Курсовая работа: Организация налоговой службы и налогового контроля в РФ
Название: Организация налоговой службы и налогового контроля в РФ Раздел: Рефераты по финансовым наукам Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию ГОУ Санкт – Петербургский государственный политехнический университет Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал) Кафедра финансов, денежного обращения и кредита Курсовая работа по курсу Налоги и налогообложение Тема: Организация налоговой службы и налогового контроля в РФ Выполнил: студент 1 курса заочного отделения группа – 080105-65А специальность финансы и кредит Давыдов Игорь Викентьевич подпись студента________________ Проверил: преподаватель__________________ подпись преподавателя___________ Чебоксары 2008 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Общая характеристика Федеральной налоговой службы в Российской Федерации 1.2 Цели и задачи, основные принципы налоговой службы в РФ ГЛАВА 2.РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.1 Историческая хроника налогообложения в Российской Империи 2.2 Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период 2.3 Хронология налоговых органов в именах руководителей ГЛАВА 3. ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФНС ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 3.1 Общая характеристика и структура УФНС по Чувашской Республике 3.2 Историческая хроника создания и развития налогового органа в Чувашской Республике 3.3 Анализ и оценка деятельности УФНС по ЧР на основе сведений о поступлении налогов и сборов в бюджеты всех уровней ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ СОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ С чего же все началось? Со слова, которое было у библейского Бога. Правда, не с самого изначального, положенного в основание сотворения неба вместе с безвидной и пустой землей, а сказанного несколько позже пророку Моисею на горе Синай в тот исторический момент, когда до сведения непросвещенного человечества были доведены основные заповеди. Когда помимо многообразных правил поведения людей ознакомили с довольно утонченным порядком жертвоприношений. А среди последних как раз и упоминалась достословная десятина – одна из зародышевых форм налогообложения. Став объектом многопланового изучения, налог как бы выходит из естественной среды своего обитания, то есть из сферы перераспределения национального дохода, и становится чрезвычайно важным элементом внутренней структуры человеческого общества, ее политических, экономических и социальных ипостасей. Отсюда и наше представление о налогах, возвысившись над обыденной конкретикой их образования, получения и использования, превращается в неотъемлемую часть политического, экономического и социального мышления. Хорошо известно, что налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц. Со времени возникновения государства в тех или иных его формах именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Более 100 лет назад К. Маркс писал: В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени – в налогах. Налоги издревле привлекали обостренное внимание не только правителей всех стран и народов, но и ученых мужей, особенно когда последние пытались разобраться в сложных вопросах хозяйственной жизни общества. В дальнейшем теоретические проблемы налогообложения обернулись составной частью самостоятельной науки – политической экономики. Классик английской политэкономии Адам Смит еще в конце XVIIIвека сформулировал ряд, как он их назвал, общих положений относительно налогов вообще, с которыми, думается, нелишне и сегодня, то есть в начале XXIстолетия, познакомиться и нам. О чем же говорил Адам Смит в своем знаменитом исследовании о причинах богатства народов? А говорил он, в частности, о следующем. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщиков налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку. Разумеется, надо признать, что и научная теория налогов, и конкретные системы налогообложения, в том числе в историческом ракурсе, уже не раз были предметом серьезных исследований как западных, так и российских экономистов, хотя количество публикаций данный тематики, рассчитанных на широкую читательскую аудиторию, продолжает оставаться микроскопически малым. ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В РФ. 1.1. Общая характеристика Федеральной налоговой службы Российской Федерации. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов. Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций. Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации. Руководитель Федеральной налоговой службы распределяет обязанности между своими заместителями. Руководитель Службы представляет Министру финансов РФ: - проект положения о Службе; - предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы; - предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителей Службы; - предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителей территориальных органов Службы; - проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении; - предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы; - назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Службы; - назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке заместителей руководителей территориальных органов Службы; - решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной налоговой службе; - утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; - утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; - на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы; Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Место нахождение Федеральной налоговой службы – город Москва. