Курсовая работа: Налогообложение транспортных средств
Название: Налогообложение транспортных средств Раздел: Рефераты по финансовым наукам Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение 1. Становление и развитие системы налогообложения транспортных средств. Налогоплательщики транспортного налога 2. Определение налоговой базы, исчисление и порядок уплаты налога 3. Порядок заполнения декларации по транспортному налогу 4. Транспортный налог в Брянской области Заключение Список используемой литературы Введение Введение транспортного налога являлось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Транспортный налог заменил налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. Транспортный налог является региональным налогом т.е. устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с НК РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В соответствии с п.6 ст.3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. В отношении транспортного налога часть элементов налогообложения (объект, база, период, пределы изменения налоговой ставки) установлена федеральным законодательством, а в отношении другой части (ставки, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы) законодательные (представительные) органы субъекта РФ. Налоговая база - обязательный элемент налогообложения. Возникающие на практике проблемы связаны зачастую с порядком определения налоговой базы непосредственно по отдельным транспортным средствам (для примера: существуют различия в способе замера лошадиных сил двигателей транспортных средств из Японии и из Европы, что законодательно не урегулировано). Однако совершенствование возможно не только путем предоставления разъяснений, внесения дополнений в законодательные акты, а также кардинальной заменой показателей налоговой базы прописанных в статье 359 Налогового Кодекса РФ, основываясь на зарубежном опыте. Данный вопрос широко обсуждается не только в финансовой периодической печати и литературе, он не оставляет неравнодушным и владельцев транспортных средств, и дискуссии по этому поводу ведутся на страницах автомобильных журналов. Порядок исчисления и уплаты транспортного налога определяется главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Актуальность темы заключается в том, что транспортный налог является относительно новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то новый налог коснется почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет, и они пользуются им по доверенности. Поэтому важно знать: по каким ставкам облагается данный налог, кто является налогоплательщиком, какова база налогообложения и какие могут предусматриваться льготы в разных регионах, возможно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму транспортного налога. Целью работы является изучение транспортного налога и определение его места в системе налогообложения РФ. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи: - определить место транспортного налога в бюджетной системе Российской Федерации; - охарактеризовать основы применения транспортного налога; При подготовке работы применялись методы: монографический, исторический, сравнительно-правовой и другие. Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов Н.П. Кондракова, Т.Ф. Юткиной, В.Г. Панскова и др. При написании данной работы использовалась теоретическая и методическая литература по теории налогов и налоговому праву, нормативно-правовые акты РФ, статьи периодической печати. 1. Становление и развитие системы налогообложения транспортных средств. Налогоплательщики транспортного налога Федеральным законом от 24.07.02 г. №110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" раздел IX "Региональные налоги и сборы" части второй НК РФ дополнен главой 28 "Транспортный налог". Транспортный налог отнесен к региональным налогам и сборам (пп. "ж" п. 1 ст. 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. №2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Это означает, что данный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принятым в соответствии с Кодексом соответствующим законом субъекта РФ налог введен в действие. Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней". Налог взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг). Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 № 1233). Однако налоговые платежи владельцев транспортных средств введением в действие данного налога не ограничивались. Так, Законом «О дорожных фондах в РСФСР» был предусмотрен налог на пользователей автомобильных дорог, который уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в размере 0,4% объема производства продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Заготовительные, торгующие (в т.ч. организации оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые организации уплачивали данный налог в размере 0,03% годового оборота. Помимо этого, ст. 6 данного закона был предусмотрен налог с владельцев транспортных средств: Налог с владельцев транспортных средств, который ежегодно уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РСФСР, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имевшие транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, в размере, зависящем от количества лошадиных сил транспортного средства. Кроме того, Законом «О налогах на имущество физических лиц» физические лица, имевшие в собственности водно-воздушные транспортные средства уплачивали налог в зависимости от мощности мотора транспортного средства. Таким образом, согласно ранее действовавшего законодательства был предусмотрен ряд «транспортных» налогов, отличавшихся порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, размерами ставок налогов, порядком исчисления и другими необходимыми атрибутами налогов. В совокупности такая разрозненность вносила путаницу налогообложения как в отношении субъектов налогов, так и в отношении налоговых органов. В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями. С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, исключаются: 1) налог на пользователей автодорог; 2) налог с владельцев транспортных средств; 3) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан (статьи 2 и 9 Закона № 110-ФЗ); 4) налог на водно-воздушные транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в соответствии с Законом РФ от 19.12.91 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (ст. 3 Закона № 110-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о новых налогах и сборах субъектов Российской Федерации вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Таким законом определяются элементы налогообложения - налоговая ставка в установленных Кодексом пределах, порядок и сроки уплаты налога. " Транспортные средства" - это обобщенное наименование объекта налогообложения. В соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет. Основным критерием, по которому хозяйствующему субъекту присваивается статус налогоплательщика в целях применения гл.28 "Транспортный налог" НК РФ, является регистрация транспортного средства. Данный вывод следует из положений ст.357 НК РФ. В соответствии с ней плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Транспортные средства, не зарегистрированные в установленном законом порядке, не являются объектом обложения транспортным налогом (постановления ФАС ЦО от 03.04.2006 № А68-АП-279/12-05, ФАС ВВО от 30.01.2006 № А43-16227/2005-35-548). Следует также отметить Постановление ФАС СЗО от 14.12.2006 № А05-7361/2006-22, согласно которому транспортные средства, находящиеся на балансе общества, но не зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ, не облагаются транспортным налогом. Незарегистрированное транспортное средство не может беспрепятственно передвигаться по российским дорогам, следовательно, оно не будет воздействовать на состояние дорог общего пользования, поэтому экономических оснований для обложения такого транспортного средства налогом нет. Если организация приобретает грузовые автомобили в качестве комплектующих средств и регистрирует их в установленном порядке в органах ГИБДД, то их следует рассматривать как объекты обложения транспортным налогом (согласно Письму Минфина РФ от 06.05.2006 № 03-06-04-04/15). Если судно не зарегистрировано ни в одном из реестров судов РФ, то оно не является объектом обложения транспортным налогом (согласно Письму Минфина РФ от 13.02.2007 № 03-05-06-04/05). В отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов), плательщиком транспортного налога является фрахтователь судна. На него не распространяется действие пп.4 п.2 ст.358 НК РФ, согласно которому не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Данная льгота также не распространяется на иностранное лицо, имеющее в собственности грузовое судно. В соответствии с пп.9 п.2 ст.358 НК РФ суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, также не являются объектом обложения транспортным налогом. В Письме Минфина РФ от 12.12.2006 № 03-06-04-04/52 даны разъяснения по исчислению налога в отношении транспортных средств, переданных по договору лизинга. В соответствии со ст.20 Федерального закона № 164-ФЗ такое транспортное средство может быть зарегистрировано или на лизингодателя, или на лизингополучателя. Так, по мнению Минфина, если по договору лизинга транспортные средства, зарегистрированные на лизингодателя, временно переданы по месту нахождения лизингополучателя и временно поставлены на учет в ГИБДД по его местонахождению, то плательщиком транспортного налога является лизингодатель по месту их государственной регистрации. Если по соглашению сторон лизингодатель поручает лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя, то в регистрационных документах должны быть указаны сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества. Организация, владеющая автомобилем по договору лизинга, является плательщиком транспортного налога, если по взаимному согласию между ней и лизингодателем данный автомобиль зарегистрирован на организацию (также Письмо Минфина РФ от 06.03.2006 № 03-06-04-04/07). Если лизингодатель не является резидентом РФ, а лизингополучатель, наоборот, является, то в этом случае плательщиком транспортного налога будет лизингополучатель, на которого в соответствии с законодательством РФ временно зарегистрировано транспортное средство. Также индивидуальные предприниматели являются плательщиками транспортного налога. Однако в отношении них следует учесть следующее. Дело в том, что в гл.28 НК РФ не упоминается об индивидуальных предпринимателях, и она регулирует порядок налогообложения организаций и физических лиц. А поскольку в целях применения налогового законодательства под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п.2 ст.11 НК РФ), следовательно, предприниматели, исчисляя и уплачивая транспортный налог, должны руководствоваться порядком, установленным для физических лиц. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог по итогам налогового периода (календарного года) согласно п.1 ст.360 НК РФ на основании уведомлений налогового органа. Другими словами, индивидуальный предприниматель не участвует в расчете суммы транспортного налога, не заполняет и не сдает налоговую декларацию, а также не сообщает налоговому органу сведения, необходимые для исчисления данного налога. В соответствии со ст.52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт получения уведомления (например, по почте заказным письмом). Часть вторая ст.357 НК РФ закрепляет по состоянию на дату опубликования Закона № 110-ФЗ (30 июля 2002 г) распространенную на практике ситуацию "продажи" транспортного средства на основе генеральной доверенности. Согласно ст.185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность не является основанием для регистрации транспортного средства. Поскольку предметом доверенности не может быть передача права собственности, то у лица, выдавшего доверенность, сохраняются права собственника. Согласно абзацу второму ст.357 НК РФ по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения им до момента официального опубликования Закона № 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств. Согласно Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 26.11.96 № 624 "О порядке регистрации транспортных средств", транспортные средства регистрируются только за юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортные средства. Вместе с тем установлено, что при изменении места эксплуатации транспортного средства осуществляется временная регистрация его места пребывания. Однако особенностью режима временной регистрации является то, что автотранспортное средство в период пребывания по месту эксплуатации продолжает оставаться зарегистрированным за собственником. Таким образом, несмотря на изменение места пребывания (эксплуатации) транспортного средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Сделанный вывод соответствует общему правилу, что имущественный (реальный) налог уплачивает собственник облагаемого имущества независимо от того, кто и как фактически использует имущество. В случае если у транспортного средства имеется несколько собственников, также возникает вопрос об определении обязанности уплаты налога. Для решения данного вопроса необходимо обратить внимание на определение плательщика транспортного налога, сформулированное в ст.357 НК РФ. Им признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Правила регистрации автомототранспортных средств не предусматривают регистрации транспортного средства на нескольких лиц. Следовательно, постоянная регистрация транспортного средства не может осуществляться в нескольких местах (по юридическим адресам всех сособственников) одновременно. Не может быть несколько лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько плательщиков одного налога в отношении одного и того же транспортного средства. От уплаты транспортного налога освобождаются: - органы государственной власти, органы местного самоуправления; - образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования; - Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы - в отношении легковых автомобилей и мотоциклов; - ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий, подпадающие под действие статей 2 - 4 Федерального закона "О ветеранах", на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили, мотоциклы и мотоколяски; - инвалиды I и II групп, на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили, мотоциклы и мотоколяски; - категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили, мотоциклы и мотоколяски; - граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили, мотоциклы и мотоколяски; - граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили, мотоциклы и мотоколяски; - граждане, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, на которых в соответствии с действующим законодательством зарегистрированы легковые автомобили, мотоциклы и мотоколяски; - религиозные организации - в отношении водных транспортных средств, специально предназначенных для проведения религиозных обрядов и церемоний и (или) культурно-просветительской работы. Также не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не являются объектом налогообложения: - весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; - автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; - промысловые морские и речные суда; - пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; - тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельхозпродукции; - транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; - транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; - самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы; - суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов. 2. Определение налоговой базы, исчисление и порядок уплаты налога В соответствии со ст.359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется: 1. Отдельно по каждому транспортному средству: - в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; - в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы; - в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах. - отдельно в отношении не указанных в ст.359 водных и воздушных транспортных средств, - как единица транспортного средства. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах (таблица 1). 2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. 3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств. В данной работе будут рассмотрены также ставки по транспортному налогу в Брянской области. Таблица 1 - Налоговые ставки транспортного налога
