Курсовая работа: Личность и творчество Сальвадора Дали
Название: Личность и творчество Сальвадора Дали Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: курсовая работа |
АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЛИАЛ в г. НОВОРОССИЙСКЕ Факультет Экономики и управления . Кафедра Регионоведения и международных отношений . КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Культура , литература и религия изучаемого региона на тему «Личность и творчество «Сальвадора Дали» . Исполнитель: Студент(ка) 3 курса Группы: 20 – Р – О1Н Ф.И.О. Финякина Т. В. Руководитель работы: Кошкарова Ю. А. НОВОРОССИЙСК 2003 СодержаниеВведение___________________________________________________ 3Глава 1. Сюрреализим: становление и основные принципы________6Глава 2. Сальвадор Дали – начало пути__________________________92.1. Начало пути ______________________________________9 2.2. Ранее творчество и интриги ________________________10 2.3. Ничего нового____________________________________11 Глава 3. Сальвадор Дали – король сюрреализма___________________14 3.1. Реалист и Сюрреалист_____________________________ 143.2. Приход Галы_____________________________________ 16 3.3. Прочность памяти_________________________________17 3.3.1. Вильгельм Телль и Ленин_____________________18 3.3.2. «Ангел» Дали_______________________________19 3.3.3. Сюрреализм – c¢estmoi_______________________20 3.4. Сюрреалист – Знаменитость________________________21 3.5. Искусство и Гражданская война_____________________22 Глава 4. Жизнь в Америке___________________________________25 Глава 5. Конец мечты______________________________________ 28 5.1. Театр – Музей Дали_______________________________28 5.2. Конец мечты_____________________________________29 Заключение_______________________________________________33 Источники________________________________________________35 Список литературы________________________________________ 35 Приложение ВведениеПочему темой данной курсовой работы было выбранно творчество Сальвадора Дали? Творчество этого художника давно привлекает человечество. Его картины, в самом деле, похожи на сны, скорее даже не осмысленные сновидения, а то состояние, в котором пребывает человек прежде, чем погрузиться в сон: перед глазами проплывают немыслимые образы, странные видения…. Именно их Сальвадор Дали запечатлевает на своих картинах. При этом Дали обладает талантом совмещать, казалось бы, несовместимое: точность изображения, присущую фотографии с неумелыми, словно бы детскими мазками, реалистичные пейзажи и нереальные существа. Так и полотна художника заставляют испытывать противоположные эмоции: восторг и порой отвращение, зачарованность и ужас… Еще одной особенность даже не картин, а всего творчества Дали, на наш взгляд, является некая объединенность сюжета большинства картин. Здесь часто мелькают одинаковые или похожие образы – расплавленные часы, слоны на длинных тонких, словно бы птичьих ногах, и почти везде в том или ином виде ощущается присутствие Галы, музы художника. Таким образом, творчество Сальвадора дали можно воспринимать как одну эпопею, графические главы которой – картины. Картины Дали далеки от классических, но возможно, именно это проявление его гения – ведь, несмотря на странные образы, которыми они наполнены, зритель понимает смысл, переданный в них. Как говорят, простота и гениальность, гениальность и сумасшествие всегда шагают рядом. Как сказал Дали, «…единственное различие между сумасшедшим и им самим состоит в том, что он таковым не является»[1] Думается что, эта фраза передает душевное состояние художника на протяжении всей его жизни. Выбрано именно творчество этого испанского художника из-за его загадочности, неопределенности, необъяснимости, - из-за всего того, что заключено в слове «сюрреализм». А, описывая это направление, вполне логично отдать предпочтение человеку, названному «королем сюрреализма», ответившему на вопрос, что же представляет собой это направление, фразой: «Сюррелизм – это я»[2] . И пусть эта фраза звучит несколько напыщенно, на наш взгляд, она вполне обоснована. Ведь какая ассоциация возникает у нас со словом «сюрреализм»? Какая ассоциация возникает у нас с именем «Сальвадор Дали»? Дали поистине человек неограниченных талантов: будучи гением живописи, он испытал себя в режиссуре, литературе, в качестве дизайнера, и даже в парфюмерии. Один из величайших художников ХХ века, хотя и успешно разрекламированный, этот человек до сих пор остается загадкой, окруженной ореолом всевозможных слухов, домыслов и мифов. Психологическое объяснение - самому Дали оно очень нравилось - могло бы быть таковым, что он ясно осознавал свою собственную неполноценность, которую ему нужно было как-то компенсировать. Но