Курсовая работа: Разработка механического привода электродвигателя редуктора
Название: Разработка механического привода электродвигателя редуктора Раздел: Рефераты по физике Тип: курсовая работа |
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) Курсовой проект по дисциплине Детали машин и основы конструирования Разработка механического привода электродвигателя редуктора Студент гр. ТДМ 311 Хряков К.С 2009 г. Введение Механический привод разрабатывается в соответствии со схемой, приведенной на рисунке 1. 1 – электродвигатель; 2 – муфта; 3 – редуктор; 4 – муфта; 5 – исполнительный механизм Рисунок 1 – Схема привода Механический привод работает по следующей схеме: вращающий момент с электродвигателя 1 через муфту 2 передаётся на быстроходный вал редуктора 3. Редуктор понижает число оборотов и увеличивает вращающий момент, который через муфту 4 передается на исполнительный механизм 5. Редуктор состоит из двух ступеней. Первая ступень выполнена в виде шевронной цилиндрической передачи, а вторая – в виде прямозубой. Достоинством данной схемы привода являются малые обороты и большой момент на выходном валу редуктора. Привод может использоваться на электромеханических машинах и конвейерах. Исходные данные для расчёта: 1. Синхронная частота вращения электродвигателя nсх = 3000 мин-1 ; 2. Частота вращения на входе nu = 150 мин-1 ; 3. Вращающий момент на входе Tu = 400 Нм; 4. Срок службы привода Lг = 6000 ч; Переменный характер нагружения привода задан гистограммой, изображённой на рисунке 2. Рисунок 2 –Гистограмма нагружения привода. Относительная нагрузка: k1 =1 ; k2 =0,3 ; k3 =0,1 . Относительное время работы: l1 =0,25 ; l2 =0,25 ; l3 =0,5 . Характер нагрузки: толчки. 1. Кинематический и силовой расчёты привода 1.1 Определяем КПД привода ηпр = ηМ1 · ηред · ηМ2 , где ηпр – КПД привода; ηМ1 – КПД упругой муфты; ηред – КПД редуктора; ηМ2 – КПД соединительной муфты. Принимаем: ηМ1 = 0,95; ηМ2 = 0,98;[1] Определяем КПД редуктора: где η1ст , η2ст – КПД первой и второй ступени редуктора. η1ст = η2ст = 0,98 [1] ηn – КПД пары подшипников; ηn = 0,99 [1] z = 3 – число пар подшипников. ηред = 0,993 · 0,98 · 0,98 = 0,93. ηпр = 0,95 · 0,98 · 0,93 = 0,87. 1.2 Находим требуемую мощность электродвигателя. 1.3 Выбор электродвигателя. nсх = 3000 мин-1 Выбираем электродвигатель 4А112М2 ГОСТ 19523-81 [2], мощность которого Рдв = 7,5 кВт Величина скольжения S = 2,5% nдв =2925 мин-1 – частота вращения вала двигателя. 1.4 Вычисляем требуемое передаточное отношение редуктора 1.5 Производим разбивку передаточного отношения по ступеням Согласно рекомендации книги [1], принимаем 1.6 Вычисляем частоты вращения валов · Быстроходный вал: · Промежуточный вал: · Тихоходный вал: 1.7 Вычисляем вращающие моменты на валах · Быстроходный вал: · Промежуточный вал: · Тихоходный вал: 2. Расчёт зубчатых передач 2.1 Расчёт зубчатой передачи тихоходной ступени редуктора 2.1.1 Выбор материалов Принимаем для изготовления среднеуглеродистую конструкционную сталь с термообработкой нормализация и улучшение, что позволяет производить чистовое нарезание зубьев с высокой точностью после термообработки. Такие колеса хорошо прирабатываются и не подвержены хрупкому разрушению при динамических нагрузках. Такой тип колес наиболее приемлем в условиях индивидуального и мелкосерийного производства. Шестерня – сталь 45, термообработка – улучшение; (192…240) НВ,НВср =Н1 =215 ; Н1 ≥Н2 + (10…15)НВ;[3] Колесо – сталь 45, термообработка – нормализация; (170…217)НВ,НВср =Н2 =195. 