Дипломная работа: Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность
Название: Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: дипломная работа | ||
Министерство культуры Российской Федерации Кафедра культурологии и искусств Допустить к защите: Зав. кафедрой___________________ «___»_____________________2003 г. Мотивации до-музейного собирательства: 1) исторический аспект; 2) современность Дипломная работа студентки заочной формы обучения ______________курса____________группы Научный руководитель:_____________________________________ _____________________________________ Консультант:_______________________________________________ Рецензент:_________________________________________________ Санкт-Петербург 2003 г. С О Д Е Р Ж А Н И Е: Введение.. 3 Глава 1.Основные культурно-исторические особенности до-музейного собирательства.. 6 1.1.Понятие коллекции и собирательства. 6 1.2.Собирание коллекций в древнем мире. 11 1.3.Собирательство в эпоху средневековья. 13 1.4.Собирательство в период расцвета культур – эпохи Возрождения. 19 1.5.Собирательство в эпоху Нового времени. 24 1.6.Особенности до-музейного собирательства русских коллекционеров. 27 Глава 2. Анализ мотиваций до-музейного собирательства.. 33 2.1.Понятие и сущность потребности, мотива и мотивации. 33 2.2.Мотивации до-музейного собирательства. 39 2.2.1.Сакральная мотивация. 40 2.2.2.Экономическая мотивация. 43 2.2.3.Мотивация социального престижа. 46 2.2.4.Мотивация групповой принадлежности. 48 2.2.6.Мотивация любознательности и исследования. 49 2.2.5.Собирательство как эстетическая потребность. 53 2.3. Анализ мотиваций создания современных частных коллекций. 56 2.4.Пути активизации собирательства. 62 Заключение.. 63 Библиография.. 64 ВведениеАктуальность дипломного исследования. Собирание предметов известно на протяжении тысячелетий. Исследователи выявили множество побудительных мотивов собирательства, которые могут быть неизменными, могут меняться и исчезать со сменой религиозной, эстетической и интеллектуальной систем ценностей в конкретные культурно-исторические периоды. Каталог коллекций фантастических предметов был приведен еще в одной из первых энциклопедий - «Естественной истории» Плиния Старшего. Среди перечисленных предметов был олений рог, которому приписывалась сила отпугивать змей, зуб рыбы и амулет из скелета лягушки (ценились за их лечебные свойства), а также множество камней, которым приписывались магические силы. На протяжении многих веков, руководствуясь различными мотивами и потребностями, философы, писатели, политики, религиозные деятели, цари, императоры, деятели культуры, предприниматели занимались собирательством предметов, на их взгляд представлявших государственный, эстетический, культовый, экономический или какой-либо еще интерес. Именно до-музейное собирательство и страсть человека к коллекционированию стали фундаментом создания крупнейших музеев мира. До-музейное собирательство как специфическое социокультурное явление, формирование которого началось уже на ранних этапах цивилизации, у большинства народов характеризуется относительно ровным поступательным движением. Это объясняется стабильной объективной потребностью человечества в сохранении и трансляции культур прошлого. История собирательства красноречиво свидетельствует об ее положительном воздействии на общество. Коллекционная деятельность способствовала развитию науки, образования, искусства, осмыслению ценности природы и исторического наследия, формированию общекультурной среды. Кроме того, являясь продуктом своего времени, коллекции отражали экономические, социальные и политические условия тех обществ, в которых они создавались. Тесная связь собирательства с разными сторонами общественного развития, а также его вклад в духовную жизнь народов ставят изучение истории до-музейного собирательства в один ряд с ключевыми проблемами историографии и культуры. Изучение исторического развития коллекционирования особенно актуально на постсоветском пространстве в силу возрастающего интереса к истокам национальных культур, переосмысления их содержания и форм. Знание истории становления и развития музейного дела, особенностей каждого из ее этапов имеет и чисто практическое значение, так как формирование политики в сфере музейного дела, прогнозирование его дальнейшего развития возможно лишь в историческом контексте. Всякий реалистический взгляд в будущее требует исторической ретроспективы, использования положительного опыта прошлого и, наконец, осознания допущенных ошибок. Наш интерес к мотивации до-музейного собирательства обусловлен еще и тем, что сегодня научная концепция комплектования музейных коллекций претерпевает значительные изменения. Большие сложности возникают с разработкой и формулированием основной идеи того или иного музея. Комплектование музейных коллекций порой ведется хаотично, непродуманно, стихийно. В лучшем случае, в музей располагает развернутым планом комплектования музейного собрания. Эти проблемы обсуждаются на научно-практических конференциях. В связи с этим опыт, накопленный собирателями и коллекционерами на протяжении многих веков, приобретает особое значение. Можно констатировать, что на сегодняшний день музееведение располагает методической литературой в области комплектования, сформирован понятийный аппарат (виды, источники, формы комплектования). Но очевидна слабость теоретической базы. Не достаточно разработок, посвященных проблемам мотивации до-музейного собирательства в различные культурно-исторические эпохи, в том числе мотиваций современного собирательства. Отечественные публикации на эту тему носят не систематический, фрагментарный характер. Цель дипломной работы - изучить мотивации до-музейного собирательства в культурно-историческом и социально-психологическом контексте. В задачи работы входит: 1.Показать основные культурно-исторические особенности до-музейного собирательства. 2.Выявить мотивации до-музейного собирательства, показать их культурно-историческую и социально-психологическую обусловленность. 3.Определить тенденции современного собирательства и пути активизации мотивационного процесса в до-музейном собирательстве. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных философов, писателей, ученых- искусствоведов, занимавшихся исследования культурно-исторических, социальных и психологических особенностей мотивации собирательства и коллекционирования таких, как М.В.Алпатов, Л.Н.Баткин, Б.Р.Виппер, В.П.Грицкевич, А.А.Гужеловский, Е.П.Ильин, О.А.Кривцун, М.Я.Параделов, Н.Полунина, А.Фролов, Ф.И.Шмит, J. Crook, А.Wittlin и др., материалы периодических изданий: журналы «Петербургский коллекционер», «Искусствознание», «Русская галерея» и др.
Глава 1.Основные культурно-исторические особенности
|
Рис.2.1.Мотивационный процесс
Мотивация может рассматриваться и как воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей. Мотивация может быть внутренней и внешней. Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью деятельности. Если она интересует человека, позволяет реализовать его природные способности и склонности, то это само по себе является сильнейшим мотивом к активности. Наряду с содержанием существенным внутренним мотивом может быть значимость работы для развития определенных качеств человека и общества, соответствие этой деятельности убеждениям работника, его этической ориентации.
Мотивационная структура характеризует соотношение мотивов, определяющих поведение человека, Это соотношение формируется под влиянием как генетических факторов, так и среды, в которой человек воспитывался и действовал.
В общем плане мотивы деятельности человека можно разделить на эгоистические и альтруистические. Первые направлены на благосостояние индивидуума, вторые – семьи, коллектива и общества в целом.
На наш взгляд, общая структура мотивации до-музейного собирательства в определенном смысле содержит в себе компоненты как эгоистические, так и альтруистические. В разные эпохи и времена разные собиратели и коллекционеры руководствовались как мотивами высшего порядка, так и такими мотивами, которые мы относим к эгоистическим. Тем не менее, каждой эпохи был присущ свой преобладающий тип мотиваций.
