Курсовая работа: Иностранные инвестиции в российскую экономику
Название: Иностранные инвестиции в российскую экономику Раздел: Рефераты по финансовым наукам Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Экономическая сущность инвестиционной политики РФ 1.1. Экономическая сущность инвестиций 1.2. Роль и место иностранных инвестиций в экономике России 1.3. Нормативно-правовое регулирование иностранных инвестиций ГЛАВА 2. Субъект РФ как объект инвестиционной привлекательности 2.1. Региональная структура иностранных инвестиций 2.2 Инвестиционные приоритеты стран инвесторов в Волгоградской области ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших факторов определяющих мировой экономический процесс, является международное перераспределение капитала. Развитие рыночной экономики придает новый характер инвестиционной деятельности. Развитие многообразных форм собственности, равных условий хозяйствования создает новые условия для инвестирования и правового регулирования этого процесса. Для нормального развития экономики, для обеспечения воспроизводства необходим постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Вложение средств в наукоемкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что в конечном счете не может не отражаться на развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике. Ее целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. В современных условиях успех и перспективы экономического развития как крупнейших, так и малых стран определяются и, все в большей мере, степенью их активного участия в этом процессе. Стоять вне его – означает способствовать стагнации, а не развитию экономики страны. Мировой опыт показал, что иностранные инвестиции имеют ряд преимуществ перед другими формами финансирования развития экономики. Во-первых, это дополнительный источник капитальных вложений в производство товаров и услуг, в ряде случаев осуществляемый в виде передачи технологий, ноу-хау, новейших методов управления. Во-вторых, прямые иностранные инвестиции не ложатся бременем на государственный бюджет, на его внешний долг. Для России значение иностранных инвестиций очень велико. Они выступают как факторы: 1. ускорения экономического и технического прогресса 2. обновление и модернизация производства 3. обеспечение занятости населения, подготовки кадров, отвечающих рыночным рыночной экономике. За последние несколько лет приток инвестиций в Россию в значительной мере возрос, но с в связи с кризисом он начал опять идти на спад. Несмотря на очевидный рост объема иностранных инвестиций, неоднородной остается отраслевая и региональная структура инвестирования. Так, наиболее привлекательными остаются обрабатывающие производства в целом. В некоторые же отрасли иностранный капитал вкладывается неохотно. Это сельское хозяйство, рыболовство и рыбоводство, также некоторые сферы обрабатывающего производства: текстильное производство, производство электрических машин и др. Это можно объяснить тем, что иностранным инвесторам не выгодно создавать конкурентоспособные производства в России. Также в реальных инвестициях нуждаются основные производственные фонды, в связи с изношенностью оборудования, отставанием технологий. Очевидно также, что в России усиливается неравномерность регионального распределения иностранного капитала. В связи с этим, можно утверждать, что выбранная тема является актуальной на данный момент для многих ученых и исследователей российской экономики. Целью представленной работы является изучение понятия иностранных инвестиций и выявление особенностей их поступления в экономику России, в частности в Волгоградскую область. Достижение цели исследования привело к необходимости решения следующих задач: 1. Рассмотреть экономическую сущность инвестиций, их классификацию; 2. Исследовать роль и место иностранных инвестиций в экономике России; 3. Изучить нормативно-правовую базу и регулирование поступления иностранных инвестиций; 4. Проанализировать региональную структуру иностранных инвестиций; 5. Обобщить инвестиционные приоритеты стран-инвесторов в Волгоградской области. Предметом исследования данной диломной работы является совокупность нормативно-правовых экономических отношений по поводу управления поступлением иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Объектом исследования являются иностранные инвестиции, поступающие в экономику России. Теоретико-методологическую базу исследования составили труды таких российских экономистов как: Ордова Е.Р., Романовский М.В., Врублева О.В., Сабанти Б.М., Н. Вознесенская и другие. Также использованы статьи журналов: «Финансы и кредит», «Законодательство и экономика», «Российский внешнеэкономический вестник», «Рынок ценных бумаг», «Банковское дело». Информационно-эмпирическую базу исследования составили отчетные данные Государственного Комитета по статистике и консалтингового агентства «Эксперт-Регион». В качестве источника законодательной базы использована система «Гарант». Данная дипломная работа состоит из двух глав, первая - экономическая сущность инвестиционной политики РФ; вторая - субъект РФ как объект инвестиционной политики, введение, заключение, список использованных источников и литературы. Объем работы 56 страниц. Работа содержит 8 приложений и 5 таблиц. ГЛАВА 1. Экономическая сущность инвестиционной политики РФ 1.1 Экономическая сущность инвестиций «До 1991 года понятие «инвестиции» подменялось понятием «капитальные вложения». Трактовалось это понятие как совокупность затрат на воспроизводство основных фондов, включающая затраты на их ремонт. Но инвестиции – более широкое понятие, чем капитальные вложения, оно включает кроме вложений в воспроизводство основных фондов вложения в оборотные активы, различные финансовые активы, в отдельные виды нематериальных активов. А капитальные вложения – более узкое понятие и может рассматриваться как одна из форм инвестиций.»[1] «Термин «инвестиции» происходит от английского глагола «toinvest» – вкладывать. Инвестиции – это вложение капитала с целью его последующего возрастания, это имущественные и интеллектуальные ценности, которые вкладывают в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли (дохода) или достижения иного полезного эффекта. Прирост капитала должен быть достаточным, чтобы возместить инвестору отказ от потребления имеющихся средств в текущем периоде, вознаградить его за риск и компенсировать потери от инфляции в будущем периоде.»[2] В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года №-39-ФЗ « Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Формы инвестиций могут быть различными: вложения средств в расширение или реконструкцию производства, в мероприятия, обеспечивающие повышение качества продукции и услуг, в образование кадров и проведение научных исследований. Иными словами инвестиции – это экономические ресурсы, увеличивающие реальный капитал общества, включая, помимо технического капитала, такие его формы, как человеческий и природный (натуральный) капитал. Функционирование и рост экономики в значительной степени зависят от того, насколько легко могут быть мобилизованы денежные средства для финансирования возрастающих потребностей как государства и компаний, так и частных лиц. Среди инвестиций можно выделить: потребительские инвестиции; инвестиции в бизнес (экономические инвестиции); инвестиции в ценные бумаги (финансовые инвестиции). Потребительские инвестиции, по своей сути, инвестициями не являются. Данное понятие означает покупку товаров длительного пользования или недвижимости (автомобилей, домов, бытовой техники и т.п.). Подобное вложение средств является сбережением денег, а не их инвестированием. Инвестиции в бизнес – реальное экономическое инвестирование, имеющее главным мотивом извлечение прибыли и означающее приобретение для этих целей производственных активов. Экономическим инвестированием является любое вложение средств в реальные активы, связанное с производством товаров и услуг, для извлечения прибыли при «нормальном» риске. Финансовые инвестиции означают приобретение активов в форме ценных бумаг для извлечения прибыли при «нормальном» для данного вида инвестиций риске. В отличии от экономического инвестирования финансовое не предполагает обязательного создания новых производственных мощностей и контроля за их использованием, поэтому финансовый инвестор в управлении реальными активами полагается на других. Процесс финансового инвестирования означает простую передачу прав: инвестор передает свои права на деньги (отдает деньги) и взамен приобретает права на будущей доход (получает в собственность ценную бумагу). «Кроме указанных основных видов инвестиций существуют и так называемые интеллектуальные инвестиции, подразумевающие покупку патентов, лицензий, ноу-хау, подготовку и переподготовку персонала, вложения в НИОКР. В общем случае инвестиции могут классифицироваться по различным признакам: организационным формам, объектам инвестиционной деятельности, видам собственности на ресурсы, характеру участия в инвестировании. В Приложении 1 приведены некоторые классификационные типы инвестиций.»