Учебное пособие: Электроснабжение промышленных предприятий и установок

Название: Электроснабжение промышленных предприятий и установок
Раздел: Рефераты по коммуникации и связи
Тип: учебное пособие

Содержание

1 Введение ………………………………………..……….............……………....2

2 Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов.......3

3 Требования к оформлению отчета......................................................................4

4 Расчет заземляющего устройства в MCad..........................................................5

4.1 Задание................................................................................................................5

4.2 Порядок расчета заземляющего устройства...................................................5

5 Расчет молниезащиты в MCad............................................................................8

5.1 Задание...............................................................................................................8

5.2 Порядок расчета заземляющего устройства.................................................10

6 Создание презентации «Моя будущая профессия – лучше всех в БПТ»......10

6.1 Организация конкурса.....................................................................................10

6.2 Требования к работам.....................................................................................11

6.3 Оценка конкурсных материалов....................................................................11

6.4 План проведения конкурса.............................................................................13

7 Создание интернет-странички «Моя группа».................................................13

7.1 Организация конкурса....................................................................................13

7.2 Требования к работам.....................................................................................14

7.3 Оценка конкурсных материалов....................................................................14

7.4 План проведения конкурса.............................................................................14

8 Вычерчивание однолинейной схемы электроснабжения для курсового проекта «Электроснабжение отрасли»................................................................16

8.1 Задание.............................................................................................................16

Приложение А. Лист оценки мультимедийного продукта и итоговый протокол.................................................................................................................17

Приложение Б. Лист оценки интернет-странички и итоговый протокол........18

Приложение В. Однолинейная схема электроснабжения.................................19

Литература…………………………………………………………………….....21


1 Введение

Чем самостоятельней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразованием, тем сильнее нуждаемся в помощи, всегда деловой и конкретной, но становящейся со временем все более тонкой и деликатной. И начинается она с рекомендаций, как учиться, чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию.

Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сложился положительный опыт самостоятельного овладения знаниями, либо наши преподаватели, у которых имеется богатейшая практика и собственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного поколения студентов.

Активизация познавательной деятельности студентов во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого студента.


2 Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Таблица 2.1 - Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Тема Содержание Виды занятий

кол-во,

час

Формы и методы контроля
4.1 Расчет заземляющего устройства в MCad индивидуальные задания 2 отчет
4.1 Расчет молниезащиты в MCad индивидуальные задания 2 отчет
4.2 Создание презентации «Моя будущая профессия – лучше всех в БПТ» создание презентации 2 конкурс презентаций
4.3 Создание Интернет-странички «Моя группа» создание Интернет-странички 4 конкурс Интернет-страничек
4.4 Вычерчивание однолинейной схемы электроснабжения для курсового проекта «Электроснабжение отрасли» индивидуальные задания 4 отчет
Всего: 14

3 Требования к оформлению отчета

Отчет по самостоятельной внеаудиторной работе представляется в электронном варианте на любом информационном носителе, а так же в распечатанном виде на листах формата А4.

Отчет по работам, выполненным с использованием математического редактора MathCad, представляется в распечатанном виде на листах формата А4 с заданием на курсовой проект по дисциплине «Электроснабжение отрасли».

Презентации представляются в электронном виде с обязательным соблюдением следующих требований:

- первый слайд должен содержать полное наименование учебного заведения, тему презентации, ФИО автора и преподавателя;

- последний слайд должен содержать список литературных источников и интернет-ссылок, используемых при составлении презентации.

Интернет-страничка представляется в электронном виде с обязательным соблюдением следующих требований:

- страничка должна содержать полное наименование учебного заведения;

- должен быть указан автор интернет-странички и его e-mail в виде активной ссылки.

Однолинейная схема электроснабжения для курсового проекта представляется в распечатанном виде вместе с заданием на курсовой проект «Электроснабжение отрасли».

Презентация «Моя будущая профессия – лучше всех в БПТ» и интернет-страничка «Моя группа» представляются на конкурс и защищаются автором в устной форме.


4 Расчет заземляющего устройства в MCad

4.1 Задание

В данной работе необходимо показать применение полученных в ходе изучения курса умений и навыков для выполнения курсового проекта по дисциплине «Электроснабжение отрасли» с помощью MathСad. Решение поставленной задачи рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

а) составить макет решения задачи, используя порядок расчета заземляющего устройства;

б) ввести реальные данные из своего курсового проекта и выполнить расчет;

в) вывести данные в необходимой форме с текстовыми пояснениями;

г) показать выполненное задание преподавателю.

