Контрольная работа: Фихте о соотношении гражданской и политической свободы в проекте замкнутого торгового государства
Название: Фихте о соотношении гражданской и политической свободы в проекте замкнутого торгового государства Раздел: Рефераты по философии Тип: контрольная работа |
Фихте о соотношении гражданской и политической свободы в проекте замкнутого торгового государства Введение 1.Основные проблемы и аспекты в философских идеях Фихте. Фихте о соотношении гражданской и политической свободы в проекте замкнутого торгового государства Заключение Список использованной литературы Немецкая философия XIX века - уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха. Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем: 1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения; 2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат; 3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности. Задачи анализа: Рассмотреть проблему «замкнутого торгового государства» - философского проекта Фихте Рассмотреть проблему реализации образа «Я» в реализации права Фихте Рассмотреть проблему закономерностей политической теории Фихте Научная значимость анализируемой проблемы состоит в том, что выдвигаемых анализов по философским идеям Фихте достаточно мало в современной философской терминологии. Практическая же значимость анализируемой проблемы философских мыслей Фихте сотоит в том, что реализация проблемы политической и проблемы правовой в трудах Фихте не достаточно исследована, а потому анализ проблемы может выступить серьезным вступлением в изучение анализируемых проблемы философских идей Фихте. Только государство соединяет неопределенное количество людей в замкнутое целое, в общность (AUheit); только оно может доискиваться у всех тех, кого оно принимает в свой союз; только через него, поэтому, устанавливается покоящаяся на праве собственность. С остальными людьми на поверхности земного шара, когда они становятся ему известными, оно сносится от имени всех своих граждан, как государство. И вне государства я приобретаю через договор с моим соседом право собственности по отношению к нему, как и он ко мне. Но всякого третьего, который присоединится, наши соглашения не обязывают.[1] Двумя главными отраслями деятельности, которыми человек поддерживает свое существование и делает его приятным, являются: добыча естественных произведений природы и дальнейшая обработка их для того конечного назначения, которое с ними связывается. Следовательно, основным разделением свободной деятельности было бы распределение этих обоих занятий. Известное количество людей, которое таким обособлением превратилось бы в сословие, получило бы исключительное право на добычу продуктов. [2] Следует выделять несколько проблем, которые выделяет прежде всего Фихте: Государство должно применять как можно больше новых идей формирования промышленности и торговли в противном случае такое государство, которое этого выполнять не будет в скором времени не сможет в экономическом смысле правильно функционировать Обмен - важная функция в обществе, благодаря которой оно и существует и может полноценно функционировать Однако, следует обратить внимание на тот факт, что формирование закрытой формы государства изолирует его от мира и не дает ему полноценно функционировать и развиваться, в этом и состоит впрочем суть проблемы, выдвигаемая Фихте. Вышеописанная модификация философии права по сравнению с первоначальным ее вариантом тем не менее не затрагивала исходных либеральных установок мыслителя. Рассмотрим теперь правовой закон, который определяет Фихте. В его реализации права закон требует лишь того, чтобы человек, добровольно образующий вместе с другими людьми договорное сообщество, сознательно ограничивал свою свободу, не препятствуя тем самым реализации свободы других членов сообщества. Однако такой договор не налагает на человека обязательства жить в определенном государстве. Точно так же, как он становится членом сообщества на основе акта собственного решения, он волен прекратить свое участие в данном договоре. Каждый имеет право выйти из государства и образовать государство в государстве. Нет таких, даже простейших, по-видимому, неразрывно связанных с гражданской жизнью обязательств, от которых индивид не мог бы освободиться актом свободной воли. Конечная цель всякого правительства - сделать правительство излишним. Только здесь возникает противоречие, если Фихте утверждает, что из замкнутого государства нельзя выйти, так как оно расположено только для определённой категории сообществ. В этом положении необходимо объяснить тот факт, что Фихте конкретизирует и дает ответ на поставленный вопрос закрытого торгового государства и реализации свободы - он не раз утверждает в своих философских трудах то, что человек зависим лишь экономически, но формально он свободен, то есть другие сферы общества открыты и доступны каждому.[3] Политико-правовое содержание фихтеанства заключается в материале анализа философом исторических предпосылок возникновения правового государства и возможности его развития до мыслимой на перспективу социальной полноты и, в частности, реализации подобной задачи в условиях создания «замкнутого торгового государства» Установка на достижение предельной личной свободы, понимаемой как атомарная «автономизация» личности, по сути, выражает современную тенденденцию к эгоистической обособленности человека и бездуховно-гедонистическую ориентацию культуры на удовлетворение материальных потребностей членов общества. В социокультурном отношении данная ситуация отражает также утрату обществом органической целостности (историческую эррозию и деконструкцию традиционных общностей и распад связи индивида с целым, с родом); по сути дела – ситуацию разорванной социокультурной коммуникации, отсутствие универсальных ценностей и целей. Таким образом, неравенство прав означает закрепление привилегий и господство несправедливости. Естественным состоянием современного общества[4] Итак, по сформулированным положениям Фихте идея свободы исторически движется к полноте своего воплощения именно через все эти противоречия, через (диалектическое) снятие отдельных и кажущихся изолированными их сторон в логически необходимом синтезе. Поэтому чрезвычайно важно не останавливаться на критической констатации противоречивости эпохи, но определить точку приложения наших усилий для того, чтобы сознательно направить последние в русло, соответствующее требованиям исторического прогресса. [5] Только государство, наконец, может – при определенных условиях – стать связующим звеном между «нынешней» эпохой и царством свободы. Поэтому политика не бездуховна, она может быть одухотворена и воодушевлена именно этой возможностью. Список использованной литературы 1. Каплан А.Б. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции XVIII в. М., 2005. С. 101–185 2. Севастьянов Г.Н., Уткин А.И. И.Г.Фихте. М., 2006. 3. Согрин В.В. Джефферсон, Пейн, Франклин и становление демократической социально-политической мысли в США // Американский ежегодник. М., 2007. 4. Согрин В.В. Идейные течения в Американской революции XVIII века. М., 2003. 5. Шелдон Г. Политическая философия И.Г.Фихте. М., 2006 [1] Шелдон Г. Политическая философия И.Г.Фихте. М., 2006 [2] Согрин В.В. Идейные течения в Американской революции XVIII века. М., 2003. [3] Севастьянов Г.Н., Уткин А.И. И.Г.Фихте. М., 2006. [4] Шелдон Г. Политическая философия И.Г.Фихте. М., 2006 [5] Каплан А.Б. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции XVIII в. М., 2005. С. 101–185 |