[3] Наибольшее распространение получила трактовка термина «инвестиции» как долгосрочного вложения капитала внутри страны и за рубежом в виде реальных и финансовых инвестиций. Реальные инвестиции (капитальные вложения) - авансирование средств в материальные и нематериальные активы. Капитальные вложения классифицируют: · по отраслевой структуре (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, торговля и т.д.); · формам собственности ( государственная, частная, смешанные и др.); · воспроизводственной структуре (новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, поддержание мощностей действующих предприятий); · технологической структуре (строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, прочие капитальные затраты); · назначению (объекты производственного назначения, жилищное и культурно-бытовое строительство); · источникам финансирования - внутренние и внешние (заемные и привлеченные) Основную долю инвестиций в нефинансовые активы составляют капиталовложения в основной капитал (включая издержки на капитальный ремонт). Они представляют собой совокупность затрат на создание и приобретение основных средств с целью обновления и расширения производственного потенциала предприятий. Воспроизводственную структуру инвестиций в основной капитал характеризуют долей капиталовложений, направляемых на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и поддержание мощностей действующих предприятий. Финансовые инвестиции - это вложения средств в государственные и корпоративные ценные бумаги (акции и облигации акционерных обществ), целевые денежные вклады, уставные капиталы других предприятий. По характеру участия выделяют прямые и косвенные финансовые инвестиции. Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора в выборе объектов вложения денежных средств. Косвенные инвестиции осуществляют через финансовых посредников - коммерческие банки, инвестиционные компании и фонды, страховые компании. Последние аккумулируют и размещают собранные средства по своему усмотрению, обеспечивая их эффективное использование в интересах инвесторов. За свои услуги они получают денежное вознаграждение. По периоду инвестирования финансовые вложения классифицируют на краткосрочные (на срок до одного года) и долгосрочные (на срок свыше года). Последние могут служить источником финансирования инвестиций в основной капитал. По уровню риска выделяют следующие виды финансовых инвестиций. Безрисковые инвестиции – вложение средств в такие виды финансовых инструментов, по которым отсутствует реальный риск потери ожидаемого дохода или капитала и практически гарантировано получение прибыли. Низкорисковые инвестиции – вложение капитала в финансовые активы, риск по которым ниже среднерыночного уровня. Среднерисковые инвестиции - вложение капитала в наиболее рисковые финансовые инструменты (например, в акции молодых компаний, где ожидается получение максимального дохода). В современных рыночных экономиках значительная часть инвестиций – финансовые, в России же основная доля инвестиций представляет собой реальные инвестиции. Субъектами инвестиционной деятельности на финансовом рынке России являются: эмитенты, инвесторы, негосударственные финансовые посредники и др. Инвесторов классифицируют по следующим признакам. По направлению текущей (обычной) деятельности разделяют институциональных и индивидуальных инвесторов. В роли первых выступают юридические лица (например, акционерные общества в сфере производства товаров и услуг, торговли и др.), а в роли вторых – граждане, использующие свои сбережения. В зависимости от целей инвестирования разделяют стратегических и портфельных инвесторов. Первые из них ставят цель приобрести контрольные пакеты акций компаний или большую долю в их уставном капитале для реального управления их делами. Они осуществляют также стратегию слияния и поглощения других фирм. Портфельные инвесторы вкладывают свой капитал в различные финансовые инструменты (акции и корпоративные облигации) с целью получения текущего дохода или прироста капитала в будущем. По принадлежности к резидентам выделяют отечественных и иностранных инвесторов. В роли иностранных инвесторов выступают зарубежные юридические и физические лица, государства и международные финансово-кредитные организации.[4] Особое место в экономике России занимают иностранные инвестиции. Иностранные инвестиции (согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации») определяются как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации. Иностранные инвестиции имеют несколько иную классификацию, чем отечественные. Согласно методике Госкомстата России они подразделяются на прямые, портфельные и прочие (в отличие от зарубежной литературы, где выделяются только прямые и портфельные). Прямые инвестиции – это те инвестиции, которые сделаны юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующим не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия. Обычно это бывает в тех случаях, когда иностранная компания собирается эксплуатировать данную фирму в своих интересах: получение прибыли, проникновение на рынок в обход высоких таможенных пошлин, перемещение собственного производства в район более низкой заработной платы или близкий к объемным рынкам сбыта или источникам сырья, материалов. Портфельные инвестиции – покупка акции, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в общем акционерном капитале. То есть для их владельца имеет значение только доход, а контроль над предприятием его не интересует. Инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных инвестиций, относятся к прочим. Это торговые и прочие кредиты, банковские вклады и так далее.[5] Таким образом, инвестиции – это вложение капитала с целью его последующего возрастания, это имущественные и интеллектуальные ценности, которые вкладывают в объекты предпринимательской деятельности с целью получение прибыли (дохода) или достижения иного полезного эффекта. Форма инвестиции могут быть различными: вложения средств в расширение или реконструкции производства, в мероприятия , в образование и т.д. 1.2 Роль и место иностранных инвестиций в экономике России Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и притоком капитала в отрасли, свободные для предпринимательства. С официальной точки зрения следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и другие мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Вместе с тем Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранных инвестиций. Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без притока капитала в международном масштабе и его активного использования. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений. Россия, являясь крупнейшей страной с переходной экономикой, относится экспертами Всемирного банка к «возникающим рынкам». В 1990-е гг., с началом экономических реформ, наша страна активно привлекает иностранный капитал. За прошедший период отмечаются принципиальные изменения в масштабах и формах участия страны в международном движении капитала: устранены ограничения на привлечение зарубежных капиталов, созданы правовая и законодательная основы иностранного инвестирования, определен механизм регулирования иностранных капиталовложений на федеральном и региональном уровнях. Любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому повышению национального дохода, столкнется с неразрешимыми трудностями, если попытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств. «Значение иностранных капиталовложений и для России, безусловно, значительно. Подобно другим странам, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор: 1) ускорения экономического и технического прогресса; 2) обновления и модернизации производственного аппарата; 3) овладения передовыми методами организации производства; 4) обеспечения занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики. В России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. На фоне сложившейся ситуации с внутренними инвестициями доля зарубежных капиталовложений возрастает. Отмечается значительное увеличение притока иноинвестиций за период 2000-2007 гг. почти в 4 раза, но в 2008 году немного снизился в связи с мировым экономическим кризисом. (Приложение 2, 3).»[6] Для перевода всего хозяйственного комплекса на рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной ориентации требуются огромные капиталовложения. Конечно, иностранные капиталы не смогут решить всех инвестиционных проблем в России. Однако в определенной степени в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства это сделать, видимо, возможно. Проследим объемы инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по отраслям экономики России (Таблица 1). Таблица 1 - Темп прироста объема инвестиций По видам экономической деятельности за 2006-2009 гг.[7]