4.2 Порядок расчета заземляющего устройства

Расчет заземляющих устройств производится с учетом естественных заземлителей.

Необходимое допустимое сопротивление заземляющего устройства

Rз = Uз/Iз, (4.1)

где Uз - напряжение на заземлителе, если заземляющее устройство одновременно используется для электроуставок до и выше 1000 В.

, (4.2)


где U нв - напряжение, кВ ;

каб. - длина кабельных линий , км ;

воз. - длина воздушных линий , км.

При Rз > 4 Ом сопротивление заземляющего устройства принимают равным R = 4 Ом.

Расчетное удельное сопротивление грунта

ρ = ρиз ∙ ψ, (4.3)

где ρиз - измеренное сопротивление грунта;

ψ- коэффициент повышения.

Сопротивление одиночного электрода:

- Rо = 0,00227 ∙ρ - для пруткового электрода диам.12 мм длиной 5 м.

- Ro = 0,0034∙ρ- для электрода из угловой стали 50x50x5 длиной 2,5м ;

- Ro = 0,00325 ∙ρ- для электрода из трубы 60 мм длиной 2,5 м.

Сопротивление искусственных электродов с учетом естественных

Rи = Re∙Rз/Re-Rз. (4.4)

Число заземлителей

n = Rо/Rн. (4.5)

Сопротивление искусственных заземлителей с учетом коэффициента экранирования

Rн = Rо /n∙η , (4.6)

где n - число заземлителей,

η - коэффициент экранирования,


η = f(n, a/),

а - расстояние между электродами,

- длина электрода.

Сопротивление заземляющего устройства

Rз = Re∙Rи/Re+Rи. (4.7)

Если сопротивление заземляющего устройства Rз > 4 Ом, то определяют сопротивление протяженного заземлителя:

Rп = (0,366ρ/ηпп )∙lg(2п /Вп∙tп ), (4.8)

где Вп - ширина полосы;

п - длина полосы;

tп - глубина заложения полосы;

ηп - коэффициент использования протяженных заземлителей.

Сопротивление заземляющего устройства с учетом Rn

R/ з = Rз∙Rп/ Rз+Rп. (4.9)


5 Расчет молниезащиты в MCad

5.1 Задание

В данной работе необходимо показать применение полученных в ходе изучения курса умений и навыков для выполнения курсового проекта по дисциплине «Электроснабжение отрасли» с помощью MathСad. Решение поставленной задачи рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

а) составить макет решения задачи, используя порядок расчета молниезащиты;

б) ввести реальные данные из своего курсового проекта и выполнить расчет;

в) вывести данные в необходимой форме с текстовыми пояснениями;

г) показать выполненное задание преподавателю.

5.2 Порядок расчета заземляющего устройства

Все здания и сооружения по выполнению молниезащиты подразделяются на 3 категории.

Молниезащита зданий и сооружений I категории выполняется отдельно стоящими стержневыми и тросовыми молниеотводами.

При расчете стержневой молниезащиты определяем импульсное напряжение в точке, которая расположена на уровне высоты защищаемого объекта:

Uт = Imax/2∙(), (5.1)

где Rи =10 Ом - импульсное сопротивление заземлителя;

Imax = 150 кА - максимальный ток молнии;

- высота рассматриваемой точки молниеотвода над уровнем земли.

Расстояние по воздуху от молниеотвода до здания:

Sв = Uт/Е воз, (5.2)

где Е воз. = 500 кВ/м – напряженность воздуха.

Радиус защиты

rx = Sb+ В, (5.3)

где В - ширина здания.

h = (1,6hx +rx )/3,2+. (5.4)

Высота молниеотводов определяется также, как и в случае использования одиночного молниеотвода.

Определяют наименьшую ширину зоны защиты

2Вх = 4rx ∙ ((7ha – a)/(14ha – a)), (5.5)

где а - расстояние между двумя молниеотводами;

ha - высота активной части молниеотвода.


6 Создание презентации «Моя будущая профессия – лучше всех в БПТ»

6.1 Организация конкурса

В конкурсе могут принимать участие студенты всех специальностей.