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе, ФНС и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства. Разрешено Федеральной налоговой службе иметь до 8 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 27 управлений по основным направлениям деятельности. Установлена предельная численность работников центрального аппарата Федеральной налоговой службы в количестве 1051 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 47 547 тыс. рублей (в расчете на квартал); Предельная численность работников территориальных органов Службы в количестве 166 000 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонд оплаты труда указанных работников в размере 3929331,2 тыс. рублей (в расчете на квартал); Федеральной налоговой службе было указано оказать работникам, высвобождаемым в связи с преобразованием Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, содействие в трудоустройстве, а при невозможности трудоустройства – предоставить гарантии и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установлено, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федеральной налоговой службы находятся организации, находившиеся в ведении преобразованного Министерства по налогам и сборам. Согласно предложения Министерства финансов РФ, центральный аппарат Федеральной налоговой службы РФ размещен по адресу: город Москва, улица Неглинная, дом 23/6, строение 1. Руководителем Федеральной налоговой службы в настоящий момент является – Михаил Павлович Мокрецов. Краткая биографическая справка: М.П. Мокрецов родился в 1961 году в Удмуртской АССР. В 1984 году окончил Ленинградский финансово – экономический институт имени Н.А. Вознесенского. После окончания ВУЗа проходил службу офицером в рядах Советской Армии, затем работал на руководящих должностях в государственных и коммерческих предприятиях Санкт – Петербурга. С 2000 г. на государственной службе в налоговых органах – начальник отдела, заместитель руководителя Управления МНС России по Санкт – Петербургу. В 2004 году – заместитель руководителя Управления МНС России по городу Москве, начальник Управления международных налоговых отношений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. В соответствии с приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 19.11.2004 года №2198 л/с назначен заместителем руководителя Федеральной налоговой службы. Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова от 21.02.2007 года № 202-р Михаил Павлович Мокрецов назначен руководителем Федеральной налоговой службы. Структурные подразделения центрального аппарата Федеральной налоговой службы Российской Федерации: Аналитическое управление Контрольное управление Управление налогообложения Административное управление Управление обеспечения Управление информатизации Правовое управление Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации: Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 3 Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 8 Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 10 Межрегиональная инспекция ФНС России по Центральному федеральному округу Межрегиональная инспекция ФНС России по Северо – Западному федеральному округу Межрегиональная инспекция ФНС России по Южному федеральному округу Межрегиональная инспекция ФНС России по Приволжскому федеральному округу Межрегиональная инспекция ФНС России по Уральскому федеральному округу Межрегиональная инспекция ФНС России по Сибирскому федеральному округу Межрегиональная инспекция ФНС России по Дальневосточному федеральному округу
1.2. Цели и задачи налоговой службы в Российской Федерации. Федеральная налоговая служба РФ осуществляет контроль и надзор за: соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей; предоставлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья; фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями; соблюдением требований к контрольно – кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения; полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей; Федеральная налоговая служба РФ выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на: производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции; производство табачных изделий; учреждение акцизных складов; осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией; проведением всероссийских лотерей; Федеральная налоговая служба РФ осуществляет: государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов; Федеральная налоговая служба РФ регистрирует в установленном порядке: договоры коммерческой концессии; контрольно – кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации; Федеральная налоговая служба РФ ведет в установленном порядке: учет всех налогоплательщиков; государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции; сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции; реестр лицензий на производство табачных изделий; реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений; Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр налогоплательщиков; реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией; единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей; Федеральная налоговая служба РФ бесплатно информирует ( в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения; Федеральная налоговая служба РФ осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов; Федеральная налоговая служба РФпринимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней; Федеральная налоговая служба РФ устанавливает (утверждает): форму налогового уведомления; форму требования об уплате налога; форму заявления о постановке на учет в налоговом органе; форму уведомления о постановке на учет в налоговом органе; форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки; форму и требования к составлению акта налоговой проверки; форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению; форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период; форму справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога; форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период; форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам; форму представления в налоговый орган органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользования объектами животного мира, на пользования объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора; форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира на основании лицензии (разрешения) на пользования объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользования объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих оплате, и суммах фактически уплаченных сборов; перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользования объектами животного мира; форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов; форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции; форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции; форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства; форму заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес; разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляет их для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации; представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам; рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей; осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок; обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата и территориальных органов Службы; организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы; взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности; проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно – исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; Федеральная налоговая служба РФ с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности; запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности; давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности; осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации; создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды; Федеральная налоговая служба РФ не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно – правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Основная и первостепенная задача Федеральной налоговой службы Российской Федерации – обеспечить максимальный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты, государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей всеми налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность в любых сферах. ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 2.1.Историческая хроника налогообложения в Российской Империи. Налоги как центральный институт доходов государственного бюджета не насчитывают и 200 лет. Зарождение науки о налогах началось в первой половине XVIвека. Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале XVIIIвека. В частности, были изданы указы о сборе налогов в годы царствования императора Петра I. 18 декабря 1706 г. – Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть…. 22 февраля 1711 г.– Об учреждении Правительствующего Сената и по два комиссара из губернии для спросу и денежных сборах и дела финансового управления. 17 марта 1711 г.– О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов… с предписанием денег как можно собирать… и … учинить фискалов во всяких делах. Эти указы стали эффективно работать… Необходимо отметить, что в эпоху Петра Iналоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы. В годы царствования императрицы Екатерины IIбыли изданы следующие указы о сборе налогов: 7 ноября 1775 г.– Об учреждении губерний Всероссийской Империи и передаче дел по финансовому управлению Казенным палатам в главе с Губернскими стряпчими Казенных дел. 24 октября 1780 г. – Об учреждении Экспедиции о государственных доходах, контроле и ревизии счетов, взыскании недоимок, недоборов и начетов. Отмечается, что в эпоху императрицы Екатерины IIналоговая система несколько упростилась. В дальнейшем в истории России продолжалось совершенствование налоговой системы. В годы царствования Павла Iбыли изданы следующие указы о сборе налогов: 19 ноября 1796 г.– О восстановлении деятельности Петровских Коллегий в сфере финансового управления Империей. 4 декабря 1796 г. – Об учреждении должности Государственного Казначея. 18 декабря 1796 г. – Замена подушной подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами. Начало XIXвека знаменательно тем, что доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, питейный доход и всего около 2/3 поступлений. За счет питейного дохода в 60-х г.г. XIXвека формировалось до 40% всех бюджетных поступлений. В 1812 г. были введены процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: 1839 г. – табак; 1848 г. – сахар; 1862 г. – соль; 1872 г. – керосин; 1866 г. – дрожжи; 1887 г. – осветительные нефтяные масла; 1888 г. – спички. В 1883 г. в городах и поселках вводится государственный квартирный налог. В начале XXвека наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия – 21-25%, акцизные и таможенные сборы – 20%, поступления от эксплуатации железных дорог – 18-23% государственных доходов. С 1863 г. и до конца 20-х г.г. XX века осуществлялись публикации для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов. В годы царствования императора Александра Iбыло издано также несколько указов. 8 сентября 1802 г. – Манифест об учреждении Министерств и создании Министерства финансов, ведавшего всеми источниками государственных доходов, податями и сборами. 1 мая 1805 г. – Об учреждении Комитета сенаторов для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии, соразмерно их населению и относительно выгодам. 