если все обстояло таким образом, откуда взялись эти чувства и как они развились? Его жизнь в небольшом каталонском городке Фигерас на севере Испании, казалось, была счастливой и типичной для выходца из провинциальной семьи среднего достатка. Цель данной курсовой работы – это как можно подробнее описать личность и творчество Сальвадора Дали, подчеркнуть его огромный вклад в культуру и искусство, имеющий всемирное значение. Понимание места Сальвадора Дали в истории современного искусства сходно с восприятием его картин - ощутимые и четкие образы оказываются одновременно полными неопределенности и двусмысленности. Судя по тому, что известно о его ранней юности, им двигало желание отличаться от своих современников, и в то же время ему хотелось быть признанным ими главенствующей личностью со своими всегда правильными взглядами. Раскрыть все его таланты и особенности и есть задача курсовой работы. Глава 1 посвящена самому направлению «сюрреализм», его становлению и основным принципам. Творчество Сальвадора Дали стало символом этого движения, поэтому прежде чем говорить о Великом Сюрреалисте, следует обратиться к истокам самого понятия. В главе 2 речь пойдёт о юности и раннем творчестве Сальвадора Дали, о его семье, о его нелёгких отношениях с отцом. Тема семьи потом будет нередко присутствовать в его картинах. Глава 3 посвящена Сальвадору Дали как королю сюрреализма. В ней пойдёт речь о встрече художника с его музой и будущей женой Галой, после которой наступили заря величия, признание и богатство. О принятии его в круги сюрреалистов. О тоске по родному дому. И о его картинах, которые пронизаны его чувствами, переживаниями и любовью. Глава 4 расскажет о жизни Сальвадора Дали в Америке, где он писал свои незаурядные картины, работал над фильмами с известными режиссёрами. Дали, как правило, нравилась активная деятельность, и вместе с Галой, постоянно находящейся рядом с ним, он стал известен всем Соединенным Штатам Америки как король современного искусства. Глава 5 посвящена последним годам жизни великого короля сюрреализма. Глава 1. Сюрреализм: становление и основные принципыСлово сюрреализм (франц. «сверхреальность») уже давно превратилось в общеупотребительное понятие, которым обозначают всё странно сочетаемое, удивительное,фантастическое, оторванное от реальности. Что же касается сюрреализма как художественного направления, то начало ему положил «Манифест сюрреализма», опубликованный французским поэтом Андре Бретоном в 1924 г. В это время вокруг теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников - это художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты - Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить жизнь. Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле. Свои собрания эти люди называли термином sommeils - что означает "сны наяву". Во время своих "снов наяву" сюрреалисты (как они себя назвали, позаимствовав слово у Гийома Апполинера) занимались странными вещами - они играли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловые сочетания, которые возникают в ходе игр типа "буриме": они по очереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Так однажды родилась фраза "изысканный труп будет пить молодое вино"[3] . Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей. Таким образом, из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы. Сюрреалистические группы постоянно обновлялись. Поэтому за всё время существования движения с ним оказалось связано множество художников, определивших развитие искусства XX в. Начиная с 30-х гг. выставки сюрреалистов стали международными. По определению Андре Бретона сюрреализм есть «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений». В предысторию сюрреализма неизменно включается «этап дада». Действительно, сюрреализм многое почерпнул из легкомысленных открытий дадаизма, отринув, правда, его насмешливость. Дадаисты Ханс Арп, Макс Эрнст, Марсель Дюшан, Франсис Пикабиа и другие составили ядро нового движения. Сюрреализм использовал ключевые приёмы дада — «реди-мэйд», «автоматическое письмо», совмещение в одном произведении образов, лишённых логических взаимосвязей. Всё это подкреплялось философией Анри Бергсона, который считал, что суть явлений можно постичь не разумом, а только интуицией. Сюрреалисты взяли на вооружение и теории австрийского психолога Зигмунда Фрейда о бессознательном как важнейшей сфере человеческой психики, о значении сновидений для понимания подлинных вкусов, влечений и причин поступков человека[4] . Принцип психоанализа, разработанный Фрейдом, основывался на методе свободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова, представления, образа из сновидений и т. п., высказывает все, без разбору мысли, которые