2.2.Мотивации до-музейного собирательства
Исследованию альтруистических мотивов значительное внимание уделил один из самых известных социологов ХХ века П.Сорокин. В последние годы своей жизни он организовал Исследовательский центр по созидательному альтруизму при Гарвардском университете. Сорокин провел ряд фундаментальных исследований и выявил ряд факторов и условий формирования альтруистических мотивов. Он выделил три типа альтруистов:
а) «прирожденные»;
б) «потрясенные или благоприобретенные» (поздно проявившиеся) альтруисты, чья жизнь делится на два периода – доальтруистический и альтруистический;
в)промежуточный тип, который несет в себе черты как «прирожденных», так и «благоприобретенных» альтруистов.[35]
Поскольку собрания предметов отражают бытие человека и воздействуют на него, выявление социальных функций собраний открывает перспективу понимания их сущности.
В 1949 г. в Лондоне вышла в свет подготовленная накануне второй мировой войны книга «Музеи. Их задачи в воспитании» А. Уиттлин, эмигрировавшей из нацистской Германии в Англию. В этой книге впервые был рассмотрен процесс эволюции музея как социального института со времен первобытнообщинного строя. Автор предложила свою периодизацию истории собирательства и музейной деятельности, связав ее с социальными переменами в человеческом обществе. Социальные функции согласно концепции, предложенной А. Уиттлин[36] служат критерием классификации до-музейных собраний и ранних музеев. Вычленение социальных функций собраний прошлого помогает определить не только потенциал современных музеев, но и мотивацию их создания.
На первый взгляд, сегодня социальные функции до-музейных собраний вызывают только исторический интерес, однако некоторые из них определяют скрытые движущие силы и мотивацию деятельности современных музеев. Это может касаться и выбора стиля нового здания музея, и выработки экспозиционного проекта, и концепции взаимоотношений музея и общества. А. Уиттлин выделяет следующие виды собраний:
1) экономического характера;
2) социального престижа;
3) магические;
4) как проявление групповой принадлежности;
5) как средство возбуждения научного интереса;
6) как средство эмоционального переживания.
В целом такая классификация отражает основные направления исследований в данной области большинства ученых.
2.2.1.Сакральная мотивация
Сакральная, или согласно концепции А.Уиттлин магическая мотивация, была присуща древнему периоду собирательства и неразрывно связана с предметами культа. Некоторые ученые утверждают что homo sapiens - человек разумный - существует около 80 тыс. лет. Данные археологии указывают на то, что религиозные верования людей возникают несколько позже, чем появляется homo sapiens. Раскопки захоронений древнего человека, датируемые временем 80 – 40 тыс. лет назад, указывают на то, что люди ещё не задумывались о существовании какого-то иного мира, чем видимый ими вокруг (в могилах нет вещей для жизни).
В захоронениях, сделанных 30 - 10 тыс. лет назад, уже появляется оружие, украшения, плоды, что свидетельствует о мыслях человека о возможности жизни и после смерти. Он стал рассматривать смерть, как длительный сон, после которого человек проснётся и ему могут понадобиться предметы повседневного быта. Это представление способствовало и закреплению племени в местах обитания, поскольку соплеменники должны быть рядом и поддержать проснувшихся от долгого сна.
Поскольку предки, похороненные в могилах или сожженные, становились невидимыми, то они переходили в разряд сверхъестественных существ, подобных тем, которые метали молнии и грохотали громом, а следовательно, появляется необходимость отводить тем и другим особые места, где бы можно было с ними общаться. Так появляются специальные места для религиозных действий, которые еще более привязывают человека к месту его обитания (это происходит примерно 10 - 7 тыс. лет назад). Возникают уникальные святилища (например, Стоунхедж в Великобритании, поставленные в круг камни, расположенные с учётом движения Солнца и вращения Земли; или статуи длинноухих гигантов с острова Пасхи).
На протяжении сотен тысячелетий первобытный человек не знал религии. Зачатки религиозных представлений появились не раньше эпохи верхнего палеолита. Религия могла возникнуть только тогда, когда человек сделал первые попытки понять явления природы. Наблюдая смену дня и ночи, времен года, жизнь растений и животных и многое другое, первобытный человек не мог понять эти явления. Непонятные и грозные явления природы, болезни, смерть вселяла в сознание наших далеких предков тревогу и ужас. Постепенно у людей начали зарождаться представления о сверхъестественных силах, якобы способных вызывать эти явления. Это и было началом религиозных представлений и, вероятно началом собирательства культовых предметов.
В поисках объяснения явлений природы и общественной жизни люди древних цивилизаций рассчитывали на поддержку сверхъестественных сил, обращаясь к ним за помощью. Жертвоприношение - ритуальное действие, относящееся к древнейшим культовым формам. При помощи жертвоприношения люди надеялись получить помощь и благословение богов, предотвратить несчастье, искупить вину и очиститься от зла, попросить заступничества перед стихийными силами природы, болезнями, войнами и т. д.
Как отмечают специалисты[37] , в ряде случаев жертвоприношения приобретали особый символический смысл: они выполнялись в виде статуй божеств или исторических личностей. Это было обусловлено усложнением общественной жизни. Магические обряды, погребальные ритуалы древнего человека превращались в торжественные церемониалы. Погребальные холмы заменялись гробницами, ковчеги - храмами, палатки - дворцами, магические наскальные росписи - изобразительными циклами, украшавшими храмы и гробницы. Они рассказывали о жизни людей Древнего мира, хранили застывшие в камне народные легенды, сказания, мифы. Вместо наивных ритуальных статуэток появились монументальные статуи, увековечивавшие образы земных владык и героев. Так, в г. Дельфы, общегреческом религиозном центре с храмом и оракулом Аполлона, были собраны статуи военачальников, прославившихся в битвах, а также побежденных ими мужественных, заслуживающих у древних уважения врагов. Часть собрания составляли щиты и носовые части захваченных в войнах кораблей (ростры). Тут были фигуры быков, символизировавших свободу обрабатывать землю, отвоеванную греками у варваров.
Культ великих предков, который подтверждался материальными свидетельствами, был могучим объединяющим фактором общества. Идентификация людей с предками сверхчеловеческой силы повышала уверенность в себе и возбуждала самолюбие. А собрание, свидетельствовавшее о сверхчеловеческом происхождении, было равнозначно юридическому документу, дававшему привилегии народу. Безусловно, эти свидетельства овладевали чувствами народа, но они не выдерживали проверки научным исследованием.
Создание до-музейных собраний было характерной чертой культуры Древнего Китая. В Китае они служили источниками для изучения исторического прошлого. Исторический опыт использовался для решения древними насущных проблем. На рубеже веков были созданы многочисленные комплексы гробниц знати. Богатых людей и особенно царские семьи хоронили по обычаям древности. Все, что окружало человека при жизни, должно было сопровождать его и после смерти. В китайских погребениях обнаружено множество глиняных раскрашенных моделей домов и башен, сделанных с большим вкусом.
Таким образом, мы можем сказать, что самые первые собиратели при собирании предметов руководствовались скорее культовыми целями. Однако многие вещи представляли, кроме того, определенную художественную ценность.
2.2.2.Экономическая мотивация
Описание первых до-музейных собраний экономического характера мы находим в «Илиаде» Гомера, в частности в одном из наиболее известных и волнующих эпизодов. Это сцена, в которой убитый горем троянский царь Приам осматривает в своей кладовой вещи, которые должен передать ахейцам, осаждающим Илион (Трою), в качестве выкупа за тело своего сына Гектора. Здесь автор перечисляет золото, ковчеги, произведения искусства, покрова, хитоны, ковры, бронзовые треножники. Такого рода сокровищницы, где хранились жертвоприношения греческим богам, были и у других персонажей «Илиады» - Одиссея и царя Менелая.
