Реферат: Культура как социальное явление

Название: Культура как социальное явление
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат

Реферат по предмету: «Культурология»

Тема: «Культура как социальное явление»


П Л А Н

1. Деятельностный подход в изучении культуры.

2. Понятие «культура».

3. Структура культуры.

4. Функции культуры.

5. Искусство в системе культуры.

6. Список используемой литературы.


Вне философской рефлексии культура может быть осознана лишь в виде отдельных ее проявлений, а не как социально-историческая и эстетическая целостность. Поэтому для определения сущности культуры я использую философско-эстетический анализ проблемы. При этом следует отличать историю представлений о культуре от истории самой культуры. Хотя ее «зачатки» обнаруживаются на самых ранних этапах развития общества, они не сразу получают адекватное отражение в сознании людей. Такое отражение становится возможным на более высоком уровне развития общества и самого человека. Пока жизнедеятельность людей зависела от неподвластных им сил природы, решающую роль в своей жизни они приписывали не самим себе, а обстоятельствам, которые они обожествляли, превращая в предмет религиозного почитания и культа. Природа наделялась специфическими человеческими чертами сознанием, волей, способностью предопределять ход событий. И лишь в результате последующего развития люди смогли осознать, что многое в их жизни зависит от них самих, от их собственной продуктивно-творческой деятельности. По мере такого осознания и вырабатывались первые представления о культуре.

1. Деятельностный подход в изучении культуры

Поскольку субъектом культуры является сама человеческая личность, сущность которой раскрывается через активное, творческое начало, заложенное в природе человека, то среди многообразия взглядов на сущность культуры и самого человека одним из наиболее плодотворных в науке является деятельностный подход. В отличие от животного, именно человек обладает способностью целенаправленно и сознательно взаимодействовать с природой и другими людьми. В то время как жизнедеятельность животных подчинена в большей степени их приспособлению к условиям окружающей среды обитания, деятельный труд человека носит продуктивный характер и направление на преобразование не только своего непосредственного окружения, но и себя самого. Жизнедеятельность животных словно запрограммирована к определенной и относительно стабильной экологической среде и отсюда ее одномерный характер, практически неизменный в пределах нескольких поколений.

Жизнь человека в значительной степени направлена на осмысление своего бытия, на постановку сущностных вопросов этого бытия. Что есть мир и что есть Я в этом мире? В чем истина бытия и Кому принадлежит эта тайна? Что есть Благо, Любовь? Что такое Счастье, Добро, Красота? Нескончаемая череда вопросов и попытки найти на них ответы. Поиском ответов и их символизацией посредством языка искусства, науки, религии, мифологии и других форм духовного бытия и занята культура на протяжении многих тысячелетий своей истории.

Человек – венец творения. Но всякий ли человек? Всегда ли он реализует свой талант или направляет свои усилия и волю на что-то иное? От чего зависит его свобода выбора? Является ли он творцом своей судьбы? От мифологических представлений и художественных образов в искусстве – до научных теорий и политических дискуссий в культуре каждого народа накоплено немало ответов на эти вечные вопросы.

Роль каждого вида духовной культуры здесь поистине неоценима. Искусство – с помощью художественного образа, наука – с помощью понятий, теорий и умозаключений. Религия – религиозных догматов, все они строят свою картину мира, обогащая при этом, друг друга. Наука, заглянув в глубины Земли и Вселенной и осуществив техническую революцию, пока находится в самом начале пути в стремлении объяснить тайны мироздания и миросозерцания человеческой души. Современное научное знание нередко лишь стремится обрести ту полноту знания, которой обладали древние. По-видимому, методы научного анализа, которыми начиная с эпохи Просвещения пользовалась наука, оказались не столь безупречными, как казалось многим еще недавно (речь идет о рационализме как способе мышления в подходе к решению многих, в том числе и социальных проблем). Полнота античного знания (гнозиса) во многом определялась «включенностью» науки в древнюю традицию – не только европейскую, но и восточную. Своими глубинными корнями античное знание уходило в египетскую культуру, оказавшуюся отчасти доступной некоторым греческим посвященным (Фалесу, Пифагору и др.). Антиномичность (противоречивость) мышления, когда одновременно оба высказывания могут быть истинными, издревле отличала мышление мудрецов, содержала полноту их знания о чем-либо, включая самого человека.