приходят в голову. Так же рождается сюрреалистический образ: он возникает вследствие «чудесной встречи», т. е. произвольного с точки зрения обыденной логики соединения в тексте либо на холсте различных слов или изображений. Считалось, что именно в этих случайных «встречах» могут обнаружиться черты ощущаемой, но скрытой для разума поэтической реальности. Ещё в 1919 г. Андре Бретон и Филипп Супо написали поэму «Магнитные поля» — по сути, первое сюрреалистическое произведение, созданное методом автоматизма. Вообще коллективное творчество характерно для сюрреалистов. Поэтому они так любили всевозможные игры, в частности игру в слова. По её правилам игрок записывал слово и, перегнув листок, передавал соседу. Тот, не видя предыдущего, вписывал своё слово. Однажды составилась фраза, которая всех восхитила: «Изысканный труп будет пить прекрасное вино». С тех пор игру называли «Изысканный труп», а со временем её видоизменили: стали не писать, а рисовать. Методом графического автоматизма начал свою деятельность, включившись в сюрреалистическое движение, французский художник Андре Массон (1896—1987). Индийской тушью он водил по бумаге. Случайно возникающие линии и пятна напоминали некие образы, которые при последующем движении руки изменялись. Птица могла превратиться в женщину, а затем в каплю, и наоборот. Художника завораживал этот процесс. Подчас рождались очень цельные композиции, наполненные «знаками» людей, животных, растений или непонятными, таинственными узорами. Практиковались и другие новоизобретённые техники (всего их насчитывалось около тридцати), например фроттаж (франц. «натирание»). Как-то Эрнст положил бумагу на пол и натёр её графитом. Рельеф растрескавшегося паркета создал на листе выразительную фактуру. Впоследствии фроттажи делали, используялюбую негладкую поверхность. Случайный рисунок, по мнению авторов, напоминал галлюцинации. Австрийский художник Вольфганг Паален (1905—1959) изобрёл фюмаж (франц. «копчение»), при котором использовались следы на бумаге или холсте от копоти свечи. Символом же движения стало творчество испанского художника Сальвадора Дали. О нём и о его творчестве и пойдёт дальше речь. Глава 2. Сальвадор Дали – начало пути2.1. Начало пути Сальвадор Филипп Яхинто Дали родился 1 Мая 1904 года. Его отец был государственным нотариусом в Фигерасе. Он знал свое место в обществе и, как многие каталонцы, был антимадридским республиканцем и к тому же атеистом. Мать Сальвадора также была типичным представителем своего класса. Она была любящей женой и непоколебимой католичкой, которая, вне всякого сомнения, настояла на том, чтобы ее семья регулярно посещала церковь. Оба родителя любили Сальвадора и его младшую сестру Анну-Марию и обеспечили им самое лучшее для того времени образование, которое было доступно им. Вскоре у Сальвадора сложилось устойчивое мнение о том, что родители любили вовсе не его, а старшего брата, умершего в 1903, за год до его рождения. Это откровение появилось в Невысказанных откровениях Сальвадора Дали, книге, опубликованной в 1976 году, после издания трех предыдущих его автобиографий. Было ли это изгнанием последствий травмы или плодом живого воображения художника, всю свою жизнь создававшего скрытые и двусмысленные образы, автора так называемого процесса параноидально-критического мышления, мы можем лишь догадываться. Дали, несомненно, был умным юношей, хотя он любил утверждать обратное. Он обладал природным талантом в рисовании, что отразилось в рисунках на полях его учебников и карикатурах, которые он рисовал, чтобы позабавить свою сестру. Его талант развивал Рамон Пихо, местный художник импрессионист – пуантилист и друг семьи Дали. Большая часть юности Дали прошла в семейном домике возле моря в Кадакесе. Здесь мальчик с богатым воображением общался с местными рыбаками и рабочими, вбирая в себя мифологию низших слоев общества и изучая суеверия своего народа. Возможно, это повлияло на его талант и стало предпосылкой вплетения мистических тем в его искусство. Как утверждала Анна-Мария, их дом был такой же, как и все остальные. Жизнь казалась счастливой, хотя смерть матери от рака в 1921 году явилась огромным эмоциональным потрясением и тяжелым ударом для семьи. 