, это время отличалось необычайно большой степенью ротации офицерского корпуса. Через его ряды прошли тогда многие десятки, если не сотни тысяч людей. С 60-х годов XVIII в. установилась, принципиально не меняясь в течение всего этого периода, система производства в офицеры через определенное время службы в нижних чинах — в зависимости от происхождения от 3 до 12 лет (поскольку именно происхождением практически полностью определялся в то время общеобразовательный и культурный уровень потенциального офицера).[8] Эти обстоятельства привели к заметному изменению офицерского состава. Если ранее преобладающим (собственно, практически единственным) типом офицера был человек, служивший всю жизнь, то теперь наряду с ним типичной фигурой стал молодой человек, служащий не по обязанности и не по необходимости, а добровольно — из чувства долга и чести — и уходящий в отставку в обер-офицерских чинах после нескольких лет службы. Исключительно сильная традиция связи российского высшего сословия с государственной службой имела следствием то, что для дворянина еще и в первой половине XIX в., спустя 80 – 90 лет после указа о «вольности дворянства», не служить хотя бы какое-то время считалось неприличным. Как писал один из известных публицистов второй половины XIX в., «никогда не следует забывать, что не только деды, но и отцы и дяди наши — все сплошь почти были армейские и гвардейские отставные поручики и штабс-ротмистры». В целом следует отметить, что система чинопроизводства в XVIII веке претерпела существенные изменения. Если при Петре I она давала больше шансов людям из непривилегированных сословий, и принуждала служить отпрысков даже самых знатных семейств, то Указ от 1762 года ставил дворян в привилегированное положение. Время службы в нижних чинах стало полностью зависеть от происхождения, причем разницы была очень велика – от 3 до 12 лет. Глава 2. Отрицательные стороны чинопроизводства Петровская "Табель", определяя место в иерархии В. О. Ключевский в 41-й лекции указывал на это обстоятельство: с XVIII в. дворянство пристроено было к чиновничеству как его плодовитейший рассадник, и в половине этого века Россия управлялась не аристократией и не демократией, а бюрократией, т. е. действовавшей вне общества и лишенной всякого социального облика кучей физических лиц разнообразного происхождения, объединенных толькочинопроизводством. Таким образом, демократизация управления сопровождалась усилением социального неравенства и дробности. Это социальное неравенство еще усилилось нравственным отчуждением правящего класса от управляемой массы.[9] Еще более вредным результатом стало то, что учителя, врачи, инженеры и пр. также были подвержены недостаткам системы чинопроизводства. Приведем пример: начиная со второй половины XVIII и до конца XIX века горные инженеры Алтайского горного округа представляли собой ответственных исполнительных лиц, не заинтересованных в успехе горного производства. Основной причиной такого положения вещей стало бюрократическое чинопроизводство, когда должности горных инженеров привязывались к чинам. Это означало на практике абсолютно гарантированное получение чина по выслуге лет, независимо от какого-либо личного вклада. В таких объективных условиях ни личная, ни коллективная ответственность горных инженеров за состояние горного промысла была немыслима. Не самым лучшим аспектом чинопроизводства было превосходство гвардейских (по сути, дворянских) чинов над остальными военными в порядке получения очередных чинов. Эти правила предусматривали льготы для получения должности командира полка или отдельного батальона. В армейской среде, так хорошо показанной в "Поединке" Куприна, наличие льгот вызывало почти всегда злобу и зависть. Эти чувства, как Таким образом, система чинопроизводства, сначала дававшая возможность выдвинуться простым людям, постепенно обрастала ограничениями для непривилегированных сословий. С другой стороны, порядок чинопроизводства по выслуге лет не давал стимула для продвижения по службе благодаря личным заслугам, делая, таким образом, значительное количество интеллигентов-чиновников простыми винтиками в бюрократической системе. Заключение В течение XVIII века система чинопроизводства в претерпела существенные изменения. Петром I она задумывалась как система, обеспечивающая возможность продвижения людей из непривилегированных сословий, а также обеспечивающая обязательную службу для дворянских сыновей. Однако постепенно система чинопроизводства трансформировалась, давая больше льгот дворянскому сословию. Указ от 1762 года ставил дворян в привилегированное положение. После указа 1762 г., освобождавшего дворян от обязательной службы, офицеры получили право на отставку в любое время. Время службы в нижних чинах стало полностью зависеть от происхождения, причем разницы была очень велика – от 3 до 12 лет. Система производства в офицеры через определенное время службы в нижних чинах до конца XVIII века принципиально не менялась. Необходимо подчеркнуть, что эволюция государственной службы инициировалась интересами военной службы, поэтому военные были в более привилегированном положении и в смысле привилегий согласно чину, и в смысле чинопроизводства, нежели штатские, причем особое место в иерархии военных чинов занимали офицеры гвардейских частей. Превосходство гвардейских (по сути, дворянских) чинов над остальными военными в порядке получения очередных чинов предусматривали льготы для получения должности командира полка или отдельного батальона. В целом, начиная с 20-х годов XVIII века, вся система государственной службы Российской Империи основывалось на системе чинов и жестко регламентированном порядке перехода от одного чина к другому. При этом система чинопроизводства, сначала дававшая возможность выдвинуться простым людям, постепенно обрастала ограничениями для непривилегированных сословий, то есть трансформировалась в сторону сословности. Литература 1. Зубов А. Е. Кто кому тайный советник. Новосибирск, 2003. 2. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. М., 1993. 3. Табель о рангах // Российское законодательство 10 – 20 вв. М., 1986. С. 53 – 70. 4. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена. Л.: Наука, 1991. Примечания [1] См.: Табель о рангах // Российское законодательство 10 – 20 вв. М., 1986. С. 53 – 70. [2] Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. Кн. I. М., 1993. Лекция 41. [3] Российское законодательство 10 – 20 вв. М., 1986. С. 53. [4] Табель о рангах // Российское законодательство 10 – 20 вв. М., 1986. С. 62. [5] Там же. [6] Лишь после реформы военного чинопроизводства 1884 года, когда армейские обер-офицерские чины были переведены на один класс выше, различие между гвардией и армией стало составлять один класс. [7]
Несмотря на то что служба в гвардейских воинских частях [8] В начале XIX в. этот порядок был дополнен прямыми внесословными льготами по образованию. [9] Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. Кн. I. М., 1993. Лекция 41. |