2.2 Определяем базовое число циклов перемены напряжений а) по контактным напряжениям: NН0 = 30 · НВ2,4 ; для шестерни N01 = ; для колеса N02 = ; б) по напряжениям изгиба: NF 0 = 4 · 106 . 2.3 Определяем фактическое число циклов перемены напряжений а) по контактным напряжениям: б) по напряжениям изгиба: где m – показатель степени кривой усталости. При твёрдости меньше 350НВ m = 6. Тогда, ; 2.4 Вычисляем коэффициент долговечности а) по контактным напряжениям. ; Для шестерни: ; Так как NНЕ1 > NН01 , то принимаем KHL 1 =1; Для колеса: ; Так как NНЕ2 > NН02 , то принимаем KHL 2 =1. б) по напряжениям изгиба. Так как NFE 1 > 4∙106 и NFE 2 > 4∙106 , то принимаем KFL 1 =1 и KFL 2 =1. 2.5 Вычисляем базовое значение предела выносливости а) для контактных напряжений Для термообработки улучшения σ0 н limb=2·HB+70 [2] Для шестерни: σ0 н limb1 = 2·215 + 70 = 500 МПа. Для колеса: σ0 н limb2 = 2·195 + 70 = 460 МПа. б) для напряжений изгиба Для термообработки улучшение и нормализация: σ0 F limb= 1,8 НВ;[2] σ0 F limb1= 1,8 · 215 = 387 МПа; σ0 F limb2= 1,8 · 195 = 351 МПа. 2.6 Определяем допускаемые контактные напряжения: ; - коэффициент запаса. При термообработке нормализация и улучшение принимаем [2] МПа; МПа; - расчет ведем по наименьшему значению. 2.7 Определяем допускаемые напряжения изгиба где - коэффициент, зависящий от вероятности безотказной работы. Принимаем = 1,75 [2] - коэффициент, зависящий от способа изготовления заготовки, Для проката = 1,15[2] МПа; МПа. 2.8 Проектный расчет цилиндрической прямозубой передачи. 2.8.1 Определяем межосевое расстояние из условия обеспечения контактной прочности зуба ; Предварительно принимаем КНβ = 1,2[2] Ψba -ширина зубчатого венца; Принимаем для прямозубой передачи Ψba = 0,25 и Ка = 49,5 [2] мм; Принимаем ближайшее стандартное значение аW ГОСТ =250 мм [2] 2.8.2 Определяем модуль зацепления: mn =(0,01…0,02)·аW =(0,01…0,02)·250=2,5…5 мм принимаем mn =2,5 мм [2] 2.8.3 Определяем основные параметры зубчатых колес: а) суммарное число зубьев: Z∑ = Z1 = Z∑ /(u+1)=200/(3,89+1)=40; Z2 = Z∑ – Z1 =200 – 40 = 160; б) диаметры делительных окружностей d = mn · z; d1 = 2,5 · 40 = 100 мм; d2 = 2,5 · 160 = 400 мм; Проверка: аW = (d1 + d2 )/2; 250 = (100 + 400)/2; 250 = 250. в) диаметры окружностей вершин: da1 = d1 + 2·mn = 100 + 2·2,5 = 105 мм; da2 = d2 + 2·mn = 400 + 2·2,5 = 405 мм; г) диаметры окружностей впадин: df 1 = d1 – 2,5·mn = 100 – 2,5·2,5 = 93,75 мм; df 2 = d2 – 2,5·mn = 400 – 2,5·2,5 = 393,75 мм; д) ширина колеса и шестерни: b2 = Ψba · aW = 0,25 · 250 = 62 мм; b1 = b2 + 4…8 = 62 + 4…8 = 66…70 мм; Принимаем b1 = 66 мм. 2.9 Проверочный расчет цилиндрической прямозубой передачи. 