2.2. Раннее творчество и интриги Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей жене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых первых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Эдиповского отца, желающего уничтожить своего сына. Дали использовал эту тему в некоторых своих картинах на протяжении многих лет. В Мадриде Дали познакомился с людьми, которые оказали большое влияние на его жизнь. Одним из них был Луис Бюнюэль, который впоследствии стал одним из самых уважаемых в Европе киноавангардистов на следующие полвека. Другим большим другом Дали, оказавшим на него огромное влияние, был Федерико Гарсия Лорка, поэт, ставший вскоре одним из самых популярных драматургов Испании. Во время гражданской войны он был застрелен солдатами диктатора генерала Франсиско Франке. Отношения между Дали и Лоркой были очень близкими. В 1926 году было опубликовано стихотворение Лорки "Ода Сальвадору Дали", а в 1927 году Дали разработал декорации и костюмы для постановки "Марианы Пи-неды" Лорки. Как Бюнюэль, так и Лорка являлись частью новой интеллектуальной жизни в Испании. Они бросали вызов консервативным и догматическим доктринам политической верхушки и католической церкви, которые, в основном, формировали испанское общество того времени. Новые идеи стимулировали и без того радикальное мышление Дали. Это привело его к несогласию с методами Академии изящных искусств Мадрида, где он начал учиться и откуда был исключен в 1926 году за подстрекательство к беспорядкам среди студентов. К этому времени на его счету уже была первая персональная выставка, прошедшая в ноябре 1925 года в Галерее Делмо в Барселоне, где ее благосклонно встретили. Большинство его работ в то время было сделано в духе исследования новых течений, преобладавших тогда в художественном мире Парижа. Он попробовал себя в качестве импрессиониста в "Автопортрете с шеей в стиле Рафаэля" (1921-22) (приложение 1). Горы в Кадакесе на втором плане картины стали типичным пейзажным мотивом работ Дали. Затем была попытка создания картины в стиле кубизма. Подражая его основателям Жоржу Браку и Пабло Пикассо, Дали написал еще один автопортрет: "Автопортрет с "Ла Публичитат"[5] .В 1925 году Дали написал еще одну картину в стиле Пикассо: "Венера и моряк" (приложение 2). Она вошла в число семнадцати картин, экспонировавшихся на первой персональной выставке Дали. 2.3. Ничего нового Дали пока не видел оригиналы современных картин, хотя в Барселоне в 1920 году прошла выставка современного искусства. В то время на художника оказали большое влияние журнальные репродукции. В 1926 году Дали вместе с семьей совершил поездку в Париж, мировой центр искусства. Там он побывал в мастерской Пикассо. Однако Дали не спешил в следующую поездку в Париж. Возможно, он хотел понять, что он там ищет. Но кроме того, как это выяснилось позже, когда ему пришлось часто переезжать, чтобы поддержать свой растущий мировой статус, он не любил менять привычную обстановку Кадакеса и Коста Брава в Каталонии. Глава 3. Дали – король сюрреализма 3.1. Реалист и Сюрреалист Даже до поездки Дали в Париж в его работах проявлялись сюрреалистические качества. На картине "Фигура женщины у окна" (приложение 3), написанной в 1925 году, художник изобразил свою сестру Анну-Марию смотрящую из окна на залив в Кадакесе. Полотно пропитано духом нереальности сна, хотя написано в дотошном реалистическом стиле. В нем присутствует аура пустоты и одновременно чего-то невидимого, что притаилось за пространством картины. Кроме того, картина создает ощущение тишины. Если бы это была работа импрессионистов, зритель чувствовал бы ее атмосферу: слышал бы море или шептание бриза, но здесь кажется, что вся жизнь замерла. Фигура Анны-Марии изолирована, она находится в другом мире, и ее широкий зад, часть женского тела, которым Дали был одержим, лишен чувственности женских образов Ренуара или Дега. 3.2. Приход Галы Гала Элюар (урожденная русская Елена Делувина-Дьяконова) была казалась Дали утонченной самоуверенной женщиной, вращавшейся долгое время в высших художественных кругах Парижа, в то время как он был всего - на всего простым молодым человеком из маленького провинциального городка на севере Испании. Сначала Дали был поражен красотой Галы и разражался смущенным истерическим хихиканьем, когда они разговаривали. Он не знал, как вести себя при ней, хотя втайне признавал, что она его возбуждала. В свою очередь, Галу смущал этот напряженный молодой человек и его озабоченность мастурбацией и кастрацией. Когда Поль Элюар вернулся один в Париж, Дали и Гала нашли выход из сложившейся проблематичной ситуации в сексе. "Первый поцелуй, - писал Дали позже, - когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, был лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия"[7]
. Такие образы часто появлялись в последующих работах Дали: отбивные котлеты на теле человека, жареные яйца, каннибализм - все эти образы напоминают о неистовом сексуальном освобождении молодого человека. Когда эта парочка впервые сбежала вместе, они заперлись в своей комнате в замке Кари-ле-Руэ неподалеку от Марселя и отрезали себя от остального мира. Это бегство продолжалось всю их супружескую жизнь, даже тогда, когда Дали стал скандально знаменитым. Гала - чьей реакцией на неистовую страстную любовь Дали были, как утверждают, слова: "Мой мальчик, мы никога не расстанемся"[8]
