Контрольная работа: Основные задачи и методика проучивания маленьких и средних прыжков на уроках классического танца

Название: Основные задачи и методика проучивания маленьких и средних прыжков на уроках классического танца
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: контрольная работа

Тема: Основные задачи и методика проучивания маленьких и средних прыжков на уроках классического танца

Пермь

2006


Содержание

Введение

1. Экзерсис. Allegro

2. Виды прыжков

3. Прыжки с двух ног на две ноги

4. Прыжки с двух ног на одну

5. Прыжки с одной ноги на две ноги

6. Прыжки с одной ноги на другую

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Прыжки — самая трудная часть классического танца. Все, что вырабатывается экзерсисом и adagio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию. Но особенное внимание следует уделять самим прыжкам.

Прыжки классического танца крайне разнообразны по виду. При их разборе мы видим, что они делятся на две основные группы. К первой группе относятся прыжки воздушные: для такого прыжка танцующий должен сообщить движению большую силу, должен замереть в воздухе. Ко второй группе относятся движения, которые нельзя сделать, не отрываясь от земли, без прыжка, но они не устремлены вверх, а "как ползучие растения стелются по земле".

Прыжки в искусстве классического танца являются наиболее сложными и техническими. Прыжки - это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, которое, однако, не должно превращается в самоцель. Прыжок ради прыжка – акробатика. Задача состоит не в том, чтобы танцовщик возможно выше прыгнул, выполняя какой-либо вид заноски или воздушного вращения а в том, чтобы он с предельной легкостью, эластичностью и музыкальностью отобразил эмоциональное состояние своего героя.

Как известно, прыжки слагаются из предварительно усвоенных элементов экзерсиса и адажио. Следовательно, очень важно, чтобы эти элементы были основательно и всесторонне освоены учащимися, прежде чем будут использованы в прыжках.

Вместе с тем, техника прыжков имеет и свои особые исполнительские приемы. Один из таких приемов носит название элевации, которая позволяет танцовщику прыгать эластично, мягко, высоко, легко и точно; прогнозировать должную степень высоты полета и продвижения своего тела в соответствующем направлении, темпе, ритме.

Кроме элевации танцовщику необходимо фиксировать кульминацию прыжка, что носит название баллона. Заключается баллон в том, что танцовщику следует делать толчок и посыл ногами сильнее, чтобы получился эффект парения в воздухе, иначе прыжок лишится своей виртуозности

Хорошая элевация и баллон зависят от выносливости танцовщика, поэтому, отрабатывая все качества прыжка, необходимо тщательно готовить мышцы ног и дыхание исполнителя.

Прыжок зависит от силы мускулатуры ног, эластичности и крепости связок ступни и коленей, развитого ахиллова сухожилия, крепости пальцев ног и в особенности от силы бедра. Самое же главное — уметь в момент отталкивания от пола с plie сохранить одновременность броска работающей ноги и толчка опорной, подтянуть корпус (что способствует увеличению прыжка), оказать помощь руками и ощутить собранность всего тела перед прыжком, в момент прыжка и в его заключении на demi plie.

В первом классе, прежде чем приступить к изучению прыжков, прорабатывается экзерсис, в котором, как говорилось выше, приобретается постановка корпуса, выворотность ног, эластичность приседания и т. д., после чего начинается работа над прыжками.

Лицом к палке разучиваются прыжки на I, II и V позициях (temps leve). Далее следуют changement de pieds, echappe, assemble и jete и т. д. Каждый новый прыжок изучается лицом к палке не более двух недель, затем он исполняется на середине зала.

Во всех классах первые прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к большим должен быть постепенный; несложные большие прыжки комбинируются с маленькими.

Дальше следуют технически трудные большие прыжки: saut de basque, cabriole и т. д. (в старших мужских классах они усложняются заносками, двойными поворотами и tours в воздухе). Затем исполняются комбинации из маленьких прыжков с заносками.

Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы данного класса и, естественно, должен быть различным в младших, средних и старших классах. Все новые программные прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения.

Все темпы, устанавливаемые для прыжковых комбинаций, сохраняются до конца фразы, даже если комбинация состоит из маленьких и больших разнородных прыжков. Музыкальное оформление играет здесь значительную роль, так как музыкальный рисунок должен подчеркивать различный характер прыжков.

Прыжки классического танца подразделяются на пять групп:

· прыжки с двух ног на две ноги;

· прыжки в двух ног на одну ногу;

· прыжки одной ноги на другую;

· прыжки с одной ноги на другую ногу

· прыжки с одной на ту же ногу.