В понимании культуры нашло выражение осознание человеком своей самостоятельной роли в действительном мире, только ему свойственной активности, несводимой к действию ни природных, ни божественных сил, что означало рождение «культа» самого человека, пришедшего на смену всем иным культам древности. Возникновение самостоятельного понятия «культура» ученые лингвисты относят к XVIII в. На рубеже средних веков и Нового времени произошли существенные сдвиги в общественном бытии человека, которые коренным образом изменили отношение человека к окружающему миру и самому себе. Разрушились старые традиционные патриархальные связи и отношения, которые связывали человека с природными условиями его жизни. Благодаря общественному труду человек осознал свои действительные возможности, что, по-видимому, и привело к рождению понятия, наиболее полно фиксирующего результаты и последствия его деятельности – понятию культуры. Итак, что же такое культура?

2. Понятие «культура»

Слово «культура» встречается практически во всех языках народов мира. В переводе с латинского оно означает «возделывание». В философском энциклопедическом словаре дано следующее определении культуры: «Культура есть выражение специфически человеческого единства с природой и обществом, характеристика развития творческих сил и способностей личности». Культура означает возделывание, преобразование и улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности для удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Именно деятельность человека является необходимым условием производства, распространения и освоения ценностей, выработанных человеческой культурой.

3. Структура культуры

Культура – явление многосложное, имеющее свою структуру. Она делится на духовную и материальную, что явилось следствием исторического разделения труда на умственный и физический и его специализации. Духовная культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов и обычаев, усвоенных человеком как членом общества. Духовная культура органически дополняется материальной, или производственной, включающей мир техники.

Культура тесно связана с религией, стоявшей у истоков ее возникновения и развития и не случайно поэтому «культура» и «культ» имеют один корень. Глубина тайны творения мира и человека, заключенная в сакральном знании, требовала и особого языка передачи от поколения к поколению этой полноты знания и заключения его в особые формы. Для этой цели служило искусство. Поэтому именно эти две формы духовной культуры – религия и искусство – стояли у истоков ее возникновения задолго до возникновения других форм (науки, философии, права и др.).

Проблема соотношения религии и искусства является одной из центральных при рассмотрении необъятного мира человеческой культуры и созданных им общечеловеческих ценностей, имеющих специфические средства и формы выражения в каждой национальной культуре. Имея своим предметом «внутреннюю реальность», искусство и религия своими корнями были тесно связаны с ритуальным опытом древнего человека. Глубинные пласты сакрального питали искусство на всем протяжении его истории. Визуально и вербально воплощались в образы, содержащие в себе «проект» связи с миром «внутренней (подлинной) реальности», миром идеальных сущностей. Древние люди хорошо знали, что прикасаться к миру божественных тайн необходимо со всей осторожностью и соблюдая определенные условия. Мир европейской христианской культуры был наполнен символами и образами божественных откровений созданными по Образу и подобию, закрепленный и свято оберегаемый традицией. Однако со временем традиция пошатнулась, и уже «то, что было откровением для людей, живших в эпоху Просвещения, древние явно разумели…»

Действительно, культура человечества богата и многообразна в своих проявлениях. Она включает в себя все, что создано трудом, разумом и творческой энергией человека – начиная от орудий труда, средств транспорта, технических изобретений и научных открытий, норм, философских учений, систем политической власти, права, религиозных верований, разнообразных традиций, ритуалов и праздников. Весь окружающий человека мир это мир созданной им культуры, которая пронизывает собой все сферы человеческой личности и общественную жизнь. Являясь для человека естественной средой обитания, культуру называют также «второй природой».

