Курсовая работа: Инвестиционная привлекательность Белгородской области и показатели её характеризующие
Название: Инвестиционная привлекательность Белгородской области и показатели её характеризующие Раздел: Рефераты по финансовым наукам Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Кафедра финансового менеджмента Курсовая работа по дисциплине: финансовый менеджмент Тема: Инвестиционная привлекательность Белгородской области и показатели её характеризующие Содержание Введение...............................................................................................................3 1. Инвестиции и их место в рыночной экономике...............................................4 1.1. Экономическое содержание инвестиций...................................................4 1.2. Роль государства в инвестиционном процессе..........................................5 1.3. Факторы, влияющие на объём инвестиций................................................6 1.4. Субъекты и объекты инвестиций................................................................7 1.5. Классификация инвестиций........................................................................8 2. Инвестиционная деятельность Белгородской области..................................10 2.1. Инвестиционный климат в регионе..........................................................10 2.2. Внешние инвестиции в экономику области.............................................16 2.3. Инвестиционная привлекательность Белгородской области.................19 2.4. Налоговая поддержка инвесторов.............................................................21 2.5. Первоочередные областные проекты.......................................................22 2.6. Валютное регулирование и операции по доходам иностранных инвесторов.......................................................................................................... ...24 2.7. Финансовые рынки Белгородской области............................................ .25 3. Показатели, характеризующие инвестиционную деятельность в Белгородской области...........................................................................................31 3.1. Инвестиции в нефинансовые активы.......................................................31 3.2. Финансовые вложения...............................................................................35 3.3. Иностранные инвестиции..........................................................................36 Заключение.........................................................................................................39 Список используемой литературы...................................................................41 Введение Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения выхода из сложившейся экономической ситуации, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований. В Белгородской области инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности. В регионе имеются благоприятные условия для значительного притока инвестиций. Тем не менее, несмотря на явную привлекательность региона, приток инвестиций недостаточен для освоения уникального ресурсного потенциала. Инвесторы опасаются вкладывать свои капиталы в производство, считая инвестиции слишком рискованными и недостаточно выгодными. И проблема повышения инвестиционной активности в регионе, пожалуй, будет актуальна еще многие годы. Моя курсовая работа посвящена исследованию инвестиционной деятельности в Белгородской области, факторов, влияющих инвестиционную активность, а также привлекательности региона для инвесторов. Для этого необходимо рассмотреть такие элементы, как социально-экономический и инвестиционный потенциал региона, уровень развития рыночной инфраструктуры, нормативно-правовая база привлечения инвестиций, внешние инвестиции в экономику региона, а также выявить приоритетные направления развития инвестиционной деятельности в будущем. 1. Инвестиции и их место в рыночной экономике 1.1 Экономическое содержание инвестиций Проблема повышения эффективности российской экономики неразрывно связана с эффективным вложением капитала с целью его приумножения, или с инвестированием. В условиях рынка возможностей для инвестирования довольно много. Все предприятия в той или иной степени связаны с инвестиционной деятельностью. Однако принятие решений по инвестированию осложняется различными факторами, такими как: тип инвестиций, стоимость инвестиционного проекта, ограниченность финансовых ресурсов, риск и т. д. Прежде чем разбирать данные проблемы процесса инвестирования, необходимо рассмотреть экономическое содержание инвестиций и их роль в условиях рыночной экономики. Термин «инвестиции» происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать». Свое первоначальное значение данный термин не утратил и в настоящее время. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» дает следующее определение понятия «инвестиции»: «Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Из данного определения видно, что в основном источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиций является прибыль (доход). Инвестиции осуществляются с целью получения дохода и становятся бесполезными, если они дохода не приносят. Однако здесь же присутствует и вторая, не менее важная сторона инвестиций, а именно - вложение ресурсов для получения требуемого дохода. Таким образом, экономическое содержание инвестиций в условиях рыночной экономики заключается в сочетании двух сторон инвестиционной деятельности: затрат ресурса и получения результата. Необходимо отметить, что эти два процесса могут происходить в различной временной последовательности. Различают последовательное (получение прибыли сразу же после завершения инвестиций в полном объеме), параллельное (получение прибыли возможно еще до полного завершения процесса инвестирования) и интервальное (между завершением инвестиций и получением прибыли проходит определенное время) протекание процессов вложения ресурса и получения результата. 