Для организации и проведения конкурса создается рабочая группа преподавателей, которая:

- организует информирование студентов всех специальностей о проведении конкурса и условиях участия в нем;

- организует прием конкурсных материалов;

- организует награждение победителей.

Презентации могут носить исследовательский, обучающий, ознакомительный или другой характер.

6.2 Требования к работам

К участию в конкурсе допускаются студенты техникума, самостоятельно разработавшие компьютерную презентацию. Возможны коллективные работы. Рекомендуемый порядок и объем презентации:

а) титульный слайд с указанием учебного заведения, темы и автора;

б) слайды, содержащие информацию о техникуме (1-2 слайда);

в) слайды, содержащие информацию о специальности с фотографиями лабораторий, кабинетов и т.д. (2-3 слайда);

г) слайды о будущей профессии, ее достоинствах и областях применения в нашем городе и т.д. (7-8 слайдов);

д) заключительный слайд с указанием списка используемой литературы, гиперссылок сайтов.

Объем доклада должен составлять 5-7 минут.

Конкурс считается открытым после официального объявления о проведении конкурса. Для участия в конкурсе участник должен передать проект на компакт-диске или другом электронном носителе преподавателю.

6.3 Оценка конкурсных материалов

Конкурсные работы оцениваются в соответствии со следующими критериями:

а) полнота раскрытия темы;

в) творческий подход;

г) сложность технологии изготовления;

д) оригинальность и занимательность;

ж) многообразие используемых автомакетов (разметок) слайдов: таблицы, диаграммы, автофигуры и т.д.;

к) оптимальность использования анимационных эффектов;

л) грамотность и стиль изложенного материала;

м) соотношение текста и графики;

н) цветовое оформление;

п) организация переходов между слайдами.

Награждение победителей конкурса осуществляется после подведения итогов жюри.

Участники, занявшие 1, 2 и 3-е места награждаются грамотами техникума. Компьютерная презентация зрительских симпатий определяется путем тайного голосования присутствующих студентов.

6.4 План проведения конкурса

Организация конкурса:

а) объявление о конкурсе (за две недели);

б) знакомство студентов с правилами конкурса, требованиями к мультимедийным продуктам;

в) определение состава жюри.

Проведение конкурса:

а) приветствие участников конкурса, объявление состава жюри;

б) организация голосования на “Приз зрительских симпатий”. Выдача жетонов;

в) выступление участников конкурса. Демонстрация компьютерной презентации и защита проекта;

г) подведение итогов конкурса. Подсчет количества баллов, набранных каждым участником. Заполнение протокола. Подсчет жетонов. Определение победителя в номинации “Приз зрительских симпатий”;

д) награждение. Участники, занявшие 1, 2 и 3 места и победитель в номинации “Приз зрительских симпатий” награждаются грамотами техникума.

Лист оценки мультимедийного продукта и итоговый протокол представлены в Приложении А.


7 Создание интернет-странички «Моя группа»

7.1 Организация конкурса

В конкурсе могут принимать участие студенты всех специальностей.

Для организации и проведения конкурса создается рабочая группа преподавателей, которая:

- организует информирование студентов всех специальностей о проведении конкурса и условиях участия в нем;

- организует прием конкурсных материалов;

- организует награждение победителей.

Интернет-странички могут носить любой характер в соответствии с задумкой автора.

7.2 Требования к работам

К участию в конкурсе допускаются студенты техникума, самостоятельно разработавшие интернет-страничку. Возможны коллективные работы. Рекомендуемый порядок и объем интернет-странички:

а) указание учебного заведения, темы и автора;

б) таблица или перечисление студентов группы с указанием адреса, фотографии и ссылки на e-mail;

в) перечисление преподавателей с фотографиями;

г) ссылка на сайт техникума.

Объем доклада должен составлять 5-7 минут.

Конкурс считается открытым после официального объявления о проведении конкурса. Для участия в конкурсе участник должен передать проект на компакт-диске или другом электронном носителе преподавателю.


7.3 Оценка конкурсных материалов

Конкурсные работы оцениваются в соответствии со следующими критериями:

а) полнота раскрытия темы;

в) творческий подход;

г) сложность технологии изготовления;

д) оригинальность и занимательность;

ж) многообразие используемых инструментов языка HTML: таблицы, фотографии, ссылки, анимационные эффекты;

к) грамотность и стиль изложенного материала;

л) соотношение текста и графики;

м) цветовое оформление.