4. Функции культуры

Чем значительнее роль культуры в жизни общества, тем многообразнее ее функции. Важнейшая – гуманистическая функция свидетельствует о том, что благодаря культуре смягчаются противоречия между человеком и природой, человеком и человеком. В отличие от животных человек не только пользуется тем, что предоставляет ему природа, но и создает свой, «очеловеченный» мир – культурную среду, которая является «второй природой». Благодаря присущему человеку стремлению к красоте, он реализует эстетическую функцию, которая проявляется в том, что создавая разнообразный мир культуры, человек развивает и свои творческие силы и потребности. Он формирует свой духовный облик, являясь в то же время мерой создаваемой им культуры. В сочетании традиций и новаторства осуществляется процесс исторической преемственности культурных ценностей. Тем самым, проявляется коммуникативная функция культуры – сохранение и передача социально-значимой информации, которую человек усваивает, совершенствует и вновь передает новым поколениям. Благодаря науке и искусству человек не утрачивает свои знания и опыт, а постоянно их обновляет, расширяя горизонты познания (гносеологическая, или познавательная функция). И, наконец, в процессе воспитания и образования формируются нравственные ценности и мировоззренческие ориентиры личности, а также эстетические вкусы и идеалы (воспитательная функция).

5. Искусство в системе культуры

Специфика культуры на каждом историческом этапе развития наилучшим образом раскрывается через такой феномен, как искусство. В свою очередь, чтобы понять природу искусства, необходимо рассмотреть его в контексте всей человеческой культуры, элементом которой оно является, наряду с религией, мифологией, моралью, философией, наукой, правом и другими его формами. «Духовная жизнь, частью которой является искусство и в которой оно является одним из наиболее мощных факторов, есть движение вперед и ввысь…», - писал В. Кандинский в работе «О духовном в искусстве».

Искусство возникло на заре становления и культуры и самого человека вместе с религией, с которой оно связано глубочайшими сакральными корнями, являющимися ее онтологическим основанием. Задолго до науки и права искусство участвовало в познании окружающего мира и самого человека, гармонизации его с природой и социумом. Обладая во многом общими с культурой функциями, искусство в то же время имеет свою специфику. Если культура позволяет человеку реализовать его эстетические потребности в различных сферах деятельности во всей полноте их проявлений, то искусство (прежде всего традиционное и классическое) направлено на удовлетворение художественных потребностей, тесно связанных с проявлением человеческого духа. Искусство есть сотворение гармонии из хаоса. Но о каком искусстве идет речь? Конечно, не о светском, рафинированном и утонченном, утратившем свои сакральные черты, особенно в последние два-три столетия. Природа искусства существенно трансформировалось уже в Новое время, когда изменилось представление человека о мироздании. Наряду с наукой, правом и другими формами духовной культуры, искусство стало тесно соприкасаться с материальным миром и служить его интересам. Однако так было не всегда.

Являясь специфической и уникальной формой духовной культуры, а также продуктом человеческой деятельности, искусство содержит в себе противоречие духовного и телесного, которое присутствует и в самом человеке. С одной стороны, искусство обращено к миру высших духовных ценностей и стремится «дотянуть» до них обычного человека, формируя эстетические потребности и совершенствуя его внутренний мир. Но с другой стороны, искусство принадлежит миру материальному, который не всегда согласуется с миром духовных ценностей (а чаще ему противоречит), и поэтому искусство направлено также на эстетизацию среды, в которой обитает человек, становясь дизайном. Участвуя в художественном конструировании этой среды и продуктов человеческой деятельности, оно направлено также на этсетизацию материального потребления. Такое искусство не лишено «практического интереса» и прикладная роль становится для него основной.

Однако и «чистое» созерцание и любование предметом, которое И. Кант считал специфической чертой эстетического, также до конца не реализует онтологического назначения искусства, которое лежит в глубине сакрального. Это «чистое» созерцание приводит к эстетизму и чувственному наслаждению, при этом в художественном образе форма начинает преобладать над содержанием, а со временем и вовсе становится не столь важной и значимой.

Вопрос о природе эстетического в искусстве по-прежнему является одним из центральных в науке. Одни исследователи считают, что главное назначение искусства в том, что оно призвано познавать мир присущими ему специфическими средствами. Так, Аристотель рассматривал искусство как подражание природе вещей, следовательно, и их познание. Гегель считал искусство и все художественное творчество одним из проявлений абсолютного духа, способного «непосредственно созерцать истину».

Однако познавательная (гносеологическая) функция не исчерпывает всей природы искусства. Наука тоже познает действительность и это ее главнейшая функция. Но в отличие от искусства, науку интересует мир, существующий сам по себе, объективно, а искусство волнует мир самого человека и человек в мире, т.е. личностный аспект. Кроме того, художественное познание выражено эмоционально, а не языком понятий и умозаключений, как в науке.