Владение ценными металлами в древние времена часто определяло судьбы тех или иных народов. Так, серебро античных копей Лавриона давало Афинам преимущество над другими греческими полисами. Серебряные копи Испании позволяли сначала Карфагену, а позже Риму содержать наемные армии для установления господства над средиземноморским миром. В начале V в. до н. э., когда персы угрожали нападением на Элладу, афиняне использовали слитковое серебро из храмовых хранилищ на строительство военных кораблей, которые победили персидский флот в битве под Саламином. В начале Пелопонесской войны (431-404 гг. до н. э.) афинянам опять пришлось пустить на переплавку анатемы[38] .
В Древней Греции особая роль отводилась храмам, которые были не только святилищами, но сокровищницами. В них хранились частные и общественные деньги. Внутри храмов и около них стояли прекрасные статуи. В храмах находились богатые собрания картин. Храм служил и банком, и местом встреч, и музеем. Нередко функция банка становилась ведущей. Когда финансовое положение общины осложнялось, количество храмовых сокровищ уменьшалось.
В Риме общественные собрания экономического характера, хранившиеся в храме, формировались не как постепенное накопление индивидуальных приношений, а как трофеи побед, которые превратили небольшую общину в мировую империю. Марцелл, первый римский полководец, покоривший греческие города, из добычи в Сиракузах лично себе взял только глобус. Все остальное он передал в храм, возведенный перед воротами Рима и повернутый фронтоном в сторону Сицилии. Приток в Рим богатств с побежденных территорий был огромен. Довольно быстро личные коллекции экономического характера становились более богатыми, чем общественные собрания. Военные трофеи из побежденных стран вместе с налогами, взятыми с их жителей, больше не направлялись в общую казну, а оставались в цепких руках полководцев-победителей и их заместителей.
Полководец Муммий из военных походов привозил картины и статуи, другие военачальники - бронзовые изделия и ткани. Качество ценилось так же, как и количество. В частном театре Скавра, пасынка Суллы, было выставлено более трех тысяч статуй[39] .
Ценность римских коллекций, даже если их не переводить в деньги, как это делалось с греческими анатемами на монетных дворах, была огромной. Предметы из золота, серебра, драгоценных камней пользовались в Риме спросом, а цены на них были фантастически высокими. Часто владельцы этих коллекций сменяли друг друга в результате как политических перемен, так и при купле-продаже на регулярно проводимых аукционах и в многочисленных лавках.
Можно сказать, что коллекционирование приобрело широкий размах в Риме, что послужило толчком для развития торговли антикварными предметами и копирования многих греческих шедевров искусства. Император Адриан приказал повторить на своей вилле около Тибура (теперь Тиволи) на площади в 18 кв. км отдельные ландшафты и строения, которые он видел во время путешествия по империи (например, копии афинских Ликея и Академии, египетского Канопуса). В определенном смысле это был прототип музея под открытым небом.
В частных домах для хранения и демонстрации картин создавались также специальные пинакотеки. Согласно рекомендациям римского архитектора Витрувия, они должны были быть расположены так, чтобы свет был рассеянным, т. е. Падал из окон, расположенных на северной стороне.
В римских храмах выставлялись не только произведения искусства, но и разные диковинные вещи, которые привозились из далеких стран путешественниками или воинами. Среди этих редких вещей можно было увидеть предметы быта других этносов[40] .
В Средние века монархи нередко использовали церковное имущество на содержание армии и для финансирование государственных мероприятий. Известно, что французские короли неоднократно конфисковывали церковные ценности и отправляли священные ювелирные предметы на переплавку. Король Филипп IV Красивый разгромил католический духовно-рыцарский орден тамплиеров, обвиняя их в предательстве и ереси, после чего конфисковал их имущество, включая собрания редкостей. Похожие конфискации повторялись во время Столетней войны, а также во время войны Карла IX против гугенотов. Крестовые походы пополняли собрания аристократии шедеврами произведений искусства.
Таким образом, можно констатировать, что товарообменные операции между отдельными географическими зонами стимулировали не только индивидуальное производство и возникновение частной собственности. Они также предоставляли возможность собирания до-музейных коллекций. До-музейные коллекции рассматривались в качестве материальной ценности, то есть фактически как капитал.
2.2.3.Мотивация социального престижа
На протяжении тысячелетий представители правящих династий и рядовые члены общества формировали собрания социального престижа. Уже в примитивных цивилизациях данная мотивация собирательства прослеживается весьма отчётливо. Описывая обычаи туземцев Западной Океании, антрополог Бронислав Малиновский отмечал, что «накопление еды - это не только результат экономической осмотрительности, оно также вызвано стремлением к повышению социального престижа владельца богатством. Пусть еда испортится, но туземцы хотят иметь ее еще больше, ибо она является признаком богатства»[41] .
Захоронения богатых людей отличались гигантскими размерами, которые должны были впечатлять современников и потомков. Примером подобных захоронений являются пирамиды египетских фараонов. Многочисленные роскошные храмы и дворцы Древнего Востока были не только проявлением привилегированного способа жизни правящего класса, его экономического могущества, но и стремлением правителей создать себе после смерти вечные памятники[42] .
Демонстрация была главной целью некоторых римских коллекционеров. Вольноотпущенники часто украшали свои дома колоннами из черепашьих панцирей и серебряными фронтонами, стремясь роскошью стереть из памяти свое рабское прошлое. Примеры похожего искоренения «комплекса раба» мы встречаем на страницах художественного произведения Петрония «Сатирикон».
В Средневековье церковные сокровищницы расценивались как необходимый атрибут власти. Их имели многие восточнославянские князья в своих резиденциях. Здесь проводили собрания, приносили жертвы богам, сюда привозили дань, торговали. Они становились местом хранения княжеских сокровищ, подробные сведения о которых, к сожалению, до нас не дошли.
Если начало собирательства, а точнее, процесс накопления предметов, на киевских, новгородских и полоцких землях прослеживается фрагментарно, то факт существования сокровищницы Великого княжества Литовского в историографии бесспорен. В ней находились архив Великого княжества Литовского, канцелярские книги, важнейшие государственные документы, военные трофеи, дары, другие вещи. Одновременно она выполняла функции главного арсенала.
Мотивация социального престижа у собирателей усматривается и в Новое время, в том числе в России. Как утверждает О.А. Кравцун[43] , в России для новых «хозяев жизни» Х1Х века - купечества, заводчиков, промышленников - приобщение к изобразительному, музыкальному, театральному искусству служило, как правило, целям социального самоутверждения. У «новых русских» второй половины XIX столетия наступает несравненно более выраженное осознание недостатка образования, чем недостатка средств. При всем том, что в руках представителей крупного капитала оказались рычаги создания несметных состояний, все же у третьего сословия в России было сильно сознание социальной неполноценности.
Существенную роль здесь сыграли традиции национального менталитета, во многом сформированные дворянской этикой. В России «большие деньги» далеко не всегда вызывали уважение и давали большую власть. Как ни странно, но деятельность не только купца, но и промышленника не пользовалась большим общественным престижем. В отечественной художественной литературе нельзя найти ни одного примера апологетики капиталистической наживы. Стремительное возвышение купеческого сословия хотя и привнесло в социальную психологию новые обертоны, однако общая тенденция прагматизации сознания оказалась не слишком сильной. В России так и не сложился культ богатых людей, который наблюдается в западных странах. На купеческую деятельность смотрели не только как на источник наживы, но и как на своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Некоторое сближение дворянского и купеческого сословий происходило, безусловно, под знаком дворянских ценностей.
