Контрольная работа: Составление финансовых смет и финансовое планирование в составе бизнес-плана
Название: Составление финансовых смет и финансовое планирование в составе бизнес-плана Раздел: Рефераты по финансовым наукам Тип: контрольная работа |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Предмет: «Финансы предприятий» По теме: «Составление финансовых смет и финансовое планирование в составе бизнес-плана» Минск 2010г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Составление финансовых смет (бюджетирование) 2. Финансовое планирование в составе бизнес-плана Список использованной литературы 1. Составление финансовых смет (бюджетирование) Один из видов финансового планирования - составление ряда смет (бюджетов). В их числе можно отметить: - смету реализации продукции; - план производства продукции; - смету прямых затрат на оплату сырья, материалов; - смету прямых затрат на оплату труда; - смету переменных накладных расходов; - смету административных и коммерческих расходов; - смету себестоимости продукции; - отчет о прибылях и убытках; - кассовый план; - прогнозный балансовый отчет. На основе показателей этих смет (бюджетов) составляется общая (главная) финансовая смета (бюджет) предприятия. Смета реализации продукции - это первоначальный этап финансового планирования. Объем планируемой реализации продукции рассчитывается по формуле: , (1) где Ор - объем предлагаемой к реализации продукции; К - количество единиц продукции, планируемых к реализации; Ц - цена единицы продукции. План производства продукции составляется для определения объема продукции, намечаемой к производству для обеспечения планируемого объема реализации. Объем производства продукции рассчитывается по формуле: , (2) где Опр - количество единиц продукции, планируемых в производстве; К - количество единиц продукции, планируемых к реализации; Мк - желательный запас готовой продукции на складе на конец планируемого периода; Мн - ожидаемый запас готовой продукции на складе на начало планируемого периода. Смета прямых затрат на оплату сырья и материалов позволяет определить величину средств, необходимых для закупки сырья и материалов. Расчет ведется на основе следующей формулы: , (3) где Сэм- стоимость сырья и материалов; ОП р количество единиц продукции, планируемых в производстве; П - потребность в сырье и материалах на единицу продукции; Зк - желательный запас сырья и материалов на конец периода; Зн - запас сырья и материалов на начало периода; Ц - цена единицы сырья, материала. Смета прямых затрат на оплату труда составляется для определения фонда заработной платы на основе следующей формулы: , (4) где Сзт - сумма прямых затрат на оплату труда; Опр - количество единиц продукции, планируемых в производстве; Че - число часов работы, необходимых для изготовления одной единицы изделия; Р - стоимость прямых затрат труда за час. Смета переменных накладных расходов представляет собой перечень накладных расходов. Расчет суммы этих затрат ведется по формуле: , (5) где Рн- накладные расходы; Ч0 - общие прямые затраты труда в часах; Рпср- переменные накладные расходы; Рпост- постоянные накладные расходы; А - амортизационные начисления; Н - налог на имущество. Смета административных и коммерческих расходов включает показатели расходов, связанных с управлением предприятием и реализацией продукции. Прежде всего проводится расчет прогнозных переменных административных и коммерческих расходов. Для этого объем предполагаемой реализации продукции умножается на сумму переменных административных и коммерческих расходов на единицу продукции, которые включают такие затраты, как расходы по отгрузке, поставкам продукции, комиссионные агентов по сбыту и др. Прогнозные административные и коммерческие расходы рассчитываются по формуле: , (6) где Ра.к - прогнозные административные и коммерческие расходы; Рпер - прогнозные переменные административные и коммерческие расходы; Рр- расходы на рекламу; Рс- расходы на страхование; Рэ- расходы на зарплату работникам; Ра- расходы на аренду; Н - уплата налогов Смета себестоимости реализованной продукции. Расчет себестоимости продукции ведется по формуле: , (7) где ССрп - себестоимость реализованной продукции; Звх - стоимость входных запасов сырья, материалов незавершенного производства; Сзм - стоимость сырья и материалов; Звых- стоимость выходных запасов сырья, материалов незавершенного производства; Сзт - прямые затраты на оплату труда; Рпер- переменные накладные расходы; ССвх - себестоимость входных запасов готовой продукции; ССвых- себестоимость выходных запасов готовой продукции. Отчет о прибылях и убытках ведется для определения прибыли (убытка). Финансовый результат рассчитывается по формуле: , (8) где Пч - чистая прибыль; Ор - объем предполагаемой реализации продукции; Рпер - переменные расходы (переменная стоимость реализации и переменные административные и коммерческие расходы); Рпост - постоянные расходы (постоянные общезаводские накладные расходы и административные и коммерческие расходы); Рпроц - расходы на выплату процентов по кредиту; Нпр - налог на прибыль. Кассовый план составляется для прогнозирования денежных потоков и имеет следующую структуру: 1. Раздел денежных поступлений, в который включены: - кассовый остаток на начало периода; - денежные поступления от реализации продукции; - прочие денежные поступления. 