14 июня 1816 г. – Об упорядочении земских повинностей по содержанию почт, мостов, перевозов, дорог и присутственных мест. В царствование императора Николая Iналоговая система несколько претерпела изменения. Были изданы следующие указы: 22 августа 1826 г. – В силу Манифеста о короновании Николая Iпрощены недоимки подушной подати за три года. 9 ноября 1839 г. – О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме 95 копеек серебром на душу. 13 июня 1851 г. – Об утверждении Устава и правил о земских повинностях (дорожной, почтовой, квартирной и другие) с возложением контроля на комитет о земских повинностях. 19 февраля 1861 г. – император Александр IIподписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Определение порядка взимания выкупных платежей (существовал до 1905 года), казенных земских и мирских повинностях, а 1 января 1863 года – указ Об отмене винного откупа и введении питейного акциза. Годы царствования императора Александра IIIознаменовались следующими указами о сборе налогов: 15 мая 1883 г. – Высочайший Манифест о прощении недоимок по окладным сборам: по подушной подати по всей Империи, по кибиточному сбору и подымной подати Кубанской и Терской областях и в Западной Сибири, по ясачному сбору и оброчной подати…выкупным платежам всех размеров и др.. И, наконец, последний император Николай IIиздает три указа о сборе налогов: 6 мая 1896 г. – О преобразовании Департамента неокладных сборов (косвенных налогов) в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей (спиртных напитков). 14 мая 1896 г. – Высочайший Манифест о понижении на десять лет Государственного поземельного налога с ежегодным уменьшением налогового бремени по Европейской России на 7,5 млн. рублей. Январь 1917 г. – Указ о введении в России подоходного налога. 2.2. ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД. Iэтап (1918 – 1921 г.г.) IIэтап (1921 – 1930 г.г.) IIIэтап (1931 -1941 г.г.) IVэтап (1941 – 1960 г.г.) Vэтап (1960 – 1964 г.г.) VIэтап (1965 – 1989 г.г.) VIIэтап (1990 – 1998 г.г.) VIII этап (с 1998 года…) I этап (1918-1921 г.г.): В этот этап дореволюционная налоговая система практически ликвидируется. После революции основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация буржуазии. Применялась контрибуция с богатых – высокие чрезвычайные революционные разверстки, за счет которых государственная казна пополнялась на 80%. В феврале 1921 года Наркомфин приостановил взимание всех денежных налогов. Был полностью расформирован налоговый аппарат. В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки, воротники, на выездных лошадей и т.п. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы. Первые декреты о взимании налогов, утвержденные в годы советской власти, были следующие: 27 ноября (7 декабря) 1917 года – О взимании прямых налогов, об уплате подоходного налога по окладам; штрафных и административных санкций за нарушение сроков внесения налогов (вплоть до конфискации имущества и тюремного заключения) и принуждении к исполнению предписаний Декрета силами Красной гвардии и милиции. 30 октября 1918 года – О введениичрезвычайного революционного налога на сельских хозяев. 26 июня 1921 года – О введении первого государственного промыслового налога. IIэтап (1921-1930 г.г.): Данный этап период НЭПа, восстановления и развитие налогообложения. 1921 – 1923 г.г. преобладающее значение получили косвенные налоги. В эти годы были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, чай, кофе, водку. Прямые налоги составляют основу налоговой системы. Государственные предприятия были свободны от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%. Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный налог. Он заменил существовавший до весны 1923 года продовольственный налог. В 1923-1927 г.г. сельхозналог дал около половины всех налоговых поступлений, или почти 25% всех средств, мобилизуемых в бюджет. В период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет. 8 декабря 1922 года вышел Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров об утверждении Положения о государственном поимущественном налоге с текстом шестнадцати обязательных статей. IIIэтап (1931-1941 г.г.): Данный этап – ликвидация созданной во время НЭПа системы. Налоговая реформа 1930-1932 г.г. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов. Налоговая система стала еще сложнее, это выражалось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 года – свыше 400 ставок, в 1937 году их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным товаром и хлебопродуктам – 2444). В 1935 году государство изъяло у села более 45% всей сельхозпродукции, или в три раза больше, чем в 1928 году. В государственный бюджет поступали также таможенные доходы – таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. После налоговой реформы 1930-1932 г.г. официальный общесоюзный перечень местных налогов включал налог со строений и земельную ренту. IVэтап (1941-1960 г.г.): В этот этап – частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. В 1941 году с началом Великой Отечественной войны была установлена 100% ставка к подоходному и сельскохозяйственному налогам. С 1942 года эта надбавка заменяется специальным военным налогом, который был отменен в 1946 году. В ноябре 1941 года вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. В 1942 году были установлены сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота. В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета. V этап (1960-1964 г.г.): Этот этап – частичная ликвидация налоговой системы, созданной на IVэтапе. В 60-е годы вносятся существенные изменения в формы и методы аккумуляции централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов. Основной доход государственного бюджета стали составлять денежные накопления, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций. В 1960 году была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих. VIэтап (1965-1989 г.