1.2 Роль государства в инвестиционном процессе Роль государства в инвестиционном процессе состоит в следующем: с одной стороны, государство реализует политику государственных капиталовложений как централизованных (за счет бюджетов различных уровней), так и децентрализованных (осуществляемых за счет собственных и заемных средств государственными предприятиями); с другой стороны, функция государства заключается в регулировании инвестиционного процесса путем проведения гибкой экономической политики (налоговой, кредитной, амортизационной, таможенной и др.), регулировании движения средств на кредитном рынке, управлении ставкой процента государственных ценных бумаг и т. п. Формы и методы государственной инвестиционной деятельности различны и зависят от направленности и целей инвестирования. Прежде всего, государство оказывает регулирующее влияние на инвестиции через государственные инвестиционные программы, далее путем прямого управления государственными инвестициями. Важным рычагом регулирования является налоговая система. Государство оказывает влияние путем введения системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. На практике в качестве регулирующего воздействия на инвестирование остается предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей и производств. Государственное воздействие на инвестирование выражается и путем проведения финансовой и кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики. К числу форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности следует отнести и антимонопольные меры, приватизацию государственной собственности, в том числе незавершенного строительства. Прежде всего, объем инвестиций зависит от распределения получаемого дохода на потребление и сбережения. Рост доходов вызывает повышение доли, направляемой на сбережения, которые служат источником инвестиционных ресурсов. Следовательно, рост удельного веса сбережений вызывает соответствующий рост объема инвестиций, и наоборот. 1.3 Факторы, влияющие на объём инвестиций Значительное влияние на объем инвестиций оказывает ожидаемая норма чистой прибыли. Это связано с тем, что прибыль является основным побудительным мотивом инвестиций. Чем выше ожидаемая норма чистой прибыли, тем, соответственно, выше будет объем инвестиций, и наоборот. Существенное воздействие на объем инвестиций оказывает также ставка ссудного процента. Дело в том, что в процессе инвестирования используется не только собственный, но и заемный капитал. Если ожидаемая норма чистой прибыли превышает ставку ссудного процента, то при прочих равных условиях инвестирование окажется эффективным. Поэтому рост ставки ссудного процента вызывает снижение объема инвестиций, и наоборот. Среди факторов, оказывающих существенное влияние на объем инвестиций, следует отметить также предполагаемый темп инфляции. Чем выше этот показатель, тем в большей степени обесценится будущая прибыль от инвестиций и соответственно меньше стимулов будет к наращиванию объемов инвестиций. 1.4 Субъекты и объекты инвестиций В качестве субъектов инвестиционной деятельности выступают, с одной стороны, участники, обладающие свободными инвестиционными ресурсами (инвесторы), с другой стороны - предприятия, организации и др., испытывающие потребность в инвестиционных ресурсах. Третьей стороной инвестиционной деятельности являются посредники, обеспечивающие взаимодействие инвестиционных институтов с потребителями инвестиционных ресурсов. Инвестор - юридическое или физическое лицо, принимающее решение и осуществляющее вложение собственных и иных привлеченных имущественных или интеллектуальных средств в инвестиционный проект и обеспечивающее их целевое использование. Инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом и имущественными правами, граждане (в том числе иностранные лица), предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица, (в том числе иностранные юридические лица, государства и международные организации). В зависимости от тактики поведения различают пассивных и активных инвесторов. Первые стремятся улучшить состояние контролируемого предприятия за период продолжительностью в несколько лет. Вторые стремятся получить возможность покупки высоколиквидных активов. Под инвестиционной деятельностью понимается последовательность поступков инвестора по выбору и/или созданию инвестиционного объекта, его эксплуатации и ликвидации, по осуществлению необходимых дополнительных вложений и привлечению внешнего финансирования. Под объектом инвестирования обычно понимают любой объект предпринимательской деятельности, на который направлены инвестиции. В соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» к ним относятся денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, интеллектуальные ценности, права пользования землей и другими ресурсами, а также иные имущественные права и ценности. 1.5 Классификация инвестиций 1. По признаку «объект инвестирования» различают следующие виды инвестиций: 1) реальные (капиталообразующие) инвестиции - вложения средств в реальные активы как материальные, так и нематериальные, которые осуществляются в форме капитальных вложений; 2) финансовые инвестиции - вложения средств в различные финансовые инструменты (активы), среди которых наиболее значимую долю занимают вложения средств в ценные бумаги. 3) интеллектуальные инвестиции - вложения средств в научные разработки, в подготовку специалистов, в социальную сферу. 2. По признаку «область инвестирования» инвестиции классифицируются в зависимости от сферы деятельности, в которую они направляются (снабжение, производство, сбыт и т. п.). 3. По признаку «форма собственности инвестиций» выделяют: 1) государственные инвестиции, осуществляемые государственными органами власти различных уровней за счет соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также реализуемые государственными предприятиями и предприятиями с участием государства за счет собственных и заемных средств; 2) иностранные инвестиции, осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами, а также непосредственно иностранными государствами и международными организациями; 3) частные инвестиции, осуществляемые частными лицами и предприятиями негосударственной формы собственности; 4) совместные инвестиции - осуществляемые совместно отечественными и иностранными инвесторами. 4. По признаку «характер участия в инвестировании» выделяют прямое участие в инвестировании (непосредственное участие инвестора в выборе объектов инвестирования и вложении средств) и непрямое участие в инвестировании (инвестирование, опосредствуемое другими лицами). 5. По признаку «период инвестирования» различают краткосрочные инвестиции (период не более 1 года) и долгосрочные инвестиции (период свыше 1 года). 6. По признаку «региональный характер инвестиций»: 1) инвестиции за рубежом - вложение средств в объекты инвестирования, размещенные за пределами государственных границ данной страны; 2) внутренние инвестиции - вложение средств в объекты, размещенные на территории данной страны; 3) региональные инвестиции - вложение средств в пределах конкретного региона страны. 