В соответствии с п.3 ст.361 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств и с учетом срока полезного использования транспортных средств. Согласно ст.360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год - период с 1 января по 31 декабря. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды. По итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Однако при смене налогоплательщика в течение календарного года налог будет уплачиваться не за полный налоговый период. В этом случае налоговый период для нового и старого владельцев транспортного средства будет рассчитываться с учетом коэффициента, равного числу месяцев, в течение которых лица признавались налогоплательщиками, деленному на 12. Таким образом, если в течение налогового периода изменился налогоплательщик (лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство), то согласно ст.78 НК РФ, у лица, которое заплатило налог за 12 месяцев, возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога пропорционально тому времени, в течение которого транспортное средство уже не было зарегистрировано на его имя. В соответствии со ст.362 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц (в ред. Федерального закона от 20.10.2005 № 131-ФЗ). Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. В соответствии с п.6 ст.362 НК РФ, введенным Федеральным законом от 20.10.2005 № 131-ФЗ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Установлен следующий порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по налогу: - налоговое уведомление о сумме транспортного налога, подлежащей уплате, вручается налогоплательщику - физическому лицу налоговым органом по месту жительства налогоплательщика в срок, установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; - налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог в срок до 15 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом по транспортному налогу, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; - налогоплательщики-организации в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу, исчисляемые по итогам отчетных периодов. Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года. Авансовые платежи определяются по итогам отчетного периода исходя из действующих налоговых ставок и налоговой базы. Уплата авансовых платежей производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в размере одной четвертой от общей суммы транспортного налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода. 3. Порядок заполнения декларации по транспортному налогу С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2009 №282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Документ расширяет диапазон возможностей для принятия решений органами власти субъектов Российской Федерации по установлению ставок транспортного налога. Многие субъекты Федерации самостоятельно разработали и утвердили своими законодательными актами форму налоговой отчетности по транспортному налогу. В одних регионах эта отчетность получила название "налоговая декларация" (например, в Московской, Владимирской, Новосибирской областях и др.), в других - "расчет" или "отчет" (например, в Костромской, Саратовской областях). Представление расчета по авансовым платежам (отчета по платежам) в течение налогового периода не освобождает плательщика транспортного налога от обязанности заполнить и представить в налоговый орган по месту нахождения (регистрации) транспортного средства налоговую декларацию по итогам налогового периода. Приказом МНС России от 18 марта 2003 г. №БГ-3-21/125 утверждены форма налоговой декларации по транспортному налогу (далее - Декларация) и инструкция по ее заполнению (далее - Инструкция). Проведем расчет транспортного налога на примере предприятия. Организация ООО "ТрансАвто" на 1 января 2009 года имеет на балансе следующие транспортные средства: - легковой автомобиль Toyota Camry мощностью 277 л. с.; - легковой автомобиль Mitsubishi La№cer 9 мощностью 98 л. с.; - грузовой автомобиль КамАЗ 5320 мощностью 210 л. с.; - грузовой автомобиль Зил 4331 мощностью 160 л. с. (10 августа произведена замена и регистрация двигателя мощностью 195 л. с). Также организацией ООО "ТрансАвто" 20 мая 2008 года был приобретен и зарегистрирован легковой автомобиль ВАЗ 21154 мощностью 56 л. с. Автомобиль был продан и снят с учета 15 ноября 2008 года. Рассчитаем сумму налога за 2008 год, подлежащую уплате организацией ООО "ТрансАвто". Транспортный налог для одного транспортного средства в общем случае будет рассчитываться по следующей формуле: ТН=НБ*НС*К, где: ТН - сумма налога; НБ - налоговая база (мощность, л. с); НС - налоговая ставка (руб. /л. с); К - коэффициент (число месяцев в году, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, деленное на 12). Месяц, в котором был зарегистрировано или снято с учета транспортное средство, считается полным. Сумма налога за легковой автомобиль Toyota Camry за 2008 год составляет: 277 л. с. * 150 рублей = 41550 рублей. Сумма налога за легковой автомобиль Mitsubishi La№cer 9 за 2008 год составляет: 98 л. с. * 7,5 рублей = 735 рублей. Сумма налога за грузовой автомобиль КамАЗ 5320 за 2008 год составляет: 210 л. с. * 65 рублей = 13650 рублей. Сумма налога за грузовой автомобиль Зил 4331 (с учетом произведенной замены двигателя и перерегистрации) будет рассчитываться следующим образом: ((160 * 8) + (195 * 4)): 12 * 50 = 8583 рубля. Сумма налога за легковой автомобиль ВАЗ 21154 за 2008 год будет рассчитываться следующим образом: 56 л. с. * 7,5 рублей * 7 месяцев: 12 месяцев = 245 рублей. Общая сумма подлежащего внесению в бюджет транспортного налога организацией ООО "ТрансАвто" за 2008 год составляет 64763 рубля. ООО "ТрансАвто" в течение налогового периода будет уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу, исчисляемые по итогам отчетных периодов. Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года. Для данной организации сроки уплаты транспортного налога будут следующими:
Налоговая декларация по транспортному налогу, утвержденная Приказом МНС России от 18.03.2003 г. №БГ-3-21/125, состоит из Титульного листа и Листа 2 "Исчисленная сумма налога" с Приложениями "А", "Б", "В". В Листе 2 "Исчисленная сумма транспортного налога" Декларации приводятся обобщающие показатели, для получения которых используются данные Приложений "А", "Б" и "В". Поэтому удобнее начинать заполнение Декларации с Приложений. На каждый вид транспортного средства заполняется отдельная страница Приложения. Количество заполненных строк страницы Приложения соответствует количеству единиц транспортных средств данного вида, принадлежащих организации. Транспортные средства, по которым предоставлены льготы законами субъектов РФ, а также не облагаемые транспортным налогом (перечисленные в п. 2 ст. 358 НК РФ), не исключаются из общего числа транспортных средств, подлежащих отражению в Декларации. По ним заполняются все графы, кроме графы "Сумма налога (рублей)", в которой ставится прочерк. Поскольку все Приложения заполняются по единому принципу, рассмотрим особенности их заполнения на примере Приложения "А". По условиям нашего примера Приложение "А" будет состоять из двух страниц: одна - по легковым; другая - по грузовым автомобилям. При заполнении Приложения "А" нужно учитывать следующее. Графа 14 "Срок использования" (данный показатель определяется в календарных годах от года выпуска транспортного средства) заполняется только в случаях установления дифференцированных налоговых ставок с учетом срока полезного использования транспортного средства. В графе 15 "Код (по пункту 2 статьи 358 Кодекса)" указываются коды исключения из объекта налогообложения, на основании которых транспортные средства не облагаются транспортным налогом. Эти коды приведены в п. 72 разд. 6 Инструкции. В графе 16 "Код налоговой льготы" на основании данных п. 73 разд. 6 Инструкции указывается код льготы по транспортному налогу. В графе 19 указывается количество полных месяцев владения транспортным средством, в течение которых оно было зарегистрировано за организацией в истекшем налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с учета принимаются за полный месяц. В нашем примере для автомобиля ВАЗ 21154 количество полных месяцев владения равно 7 (май-ноябрь). В графе 20 указывается коэффициент, который применяется для исчисления транспортного налога в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с учета в течение календарного года. Коэффициент определяется как отношение числа календарных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем периоде, к числу календарных месяцев в налоговом периоде, т.е. отношение значения графы 19 к числу 12. В нашем примере для автомобиля ВАЗ 21154 этот коэффициент равен 0,58 (7/12). В графе 21 "Ставка налога" указывается ставка транспортного налога, установленная законом соответствующего субъекта РФ по месту нахождения транспортного средства. В графе 22 "Сумма налога (руб.)" указывается сумма транспортного налога, подлежащая уплате по месту нахождения транспортного средства, значение которой определяется как произведение показателей граф 12, 20 и 21. После заполнения Приложений "А", "Б", "В" заполняется Лист 2 "Исчисленная сумма транспортного налога" Декларации. Организация заполняет только ячейки 040 - 110 и строки 1 - 2. Ячейки 120 - 160 и строки 11 - 18 заполняются работником налогового органа. В строке 1 указываются наименование и код субъекта РФ, в котором зарегистрировано транспортное средство. Коды субъектов приведены в разделе 8 Инструкции. В строке 2 указывается вид деятельности организации по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст. По строке 3 "Количество транспортных средств (всего)" (ячейка 050) указывается общее количество всех транспортных средств (в том числе не облагаемых налогом и льготируемых), получаемое путем суммирования значений по строке 7 (ячейка 070) всех страниц всех Приложений. По строке 4 "Исчисленная сумма налога (всего)" (ячейка 060) указывается общая сумма транспортного налога (в рублях), определяемая путем суммирования значений строк 8 (ячейка 080) всех страниц всех Приложений. В строки 5 - 7 переносятся данные Приложений "А", "Б", "В" по всем имеющимся у организации видам транспортных средств. В случае необходимости при большом количестве видов транспортных средств налогоплательщиком заполняются дополнительные страницы Листа 2 налоговой декларации. По строке 8 "Сумма налога, уплаченная в течение налогового периода (всего)" (ячейка 090) указывается сумма транспортного налога, уплаченная в течение года в сроки и в порядке, установленные соответствующим законом субъекта РФ о транспортном налоге. По строке 9 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по истечении налогового периода" (ячейка 100) указывается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, значение которой определяется как разница показателей ячейки 060 и ячейки 090 Листа 2. Представлению подлежат все Листы Декларации и все Приложения. При этом отдельные реквизиты, не имеющие значения для данного налогоплательщика, могут не заполняться. 4. Транспортный налог в Брянской области В Брянской области принят закон «О транспортном налоге» от 09.11.2002 № 82-З (принят Брянской областной Думой 24.10.2002). Изменения, внесенные Законом Брянской области от 05.06.2008 № 42-З, вступили в силу с 1 января 2009 года. Рассмотрим особенности налогообложения транспортных средств в Брянской области. Статья 1. Настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" на территории Брянской области вводится транспортный налог. Статья 2. Установить налоговые ставки по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: 1. Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой л.с.): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) – 6 руб.; - свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) - 10 руб.; - свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) - 30 руб.; - свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) - 40 руб.; - свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 50 руб.; 2. Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой л.с.): - до 20 л.с. (до 14,7 кВт) - 1 руб.; - свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) - 1,5 руб.; - свыше 35 л.с. до 40 л.с. (свыше 25,74 кВт до 29,42 кВт) - 2 руб.; - свыше 40 л.с. - 10 руб.; 3. Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): - до 150 л.с. (до 110,3 кВт) - 10 руб.; - свыше 150 л.с. до 230 л.с. (до 169,2 кВт) - 20 руб.; - свыше 230 л.с. (свыше 169,2 кВт) - 40 руб.; 4. Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой л.с.): - до 100 л.с. (до 73,55 кВт) - 10 руб.; - свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) - 15 руб.; - свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) - 20 руб.; - свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) - 25 руб.; - свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 30 руб.; 5. Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) - 10 руб.; 6. Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой л.с.): - до 50 л.с. (до 36,77 кВт) - 25 руб.; - свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) - 50 руб.; 7. Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): - до 100 л.с. (до 73,55 кВт) - 10 руб.; - свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) - 20 руб.; 8. Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой л.с.): - до 100 л.с. (до 73,55 кВт) - 100 руб.; - свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) - 200 руб.; 9. Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): - до 100 л.с. (до 73,55 кВт) - 125 руб.; - свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) - 250 руб.; 10. Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) - 20 руб.; 11. Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) - 25 руб.; 12. Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) - 400 руб.; Статья 3. Льготы по транспортному налогу 1. Освободить от уплаты транспортного налога: - Героев СССР, Героев РФ, Героев Социалистического Труда, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней, орденом Трудовой Славы трех степеней, Почетных граждан Брянской области; - предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по спецтехнике (поливочные, мусоровозы, подметально-уборочные машины, вакуумные машины по перевозке нечистот, ассенизационные машины, пескораспределители, снегопогрузчики, экскаваторы, грейдеры, автокраны, автовышки, аварийно-ремонтные, автоподъемники, бурильно-крановые установки); - общественные организации, осуществляющие подготовку парашютистов, пилотов-любителей, в части летательных аппаратов; - муниципальные предприятия - комбинаты школьного питания; - участников и инвалидов Великой Отечественной войны, имеющих автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 40 л.с. (29,42 кВт) включительно; - граждан согласно пп. 7 и 9 статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", имеющих автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 40 л.с. (29,42 кВт) включительно; - инвалидов 1 и 2 групп, инвалидов детства, имеющих автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 40 л.с. (29,42 кВт) включительно. - общественные организации инвалидов; - предприятия, единственным учредителем которых являются общественные организации инвалидов, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников; - учебные заведения области на сельскохозяйственную технику, используемую в учебном процессе; - автотранспортные предприятия, содержащие автоколонны войскового типа в части специальных автомобилей и автомобилей, составляющих мобилизационный резерв, не используемых в хозяйственной деятельности предприятия. 2. Установить, что размер ставки транспортного налога по легковым автомобилям с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно, принадлежащим пенсионерам, (на одно транспортное средство по их выбору) снижен на 50%. Установить, что размер ставки транспортного налога по мотоциклам и мотороллерам с мощностью двигателя до 40 л.с. (29,42 кВт) включительно, принадлежащим пенсионерам, (на одно транспортное средство по их выбору) снижен на 50%. Установить, что размер ставки транспортного налога по легковым автомобилям 1984 года выпуска и ранее с мощностью двигателя до 100 л.с. (73,55 кВт) включительно снижен на 50%. Снижение ставок налога по нескольким основаниям суммируется. Установить, что размер ставки транспортного налога по грузовым автомобилям с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) для предприятий, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, объем которых в общем объеме перевозок составляет не менее 60 процентов, снижен на 40%. (абзац введен Законом Брянской области от 26.11.2004 № 74-З) 3. Налоговые льготы по транспортному налогу предоставляются налогоплательщикам в соответствии с основаниями, установленными настоящим Законом, и применяются только при условии предоставления налоговым органам документов, подтверждающих право на льготы. Налогоплательщики, являющиеся организациями, имеющими право на льготы, представляют необходимые документы в налоговые органы одновременно с подачей декларации (налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу). (абзац введен