2. Раздел выплат - все денежные платежи в прогнозном периоде. 3. Раздел излишка или дефицита денежных средств - разница между денежными поступлениями и платежами. 4. Финансовый раздел, в котором учитываются получение кредитов и выплаты по долговым обязательствам в прогнозном периоде. Прогнозный балансовый отчет отражает остатки по укрупненным балансовым статьям, которые рассчитываются по следующему алгоритму. Статьи актива: , (9) Статьи пассива: , (10) где Ве - конечное сальдо (расчетная величина); Bб - начальное сальдо (из отчетности); Тд - оборот по дебету (прогнозная оценка); Тк - оборот по кредиту (прогнозная оценка) [5, с.329]. 2. Финансовое планирование в составе бизнес-плана Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует две основные цели. Во ‑ первых, он предназначен для внутрифирменного планирования, во вторых - для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта. В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразделения предприятия, финансовый менеджер и руководимые им подразделения. Такой план выступает в качестве документа текущего и среднесрочного планирования. Показатели первого документа планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, а последующих лет - с поквартальной. В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, ее финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана. Бизнес-план содержит три раздела: 1) Резюме; 2) Основная часть; 3) Стратегия финансирования. В «Резюме» в краткой форме излагаются основные цели проекта, сумма требуемых для его осуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости. В «Основную часть» включаются следующие подразделы: - описание вида деятельности; - описание продукции (услуги); - оценка отрасли; - рынок; - маркетинг; - план производства; - организационный план; - юридический план; - анализ рисков; - финансовый план. Финансовый план - это важнейшая часть бизнес-плана, в которой обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Этот план необходим предпринимателям и инвесторам (кредиторам, акционерам). Предприниматели должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использоваться их средства, какова их отдача, каковы прибыль, дивиденды, срок окупаемости и возврата. Финансовый план бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов: - прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг); - план доходов и расходов; - план денежных поступлений и выплат; - баланс активов и пассивов; - план по источникам и использованию средств; - расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности). 1. Прогнозный расчет объема реализации. Этот раздел разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, входящего в состав бизнес-плана. Используются также статистические данные, материалы специальных исследований рынка, опросы покупателей, торговых работников, мнения экспертов и т.д. Репрезентативность социологических материалов, достоверность статистических данных, точность проведенных на их основе расчетов предполагаемых объемов реализации продукции: (услуг) составляют основу для получения достоверных расчетов финансовых показателей. 2. План доходов и расходов. Включает следующие показатели: - доходы от реализации продукции (услуг); - себестоимость реализованной продукции; - прибыль от реализации. - общехозяйственные расходы (торговые издержки, представительские расходы, реклама, аренда помещений, заработная плата административно-управленческого персонала, коммунальные расходы, страховка и др.); - прибыль до уплаты налогов; - налоги; - прибыль после уплаты налогов. Разработка этого документа дает возможность выявить такие важнейшие моменты в деятельности предприятия, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли и др. 3. План денежных поступлений и выплат (план движения денежных средств). Главная цель этого плана - оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предприятия, организации, а также проверка синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности предприятия, т.