Курсовая работа: Исчисление единого социального налога в 2009 году
Название: Исчисление единого социального налога в 2009 году Раздел: Рефераты по финансовым наукам Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КАФЕДРА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И УЧЕТАКУРСОВАЯ РАБОТАпо дисциплине «Налоги и налогообложение» ТЕМА «Исчисление единого социального налога в 2009 году» Выполнил: Тузовская Юлия Сергеевна Проверил: Дементьев Дмитрий Витальевич, кандидат экономических наук, доцент Новосибирск, 2009 Содержание Введение 1. Теоретическая часть. Исчисление единого социального налога (ЕСН) в 2009 году 2. Практическая часть Заключение Список литературы ВведениеЛюбое организация выступает работодателем, то есть предоставляет рабочие места сотрудникам для выполнения ими своих основных функций. Фонд оплаты труда работников является базой для формирования налогов с оплаты труда, прежде всего единого социального налога. Актуальность данной темы исследования заключается в том, чтобы не допустить санкции со стороны контролирующих органов, службе внутреннего контроля учреждения (организации), главному бухгалтеру, руководителю необходимо располагать навыками по самостоятельной проверке корректности исчисления ЕСН до проверки контролирующими органами. Целью курсовой работыявляется рассмотрение особенностей рассмотрения исчисления единого социального налога (ЕСН) в 2009 году и решение практического задания Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи: 1) Определить порядок исчисления ЕСН; 2) Привести сроки уплаты налога и порядок сдачи отчетности; 3) Определить исчисление и уплату налога обособленными подразделениями организации, налогоплательщиками, осуществляющими частную деятельность; 4) Решить практическое задание. Степень разработанности настоящей темы исследования в российской печати достаточно высока. Практика взимания ЕСН приобретает высокую практическую значимость в рамках разрешения современных противоречий инновационного развития. Изменения же в данной практике могут иметь различные последствия. С одной стороны, этот налог формирует доход социальных фондов и его эффективное изъятие обеспечивает широкомасштабную социальную политику. С другой - высокий уровень обложения ЕСН сокращает уровень доходов граждан и косвенно влияет на уровень научных исследований. Данная курсовая работа состоит из двух частей : теоретической и практической. 1. Теоретическая часть. Исчисление единого социального налога (ЕСН) в 2009 году 1.1 Исчисление налогаСумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и в каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ (например, выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и т.д.). Платеж в ФСС = Налог - Расходы Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет). Суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяются в соответствии Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период. Платеж в Фбюджет = Налог - Страховой взнос При этом необходимо учитывать, что если начисленная сумма страхового взноса не будет уплачена (полностью или частично), то она фактически признается недоимкой по единому социальному налогу. В этой ситуации налоговые органы усматривают основания для применения мер ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога (письмо УФНС РФ по г. Москве от 15.06.2005 г. N 09-10/41852). Однако арбитражно-судебная практика придерживается иного мнения по данному вопросу. Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2005 г. N 4486/05 указывается, что применение налогового вычета в размере начисленных, но не уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ, если не выявлено признаков неправильного исчисления страховых взносов. Для целей исчисления единого социального налога необходимо выделять три периода: - налоговым периодом признается календарный год. - отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. - ежемесячно исчисляются авансовые платежи. В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных- для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. При этом сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Пример. За пять месяцев календарного года исчислено авансовых платежей по единому социальному налогу 124.600 рублей, в том числе: в Федеральный бюджет РФ- 98.000 рублей, в Фонд социального страхования РФ- 14.000 рублей, в фонды обязательного медицинского страхования- 12.600 рублей. За предыдущие четыре месяца уплачено авансовых платежей 94.000 рублей, в том числе: в Федеральный бюджет РФ- 78.000 рублей, в Фонд социального страхования РФ- 9.000 рублей, в фонды обязательного медицинского страхования- 7.000 рублей. Сумма авансовых платежей по налогу к уплате за отчетный период: - Всего 30.600 рублей (124.600 - 94.000), в том числе: - Федеральный бюджет РФ 20.000 рублей (98.000 - 78.000) - Фонд социального страхования РФ 5.000 рублей (14.000 - 9.000) - фонды обязательного медицинского страхования 5.600 рублей (12.600 - 7.000) По итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в установленный срок. 1.2 Сроки уплаты налогаУплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Разница между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (доплата по квартальному расчету). Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период (доплата по годовому расчету). Налоговая декларация подается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае если по годовому расчету образуется отрицательная разница (исчисленная сумма налога за год меньше уплаченной суммы налога), то она подлежит либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ. Для индивидуальных предпринимателей, прекращающих свою деятельность в таком качестве, действует специальное правило по уплате налога и сдаче налоговой декларации. Так, если индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность до конца налогового периода, то он обязан в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно. При этом разница между суммой налога, подлежащей уплате в соответствии с налоговой декларацией, и суммами налога, уплаченными налогоплательщиками с начала года, подлежит уплате не позднее 15 календарных дней со дня подачи такой декларации или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ. 1.3 Порядок сдачи отчетностиНалогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. Порядок ведения учета рекомендован Приказом МНС РФ от 27.07.2004 г. N САЭ-3-05/443@ «Об утверждении форм индивидуальных и сводных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налогового вычета) и Порядка их заполнения». Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, налогоплательщик представляет в налоговый орган Расчет, в котором отражаются данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период. Иными словами, в налоговый орган Расчет сдается три раза в году: по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев. Ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования РФ сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования РФ (Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ, утв. постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 N 111), о суммах: 1) начисленного налога в Фонд социального страхования РФ; 2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию; 3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; 4) расходов, подлежащих зачету; 5) уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ. Следовательно, сведения отчеты предоставляются в ФСС ежеквартально. Налоговая декларация предоставляется налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Форма налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 29.12.2007 N 163н. Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в Пенсионный фонд РФ сведения и документы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в отношении застрахованных лиц, а именно документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения (п. 2 ст. 14 данного Федерального закона). Формы этих документов и Инструкция по их заполнения утверждены постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192п. 1.4 Исчисление и уплата налога обособленными подразделениями организацииСогласно п. 8 ст. 243 Налогового кодекса РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Следовательно, обособленные подразделения организаций исполняют налоговые обязанности по единому социальному налогу при наличии следующих условий: 1) наличие отдельного баланса; 2) наличие расчетного счета; 3) начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц. Понятие обособленного подразделения закреплено в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ. Согласно данной норме обособленным подразделением является любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца. В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место - это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. В связи с этим необходимо отметить, что признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации. Иными словами, во всех случаях, когда организация образует территориально обособленные стационарные рабочие места для работников, находящихся с ней в трудовых отношениях, то необходимо вести речь о наличии обособленного подразделения. Если организация заключает с гражданином гражданско-правовой договор, то это не образует обособленного подразделения организации. Организации самостоятельно принимают решения о выделении обособленных подразделений на отдельный баланс. В случае выделения какого-либо обособленного подразделения на отдельный баланс учет операций с ним производится на бухгалтерском счете 79. Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н) счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» предназначен для обобщения информации обо всех видах расчетов с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (внутрибалансовые расчеты), в частности, расчетов по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п. Определения расчетного счета для целей налогообложения не установлено. Также нет единого определения расчетного счета в гражданском законодательстве. Одним из документов, который давал определение расчетному счету, являлся Временный порядок открытия и ведения расчетных, текущих и бюджетных счетов юридических лиц в учреждениях Сберегательного банка РФ от 24 апреля 1997 г. N 199-р, который, однако, признан утратившим силу в связи с утверждением Сбербанком России Порядка открытия и ведения счетов юридических лиц Сбербанком и его филиалами от 15 апреля 2002 г. N 814-р. Поскольку третьим необходимым условием является начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, что практически невозможно сделать без отдельного баланса и счета, предназначенного для выплаты заработной платы, то обособленное подразделение должно выполнять налоговые обязанности в следующем случае. Если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, самостоятельно осуществляет начисление выплат физическим лицам и самостоятельно выплачивает их за счет средств, снятых с открытого этому подразделению счета в банке или за счет иных средств, то данное подразделение должно выполнять налоговые обязанности организации. Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации. При этом исчисление условий применения регрессивной налоговой шкалы ставок должно осуществляться в целом по организации. Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ пункт 8 ст. 243 Кодекса дополнен положением о том, что при наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории РФ, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляется организацией по месту своего нахождения. Указанные дополнения вступили в силу с 1 января 2008 года. Следовательно, с 1 января 2008 года организации, имеющие обособленные подразделения за пределами РФ, обязаны уплачивать налог (авансовые платежи по налогу) с выплат работникам, занятым в этих подразделениях, а также представлять расчеты и декларации по месту нахождения головной организации. Несмотря на то, что в прежней редакции указанной нормы такое положений отсутствовало, налоговый орган, тем не менее, требовал от налогоплательщиков уплаты налога и представления деклараций именно в таком порядке. Так, в письме УФНС по г. Москве от 09.11.2006 N 21-18/661 сказано, что «если российская организация осуществляет деятельность за пределами РФ через филиал или представительство, она (самостоятельно, но не филиал или представительство) является плательщиком ЕСН по всему объему выплат физическим лицам (российским и иностранным гражданам), исполняющим свои трудовые обязанности в соответствии с заключенными трудовыми договорами. Следовательно, обязанности по уплате ЕСН (авансовых платежей по ЕСН), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций исполняет головная организация по месту своего нахождения». Кроме того, налоговые декларации (расчеты) по обособленным подразделениям налогоплательщиков, в соответствии со ст. 83 Кодекса отнесенных к категории крупнейших, должны представляться в налоговый орган по месту учета данных налогоплательщиков в качестве крупнейших налогоплательщиков. 1.5 Исчисление и уплата налога налогоплательщиками, осуществляющими частную деятельность Порядок исчисления и уплаты единого социального налога индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, не производящими выплаты в пользу физических лиц, установлен ст. 244 Налогового кодекса РФ. 1) Для индивидуальных предпринимателей предусмотрен следующий порядок. Данные налогоплательщики производят уплату авансовых платежей налога в текущем налоговом периоде. При этом для исчисления суммы авансовых платежей предусмотрены три способа: - исходя из налоговой базы прошлого налогового периода; - исходя из предполагаемого дохода в случае начала осуществления деятельности; - исходя из предполагаемого дохода в случае значительного его изменения. По общему правилу, исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 Налогового кодекса РФ. Если указанные налогоплательщики начинают осуществлять предпринимательскую или иную профессиональную деятельность после начала очередного налогового периода (календарного года), то они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. При этом сумма предполагаемого дохода, а также сумма предполагаемых расходов, связанных с его извлечением, определяется налогоплательщиком самостоятельно. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период в этом случае также производится налоговым органом исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением, и ставок, предусмотренных для данной категории налогоплательщиков. При значительном увеличении доходов (более чем на 50%) налогоплательщик обязан предоставить уточненную декларацию в месячный срок после установления данного обстоятельства с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. При значительном уменьшении доходов (более чем на 50%) налогоплательщик вправе предоставить уточненную декларацию в месячный срок после установления данного обстоятельства новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. Напомним, что срок представления уточненных деклараций был установлен Федеральным законом от 24 июля 2007 года, который внес соответствующие дополнения в п. 3 ст. 244 Кодекса. Указанные дополнения вступили в силу с 1 января 2008 года. До указанного времени информация о сроках представления таких деклараций в законе вообще отсутствовала, что, соответственно, исключало ответственность налогоплательщиков по ст. 119 Налогового кодекса РФ за их несвоевременное представление. На основании уточненной декларации налоговый орган в пятидневный срок со дня подачи декларации производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий год по не наступившим срокам уплаты. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей. Уплата авансовых платежей осуществляется налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений: - за первое полугодие- не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; - за третий квартал- не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; - за четвертый квартал- не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей. Приказом Федеральной налоговой службы от 27.12.2004 г. N САЭ-3-05/173 утверждена форма налогового уведомления на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу. Окончательный расчет налога производится налогоплательщиками самостоятельно, отдельно в отношении каждого фонда. Сумма налога, подлежащая уплате в каждый фонд, определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. При этом также как при исчислении авансовых платежей для исчисления суммы налога применяемые ставки налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшаются на ставки тарифа страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, подлежащего уплате в Пенсионный фонд РФ. Указанные ставки по налогу не могут быть ниже, чем одна вторая ставок по налогу, установленных для данной категории налогоплательщиков п. 3 ст. 241 Налогового кодекса РФ с учетом их изменения при применении регрессивной шкалы. Данные о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам) представляются налогоплательщиком в налоговый орган одновременно с представлением расчетов и (или) налоговой декларации по налогу. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными в течение налогового периода, и суммой налога по окончательному расчету подлежит: - уплате не позднее 15 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом; - зачету в счет будущих платежей или возврату налогоплательщику в порядке, определенном ст. 78 Налогового кодекса РФ. В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца налогового периода, он обязан в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно. При этом уплата налога, исчисленного по представляемой в этом случае налоговой декларации (с учетом начисленных авансовых платежей по истекшим срокам уплаты за текущий налоговый период), производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такой декларации. В обычных условиях индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. 2) Для адвокатов исчисление налога осуществляется в следующем порядке. Исчисление и уплата единого социального налога с доходов адвокатов (за исключением адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) осуществляется коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, являющихся работодателями (ст. 243 Налогового кодекса РФ), без применения налогового вычета. Данные об исчисленных суммах налога с доходов адвокатов (за исключением адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) за прошедший налоговый период коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации представляют в налоговые органы не позднее 30 марта следующего года. В случае прекращения либо приостановления статуса адвоката он обязан в двенадцатидневный срок со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день прекращения либо приостановления статуса адвоката включительно. Уплата налога, исчисленного по представляемой в этом случае налоговой декларации (с учетом начисленных авансовых платежей по истекшим срокам уплаты за текущий налоговый период), производится не позднее 15 календарных дней со дня ее подачи. В обычном случае адвокаты представляют в налоговый орган налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При предоставлении налоговой декларации адвокаты обязаны предоставить в налоговый орган справку от коллегии адвокатов (ее учреждений) о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период. Форма справки утверждена приказом ФНС РФ от 22.11.2007 г. N ММ-3-05/645 "Об утверждении формы справки о суммах единого социального налога, уплаченных за истекший налоговый период коллегией адвокатов, адвокатским бюро или юридической консультацией за адвоката". Аналогичный порядок применятся и в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой. С 1 января 2008 года действует новый порядок уплаты ЕСН адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты. В соответствии с ним указанная категория адвокатов самостоятельно исчисляет и уплачивает ЕСН с доходов, которые получены от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей. При этом применяются ставки, установленные в п. 4 ст. 241 Кодекса для адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой. Следует отметить, что ФНС РФ и ранее разъясняла, что положения п. 6 ст. 244 Кодекса относятся к адвокатам, осуществляющим в течение налогового периода профессиональную деятельность в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро или юридических консультациях, и не могут быть применены к адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в адвокатском кабинете, которые тем не менее, статьей 235 Кодекса отнесены к налогоплательщикам единого социального налога. В связи с чем полагала, что правомерно применять к адвокатам, осуществляющим профессиональную деятельность в адвокатском кабинете, порядок самостоятельного расчета налога, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, который установлен для индивидуальных предпринимателей п. 5 ст. 244 Кодекса. При этом для всех адвокатов, как осуществляющих деятельность в адвокатском кабинете, так и в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультациях, ставки установлены п. 4 ст. 241 Кодекса (письмо ФНС РФ от 20.02.2006 N ГВ-6-05/186@)). Изменения, внесенные в ст. 244 Кодекса Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 216-ФЗ, по сути, закрепили указанную позицию. 2. Практическая часть 1. Рассчитать НДС, ЕСН, НДФЛ, налог на прибыль к уплате в бюджет за 4 квартал 2009 г.