7. По признаку «масштаб инвестиций» выделяют: 1) прямые инвестиции - вложения в конкретный, как правило, долгосрочный, проект, обычно связаны с приобретением реальных активов; 2) портфельные инвестиции - вложения капитала в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных предприятий. 2. Инвестиционная деятельность в Белгородской области 2.1 Инвестиционный климат в регионе Белгородская область - приграничный район, что открывает потенциальные преимущества для международного сотрудничества во всех сферах экономики и является привлекательным фактором для инвесторов. В области действует закон «Об инвестициях в Белгородской области», в котором предусмотрены льготы российским и иностранным инвесторам и предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, гарантии защиты инвестиций. В областном бюджете ежегодно предусматриваются средства для обеспечения гарантий инвесторам в пределах обязательств администрации области по заключённым договорам и контрактам. Последовательно проводится инвестиционная политика, направленная на создание необходимых условий для расширения производства, повышения его прибыльности и на этой основе накопление внутренних источников финансирования для инвестиционной деятельности. Приоритетами инвестиционной политики в области являются модернизация производства и повышение конкурентоспособности обрабатывающего и машиностроительного комплекса, развитие секторов новой экономики, прежде всего - высокотехнологичных отраслей промышленности. Реализация инвестиционной политики требует осуществления комплекса мер, направленных на привлечение различных источников финансирования инвестиций, эффективного взаимодействия финансово-банковских и промышленных структур. В целом область имеет достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности, что неоднократно подтверждалось независимыми рейтинговыми агентствами. За 2002 год предприятиями и организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы области направлено 9,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что к уровню 2001 года в сопоставимых ценах составляет 60%. Значительная часть инвестиций направлена в чёрную металлургию, пищевую промышленность, машиностроение и металлообработку (на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих предприятий), сельское хозяйство и реализацию социальных программ. Снижение объёмов инвестиций в 2002 году обусловлено окончанием в 2001 году основных работ на строительстве стана 350 в ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» и первой очереди завода по производству горячебрикетированного железа в ОАО «Лебединский ГОК». Освоение капитальных вложений на предприятиях чёрной металлургии уменьшилось с 5,1 млрд. рублей в 2001 году до 1,8 млрд. рублей в 2002 году. В целях эффективного и рационального использования бюджетных средств, в 2002 году впервые был утверждён и исполнен строительный бюджет, включающий инвестиционные программы развития социальной сферы и обеспечения жизнедеятельности населения области за счёт средств федерального, областного и местных бюджетов, внебюджетных фондов и привлечённых средств. На реализацию инвестиционных программ по строительству объектов социальной сферы в 2002 году за счёт всех источников освоено 1, 5 млрд. рублей, которые профинансированы в полном объёме, в том числе за счёт средств областного бюджета 431,3 млн. рублей (28,5% от общего объёма финансирования). При всех сложностях инвестирования по-прежнему высокими темпами ведётся строительство жилых домов. В 2002 году приведено 661,8 тыс. кв. м общей площади жилья, что на 11,2% выше уровня 2001 года, из них индивидуальными застройщиками - 325,8 тыс. кв. м. Продолжается строительство объектов социально-культурной сферы. Введены 6 школ на 1562 ученических места, 2 детских сада на 53 места, Дом культуры на 300 мест, платный корпус на 100 коек центральной районной больницы в п. Вейделевка, инфекционный корпус на 50 коек детской больницы в г. Губкин. Велись строительные работы на 13 объектах народного образования, 20 - здравоохранения, 7 - культуры, 9 - коммунального хозяйства. Продолжалась реализация программы развития инженерной инфраструктуры микрорайонов массовой застройки индивидуальных жилых домов. Для уменьшения стоимости объектов, финансируемых из бюджетов всех уровней, и формирования механизма стимулирования заказчиков, проектных и подрядных организаций в снижении стоимости единицы строительной продукции, экономии финансовых, материальных, энергетических и других ресурсов, принято постановление главы администрации области от 13 ноября 2002 года № 436 «О мерах по снижению сметной стоимости строительства объектов бюджетной сферы на территории области». По федеральной инвестиционной программе на 2002 год лимит финансирования из федерального бюджета был определён в объёме 475,5 млн. рублей, в том числе 385,6 млн. рублей приходилось на внепрограммную часть, отрасль «Специализированный комплекс» - строительство автомобильного пункта пропуска в п. Нехотеевка, который в июне отчётного года введён в эксплуатацию. На строительство и ремонт объектов федеральных целевых программ социальной направленности за год из федерального бюджета поступило 78,2 млн. рублей, по федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» реализовано сертификатов на сумму 76,7 млн. рублей. Реализуются областные программы дорожного строительства и благоустройства сельских населённых пунктов. В рамках этих программ в 2002 году велись работы в 167 населённых пунктах. На их выполнение потрачено более 1 млрд. рублей. В 2002 году начата реализация «Программы 1000», предусматривающей в течение 2003 года строительство 1000 км дорог с твёрдым покрытием по населённым пунктам области. В области удаётся сохранить сложившуюся тенденцию экономического роста. Увеличение производства товаров и услуг, реформирование агропромышленного комплекса, строительство жилья, увеличение реальных доходов населения, меры по активизации инвестиционной деятельности являются важнейшими характеристиками социально-экономической ситуации. По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, Белгородская область по уровню социального и экономического развития регионов в динамике занимает 7 место среди регионов страны (2002). Повышение инвестиционной активности остаётся ключевым фактором для развития промышленности и экономики в целом. Несмотря на позитивные перемены в экономике, администрацией области в целях создания благоприятного инвестиционного климата реализуется комплекс мер. Важнейшим направлением