2.9.1 Уточняем коэффициент нагрузки: Для отношения Ψbd = b2 /d1 = 62/100 = 0,62 , при несимметричном расположении колес относительно опор, КНβ = 1,06[2] 2.9.2 Определение окружной скорости колес и степени точности передачи: м/с; Принимаем 8-ю степень точности по ГОСТ 1643-81[2] 2.9.3 Определяем коэффициент нагрузки: KH =KHβ ·KHα ·KHV = 1,06·1·1,05 = 1,11 ; где KHα - коэффициент неравномерности нагрузки между зубьями; KHα =1; [2] KHV - коэффициент динамической нагрузки, KHV =1,05 [2] 2.9.4 Вычисляем фактические контактные напряжения МПа ; Принимаем b2 = 45 мм, тогда МПа Принимаем b1 = 50 мм и уточняем Ψbd = b2 /d1 = 45/100 = 0,45 . 2.9.5 Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба Уточняем коэффициент нагрузки: КF = КF β ·КF υ = 1,08 · 1,45 = 1,57 ; Принимаем: КFβ = 1,08[2] КF υ = 1,45[2] YF – коэффициент, учитывающий форму зуба; YF 1 = 3,7[2] YF 2 = 3,6[2] Вычисляем напряжения изгиба: ; МПа < [σ]F 1 ; МПа < [σ]F 2 ; 2.9.6 Выполняем проверочный расчет на статическую прочность от действия перегрузок. ; Определяем коэффициент перегрузки: ; Находим контактное напряжение: σHmax = σH · = 387 · = 585 МПа ; Находим изгибные напряжения: σFmax 1 = σF 1 · Кmax = 105 · 2,285 = 240 МПа ; σFmax 2 = σF 2 · Кmax = 114 · 2,285 = 260 МПа . Для термообработки улучшение и нормализация: [σ]Hmax = 2,8 · σТ [3] [σ]Fmax = 0,8 · σТ где σТ – предел текучести материала. Для колеса σТ = 340 МПа ; [σ]H 2 max = 2,8 · 340 = 952 МПа > σHmax ; [σ]F 2 max = 0,8 · 340 = 272 МПа > σF 2 max ; Условие статической прочности выполняется. 3. Расчёт зубчатой передачи быстроходной ступени редуктора 3.1 Выбор материалов Принимаем для изготовления зубчатых колес быстроходной ступени редуктора тот же материал и термообработку, что и для тихоходной ступени. Такой выбор уменьшает номенклатуру материалов. Шестерня – сталь 45, термообработка – улучшение; (192…240) НВ,НВср =Н1 =215 ; Н1 ≥Н2 + (10…15)НВ;[3] Колесо – сталь 45, термообработка – нормализация; (170…217)НВ,НВср =Н2 =195. 3.2 Определяем базовое число циклов перемены напряжений. а) по контактным напряжениям: NН0 = 30 · НВ2,4 ; для шестерни N01 = ; для колеса N02 = ; б) по напряжениям изгиба: NF 0 = 4 · 106 . 3.3 Определяем фактическое число циклов перемены напряжений. а) по контактным напряжениям: б) по напряжениям изгиба: где m – показатель степени кривой усталости. При твёрдости меньше 350НВ m = 6. Тогда, ; 3.4 Вычисляем коэффициент долговечности а) по контактным напряжениям. ; Для шестерни: ; Так как NНЕ1 > NН01 , то принимаем KHL 1 =1; Для колеса: ; Так как NНЕ2 > NН02 , то принимаем KHL 2 =1. б) по напряжениям изгиба. Так как NFE 1 > 4∙106 и NFE 2 > 4∙106 , то принимаем KFL 1 =1 и KFL 2 =1. 3.5 Вычисляем базовое значение предела выносливости: а) для контактных напряжений Для термообработки улучшения σ0 н limb=2·HB+70 [2] Для шестерни: σ0 н limb1 = 2·215 + 70 = 500 МПа. Для колеса: σ0 н limb2 = 2·195 + 70 = 460 МПа. б) для напряжений изгиба Для термообработки улучшение и нормализация: σ0 F limb= 1,8 НВ;[2] σ0 F limb1= 1,8 · 215 = 387 МПа; σ0 F limb2= 1,8 · 195 = 351 МПа. 3.6 Определяем допускаемые контактные напряжения: ; - коэффициент запаса. При термообработке нормализация и улучшение принимаем [2] МПа; МПа; Для шевронных передач, согласно рекомендации книги [2] МПа ; [2] МПа > 393 МПа ; Так как , то принимаем МПа . 3.7 Определяем допускаемые напряжения изгиба: где - коэффициент, зависящий от вероятности безотказной работы. Принимаем = 1,75 [2] - коэффициент, зависящий от способа изготовления заготовки, Для проката = 1,15[2] МПа; МПа. 3.8 Проектный расчет цилиндрической прямозубой передачи. 