Реферат: Налог на добычу полезных ископаемых
Название: Налог на добычу полезных ископаемых Раздел: Рефераты по финансовым наукам Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение I. Общая характеристика понятия "добываемые полезные ископаемые" II. Порядок уплаты налога на добычу полезных ископаемых III. Регулярные платежи на добычу полезных ископаемых (роялти) Заключение Список используемой литературы ВведениеАктуальность и масштаб экологических проблем связаны с усилением взаимодействия общества и природы, ухудшением качества окружающей природной среды, возрастанием технологических и рекреационных нагрузок на природные комплексы, уменьшением доступности природных ресурсов и рядом других причин. Хозяйственное использование тех или иных природных ресурсов, имеющих как сырьевой, так и несырьевой характер (например, рекреационных ресурсов), вызывает объективную необходимость осуществления природопользователями расчетов с государством, являющимся в большинстве случаев собственником этих ресурсов и несущим бремя расходов по восстановлению природного потенциала на территории Российской Федераци и [2, с.56] Ресурсные налоги и платежи применяются в основном в добывающих отраслях (нефтяной, угольной), представляют собой плату за добычу или использование природных ресурсов (вода, земля, лесные угодья, полезные ископаемые), кроме фискального и регулирующего воздействия на процесс производства могут предусматривать экологический эффект (ограничение потребления природных ресурсов и охрану окружающей среды). Начиная с 2004 г. и по настоящее время в Российской Федерации реализуется пакет мер полномасштабной налоговой реформы. К числу задач налоговой реформы можно отнести: упрощение процесса уплаты и сбора налогов, уменьшение налогового бремени путем снижения предельных ставок налогов, повышение горизонтальной справедливости налоговой системы путем расширения налоговой базы за счет сокращения льгот по налогам, повышение прогрессивности налога в результате сокращения возможностей уклонения от уплаты налога высокодоходными группами населения. В рамках налоговой реформы с 1 января 2007 г. Федеральным законом от 08.08.2001 № 126-ФЗ введена в действие гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ. Одновременно были отменены акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, платежи за пользование недрами при добыче полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Объект работы - особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых. Предмет работы - сущность налога на добычу полезных ископаемых. Цельработы - раскрыть роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: рассмотреть налог на добычу полезных ископаемых в условиях проведения налоговой реформы в РФ; определить место и роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе страны; описать основные элементы налога на добычу полезных ископаемых; Анализируя состояние разработанности данной проблемы необходимо отметить, что по вопросам оптимизации исчисления налога на добычу полезных ископаемых наблюдается рост публицистических материалов специализированных журналах, таких как "Налоги", "Консультант и практик". Тем не менее, ощущается значительный дефицит публикаций системного, обобщающего плана Информационную основу работы составили материалы предприятия, а также сведения, содержащиеся в научных публикациях по исследуемой проблеме. Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских ученых - специалистов области налогообложения, исследующих проблемы по изучаемой теме. В ходе работы над темой использовался анализ правовых документов и научных публикаций. I. Общая характеристика понятия "добываемые полезные ископаемые"К полезным ископаемым относится продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (или отходов) минеральном сырье (или породе, жидкости) [8; c.85]. Данная продукция по своему качеству должна соответствовать государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту. В случае их отсутствия для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации. Не относится к полезным ископаемым продукция обрабатывающей промышленности, полученная при их дальнейшей переработке (например, нефтепродукты, известь). Видами добытого полезного ископаемого являются: 1) антрацит, уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы; 2) торф; 3) углеводородное сырье: нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная; газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей; газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа из газовой шапки) из всех видов месторождений углеводородного сырья, добываемый через нефтяные скважины (далее - попутный газ); газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, за исключением попутного газа; 4) товарные руды: черных металлов (железо, марганец, хром); цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы); редких металлов, образующих собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий); многокомпонентные комплексные руды; 5) полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел); 6) горно-химическое неметаллическое сырье (апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, калийные, магниевые и каменные соли, борные руды, сульфат натрия, сера природная и сера в газовых, серно-колчеданных и комплексных рудных месторождениях, бариты, асбест, йод, бром, плавиковый шпат, краски земляные (минеральные пигменты), карбонатные породы и другие виды неметаллических полезных ископаемых для химической промышленности и производства минеральных удобрений); 7) горнорудное неметаллическое сырье (абразивные породы, жильный кварц (за исключением особо чистого кварцевого и пьезооптического сырья), кварциты, карбонатные породы для металлургии, кварц-полевошпатовое и кремнистое сырье, стекольные пески, графит природный, тальк (стеатит), магнезит, талькомагнезит, пирофиллит, слюда-московит, слюда-флогопит, вермикулит, глины огнеупорные для производства буровых растворов и сорбенты, другие полезные ископаемые, не включенные в другие группы); 8) битуминозные породы; 9) сырье редких металлов (индий, кадмий, теллур, таллий, галлий), другие извлекаемые