Реферат: Социально-культурный контекст познавательной деятельности
Название: Социально-культурный контекст познавательной деятельности Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра философии РЕФЕРАТ По дисциплине: Философия На тему: Социально-культурный контекст познавательной деятельности Выполнили: Кудряшова И.А., Горохова Е.В. студентки экономического факультета 5210 Проверила: Замахова Е.Д. Набережные Челны 2005 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА 1.1. Предмет социальной философии 1.2. Социальная структура общества 2. КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 2.1. Общее понятие культуры 2.2. Человеческое измерение культуры ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Проблема социально-культурной философии в разделе философии заключается в том, чтобы осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его истинное существо, к чему оно обязывает человека и в свою очередь каковы обязанности человека перед обществом. А. Сен-Симон так характеризовал основную, практически ориентированную задачу социально-культурной философии: эта задача «заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи систему общественного устройства, чтобы побудить управляемых и правящих понять ее, чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к совершенствованию, чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую при помощи материалов, собранных учеными специалистами в каждой отдельной области. Социальная философия в единстве с историософией изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества, опираясь на весь массив гуманитарных наук. Познание человеческой культуры — это познание человеческого разума. Исторический опыт поколений воплощен в созданных культурных ценностях. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни. Таким образом, целью данной работы является в нахождении точки соприкосновения в социально-культурном познании общества, их влияния и особенности в процессе познавательной деятельности. 1.1. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА 1.1. Предмет социальной философии Понятие «социальное» обозначает существование особой области общественных явлений, составляющих содержание так называемой социальной сферы жизни общества, в которой решается свой круг проблем, затрагивающих соответствующие интересы людей. Эти проблемы касаются социального положения людей, их места в системе общественного разделения труда, условий их трудовой деятельности, перемещений из одних социальных групп в другие, их жизненного уровня, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и т.д. Проблема социальной философии – вопрос, что такое, собственно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает. [5, с.476] Предметом изучения социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и саморазвивающейся социальной системы. Предметом социальной философии выступает исторические процессы в его целом, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития. Внимание социальной философии не могла не занимать практическая деятельность людей и их общественные отношения. Ведь именно в процессе своей практической деятельности – производственно- экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, эстетической – люди производят необходимые для себя духовную атмосферу и социокультурную среду. Социальная философия исследует как объективные, так и субъективные стороны деятельности и общественных отношений людей. Она исследует объективные побудительные силы их деятельности, в качестве которых выступают, например, их объективные потребности и интересы, а также присущие их сознанию мотивы и цели деятельности. Все эти явления взаимосвязаны между собой и находится в диалектическом взаимодействии. Идеалистическое и материалистическое мировоззрение – методы исследования общественных явлений, сохраняют свое значение, и актуальность по сей день. Их придерживаются многие из существующих ныне течений и школ социально-философской мысли. Идеализм в социальной философии основывается главным образом на том факте, что деятельность людей является в принципе сознательной, ибо прежде, чем что-то делать, они мысленно представляют себе более или менее ясно цель и содержание деятельности – духовной, экономической, политической и т.д. Это значит, что идеальный план деятельности всегда предшествует его воплощению (материализации в какой-либо практический результат). Отсюда делается вывод: сознание первично, все остальное в обществе вторично, производно от сознания, определяется им. Это относится, например, к социально-философским воззрениям представителей немецкой классической философии Канта Гегеля, французских философов Конта и Дюргейма, других представителей идеальной социальной философии, в том числе неокантианства, современного позитивизма, экзистенциализма и т.