г.): Этот этап – реформирование налоговой системы. В 1965 году был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название плата за основные фонды и оборотные средства. Вводится подоходный налог с колхозов. В 1966 году вводятся рентные платежи, и затем платы за фонды. В 1971-1975 г.г. проведено снижение налогов с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц. В 80-е г.г. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств. VIIэтап (1990-1998 г.г.): Это этап – начало полномасштабного восстановления налоговой системы. Апрель 1990 год – принятие Закона О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства. Июнь 1990 года – принят Закон О налогах с предприятий, объединений и организаций. Вопросы о принципах налогообложения решаются на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года Об основах налоговой системы. Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2268 О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 года. Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В дополнении к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера. 21 ноября 1991 года – Указом Президента Российской Федерации № 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов). 27 декабря 1991 года – принят Закон Об основах налоговой системы в Российской Федерации. 31 декабря 1991 года утверждено Положение о налоговой службе Российской Федерации. Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 года и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее. VIII этап (с 1998 года…): Этот этап – завершающий этап формирования налоговой системы в Российской Федерации. Принят Налоговый кодекс Российской Федерации. Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов, и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. 23 декабря 1998 года – Указ Президента Российской Федерации № 1635 О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. 2.3. Хронология налоговых органов в именах руководителей. 1) С 21 ноября 1991 г. по 05 февраля 1993 г. Лазарев Игорь Николаевич (Указ Президента Российской Федерации от 21.11.1991 г. № 229). 2) С 04 марта 1993 г. по 12 марта 1996 г. Гусев Владимир Васильевич – Главный государственный советник налоговой службы (Указ Президента Российской Федерации от 23.104.1993 г. № 473). 3) С 12 марта 1996 г. по 14 апреля 1997 г. Артюхов Виталий Григорьевич - Главный государственный советник налоговой службы (Указ Президента Российской Федерации от 12.03.1996 г. № 369). 4) С 16 апреля 1997 г. по 29 мая 1998 г. Починок Александр Петрович - Главный государственный советник налоговой службы (Указ Президента Российской Федерации от 16.04.1997 г. № 360). 5) С 29 мая 1998 г. по 28 сентября 1998 г. Федоров Борис Григорьевич - Главный государственный советник налоговой службы (Указ Президента Российской Федерации от 29.05.1998 г. № 606). 6) С 29 сентября 1998 г. по 24 мая 1999 г. Боос Георгий Валентинович - Главный государственный советник налоговой службы (Указ Президента Российской Федерации от 23.12.1998 г. № 1636). 7) С 25 мая 1999 г. по 18 мая 2000 г. Починок Александр Петрович - Главный государственный советник налоговой службы (Указ Президента Российской Федерации от 25.05.1999 г. № 664). 8) С 18 мая 2000 г. по 15 марта 2004 г. Букаев Геннадий Иванович - Главный государственный советник налоговой службы (Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2000 г. № 911). 9) С 16 марта 2004 г. по 20 февраля 2007 г. Сердюков Анатолий Эдуардович - Главный государственный советник налоговой службы ( Решение Председателя Правительства Российской Федерации от 12.03.2004 г. № МФ-П17-2258). 10) С 21 февраля 2007 г. по сегодняшний день Мокрецов Михаил Павлович - Главный государственный советник налоговой службы ( РаспоряжениеПредседателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова от 21.02.2007 г. № 202-р). ГЛАВА 3. ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФСН ПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. 3.1. Общая характеристика и структура УФНС по Чувашской Республике. Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно. Управление имеет сокращенное наименование: УФНС России по Чувашской Республике. Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства по налогам и сборам, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Управление является уполномоченным территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Место нахождения Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике (УФНС по Чувашской Республике): 428018, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Нижегородская, д.8 Руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике является Аркадий Аверкиевич Дергачев – государственный советник Российской Федерации 3 класса. Аркадий Аверкиевич Дергачев родился 8 марта 1956 года в деревне Белая Воложка, Яльчикского района Чувашской АССР, чуваш, по специальности экономист. В 1985 году окончил Казанский финансово – экономический институт, в 1995 году – Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, магистр государственного управления. В финансовых органах с 1979 года – работал инспектором райфо, экономистом Министерства финансов ЧАССР, Госагропрома Чувашской Республики. В налоговых органах с февраля 1995 года. Работал заместителем начальника Госналогинспекции по Калининскому району г. Чебоксары, с июня 1996 года по март 2001 года – заместитель руководителя Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике. С марта 2001 года – исполняющий обязанности руководителя Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике. В июне 2001 года приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам назначен руководителем Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике. В 2004 году награжден медалью За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения. В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2005 года № 1336 л/с О назначении Дергачева А.