Цель данной контрольной работы – раскрыть сущность прыжков в классическом танце и описать их разновидности и их особенности, раскрыть методику маленьких и средних прыжков, особенности техники, примеры заданий.


1. Экзерсис. Allegro

В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie(приседание); постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий артист балета приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.

Экзерсис начинается у палки, затем, по мере усвоения движений, переносится на середину зала. За упражнениями на середине зала следуют adagio и allegro. Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах.

Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находит необходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение необходимо сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко повреждаются ноги.

Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логическое сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка упражнения.

Allegro имеет особое значение по отношению ко всем уроку классического танца. В нем заложена танцевальная наука, вся ее сложность и залог будущего совершенства. Весь танец построен на allegro.

Adagio само по себе не достаточно показательно. В него вводится, правда, много виртуозных движений, но все они зависят в большей мере от умения кавалера. А вот выйти и произвести впечатление в вариации – другое дело: тут-то и скажется танцевальное образование. Но не только вариации, а и большинство танцев, как сольных, так и массовых, построено на allegro; все вальсы, все коды – это allegro.

Вся предыдущая работа, до введения allegro, является подготовительной для танца: когда же мы подходим к allegro, то тут – то мы и начинаем учиться танцевать, здесь и открывается нам вся премудрость классического танца.

Одним из наиболее трудных и сложных элементов прыжка является demi-plie, при помощи которого осуществляется толчок, взлет и его завершение. При выполнении прыжков demi – plie необходимо, чтобы вся ступня и особенно пятки плотно, с упором примыкали к полу, чтобы ступня отделялась от пола с силой, последовательно от пятки до кончика пальцев, голеностоп и бедро активно участвовали в толчковом посыле и вся нога, отделяясь от пола, вытягивалась бы упруго в колене, подъеме и пальцах, иначе взлет окажется слабым, недостаточно устойчивым, эластичным и высоким.

Заканчивать прыжок следует в мягкое, легкое и эластичное demi – plie, принимая тяжесть тела на собранные, а не на расслабленные мышцы ног и с кончика пальцев на пятки, которые должны плотно, но бесшумно примкнуть к полу. Голеностоп и бедро также должны активно участвовать в эластичном и мягком завершении прыжка, разумеется, по всем существующим правилам demi – plie.

Если нет последовательного примыкания ступни к полу и непрерывно сливающего с ним demi – plie, то прыжок будет завершаться тяжело и жестко. Поэтому в учебной работе развитию и укреплению прыжкового demi – plie следует уделять самое пристальное внимание.

Осваивая технику связи изучаемых прыжков, необходимо, чтобы завершающее demi – plieи дальнейший толчок выполнялись слитно, с ходу используя силу инерции собственного тела как дополнительный "трамплин" для взлета различной высоты, различного темпа и ритма, от сдержанного и мягко – пружинящего до энергично – стремительного, но всегда эластичного demi – plie.

Кроме того, необходимо во время толчка, взлета и завершения прыжка правильно согласовать движения головы, рук, корпуса и ног. И если ученик не умеет воспроизводить точно рисунок исполняемого прыжка или целой танцевальной фразы, это означает, что он не обладает полноценной элевацией и баллоном.

Когда у учащегося ноги поставлены правильно, есть уже выворотность, развита и укреплена ступня, сообщена ей эластичность и укреплены мускулы, - можно приступить к прохождению allegro. Начинают прыжки с изучения tempsleve, которые делаются толчком от пола двумя ногами на I, II и V позициях, затем changementdepied и, наконец, echappe, - для облегчения их вначале проделываются у палки, повернувшись к ней лицом и держась обеими руками.

Следующим прыжком берут обычно довольно сложное по своей структуре assemble – эта традиция имеет глубокие и веские основания.

Assemble заставляет сразу правильно брать в работу все мышцы. Начинающему нелегко его усвоить, нужно внимательно контролировать каждый момент движения; делая такое pas, устраняется возможность распущенности мускулатуры. Ученик, научившийся правильно делать, assemble, не только выучивается этому pas но приобретает фундамент для исполнения и других pasallegro, - они покажутся ему легче и не будет соблазна делать их распущенно, если правильная постановка корпуса была усвоена с самого надииьного pasи вошла в привычку.

Бесконечно легче было бы научить ребенка делать, например, balance, но как внушить ему при этом правильную манеру держать корпус, управлять мышцами? Вследствие легкости этого pas, ноги распускаются, расслабляются, и не приобретается выворотности assemble. Заложенные в assemble трудности приводят сразу к намеченной цели.

