Реферат: Теория экономического анализа
Название: Теория экономического анализа Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа Выполнил студент 5-го курса ГОРШКОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ Особенности финансового и управленческого анализа. В современной рыночной экономике бухгалтерский учет все более делится на две отрасли: финансовый учет и управленческий учет. Финансовый учет решает проблемы взаимоотношений предприятия с государством и другими внешними пользователями информации о деятельности предприятия. Финансовый учет и особенно публичная финансовая отчетностьрегламентируются международными и национальными стандартами, обеспечивающими интересы внешних пользователей информации. Управленческий учет состоит из систематического традиционного учета, направленного на выработку управленческих решений в интересах собственников и администрации предприятия. Управленческий учет не регламентируется государством, его организация и методы определяются руководителем предприятия, в нем на первый план в деятельности бухгалтера выдвигаются управленческие задачи, требующие для своего решения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования, анализа хозяйственной деятельности, развитого математического аппарата и современной вычислительной техники. В содержание как финансового, так и управленческого учета входит анализ хозяйственной деятельности, но его организация, объекты и методы имеют свою специфику. Общая схема содержания анализа хозяйственной деятельности представлена на рис. 1. Субъектами анализа как непосредственно заинтересованные, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, персонал предприятия и администрация. Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Следует отметить что только руководство предприятия может углубить анализ, используя не только данныеотчетности, но и данные своей системы хозяйственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления. Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей информации. Это прежде всего аудиторские фирмы, а также консультационные фирмы, биржи, юристы, пресса ассоциации, профсоюзы и др. Итак, субъектами управленческого анализа являются только руководство и привлекаемые им аудиторы и консультанты. Информационной базой управленческого анализа является вся система информации о деятельности предприятия - о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация, хозяйственный учет, в том числе данные оперативного, бухгалтерского, статистического учета, внешняя публичная финансовая и вся система внутрихозяйственной отчетности, прочие виды информации, в том числе опросы специалистов, информация производственных совещаний, пресса и тд. Палитра субъектов финансового анализа весьма разнообразна. Но все эти субъекты анализа могут использовать, как правило, только данные публичной финансовой отчетности о деятельности предприятия. Стандартизация финансового учетаи публичной финансовой отчетности призвана оберегать интересы всех партнеров предприятия, в то же время сохраняя коммерческую тайну предприятия. Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. Причем возможности руководства в вопросах финансового анализа опять-таки шире, нежели у внешних пользователей информации. В технико-экономических обоснованиях любого коммерческого дела используются методы как производственного, так и финансового анализа. Так называемый маркетинговый анализ также предусматривает использование методов как производственного, так и финансового анализа в системе маркетинга, т.е. в управлении производством и реализацией продукции, ориентированном на рынок. 1. Определить влияние на изменение валовой прибыли ее отдельных составляющих, используя балансовый метод. Данные привести в следующей таблице 1. Таблица 1 Анализ валовой прибыли
2. Используя прием сравнения, проанализировать изменения балансовых статей за отчетный период. Данные привести в таблице 2. Таблица 2 Анализ динамики статей баланса