является обеспечение и улучшение нормативно-правового пространства ведения бизнеса и его инвестиционной поддержки. В настоящее время подготовлен проект закона «Об инвестициях в Белгородской области», который в свою очередь Белгородская область приняла одной из первых в стране, он приведён в соответствие с новыми экономическими реалиями. Администрация области для стимулирования инвестиционной активности предприятий использует различные формы. Ежегодно в областном бюджете предусматриваются средства для гарантий инвесторам, субсидируется часть процентной ставки по банковским кредитам хозяйствующим субъектам из категории малое предпринимательство, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия. Предприятиям, привлекающим средства на реализацию экономически и социально значимых для области проектов путём выпуска корпоративных облигаций, за счёт средств областного бюджета предусмотрена компенсация купонного дохода по ним. Успешно размещён первый областной займ на сумму 300 млн. рублей. Разработка и реализация программ создаёт предпосылки для концентрации инвестиционного потенциала в наиболее перспективных отраслях экономики, одной из которых, наряду с горно-металлургическим комплексом, является производство сельскохозяйственной продукции и её переработка. Администрация области прилагает усилия по повышению роли банковского сообщества области в инвестировании реального сектора экономики, что является важнейшим условием привлечения инвестиций из-за пределов области, в том числе из-за рубежа. Созданы Совет руководителей коммерческих банков и финансовых органов области при главе администрации области (2001г.) и инвестиционный совет при администрации области (2002г.), которые содействуют решению вопросов стратегического характера в этой сфере. Разработан Порядок организации и проведения тендеров (конкурсов) среди кредитных организаций области по выбору наилучших условий обслуживания, в том числе кредитовании предприятий и организаций, являющихся получателями средств областного бюджета и средств территориального дорожного фонда. Таким образом, сотрудничество администрации области, банковского сообщества и предприятий вышло на новый уровень. Банки не просто отбирают инвестиционные проекты и заёмщиков, а посредством кредитных механизмов играют более активную роль в инвестиционных процессах, работают с предприятиями-реципиентами, как с партнёрами, подсказывают, как можно получить кредит и отдать его. Ведь оказывая любое содействие развитию предприятий, банки создают базу своих собственных будущих доходов. В целях минимизации негативных последствий административных барьеров наряду с исполнением федерального законодательства, в области осуществляются мероприятия по упрощению регистрации организаций через систему «Одно окно», сокращению числа проверок со стороны контролирующих органов. Практически все значимые предприятия области ведут модернизацию собственного производства. Наибольшая доля объёма инвестиций в основной капитал за 2002 год приходится на здания и сооружения (41,4%). Большая часть инвестиций в основной капитал (59,5%) приходится на отрасли, производящие товары, из них 64,9% - на отрасли промышленности. Определяющая роль в формировании положительной тенденции развития производства принадлежит таким отраслям, как электроэнергетика, металлообработка, пищевая промышленность. Таблица 1 Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям, (млн. рублей).
Большая часть инвестиций в основной капитал (57,5%) финансировалась за счёт привлечённых средств организаций, из них 29% - за счёт кредитов банков, 28,9% - за счёт бюджетных средств. Постоянно растёт доля банковских кредитов: 2000 год - 35257 млн. рублей; 2001 год - 54872 млн. рублей; 2002 год - 96977 млн. рублей. Исходя из вышеизложенного, можно предполагать, что при сохранении нынешней динамики социально- экономического развития, создании условий для соблюдения прав собственников и гарантий инвесторам, Белгородская область станет более привлекательным реципиентом для инвесторов, полнее интегрируется в российское и международное экономическое пространство. Кроме того, можно отметить, чтоодной из основных функций недавно созданного департамента экономической безопасности и промышленности является максимальное содействие инвесторам и защита их интересов в области. Таблица 2 Отраслевая структура использования инвестиций в основной капитал (млн. рублей).
2.2 Внешние инвестиции в экономику области Белгородская область является весьма привлекательной для иностранного капитала. За 2002 год в экономику области внесено иностранных инвестиций на сумму более 104 млн. долларов из пяти стран мира: Германии, Италии, Нидерландов, США, Швейцарии. Особый интерес иностранных инвесторов обращен к сельскому хозяйству, черной металлургии, пищевой промышленности. За последние три года на освоение кредитного финансирования европейскими банками и соответствующих гарантий российских банков и администрации области предприятиями агропромышленного комплекса области было приобретено около тысячи единиц сельскохозяйственной техники на сумму около 80 млн. долларов США. В том числе зерноуборочные комбайны «Доминатор», кормоуборочные комбайны «Ягуар», пресс-подборщики немецкой компании «КЛААС», свеклоуборочные комбайны и опрыскиватели французской компании «Матро Франс», тракторы и сеялки американской компании «Джон Дир», зерноуборочные комбайны фирм «Массей Фергюссон», другие виды техники. Этими фирмами организовано надежное сервисное обеспечение техники. С компаниями «КЛААС» и «Матро Франс» созданы совместные предприятия, ведется подготовительная работа по организации сборочных производств сельскохозяйственной техники в Белгороде. При участии французской компании «AubretS.A.» создано совместное предприятие по развитию племенного и товарного свиноводства. Совместно с французской компанией «Суффле» реализуется программа по выращиванию высококачественных сортов пивоваренного ячменя. Также при участии французских компаний в области реализуется проект по развитию мясного скотоводства. Совместно с европейским венчурным фондом «EagleVenturePartners» (его учредителями являются Европейский банк реконструкции и развития, ряд голландских компаний) учреждено совместное предприятие,активно реализуется проект по модернизации производства комбикормов (инвестировано более 3 млн. долларов США) в п. Ракитное, совместно с германской фирмой «Онкен» ведется строительство молокоперерабатывающего завода в п. Прохоровка, итальянская компания «Пармалат» приобрела контрольный пакет акций