полезные компоненты; 10) неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии (гипс, ангидрид, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька, гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели, глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии); 11) кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья (топаз, нефрит, жадеит, родонит, лазурит, аметист, бирюза, агаты, яшма); 12) природное алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и техногенных месторождений, включая необработанные, отсортированные и классифицированные камни (природные алмазы, изумруд, рубин, сапфир, александрит, янтарь); 13) концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных, россыпных и техногенных месторождений; 14) соль природная и чистый хлористый натрий; 15) промышленные или минеральные подземные воды, содержащие полезные ископаемые или природные лечебные ресурсы, термальные воды; 16) сырье радиоактивных металлов (уран и торий). Таким образом, к полезным ископаемым относится продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ. II. Порядок уплаты налога на добычу полезных ископаемыхНалогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр [1; с.45]. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в субъекте Российской Федерации по месту нахождения предоставленного в пользование участка недр в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр [1; с.45]. Лицензирующие органы передают в налоговые органы сведения о предоставлении прав на пользование недрами. Налоговые органы направляют налогоплательщику уведомление о постановке на учет. Плательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на территориях, находящихся под ее юрисдикцией, на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Особенности постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых утверждены приказом МНС России от 31 декабря 2003 г. № БГ-3-09/731. Налоговая база по НДПИ формируется на основе двух составляющих: количества добытых полезных ископаемых; стоимости добытых полезных ископаемых. Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного определяется как количество добытых полезных ископаемых и натуральном выражении. По другим полезным ископаемым налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых (кроме попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья). При добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому. В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется отдельно применительно к каждой налоговой ставке. В зависимости от добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема прямым или косвенным методом (ст.339 НК РФ). При прямом методеприменяются соответствующие измерительные средства и устройства. При косвенном методеколичество добытого полезного ископаемого определяется расчетно по данным о его содержании в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье. В случае отсутствия возможности определения количества добытых полезных ископаемых прямым методом применяется косвенный метод. Применяемый налогоплательщиком метод утверждается в учетной политике для целей налогообложения и используется им в течение всего периода деятельности. Выбранный метод может быть изменен только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. При использовании прямого метода количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым после завершения полного технологического цикла по его добыче. Расчетное количество полезного ископаемого определяет геолого-маркшейдерская служба на основании замеров. При добыче углеводородного сырья - на основании замеров на устье скважины. При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и камнях. При извлечении драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется после первичной сортировки, первичной классификации и первичной оценки необработанных камней. При этом уникальные драгоценные камни учитываются отдельно, и налоговая база по ним определяется также отдельно. Количество добытого полезного ископаемого, определяемого исходя из полезных компонентов, содержащихся в добытой многокомпонентной комплексной руде, считается как количество компонента руды в химически чистом виде. При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций по его добыче из недр (или отходов). При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на его добычу учитывается весь комплекс технологических операций, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения [5; c.256]. При реализации и (или) использовании минерального сырья до завершения комплекса технологических операций, предусмотренных техническим проектом, количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого рассчитывается как количество полезного ископаемого в минеральном сырье, реализованном или использованном на собственные нужды в данном налоговом периоде. Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком одним из следующих способов: 1) исходя из сложившихся за налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций; 2) исходя из сложившихся за налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; 3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. При первом способеоценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субвенций из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью. При этом выручка от реализации добытого полезногоископаемого определяется исходя из цен реализации (уменьшенных на суммы субвенций из бюджета) без НДС (при реализации на территории России и в государства - участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов по доставке. Второй способприменяется в случае отсутствия государственных субвенций к ценам реализации добываемых полезных ископаемых. При этом оценка стоимости единицы полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых без НДС (при реализации на территории России и в государства - участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов по доставке. При использовании первого и второго способов в сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов, расходы по доставке от склада готовой продукции до получателя, расходы по обязательному