2.2.4.Мотивация групповой принадлежности
Что мы понимаем под терминами группа и групповая принадлежность ? Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т. д.)[44] . Существует множество различных классификаций групп. Содержание совместной деятельности членов группы опосредствует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности.
Какие выгоды несет человеку принадлежность к той или иной группе. Можно выделить несколько таких выгод.
Во-первых, люди вступают в группы потому, что им необходимо объединяться друг с другом, потому что они чувствуют необходимость общественного взаимодействия. Во-вторых, группы могут предоставлять информацию о ком-то конкретном и о внешнем мире вообще. В-третьих, группа служит источником вознаграждения.
В-четвертых, находясь в группе легче достигнуть целей, которые были бы недостижимы в одиночку. Наконец, мы часто вступаем в группы потому, что об этом нас просит или приказывает наш начальник.
Во время периода развития, следующего сразу за образованием группы, ее члены ищут каждый свое место в группе, определяя свое положение по отношению к другим, поведенческие установки и пр. Эта стадия играет ключевую роль в позднейшем функционировании группы по двум главным причинам.
Во-первых, она устанавливает стереотипы поведения для последующей жизнедеятельности группы. Во-вторых, этот процесс делает позднейшее взаимодействие гораздо более легким. После того, как группа сформировалась, необходимо исследовать, как на ее дальнейшее развитие влияют ситуационные факторы.
Например, функцию групповой принадлежности к единому средиземноморскому миру выполняли ценнейшие собрания, которые возникали в эллинистической Греции и императорском Риме. Так, правители Пергама и Александрии собирали греческие рукописи, надписи, статуи, гипсовые слепки и геммы. Римские императоры не только присваивали материальные ценности, захваченные в Греции, но и рассматривали их как свое наследие. Юные римляне учились мышлению у греческих философов, пытаясь вобрать их дух. В римской архитектуре в качестве украшений часто применялись греческие орнаменты.
Римляне подчеркивали преемственность своей культуры, что находило отражение в римских до-музейных собраниях. В их числе были такие реликвии, как цепь, которой был прикован к горе Прометей, кости мифологических чудовищ и др.
2.2.6.Мотивация любознательности и исследования
Музей, библиотека и архив в начале существовали как единое целое, и только с течением времени каждый из этих социальных институтов стал выполнять самостоятельные функции. В функции библиотек и архивов входили собирание, хранение, а также исследование письменных, рукописных и изобразительно-графических источников. Библиотека и архив передают информацию, апеллируя преимущественно к рациональному восприятию человека. При всей схожести музея с библиотекой и архивом его функции несколько иные - собирать, сохранять и изучать вещественные, а также изобразительные и письменные источники. Информацию музей передает, обращаясь в равной мере, как к рациональному, так и к чувственному восприятию человеком окружающего мира. Тем не менее, уже в рассматриваемом периоде можно констатировать существование собраний предметов, которые выполняли, прежде всего функции возбуждения интереса к исследованию.
Наиболее ранние факты использования письменных исторических источников датируются началом 2-го тысячелетия до н. э. (чтение учениками школ месопотамского г. Ларса древних записей). Дух исследования исторических предметов проявляется уже в период Вавилонского царства. В VI в. до н. э. Вавилонские цари Навуходоносор II и Набонид собирали древности и даже раскапывали и обновляли части г.Ур. Дочери Набонида — Бел-Шальти приписывают создание того, что сегодня называют школьным музеем. Во время раскопок Ура английский археолог Л. Вули в мужской школе обнаружил остатки двух соединенных комнат, где хранились клинописные таблички, датированные XVI в. до н. э. Среди других Л. Вули выявил очень необычную табличку, на которой были сделаны копии клинописных надписей более раннего периода из храма царя Омар-Суена (XIX в. до н. э.). Характерно, что писец снял эти копии «для удивления».
Среди документов фараонов Египта Аменхотепа III и Аменхотепа IV было обнаружено письмо от вавилонского царя Бурнобуриаша II, в котором последний просил прислать ему «похожие на живых» (чучела) образцы египетских «животных, которые живут на земле и в реке». Вероятно, речь шла о крокодилах и гиппопотамах.
Во времена Римской империи, имевшей хорошие дороги, были в моде путешествия. В продолжительные периоды мира на римских дорогах все больше стало появляться тех, кого мы теперь называем туристами. Для того чтобы познакомиться с отдаленной местностью, римляне совершали длительные путешествия как по суше, так и по морю.
Главными объектами экскурсионного осмотра в античном мире были храмы, ворота которых обычно держали открытыми. В храмах хранились дары и редкости.
Одной из характерных особенностей древней средиземноморской цивилизации было глубокое проникновение в суть явлений мира. Греческим ученым предметы служили для исследовательских и образовательных целей. Известно, что великий мыслитель Аристотель использовал свою коллекцию образцов природы в преподавании в храме Аполлона Ликейского (Ликей) близ Афин (335 г. до н. э.).
Знаменитая Александрийская библиотека была самой большой и богатой библиотекой древности. К тому времени в ней находилось около 500 тыс. свитков, в том числе бесценные свитки великих греческих драматургов Софокла, Эсхила и Еврипида.
Когда мы сейчас произносим слова «античное искусство», мы прежде всего представляем музейный зал, уставленный статуями и увешанный обломками рельефов. Римляне выставляли скульптуры и картины, отнятые у покоренных народов, на форумах, в общественных садах, храмах, театрах, в термах (общественных банях). Римские полководцы, государственные деятели, богатые патриции часто присваивали произведения искусства с целью украшения ими своих загородных поместий и создания частных коллекций[45] .
Расцвет научно-познавательного собирательства наблюдается в XVI в., только в Италии природоведческих коллекций насчитывалось около 250. Их создание было по карману врачам, аптекарям, юристам.
Одним из первых гербариев, собранных с научными целями, был гербарий итальянского ботаника, профессора Падуанского университета Луки Гини. Среди германских собирателей коллекций известны имена таких ученых-естествоиспытателей, как Парацельс, Агриппа фон Нетесгейм, Георг Агрикола, который работал в Яхимове (Чехия) и Хемнице (земля Саксония). Под влиянием труда Г.Агриколы саксонский курфюрст Август открыл в Дрездене кунсткамеру и натуралиенкамеру, а врач из саксонского города Торгау Иоганн Кентман создал свою минералогическую коллекцию и издал ее каталог, в котором была приведена номенклатура минералов (1565).
Безусловно, коллекции способствовали развитию научных знаний. Значительный вклад в развитие зоологии внес швейцарский естествоиспытатель Конрад Геснер из Цюриха, автор зоологической энциклопедии «История животных», собравший большую природоведческую коллекцию и в 1550 г. открывший один из первых музеев. Его коллекция была присоединена к такой же коллекции другого известного естествоиспытателя Феликса Плятера (часть ее и сегодня находится в природоведческом музее Базеля).
Собрать природоведческую коллекцию, представлющую природу всего мира, - такова была задача Улиссе Альдрованди. Свыше 30 лет он оплачивал работу художника, который готовил иллюстрации к энциклопедии естественной истории. Коллекции Альдрованди были приобретены и преумножены Фердинандом Коспи, любителем-физиком, слывшим в Болонье «благородным механиком».