Самый интенсивный прирост вложения иностранных инвестиций за период 2006-2009 гг. произошел в отрасли обрабатывающего производства (в 5 раза), оптовая и розничная торговля (в 4,25 раза). Инвестиции в недвижимое имущество, аренду и предоставление услуг по сравнению в 2009 году составляет 32484, что на 26 486 млн. руб. больше по сравнению с 2006 годом. «Пятая часть всех иностранных капиталов сосредоточена в сфере добычи полезных ископаемых (Приложение 4). Абсолютным лидером здесь является добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (добыча нефти и природного газа), на которую по-прежнему приходится около 14,4% в 2008 году всех привлеченных денежных средств за период 2006-2008 гг. В этой сфере доминируют прямые инвестиции, поскольку иностранные партнеры стремятся получить контроль над ключевыми российскими месторождениями топливных ресурсов. В сельском хозяйстве как и прежде уровень иностранных инвестиций крайне мал, в среднем 0,8 %. Собственно в этом нет ничего удивительного: зарубежным партнерам намного выгоднее ввозить в Россию готовую сельскохозяйственную продукцию, которая во многих странах производится в избытке, чем создавать у нас конкурентоспособные производства. Исключение составляют вложения в сельскохозяйственные предприятия, предназначенные для поставки сырья для пищевых производств, которые в нашей стране давно освоены иностранцами и развиваются быстрыми темпами. Обрабатывающие производства являются самой крупной сферой иностранных инвестиций, привлекшие за 2006 г.- 33,5%, за 2007 г. – 26,4 % и за 2008 г. -32,8 %. Стабильный интерес иностранцев вызывает отрасль обработки древесины и производства изделий из дерева, что не удивительно, учитывая колоссальные запасы древесины, которыми обладает наша страна. За 2006 г. в данную отрасль поступило 535 млн. долл. США, а 2007 г. 528 млн. долл, за 2008 год 812 млн. долл. США.»[8] «Отдельно хотелось бы отметить те сферы обрабатывающей промышленности, куда иностранный капитал идет неохотно, но где назрела острая необходимость в модернизации и реконструкции как в связи с необходимостью повышения общего уровня международной конкурентоспособности российской экономики, так и для решения важных социальных проблем. Текстильное производство, производство электрического, электронного и оптического оборудования, производство электрических машин, аппаратуры для радио, телевидения и связи, производство измерительных и оптических приборов, медицинской техники – все эти сферы лишены внимания иностранных инвесторов во многом по тем же причинам, что и сельское хозяйство. Зарубежным партнерам гораздо выгоднее импортировать в нашу страну готовое оборудование с высокой долей добавленной стоимости, чем организовать современные производства аналогичной продукции, технологии которых могли бы потенциально помочь нашей стране повысить свою конкурентоспособность. Еще одним ярким примером можно назвать положение с участием иностранных инвестиций в финансировании российского производства судов, летательных и космических аппаратов.»[9] Крайне неудовлетворительно положение дел с инвестированием машиностроительного комплекса и отраслей высоких технологий. Заметно проявляется интерес иностранных инвесторов к добывающим отраслям, топливной промышленности, к отраслям с быстрой оборачиваемостью капитала, что связано с краткосрочными интересами иностранных вкладчиков (Приложение 4). Растет приток ПИИ в ТЭК, энергосырьевые отрасли, прежде всего в нефтедобычу. Но несмотря на то, что нефтяная промышленность лидирует по привлечению иностранного капитала, общий объем инвестиций в ее развитие остается недостаточным, положение дел ухудшается. Серьезную проблему представляет собой масштабный отток за рубеж доходов нефтедобывающей отрасли. «Рассматривая секторальное распределение иностранных инвестиций в России, необходимо отметить их несоответствие общемировым тенденциям. В России в первичном секторе (добывающие отрасли, сельское, лесное и рыбное хозяйство) сконцентрировано 24,8 % инвестиций; во вторичном секторе (обрабатывающая промышленность) 32,7 %; в третичном секторе (сфера услуг и наукоемкие технологии) - около 42 %.»[10] Таким образом, доля инвестиций из-за рубежа, привлекаемых в первичный сектор экономики, остается значительно выше, а во вторичный и третичный - заметно ниже среднемировых показателей. «Однако для нормализации российской экономики в ближайшие 5 - 7 лет, по оценке американcкoй консалтинговой компании «Эрнст И Янг», нужно привлечь 200 - 300 млрд. долл. При этом одному топливно-энергетическому комплексу России для преодоления кризисных проявлений потребуется 100-140 млрд. долл. Только для замены и модернизации активной части производственных фондов России нужно ежегодно привлекать 15 - 18 млрд. долл., для этого необходимо перераспределять в пользу нашей страны примерно десятую часть прямых международных инвестиций. По расчетам Министерства экономического развития и торговли РФ, для выхода на устойчивую траекторию роста в ближайшие 10 лет России необходимо 150 млрд. долл. Но даже при идеальных условиях за счет всех имеющихся внутренних источников привлечения иностранного капитала реально, видимо, может быть аккумулировано не более 120 млрд. долл.»[11] Предпосылками ускорения притока иностранного капитала в Россию могут стать меры по репатриации (возвращение на родину) «убежавшего» из России капитала. Необходимо также привести российское законодательство, определяющее вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. Как свидетельствует мировой опыт продуманная политика привлечения иностранного капитала самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. В то же время наряду с положительными моментами участие иностранного капитала в развитии российской экономики вызвало ряд отрицательных последствий, к которым можно отнести следующие: приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствовало не только нерациональному использованию невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии (увеличение объема) добывающих отраслей; государственное регулирование процесса привлечения иностранного капитала слабо, отсутствует жесткий экологический контроль за действием ряда предприятий с иностранным капиталом; участие западного капитала в приватизации государственной собственности при крайне заниженном курсе рубля позволило за бесценок скупить ряд важных объектов. Следует подчеркнуть еще одно обстоятельство. Усилия по привлечению прямых иностранных инвестиций могут быть потрачены впустую, если не будет обеспечено их эффективное использование. В конце 1990-х гг., по данным торгово-промышленной палаты России, две трети зарубежных инвестиций задействованы в финансовых спекуляциях, и только треть направляется в промышленность. При этом используются они не на модернизацию производства, а на приобретение акций и вкладов в уставные капиталы, что обеспечивает зарубежным компаниям контроль за финансовыми потоками российских предприятий. Поэтому необходим строгий контроль со стороны государства, а также доброжелательная политика для поддержки инвестиций в те отрасли и регионы, с которыми связаны стратегические экономические интересы. «К 2006 г. выработали ресурс 17 % мощностей электростанций России, около 25 % оборудования электрических подстанций также достигло предельного срока службы. Ближайшие годы станут критическими с точки зрения обновления оборудования в электроэнергетике. В стратегическом аспекте инвестиции сейчас выступают ключевым звеном, определяющим решение всего комплекса проблем развития страны и модернизации экономики, и прежде всего достижения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности отечественного производства на внутреннем и мировом рынках. При этом особое значение приобретает структурный поворот от производства и экспорта топливно-энергетических ресурсов к развитию высокотехнологических инновационноемких обрабатывающих отраслей. Динамика инвестиций в основной капитал, характеризующих инвестиционный процесс за последние годы, представлена в Приложении 5.»