После assemble можно перейти на glissade, jete, pasdebasque, balance последнее, желательно не вводить, пока мышцы недостаточно разработаны в основных прыжках и не дано прыжку правильной основы.

Затем, умея делать jete, не страшно перейти вообще к прыжкам на одну ногу (когда другая нога остается после прыжка surlecou-de-pied или открывается), как, например sissonneouverte. Попутно можно проходить pasdebourree, хотя оно делается и без отделения от земли, но нужно, чтобы в нем чувствовались твердо поставленные ноги.

В этой стадии развития ученику можно уже давать какой – нибудь легкий танец.

В старших классах изучают наиболее трудные прыжки с задержкой в воздухе, например sautdebasque. Из них самый трудный – cabriole – завершает изучение allegro.

Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы данного класса и, естественно, должен быть различным в младших, средних и старших классах. Все новые программные прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения.

Все темпы, устанавливаемые для прыжковых комбинаций, сохраняются до конца фразы, даже если комбинация состоит их маленьких и больших разнородных прыжков. Музыкальное оформление играет здесь значительную роль, так как музыкальный рисунок должен подчеркнуть различный характер прыжков.

2. Виды прыжков

Прыжки классического танца делятся на следующие группы:

- прыжки с двух ног на две ноги, среди них: а) исполняемые непосредственно с V позиции: changementdepied, echappe, soubresaut; б) исполняемые с предварительным отведением ноги с V позиции в сторону и приведением ее обратно в V позицию: assemble, sissonnefermee, sissonnefondu, sissonetombee, pasdechat, failli, chasse, cabriolefermee, jetefermefondu;

- прыжки с двух ног на одну имеют тоже разновидности: а) когда сначала отрываются на одну ногу (в позе), к ним относятся: sissonneouverte, sissonnesoubresaut, ballonne, ronddejambeenl’airsaute; б) когда движение начинается выбрасыванием ноги (делается взлет), а кончается остановкой на той же ноге в позе, к ним относятся: jetecV позиции, grandjete, начинающееся с V позиции, jete с продвижением по полкруга, emboote;

- прыжки с одной ноги на другую: jeteentrelace, sautdebasque, jetepasse, jete на attitude (когда оно исполняется с preparationIV позиции croisee);

- прыжки комбинированные , по своей структуре состоящие из нескольких элементов: jeterenverse, sissonnerenversee, grandpasdebasque, ronddejambedouble, pasciseaux, balance, jeteentournant и grandfouette.

Прыжки воздушные могут быть малые и большие, но, независимо от их степени, отрыв танцующего от пола должен быть всегда виден. При развитии прыжка следует руководствоваться следующими указаниями.

1. Перед всяким прыжком должно быть сделано demi – plie. Так как главным фактором подачи силы при отделении танцующего от пола служит ступня, необходимо при выработке прыжка обращать особое внимание на правильное demi – plie, т.е. не отделять пяток от пола.

2. В момент прыжка следует держать ноги напряженными вытянутыми в колене, подъеме и пальцах, если прыжок делается двумя ногами. Если же он делается на одну ногу, другая принимается требуемое позой положение, причем надо строго соблюдать выворотность верхней части ноги и стройной спины, т. е. не выпячивать ягодиц.

3. После прыжка ноги должны коснуться пола сначала носком, затем плавно перейти на пятку и опуститься на demi – plie, после чего вытянуть колени.


3. Прыжки с двух ног на две ноги

Данное упражнение впервые знакомят учащихся с элементарной основой прыжка. С чего и начинают отрабатывать технику прыжка, то есть эластичность demi-plie, упругий толчок, легкий взлет и мягкое его завершение.

Выполняются dempssaute по i, ii или vпозиции и, как все последуюшие прыжки, в зависимости от высоты взлета подразделяются на маыле – petits

Petittempssauté заключается в том, что исходная позиция ног (I, II и V) на маленьком взлете выдерживается до завершающего demi-plie.

Выполняя упражнение, необходимо соблюдать эластичность начального и конечного demi-plie, легкость толчка и взлета, выворотность ног, которые на прыжке должны быть хорошо вытянуты в колене, подъеме и пальцах. Весь прыжок следует исполнять с подтянутыми бедрами и точным соблюдением заданной позиции ног.

Корпус надо удерживать прямо, мышцы спины собрать, плечи свободно раскрыть и опустить, поясницу не прогибать. Голова тоже сохраняет прямое положение, шея не напряжена.

Изучается данный прыжок вначале лицом к станку, раздельно по I, затем по II и по V позиции на счет 4/4; ¼ - demi-plie; ¼ - задержка, ¼ - взлет и его завершение, ¼ - выпрямление из demi-plie.