Художник не только познает мир, но и создает свой особый художественный мир – мир искусства посредством его произведения (и в этом выражена его особая художественно-эстетическая функция). Благодаря художественной форме и содержанию он пытается выразить и запечатлеть свое отношение ко всему, что волнует его как творческую личность. Художник стремится увидеть в своем внутреннем, субъективном объективное и значимое для других людей. В этом его великое предназначение как творца искусства. В классическом искусстве художник «творил» новую реальность по законам красоты, которые были запечатлены в каноне. В разное историческое время каноны в искусстве резко отличались друг от друга. Одно дело каноны в искусстве древних цивилизаций (например, в Древнем Египте), свято охраняющие религиозные культы. И другое дело в античности, когда появляется большая свобода творчества. И даже в античную эпоху искусство Древней Греции и Древнего Рима столь различалось по своему образному решению, хотя и опиралось на общие каноны.

В мире классической культуры художники отражали мир с позиции эстетического идеала, на формирование которого большое внимание оказывала не только традиция, но и собственное мироощущение. Поэтому были нередки случаи, когда художники (писатели, композиторы, поэты) намного опережали свое время. Ценности, значимые для их творческой личности, не могли не отразиться на создаваемых ими произведениях. При этом, стремление к идеалу могло выражаться двояко: художник создавал мир идеальных образов, во многом усовершенствуя мир реальный, или напротив, намеренно подчеркивал отрицательные стороны, чтобы вызвать к ним негативное отношение у воспринимающего. Тем самым, действуя эмоционально, он стремился сформировать в человеке позитивное и «спровоцировать» его на изменение тех сторон реальности и самого себя, которые его не устраивали, - в этом заключена огромная воспитательная роль искусства.

Настоящий художник вряд ли будет всецело доверяться публике. О толпе, которая то хулит, то рукоплещет, но редко способна по-настоящему оценить талант, не раз писали классики литературы (например, А. С. Пушкин). Высшим судьей для художника является Бог и время, которое все расставит по своим местам. Не случайно процесс художественного творчества сравнивают с божественным актом, считая первым Художником самого Торца. Лучшие творения искусства не только эмоционально окрашены, но и способны вызвать истинную радость и подлинное эстетическое наслаждение. Катарсис (очищение) греки не случайно считали одной из важнейших целей искусства, в результате которого человек преобразуется, становясь совершеннее.

Наряду с познавательной, художественно-эстетической и воспитательной, у искусства есть еще одна важнейшая функция – коммуникативная. Искусство можно рассматривать также как некий информационный «код», благодаря которому передается особого родя информация от одного поколения к другому. Конечно, произведение искусства нельзя свести только к знаку или символу, однако знание особых специфических языков каждого вида искусства в разную историческую эпоху необходимо для того, чтобы адекватно воспринимать ту информацию, которая в них содержится. Семиотический подход к искусству заметно обогатил представление о природе искусства и в ряде случаев явился весьма продуктивным (особенно при изучении особенностей искусства древних цивилизаций), однако ограничиваться им не следует.

Интересную эстетическую концепцию мы встречаем у И. Канта – основоположника немецкой классической философии и эстетики. В своем труде «Критика способности суждения» (1790 г.), который современники называли «библией чистого искусства», он пытается выяснить специфику эстетического, связывая его со свободной игрой воображения и рассудка. Эстетическое чувство, согласно Канту, бескорыстно и сводится к чистому любованию формой предмета. Являясь предметом всеобщего любования, оно не может быть обосновано логически, но имеет форму целесообразности. Прекрасным кант считал то, что нравится всем без всякого интереса своей чистой формой. В духе философии просвещения он рассматривал эстетическое в неразрывной связи с этическим. Не может быть прекрасным то, что не является нравственным и не вызывает чувства доброты, считал Кант. Злого человека нельзя считать прекрасным, даже если он внешне красив. Необходима гармония человеческих черт, и именно искусство содействует культуре способностей души для общения между людьми.


6. Список используемой литературы

1. Гадамер Г.- Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991 г.

2. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. – М., 1991 г.

3. Кандинский В. О духовном в искусстве. – М., 1992 г.

4. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. – М., 1983 г.

5. Мамонтов С. П. Основы культурологии. – М., 1993 г.