[12] По данным таблицы видно, что основной отраслью привлечения иностранных инвестиций в основной капитал за 2008 гг. является обрабатывающие производства – 33914 млн. долл США . Далее идут – металлургическое производство и производство готовых изделии 14499 млн. долл США, следом идет оптовая торговля включая торговлю через агентов кроме торговля автотранспортными средствами и мотоциклами 19915 млн. долл США. Хозяйственная практика подтверждает, что иностранные инвестиции нужны и важны. Среди существующих в России основных форм собственности видное место занимают смешанная (с иностранным участием) и чисто иностранная. На их долю приходится свыше 20% основного капитала промышленности. Исследования показывают, что на совместных и иностранных предприятиях показатели эффективности производства – производительность труда, фондоотдача - выше, чем на предприятиях других форм собственности. Это связано с использованием более современной технологии и оборудования, методов управления, подбора и расстановки кадров, с финансовой «прозрачностью» и, соответственно, со значительно более низким уровнем коррупции и злоупотреблений, чем в среднем в промышленности. Поэтому при оценке роли и места иностранных инвестиций важно использовать не только количественные, стоимостные, но и качественные показатели. Россия существенно отличается от других государств по масштабам экономики и специализации, по сложности решаемых проблем. Это влияет на объемы, динамику и структуру привлекаемых инвестиций. Для России характерна четко выраженная неравномерность в динамике отраслевой и региональной направленности иностранных инвестиций. За последние годы отмечается существенный рост притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по сравнению с низким уровнем предыдущих лет. В результате Россия опередила другие страны Центральной и Восточной Европы по годовым притокам ПИИ и догнала ведущие из них по их накопленному объему. Однако современное положение России показывает существенное отставание от других «возникающих рынков», и особенно от Китая. Пока приток иностранного капитала в Россию не соответствует потребностям национальной экономики, потенциал страны в области привлечения ПИИ остается нереализованным. Согласно оценкам ЮНКТАД, Россия относится к группе стран с высоким потенциалом привлечения ПИИ и их низким притоком. Но нынешняя доля в годовом притоке иностранного капитала прямых иностранных инвестиций очень низка. Так, в 2007 г. она составила 23 %, в 2006 -26 %. Значительную долю зарубежных капиталовложений осуществляют транснациональные корпорации (ТНК). Они проявляют интерес к тем отраслям, где они имеют по сравнению с национальными компаниями ярко выраженные конкурентные преимущества, к числу которых можно отнести возможность экономии на масштабах и общем управлении, высокий уровень затрат на НИОКР, наличие квалифицированной рабочей силы, низкие трансграничные издержки транспорта, связи и координации всех внутрифирменных операций. Наивысший эффект эти преимущества дают в услугах и наукоемких отраслях промышленности, в которых концентрируются мощные ТНК. По состоянию на конец сентября 2009г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 262,4 млрд.долларов США, что на 4,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,7% (на конец сентября 2008г. - 50,7%), доля прямых инвестиций составила 39,7% (46,9%), портфельных - 4,6% (2,4%). Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2009г. - Люксембург, Нидерланды, Германия, Китай, Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Швейцария, Япония. На долю этих стран приходилось 75,1% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 73,0% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. В январе-сентябре 2009г. в экономику России поступило 54,7 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 27,8% меньше, чем в январе-сентябре 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале 2009г. - 22,5 млрд.долларов США (на 22,9% меньше). Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2009г. 50,6 млрд.долларов США, или на 5,3% больше, чем в январе-сентябре 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале 2009г. - 18,8 млрд.долларов США (на 36,2% больше). (Приложения 5,6) Можно с уверенностью сказать, что иностранные инвестиции являются неотъемлемой частью экономики любой развивающейся станы, в том числе и России. Их роль очень велика. С их помощью можно усовершенствовать технологии, развивать отрасль, куда поступают инвестиции. Но существует мнение о недостатках широкого поступления иностранного капитала в российскую экономику. Также необходимо обеспечить эффективное использование привлеченных иностранных инвестиций. Поэтому необходим контроль со стороны государства и проведение продуманной инвестиционной политики. Хотелось бы отметить, что Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор; ускорения и технического прогресса; обновления и модернизации производственного аппарата; обеспечение занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики. Значительные рост в российскую экономике заметен, но из-за кризиса который начался летом 2008 года, инвестиционный приток снизился. В России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. 1.3 Нормативно-правовое регулирование иностранных инвестиций Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров; установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы. Инвестирование может происходить путем приобретения акций акционерного общества, вступления в товарищество с вложением пая. Инвестиции могут осуществляться путем приобретения патента или прав пользования по лицензионному договору, приобретением товарного знака и т.д. 25 февраля 1999г. года был принят закон "Об инвестиционной деятельности в РФ" № 39-ФЗ, а 9 июля 1999 года - закон "Об иностранных инвестициях в РФ" № 160-ФЗ. Согласно этим законам инвестицией называются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Основными субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы, заказчики, исполнители работ и пользователи объектов. Инвестором называется субъект осуществляющий вложения собственных, заемных или привлеченных средств обеспечивающий их целевое использование. Заказчиком является субъект, непосредственно реализующий проект, осуществляющий для этого все необходимые действия в пределах прав предоставленных инвестором. Функции заказчика может осуществлять сам инвестор. Пользователями объектов могут быть любые юридические и физические лица, а также государственные и муниципальные предприятия, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности и пользование которым закреплено в договоре с инвестором. Инвестиционный договор определяет взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливает право на объект. Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объемы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев оговоренных в законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям. Объектами инвестиционной деятельности могут быть: 1. вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства; 2. целевые денежные вклады; 3. научно-техническая продукция; 4. права на интеллектуальную собственность; 5. имущественные права; 6. другие субъекты собственности В соответствии с законом "Об иностранных инвестициях в РФ" иностранными инвесторами признаются: иностранные юридические лица, иностранные граждане, иностранные государства и международные организации. Возможности объектов для иностранного инвестирования не ограничены - любые объекты за исключением запрещенных законодательством. Кроме того, в отдельных случаях предусматриваются дополнительные требования к учредительным документам и порядку регистрации и проведения независимой экспертизы. Согласно ст. 2 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в РФ", иностранная инвестиция – это вложение иностранного капитала в предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку прав исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации). Приведенное определение сформулировано очень широко, с тем чтобы распространить режим защиты иностранных инвестиций на максимально широкий круг объектов иностранной частной собственности. Однако с экономической точки зрения прямыми иностранными инвестициями (в отличие от портфельных) считаются именно вложения в уставный капитал, а приобретение акций (долей) на вторичном рынке таковым уже не является. Вложение средств иностранных инвесторов в уставные капиталы российских юридических лиц при их учреждении или при увеличении уставного капитала в Российской Федерации осуществляется в безлицензионном порядке. Именно для зачисления на валютный счет российского лица средств иностранного инвестора в оплату доли (вклада) этого инвестора в уставном (складочном) капитале этой организации «порядок, установленный Центральным банком Российской Федерации» означал совершение таких операций без ограничений (п.1 Указания ЦБ РФ"О порядке проведения валютных операций, связанных с привлечением и возвратом иностранных инвестиций» от 8 октября 1999 г. № 660- У). «С введением нового Закона о валютном регулировании (ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г., вступил в силу 18 июня 2004 г.) валютные операции движения капитала осуществляются с использованием специальных счетов. В п. 2 ст. 8 Закона о валютном регулировании указаны случаи, когда ЦБ РФ вправе вводить требования об использовании специального счета в отношении резидентов. Операции по зачислению средств нерезидентов, поступающих на счет резидента в оплату вклада в уставном (складочном) капитале, в этом пункте не указаны, следовательно, в отношении резидента такое требование установлено быть не может (абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона о валютном регулировании). В то же время п. 3 той же статьи, перечисляющий случаи, когда на нерезидента возлагается обязанность по открытию специального счета, указывает в числе прочих операции, связанные с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, в том числе расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами). К внутренним ценным бумагам п. 3 ст. 1 Закона о валютном регулировании относит прежде всего ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован на территории Российской Федерации. К таковым в первую очередь относятся акции российских акционерных обществ. Тем самым приобретение нерезидентом акций российских акционерных обществ, в том числе и при первичном размещении, должно совершаться с использованием специальных счетов, при этом денежные расчеты с резидентами он вправе производить только в рублях, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам ценных бумаг (п. 8. ст. 8 Закона о валютном регулировании).»[13] «Типы специальных счетов и соответствующие им перечни допускаемых режимом этих счетов валютных операций установлены Инструкцией ЦБ РФ от 7 июня 2004 г. № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов». Введение специальных счетов сместило центр тяжести правового регулирования валютных операций с резидентов на нерезидентов: если при разрешительном порядке осуществления валютных операций движения капитала обязанность по получению лицензий возлагалась на российское лицо-реципиента по валютным операциям, то требование об открытии специальных счетов при осуществлении валютных операций, опосредующих прямые иностранные инвестиции, напротив, применяется к иностранному лицу-донору. Согласно п. 4. ст. 1 указанной Инструкции, вводятся пять режимов специальных счетов в валюте Российской Федерации, предназначенных для осуществления нерезидентами валютных операций на российской территории. Оставим в стороне счета «С», открываемые для приобретения нерезидентом у резидентов и отчуждения им же облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации, и счета «О», открываемые для операций с другими облигациями, являющимися внутренними ценными бумагами, а также счета «В 1 », используемые для получения займов и кредитов от резидентов и привлечения от резидентов рублевых счетов от выдачи векселей, являющихся внутренними ценными бумагами, и от первичного размещения акций и облигаций, эмитентом которых является сам нерезидент, и счета «В 2», используемые для расчетов и переводов при предоставлении нерезидентом займов и кредитов резидентам и при приобретении у резидентов внутренних неэмиссионных ценных бумаг (кроме векселей), и отметим счета типа «А», открываемые для приобретения у резидента акций и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, являющиеся внутренними ценными бумагами.»[14] Как видно из сказанного, а также из предусмотренного в П. 4.9 Инструкции № 116-И списка разрешаемых по данным типам счетов операций, операция по приобретению иностранным инвестором акций российской компании непосредственно у эмитента (при первичном размещении и при дополнительном выпуске) включает следующие этапы: 1) открытие в уполномоченном банке (имеются в виду российские банки и действующие в России филиалы зарубежных банков, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации на совершение операций с иностранной валютой - П. 8 СТ. 1 Закона о валютном регулировании) счета в иностранной валюте (для перечисления денег из-за границы); 2) открытие там же счета в валюте Российской Федерации (для конвертации валютных денежных средств в рубли); 3) открытие счета типа «А» (для зачисления на него средств с рублевого счета); 4) списание средств со счета типа «А» и их зачисление на счет российского эмитента. Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что в настоящее время проведение валютных операций движения капитала, связанных с вложением прямых иностранных инвестиций, очень усложнено. В то же время уплата иностранному инвестору дивидендов по акциям не считается валютной операцией движения капитала, и поэтому резиденты вправе без каких-либо ограничении уплачивать нерезидентам дивиденды в иностранной валюте. «Важно также отметить, что к операциям по приобретению нерезидентом внутренних ценных бумаг, помимо уже установленного Инструкцией № 116-И требования об использовании специального счета, может быть также введено и дополнительное требование о резервировании, что допускается подп. 2 п. б ст. 8 Закона о валютном регулировании. Речь идет о возможности введения ЦБ РФ требования о резервировании нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы осуществляемой валютной операции на срок не менее года (заметим при этом для сравнения, что резидент, пожелавший приобрести у нерезидента акции российского акционерного общества, может быть обязан ЦБ России зарезервировать до 100% суммы валютной операции на срок не более 60 календарных дней подп. 1 п. 5 ст. 8 Закона о валютном регулировании). Однако совершенно вне пределов действия Инструкции № 116-И оказываются операции по внесению иностранных инвестиций в уставный (складочный) капитал российских коммерческих организаций, не являющихся акционерными обществами. Это означает, что вклад в уставной капитал общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, вклад в паевой фонд производственного кооператива, в складочный капитал хозяйственного товарищества (полного товарищества и товарищества на вере) как при учреждении, так и при увеличении уставного капитала иностранный инвестор вправе перечислить деньги в иностранной валюте на счет организации, чей уставной (складочный) капитал (паевой фонд) оплачивается в иностранной валюте (но сама номинальная стоимость его доли в уставном капитале будет в любом случае выражена в рублях).»[15] Нельзя не отметить, что перенос обязанности соблюдения валютного законодательства на нерезидента может повлечь очень серьезные проблемы, связанные с применением к нерезиденту административной ответственности. «Действительно, Согласно со ст. 15.25 РФ (в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 Г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации») устанавливает ответственность за «осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании». То есть субъектом ответственности, безусловно, является иностранный инвестор-нерезидент, на котором и лежит обязанность по открытию специального счета типа «А». Но возникает вопрос: насколько возможно взыскание штрафа в размере до одного размера суммы незаконной валютной операции с юридического либо физического лица, принадлежащего к иной юрисдикции? Постановления органов валютного контроля о наложении штрафа на иностранного инвестора, который приобрел акции российского АО без использования счета типа «А», а на прямую, за валюту не смогут быть исполнены принудительно (если в Российской Федерации отсутствует имущество таких организаций, включая средства на счетах в российских банках), а за пределами территории Российской Федерации исполнение таких постановлений международными договорами о правовой помощи не предусматривается (не говоря уже о том, что такие договоры заключены далеко не со всеми странами).»