Для tempssauté будет хорошо усвоен у станка, приступают к его выполнению на середине зала. Руки во время всего упражнения делается несколько раз подряд с затактного demi-plie.

Grandtempssauté исполняется на углубленном demi-plie и на предельной высоте взлета с соблюдением всех вышеуказанных правил выполнения этого прыжка. Изучается он сразу на середине зала на счет 4/4. ¼ - demi-plie; ¼ - взлет и последующее demi-plie; ¼ - выпрямление из demi-plie. И, наконец, подряд – на каждую ¼ по одному прыжку и т.д.

Changementdepied делается следующим образом: во время предварительного demi-plieв пятой позиции происходит толчок, затем маленький взлет, на котором ноги очень незначительно разъединяются и вновь соединяются к моменту завершающего demi-plie.

Grand сhangementdepied выполняются по всем правилам малого прыжка, но сила толчка и высота взлета предельно увеличивается. Кроме того, ноги до кульминации взлета плотно соединены в пятой позиции, в момент завершения прыжка они меняются местами. Этот прыжок можно выполнять epaulementcroiseи с продвижением – devole, соблюдая все правила, присущие указанному приему.

Данное упражнение изучается по той же ритмической схеме, что и grandtempssauté.

Soubresaut по пятой позиции с продвижением по диагонали вперед. В момент взлета ноги плотно прижимаются одна к другой голеностопной частью и отбрасываются назад, при завершении прыжка вновь принимают отвесное положение. Корпус тела во время начального demi-plie слегка подается вперед и затем на взлете одновременно с ногами сильно откидывается назад. При этом по всему телу придается легкий посыл вперед с тем, чтобы завершение прыжка произошло не в той точке, где выполняется толчок, а несколько дальше. На заключительное demi-plie вся фигура ученика снова принимает прямое положение.

Paseshappe состоит из двух прыжков, во время которых ноги переводятся из одной позиции в другую. В остальном техника прыжка не отличается от предшествующих упражнений. Так же точно необходимо сохранять позиции ног, выворотность, эластичность и мягкость demi-plie, стройное и подтянутое положение тела, четкие действия пук и головы.

Petitpaseshappe - при этом упражнении исходная позиция ног – пятая позиция; на первом маленьком прыжке ноги, разъединяясь, переводятся на вторую позицию enface. На втором маленьком прыжке они вновь соединяются в пятую позицию epaulementcroise. Каждый прыжок начинается с demi-plie и им заканчивается; исходная и конечная пятая позиция выполняется с переменой ног; на каждом прыжке ноги вытягиваются в колене, подъеме и пальцах.

На первом прыжке руки из подготовительного положения через 1-ю пониженную позицию приоткрываются в пониженную 2-ю позицию, на втором прыжке - вновь опускаются в подготовительное положение. Корпус удерживается прямо. Голова при исполнении epaulement поворачиваются к выдвинутому вперед плечу.

Руки при этом на первом прыжке раскрываются во 2-ю пониженную позицию, на втором – опускаются в подготовительное положение; или на первом прыжке одна рука поднимается в 1-ю позицию, другая – во вторую, голова поворачивается и выдвинутому вперед плечу. На втором прыжке руки удерживаются в принятых позициях или опускаются в подготовительное положение. В этом упражнении необходимо соблюдать установленную величину четвертой позиции и все правила, относящиеся к выполнения данного прыжка.

4. Прыжки с двух ног на одну

Sissonnesimple – исходная позиция ног – пятая, epaulementcroise, исполняется прыжок. Ноги на взлете соединены вместе. Исходный толчок в этом движении производится сильно и равномерно обеими ногами, которые на взлете, плотно соединившись, хорошо вытягиваются в колене, подъеме и пальцах. Завершается прыжок мягко и устойчиво с точным и четким переводом ноги в положение surlecou-de-pied. Руки удерживаются свободно, без лишнего напряжения. Корпус подтянут, плечи легко опущены и раскрыты. Голова уверенно повернута к выдвинутому вперед плесу.

Изучать sissonnesimple рекомендуется вначале лицом к станку, обращая при этом внимание учащихся на выворотность ног и эластичность demi-plie. Выполняется sissonnesimplesurlecou-de-pied сначала вперед, затем – смена ноги назад в пятую позицию приемом battementtendu. Повторяется все четыре раза вперед и столько же обратно.

На середине зала sissonnesimple сначала изучается так же, далее в сочетании с petitrasassemble с другими прыжками, начинающимися с положения surlecou-de-pied.