Вклад в создание и развитие минералогических и геологических коллекций внесли врач Микеле Меркати из Рима и французский художник-керамист и естествоиспытатель Бернар Палисси, творчество которого свидетельствовало о его интересе к природному миру: его декоративные керамические изделия были украшены рельефными изображениями животных и растений и покрыты цветными глазурями.
В составе природоведческих коллекций XVI в. появляется все больше образцов экзотических растений, животных, минералов. В то же время местные минералы, флора и фауна занимали в европейских музеях недостаточное место.
В XVI в. в одном из самых известных университетов - Падуанском - открываются анатомический музей и театр. Этому примеру следуют и другие университеты. До этого анатомирование трупов в учебных целях на медицинских факультетах университетов позволялось церковью раз в год и завершалось церковным отпеванием и захоронением анатомированного.
Один из первых начал изучать человеческий организм путем вскрытия Андреас Везалий из Брюсселя, естествоиспытатель и основоположник анатомии. В своем основном труде «О строении человеческого тела» Визалий дал научное описание строения всех органов и систем. Для изучения строения человеческого тела он вынужден был тайно снимать с виселиц трупы казненных преступников. За препарирование тел «божьих созданий» ученый преследовался церковью. В конце жизни он совершил паломничество в Святую землю, чтобы снять грехи, а на обратном пути трагически погиб при кораблекрушении.
Отношение к анатомированию человеческого тела довольно быстро менялось. Препарирование трупов в анатомических театрах университетов переходит в публичное представление, посещать которое становится хорошим тоном для бюргеров и их семей. Свои анатомические театры открывали цехи хирургов в голландских городах Делфт и Роттердам. Анатомические музеи XVI-XVII вв. становятся лабораториями ученых, которые расширяли анатомические знания.
2.2.5.Собирательство как эстетическая потребность
Как эстетическая потребность собирательство особенно проявляется в эпоху Возрождения, а затем Нового времени.
Одной из важнейших особенностей Возрождения являлось широкое использование античного наследия, традиции которого никогда не умирали. Изучение античности становится одной из главных задач гуманистических исследований. В это время значительно расширяются сведения о культуре Древнего мира. В результате активных поисков в библиотеках старинных монастырей было обнаружено много рукописей не известных до того сочинений древних авторов. Поиски произведений искусства привели к открытию большого числа античных рельефов, статуй, а позднее и фресковых росписей Древнего Рима.
В XVII в. художественные собрания развиваются, в первую очередь при дворах представителей правящих династий. Традиция французского двора - пополнять свои коллекции - была продолжена королевой-вдовой Марией Медичи (после гибели Генриха IV Бурбона, 1589-1610). По ее просьбе в 1622 г. в Париж приехал фламандский живописец Питер Рубенс, чтобы живописать наиболее известные исторические сюжеты на двадцати одном полотне. Завзятыми коллекционерами были два премьер-министра Франции, утверждавшие, что большая коллекция является символом королевского авторитета. Один из них - кардинал Арман Ришелье - не только помогал королю приобретать произведения итальянского и французского искусства, но и построил в Париже Пале Кардиналь (позже Пале Руайяль), где разместил 50 картин, 50 статуй, 100 бюстов, изделия из бронзы, китайского лака, гобелены на исторические темы, расшитые ткани, мебель, 400 предметов китайской керамики, столовое серебро. Кардинал завещал свой дворец и коллекцию королю.
Испанский король Филипп IV также был известен как завзятый коллекционер. Он имел обостренное чутье, помогавшее ему безошибочно определять качество предметов искусства. Однако ни одно из его собраний (а их было несколько) не давало ему полного удовлетворения. Этот монарх имел возможность собирать произведения искусства через своих уполномоченных по всей Испании и Португалии, в испанских Нидерландах (теперь Бельгия), в южной Италии. Для его коллекции были опустошены многие церкви, а обладателей частных коллекций заставляли открывать двери для королевских посыльных, требовавших предметы искусства в качестве «подарков» королю. Чтобы избежать грабежа со стороны королевской власти или наказания за недостаточную преданность королю, вельможи часто прятали оригиналы, вывешивая на стены их копии.
Разновидностью собирателей того времени были искатели выгодных приобретений и торговцы-любители. Их главной целью было личное обогащение. Они следили за переменами в ценах на произведения искусства. В таких торговцах объединялись предприниматель, знаток искусства и часто мошенник.
По примеру Людовика XIV художественные коллекции создавались и при других европейских дворах. Например, курфюрст Максимилиан II Эм-мануэль построил в Шлейсхеме под Мюнхеном дворец, в котором была устроена галерея для картин и зал, обставленный встроенными шкафами для военных трофеев, приобретенных в войнах против турок.
В 1780-1781 гг. курфюрст Карл Теодор построил в Мюнхене галерею, в которой разместил ряд ценных полотен. В XIX в. коллекция баварских курфюрстов легла в основу Старой Пинакотеки в Мюнхене.
Правители другого немецкого государства – Саксонии – приложили немало усилий для преобразования своей столицы Дрездена в один из ведущих центров искусства Европы. Фридрих Август I Веттин, курфюрст саксонский (он же король Речи Посполитой Август II), распорядился устроить в Дрездене «художественный двор», построив для этого резиденцию Цвингер. В Цвингере разместились картинные галереи, залы искусств, салоны гравюр, зал оружия и оранжерея.
В 1721 г. была построена сокровищница Цвингера «Зеленые своды». В ней хранились ценности, одежда, документы курфюрста. В состав собрания Фридриха Августа I входило несколько тысяч предметов из драгоценных металлов и камней, полудрагоценных камней, янтаря, слоновой кости, бронзы, керамики и стекла. Отдельные предметы сокровищницы курфюрста располагались в застекленных шкафах, что облегчало их осмотр.
Быстро росла коллекция картин саксонских монархов. В 1728 г. она уже насчитывала 4 тыс. номеров, а в 1745-1746 гг. для музейных нужд было передано отдельное строение, в котором располагались коллекции курфюрста.
Сын и преемник Фридриха Августа I на тронах Саксонии и Речи По-сполитой Фридрих Август II (последний был известен и как Август III) продолжил меценатскую деятельность отца.
В средней Германии, в Касселе, в это время возникло собрание герцога Фридриха Гессенского, которое называлось Фридерицианумом. Собрание это заключало в себе коллекции минералов, гемм, античных урн, монет, медалей, предметов искусства и промышленности, а также «курьезов» (редкостей), привезенных из разных стран мира. Кроме музея, в Касселе был создан научный кабинет, предназначенный для хранения инструментов и кабинет восковых фигур.
Один из крупнейших коллекционеров своего времени император Ру-дольф II Габсбург разместил свою выдающуюся коллекцию картин и скульптур в замке Градчаны в Праге. Коллекция Рудольфа II определялась не только своим богатством, но и хорошим качеством. В отличие от традиционных собраний произведений искусства той эпохи в ней проявился тонкий вкус и квалифицированный отбор. Император прятал свои картины от посторонних глаз. Он собрал 2500 произведений искусства из бронзы и мрамора, 1300 картин, богатую коллекцию механических инструментов, которые оценивались в 17 тыс. гульденов.
Владельцы собраний, как правило, сами определяли способ экспонирования своих предметов, они же были главными зрителями и исследователями. Немногочисленные посетители, которые допускались к осмотру собраний, как правило, не имели достаточных знаний о выставленных предметах и не были готовы к их восприятию.