[16] Делая вывод, можно сказать, что в настоящее время регулирование валютных операций движения капитала с использованием специальных счетов распространяется на операции, связанные с прямыми иностранными инвестициями, только в части инвестиций в уставные капиталы акционерных обществ, инвестиции же в предприятия иных организационно-правовых форм осуществляются по сути в том же порядке, что и текущие валютные операции, т.е. без ограничений. Все вышеизложенное также заставляет сомневаться в эффективности практического применения механизма правового регулирования операций, связанных с прямыми иностранными инвестициями и наглядно доказывает сложность и запутанность данного механизма. ГЛАВА 2. Субъект РФ как объект инвестиционной привлекательности 2.1 Региональная структура иностранных инвестиций в экономике РФ В территориальном распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной прибыли и направляют его туда, где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфраструктурой. В России усиливается неравномерность регионального распределения иностранного капитала, дифференциация инвестиционного климата на территории страны. В связи с этим возрастает необходимость учета региональных факторов и условий в социально-экономическом развитии страны, проведение исследований, имеющих отраслевой и региональный аспекты. Характерной чертой для региональной структуры иностранных инвестиций в России является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных районов, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях. То есть можно говорить о территориальном дисбалансе в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В восточном регионе 80 % иностранных инвестиций поступает в несколько экспортно-ориентированных сырьевых регионов – Тюменскую область, Красноярский край, Республика Саха (Якутия). Наряду с этим 12 российских регионов вообще не получают иностранных инвестиций. Решение о капиталовложениях в тот или иной регион иностранный инвестор принимает на основе рейтингов инвестиционной привлекательности регионов страны. «Инвестиционная привлекательность региона представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражаются в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков. Уровень некоммерческого инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Инвестиционный потенциал включает: 1. природно-ресурсный – средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов; 2. производственный – совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе; 3. потребительский – совокупная покупательная способность населения; 4. инфраструктурный – экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность; 5. трудовой – трудовые ресурсы и их образовательный уровень; 6. институциональный – ступень развитии ведущих институтов рыночной экономики; 7. финансовые – объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона; 8. инновационный – уровень внедрения достижений научно-технического прогресса; 9. туристический – объем притока туристов. Наиболее известным российским рейтинговым агентством является «Эксперт-Регион», которое оценивает рейтинг субъектов Федерации по условиям инвестирования. Инвестиционный потенциал российских регионов в 2007-2008 гг., рассчитанный консалтинговым агентством «Эксперт-Регион», представлен в Приложении 7.»[17] Основными центрами притяжения иностранных капиталов, как видно из таблицы, являются крупные городские агломерации – Москва, Санкт-Петербург (Таблица 2). Таблица 2 - Инвестиционный потенциал российских регионов в 2007-2008 гг.[18]
Согласно данным рейтинга Волгоградская область занимает 22 место (2007 г. - 20 место), по инвестиционному потенциалу среди регионов Российской Федерации. Это не удивительно, так как Волгоградская область сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся промышленно-аграрных регионов Южного федерального округа Российской Федерации, привлекательным для иностранных инвесторов. Даже не смотря на отрицательную динамику иностранных инвестиции, предприятия и организации Волгограда развивали деловые контакты с иностранными партнерами в сфере услуг во внешнеэкономической деятельности. Для сравнения Астраханская область занимает 58 место в рейтинге, Республика Калмыкия 83. Краснодарский край занимает 6 место. Высокая доля инвестирования приходится на обрабатывающие производства, особенно в производстве пищевых продуктов и нефтепродуктов - 26 процентов от общего объема инвестиций. Увеличивается инвестирование сельского хозяйства. По наличию сельскохозяйственных угодий в составе субъектов Российской Федерации Волгоградская область занимает третье место после Алтайского края и Оренбургской области. Уникальные почвенно-климатические условия Волгоградской области позволяют организовать крупное производство высококачественного продовольственного зерна, крупяных культур, маслосемян подсолнечника и горчицы, овощей, фруктов, продукции животноводства. Потребности в инвестициях перерабатывающей промышленности из расчета возможных производства и переработки сельхозпродукции весьма значительны. Администрацией Волгоградской области особое значение придается привлечению иностранных инвестиций в экономику региона в качестве основного инициатора в создании образа открытого региона для иностранного капитала. Активизации инвестиционной деятельности способствует наличие развитой финансовой инфраструктуры. Перспектива развития региона в значительной степени определяет рациональное освоение богатейшей минерально-сырьевой базы и развитие уникальных рекреационных территорий для туризма. «На территории области разведаны и добываются нефть, природный газ, бишофит, калийные соли, фосфориты, поваренная соль, строительный песок, минеральные воды. Особенно следует отметить наличие больших запасов углеводородов - свыше 500 млн. тонн нефти, 1,2 трлн. куб. метров газа и свыше 450 млн. тонн газового конденсата. Уникальны огромные (более 250 млрд. тонн) разведанные залежи бишофита (хлормагниевой соли). Волгоградская область располагает крупнейшим в мире месторождением этого ценного природного минерала, который в своем составе содержит почти все элементы таблицы Менделеева. Регион характеризуется разнообразными рекреационными ресурсами: климат, лечебно-оздоровительные условия, минеральные воды, лечебные грязи и рапа озера Эльтон.»[19] За период 1993-2008 гг. в экономику области было вложено 860,1 млн. долл. США инвестиций, в том числе прямых инвестиций — 333,3 млн. долларов США. Вложение средств в основном производилось в предприятия металлургии, топливно-энергетического комплекса и перерабатывающих отраслей. За первое полугодие 2008 года в регион поступило 50 млн. долл. США иностранных инвестиций. Практически вся эта сумма направлена на развитие предприятий цветной и черной металлургии и пищеперерабатывающей промышленности. Кроме того, иностранным инвесторам предлагается возможность инвестировать другие значимые для государства проекты, такие как реконструкция Волгоградского международного аэропорта, Волго-Донского судоходного канала, строительство мостового перехода через реку Волга, Центра по трансплантации почки и диализа и ряд других. К вышесказанному хотелось бы добавить, что к основным направлениям эффективного развития Волгоградской области и улучшения инвестиционного климата можно отнести инновационную деятельность, в первую очередь - организацию ритмичной работы создаваемой в регионе инновационной инфраструктуры, разработку механизмов, позволяющих обеспечить гармоничное, а главное, конкурентоспособное развитие производства, образования и науки. 