- стала для него не просто удовлетворяющей его страсть любовницей. Когда она в конце концов бросила своего мужа и переехала к Дали в 1930 году, то проявила себя как отличный организатор, деловой менеджер и патронесса. А когда они наконец-то поженились в 1934 году, бывший муж Галы Поль Элюар был одним из свидетелей на брачной церемонии. 3.3. Прочность памяти Образ пустынного берега прочно засел в сознании Дали в то время Художник писал пустынный пляж и скалы в Кадакесе без какой-либо определенной тематической направленности. Как он утверждал позже, пустота для него заполнилась, когда он увидел кусок сыра камембер. Сыр становился мягким и стал таять на тарелке. Это зрелище вызвало в подсознании художника определенный образ, и он начал заполнять пейзаж тающими часами, создавая, таким образом, один из самых сильных образов нашего времени. Дали назвал картину "Постоянство памяти" 3.3.1. Вильгельм Телль и Ленин Для Дали Вильгельм Телль символизировал полный разрыв символической пуповины, которая связывала его с домом и всем тем, что было с ним связано в плане тотемов и табу. Первая картина художника, посвященная этой теме, называлась просто "Вильгельм Телль" (1933) (приложение 5). В том же году он написал "Загадку Вильгельма Телля". В ней легенда Вильгельма Телля смешана с жизнью Ленина. Дали уже написал в 1931 году картину с использованием образа Ленина: "Пристрастная. галлюцинация: явление шести голов Ленина на рояле" (приложение 6), где голова русского революционера изображена в сияющем ореоле на клавиатуре рояля в темной комнате. В комнате находится лишь один отец, что-то созерцающий. Его рука покоится на спинке стула с вишнями. Это - подсознательный образ наказания Дали в детстве, боязни отца и память о тарелке с вишнями в комнате для наказаний. 3.3.2. "Ангел" Дали Вновь обретенная уверенность Дали в себе и в своей работе появилась благодаря отношениям с Галой, женщиной, полностью его удовлетворявшей. Но он не был настолько ослеплен любовью, чтобы не видеть другого значения их связи. Он выразил это в своей новой мифологии "Ангела", самой известной картины французского художника девятнадцатого века Жана-Франсуа Милле. На этой знаменитой картине, горячо любимой викторианцами за пропитывающие ее благородные чувства, были изображены крестьянин и крестьянка, склонившиеся, как во время молитвы, после работы. В своих работах Дали дал совершенно другую интерпретацию сцене Милле. Женщина стала похожа на хищную птицу, она отнюдь не воздает благодарение за работу, которая дает им хлеб насущный каждый день, а собирается напасть на своего спутника и съесть его. "Ангел" Милле действительно появляется в картине Дали "Гала и "Ангел"" Милле незадолго до явления конического анаморфоза[9] , написанной в 1933 году. Здесь Гала изображена в комнате, в дверях которой находится фигура сидящего Ленина. Максим Горький с омаром на голове выглядывает из-за двери. Над дверью висит "Ангел" Милле, таким образом, снова две мифологии слиты воедино. 3.3.3. Сюрреализм – C ¢ est moi Женитьба на Гале пробудила в Дали неистощимую фантазию и новую неисчерпаемую энергию. В его творчестве начался плодотворный период. В это время его личный сюрреализм полностью превозобладал над нормами и установками остальной группы и привел к полному разрыву с Бретоном и другими сюрреалистами. Теперь Дали никому не принадлежал и утверждал: "Сюрреализм – с¢estmoi"[10] . «Не стоит придавать слишком большого значения просчитанной мании величия, наигранному нарциссизму «божественного» Дали. Но то место, которое он занимает в художественной картине двадцатого столетия, окажется долговечнее этих шлаков и перегибов»[11] . Вдобавок к своим исследованиям Дали начал использовать прием двойственного изображения, при котором предметы могли рассматриваться как один или как два объекта. Одним из самых простых вистов на это новое поприще стала "Призрачная повозка" (1933), где два пассажира, пересекающие долину Ампурдан неподалеку от Кадакеса на крытой повозке, влекомой лошадью, оказываются также башнями далекого города, а колеса выглядят как палки, торчащие с обеих сторон дороги. В левом углу картины находится разбитая амфора, намек на то, что разрушенный римский город Ампуриас находится неподалеку от Ампурдана, который также присутствует в другой загадочной картине под названием "Химик Ампурдана в поисках абсолютно ничего" (1936). 