д. [3, с.293] Материалистический подход к пониманию общества также как и идеалистический заключается в признании объективных основ его существования и развития. Это обосновывается в социальной философии марксизма. Однако объективные основы развития общества усматриваются ею не в какой-либо духовной субстанции, а в материальных условиях развития общества, прежде всего в развитии материального общественного производства. Данная методология ориентируется на то, чтобы первооснову общества искать не в сознании, а в общественном бытии людей которое в решающей степени обуславливает мотивы деятельности и поведения каждого человека, в том числе его желания, стремления, цели. Роль сознания духовных факторов при этом не отрицается. Напротив, говорится в постоянном возрастании их значения в развитии общества. В то же время указывается, что они производны от содержания общественного бытия людей, материальных условий их жизни. [3, с.294] Используя понятийный аппарат философии Платона, можно сказать, что человек, познающий общество, познает процесс и результат деятельности демиурга, творящего свой собственный мир. Но только демиургом здесь выступает не мировая душа, а саморазвивающееся человечество. Творимый им мир это и есть само общество во всем богатстве форм его существования, его культура, созданная им «вторая природа», т.е. построенные им города и деревни, дороги и мосты, промышленные и другие сооружения. Познание человека и общества осуществляется разными способами и разными средствами, в этом процессе участвует не одна какая-либо наука, а разные науки (социология, политология и т.д.). Самые общие знания дает философия, также ее разделы, как социальная философия и философия антропология. Всеобщая история и история отдельных регионов и стран познает и описывает течение реального исторического процесса. Здесь следует заметить, что одна из особенностей исторического процесса состоит в том, что в нем нет точно повторяющихся событий, точнее говоря, повторяющихся фактов. Особенности места, времени, условий и людей делают уникальными каждое историческое событие. Поэтому выявление общих связей, повторяющихся отношений, всего того, что характеризует закон, оказывается весьма сложным делом. 1.2. Социальная структура общества Давно было замечено, что в обществе существуют различные по своему положению, интересам и стремлениям социальные классы. При попытке понять их происхождение высказывались самые разнообразные взгляды. Одни усматривали их источник либо в духовных качествах, психологических особенностей людей, либо в их религиозных взглядах, мировоззрении (ведь, по меткому выражению Л. Фейербаха, в хижинах думают иначе, чем во дворцах); другие – в уровне благосостояния (который рассматривался независимо от места человека в системе материального производства). По Г. Гегелю, классы покоятся преимущественно на неравенстве богатства, доходов, образования, а главное – на характере труда: это крестьяне, занимающиеся земледелием; рабочие, трудящиеся на фабриках и заводах, на стройках и т.п.; служащие, составляющие класс чиновничества; люди умственного труда – ученые, художники и вообще деятели искусства, духовные лица (т.е. те, кто относится АО российской традиции к интеллигенции, которую у нас именовали почему-то «прослойкой». В этом названии есть что-то уничижительное. Скорее интеллигенция – это общественный класс людей, занимающихся умственным трудом). В зарубежной и отечественной социально-философской современной литературе вошло в употребление выражение «средний класс». Социальная структура есть исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями людей (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами. [5, с.518] В самом разумном обществе равенство может быть только перед законом, а в остальном существует неравенство: люди не равны уже по рождению, уму и характеру. Одни более пригодны к одному роду деятельности, другие – к другому. Для каждого представителя того или иного класса существует реальная возможность социальной миграции. 2. КУЛЬТУРА КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 2.1. Общее понятие культуры Культура схватывает в некую едино-цельную систему всю духовную жизнь общества. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. Принято различать материальную и духовную культуру. К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. [5, с.694] К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения в обществе, владение логикой мышления богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству – они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Культура – это материальные и духовные ценности. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Лишь для человека и общества вещи, явления имеют особый смысл, освященный обычаями, религией, искусством и вообще «лучами культуры». Иначе говоря, реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство ненависти или презрения. 