А. назначен на должность руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике в порядке перевода из Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике. Приказом Федеральной налоговой службы от 14.02.2006 года № САЭ-3-15/87 О поощрении работников территориальных органов ФНС России за образцовое выполнение служебных обязанностей, многолетнюю безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах, награжден знаком отличия Почетный работник ФНС России. Указом Президента Чувашской Республики от 21.02.2006 года №12 О награждении государственными наградами Чувашской Республики за заслуги в области экономики и многолетний добросовестный труд, присвоено звание Заслуженный экономист Чувашской Республики. Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 2006 года № 1302 О награждении государственными наградами Российской Федерации награжден медалью ордена За заслуги перед Отечеством II степени. Инспекции ФНС России по Чувашской Республике: Межрайонная инспекция ФНС России №1 по Чувашской Республике Межрайонная инспекция ФНС России №2 по Чувашской Республике Межрайонная инспекция ФНС России №3 по Чувашской Республике Межрайонная инспекция ФНС России №4 по Чувашской Республике Межрайонная инспекция ФНС России №5 по Чувашской Республике Межрайонная инспекция ФНС России №6 по Чувашской Республике Межрайонная инспекция ФНС России №7 по Чувашской Республике Межрайонная инспекция ФНС России №8 по Чувашской Республике Инспекция ФНС России по городу Новочебоксарску Инспекция ФНС России по городу Чебоксары Отделы Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике:
Об изменении структуры Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике: Приказом Управления от 10 февраля 2006 года № 05-03/13 лс Об изменении структуры Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике из структуры аппарата Управления исключены: отдел безопасности; отдел единого социального налога и налогообложения физических лиц. В структуре аппарата Управления созданы: отдел единого социального налога; отдел налогообложения физических лиц; отдел налогового аудита; отдел собственной безопасности; отдел информационной безопасности; 3.2. Историческая хроника создания и развития налогового органа в Чувашской Республике. Приказом Министерства финансов РСФСР от 5 марта 1990 года №12/75 в составе Министерства финансов Чувашской АССР была создана Государственная налоговая инспекция по Чувашской Республике, назначен начальник инспекции – Ильин Геннадий Николаевич. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года № 340 и приказом Министерства финансов Чувашской Республики от 10 февраля 1992 года №10 Государственная налоговая инспекция по Чувашской АССР была выведена из состава Министерства финансов Чувашской АССР со штатной численностью 63 человека. С этого времени Государственная налоговая инспекция по Чувашской Республике является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждении банка, гербовую печать, в своей деятельности подчиняется Государственной налоговой службе Российской Федерации. Приказом Государственной налоговой службе Российской Федерации от 12 мая 1992 года № НЛ-3-10/262 было утверждено положение о коллегии Госналогинспекции и состав коллегии. В 1992 году структура Государственной налоговой инспекции по Чувашской Республике была следующей: 1. Руководство; 2. Отдел налогообложения прибыли (дохода) государственных предприятий и предприятий с иностранным участием; 3. Отдел налогообложения прибыли (дохода) кооперативных и общественных организаций; 4. Отдел налога на добавленную стоимость и прочих доходов; 5. Отдел налогообложения физических лиц; 6. Отдел учета и отчетности; 7. Кадровая служба; 8. Организационная служба; 9. Хозяйственный отдел; 10. Госналогинспекции по Алатырскому, Аликовскому, Батыревскому, Вурнарскому, Ибресинскому, Канашскому, Козловскому, Комсомольскому, Красноармейскому, Красночетайскому, Марпосадскому, Моргаушскому. Порецкому, Урмарскому, Цивильскому, Чебоксарскому, Шемуршинскому, Шумерлинскому, Янтиковскому, Яльчикскому районам; 11. Госналогинспекции по городам: Алатырь, Канаш, Новочебоксарск, Шумерля, Чебоксары; 12. Госналогинспекции по Калининскому, Ленинскому, Московскому районам города Чебоксары; За период деятельности в структуре Государственной налоговой инспекция по Чувашской Республике происходили изменения. Указом Президента Российской Федерации от23 декабря 1998 года № 1635 О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России). Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 сентября 1999 года № АП-2Б-20/373 Государственная налоговая инспекция по Чувашской Республике преобразована в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике (Управление МНС России по Чувашской Республике). В июне 2001 года приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам руководителем Управления МНС России по Чувашской Республике назначен Дергачев Аркадий Аверкиевич. В целях повышения эффективности работы и оптимизации структуры налоговых органов в Чувашской Республике приказом МНС России от 10 сентября 2001 года № ВГ-3-15/342 О структуре Управления МНС России по Чувашской Республике и приказом Управления МНС России по Чувашской Республике от 28 сентября 2001 года № 51 О реорганизации территориальных органов МНС России в Чувашской Республике территориальные органы МНС России в Чувашской Республике были реорганизованы путем слияния, с сокращением штатной численности, образовав: - Инспекции МНС России по г. Алатырь и Алатырскому району – в Межрайонную инспекцию МНС России № 1 по Чувашской Республике; - Инспекции МНС России по Батыревскому, Комсомольскому, Шемуршинскому и Яльчикскому районам – в Межрайонную инспекцию МНС России № 2 по Чувашской Республике; - Инспекции МНС России по Вурнарскому, Ибресинскому, Аликовскому районам – в Межрайонную инспекцию МНС России № 3 по Чувашской Республике; - Инспекции МНС России по г. Канаш, Канашскому и Янтиковскому районам – в Межрайонную инспекцию МНС России № 4 по Чувашской Республике; - Инспекции МНС России по Чебоксарскому, Мариинско – Посадскому районам – в Межрайонную инспекцию МНС России № 5 по Чувашской Республике; - Инспекции МНС России по Ядринскому, Красночетайскому, Моргаушскому районам – в Межрайонную инспекцию МНС России № 6 по Чувашской Республике; - Инспекции МНС России по Цивильскому, Козловскому, Красноармейскому и Урмарскому районам – в Межрайонную инспекцию МНС России № 7 по Чувашской Республике; - Инспекции МНС России по г.