страхованию грузов. К расходам по доставке до получателя относятся расходы по транспортировке магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг портов и транспортно-экспедиционных услуг. Оценка производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации. Стоимость добытого полезного ископаемого (СПИ ) (валовая продукция) определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого (пД ) и стоимости единицы добытого полезного ископаемого (с): (1.1) Стоимость единицы добытого полезного ископаемого (с) рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого (Вт ) к количеству реализованного добытого полезного ископаемого (пр ): (1.2) Третий способ применяется в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого. При этом его расчетная стоимость определяется налогоплательщиком на основании данных налогового учета. В этом случае доходы и расходы признаются аналогично определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Расходы, учитываемые при определении расчетной стоимости полезного ископаемого. При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов: материальные расходы, определяемые в соответствии со ст.254 НК РФ, кроме расходов по хранению, транспортировке, упаковке и иной подготовке, включая предпродажную, при реализации добытых полезных ископаемых; расходы на оплату труда (ст.255 НК РФ), кроме расходов на оплату труда работников, не занятых при добыче полезных ископаемых; суммы начисленной амортизации (ст.258-259 НК РФ), кроме сумм начисленной амортизации по амортизируемому имуществу, не связанному с добычей полезных ископаемых; расходы на ремонт основных средств (ст.260 НК РФ), кроме расходов на ремонт основных средств, не связанных с добычей полезных ископаемых; расходы на освоение природных ресурсов (ст.261 НК РФ); расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов (п.8, 9 ст.265 НК РФ), кроме расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых; прочие расходы (ст.263, 264 и 269 НК РФ), кроме прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых). При этом прямые расходы, произведенные налогоплательщиком, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода. Остаток незавершенного производства определяется аналогично порядку, применяемому при расчете налога на прибыль организаций (ст.319 НК РФ). Косвенные расходы делятся между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Общая сумма расходов распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого полезного ископаемого в их общем количестве. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в их расчетную стоимость за текущий налоговый период. Оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся цен реализации химически чистого металла без НДС, уменьшенных на расходы по его аффинажу и доставке до получателя. При этом стоимость единицы указанного добытого полезного ископаемого рассчитывается как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла. Стоимость добытых драгоценных камней определяется исходя из их первичной оценки, а стоимость добытых уникальных драгоценных камней и уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, исходя из цен их реализации без НДС, уменьшенных на суммы расходов по их доставке до получателя. По НДПИ используются следующие ставки (таблица 1). Таблица 1. Ставки по исчислению НДПИ
Налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие аналогичные расходы государству и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 г. от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, уплачивают НДПИ с коэффициентом 0,7. Сумма налога по добытым полезным ископаемым (ЛДЛИ) исчисляется как соответствующая налоговой ставке (i) процентная доля налоговой базы (Бн ): (1.3) Сумма НДПИ исчисляется по каждому добытому полезному ископаемому. Налог уплачивается по месту нахождения каждого участка недропользования. При этом сумма НДПИ рассчитывается, исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида. Налоговым периодом является календарный месяц. Сумма НДПИ уплачивается в бюджет не позднее 25 числа следующего за налоговым периодом месяца. Обязанность представления налоговой декларации возникает у налогоплательщиков начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Она заполняется в одном экземпляре по всему объему добычи и представляется в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик зарегистрирован по месту своего нахождения (или месту жительства), а не в тот, где он зарегистрирован в качестве налогоплательщика НДПИ. Декларация представляется до истечения, следующего за истекшим налоговым периодом месяца. Федеральным законом от 27.07.2006 № 151-ФЗ внесены изменения в главу 26 НК РФ, коснувшиеся главным образом установления налоговых льгот при добыче нефти. В связи с этим, а также с глобальными поправками в части первой Кодекса была разработана новая форма налоговой декларации по НДПИ. Кроме того, выполнена задача по оптимизации ранее действовавшей формы. Форма декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 29.12.2006 № 185н. Первым налоговым периодом, по итогам которого нужно отчитаться по новой форме, является январь 2007 года. Раздел 1 по сравнению с предыдущей формой декларации не изменился. Раздел 2 скомбинирован из прежних разделов 2.1, 2.2, 2.3 и 3.1 Раздел 3 создан на базе раздела 3.2.1, дополненного таблицей для распределения суммы расходов по добыче полезных ископаемых. Показатели ранее существовавшего раздела 3.2 в новой декларации не отражаются (кроме количества реализованного полезного ископаемого). Обязательно заполняются титульный лист и разделы 1 и 2. Раздел 3 включается в состав декларации только в случае оценки стоимости какого-либо полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости. Как и раньше, отчетность сдается в налоговые органы: по месту нахождения российской организации, а для крупнейших налогоплательщиков; в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам; месту жительства индивидуального предпринимателя; месту осуществления деятельности иностранной организации через филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 250 человек, представляют декларацию