2.3. Анализ мотиваций создания современных частных коллекций
Если говорить о современных тенденциях собирательства, то прежде всего следует отметить, что российский рынок предметов искусства сегодня переживает новое рождение - меняется контингент, структура покупателей, их мотивация. Коллекционеры стали более осмысленно относиться к своим «антикварным вложениям». Разношерстные коллекции периода перестройки, приобретенные на шальные деньги, уступают место тщательно подобранным собраниям. В качестве примера специалисты приводят ситуацию со знаменитой коллекцией «Инкомбанка»: ее продажа была сопряжена с определенными трудностями именно по той причине, что тогда, в начале 90-х годов прошлого века, экспонаты для нее подбирались зачастую бессистемно.
Как свидетельствуют антиквары, сегодня люди все больше склоняются именно к инвестиционному коллекционированию. «Собирая картины какого-нибудь художника, знатоки зачастую заботятся не только о полноте собрания, но и о его финансовой привлекательности. Если та или иная картина относится к неудачному периоду в творчестве конкретного автора, то ее чаще всего не покупают. Рынок предметов искусства и антиквариата является весьма привлекательным, почти на сто процентов надежным способом размещения капитала с точки зрения его сохранения, а главное, увеличения.
Наиболее ликвидным остается изобразительное искусство - живописные полотна, иконы, графика. Причем это необязательно должен быть антиквариат в прямом смысле слова (то есть предметы, датированные периодом до 1938 года, - так в настоящий момент определяются старинные вещи): картины 50-х, 60-х и 70-х годов столь же популярны и растут в цене ничуть не меньше более ранних. Живопись легко купить и практически столь же легко продать. С другими предметами антиквариата - мебелью, посудой, старинным оружием и драгоценностями - все гораздо сложнее: выгодно продать их непросто.
Художественные салоны выполняют на рынке антиквариата ту же роль, что и брокеры на фондовой бирже: берут свою комиссию с каждой сделки и иногда помогают в выборе объекта покупки.
Несмотря на растущий интерес к коллекционированию, мы не можем утверждать, что интерес к собирательству в России приобрел устойчивую тенденцию. Сегодня центр коллекционирования русского искусства находится все-таки в США. Именно здесь созданы необходимые условия для формирования нового круга собирателей, сохранивших причастность к российской художественной культуре и в полной мере оценивших сугубо американские возможности реализации своих организационно-художественных замыслов. Это люди, состоявшиеся в новом мире и в новой социальной ситуации. Они отличаются напором, схожим с напоритостью и агрессивностью пионеров американского коллекционирования, но вместе с тем - это люди, вносящие в сам процесс собирательства много частного, личного, человеческого. Этим, собственно, они и интересны. К такому типу коллекционеров «новой волны» и относится, например, Юрий Трайсман. В его коллекции более двух тысяч произведений русской живописи, графики, скульптуры, представляющих все направления русского авангарда преимущественно послевоенного времени. Выставки произведений из коллекции Юрия Трайсмана неизменно пользуются большим успехом. А география выставок говорит сама за себя - Государственный Русский музей (Санкт-Петербург, февраль-апрель 1999г.), Государственная Третьяковская галерея (Москва, май-июнь 1999г.), Музей искусств в штате Огайо (ноябрь-декабрь 1999г.), и др[46] .
Юрию Трайсману удалось решить не только задачи собственно эстетического характера, связанные с отбором и представлением зрителям действительно выдающихся произведений искусства, но и сверхзадачу культурно-исторической значимости - восстановить справедливость по отношению к искусству, в тоталитарный период гонимому государством и ввиду своей «неофициальности» не входившему в дозволенный властями музейно-выставочный и научно признанный оборот.
Неофициальное искусство (в научном, критическом, публицистическом обиходе выступающее под многими именами - «другое искусство», «андерграунд», «нонконформистское искусство», «второй русский авангард», «запрещенное искусство» и т.п.), хронологические рамки которого обозначены хрущевской «оттепелью» и временем горбачевской либерализации, полноценную музейную репрезентацию на родине обрело лишь в самом начале 90-х годов ХХ в., когда в Государственной Третьяковской галерее, а затем и в Государственном Русском музее прошла обобщающая выставка «Другое искусство». Но коллекционирование произведений неофициальных художников началось задолго до этого периода.
Достаточно вспомнить блестящие коллекции Г.Костаки, Е.Нутовича, Л.Талочкина, Н.Благодатова, Л.Кацнельсона и др. Эти собиратели - энтузиасты, подвижники - и сами немногим отличались от типажа художника андерграунда. Они стали неотъемлемой частью развивающегося процесса либерализации в российском искусстве. Тогда же стали формироваться и западные частные коллекции неофициального русского искусства. Многие собрания позже распались, в некоторых присутствие русских художников осталось случайным эпизодом, но для части западных коллекционеров собирание «второго русского авангарда» стало делом жизни.
Первые приобретения Трайсмана в США связаны с работами Эрнста Неизвестного и Михаила Шемякина. В дальнейшем его коллекцию пополнили многочисленные работы русских художников, работавших в период от 50-х до начала 90-х годов прошлого века. Как отмечают ведущие искусствоведы России, в коллекции Трайсмана представлен полный спектр направлений, тенденций, стилей рассматриваемого периода. Это не только одна из самых масштабных, но и «наиболее темпераментная» из существующих ныне авторских коллекций. Актуализируя в конкретных произведениях интересующие его художественые ценности, собиратель создает единое поле, цельность которому придает энергия собственного выбора. В его собрании этот эффект реализуется с концептуальной чистотой.
Основу коллекции Ю.Трайсмана составляют работы общеизвестных и признанных авторов: Вагрича Бахчаняна, Гриши Брускина, Анатолия Брусиловского, Эрика Булатова, Владимира Вейсберга, Риммы и Валерия Герловиных, Дмитрия Жилинского, Анатолия Зверева, Ильи Кабакова, Александра Косолапова, Дмитрия Краснопевцева, Эрнста Неизвестного, Владимира Немухина, Дмитрия Пригова, Леонида Пурыгина, Анатолия Степышева, Семена Файбисовича, Олега Целкова, Михаила Шварцмана, Михаила Шемякина, Владимира Янкилевского и многих других художников и скульпторов.
Многие критики отмечают, что в коллекции чувствуется пристрастие ее создателя к психологическому и эмоционально - экспрессивному измерениям андерграунда. Эта направленность просматривается от карнавальной травестии М.Шемякина к непричесанной бытийности В.Калинина, от сомнабулических ситуаций Т.Назаренко к притчевой крестьянской основательности В.Овчинникова.
Коллекции Юрия Трайсмана свойственна внутренняя динамика. В ней прослеживаются этапы становления художественных вкусов и пристрастий. В последнее время Трайсман заинтересовался документальной фотографией и вообще идеей документации: его коллекция пополнилась произведениями классика фотожурналистики Е.Халдея, приобретены архивные материалы И.Пальмина, В.Сычева и других документалистов.
Современные виды собирательства отличаются огромным разнообразием и приобретают порой причудливые формы, отражая различные потребности, интересы и предпочтения коллекционеров. Приведем лишь некоторые примеры.
- Коллекционирование балалаек. Большая коллекция русских балалаек принадлежит Григорию Титову, проживающему в Вашингтоне (США)[47] .
- Коллекционирование барабанных палочек с автографами[48] .
- Коллекционирование бейсбольных карточек[49] .