3.4. Сюрреалист-Знаменитость По возвращении из поездки в Соединенные Штаты в 1937 году, Дали участвует в другой международной выставке сюрреалистов, на этот раз - в Париже. Теперь он создал сюрреалистическую композицию "Дождливое такси". Она представляла собой такси с обнаженным манекеном (какие обычно выставляют в витринах) на заднем сиденье. Его тело было покрыто живыми улитками. Кроме того, в салон лилась вода из дыр в крыше. Работа вызвала большой шум и гнев критики. Дали примирился со своим новым статусом личности, что выразилось в его многозначительной картине "Метаморфозы Нарцисса" (1936-37) (приложение 7). Это была его самая удачная картина того периода с двоякими образами. На первый взгляд кажется, что на ней изображены конечности двух фигур на обычном фоне. Но затем можно заметить, что конечности в левой части картины принадлежат фигуре человека, частично скрытого в тени и смотрящегося в воду, которая отражает его изображение, - изображение Нарцисса. Справа - набор похожих форм, но теперь конечности - это пальцы, держащие яйцо, из трещин которого вырастает цветок нарцисса. 3.5. Искусство и Гражданская Война Возвращению Дали в Испанию после лондонской выставки сюрреалистов в 1936 году помешала гражданская война, начавшаяся с восстания генерала Франке и верных ему войск против народного правительства. Правительство было вынуждено бежать в Валенсию, а затем, когда городу стала угрожать опасность, - в Барселону, каталонскую родину Дали. Глава 4. Жизнь в Америке В 1940 г. Дали на целых восемь лет обосновался в Америке. Он, как всегда, очень много работал: сотрудничал с кинорежиссёром Альфредом Хичкоком, делал иллюстрациик книгам, декорации к балетам, спектаклям, писал, рисовал и выставлял свои работы. В американский период художник приступил к циклу картин на религиозную тематику. «Искушение Святого Антония» (1946 г.), «Мадонна порта Льигат» (1949 г.), «Открытие Америки Христофором Колумбом» (1959 г.) и другие полотна создали ему славу «католического живописца». Сам он говорил, что в католической религии его пленило «редкое совершенство замысла»[12] . В 1949 г. Дали даже удостоился аудиенции у Папы Римского Пия XII (позже его приглашал в Ватикан и Папа Иоанн XXIII). Но при этом художник внимательно следил и за достижениями научной мысли. Он написал «Атомную Леду» (1949 г.) и «Ядерный крест» (1952 г.), как бы объявляя о множественности своих интересов, о возможности разных путей в попытках проникнуть в тайны Вселенной. В Нью-Йорке пристанищем Дали и Галы стал отель Санкт-Реджис, где художник создал свою мастерскую. Там он трудился над портретами миссис Джордж Тейт Второй, Елены Рубинштейн, королевы косметики (Дали также работал над дизайном ее квартиры), миссис Лютер Грин. К тому же Дали снова был вовлечен в работу над фильмами. Он с энтузиазмом приветствовал этот способ самовыражения, в котором видел царство творчества будущего, несмотря на то, что потом умалил вклад кинематографа в искусство. Именно он создал знаменитую сюрреалистическую последовательность сна в фильме Альфреда Хичкока "Зачарованный" в 1945 году. Хичкок хотел создать первый фильм про психоанализ в то время, как учение Фрейда начало оказывать глубокое влияние на мышление американцев, поэтому сам Бог велел ему обратиться к Дали. В следующем году художник начал работать над проектом Уолта Диснея "Дестино", который, к сожалению, не был доведен до конца. Был создан лишь еще один полнометражный фильм по сценарию Дали "Дон Жуан Тенорио", сделанный в Испании в 1951 году. Дали, как правило, нравилась активная деятельность, и вместе с Галой, постоянно находящейся рядом с ним, он стал известен всем Соединенным Штатам Америки как король современного искусства. Он даже нашел время, чтобы написать роман "Скрытые лица" о группе аристократов на пороге второй мировой войны. После войны, в 1948 г., вернувшись в Испанию и поселившись в родном Фигерасе, Дали ездил в Америку с выставками и лекциями. Европа также с неубывающим интересом следила за его творчеством (он часто приезжал в Париж). Дали всерьёз увлёкся экспериментами с фотографией, голографией, сочинил оперу (для этого на седьмом десятке емупришлось осваивать нотную грамоту), написал трагедию на французском языке. Дали писал и много портретов, среди которых портрет художественного коллекционера Джеймса Дана, сделанный в 1949 году. В 1950-х годах Дали написал ряд прекрасных портретов артистов театра, в том числе Катерины Корнел (1951) и Лоренса Оливье в роли Ричарда III(1951). Портреты, как источник больших доходов, были на первом месте у Дали до 1970-х. Портрет дочери Франсиско Франко Кармен Бордью-Франко был подарен испанскому лидеру в 1974 году на специальной церемонии. Самой значительной картиной Дали 1951 года была "Распятие Христа от святого Иоанна" с распятием, висящим в небе над Порт Лигат. Эта безукоризненная и ненавязчивая картина без каких-либо сюрреалистических обертонов, была продана Художественной галерее Глазго. Однако сразу же после того, как ее повесили, она была