Sissonnetombee отличается от предшествующего движения тем, что оно заканчивается во вторую или четвертую позицию приемом tombe. Например, исходная позиция ног – пятая; выполняется взлет, ноги соединены вместе в пятой позиции. Прыжок завершается как в sissonnesimple, но нога, переходящая в положение surlecou-de-pied, не задерживается, а непрерывно с некоторым опозданием, скользнув носком по полу, раскрывается назад, касаясь носком пола. В заключение выполняется pasassembleназад с небольшим продвижением, как в малом pasdebasque. Руки на взлете переводятся из подготовительного положения в первую позицию, при выполнении tombe занимают положение третьего arabesque. На втором прыжке – опускаются в подготовительное положение.

Корпус на взлете удерживается прямо, на завершении прыжка подается вперед на ногу, переходящую в tombe, на втором прыжке – вновь принимает прямое положение.

Голова на взлете поворачивается в направлении предстоящего tombe, на втором прыжке – возвращается в исходное положение.

Petitesissonneouverte выполняется со всех позах на 45 градусов. Исходная позиция ног – пятая. Удерживается она на взлете. В момент завершения прыжка одна нога выполняет demi-plie, другая одновременно через положение ног surlecou-de-pied открывается приемом developpeв требуемую позу.

Руки на первом demi-plie из подготовительного положения переводятся в 1-ю позицию и сохраняют ее на взлете. В момент завершения прыжка руки, корпус и голова одновременно занимают положение, соответствующее исполняемой позе.

Выполнять petitesissonne следует с эластичного demi-plie, вытягивая на взлете колени, подъем и пальцы. Завершаться прыжок должен плавно, с мягким и четким раскрыванием ноги через правильное положение, соответствующее исполняемой позе. Корпус, руки и голова действуют по согласованию, по всем правилам выполняемой позы.

Изучать petitesissonne следует enface, вначале в сторону, затем вперед и назад, с раскрыванием ноги носком в пол. Руки при этом удерживаются в подготовительном положении, голова и корпус – прямо. Каждое раскрывание ноги заканчивается pasassemble, то есть подтягиванием ее в пятую позицию на прыжке, который с силой выполняет опорная нога. Все движение заканчивается в пятой позиции на demi-plie.

Оба прыжка выполняются в один такт в 4/4; первый прыжок – затактный, ¼ - раскрывание ноги на носок, ¼ - пауза, ¼ - завершение pasassemble, ¼ - пауза на demi-plie.

Далее можно приступить к раскрыванию ноги на 45 градусов с участием рук и головы, придерживаясь вышеуказанной схемы изучения. Если в пятой позиции спереди стоит правая нога, и она же на прыжке раскрывается в сторону, руки из подготовительного положения переводятся во 2-ю позицию, голова поворачивается от опорной ноги.

Закрывание ноги в пятую позицию выполняется также при помощи pasassemble. Руки опускаются в подготовительное положение, во время demi-plie голова поворачивается enface. Усвоив petit sissonne ouverte en face, можноизучатьеговпозах croisee, efface, ecartee. Руки в этом случае из подготовительного положения переводятся в 1 позицию, затем одна рука раскрывается вместе с ногой во 2-ю позицию, другая остается в первой. Голова и корпус действуют соответственно с правилами выполняемой позы, в том числе и arabesque. Вначале каждый прыжок делается с остановкой на demi-plie, затем слитно.

Sissonnefermee – данное движение является дальнейшим развитием sissonneouverteparjete в его финальной части, когда раскрытая нога на завершающем demi-plie закрывается в пятую позицию, а не остается открытой на 45 или 90 градусов. Все остальные правила выполнения сохраняются здесь полностью. Закрываться в пятую позицию отведенная нога должна выворотно и одновременно с началом demi-plie, легко и мягко скользя носком по полу.

Положение рук, корпуса и головы, как и в sissonneouverte, зависит от исполняемой позы. Все движения должно исполняться ситно, достаточно отчетливо, с энергичным продвижением. Изучать sissonnefermeeрекомендуется так же, как и sissonneouverte, сначала enface, затем в малых позах на 450 , и, наконец, в больших позах на 900 . Музыкальный размер – 2/4 или 3/4. Руки в этом движении могут занимать самые различные положения, например, 3–ю позицию, 2-ю, 1-ю. Корпус удерживается enface, но в сценических условиях он может сгибаться и поворачиваться под различными углами.