3. На основании правил построения факторных моделей построить двухфакторные модели зависимости объема произведенной продукции от: 1) численности рабочих и второго взаимосвязанного с ним фактора; 2) материальных затрат и второго взаимосвязанного с ним фактора; 3) общего фонда отработанных человеко-дней всеми рабочими с ним фактора. Cб=Аб*Вб,где Cб- объем произведенной продукции в базовый период; Аб- численность рабочих в базовый период; Вб- производительность в базовый период; В=78,2 (8600 / 110) ; Во=86,2 (8800 / 102),где Во-производительность в отченый период; 78,2*102=7976,4; 102*86,2=8800; Отклонение объема товарной продукции за отчетныйпериод от базового периода: 7976.4-8600=-623,6(в результате уменьшения численности рабочих); 8800-7976,4=+823,6(в результате увеличения производительности); 3,2Хб=Мб+Пб, где Мб- материальные затраты; за базовый период; Пб- прибыль за базовый период; Пб=968 (8600-7632); По=1346 (8800-7454), где По-прибыль за отчетный период; 7454+968=8422; 8600-8422=+178(снижение затрат за отчетный период); 8800-8422=+378(увеличение прибыли за отчетный период); Хб=Фб*Сб, где Фб-общий фонд отработанных человеко-дней за базовый период; Сб-выработка за человеко-день за базовый период; Со- выработка за человеко-день за отчетный период; Со=0,388, Хо=8800, Фо=22644; Сб=0,355, Хб=8600, Фб=24200; 22644*0,355=8038,6; 8038,6-8600=-561(в результате уменьшения числа человеко-дней в отчетном периоде); 8800-8038,6=+761,4 (в результате увеличения выработки в отчетном периоде); 8800-8600=+200(общее отклонение). 4. Построить факторную модель зависимости объема продукции от: численности рабочих, среднего числа дней работы одного рабочего и третьего взаимосвязанного с ними фактора. Хб=Аб*Дб*Сб, где Дб-среднее число дней работы одного рабочего в базовом периоде; Дб=220 (24200/110); До=222 (22644/102), среднее число дней одного рабочего в отчетном периоде; 102*220*0,355=7972,9 (численность рабочих за отчетный период, остальные показатели базисные); 102*222*0,355=8045 (численность рабочих и среднее число отработанных дней за отчетный период, выработка за базовый период); 102*222*0,388=8800 (все показатели за отчетный период); 7972,9-8600=-827,1 (в результате уменьшения количества рабочих); 8045-7972=+73 (в результате увеличения числа отработанных дней); 8800-8045=+755 (в результате увеличения выработки). 5. Используя данные отчетности и дополнительные данные, рассчитать следующие обобщающие показатели эффективности за базисный и за отчетный периоды и их динамику: 1) рентабельность реализованной продукции, %; 2) затраты на один рубль товарной продукции, коп.; 3) рентабельность капитала, %. Дать оценку уровню эффективности работы предприятия и ее изменению. Таблица 3.
Полученные показатели эффективности работы данного предприятия говорят о том, что уровень рентабельности за отчетный период ниже средних показателей по данной отрасли на 8,9%, а рентабельность капитала - на 1,73%. В тоже время предприятию за отчетный период удалось повысить рентабельность реализованной продукции на 5%, снизить затраты на один рубль продукции на 4 коп., повысить рентабельность капитала на 0,98%. Следовательно рост рентабельности продукции возник в результате роста прибыли без существенного снижения затрат при высоком уровне затрат. 6. Используя прием ценных подстановок, рассчитать влияние на изменение объема товарной продукции следующих факторов: 1) изменение численности работников, 2) изменение средней выработки продукции на одного работника. 6,1*Ха=145*57,3-8600; *Ха=-291,5 (прирост объема продукции за счет изменения численности работников). 6,2*Хв=8800-145*57,3; *Хв=491,5 (прирост объема продукции за счет изменения средней выработки продукции). Проверка: 8800-8600=200; 491,5-291,5=200. 7. Используя прием абсолютных отклонений (абсолютных разниц), рассчитать влияние на изменение объема товарной продукции следующих факторов: 1) изменение средней стоимости основных производственных средств (фондов); 2) изменение удельного веса активной части основных производственных средств (фондов); 3) изменения фондоотдачи активной части основных производственных средств. Исходные данные для расчета влияния факторов привести в следующей таблице 4. Таблица 4 Исходные данные для анализа использования основных средств
7,1 Ха=(20600-20150)*0,56*0,762 Ха=192. 7,2 Хв=(0,58-0,56)*20600*0,762 Хв=313,9 Хс=(0,736-0,762)*20600*0,58 Хс=-310,6 Рассчитать с помощью индексного метода и интегрального метода влияние расходов по оплате труда рабочих следующих факторов 1) изменения общего числа человеко-дней, отработанных всеми рабочими изменение среднедневной оплаты труда рабочих. 8,1Ха=(22644/24200 -1)*1320 Ха=-84,8 Хв=(6,43/6 -1)*0,936*1320 Хв=88,5 6,43/6 - индекс изменения среднедневной оплаты труда рабочих. 8,2Ха=(22644-24200)*6+(-1556*0,43)/2 Ха=-9670,5 Хв=(6,43-6)*24200+(-1556*0,43)/2 Хв=10071,5 Ñïèñîê ëèòåðàòóðû 1. БАКАНОВ М.И., ШЕРЕМЕТ А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 1997. 2. КОВАЛЕВ В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1996. 3. САВИЦКАЯ Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: ИП “Экоперспектива”, 1997. |