- Коллекционирование бисера. Коллекционирование украшений из бисера - мелких бусинок из цветного стекла. Первую попытку в России получить бисер предпринял Михаил Ломоносов в 1748 г., а мировое первенство в изготовлении бисера принадлежит мастерам Древнего Египта. В России бисер стал популярным к середине XIX в. Одна из крупнейших коллекций бисера, которая собиралась на протяжении 40 лет семьёй Миримовых-Васильевых-Юровых, в августе-сентябре 2002 г. выставлена в Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина[50] .
- Коллекционирование блатных песен. Вячеслав Патлах из Пензы коллекционирует блатные песни в сборниках, записях и концертах[51] .
- Коллекционирование блокадных изданий. Коллекционирование печатной продукции, которая отражает жизнь блокадного Ленинграда[52] .
- Коллекционирование ботфортов. Шведский коллекционер Карл Филгрен из города Бьерна коллекционирует ботфорты - высокие сапоги с раструбами. В его коллекции 42 пары подлинных ботфортов XVIII-XIX вв. из Европы и Северной Америки. Гордостью коллекции считаются сапоги шведского короля Карла XII, сшитые из кожи тюленя[53] .
- Коллекционирование бронзы. Коллекционирование скульптурных фигурок и композиций из бронзы[54] .
- Коллекционирование бубенцов и бубенчиков. Дмитрий Рудольфович Никулин из Ижевска коллекционирует колокольчики, бубенцы и бубенчики только с надписями и орнаментом[55] .
- Коллекционирование бубнов шаманов[56] .
- Коллекционирование бюстов Ленина[57] .
Таким образом, и сегодня мы находим подтверждение тому, что всякое собрание художественных ценностей или материальных предметов исторического, познавательного, культового характера отражает особенности личности самого коллекционера, его вкусы и пристрастия.
2.4.Пути активизации собирательства
Завершить наше исследование хотелось бы некоторыми умозаключениями относительно путей активизации современного до-музейном собирательства.
1.Необходимо отметить, что собирательство (в том числе музейное) на Западе и в России - диаметрально противоположные вещи. В России это основано на поддержке государства со всеми вытекающими отсюда последствиями: комиссии, заседания, обсуждения и т.п. В этих условиях очень трудно собирать качественные коллекции. На Западе создание музеев, их жизнь в большинстве случаев поддерживается частными лицами или частными фондами. Это может быть чистый альтруизм, может быть какой-то расчет, но художественная культура с их помощью развивается гораздо более интенсивно. Поэтому, на наш взгляд, в рыночных условиях, скорее всего новые музейные коллекции будут формироваться как частные организации.
2.Искусственно активизировать процесс собирательства сложно. Прежде всего в стране должны быть созданы социально-культурные и экономические условия, при которых гражданам было бы интересно и выгодно приобретать или собирать коллекции. Из чего следует, что низкий жизненный уровень нашего населения - факт сдерживающий развитие собирательства. Воспитание у подрастающего поколения высокого эстетического вкуса и потребностей – одно из важнейших задач современной системы образования. Без воспитания эстетической потребности в душе человека вряд ли проснется интерес к художественным ценностям.
3.На мой взгляд, во вкусах современных коллекционеров наибольшей степени наблюдается проявление таких мотиваций собирательства, как экономическая, мотивация социального престижа и эстетической потребности. Экономическая мотивация при этом является доминирующей.
Заключение
Анализ мотиваций до-музейного собирательства, который был предпринят в данной дипломной работе, позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Коллекции и ранние музеи создавал тот, кто имел материальные возможности и желание создать для предметов музейного значения благоприятную социальную среду. Главной движущей силой развития собирательства в самом начале было желание самоутверждения представителей знати. Вместе с тем стал постепенно формироваться тип действительного знатока и любителя редких вещей - представителя третьего сословия. Он собирал прежде всего интересные для него предметы, чтобы получить удовольствие, а не для вложения капитала или поднятия социального престижа. Надо отметить, что деятельность ранних музеев носила ограниченный характер и не имела среди публики широкого отклика.Первые до-музейные собрания несли на себе отпечаток общественных отношений, отражали духовные, культурные и идеологические интересы правящей верхушки и нередко служили средством укрепления ее власти.
2. Всякое собрание художественных ценностей или материальных предметов исторического, познавательного, культового характера отражает особенности личности самого коллекционера, его вкусы и пристрастия. Эти пристрастия изменялись в различные исторические эпохи.
3. Во вкусах современных коллекционеров наибольшей степени наблюдается проявление таких мотиваций собирательства, как экономическая, мотивация социального престижа и эстетической потребности. Экономическая мотивация при этом является доминирующей.
К сказанному добавим, что благородная деятельность коллекционеров, несомненно, вносит значительный вклад в международное сотрудничество, во взаимопонимание и взаимообогащение народов и государств.
Библиография
1. Абдульханова-Славская К.С. Деятельность и психология личности.- М., 1980.
2. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. - М., 1976.
3. Античная художественная культура.- СПб., 1993.
4. Баткин Л.Н. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.
5. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения //Вопросы психологии.-1983.-№ 4.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И.Фельдштейна.- М.:Межд. Пед академия, 1995.
7. Боткина А.П. П.М. Третьяков в жизни и в искусстве. М.1951.
8. Брентано Л. Опыт теории потребностей.-Казань, 1921.
9. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс.-М., 1977, Т.1-2.
10. Грицкевич В. П., Гужеловский А. А. Музеи мира. - Минск, 2003.
11. Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. - М., 1975.
12. Демиденко Ю. Коллекционер среди коллекционеров // Наше наследие. 1999. N 42.
13. Еленина Т. Что коллекционируют в Америке // Миниатюра. 1992. Вып. 8.
14. Жуков А. Необычные коллекции // Миниатюра. 1996. Вып. 31.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002.
16. История государства и права зарубежных стран. /Под редакцией О.А. Жидкова, Крашенниковой; М., 1998.
17. Книга рекордов Гиннесса. 2002. М., 2002.
18. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.-М., 1988.
19. Ковалев А.Г. Психология личности.- М., 1969.
20. Котыхов В. Игра в бисер. Тиролька у водокачки дорого стоит // Московский комсомолец. 2002. 20 августа.
21. Кречмер Э. Строение тела и характер.-М.: Педагогика-Пресс, 1995.
22. Кривцун О.А. Художественные эпохи в культуре Нового времени: проблема идентификации. // Искусствознание.-2001. - № 1.
23. Кравцун О.А. Художник и меценат: черты самосознания. // Русская галерея. М.1999. № 2.
24. Кривцун О.А. История искусств в свете культурологии. // Современное искусствознание: методологические проблемы. М.1994.
25. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал.-1992.-№ 2.
26. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. -М., 1971.
27. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. -Л., 1983.
28. Маслоу А. Мотивация и личность.- СПб.: Евразия, 1999.
29. Нильс И. Эрмитаж в гостинной // Дело.- 2003.-№ 22.
30. Объявления // Петербургский коллекционер. 2002. №3 (20).
31. Очерки истории музейного дела в России. М., Вып. 2. 1960; Вып. 3. 1961; Вып.5. 1963; Вып. 6. 1968; Вып. 7. 1971.
32. Параделов М.Я. Адресная книга русских библиофилов и собирателей гравюр, литографий, лубков и прочих произведений печати. М., 1904.
33. Пересада А. Мистер балалайка из Вашингтона //Отчизна. 1989. №11.
34. Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса.-Л., 1982.
35. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
36. Платонов К.К. Структура и развитие личности.- М., 1986.
