Контрольная работа: Государственный финансовый контроль
Название: Государственный финансовый контроль Раздел: Рефераты по финансовым наукам Тип: контрольная работа |
Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Соответственно государственный финансовый контроль – это финансовый контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан. Основной целью государственного финансового контроля является контроль за исполнением бюджета, поскольку последний представляет собой форму образования и расходования общественных средств для обеспечения деятельности органов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации. Органами финансового контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления контрольных полномочий, либо органы исполнительной власти, на которые наряду с их основными задачами возлагаются контрольные функции в соответствующей отрасли финансовой сферы. Конкретные полномочия и функции каждого органа устанавливаются при его создании нормативным документом-законом, постановлением, положением о данном органе. Государственный финансовый контроль осуществляют Счетная палата Российской Федерации, Контрольное управление Президента Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Центральный Банк Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Проверка расходования госсредств всегда необходима, потому что эти средства слишком часто оседают в карманах чиновников, но сейчас, в связи с проведением приоритетных государственных проектов и, соответственно, выделением на них денег из бюджета, изучение роли Федеральной службы финансово-бюджетного надзора как органа контроля за расходованием этих денег видится особо необходимым. 1. Роль и полномочия федеральной службы финансово-бюджетного надзора 1.1 Необходимость создания и роль Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Сама по себе функция финансово-бюджетного надзора всегда существовала и в России, и в СССР. До весны 2004 года в структуре Минфина существовал Департамент финансового контроля, который назывался Контрольно-ревизионное управление – КРУ Минфина России. Но в ходе административной реформы было принято решение о том, что надзорные, контрольные и иные не правоустанавливающие структуры выделяются из министерств и преобразуются в федеральные службы (надзоры) и федеральные агентства – организации, оказывающие платные услуги населению. Поэтому было принято решение о выделении КРУ и Департамента валютного контроля из системы Минфина России и их слиянии в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. В ведении Министерства финансов Российской Федерации была создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, с функциями по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функцией органа валютного контроля. Вновь созданная Служба объединила в себе функции, исполнением которых занимались департаменты Минфина России: департамент государственного финансового контроля и департамент валютного контроля. В непосредственном подчинении данных департаментов Минфина России до административной реформы 2004 года на территориях субъектов Российской Федерации существовали контрольно-ревизионные управления и управления валютного контроля. На базе контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Российской Федерации были созданы Территориальные управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, которые стали осуществлять функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. В связи с тем, что управления валютного контроля имели статус региональных управлений, они находились не в каждом субъекте Российской Федерации. Поэтому в первую очередь вновь созданные Территориальные управления Росфиннадзора столкнулись с проблемой, связанной с необходимостью комплектования своих штатов специалистами по валютному контролю. «Кадровый голод» не должен был повлиять на осуществление одной из основных функций территориальных управлений, поэтому многие руководители территориальных управлений приняли в то время решение о переподготовке и повышении квалификации имеющихся сотрудников. С 2004 года территориальные управления Росфиннадзора осуществляют финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов, а также бюджетных кредитов и ссуд. Устанавливается конкретная ответственность за несоблюдение правил и норм при осуществлении валютных операций и представлении форм учета и отчетности по этим операциям, а также за нарушения единых правил оформления паспортов сделок. Административная ответственность за нарушения валютного законодательства становится очень существенной, что заставляет участников внешнеэкономической деятельности серьезнее относится к исполнению публично-правовых обязанностей, установленных нормами права. 1.2 Полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора В полномочия Росфиннадзора, закрепленные Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, входит осуществление функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции валютного контроля. Федеральная служба имеет право проводить проверки в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов. А также в организациях, которые используют материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях – получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций. Пункт 5.14.2 Положения о Федеральной службе непосредственно предусматривает осуществление проверок в организациях любых форм собственности. Правда, при условии, что они получили от государственной организации денежные средства, материальные ценности. Россфиннадзор анализирует документы таких компаний, сличает их записи с соответствующими данными, предоставленными проверяемой организацией. Федеральная служба имеет также право осуществлять контроль и надзор за проводимыми резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями. Россфиннадзор проверяет, насколько эти операции соответствуют валютному законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также следит за соблюдением организациями нормативных актов органов валютного регулирования. Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются: 1) проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации; 2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере; 3) осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 4) осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля; 5) организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации; 6) организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. С 2006 года в полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора входит контроль за проведением государственных закупок, осуществляемыми бюджетными учреждениями. Правительством РФ было разработано следующее разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти. Территориальное органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: 1. осуществляет контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений; за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций; за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре; 5. обеспечивает мобилизационную подготовку территориального управления; 2. Характеристика контрольной деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В соответствии с Планом деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2009 год проведена проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, направленных Министерству обороны Российской Федерации (в части Военно-воздушных сил) для финансирования заказчиков и исполнителей государственного оборонного заказа на закупку вооружения, военной, специальной техники и оплату НИОКР за 2007–2008 годы. Объем проверенного бюджетного финансирования составил 56692,8 млн. рублей. Проверкой выявлено нарушений бюджетного законодательства при расходовании 2577,7 млн. рублей средств федерального бюджета (5% от объема проверенного финансирования). В том числе неправомерное использование – 1021,6 млн. рублей, неэффективное использование – 96,0 млн. рублей, просроченная по обязательствам, в том числе неучтенная дебиторская задолженность – 1347,6 млн. рублей, нарушения в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности – 74,6 млн. рублей, другие нарушения законодательства – 37,9 млн. рублей. Неправомерно использованы бюджетные средства при расходовании 1021,6 млн. рублей. При этом финансирование расходов по заключенным и оплаченным государственным контрактам по НИОКР превышает размеры выделенных лимитов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Просроченная дебиторская задолженность коммерческих организаций перед Министерством обороны Российской Федерации составляла 1347,6 млн. рублей, в том числе ОАО «ИЛ» в объеме 391,5 млн. рублей, ОАО «Камов» – 33,0 млн. рублей, ФГУП «ПО «УОМЗ» – 32,2 млн. рублей, по прекращенным НИОКР – 176,3 млн. рублей. При планировании бюджетных ассигнований не соблюдались Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённые приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. №168н. Расходы на закупку боеприпасов и летно-технического обмундирования были запланированы по виду расходов 224 «Авиационная техника». Вместе с тем для этих целей предусмотрены виды расходов 230 «Боеприпасы» и 232 «Прочая продукция производственно-технического назначения».[1] Проверкой установлены расхождения между данными отчетов об исполнении ГОЗ и представленными документами за 2007–2008 годы, что свидетельствует об отсутствии достоверного учета заключенных и исполненных контрактов. ГОЗ-2007 и ГОЗ-2008 выполнены не в полном объеме. Предприятиям – поставщикам, несвоевременно выполнившим (не выполнившим) договорные обязательства, предъявлены претензии. Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в результате проверок использования средств федерального бюджета, выделенных в 2007 году на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование», в субъектах Российской Федерации выявлены нарушения законодательства Российской Федерации. Образовательными учреждениями в ряде случаев допущено использование полученных средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их выделения. Федеральной службой финансово-бюджетного надзора проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности посольств Российской Федерации в Австрии, Аргентине, Болгарии, Великобритании, Дании, Египте, Индии, Иране, Турции, Швейцарии, ЮАР, а также генеральных консульств Российской Федерации в городах Александрии, Женеве, Зальцбурге, Исфагане, Кейптауне, Мумбаи, Русе, Стамбуле, Эдинбурге за 2006–2007 годы и истекший отчетный период 2008 года. Выявлены нарушения законодательства Российской Федерации. В нарушение пункта 37 постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 г. №101 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» и статьи 115 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. №238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» сумма авансов в 2006–2007 годах, перечисленных Посольством России в Индии по контрактам на выполнение строительных работ, превысила установленный предельный размер на 71,8 тыс. долларов США, Посольством России в Турции на приобретение автомобилей – на 122,1 тыс. долларов США.[2] В нарушение пункта 5е Правил предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. №911, с отдельных сотрудников посольств Российской Федерации не взималась оплата эксплуатационных затрат по излишкам используемой площади жилых помещений. В результате недобор средств федерального бюджета составил 43,4 тыс. долларов США, в том числе: Посольство России в Австрии – 4,4 тыс. долларов США, Посольство России в Болгарии – 6,4 тыс. долларов США, Посольство России в Великобритании – 14,0 тыс. долларов США, Посольство России в Дании – 4,9 тыс. долларов США, Посольство России в Иране – 9,7 тыс. долларов США, Посольство России в Швейцарии – 4,0 тыс. долларов США. Посольством России в Болгарии при экономии по сметам расходов в целом и по отдельным статьям экономической классификации, в I полугодии 2008 г. допущен перерасход по статье 226 «Прочие услуги» за страхование объектов недвижимости в сумме 36,0 тыс. долларов США. Посольством России в Индии не отражены в отчете об исполнении бюджета (ф. 0503127) 15,5 тыс. долларов США, полученные от реализации двух автомобилей, что является нарушением пункта 64 приказа Минфина России от 21 января 2005 г. №5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности». Указанные денежные