Pasfailli – это движение выполняется обычно на небольшом прыжке в основном вперед, реже назад. Исходная позиция ног – пятая, делается взлет, во время которого вся фигура поворачивается на efface с одновременным раскрыванием ноги назад на 45 градусов. Кода начинается demi-plie, раскрытая нога легким скользящим движением переводится через первую позицию вперед и на нее одновременно передается тяжесть корпуса. Таким образом, все движение оканчивается на одной ноге в demi-plie, другая нога остается вытянутой назад, касаясь пола и, наконец, подтягивается в пятую позицию назад приемом pasassemble. Во время взлета руки из подготовительного положения приподнимется во вторую пониженную позицию, затем рука, соответствующая открытой ноге, переводится вместе с ней в первую пониженную позицию, но раз faille можно оканчивать и в позе третьего или четвертого arabesque. Корпус во время перевода ноги через 1 позицию вместе с ней слегка подается вперед.

Ronddejambeenl’airsauté – данное движение выполняется на основе sissonneouverteparjete во второй позиции с добавлением на взлете одного или двух ronddejambeenl’airsauté на 45 градусов.

Исходная позиция ног – пятая, правая нога находится впереди. На взлете, выполняемом enface и на месте, правая нога отбрасывается в сторону на 45 градусов. В момент кульминации прыжка раскрытая нога начинает выполнять ronddejambeenhors, который заканчивается одновременно с demi-plie на опорной ноге. Все движение завершается pasassemble в пятую позицию назад, в положение epaulementcroise.

5. Прыжки с одной ноги на две ноги

Pasassemble – исполняется это движение на малом и большом прыжке с броском ноги по второй или по четвертой позиции.

Petitpasassemble по второй позиции выполняется следующим образом. Исходная позиция ног – пятая, правая нога впереди, epaulementcroise. Перед прыжком, во время demi-plie следует перенести тяжесть корпуса на правую ногу, с которой осуществляется толчок; одновременно с этим толчком левая нога отбрасывается скользящим движением в сторону на 45 градусов. Правая нога, осуществляющая толчок, с силой вытягивается, сохраняя отвесное положение. С кульминации взлета раскрытая нога начинает возвращаться к другой ноге и в момент завершения прыжка соединяется с ней в пятой позиции спереди. Конечное demi-plie должно происходить одновременно и равномерно на обе ноги. Затем petitpasassemble выполняется с правой ноги и т.д.

Руки сохраняют подготовительное положение или во время взлета слегка приподнимаются во вторую пониженную позицию, в конце прыжка рука, соответствующая закрываемой ноге, переводится в первую пониженную позицию, другая остается во второй позиции. На следующем pasassemble рука на взлете из 1 позиции переводится во вторую, на окончании прыжка другая рука из 2 позиции переводится в 1-ю и т.д.

Корпус на прыжке меняет epaulement и удерживается прямо. Голова до и после прыжка повернута к выдвинутому вперед плечу, на взлете не проходит через положение enface. В обратном направлении petitpasassemble по четвертой позиции и выполняется тем же приемом с отведением ноги вперед или назад, на croise и efface. Все остальное детали движения ног сохраняются здесь полностью.

Руки находятся в подготовительном положении или переводятся в малые позы и arabesque. Корпус и голова при этом занимают положение, соответствующее выполняемой позе. Существует еще один вариант выполнения этого движения, который называется doubleassemble. В данном случае прыжок выполняется дважды с одной и той же ноги по второй или четвертой позиции. Каждое petitpasassemble следует выполнять слитно и четко, но без завышенного отведения ноги и противовесного отклонения корпуса. Руки и голова удерживаются свободно, с апломбом. Все упражнение следует повторить четыре раза вперед, затем обратно.

Изучать petitpasassemble рекомендуется по второй позиции лицом к станку и в облегченной форме после demi-plie нога, стоящая в пятой позиции носком пол. Затем делается небольшой прыжок, во время которого раскрытая нога подтягивается вперед в пятую позицию на demi-plie. Когда это будет усвоено, можно бросок ноги выполнять с пятой позиции также на один такт в 4/4; ¼ - demi-plie, ¼ - прыжок, ¼ - выпрямиться из demi-plie, ¼ - остановка. Далее эту стадию изучения данного движения можно перенести на середину зала. Руки удерживаются в подготовительном положении, голова – enface. Вслед за этим можно перейти на затактный прыжок с последующей остановкой на demi-plie в ¼. В эту стадию изучения движения следует вводить повороты головы к раскрывающей ноге, если она ставится вперед в пятую позицию, и от ноги, если она ставится назад в пятую позицию.

И, наконец, в данное движение можно вводить epaulement, соединять два-три прыжка подряд; переводить одну руку из первой позиции во вторую, другую - из второй позиции в первую с соответствующими действиями головы.