Белгородского молочного комбината и активно вкладывает средства в модернизацию и расширение производства (вложено около 3,5 млн. долларов США). С участием немецкой компании «Сименс» и привлечением западных кредитов ведется модернизация телекоммуникаций области. Совместно с испанской компанией «Реверте» создано современное предприятие по производству высококачественного мела в г. Губкине. В настоящее время с этой же компанией планируется построить такой же завод в г. Шебекино. Совместно с «Булгар-табак-холдингом» (Болгария) в Белгороде создано совместное предприятие - табачная фабрика (выпуск сигарет). В г. Шебекино совместно с немецкими фирмами ведется модернизация производства для организации выпуска высококачественных кож. Необходимо особо отметить, что на Лебединском ГОКе при участии кредита консорциума ведущих немецких банков ведется строительство завода горячебрикетированного железа, введена его I очередь. Общий объем инвестированных средств более 1 млрд. немецких марок. Всего в области зарегистрировано около 800 предприятий с иностранными инвестициями, с участием иностранного капитала из 30 стран мира, в том числе 74,5% предприятий с участием украинского капитала и 7 - со странами Балтии. Это объясняется приграничным расположением области и стремлением хозяйствующих субъектов области и Украины, связанных длительными производственными и кооперационными отношениями, найти новые формы сотрудничества. Однако по данным управления Министерства РФ по налогам и сборам в Белгородской области реально работало около 32% предприятий, по коммерческим организациям, созданным с участием стран дальнего зарубежья, - 41%. В 2001 году начата работа по ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, которые фактически прекратили хозяйственную деятельность и не отчитываются в налоговых органах. В настоящее время в процедуре находится около 30 коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Среди коммерческих организаций с иностранными инвестициями успешно работают на рынке Белгородской области: ЗАО «Белгородский цемент» (российско-панамское) - производство цемента; ЗАО «Белгородская сотовая связь» (российско-австрийское) - оказание услуг связи; СП ООО «Белые горы» (совместное предприятие с учредителем Британско-Виргинских островов) - производство безалкогольной продукции; ЗАО «Евромода» (российско-итальянское) - производство швейных изделий; ЗАО «Руслайм» (российско-испанское) - производство высокодисперсного мела; ООО «Робос» (российско-болгарское) - строительные работы; ЗАО «Белогорье» (российско-турецкое) - производство оборудования для хлебопекарен. 2.3 Инвестиционная привлекательность Белгородской области Инвестиционная привлекательность области обусловлена в первую очередь ее ресурсно-географическими условиями. Огромные запасы высококачественной железной руды и самые плодородные земли России способствуют активному развитию горно-металлургического комплекса и связанных с ним промышленных производств, а также сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. Эти же сферы экономики и являются в настоящее время самыми открытыми для привлечения внешних инвестиций. Необходимо отметить, что интерес к области и ее инвестиционным возможностям постоянно растет. Улучшение финансовых результатов деятельности предприятий, снижение объемов неденежных расчетов, сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, успешное исполнение областного бюджета явились важными составляющими инвестиционных процессов. Однако сдерживающее воздействие ряда факторов (высокая стоимость кредитов, наличие на предприятиях устаревших основных фондов, низкий платежеспособный спрос населения, низкий мировой инвестиционный и экономический рейтинг России) общероссийского масштаба на развитие инвестиционных процессов объективно переносится и на нашу область. Инвестиции в основной капитал организаций всех отраслей экономики области на развитие экономики и социальной сферы с учетом субъектов малого предпринимательства и досчетом на неформальную экономику за 2001 год составляют 13 496 млн. рублей, что на 26,9% больше, чем за 2000 год. Наибольшая доля объема инвестиций в основной капитал всех предприятий и организаций по видовой структуре в 2001 году приходится на машины, инструменты, оборудование, инвентарь (44%); здания (кроме жилых) и сооружения (34,9%); жилища (14,2%). На развитие АПК в 2001 году израсходовано 2,8 млрд. рублей, что в два раза больше, чем в 2000 году. Большая часть инвестиций в основной капитал (57,8%) осуществлялась за счет привлеченных средств предприятий и организаций, из них 57,9% - за счет кредитов банков, 16,7% - за счет бюджетных средств. Положительной тенденцией является рост банковских кредитов в структуре инвестиций в основной капитал. Более активно работают представители компаний и финансовых структур европейских стран, в частности Германии, Франции, Голландии, Болгарии, Италии. Перспективные направления для инвестирования: развитие производства мяса птицы бройлеров в объеме 150 тыс. тонн в год; развитие производства мяса свинины в объеме 100 тыс. тонн в год; строительство завода тонкодисперсного мела; создание современных товаропроводящих сетей со строительством торговых комплексов (супер-, гипермаркеты); строительство современных культурно-развлекательных центров (казино, аквапарки, луна-парки и др.), гостиничных комплексов; строительство элитных малоэтажных коттеджей в пригородной зоне городов области; строительство современного выставочно-ярмарочного комплекса. 2.4 Налоговая поддержка инвесторов Законом Белгородской области от 16 октября 1995 года № 31 «Об инвестициях в Белгородской области» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено льготное налогообложение при осуществлении инвестиционной деятельности. Налоговые льготы предоставляются юридическим лицам, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Белгородской области, уплачивающим налоги в областной бюджет, участвующим в реализации инвестиционных проектов, одобренных администрацией Белгородской области. Для одобрения инвестиционного проекта организация представляет в администрацию области следующие документы: заявление; бизнес план, обосновывающий рентабельность проекта и социально-экономический эффект, прошедший технико-экономическую экспертизу в установленном порядке; расчет срока окупаемости инвестиционного проекта, бухгалтерскую и статистическую документацию за отчетный год. Решение об одобрении инвестиционного проекта принимается администрацией области в течение двух месяцев со дня подачи документов. Инвестиционный проект считается одобренным после принятия администрацией области соответствующего распоряжения и внесения в областной Реестр инвестиционных проектов, одобренных администрацией области. Для получения налоговых льгот обязательным является создание новых рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы и раздельный бухгалтерский учет затрат и результатов хозяйственной деятельности по инвестиционным проектам. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут представлять льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки реализаций инвестиционных проектов за счет средств местных бюджетов, а также внебюджетных средств. Льготы по налогам, зачисляемым в местные бюджеты, предоставляются при условии внесения предприятия в областной Реестр инвестиционных проектов, одобренных администрацией области. В случае ликвидации предприятия, реализующего инвестиционные проекты, предоставляемые льготы и убытки инвестора возмещаются предприятием в соответствии с законодательством. 2.5 Первоочередные областные проекты В целях прироста налогооблагаемой базы бюджета области, увеличения числа рабочих мест, более полной загрузки и расширения имеющихся производственных мощностей, увеличения использования и глубокой переработки местного сырья, в области реализуется ряд крупных инвестиционных проектов за счет средств предприятий и кредитных ресурсов при поддержке администрации области и органов местного самоуправления. В августе 2002 года агрохолдингом «БЗРК-Белгранкорм» и ОАО «Белагрогаз» начата реализация проекта по развитию производства мяса птицы бройлеров в Ракитянском, Белгородском, Валуйском районах, рассчитанного на производство 37 тыс. тонн мяса птицы в год. Проект предусматривает комплексную реконструкцию ряда объектов птицеводства и расширение мощностей по производству кормов, племенного яйца и его инкубирования, а также мощностей по забою птицы, ее углубленной переработке, хранению и транспортировке. Существенный социально-экономический эффект ожидается от реализации прорабатываемого с потенциальными инвесторами проекта строительства пищевого комплекса в Белгороде на базе неиспользуемых площадей ОАО «Белпласт». Проект включает в себя завод по производству солода мощностью 100 тыс. тонн в год, рынок сбыта которого в России практически не ограничен. Сырьем для производства будет пивоваренный ячмень, выращиваемый хозяйствами нашей области по прогрессивной западноевропейской технологии. В комплекс будут входить мощности по производству и розливу 5 млн. дал пива, 1 млн. дал безалкогольных напитков, 0,5 млн. дал кваса и 1 млн. дал слабоалкогольных напитков с использованием импортного высокопроизводительного оборудования. Предполагается также использовать мощности ОАО «Белпласт» для организации производства полимерных изделий и обеспечения ими пиво-безалкогольных предприятий Москвы, Белгорода, Краснодара, Пензы. Осуществление этого проекта создает около 700 новых рабочих мест в промышленности, 12 000 рабочих мест в агропромышленном комплексе области и в других отраслях, включая строительную индустрию, транспорт и социальную сферу. Определилась программа дальнейшего развития свиноводства в хозяйствах области, которой намечено, на основе сотрудничества крупных сельскохозяйственных предприятий области и холдинговых структур, таких как АПК «Стойленская нива», ЗАО «Продимекс», ОАО «Белгранкорм», ОАО «Белагрогаз» с французской фирмой «Белго-Франс», создать на базе Холоднянского комплекса по выращиванию крупного рогатого скота мультипликационного комплекса на 2 000 свиноматок-прародителей, импортированных из Европы. Комплекс обеспечит годовое производство 8-12 тысяч свиноматок-родителей для комплектования и обновления поголовья репродукторов на фермах, производящих товарную свинину. Предполагается на базе этого мультипликационного комплекса и свинокомплексов по производству товарной свинины создать свиноводческую вертикально-интегрированную структуру производства (ВИСП), которая, используя генетический потенциал импортных животных и европейскую технологию при полном освоении мощностей, обеспечит в течение 3-4 лет производство 100 тысяч тонн свинины в год. Учитывая, что в ряде отраслей износ основных фондов достиг 80-85%, а средние фактические сроки службы оборудования составляют почти 30 лет, проблема привлечения дополнительных инвестиций по-прежнему остается чрезвычайно острой для предприятий региона. Администрация области основные усилия планирует сосредоточить на содействии предприятиям и организациям области в подготовке привлекательных проектов, их презентации для отечественных и зарубежных инвесторов, а также осуществлении более активного влияния на финансовый рынок с целью его переориентации на реальную сферу экономики. 2.6 Валютное регулирование и операции по доходам иностранных инвесторов Российское валютное законодательство в большей мере ориентировано на регулирование деятельности резидентов и не устанавливает барьеров для зарубежных инвесторов при осуществлении ими инвестиций в российские предприятия как в рублях, так и в иностранной валюте. Зачисление резидентом иностранной валюты в свой уставный капитал не требует получения разрешения Банка России. Иностранный инвестор может открывать в российских банках на свое имя счета, как в рублях, так и в национальной валюте. Особенности порядка открытия рублевых счетов изложены в Инструкции Банка России от 12 октября 2000 года № 93-И. Существуют три вида рублевых счетов нерезидентов, открываемых в российских банках.. Это счета типа «К» (конвертируемые), «Н» (неконвертируемые) и «Ф» (счет физического лица). Перечень операций, которые проводятся по счетам каждого вида и порядок конвертации средств также устанавливаются этой Инструкцией. Основной законодательный акт в области валютного регулирования в Российской Федерации - Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.92 г. - устанавливает, что переводы иностранной валюты из Российской Федерации в виде процентов, дивидендов и иных доходов по инвестициям осуществляются резидентами без ограничений (статья 1 пункт 9-в; статья 6 пункт 1). Иными словами, российское юридическое лицо вправе без ограничений выплатить причитающийся иностранному инвестору доход на его валютный счет либо в российском или зарубежном банке. Операции по зачислению рублевых доходов иностранного инвестора и покупке иностранной валюты за рубли осуществляются через открытые в российских банках счета типа «К». Владельцем такого счета может являться как непосредственно инвестор, так и зарубежный банк, который может провести операции по своему корреспондентскому счету по поручению иностранного, инвестора. Купленная за рубли иностранная валюта может без ограничений перечисляться иностранным инвестором на свои счета в зарубежных банках. Необходимо отметить, что в 2001 году путем внесения изменений в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», а также принятия таких нормативных актов, как Положения Банка России от 17.09.01 № 152-П и от 24.10.01 № 157-П, был существенно упрощен порядок осуществления резидентами ряда валютных операций, что позволит сократить сроки реализации сделок, а также будет способствовать снятию административных барьеров в деятельности российских предприятий. 