3.8.1 Определяем межосевое расстояние из условия обеспечения контактной прочности зуба. ; Предварительно принимаем КНβ = 1,1[2] Ψba -ширина зубчатого венца; Принимаем для прямозубой передачи Ψba = 0,4 и Ка = 43 [2] мм; Принимаем ближайшее стандартное значение аW ГОСТ =125 мм [2] 3.8.2 Определяем модуль зацепления: mn =(0,01…0,02)·аW =(0,01…0,02)·125=1,25…2,5 мм принимаем mn =2 мм [2] 3.8.3 Определяем основные параметры зубчатых колес: а) назначаем угол наклона зубьев β = 30º[2] б) определяем значение торцевого модуля мм ; в) суммарное число зубьев: Z∑ = г) уточняем значение mt и β: мм ; βº = 30,23066º д) число зубьев шестерни: Z1 = Z∑ /(u+1)=108/(5,01+1)=18; число зубьев колеса: Z2 = Z∑ – Z1 =108 – 18 = 90; Проверка: аW = (Z1 + Z2 ) · mt /2 ; 125 = (18 + 90) · 2,3148/2 ; 125 =125 ; е) диаметры делительных окружностей d = mt · z; d1 = 2,3148 · 18 = 41,666 мм; d2 = 2,3148 · 90 = 208,332 мм; ж) диаметры окружностей вершин: da1 = d1 + 2·mn = 41,666 + 2·2 = 45,666 мм; da2 = d2 + 2·mn = 208,332 + 2·2 = 212,332 мм; з) диаметры окружностей впадин: df 1 = d1 – 2,5·mn = 41,666 – 2,5·2 = 36,666 мм; df 2 = d2 – 2,5·mn = 208,332 – 2,5·2 = 203,332 мм; и) ширина колеса и шестерни: b2 = Ψba · aW = 0,4 · 125 = 50 мм; b1 = b2 + 4…8 = 50 + 4…8 = 54…58 мм; Принимаем b1 = 55 мм. 3.9 Проверочный расчет шевронной зубчатой передачи. 3.9.1 Уточняем коэффициент нагрузки: Для отношения Ψbd = b2 /d1 = 50/41,666 = 1,2 , при несимметричном расположении колес относительно опор, КНβ = 1,15[2] 3.9.2 Определение окружной скорости колес и степени точности передачи: м/с; Принимаем 8-ю степень точности по ГОСТ 1643-81[2] 3.9.3 Определяем коэффициент нагрузки: KH =KHβ ·KHα ·KHV = 1,15·1,13·1,01 = 1,31 ; где KHα - коэффициент неравномерности нагрузки между зубьями; KHα =1,13 [2] KHV - коэффициент динамической нагрузки, KHV =1,01 [2] 3.9.4 Вычисляем фактические контактные напряжения МПа ; Принимаем b2 = 45 мм, тогда МПа Принимаем b1 = 50 мм и уточняем Ψbd = b2 /d1 = 45/41,666 = 1,08 . 3.9.5 Проверяем зубья на выносливость по напряжениям изгиба Уточняем коэффициент нагрузки: КF = КF β ·КF υ = 1,26 · 1,3 = 1,64 ; Принимаем: КFβ = 1,26[2] КF υ = 1,3 [2] Вычисляем коэффициент торцового перекрытия εα : Определяем коэффициент, учитывающий многопарность зацепления Определяем коэффициент, учитывающий наклон контактной линии: ; Определяем эквивалентное число зубьев: ; ; YF – коэффициент, учитывающий форму зуба; YF 1 = 3,85[2] YF 2 = 3,6[2] Вычисляем напряжения изгиба: ; МПа < [σ]F 1 ; МПа < [σ]F 2 ; 3.9.6 Выполняем проверочный расчет на статическую прочность от действия перегрузок ; Определяем коэффициент перегрузки: ; Находим контактное напряжение: σHmax = σH · = 386 · = 583 МПа ; Находим изгибные напряжения: σFmax 1 = σF 1 · Кmax = 42 · 2,285 = 96 МПа ; σFmax 2 = σF 2 · Кmax = 44 · 2,285 = 101 МПа . Для термообработки улучшение и нормализация: [σ]Hmax = 2,8 · σТ [3] [σ]Fmax = 0,8 · σТ где σТ – предел текучести материала. Для колеса σТ = 340 МПа ; [σ]H 2 max = 2,8 · 340 = 952 МПа > σHmax ; [σ]F 2 max = 0,8 · 340 = 272 МПа > σF 2 max ; Условие статической прочности выполняется |