В заключение следует изучать doubleassemble по второй позиции. Оба прыжка выполняются здесь слитно, на один такт в 2/4 с последующей остановкой в целый такт. Затем doubleassemble можно выполнять подряд. Руки вначале рекомендуется удерживать в подготовительном положении, в дальнейшем переводить их из 1 позиции во 2-ю на втором прыжке, поворачивая корпус и голову согласно правилам epaulement.

Далее можно перейти к изучению petitpasassemble по IV позиции, сначала на croise вперед и назад, затем также на efface. В данном случае прыжок можно сразу выполнять затактно, с последующей остановкой в demi-plie на 1/ 4 такта, в дальнейшем слитно.

Руки вначале следует удерживать в подготовительном положении, затем в маленьких позах, варьируя соответственно положение головы и корпуса.

После этого можно приступать к изучению doubleassemble по ШМ позиции вперед и назад, croise и efface, удерживая руки в подготовительном положении или в маленьких позах с соответствующими поворотами корпуса и головы.

6. Прыжки с одной ноги на другую

Petitpasjete. Исполняется эта форма на малом прыжке, в малых позах с броском ноги по II позиции так же, как petitpasassemble, но с окончанием в положение suelecou-de-pied, то есть во время demi-plie по V позиции стоящая сзади нога скользящим движением ступни по полу отбрасывается по II позиции на 45 градусов, другая нога одновременно и с силой делает прыжковый толчок. На взлете обе ноги вытягиваются, фиксирую четкость и законченность своего движения. На завершении прыжка нога, исполнявшая бросок по II позиции, мягко возвращается на место ноги, совершавшей толчок, другая нога в этот момент точно занимает положение surlecou-de-pied сзади. Таким образом прыжок заканчивается на том же месте, где он начинался. В обратном направлении petitpasjete начинается ногой, стоящей спереди в V позиции, и завершается surlecou-de-pied спереди.

Руки, голова и корпус в том и в другом случае двигаются, как при выполнении petitpasassemble по II позиции.

При исполнении petitpasjete подряд нога отводится на II позицию прямо с положения surlecou-de-pied и, раскрываясь, легко скользит носком по полу. Весь прыжок, начинаясь с эластичного demi-plie, выполняется выворотными ногами; опорная ступня во время толчка должна плотно и неподвижно примыкать пяткой к полу; ногу нужно отводить легко и точно по направлению IIпозиции; на взлете обе ноги отчетливо и одновременно вытягиваются в коленях, подъеме и пальцах; прыжок завершается мягким и эластичным demi-plie; положение surlecou-de-pied при этом выполняется правильно и одновременно с окончанием demi-plie.

Руки, голова и корпус, как уже говорилось выше, действуют, как при исполнении petitpasassemble, так же стройно и свободно фиксируя малые позы.

Изучать petitpasjete надо вначале у станка, выдерживая после каждого прыжка паузу. Музыкальный размер – 4/ 4; прыжок затактный, 1/ 4 – конечное demi-plie, 1/ 4 –пауза, 1/ 4 – выпрямление из demi-plie, 1/ 4 – нога с положения surlecou-de-pied становится в V позицию на demi-plie и т.д. Выполнять это упражнение надо четыре раза, сначала ногой, стоящей сзади в V позиции, затем обратно.

Когда учащиеся усвоят эластичность и выворотность данного прыжка, можно переносить его исполнение на середину зала в той же учебной форме.

Руки в начале изучения pasjete надо удерживать в подготовительном положении, корпус – enface, вводя повороты головы, как в petitpasassemble, Далее можно вводить перемену epaulement и комбинированные позиции рук, выполняя два-три прыжка подряд.

Petitpasjete во многом подготавливается в petitpasassemble, поэтому особенно затягивать его изучение не рекомендуется, но усвоить эластичное, точное и устойчивое завершение прыжка на одну ногу при положении другой surlecou-de-pied необходимо основательно и детально.

Pasglissade. Данное движение исполняется на минимальном скользящем прыжке с продвижением в сторону, вперед или назад.

Исходная позиция ног – V, epaulementcroise. Выполняется demi-plie, затем впереди стоящая нога скользящим движением отводится на II позицию, другая нога одновременно выполняет прыжковый толчок. На взлете обе ноги вытягиваются с минимальным отделением пальцев от поверхности пола; в момент завершения pasglissade нога, начинавшая его, переходит в demi-plieбез дальнейшего продвижения, другая, скользя, подтягивается в V позицию назад.

На взлете руки из подготовительного положения слегка приподнимаются во 2-ю позицию, на завершающем demi-plie они опускаются в исходное положение. Корпус и голова удерживаются в положении epaulement.