2.7 Финансовые рынки Белгородской области На развитие регионального финансового рынка значительное влияние оказывает социально-экономическая и бюджетная политика области, а также роль органов власти в поддержке и стимулировании региональной экономики и формировании финансовой инфраструктуры. В настоящий момент в области представлены все сегменты финансового рынка: рынок банковских услуг, рынок ценных бумаг, рынок страховых и других финансовых услуг. Капитализация банковского сектора является необходимым условием развития и укрепления банковской системы, снижения рисков. Собственные средства самостоятельных банков увеличились за 2002 год на 23% и составили на конец года 332,8 млн. рублей. Около половины собственных средств формирует уставный капитал. На 1 января 2003 года совокупный объём уставного капитала составлял 166,2 млн. рублей. Показатель достаточности капитала банков, отражающий общую оценку надёжности банков и степень подверженности риску, находится в пределах 24-42% при установленном значении норматива 11%. Это означает, что банки имеют резервы для наращивания ресурсов и активов, в том числе и увеличения объёмов кредитования практически в 2,5 раза. В Белгородской области, как и во многих других субъектах Российской Федерации, доминирующее положение в банковской системе области занимают филиалы крупных столичных банков, совокупные ресурсы которых составили в 2002 году около 90% в общем объёме совокупных ресурсов банковского сектора области. Наиболее значимыми являются отделения Сбербанка и Внешторгбанка. Устойчивое развитие банковского сектора области способствовало росту доверия к нему со стороны юридических лиц и населения. Это выразилось в росте ресурсной базы банковского сектора, темпы которого выше темпов инфляции. Привлечённые средства в структуре ресурсов банка занимают 89,4% (13,6 млрд. рублей), за 2002 год они выросли на 41,7 %, а за три последних года - в 3,5 раза. По отдельным банкам рост за год составил 28%, а за три года - в 4,5 раза. За счёт роста объёмов предоставленных услуг улучшились финансовые результаты деятельности кредитных организаций. Нераспределённая прибыль по сравнению с 2001 годом увеличилась в 1,9 раза и составила 676,8 млн. рублей. Итоги работы кредитных организаций области свидетельствуют об укреплении и развитии банковского сектора экономики области. Позитивным моментом, оказывающим значительное влияние на развитие регионального ресурсного потенциала, является наращивание объёмов кредитования реального сектора экономики области и физических лиц, увеличение удельного веса долгосрочных кредитных вложений. Так, совокупный объём выданных кредитов банковским сектором области в 2002 году превышает уровень 2001 года в 1,6 раза и составляет 36 млрд. рублей. Совокупный объём кредитного портфеля (остаток ссудной задолженности) по состоянию на 1 января 2003 года составляет 9,9 млрд. рублей. Таблица 3 Динамика ресурсной базы банковского сектора региона
В 2002 году темпы роста кредитования физических лиц в 4,3 раза опережали темпы роста кредитования реального сектора экономики. За год физическим лицам выдано кредитов в сумме около 2 млрд. рублей (в 2,3 раза больше, чем в 2001 году). Банковская система области вносит ощутимый вклад в развитие региональной экономики посредством её кредитования. Расширение кредитных вложений банковского сектора - один из наиболее динамичных процессов в экономике региона. Это выражается в опережающем по сравнению с общероссийским показателем росте объёмов кредитных вложений. Приоритетным направлением вложения ресурсов является кредитование промышленности, на долю которого приходится 57,9 % выданных кредитов (по России - 32,9 %). Удельный вес выданных кредитов торговле и общественному питанию составляет 13,7 %, сельскому хозяйству - 10 %. В области сохраняется устойчивая тенденция роста остатков вкладов населения, которые являются важнейшим элементом ресурсной базы банков. Остаток средств на счетах и депозитах населения на 1 января 2003 года составил 7,7 млрд. рублей и по сравнению с 2001 годом вырос на 2,5 млрд. рублей. Происходящие изменения в Федеральном законодательстве, связанные с межбюджетными отношениями, не снимают в области необходимости в заёмных средствах для восполнения регионального бюджета. Учитывая фактор роста инвестиционных потребностей, заимствование ставит перед областью проблему управления долгом, обеспечивая при этом финансовую и экономическую стабильность и безопасность области. В 2002 году Белгородская область вышла на облигационный рынок заимствований, в структуре долговых обязательств области появились ценные бумаги. Выдержав все ограничения действовавшего бюджетного законодательства, область осуществила реструктуризацию задолженности по облигациям, находящимся в собственности Российской Федерации (из 39 субъектов РФ, имеющих указанный долг, только 6 областей смогли провести новый выпуск). За период с 2002 по 2003 год область осуществила два выпуска облигационных займов: первый - сумму 300 миллионов, сроком обращения три года и второй - на сумму 320 миллионов, сроком обращения 5 лет, которые успешно были размещены на Московской валютной бирже. Владельцами облигаций стали инвестиционные и финансовые компании, коммерческие банки и другие юридические лица. Появление новых долговых обязательств в виде ценных бумаг позволяет белгородской экономике развиваться динамичнее, т.