СОДЕРЖАНИЕ
1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. НАЛОГИ И СОВОКУПНЫЕ РАСХОДЫ. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
где AY - прирост объема ВНП,
А
G - прирост государственных расходов;
MPC
- предельная склонность к потреблению.
Мультипликативное воздействие на равновесный уровень дохода оказывает и изменение суммы налогов Т.
Так, если налоговые отчисления снижаются на величину
AT, то располагаемый доход Yd
=
Y
-Т
возрастает на величину AT (рис.1). Потребительские расходы, соответственно, увеличиваются на величину ATхМРС,
что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства от Y
1
ДО
Y
2
.
Рост совокупного дохода, в свою очередь, повышает и располагаемый доход, а значит и потребительские расходы (на величину ATxМРС ),
что снова вызывает рост ВНП. Его общий прирост может быть определен по следующей формуле:
(2)
Итак, налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей возрастет ВНП при снижении суммы налогов на 1 рубль. И, наоборот, на сколько снизится ВНП при росте суммы налогов на 1 дополнительный рубль. Знак «-» в этой формуле выражает обратно-пропорциональную зависимость между динамикой сумм взимаемых налогов и динамикой объемов национального производства.
![](images/22/7802269.jpeg)
Если для увеличения государственных расходов правительству требуется увеличить и величину налоговых поступлений в государственный бюджет, т. е. когда величины государственных расходов и налоговых поступлений изменяются в одном направлении (либо обе увеличиваются, либо обе уменьшаются), то возникает эффект мультипликатора сбалансированного бюджета.
где
t
-
предельная ставка налогообложения;
A
T - прирост суммы вносимого налога;
A
Y - прирост дохода.
(4)
где Т - сумма налоговых поступлений,
Y
- величина совокупного дохода.
Рис. 2 – Кривая Лаффера
Из кривой Лаффера следует, что при увеличении налоговой ставки до 50%, сумма налоговых поступлений в бюджет увеличивается, а при д
альнейшем росте ставок - уменьшается. Это происходит оттого, что снижаются стимулы к предпринимательской деятельности (так как большую часть заработанного дохода предприниматели и население должны перечислить в государственный бюджет). Те же предприниматели, которые продолжают работать, предпочитают укрывать свои доходы, «уходить в тень».
Автоматическая фискальная политика
означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. В этом случае бюджетные дефициты (профициты) возникают автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов экономики [5, c. 174].
"Встроенный" (автоматический) стабилизатор
— это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в экономически развитых странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.
Решение:
А) Y=C+I+G
Y= 100 +0.8(Y-400) +200+500
Y=2400
B) Сбалансированность государственного бюджета обеспечивается при равенстве налогов и государственных закупок, значит новое условие: C=100+0.8(Y-T) I=200 T=G=500
тогда Y=C+I+G
Y=100+0.8(Y-500)+200+500
Y=2000
Значит национальный доход уменьшится на (2400-2000=400 ) 400 млрд. руб.
1. Агапова Т.А. Макроэкономика для преподавателей: Учеб.-метод. пособие . - М.: Дело и сервис, 2003. – 560 с.
2. Агапова Т.А. Макроэкономика. - Москва: Дело и сервис, 2004. - 447 с.
3. Базылев Н.И. Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей. - Москва: Инфра-М, 2004. – 188с.
4. Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
5. Войтов А.Г. Экономика: Учеб. фундам. теории экономики: Общ. курс. - М.: Дашков и К, 2004. – 598 с.
6. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. - Москва: Дело, 2002. – 473 с.
7. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник: Для вузов по специальности "Финансы и кредит". - М.: Юристъ, 2004. - 861 с.
8. Кажуро Н.Я. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, инфляция, безработица. - Минск: ФУАинформ, 2004. - 207 с.
9. Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник для высших учебных заведений. – Минск, 2003. - 576 с.
10. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учеб. пособ. / Под. ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001.
11. Макконнелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. Т.2 / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - М.: Туран, 1996. - 400 с.
12. Мэнкью Н.Грегори. Принципы экономикс: Пер. с англ. - СПб. и др.: Питер: Питер принт, 2003. - 623 с.
13. Самуэльсон П., Нордхаус, У.Экономика. 15-е изд. М., 1997. – 595 с.
|