в электронном виде. Основанием служат пункт 3 статьи 80 Налогового кодекса и статья 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ. После 1 января 2008 года указанный предел, определяющий обязанность представления налоговой декларации в электронном виде, будет снижен до 100 человек. На титульном листе необходимо указывать код вида экономической деятельности по ОКВЭД. Главный бухгалтер теперь декларацию не подписывает. Если декларация подписывается представителем налогоплательщика, дополнительно приводится наименование документа, подтверждающего полномочия данного лица. В разделе 2 следует отразить количество добытого полезного ископаемого по участкам недр (с кодами оснований налогообложения). С этого показателя целесообразно начинать заполнение декларации. При добыче нефти указывается значение коэффициента Кв, которое определяется налогоплательщиком самостоятельно. В этом же разделе декларируются данные, необходимые для определения стоимости добытого полезного ископаемого: стоимость единицы этого полезного ископаемого; доля содержания химически чистого драгоценного металла в нем; количество реализованного добытого полезного ископаемого. Так же как и раньше, при определении расчетной стоимости какого-либо полезного ископаемого надо заполнить раздел 3. Налогоплательщик составляет этот раздел всегда в единственном экземпляре. Исходя из указанных выше данных, рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате по соответствующим кодам бюджетной классификации и кодам ОКАТО. Данная величина отражается в разделе 1. Чтобы получить искомое значение суммы налога, целесообразно придерживаться следующего алгоритма. Сначала определяется сумма налога по добытому полезному ископаемому как произведение налоговой базы и налоговой ставки, а также соответствующего понижающего коэффициента при наличии права на его применение. Затем полученная величина распределяется по участкам недр. Так как участком недр является территория субъекта Российской Федерации, что, по сути, речь идет о распределении суммы налога между российскими регионами, в которых производится добыча. Конкретный участок недр идентифицируется кодом ОКАТО по месту постановки организации (индивидуального предпринимателя) на учет в качестве плательщика НДПИ в данном субъекте РФ. III. Регулярные платежи на добычу полезных ископаемых (роялти)Определенной новацией налогового законодательства является специальный режим налогообложения роялти. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции является специальным налоговым режимом, который регулируется в соответствии с главой 26.4 Налогового кодекса (вступила в силу с 10 июня 2003 года). Соглашение о разделе продукции (СРП) (production-sharingagreement (PSA)) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности - инвестору - на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поисково-разведочные работы и эксплуатацию участка [4; с.187]. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, и порядок раздела произведенной продукции. На инвестора возлагается ответственность за финансирование поисково-разведочных и эксплуатационных работ. Все действия должны выполняться в соответствии с ежегодными программами работ и соответствующим бюджетом, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае признания месторождения промышленным инвестор должен подготовить план его разработки и представить другой стороне на утверждение. Произведенные нефть и газ в обусловленном месте и согласованных объемах делятся между государственной стороной и инвестором [4; с.187]. Под производством нефти и газа понимают получение жидких и газообразных продуктов из нефти после ее обработки, которые включают сырую нефть, конденсат и природный газ. Государство получает соответствующую часть продукции (процент, который может увеличиваться при росте ежедневного производства. Такая доля называется нефтяное или газовое роялти. Причитающаяся инвестору доля состоит из двух компонентов. Первый - представляет собой процент, который инвестор получает в качестве компенсации затрат, понесенных им при выполнении уполномоченных действий. Продукция, оставшаяся после выплаты нефтяного роялти, компенсации затрат - прибыльная продукция, - делится между государственной стороной и инвестором в простой либо сложных пропорциях. Применение сложных пропорций раздела продукции - оставшейся нефти (так называемая нефтяная прибыль) - обеспечивает государственной стороне более благоприятные условия при разделе производства на более высоких уровнях отдачи нефтяного пласта, чем доля, измеряемая объемом суммарной добычи, или доля, определяемая объемом ежедневного производства. На практике параметры раздела производства ставят в зависимость от отдачи пласта. Такая форма соглашения обычно предусматривает увеличение доходов государственной стороны в процентном отношении по мере улучшения отдачи пласта, что измеряется уровнем суммарной или ежедневной добычи. Перейти на специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП) можно при выполнении следующих условий: СРП могут быть заключены только после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, и признания аукциона несостоявшимся; при выполнении соглашений доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32%; СРП предусматривают увеличение доли государства в прибыльной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Цена продукции (цена нефти) применяется для определения стоимости объема компенсационной продукции, передаваемой инвестору, для раздела прибыльной продукции в стоимостном выражении, определения налогооблагаемой прибыли, компенсации расходов инвестора на уплату налогов и сборов. Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении такого налогового режима, признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Налогоплательщик может поручить исполнение своих обязанностей оператору - уполномоченному представителю налогоплательщика на основании нотариально заверенной доверенности. Налоговая ставка в размере 419 рублей за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв): 419 х Кц х Кв. Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта "Юралс", выраженного в долларах США, за баррель (Ц), уменьшенного на 9, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации (Р), и деления на 261: (1.5) Средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде. Средние за истекший месяц уровни цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья ежемесячно в срок не позднее 15-го числа следующего месяца доводятся через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии указанной информации в официальных источниках средний за истекший налоговый период уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья определяется налогоплательщиком самостоятельно. Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в соответствующем налоговом периоде. Рассчитанный в порядке, определенном настоящим пунктом, коэффициент Кц округляется до 4-го знака в соответствии с действующим порядком округления. Коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр (Кв ), определяется налогоплательщиком в порядке, установленном настоящим пунктом. В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, больше или равна 0,8 и меньше или равна 1, коэффициент Кв рассчитывается по формуле: (1.6) где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых утвержденного в году, предшествующем году налогового периода; V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) и определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года. В случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, превышает 1, коэффициент Кв принимается равным 0,3. В иных случаях, не указанных в абзацах втором и шестом настоящего пункта, коэффициент Кв принимается равным 1. Степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V). При этом начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года. Для нефти, добытой на участках недр, по каждому из которых степень выработанности превышает 0,8, в случае ее подготовки до соответствия требованиям согласно пункту 1 статьи 337 Налогового Кодекса на едином технологическом объекте, налогоплательщик вправе применить максимальное из значений коэффициента Кв для суммарного количества нефти, поступающей на данный технологический объект. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, направляет в налоговые органы данные государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1-е число каждого календарного года, включающие: наименование пользователя недр; реквизиты лицензии на право пользования недрами; сведения о накопленной добыче нефти (включая потери при добыче) (N) и начальных извлекаемых запасах нефти, утвержденных в установленном порядке, с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче) (V) всех категорий по каждому конкретному участку недр. Данные предоставляются после выпуска государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1-е число каждого календарного года, но не позднее 1-го числа следующего календарного года. Рассчитанный в порядке, определенном настоящим пунктом, коэффициент Кв округляется до 4-го знака в соответствии с действующим порядком округления. ЗаключениеТаким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Неотъемлемой частью налоговой системы являются ресурсные платежи. Плата за природные ресурсы, как форма реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов и их пользователем, занимает центральное место в экономическом механизме природопользования. Обязательные платежи, взимаемые государством за пользование недрами, чаще всего бывают в форме прямых или косвенных налогов, либо особых целевых платежей. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды относятся к числу важнейших научно-практических задач. Актуальность и масштаб экологических проблем связаны с усилением взаимодействия общества и природы, ухудшением качества окружающей природной среды, возрастанием технологических и рекреационных нагрузок на природные комплексы, уменьшением доступности природных ресурсов и рядом других причин. К полезным ископаемым относится продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видам Применяемый налогоплательщиком метод утверждается в учетной политике для целей налогообложения и используется им в течение всего периода деятельности. Выбранный метод может быть изменен только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых. При использовании прямого метода количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым после завершения полного технологического цикла по его добыче. Расчетное количество полезного ископаемого определяет геолого-маркшейдерская служба на основании замеров. При добыче углеводородного сырья - на основании замеров на устье скважины. При извлечении драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и камнях. При извлечении драгоценных камней из коренных, россыпных и техногенных месторождений количество добытого полезного ископаемого определяется после первичной сортировки, первичной классификации и первичной оценки необработанных камней. При этом уникальные драгоценные камни учитываются отдельно, и налоговая база по ним определяется также отдельно. Список используемой литературы1. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. / Н.Г. Дмитриева, Д.Б. Дмитриев. - Ростов - н/д: Феникс, 2007. - 325 с. 2. Дуйсенкулова А.Е. Должна ли быть репрессивной действующая налоговая система РФ / А.Е. Дуйсенкулова // Налоги России. - 2007. - №4. - с.11 - 16. 3. Кашин В.А. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации/ В.А. Кашин // Налоговый вестник. - 2002. - №12. - с.16 - 25. 4. Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. / В.С. Кайгород, В.В. Худолеев- М.: Форум: ИНФРА - М, 2004. - 365 с. 5. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой и второй) / Под ред. проф. Р.Ф. Захаровой. - М.: Проспект, 2005. - 711с. 6. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части второй. В 2-х книгах / Под ред. А.В. Брызгалина, А.Н. Головкина. - изд.2-е перераб. и доп. - М.: "Аналитика-Пресс", 2005. - 576с. 7. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 2006. - 567с. 8. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоги: Учебник. / М.В. Кустова, О.А. Ногина, Н.А. Шевелева - М.: Юристь, 2005. - 489с. |