Данная форма pasglissade может выполняться с переменой epaulement(в этом случае ноги меняются местами в V позиции, голова поворачивается к противоположному плечу, руки и корпус сохраняют то же положение) или начинаться ногой, стоящей сзади в V позиции, с сохранением всех вышеуказанных правил движения рук, головы и корпуса.

Кроме того, pasglissade выполняется с продвижением вперед и назад в малые позы croisee и efface. Ноги двигаются здесь по IV позиции так же, как было указано выше. Корпус удерживает epaulement. Руки на первом demi-plie из подготовительного положения поднимаются в 1-ю позицию; в момент взлета одна из них переводится во 2-ю позицию; на завершающем demi-plie руки опускаются в исходное положение, соответствующее выполняемой позе.

Paschasse выполняется данный прыжок по пятой позиции с последующим движением ног по 2 или 4 позиции. Это движение может начинаться с различных прыжков, заканчивающихся на одну ногу, но в учебной работе его, как правило, изучают с sissonnetombee. Исходная позиция ног – пятая, вначале делается sissonnetombee вперед на efface, затем последующий взлет с продвижением, во время которого нога, находящаяся сзади, подтягивается к толчковой ноге и соединяется с ней отвесно в пятой позиции. Руки на sissonne из подготовительного положения поднимаются на первую позицию, на tombee рука, соответствующая вытянутому вперед плечу, остается в первой позиции, другая – отводится во вторую. На двух последующих paschasse они сохраняют занятые позиции. На двух paschasseпродолжается тот же посыл, в том же направлении и на pasassemble прекращает свое продвижение. Голова при перемене epaulement поворачивается к противоположному плечу и так удерживается до конца упражнения.

Pasdechat – данное движение применяется обычно в женских танцевальных партиях. Однако ученики тоже должны изучать его, так как его производные формы встречаются в различных жанрах сценического танца. Исходная позиция ног – пятая. Из demi-plie нога, стоящая сзади, проходя через surlecou-de-pied, приоткрывается по четвертой позиции вперед по направлению продвижения; одновременно другая нога осуществляет прыжковый толчок и в свою очередь на небольшом взлете поднимается до уровня surlecou-de-pied, затем с некоторым запозданием опускается в пятую позицию вперед на demi-plie.

Руки на взлете поднимаются в первую позицию, в момент завершения прыжка рука, соответствующая выдвинутому вперед плечу, раскрывается во вторую позицию, другая остается в первой. Голова на взлете поворачивается в направлении прыжка и так остается до конца движения. Корпус на взлете удерживается подтянуто и слегка подается вперед.

Pasdebasque относится к сложным движениям классического танца. Подразделяясь на малую и большую форму. Данная форма движения выполняется в двух минимальных прыжках. Исходная позиция ног – пятая, одновременно с выполнением demi-plie нога, стоящая впереди скользящим движением вытягивается вперед, описывая носком на полу полукруг, другая нога остается в demi-plie. Далее на отведенную ногу выполняется прыжок на demi-plie и скользящий перевод свободной ноги через первую позицию вперед; опорная нога продолжает оставаться на demi-plie. Затем делается переход на отведенную вперед ногу и с небольшим скользящим продвижением в пятую позицию. Руки на тот момент поднимаются из подготовительного положения через первую позицию во вторую.


Заключение

Прыжок – это сложный и последовательный процесс. В связи с этим необходимо тщательно соблюдать методику исполнения и проучивания.

Прыжок состоит собственно из двух важных элементов: элевации и баллона. Элевация есть взлет: человек отделяется от земли и делает прыжок в воздухе, но не акробатический и бессодержательный, а танцевальный. Танцевальность прыжку придает баллон. Под баллоном имеется ввиду способность танцовщика замирать в воздухе в определенной позе. И вот, когда мы имеем дело с прыжком, соединенным с баллоном, когда речь идет о классической танцевальной элевации. Она развивается целым рядом движений: для развития прыжка, оканчивающего на две ноги служит changementdepied, для развития прыжка трамплинного типа с движением вперед, назад и в сторону служит pasballonne. Необходимо во время толчка и взлета правильно согласовать движения ног, головы, рук и корпуса. И если исполнитель не может воспроизвести это, то его нельзя считать виртуозом.


Список использованной литературы

1. Захаров Р. Беседы о танце, М., 1976

2. Захаров Р. Записки балетмейстера, М., Искусство, 1976

3. Карп П. Младшая муза, М., Современник, 1997

4. Русский балет: Энциклопедия, М., 1997

5. Сергеев К. Сборник статей, М., Искусство, 1978

6. Тарасов Н. Классический танец, М., Искусство, 1981