2.2 Инвестиционные приоритеты стран-инвесторов в Волгоградской области Инвестиционная деятельность нерезидентов охватывает более 150 предприятий области. Приоритеты деятельности иностранных инвесторов включают: разведку и добычу нефти – российско-германское предприятие «Волгодеминойл»; строительство и отделку зданий – российско-итальянское предприятие «Колумбус»; производство и продажу прохладительных напитков – британское предприятие «Кока-Кола»; производство кислорода – российско-британское предприятие «Волгоградский кислородный завод» и ряд других. В Михайловском районе работает целая группа российско-греческих предприятий. В их состав входят 4 предприятия по выращиванию свиней –«Крити», «Родос», «Патра», «Вергина», а также комбикормовый завод и строительная фирма «Гросс». Основным управляющим этой фирмой является совместное предприятие «Афины-Волга». В городе Волжском АО «Оргсинтез» имеет долголетний опыт сотрудничества с французской компанией «Рон Пуленк», инвестиции которой позволили произвести реконструкцию производства сероуглерода и метионина.[20] За последние годы доля иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгоградской области, в общем объеме иностранных инвестиций по России неуклонно росла. Наиболее активно и постоянно осуществляли реализацию проектов на территории области инвесторы из Канады, Италии, Германии и Великобритании. Исходя из данных, представленных в приложении 8 видно: наиболее крупными иностранными инвесторами в области являются представители Германии, Кипр и США. Среднее положение по объему вкладываемых инвестиций занимают представители Великобритания, Канады и Италия. Незначительными по объемам являются инвестиции Греция, Словении и Франция (Приложение 8). Попытаемся проанализировать поступление иностранных инвестиций за последние 2 года (2007-2008 гг.) «На конец 2008 года общий объем накопленных иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгограда составил 343,3 млн. долл. США, в том числе, прямых – 62,3 млн. долл. США, и прочих – 37,7 млн. долл. США.»[21] Таблица 3 - Иностранные инвестиции в районы Волгоградской области за 2008 г.[22]
Из таблицы 3 видно, что среди восьми районов Волгограда в 2008 году иностранные инвестиции были направлены только в четыре. Практически весь объем инвестиций был направлен в обрабатывающие производства. Наибольший удельный вес занимали инвестиции в экономику предприятий Краснооктябрьского района – 51 процент. Первое место по объему вложенных инвестиций в экономику Волгограда за 2008 г. заняла Австрия (50 процентов от всего объема поступивших иностранных инвестиций в форме кредитов), второе место заняла Великобритания (24 процента в форме кредитов), третье место – Германия (16 процентов в форме прямых инвестиций), четвертое место – Кипр (4,9 процента в форме прочих инвестиций) и пятое место – Нидерланды (4,6 процента в форме прямых инвестиций). На конец декабря 2008 года общий объем накопленных иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгограда, составил 144,5 млн. долл. США (90,0 процентов от общего объема накопленных иностранных инвестиций Волгоградской области).[23] Переговоры и взаимные договоренности были направлены на развитие в Волгограде въездного туризма, соответствующей инфраструктуры, в том числе строительство и реконструкцию гостиниц, ресторанов, торгово-развлекательных центров, открытие прямых авиамаршрутов из Волгограда в страны Центральной Европы и Азии. Велись переговоры с такими компаниями и фирмами, как Nissan, Mazda, Hivec (Япония), Martec Recycling Corp., Aluma System, Tridel, Toronto Transit Comission, Koss Canada inc (Канада), Siemens, Sanm, AG Fonex Machinery, Hausmaxx HSW (Германия), IVECO, Gaia, BPV (Италия), Хиреш ЕП, Линдоб (Венгрия) и другими. «В качестве примеров результата международного и межрегионального сотрудничества можно привести следующие мероприятия: · разработка программ сотрудничества (с итальянским концерном “Гайя” в области утилизации опасных медицинских отходов, с германской компанией “Келер-технологосистемы Гмб Х G Co. КГ” в области охраны окружающей среды, с Арканзасским Университетом Медицинских Наук (США) в области семейной медицины и борьбы с туберкулезом, с канадской компанией “Косс Канада ИНК” в области строительства быстровозводимого и дешевого жилья коттеджного типа); · договоренность о создании в Волгограде совместного предприятия “Мотовело-Юг” с предприятием “Мотовело” (Беларусь), предназначенного для продажи и сервисного обслуживания белорусской мото-велотехники в девяти регионах России; · проработка вопросов реализации программ (“Ретрофитинг” с компанией “Сименс” по модернизации имеющегося на предприятиях Волгограда станочного парка, производства и капитального ремонта трамваев совместно с чешскими предприятиями); · переговоры с “Федеральным союзом предприятий среднего бизнеса Германии” (г. Гамбург) о производстве в Волгограде транспортных двигателей и грузовых автомобилей грузоподъемностью до 3-х тонн. Общий объем накопленных иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгограда, на конец июня 2008 года составил 343,3 млн. долл. США (что на 38,2 процента меньше аналогичного показателя 2007 года) »[24] Таблица 4 - Динамика структуры накопленных иностранных инвестиций, поступивших в экономику Волгограда на конец первого полугодия 2007 г. и 2008 г.[25]
Среди восьми районов Волгограда в первом полугодии 2008 года иностранные инвестиции были направлены только в Дзержинский район по пяти видам экономической деятельности (Таблица 5). Таблица 5 - Поступление иностранных инвестиций в Дзержинский район г. Волгограда за первое полугодие 2008г.[26]
Из данных таблицы видно, что наибольший удельный вес иностранных инвестиций за 2008 г. на примере Дзержинского района поступило в обрабатывающее производство. Основную масса иностранных инвестиций направляется в пищевую промышленность и черную металлургию. Среди полученных иностранных инвестиций только инвестиции в обрабатывающие производства были в форме прямых, остальные в форме прочих. Делая вывод, хотелось бы отметить, что Волгоградская область является одним из лидеров Южного федерального округа по темпам экономического развития. По многим показателям индустрия области занимает ведущие позиции в Южном федеральном округе. Традиционно регион считается сельскохозяйственным, однако в последние годы основную часть поступлений в бюджет региона дает промышленность. Эти же тенденции прослеживаются и в привлечении иностранных инвестиций в регион. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как показывают исследования, иностранные инвестиции являются одним из двигателей национальной экономики. Для эффективного функционирования всей экономической сферы страны недостаточно аккумулирования собственных внутренних средств. Очевидно, что необходимо также привлечение иностранного капитала в сферы экономики и его эффективное использование. В настоящее время в России происходит снижение притока иностранных инвестиций. В абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного общества. Иностранные инвестиции имеют ряд преимуществ перед другими формами финансирования развития экономики: 1. Инвестиции – это дополнительный источник капитальных вложений в производство товаров и услуг, в ряде случаев осуществляемый в виде передачи технологий, ноу-хау, новейших методов управления. 2. Прямы иностранные инвестиции не ложатся бременем на государственный бюджет, на его внешний долг. Но помимо проблемы привлечения иностранных инвестиций также остро стоит проблема эффективного использования уже привлеченных иностранных инвестиций. Поэтому необходимо обеспечить контроль со стороны государства и проведение продуманной инвестиционной политики. Важной проблемой также является неоднородность отраслевой и региональной структуры иностранного инвестирования. Это связано с тем, что существуют наиболее привлекательные отрасли и регионы для вложения иностранных инвестиций. Отраслевая неравномерность может быть вызвана двумя причинами: 1. существуют отрасли наиболее прибыльные для вложения иностранных инвестиций (это обрабатывающее производство, оптовая и розничная торговля) 2. существуют отрасли, в которые вкладывать иностранные инвестиции убыточно, в связи с тем, что инвесторам выгоднее импортировать свою продукцию, чем создавать конкурентоспособное производство в России. Второй составляющей данной проблемы является региональная неоднородность привлечения иностранных инвестиций. Это связано с инвестиционной привлекательностью регионов России. Исследованием инвестиционного климата в регионах РФ занимается консалтинговое агентство «Эксперт-Регион». По его данным на 2008 г. Волгоградская область занимает 22 место, что, в принципе, очень неплохо. Наиболее привлекательной отраслью Волгоградской области по данным на 2008 г. является обрабатывающее производство. Делая вывод, хотелось бы отметить, что важной причиной нежелания иностранных инвесторов вкладывать капиталовложения в экономику России является ее неблагоприятный инвестиционный климат – нестабильное состояние экономики, широкий размах коррупции, неэффективность законодательства, непредсказуемость политического руководства. Также нет пока ясного представления о том, какое место должны занимать иностранные инвестиции в развитии нашей экономики. До тех пор пока не будет определена роль иностранных капиталовложений в решении экономических задач страны и они не будут рассматриваться как важное средство решения ее главных экономических проблем, фактор ускорения модернизации экономики и способ более широкого вовлечения России в мировое рыночное хозяйство, существенно активизировать приток иностранного капитала в Россию вряд ли удастся. Лишь усовершенствование законодательства, долгосрочная стратегия и конкретная государственная инвестиционная политика могут привести к более широкому привлечению иностранных инвестиций в российское государство. СП И СОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий)–М.:Юридическая фирма «Контракт», «ИНФРА-М», 2006.