порезана вандалом, протестующим против суммы в 8200 фунтов стерлингов, заплаченной за картину галереей. (За пять лет галерея вернула эти деньги от процентов, продажи входных билетов и прав на производство репродукций.) Еще одна картина с таким же упрощенным визуальным подходом называется "Евхаристический натюрморт". На ней изображен покрытый скатертью стол с лежащими на нем хлебом и рыбой. Обе эти картины дышат необычной для Дали простотой. Возможно, в них отразились радость и благодарность Дали по поводу его возвращения на родную землю в Порт Лигат. Дали не оставил своей рвущейся наружу тяги к религии. Она снова проявилась в 1955 году в "Тайной вечере", где коленопреклоненные фигуры, завернутые в плащи, стоят вокруг стола в комнате с видом на залив Порт Лигат, из вод которого вырастает почти прозрачный Христос. Религиозная тема так же сильна во "Вселенском соборе" (1960), куда Дали поместил и свое изображение. В центре Гала держит крест. Позади нее - какая-то туманная сцена с фигурами, над которыми парит белый голубь, олицетворяющий Святой Дух. Многочисленные работы художника того периода отличаются разнообразием стилей и подходов, как будто бы он еще не нащупал новый путь в искусстве, который указывали ему мистицизм и наука. Совершенство его техники оставалось неизменным, как, например, в "Открытии Америки Христофором Колумбом" (1958). На этом шедевре изображены Гала и корабль Колумба в сложной сине-серой композиции. Или в "Святой Деве Гуадалупской" (1959) с ее пирамидальной композицией: два священника стоят на коленях на облаках, из которых вырастает восхитительная ряса, увенчанная Святой Девой и Ребенком. Дали также искал новые подходы в технике письма и даже экспериментировал со специально изготовленным ружьем, стреляя из него гвоздями и кусками металла по рисункам. Глава 5. Конец Мечты 5.1. Театр – музей Дали Начиная примерно с 1970 года здоровье Дали стало ухудшаться. Хоть его творческая энергия и не уменьшилась, стали беспокоить мысли о смерти и бессмертии. Он верил в возможность бессмертия, включая бессмертие тела, и исследовал пути сохранения тела через замораживание и пересадку ДНК, чтобы вновь родиться. Однако более важным было сохранение работ, что стало его основным проектом. Он направил на это всю свою энергию. Дали сам расписал входное фойе, изобразив себя и Галу, моющих золото в Фигерасе, со свисающими с потолка ногами. Салон был назван Дворец Ветров, по одноименной поэме, в которой рассказывается легенда о восточном ветре, чья любовь женилась и живет на западе, поэтому всегда, когда приближается к ней, он вынужден повернуть, при этом на землю падают его слезы. Эта легенда очень понравилась Дали, великому мистику, который посвятил другую часть своего музея эротике. Как он часто любил подчеркивать, «…эротика отличается от порнографии тем, что первое приносит всем счастье, а второе - только неудачи»[13]
. 5.2. Конец мечты У Сальвадора Дали было две мечты: одна родилась из идей, кишащих у него в голове, другая была результатом юношеских мечтаний прожить полноценную жизнь с необходимыми удобствами. Первая, полностью его собственная, иногда слегка приоткрывалась и позволяла внешнему миру, никогда до конца не понимавшему загадку ума художника, уловить свой отблеск. Вторая была взлелеяна Галой и друзьями, которые помогли ему получить признание и достичь мировой славы. Признание важной роли Галы в своей жизни Дали постоянно выражал в своих работах. Ее влияние, как музы и натурщицы, было очень важным для большинства его картин. В конце 1960-х благодарность Дали приняла более ощутимую форму: он купил для нее замок в Пубол, неподалеку от Фигераса, украсив его своими картинами и снабдив всеми удобствами и сделав роскошным. Остается неясным, хотела ли Гала иметь замок. Многие считали, что она хотела бы жить в Тоскании. Неясно также, означал ли подарок жене замка начало раздельной жизни. Жизнь и деловое партнерство Гала - Дали были настолько нераздельными, что невозможно было представить их полный разрыв. Заключение Последней работой великого Дали была картина "Ласточкин хвост", простая каллиграфическая композиция на белом листе. Простота картины напоминает работы Поля Кли и трогательна, как музыка скрипки. Вокруг имени Сальвадора Дали ведутся бесконечные споры, и всё же этого мэтра современного искусства невозможно заключить в какие – либо рамки. Поочерёдно он был художником, поэтом, теоретиком и сценаристом. Каталонец по происхождению, он делал первые шаги в Мадриде, довольно робкие, по его тогдашнему представлению. Как художник, он некоторое время блуждал между куббизмом и реализмом, и именно сюрреализм связавший его с Миро, Танги и Эрнстом, помог ему найти своё место. За несколько лет он стал одной из ключевых фигур движения и занял важное место в его летописи. На протяжении всей его творческой жизни в голове его кипели идеи. Когда сюрреализм оказался узником возрастающей политизации, Дали поднял его на более высокий художественный уровень, продемонстрировав полотна , расслаивающиеся на реализм и бред. Роль, которую сыграл Дали в жизни группы сюрреалистов, была очень существенной, поскольку он сумел возродить дух скандала и провокации. Но как бы не был силён в Дали этот неистовый дух, человек из Фигераса остаётся величайшим гением, и, несомненно, более уравновешенное потомство воздаст ему должное. Источники 1. Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.80 2. Каменев С.М. /Сальвадор Дали/ С.М. Каменев, М.: Искусство, 1993, стр. 64 3. Натаниэл Харрис /Жизнь и творчество Сальвадора Дали/ Б.Соколов. – М.: Спика, 1994, стр.56 4. Рожин А.И. /Сальвадор Дали – миф и реальность/А.И.Рожин, М.: Аврора, 1992, стр. 73 5. С.Дали /Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим/ Т.И. Барков, Кишинёв: Феникс, 1989, стр. 102 6. Фрейд З. /Психология бессознательного/ А.И. Текучёв, М.: Наука, 1991 7. Шванглхурст Э. /Творчество. Сюрреалисты/ М.: Аврора, 1994, стр.164 Список литературы 1. Алпатов М.В. / Искусство / М.В. Алпатов.- М, Просвещение, 1969. 2. Альке Фердинанд / Философия сюрреализма/ М.Р.Савченко. – М.: Шарм, 1977. 3. Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996. 4. Веймарн Б.В. /Всеобщая история искусств/Б.В.Веймарн. – М.: Искусство, 1965, т.6, книга1. 5. Гриненко Г.В. /Хрестоматия по истории мировой культуры/ Г.В.Гриненко.- М.: Искусство», 1998. 6. Дали С. /Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим/ Т.И. Барков, Кишинёв: Феникс, 1989. 7. Дали С. /Дневник одного гения/ О.Л. Щукина. – М.:Феникс, 1999. 8. Дешарн Р. /Дали – альбом/ Р.Д. Супов.- Лозанна, Спика, 1996. 9. Драч Г.В. /Культурология в вопросах и ответах/ Г.В. Драч.- Р-на-Д.: Феникс, 1997. 10. Зарецкая Д.М. /Мировая художественная культура / В.В.Смирнова.- М.: Феникс, 1998. 11. Ильина Т.В. /история искусств Западной Европы/ Т.В.Ильина. – М.: Искусство, 1993. 12. Ионина Н. А. /100 великих картин/ Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2000 13. Каменев С.М. /Сальвадор Дали/ С.М.Каменев.- М.: Искусство, 1993. 14. Кантор А.М. /Изобразительное искусство ХХв./ А.В. Трошин. – М.: Академический проект, 1970. 15. Лебедянский М. /Сальвадор Дали. Серия ХХв.: страны, мастера/ М. Лебедянский.- М.: Просвещение, 2000. 16. Луначарский А.В. /Молодая Французская Живопись/ А.В.Луначарский. – М.: Просвещение, 1913. 17. Лукшин И.П. Современное искусство Запада/ И.П. Лукшин.- М.: Рохос, 1986. 18. Мартынов В.М. /Мировая художественная культура/ В.М.Мартынов.- Минск.: ТетраСистемз, 1997. 19. Малахов Н.Я. /О модернизме/ Н.Я.Малахов. – М.: Культура, 1975. 20. Натаниэл Харрис /Жизнь и творчество Сальвадора Дали/ Б.Соколов. – М.: Спика, 1994. 21. Полевой В.М. /Популярная художественная энциклопедия/ В.М. Полевой.- М.: Советская энциклопедия,1986. 22. Пикон Гэтон /Сюрреализм 1919-1939/ Т.Л.Налитова.- М.: Рохос, 1995. 23. Полонске О. /Между розами и львом: безумная география С.Дали/ Журнал «Вояж» №46 – июнь, 2000. 24. Радугин А.А. /Хрестоматия по культурологии/ А.А.Радугин.- М.: Центр, 1998. 25. Рожин А.И. /Сальвадор Дали – миф и реальность/А.И.Рожин, М.: Аврора, 1992. 26. Рожин А.И. /Сальвадор Дали. Искусство/ А.И.Рожин.- М.: Аврора, 1989. 27. Селиванов В.В. /Искусство ХХв./ В.В.Селиванов.- Л.: Искусство, 1991. 28. Тургин В.С. /По лабиринтам авангарда/ В.С.Тургин, - М.: Просвещение, 1993. 29. Шванглхурст Э. /Творчество. Сюрреалисты/ М.: Аврора, 1994. 30. Шишова Н.В. / История и культура / Н.В.Шишова.- М.: Логос, 1999г. [1] Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.81 [2] Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.80 [3] Шванглхурст Э. /Творчество. Сюрреалисты/ М.: Аврора, 1994, стр.164 [4] Фрейд З. /Психология бессознательного/ А.И. Текучёв, М.: Наука, 1991 [5] Одна из барселоновских газет [6] Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.272 [7] Натаниэл Харрис /Жизнь и творчество Сальвадора Дали/ Б.Соколов. – М.: Спика, 1994, стр.56 [8] С.Дали /Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим/ Т.И. Барков, Кишинёв: Феникс, 1989, стр. 186 [9] анаморфоз – искажение изображения, часто оптическое [10] Перевод с франц. – это я… [11] Вирмо А., Вирмо О. / Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский.- М.: Академический проект, 1996, стр.80 [12] Каменев С.М. /Сальвадор Дали/ С.М. Каменев, М.: Искусство, 1993, стр. 64 [13] С.Дали /Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим/ Т.И. Барков, Кишинёв: Феникс, 1989, стр. 102 [14] Рожин А.И. /Сальвадор Дали – миф и реальность/А.И.Рожин, М.: Аврора, 1992, стр. 73 |