средства списывались на уменьшение расходов по статье «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования». В нарушение статьи 59 Консульского устава допускались случаи необоснованного освобождения от уплаты консульских сборов сотрудников российских загранучреждений и членов их семей. В результате недобор средств федерального бюджета составил 19,1 тыс. долларов США, в том числе: в консульском отделе Посольства России в Швейцарии и Генконсульстве России в г. Женеве – 6,7 тыс. долларов США, консульском отделе Посольства России в Великобритании и Генконсульстве России в г. Эдинбурге – 12,4 тыс. долларов США. В нарушение Тарифов сборов за совершение консульских действий, утвержденных руководителями загранучреждений, недоплата консульских сборов в консульском отделе Посольства России в Австрии и Генконсульстве России в г. Зальцбурге составила 0,5 тыс. долларов США, консульском отделе Посольства России в Иране и Генконсульстве России в г. Исфагане – 0,9 тыс. долларов США, консульском отделе Посольства России в Египте – 0,6 тыс. долларов США. Выявлены неиспользуемые объекты недвижимости. Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с пунктом 16 Плана деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на 2008 год проведены проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Федерального и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования за 2007 год. Контрольными и надзорными мероприятиями выявлены нарушения законодательства Российской Федерации. Территориальными фондами в ходе проверок возмещены средства, использованные с нарушением законодательства Российской Федерации, на общую сумму 33948,9 тыс. рублей, внесены изменения в данные бухгалтерского учета на сумму 1709102,7 тыс. рублей. Федеральному фонду обязательного медицинского страхования направлено предписание для принятия мер по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации. О результатах проверки проинформированы Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации о нарушениях законодательства Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Материалы проверки ФОМС переданы на рассмотрение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора занимает ключевой положение в системе органов государственного финансового контроля. Она осуществляет контроль за целевым и эффективным расходованием средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за исполнением органами государственного финансового контроля законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре. Также она осуществляет в пределах своей компетенции деятельность в сферах валютного контроля и государственных закупок. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Росфиннадзор непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, путем проведения ревизий и проверок. Цель ревизии определение правомерности, в том числе целевого характера, эффективности и экономности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора взаимодействует с: правоохранительными органами, Службой судебных приставов, Федеральной таможенной службой, Федеральной антимонопольной службой, Федеральным казначейством, Федеральной налоговой службой и т.д. Федеральной службе финансово-бюджетного надзора переданы в ведение контрольно-ревизионные органы, территориальные органы по валютному контролю Минфина РФ. Бюджетный кодекс определил следующие основные направления деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора: 1. осуществление финансового контроля за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов; 2. осуществление финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета, в части указанных средств. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора контролирует расходование бюджетных средств по Федеральным целевым программам, по обращениям граждан, в фондах медицинского страхования и пр., в Министерстве обороны и т.д. Немаловажное значение имеют контрольные ревизии территориальных управления Росфиннадзора. Все нарушения, выявленные в ходе контрольной деятельности, как правило, заканчиваются возвратом нецелевым образом использованных средств в бюджет государства. Но также случаются и проблемы, вследствие которых Росфиннадзор проигрывает судебные дела. Очевидно, необходимо стремиться к тому, чтобы отношение общего количества дел об оспаривании действий и решений Федеральной службы в области финансово-бюджетного контроля и надзора к количеству таких дел, выигранных Федеральной службой, достигало своего максимального значения. 1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. 3. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 4. Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 №89н «Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» 5. Приказ Минфина РФ от 04 Сентября 2007 г. №75н «Об утверждении регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ при использовании средств Федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в Федеральной собственности» 6. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. №278) 7. Положение о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» (утв. приказом Минфина РФ от 11 июля 2005 №89н с изменениями от 20 сентября 2005 г. // Бюджетный учет, №1, январь 2005 г. 8. Декларация о сотрудничестве и координации деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной антимонопольной службы от 6 марта 2007 года №43–01–06–23/770 9. Соглашение между Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Федеральной антимонопольной службой от 6 марта 2007 года №43–01–06–23/769 10. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. – М.: Юрайт-Издат, 2003 11. Годин А.М. Бюджетная система РФ: Учебник/А.М. Годин, А.В. Максимова, И.В. Подпорина. – М.: Дашков и К, 2004. 12. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2003 13. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.-М: Инфра-М, 2007. 14. Официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора / http://www.rosfinnadzor.ru/ [1] Официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора / http://www.rosfinnadzor.ru/ [2] Официальный сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора / http://www.rosfinnadzor.ru/ |