к. облигации являются более дешёвым и долгосрочным финансовым ресурсом. Денежные средства, полученные от размещения, вкладываются в социально значимые инвестиционные проекты области. Качественное исполнение бюджета позволяет администрации области изыскивать возможности для поддержки малого и среднего предпринимательства. Так, из средств областного бюджета проводится финансирование части процентной ставки за пользование банковскими кредитами субъектам малого и среднего бизнеса: в2001 году - 3324,3 тыс. рублей; в 2002 году -7595,1 тыс. рублей; на 2003 год предусмотрено 20 000 тыс. рублей. По данным, представляемым в департамент экономической безопасности и промышленности правительства администрации области, в 2002 году на территории области страховой деятельностью занимались 15 страховых организаций (2 самостоятельные организации и 13 филиалов иногородних страховых компаний). В 2002 году основными видами деятельности страховых организаций области являлись имущественное страхование, добровольное медицинское страхование, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование ответственности при производстве строительных работ, при эксплуатации опасного производственного объекта, обязательное страхование пассажиров. Общая сумма собранных страховыми организациями области страховых премий (взносов) по всем видам добровольного и обязательного страхования по итогам работы за 2002 год составила 116,5 млн. рублей, в том числе по добровольным видам страхования - 112,2 млн. рублей или 96,3 % к общему объёму. В структуре добровольного страхования основная доля поступлений приходится на имущественное страхование(48%) и добровольное медицинское страхование (23,2 %). По обязательным видам страхования страховыми организациями собрано 4,3 млн. рублей, что составило 3,7 % всей суммы поступлений. Страховые выплаты за этот период составили 72,6 млн. рублей, все они приходятся на добровольные виды страхования, из которых 44,9 % составляет страхование жизни, 32,7 % - добровольное медицинское страхование, 19,1 % - имущественное страхование. По состоянию на 1 января 2003 года для исполнения своих обязательств перед клиентами страховыми организациями сформированы страховые фонды в размере48,7 млн. рублей. 3. Показатели, характеризующие инвестиционную деятельность Белгородской области 3.1 Инвестиции в нефинансовые активы Таблица 4 Структура инвестиций в нефинансовые активы(в процентах к итогу; без субъектов малого предпринимательства; без инвестиций в прирост запасов материальных оборотных средств)
Таблица 5 Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах; млн. руб.)
Таблица 6 Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики (в процентах к итогу; без субъектов малого предпринимательства)
Таблица 7 Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности (в процентах к итогу)
Таблица 8 Технологическая структура инвестиций в основной капитал (в процентах к итогу)
Таблица 9 Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в процентах к итогу; без субъектов малого предпринимательства )
3.2 Финансовые вложения Таблица 10 Финансовые вложения организаций (млн. руб.; без субъектов малого предпринимательства)
3.3 Иностранные инвестиции Таблица 11 Объём инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам
Таблица 12 Объём инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по отраслям экономики
Таблица 13 Объём инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику области, по странам
Заключение Масштабное привлечение в экономику отечественных и иностранных инвестиций является непременным условием дальнейшего социально- экономического развития региона. В целом Белгородская область имеет достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности. Это, прежде всего, обусловлено её ресурсно-географическими условиями. Огромные запасы высококачественной железной руды и самые плодородные земли России способствуют активному развитию горно-металлургического комплекса и связанных с ним промышленных производств, а также сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. Эти же сферы экономики и являются в настоящее время самыми открытыми для привлечения внешних инвестиций. В области удаётся сохранить сложившуюся тенденцию экономического роста. Об этом говорят увеличение производства товаров и услуг, улучшение финансовых результатов деятельности предприятий, увеличение реальных доходов населения. Позитивным моментом, оказывающим значительное влияние на развитие регионального ресурсного потенциала, является укрепление и развитие банковского сектора, наращивание объёмов кредитования реального сектора экономики и физических лиц, увеличение удельного веса долгосрочных кредитных вложений, снижение объемов неденежных расчетов. В регионе сохраняется устойчивая тенденция роста остатков вкладов населения, которые являются важнейшим элементом ресурсной базы банков. Администрацией области реализуется комплекс мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата. Действующим законом «Об инвестициях в Белгородской области» предусмотрено льготное налогообложение российским и иностранным инвесторам и предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, гарантии защиты инвестиций. Однако ряд факторов общероссийского масштаба, таких как высокая стоимость кредитов, наличие на предприятиях устаревших основных фондов, низкий мировой инвестиционный и экономический рейтинг России, оказывает сдерживающее воздействие на активность инвестиционных процессов. Таким образом, можно предполагать, что при сохранении нынешней динамики социально-экономического развития, создании условий для соблюдения прав собственников и гарантий инвесторам, Белгородская область станет более привлекательным регионом для инвесторов. Список используемой литературы 1. Федеральный закон РФ от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (с изменениями внесенными Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 22-ФЗ) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» 2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие, 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 528с. 3. Бузова И.А., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Коммерческая оценка инвестиций / Под. Ред. Есипова В.Е. - СПб.: Питер,2004.- 432с. 4. Госкомстат России. Белгородский областной комитет государственной статистики. Белгородская область в цифрах в 2003году. Краткий статистический сборник. Белгород 2004. 5. Департамент экономической безопасности и промышленности администрации Белгородской области. Белгородская область. Инвестиционный справочник. Белгород 2003. 6. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 452с. 7. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 768с. 8. Колб Р.В., Родригос Р. Дж. Финансовый менеджмент: Учебник / пер.2-го англ. Издания; предисл. к русск. Изд. к.э.н. Драчевой Е.Л.- М.: издательство «Фин. пресс», 2001.- 496с. 9. Теплова Д.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями: Учебник для вузов.- М.: Финансы и статистика, 2002.-504с. |