2.2. Человеческое измерение культуры Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику его собственного развития, а также развития общества, его взаимодействия с природой. Проблема человеческого измерения была подмечена еще в античности. Протагор говорил: «Человек есть мера всех вещей – существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют». В истории философии в различных аспектах социального явления посредством личностного, человеческого измерения. Это просматривается при исследовании таких проблем как отношение личности к государству и государства к личности; отношение личности к обществу и общества к личности; отношение личности к личности; отношение личности к природе; отношение личности к самой себе. [3, с.426] Если говорить о конкретных формах человеческого измерения культуры, то они проявляются во многом от самосознания личности как самооценке и развития человеческого достоинства до способа ее жизнедеятельности, создающего или, напротив, не создающего условия для реализации творческих сил и способностей человека. Человек – творец культуры, культура же формирует человека. Можно сказать, что именно человеческое измерение культуры свидетельствует о том, что в культуре представлена и наглядно выражена способность человеческого рода к саморазвитию, делающая возможным сам факт человеческой истории. Американский социолог А. Смол считал, что общество должно удовлетворять такие интересы человека как сохранение здоровья, получение образования, обеспечение достойного общения, создание условий для приобщения к красоте и реализации социальной справедливости. Сегодня мы с горечью отмечаем, что подлинно гуманистических ценностей у нас почти нет. Мы разрушаем то ценное, что было сделано в сфере духовных ценностей, - коллективизм, товарищество, патриотизм, интернационализм; отказываемся от ценностей в области здравоохранения, образования, науки, искусства, которыми восхищался весь мир. Конечно, провозгласив целью общества – « все для человека – все для блага человека», часто собственно человеческое забывали. Оно заслонялось интересами государства, отодвигалось в «светлое будущее». И о медицине мы судили по «койко-кроватям», об образовании по «процентам успеваемости», о работе сферы питания – по «посадочным местам» и т.д. и т.п. Из культурного процесса исчезло человеческое измерение так же, как оно исчезло из анализа всей жизни общества. [3, с.428] Рассмотрим также мнение философа Фрейда о культуре, который носит противоположный характер. Под культурой Фрейд понимал, по сути дела, совокупность социальных свойств людей, их знания и умения в различных видах деятельности, нормы поведения, совокупность материальных и духовных ценностей, политических и государственно-правовых институтов и т.д. Он говорил о репрессивной функции культуры, заключающейся, по его мнению, в том, что социальные нормы и ценности, моральные и политические установки поведения людей подавляют их естественные инстинкты и влечения и в этом смысле лишают их свободы, возможности наслаждения и счастья. В своей работе «Неудовлетворенность культурой» Фрейд приходит к выводу, что «большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура…» ЗАКЛЮЧЕНИЕ Усилиями философов, изучающих социально-культурные явления, общество познает само себя. Другими словами, субъект познания (общество) и его объект (общество) совпадают. Люди являются творцами общественной и культурной жизни и ее изменений, они же познают социальную действительность, ее историю. Включенность человека как социального существа в социально-культурную жизнь, которую он же изучает, не может не сказаться на процессе познания. Особенностью социально-культурного познания состоит в ее взаимодействии друг с другом. Они пересекаются в процессе изучаемого объекта — общества. Сложность познания социально-культурных связей в том, что здесь приходится разбираться в отношениях людей, наделенных сознанием, чьи стремления, желания, цели зачастую скрыты, замаскированы заявлениями, обещаниями, саморекламой. Каждое событие в социально-культурной жизни неповторимо по своему «рисунку». В природе закономерные связи более очевидны. День приходит на смену ночи, осенью природа засыпает, а весной пробуждается. В жизни общества события и явления непохожи друг на друга. Даже аналогичные по характеру процессы разительно отличаются. Сравните несколько революций в Европе ХYII—ХIХ вв. или несколько крестьянских восстаний, и вы согласитесь, что каждое отдельное событие имеет свое собственное «лицо». Поэтому в общественной жизни обнаружить закономерность нелегко, разобраться в ее многочисленных зигзагах, скачках, движениях труднее, чем в природных процессах. Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное — взаимозависимость национальной и мировой культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает и как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а национальная и мировая культура – непременное условие становления и развития духовной культуры личности. СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов – М.: ТЕИС, 2000. – 504 с. 2. Конович Л.Г., Медведева Г.И. Философия: Учебник высших учебных заведений. – Ростов - на- Дону.: «Феникс», 2002. – 576 с. 3. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Юрист, 2003. – 520 с. 4. Невлева И.М.: Философия, Учебное пособие, - М.: Русская Деловая Литература, 2001. – 448 с. 5. Спиркин А.Г.: Философия, Учебник – 3-е издание – М.: Гардарики, 2005. – 736 с. |