Законом Брянской области от 10.10.2006 № 78-З) Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы по месту регистрации транспортных средств в срок до 1 января года, следующего за истекшим налоговым периодом. (абзац введен Законом Брянской области от 10.10.2006 № 78-З) При возникновении права на льготу в течение налогового периода льгота предоставляется с месяца, в котором возникло это право. (абзац введен Законом Брянской области от 10.10.2006 № 78-З) При утрате права на льготу в течение налогового периода эта льгота прекращает предоставляться с месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено право на льготу. (абзац введен Законом Брянской области от 10.10.2006 № 78-З) Статья 4. Отчетный период (в ред. Закона Брянской области от 10.10.2006 № 78-З) Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. Статья 5. Порядок уплаты транспортного налога (в ред. Закона Брянской области от 10.10.2006 № 78-З) 1. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств. 2. Налогоплательщики, являющиеся организациями, в течение налогового периода исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей по налогу и по окончании налогового периода уплачивают сумму налога. 3. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами, в сроки, установленные статьей 52 НК РФ. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог по окончании налогового периода. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года равными долями в два срока: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты. Статья 6. Сроки уплаты транспортного налога (в ред. Закона Брянской области от 10.10.2006 № 78-З) По окончании каждого отчетного периода налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют и уплачивают авансовые платежи по налогу. Авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее последнего дня срока, установленного для представления налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу за соответствующий отчетный период. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога не позднее последнего дня срока, установленного для представления налоговой декларации по транспортному налогу. Уплата налога налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, производится в срок не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Постановлением Брянской областной думы от 29 октября 2009 г. № 5-259 были внесены следующие изменения в Закон Брянской области «О транспортном налоге» - в связи со снижением ставки налога на 60% по транспортному налогу для предприятий, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, объем которых в общем объеме перевозок составляет не менее 60%, рекомендовать указанной категории налогоплательщиков довести уровень среднемесячной заработной платы работников до среднеобластного уровня. Заключение Налоговая система является одним из самых важных элементов Российской экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Исходя из вышеизложенного анализа изменений налогового законодательства, касающегося транспортного налога, считаю, что появление в налоговом кодексе РФ соответствующей главы оправдано и соответствует концепции реформы налоговой системы РФ. Основной чертой, характеризующей положения норм о транспортном налоге, является то, что обновленный вариант налога на транспортные средства представляет собой упрощенную и унифицированную систему налогообложения владельцев транспортных средств. Если по ранее действовавшему законодательству рассматриваемый вид налога был рассредоточен по четырем разным налогам (налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан; налог на водно-воздушные транспортные средства), то теперь это единый налог с достаточно четко регламентированной структурой. В целом можно сказать, что транспортный налог является простым для налогообложения. Ставки налога фиксированы, объекты - конкретны, а налоговая база определяется четко. Однако следует сказать, что в условиях экономического кризиса, повлекшего уменьшение объемов производства, все острее ощущается снижение темпов роста поступления доходов в бюджеты субъектов РФ по сравнению с минувшим годом. В этой связи возрастает роль так называемых "имущественных" налогов с физических лиц и, в первую очередь, транспортного налога. Кстати, данный налог дает наибольшую сумму поступлений из всей группы таких налогов. Например, в 2009 году его доля поступлений в общем объеме "имущественных" налогов с физических лиц составляет порядка 90%. В виду роста ставок выгодным для российского потребителя в настоящее время является приобретение легковых автомобилей мощностью до 100 л. с., ставка налога на которые минимальна. Вследствие этого ожидается, что в ближайшие 3 года ставки на легковые автомобили мощностью до 100 л. с. будут увеличиваться, а все остальные останутся без изменений. Нестабильность налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, и является острейшей проблемой налоговой системы. Список используемой литературы 1. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая – М.: ТК Велби, 2008. 2. Брянская область в цифрах: Статистический сборник 2008. – Брянск.: Брянский обл. комитет государственной статистики, 2009.–120 с. 3. Демин А.В. Налоговая политика России на современном этапе//Вопросы экономики. 2007 № 7 с. 54 - 82. 4. Налоги: Учеб. пособие/ Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 400 с. 5. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство/под ред. Евстигнеева Е.Н. – СПб: Питер, 2006. – 415 с. 6. Разгулин С.В. Совершенствование законодательства о налогах и сборах в условиях налоговой реформы// Налоговый вестник 2009. №6 с. 145-152. |