Награждение победителей конкурса осуществляется после подведения итогов жюри.

Участники, занявшие 1, 2 и 3-е места награждаются грамотами техникума. Интернет-страничка зрительских симпатий определяется путем тайного голосования присутствующих студентов.

7.4 План проведения конкурса

Организация конкурса:

а) объявление о конкурсе (за две недели);

б) знакомство студентов с правилами конкурса, требованиями к интернет-страничке;

в) определение состава жюри.

Проведение конкурса:

а) приветствие участников конкурса, объявление состава жюри;

б) организация голосования на “Приз зрительских симпатий”. Выдача жетонов;

в) выступление участников конкурса. Демонстрация интернет-странички и защита проекта;

г) подведение итогов конкурса. Подсчет количества баллов, набранных каждым участником. Заполнение протокола. Подсчет жетонов. Определение победителя в номинации “Приз зрительских симпатий”;

д) награждение. Участники, занявшие 1, 2 и 3 места и победитель в номинации “Приз зрительских симпатий” награждаются грамотами техникума.

Лист оценки интернет-странички продукта и итоговый протокол представлены в Приложении Б.


8 Вычерчивание однолинейной схемы электроснабжения для курсового проекта «Электроснабжение отрасли»

8.1 Задание

В данной работе необходимо показать применение полученных в ходе изучения курса умений и навыков для выполнения курсового проекта по дисциплине «Электроснабжение отрасли» с помощью КОМПАС-ГРАФИК. Решение поставленной задачи рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

а) составить макет схемы, используя данные по расчету электроснабжения цеха;

б) начертить схему с соблюдением всех требований ГОСТ и ЕСКД в КОМПАС-ГРАФИК;

в) вывести схему на лист формата А4;

г) показать выполненное задание преподавателю.

При вычерчивании схемы рекомендуется пользоваться методическими указаниями к оформлению графической части курсовых и дипломных проектов.

Пример однолинейной схемы электроснабжения представлен в Приложении В.

Приложение А

(обязательное)

Лист оценки мультимедийного продукта и итоговый протокол

Лист оценки мультимедийного продукта

ФИО участника

Группа Спец. Критерии оценки

Полнота

Творческий подход Сложность технологии изготовления Оригинальность, занимательность. Особое мнение
20 баллов 10 баллов 10 баллов 10 баллов

Итоговый протокол

ФИО участника Группа Спец. Количество набранных баллов Место

Приложение Б

(обязательное)

Лист оценки интернет-странички и итоговый протокол

Лист оценки интернет-странички

ФИО участника

Группа Спец. Критерии оценки

Полнота

Творческий подход Сложность технологии изготовления Оригинальность, занимательность. Особое мнение
20 баллов 10 баллов 10 баллов 10 баллов

Итоговый протокол

ФИО участника Группа Спец. Количество набранных баллов Место

Приложение В

(обязательное)

Однолинейная схема электроснабжения


18


Литература

1 Б.Ю. Липкин. Электроснабжение промышленных предприятий и установок. – М.: Высшая школа, 1981.

2 В.Ф. Очков. Mathcad 8 Pro для студентов и инженеров. – М.: КомпьютерПресс, 1999г.

3 Ганенко А.П. и др. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных работ. – М.:Академия, 2000.

4 ГОСТ 2.105.-95, ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. – ИПК: Издательство стандартов, 1996.

5 Гузеев В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. - М.: Педагогический поиск, 2004.

6 Дьяконов В.П. Интернет. Настольная книга пользователя. Издание четвертое переработанное и дополненное / Дьяконов В.П. – М.: СОЛОН-Р, 2002.

7 Косарев В.П. Компьютерные системы и сети. М.: Финансы и статистика, 1999.

8 Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

9 Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций - М.: Прометей; Юрайт, 1998.

10 Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Педагогическое Общество России, 2001.

11 Пери, Грег. Освой самостоятельно MicrosoftOffice 2000 за 24 часа.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

12 Скалеренко А.Б. Общая педагогика - М.: Юнити-Дана, 2006.

13 Справочник по электроснабжению промышленных предприятий. Под общей редакцией А.А.Федорова. – М.: Энергия, 1974.

14 Фигурнов В.Э. IBMPC для пользователя. Изд. 7-е, перераб. И доп.- М.: ИНФРА- М,1997.

15 Харламов И.Ф. Педагогика - М.: Гардарики, 2000.