Решение: 1. Расчет НДС. 1.1 НДС начисленный
1.2 НДС уплаченный
ИТОГО НДС к уплате в бюджет (НДС начисленный – НДС уплаченный) за 4 квартал составил – 199 361 руб. 2. Расчет ЕСН
Итого ФОТ за 2009 г. составил 2 460 000 руб. Итого ФОТ за 4 квартал 2009 г. составил 495 000 руб. Итого сумма ЕСН за 2009 г. – 298 000 руб. Итого сумма ЕСН за 4 квартал 2009 г. – 20 900 руб. 3. Расчет НДФЛ. В соответствии с п. 1 ст. 224 гл. 23 НК РФ ставка НДФЛ составляет 13%.
В соответствии с п. 4 ст. 218 гл. 23 НК РФ налоговый вычет составляет 1000 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка в возрасте до 18 лет. ФОТ на 4 квартал 2009 г. на директора 225 000 руб. (2 детей до 18 лет). Вычет составляет 2000 руб.*3 мес.=6000 руб. 225 000 руб. – 6000 руб. = 219 000 руб.
ФОТ на 4 квартал 2009 г. на главного бухгалтера 90 000 руб. (1 ребенок до 18 лет). Вычет составляет 1000 руб.*3 мес.=3000 руб. 90 000 руб. – 3 000 руб. = 87 000 руб.
Итого сумма НДФЛ за 4 кв. 2009 год составляет – 63 180 руб. 4. Налоговые доходы 4.1. Доходы от реализации
Итого Налоговые доходы – 25 005 000 руб. 5. Налоговые расходы. 5.1. Расходы, связанные с производством и реализацией: 5.1.1. Материальные расходы (ст. 254 НК РФ):
5.1.2. Расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ): Нормируемые расходы:
Итого Расходы, связанные с производством и реализацией – 11 341 006,25 руб.
Итого Внереализационные расходы 113 750 руб. ИТОГО налоговые расходы – 11 454 756,25 руб. 6. Расчеты на прибыль организаций за 4 квартал 2009 г.:
Заключение На основании проведенного анализа, можно сделать следующие выводы: 1) Сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и в каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. 2) Для целей исчисления единого социального налога необходимо выделять три периода: - налоговым периодом признается календарный год. - отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. - ежемесячно исчисляются авансовые платежи. 3) Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. 4) Несмотря на то, что ЕСН нельзя назвать новым налогом, проблемы, связанные с его начислением и уплатой, не редкость для бухгалтеров. Одни из них обусловлены неоднозначной трактовкой тех или иных положений гл. 24 НК РФ, другие - излишним фискальным рвением финансового и налогового ведомств, призывающих налогоплательщиков начислить и уплатить в бюджет налог даже в том случае, когда, казалось бы, такой обязанности Налоговый кодекс не предусматривает. 1) Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями)// Российская газета от 10 августа 2000 г. N 153-154. 2) ЕНВД + общий режим: проблемы исчисления ЕСН и пенсионных взносов (И. Кирюшина, "Малая бухгалтерия", N 4, август-сентябрь 2006 г.). 3) Проблемы расчета и уплаты ЕСН (А. Першин, Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 14, апрель 2005 г.). 4) Начисление и уплата ЕСН: отдельные проблемы и вопросы (Ю.Г. Кувшинов, "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, 5, 6, июль-декабрь 2007 г.). 5) ЕСН: старые проблемы налогоплательщиков - новые решения ВАС РФ (А.А. Куликов, "БУХ.1С", N 1, январь 2007 г.). 6) Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Первичные учетные документы (порядок применения, комментарии официальных органов, арбитражная практика). Часть первая. - "Налоги и финансовое право", 2008 г. 7) Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2008 год - "Налоги и финансовое право", 2007 г. 8) Материальная помощь и ЕСН: устранена ли неясность (Е.А. Помаз, "Ваш налоговый адвокат", N 3, март 2009 г.). |