37. Подгурский О. Бронзовый век продолжается! // Антик. 2001. №2.
38. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. Иллюстрированный биографический словарь. М., 1997.
39. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990.
40. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1946.
41. Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне Нового времени. - М., 1985.
42. Садыкова Н.С. Музейное дело в Узбекистане. Ташкент, 1975.
43. Сорокин П. Голод и идеология общества. Квинтэссенция .-М., 1990.
44. Сюкияйнен Л. Р. Шариат: Религия Нравственность. Право. // Государство и право; 1996.-№ 7.
45. Словарь русского языка. М., 1957.
46. Словарь коллекционера. Спб., 1996.
47. Станюкович Т.К. Этнографическая наука и музеи. Л., 1978.
48. Фролов А.И. Основатели российских музеев. М., 1991.
49. Фромм Э. Бегство от свободы.-М., 1998.
50. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.
51. Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России. М., 1991.
52. Шиманский Е.А. Справочная книга для русских библиофилов и коллекционеров. Одесса, 1905.
53. Шмит Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории музейного дела. Харьков, 1919.
54. Юрова Е. Игра в бисер // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2002. №1.
55. Я познаю мир. Коллекции и коллекционеры / Сост. С. Истомин. М., 1998.
56. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.-М., 1969.
57. Boettiger C. A. Der Museum und Antikensammlugen. Leipzig, 1806.
58. Bonaffe E. Les collectionneurs de L'ancienne France. P., 1837.
59. Crook J. The British Museum. L., 1972.
60. Kopytoff Y. The cultural biography of things: Commoditization as process // The social life of things / Ed. by A. Appadurai. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
61. Simmel G. The philosophy of money. London: Routledge, 1995, р.563.
62. Wittlin A. The Museums. Its History and its Tasks in Education. L., 1949.
[1] Демиденко Ю. Коллекционер среди коллекционеров // Наше наследие. 1999. N 42, с. 136.
[2] Словарь русского языка. М., 1957.
[3] Kopytoff Y. The cultural biography of things: Commoditization as process // The social life of things / Ed. by A. Appadurai. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.
[4] Simmel G. The philosophy of money. London: Routledge, 1995, р.563.
[5] Тотемизм («от-отем» на языке североамериканских индейцев означает «его род») - система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом - мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей - своих родственников - от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.
[6] Грицкевич В. П., Гужеловский А. А. Музеи мира.-Минск, 2003.
[7] Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
[8] История государства и права зарубежных стран. /Под редакцией О.А. Жидкова, Крашенниковой; М., 1998; Сюкияйнен Л. Р. Шариат: Религия Нравственность. Право. // Государство и право; 1996.-№ 7.
[9] Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения.-М., 1976; Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс.-М., 1977, Т.1-2; Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению.-М., 1975; Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса.-Л., 1982; Рутенбург В.И. Италия и Европа накануне Нового времени.-М., 1985.
[10] Crook J. The British Museum. L., 1972.
[11] Грицкевич В. П., Гужеловский А. А. Музеи мира. - Минск, 2003.
[12] Баткин Л.Н. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.
[13] Грицкевич В. П., Гужеловский А. А. Музеи мира. - Минск, 2003.
[14] Кривцун О.А. Художественные эпохи в культуре Нового времени: проблема идентификации. // Искусствознание.-2001. - № 1; Кривцун О.А. История искусств в свете культурологии.// Современное искусствознание: методологические проблемы. М.1994. С.51-77.
[15] Bonaffe E. Les collectionneurs de L'ancienne France. P., 1837.
[16] Boettiger C. A. Der Museum und Antikensammlugen. Leipzig, 1806.
[17] Фролов А.И. Основатели российских музеев. М., 1991; Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России. М., 1991; Шиманский Е.А. Справочная книга для русских библиофилов и коллекционеров. Одесса, 1905; Параделов М.Я. Адресная книга русских библиофилов и собирателей гравюр, литографий, лубков и прочих произведений печати. М., 1904; Очерки истории музейного дела в России. М., Вып. 2. 1960; Вып. 3. 1961; Вып.5. 1963; Вып. 6. 1968; Вып. 7. 1971.
[18] Боткина А.П. П.М.Третьяков в жизни и в искусстве. М.1951.
[19] Там же.
[20] Брентано Л. Опыт теории потребностей.-Казань, 1921, с.10.
[21] Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности.-Л., 1983.
[22] Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей //Психологический журнал.-1992.-№ 2.
[23] Ильин Е.П.Мотивация и мотивы.-СПб.:Питер, 2002, с.29.
[24] Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.-М., 1988.
[25] Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения //Вопросы психологии.-1983.-№ 4;Ковалев А.Г. Психология личности.-М., 1969; Платонов К.К. Структура и развитие личности.-М., 1986; Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии.-М., 1946; Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции.-М., 1971; Абдульханова-Славская К.С. Деятельность и психология личности.-М., 1980.
[26] Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1986.
[27] Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности /Под ред. Д.И.Фельдштейна.-М.:Межд. Пед академия, 1995.
[28] Платонов К.К. Структура и развитие личности.-М.:Наука, 1986.
[29] Ильин Е.П.Мотивация и мотивы.- СПб.:Питер, 2002, с.9.
[30] Лоренц К. Агрессия.-М., 1994.
[31] Фромм Э. Бегство от свободы.-М., 1998.
[32] Кречмер Э. Строение тела и характер.-М.: Педагогика-Пресс, 1995.
[33] Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека.-М., 1969.
[34] Маслоу А. Мотивация и личность.-СПб.:Евразия,1999.
[35] Сорокин П. Голод и идеология общества. Квинтэссенция .-М., 1990, с.231.
[36] Wittlin A. The Museums. Its History and its Tasks in Education. L., 1949.
[37] Станюкович Т.К. Этнографическая наука и музеи. Л., 1978; Шмит Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории музейного дела. Харьков, 1919.
[38] Грицкевич В. П., Гужеловский А. А. Музеи мира. -Минск, 2003.
[39] Там же.
[40] Шмит Ф.И. Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории музейного дела. Харьков, 1919.
[41] Там же.
[42] Садыкова Н.С. Музейное дело в Узбекистане. Ташкент, 1975.
[43] Кравцун О.А. Художник и меценат: черты самосознания. // Русская галерея. М.1999. № 2.
[44] Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. М.,1990.
[45] Античная художественная культура.-СПб., 1993.
[46] Нильс И. Эрмитаж в гостинной // Дело.- 2003.-№ 22.
[47] Пересада А. Мистер балалайка из Вашингтона //Отчизна. 1989. №11.
[48] Книга рекордов Гиннесса. 2002. М., 2002.
[49] Еленина Т. Что коллекционируют в Америке // Миниатюра. 1992. Вып. 8.
[50] Котыхов В. Игра в бисер. Тиролька у водокачки дорого стоит // Московский комсомолец. 2002. 20 августа; Юрова Е. Игра в бисер // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. 2002. №1.
[51] Объявления // Петербургский коллекционер. 2002. №3 (20).
[52] Словарь коллекционера. Спб., 1996.
[53] Жуков А. Необычные коллекции // Миниатюра. 1996. Вып. 31.
[54] Подгурский О. Бронзовый век продолжается! // Антик. 2001. №2; Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. Иллюстрированный биографический словарь. М., 1997.
[55] Объявления // Петербургский коллекционер. 2002. №3 (20).
[56] Я познаю мир. Коллекции и коллекционеры / Сост. С. Истомин. М., 1998.
[57] Псковский коллекционер. 2000. №3 (10).