Шумерля, Шумерлинскому и Порецкому районам – в Межрайонную инспекцию МНС России № 8 по Чувашской Республике; В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506 Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе, в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 19 октября 2004 года № CАЭ”-3-15/3А О преобразовании территориальных органов Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в территориальные органы Федеральной налоговой службы и установлении их предельной численности Управление МНС России по Чувашской Республике в октябре 2004 года было преобразовано в Управление ФНС России по Чувашской Республике. Нижестоящие инспекции МНС России по Чувашской Республике преобразованы в инспекции ФНС России по Чувашской Республике. 11 апреля 2006 года путем слияния инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому, Ленинскому и Московскому районам города Чебоксары образована Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары. В настоящее время в Чувашской Республике функционируют 10 инспекций ФНС России, в том числе 8 межрайонного уровня и 2 городского уровня и Управление. 3.3 Анализ и оценка деятельности УФНС России по Чувашской Республике, на основе сведений о поступлении налогов и сборов в бюджеты различных уровней. Поступление налогов и сборов по Чувашской республике в январе – июле 2007 года в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды мобилизовано 17043,9 млн. рублей платежей, контролируемых налоговыми органами, что к соответствующему периоду 2006 года составляет 128,3 %. Из общего объема поступлений в бюджеты всех уровней поступило 12480,1 млн. рублей налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами, что к аналогичному периоду 2006 года составляет 129,3 %. В федеральный бюджет собрано 4882,1 млн. рублей (39,1 % от общего объема поступлений в федеральный бюджет), что к январю – июлю 2006 года составляет 128,2 %. В территориальный бюджет поступило 7598 млн. рублей (60,9 % от общего объема поступлений в бюджет), что на 30 % или на 1751,3 млн. рублей больше, чем за январь – июль 2006 года. Поступления в республиканский бюджет Чувашской Республики составляет 5958,8 млн. рублей или на 28,9 % больше, чем за январь – июль 2006 года. Бюджетные назначения выполнены на 110,4 %, сумма перевыполнения – 509 млн. рублей. Поступления в местные бюджеты составили 1639,2 млн. рублей или 133,8 % к соответствующему периоду прошлого года. Бюджетные назначения выполнены на 111,3 %, сумма перевыполнения – 167 млн. рублей. Сведения о поступлении платежей в федеральный бюджет за 2007 год: Таблица №1:
(По сведениям отдела учета, анализа поступления налогов и налоговой статистики); Сведения о поступлении платежей в федеральный бюджет в январе – феврале 2008 года: Таблица № 2:
(По сведениям отдела учета, анализа поступления налогов и налоговой статистики); Сведения о поступлении платежей в республиканский бюджет Чувашской Республики за 2007 год: Таблица № 3:
(По сведениям отдела учета, анализа поступления налогов и налоговой статистики); Сведения о поступлении платежей в республиканский бюджет Чувашской Республики в январе – феврале 2008 года: Таблица № 4:
(По сведениям отдела учета, анализа поступления налогов и налоговой статистики); Сведения о поступлении платежей в бюджеты районов и городов Чувашской Республики за 11 месяцев 2007 года: Таблица № 5:
(По сведениям отдела учета, анализа поступления налогов и налоговой статистики); Сведения о поступлении платежей в бюджеты районов и городов Чувашской Республики в январе – феврале 2008 года: Таблица № 6:
(По сведениям отдела учета, анализа поступления налогов и налоговой статистики); ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ За 2007 год темп роста поступлений налога на доходы физических лиц составил 136 %, единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 128 %. Ускорение темпа роста поступлений НДФЛ, ЕСН и темпов роста заработной платы во многом достигнуто в результате работы комиссии по легализации теневой зарплаты, созданных в целях мотивации налогоплательщиков к добровольному отказу от минимизации налогов. В 2007 году в зоне риска оказалось около 400 тысяч налогоплательщиков, выплачивавших заработную плату ниже среднего уровня по ВЭД. В результате проведенной работы на начало 2008 года свыше 80 % налогоплательщиков повысили заработную плату до среднего уровня по ВЭД и выше. Работа по легализации заработной платы оказала существенное влияние на легализацию трудовых отношений, а, следовательно, и на социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение. Кроме этого созданные комиссии на плановой основе исследовали причины убыточности предприятий и перспективы оздоровления их финансово – хозяйственной деятельности. Была проанализирована деятельность 215 тысяч убыточных предприятий, включенных по результатам аналитической работы в так называемую группу риска, по которым общая сумма заявленных убытков составила свыше 350 млрд. рублей. В 2007 году налоговыми органами было