-287 с. 2. Воронина Л.А., Е.О. Горецкая. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики // Финансы и кредит. 2008. № 9. С. 2-11 3. Гусев К.Н. Иностранные инвестиции в России: новые рекорды // Банковское дело. 2008. № 5. С. 23-30 4. Инвестиции: учеб. пособие / Е.Р. Ордова. .– М.: КнорРус,2007-432 с. 5. Иностранные инвестиции в некоторые сферы экономики России // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 1. С. 41-45 6. Инвестиционная политика: учебное пособие / под ред. Ю.Н. Лапыгина. – М.: КноРус, 2006.-320с. 7. Матросова, Е. Иностранные инвестиции в Россию //Рынок ценных бумаг. 2008. № 19. С. 24-26 8. Машинская Е.А. Инвестиционная стратегия, или как привлечь инвестора: учебное пособие / Е.А Машинская.-М.: ГроссМедиа. 2008.-240с. 9. Райзберг Б., Лозовский Л., Учебный экономический словарь: 3000 терминов.-М.: Айрис Пресс, Рольф, 2006.-416с. 10. Силкин В.В. Иностранные инвестиции и валютное законодательство // Законодательство и экономика. 2008. № 5. С. 34-39 11. Финансы: учебник / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2006.-267с. 12. Комментарий к инструкции ЦБР от 7 июня 2004 г. N 116-И 13. Официальный информационно-справочный портал Волгограда [Электронный ресурс].- Режимдоступаhttp://www.volgadmin.ru/ MPEconomy/ Investments/DefaultInvestments.aspx 14. Официальный сайт агентства «Эксперт-Регион» [электронный ресурс].- Режимдоступа:http://delovik.pp.ru/nedvspb/nedvspbagency157.php 15. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ» от 25.02.99 № 39-ФЗ 16. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.99 № 160-ФЗ 17. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 № 173-ФЗ 18. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс].- Режимдоступа: http://www.gks.ru/ wps/PA_1_0_S5/ Documents/jsp/Detail_default.jsp?category=1112178611292&elementId=1135075100641 19. Экономическая энциклопедия регионов России. Волгоградская область/ под ред. Шамхалов Ф.И.изд-во Экономика, 2005г.-548 с. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 КЛАССИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ[27]
Приложение 2 ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ. ПОСТУПИВШИХ ОТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ ЗА 2000-2008гг.[28]
Приложение 3 ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ. ПОСТУПИВШИХ ОТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ ЗА 2007-2008гг.[29]
Приложение 4 ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ, ПОСТУПИВШИХ В ЭКОНОМИКУ РФ ОТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ, ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ[30]
Приложение 5 ПОСТУПЛЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ТИПАМ ЗА 2009 г.[31]
Приложение 6 ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ[32]
Приложение 7ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В 2006-2008 гг.[33]
Приложение 8 СТРУКТУРА ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СТРАНАМ-ИНВЕСТОРАМ (в тыс долл.)[34]
[1] Инвестиции : учеб. пособие / под ред. Е.Р. Ордова. – М.: КнорРус,2007-432 с. [2] Финансы: учебник /под редакцией проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевой, проф. Б.М. Сабанти.-М.: «Норма», 2006 – 264 с. [3] Инвестиции: учеб. пособие / Е.Р. Орлова.– М.: КнорРус,2007-432 с. [4] Финансы: учебник /под редакцией проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевой, проф. Б.М. Сабанти.-М.: «Норма», 2006 – 264 с. [5] Инвестиции: учеб. пособие / Е.Р. Ордова– М.: КнорРус,2007-432 с [6] Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс].- Режимдоступа: http://www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/ Documents/jsp/Detail_default.jsp? category=1112178611292&elementId= 1135075100641 [7] Официальный информационно-справочный портал Волгограда [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.volgadmin.ru/ru/MPEconomy/Investments/DefaultInvestments.aspx [8] Официальный информационно-справочный портал Волгограда [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.volgadmin.ru/ru/MPEconomy/Investments/DefaultInvestments.aspx [9] Гусев К.Н. Иностранные инвестиции в России: новые рекорды // Банковское дело. 2006. № 5 [10] Воронина Л.А., Горецкая Е.О. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики // Финансы и кредит. 2008, №9 [11] Воронина Л.А., Горецкая Е.О. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики // Финансы и кредит. 2008, №9 [12] Воронина Л.А., Горецкая Е.О. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики // Финансы и кредит. 2008, №9 [13] Силкин В.В. Иностранные инвестиции и валютное законодательство// Финансы и налоги. 2008. № 5 [14] Силкин В.В. Иностранные инвестиции и валютное законодательство.// Финансы и налоги. 2008. № 5 [15] Силкин В.В. Иностранные инвестиции и валютное законодательство.// Финансы и налоги. 2008. № 5 [16] Силкин В.В. Иностранные инвестиции и валютное законодательство.// Финансы и налоги. 2008. № 5 [17] Инвестиции: учеб. пособие / Е.Р. Ордова– М.: КнорРус,2007-432 с [18] Официального сайта агентства «Эксперт-Регион» [электронный ресурс].- Режим доступа:http:// delovik.pp .ru/ nedvspb/nedvspbagency157.php [19] Официальный информационно-справочный портал Волгограда [Электронный ресурс].- Режим доступа http://invest.volgadmin.ru/vistuplenie.html [20] Экономическая энциклопедия регионов России. Волгоградская область/ под ред. Шамхалов Ф.И.изд-во Экономика, 2005г.-548 с. [21] Официальный информационно-справочный портал Волгограда [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.volgadmin.ru/ru/MPEconomy/Investments/InvestmentsForum.aspx [22] Официальный информационно-справочный портал Волгограда [Электронный ресурс].- Режим доступа http://invest.volgadmin.ru/vistuplenie.html [23] Официальный информационно-справочный портал Волгограда [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.volgadmin.ru/ru/MPEconomy/Investments/Passport.aspx [24] Официальный информационно-справочный портал Волгограда [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.volgadmin.ru/ru/MPEconomy/Investments/Passport.aspx [25] Официальный информационно-справочный портал Волгограда [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.volgadmin.ru/ru/MPEconomy/Investments/Projects.aspx [26] Официальный информационно-справочный портал Волгограда [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.volgadmin.ru/ru/MPEconomy/Investments/Passport.aspx [27] Источник: Инвестиции: учеб. пособие / Е.Р. Ордова– М.: КнорРус,2005-432 с [28] Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/Detail_default.jsp?category=1112178611292&elementId=1135075100641 [29] Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/Detail_default.jsp?category=1112178611292&elementId=1135075100641 [30] Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/Detail_default.jsp?category=1112178611292&elementId=1135075100641 [31] Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/Detail_default.jsp?category=1112178611292&elementId=1135075100641 [32] Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/PA_1_0_S5/Documents/jsp/Detail_default.jsp?category=1112178611292&elementId=1135075100641 [33] Источник: составлено автором по данным официального сайта агентства «Эксперт-Регион» [34] Официальный информационно-справочный портал Волгограда [Электронный ресурс].- Режим доступа http://www.volgadmin.ru/ru/MPEconomy/Investments/DefaultInvestments.aspx |