приглашено на заседания комиссий более 145 тысяч руководителей убыточных предприятий. Часть налогоплательщиков представила пояснения причин получения убытков, и в ряде случаев они были приняты. Однако большая часть налогоплательщиков, проведя аудит своей финансово – хозяйственной деятельности, представили уменьшение убытков на 50 млрд. рублей и заявили прибыль. По данным статистической налоговой отчетности удельный вес убыточных организаций среди плательщиков налога на прибыль снизился с 21% по итогам 2006 года до 17 % по данным за 9 месяцев 2007 года. Общие результаты работы комиссий по легализации налоговой базы в 2007 году составили более 75 млрд. рублей дополнительных поступлений в бюджет. Одним из приоритетных направлений работы ФНС России на 2008 год является совершенствование аналитической и контрольной работы с отраслями, в которых анализ показывает наличие наибольшего удельного веса налогоплательщиков с риском сокрытия заработной платы (розничная и оптовая торговля, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом). В этих же отраслях наблюдается наибольшее количество убыточных организаций, поэтому будут исследованы причины убыточности и перспективы оздоровления финансово – хозяйственной деятельности предприятий. Также был проведен анализ, показавший, что, несмотря на такие факторы, как рост импорта, повсеместный бум строительства гипермаркетов, крупных торговых центров, развитие сетевых магазинов, поступление налогов от отрасли торговли в 2007 году снизились. В этой связи данная отрасль будет находиться в зоне повышенного контроля налоговых органов. При этом Служба намерена сосредоточиться на работе с плательщиками, вошедшими в зону риска (планы выездных проверок на 2008 год на 90 % сформированы из организаций, показатели которых отклоняются от опубликованных критериев). Кроме того, в связи с завершением налоговой амнистии Служба также намерена уделить особое внимание полноте декларирования физическими лицами дополнительных доходов в ходе декларационной кампании по НДФЛ (завершается 30 апреля 2008 года). Исходя из всего вышеизложенного, налоговая культура в Российской Федерации формируется и становится престижно платить налоги. Ведь это означает уважение к своей стране, своим партнерам и к самому себе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. Iи Ч. II. – М.: Инфра – М, Норма, 2007. 2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998г.№ 146 – ФЗ и часть вторая от 05 августа 2000г. № 117 – ФЗ (с изменениями и дополнениями), правовая система Гарант. 3. Приказ Федеральной налоговой службы от 13 октября 2006г. №САЭ-3-04/706@ Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц (с изменениями и дополнениями), правовая система Гарант. 4. Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: Практическое пособие для аудитора и бухгалтера. М.: Бератор – Пресс,2006. 5. Все начиналось с десятины: Пер. В 84 с нем./Общ. ред. и вступ.ст. Б.Е. Ланина. – М.: Прогресс, 2005. – 408 с. 6. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть вторая: Раздел VIII: Главы 21-24-М.: Издательство Экзамен, 2005. 7. Митин Б.М. Ценные бумаги: налоги, учет, правовое регулирование. – М.: Современная экономика и право, 2007. 8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий / Г.В. Савицкая. – Мн.: Экоперспектива, 2006. – 607с. Публикации журналов: Эксперт 2006 – 2007 гг.; Налоговый вестник 2005 – 2007 гг.; Главбух 2005 – 2006 гг. ПРИЛОЖЕНИЯ 1.1. Федеральное государственное унитарное предприятие Главный научно – исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы Создано в соответствии с распоряжением Президента РСФСР от 11.12.1991 № 119 и актом о передаче, утвержденным Председателем государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом 27.12.1991, № ИЛ-3-10/88 и является правопреемником Информационно – вычислительного центра Министерства финансов РСФСР, образованного приказом Минфина РСФСР от 30.12.1977 № 31/400. ФГУП ГНИВЦ ФНС России имеет дочерние государственные унитарные предприятия: - Информационно – телекоммуникационный центр Главного научно – исследовательского вычислительного центра Федеральной налоговой службы в г. Санкт – Петербург (ИТК ГНИВЦ ФНС России) Адрес: 195343, г. Санкт – Петербург, ул.Земледельческая, д.7/2. - Региональный научно – исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы в г. Нижний Новгород, (РНИВЦ ФНС России) Адрес: 603086, г. Нижний Новгород, бульвар Мира, д.8. - Региональный вычислительный центр Главного научно – исследовательского вычислительного центра Федеральной налоговой службы в Чувашской Республике (РВЦ ГНИВЦ ФНС России в ЧР) Адрес: 428018, г. Чебоксары, Московский проспект, д.38. - Региональный вычислительный центр Главного научно – исследовательского вычислительного центра Федеральной налоговой службы в Краснодарском крае (РВЦ ГНИВЦ ФНС России в Краснодарском крае) Адрес: 350014, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красная, д.35. 1.2. Государственное образовательное учреждение Учебно-методологический центр при Федеральной налоговой службе Российской Федерации является ведущим учебным заведением дополнительного профессионального образования. Центр был создан в 1992 году с целью профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов налоговых органов, а также оказания образовательных услуг представителям налогоплательщиков. Основные направления деятельности УМЦ при ФНС России: - учебное; - издательское; - научно – методическое; Адрес: г. Москва. 1.3. Федеральное государственное унитарное предприятие Санкт – Петербургский инженерно-технический центр Федеральной налоговой службы Российской Федерации; 1.4. Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Центр подготовки персонала Федеральной налоговой службы; Адрес: 197342, г. Санкт – Петербург, ул. Торжковская, д.10. |