е. наличия на его счете денег, необходимых для погашения финансовых обязательств. В соответствии с этой целью план содержит следующие показатели: - наличные деньги (на начало месяца); - поступление денег (выручка от реализации, поступления по счетам, выписанным при продаже в кредит, полученные ссуды и другие поступления); - итого поступления наличности; - общая сумма имеющейся наличности; - денежные выплаты (платежи за товары (услуги), заработная плата, плата за рекламу, арендная плата, страховые платежи, выплаты по кредиту, проценты за кредит, налоговые платежи и др.); - прирост или недостаток денежной наличности на конец месяца. Как мы уже отметили, план доходов и расходов, а также план денежных поступлений и выплат разрабатываются на ряд лет; при этом составитель использует расчетные прогнозные данные. Не исключено, что в ходе деятельности предприятия экономическая ситуация может измениться. Поэтому, чтобы избежать потерь, в эти планы в ходе их исполнения необходимо вносить уточнения. Практика свидетельствует, что опытные предприниматели при составлении своих бизнес-планов готовят несколько возможных вариантов развития событий и делают соответствующие вариантные расчеты своих планов. Это дает возможность предпринимателям, во-первых, учесть возможные факторы, влияющие на деятельность предприятия, во-вторых, предусмотреть варианты путей предотвращения негативных влияний этих факторов. Вариантность расчетов и их обоснование требуют также и инвесторы при рассмотрении проектов, прежде чем согласиться на предоставление средств. 4. Баланс активов и пассивов. После составления плана доходов и расходов и плана поступления денежных поступлений и выплат на основе их показателей можно приступить к составлению баланса активов и пассивов предприятия. Он составляется один раз в год. Разность счетов активов н пассивов позволяет определить величину собственного капитала фирмы. Баланс строится по следующей схеме. Активы: - текущие активы (денежная наличность, счета к получению, запасы готовой продукции, сырья, материалов, ценные бумаги и др.); - фиксированные активы (оборудование, амортизация и др.). Пассивы и собственный капитал предприятия: - долгосрочные обязательства; - краткосрочные обязательства (счета к оплате, текущие обязательства по долгосрочным займам). Собственный капитал предприятия (активы - пассивы). Итого пассивов и собственного капитала предприятия. 5. План по источникам и использованию средств. Должен показать источники получения средств и их использования, изменения активов предприятия за определенный период. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия. Предприниматели, акционеры и инвесторы могут точнее определить финансовое положение предприятия, оценить эффективность принятой финансовой политики и результаты хозяйственной деятельности. План по источникам и использованию средств включает следующие показатели: - средства из всех источников, в том числе: ссуды (долгосрочные, краткосрочные); чистая прибыль; амортизация; прочие собственные средства; - использование средств, в том числе: покупка оборудования, сооружений; прирост запасов сырья, материалов; погашение ссуд; покупка ценных бумаг; выплаты дивидендов и др.; - прирост оборотного капитала. 6. Расчет точки безубыточности (достижения самоокупаемости). Планируя создание нового предприятия или выпуск новой продукции (услуги), необходимо знать, когда и при каких условиях начнется отдача от вложенных в проект средств. Другими словами, необходимо определить точку безубыточности (самоокупаемости). Точка безубыточности (самоокупаемости) - это такое состояние в деятельности предприятия, когда разность между доходами и расходами равна нулю. При этом суммарный объем продаж совпадает с суммой постоянных и переменных издержек предприятия и наступает безубыточность производства. Точка самоокупаемости рассчитывается по следующей формуле: , (11) где К - количество произведенной продукции (услуг), при котором достигается безубыточность производства; Зпост- сумма постоянных затрат, необходимых для производства продукции (услуг); Ц - цена за единицу продукции (услуг); Ипер - сумма переменных издержек, необходимых для изготовления единицы продукции, оказания единицы услуг. Объем производства, обеспечивающий безубыточность продукции, рассчитывается на основе данных, прогнозируемых в соответствующих разделах бизнес-плана. Если намечается производство не одного, а нескольких видов продукции (услуг), то совокупный объем производства, обеспечивающий безубыточность, можно рассчитывать но следующей формуле: , (12) где П - объем производства продукции; Зпост - сумма постоянных затрат; Ц1 - цена за единицу каждого вида продукции; Ипер - переменные издержки единицы продукции каждого вида; К1 - доля выручки от реализации каждого вида продукции в общей выручке от реализации всей производимой предприятием продукции (в долях единицы). В заключительной части финансового раздела бизнес-плана излагается стратегия финансового обеспечения проекта, намечаемого к осуществлению в бизнес-плане. При этом освещаются следующие вопросы: - размер денежных средств, необходимых для осуществления мероприятия; - источники получения этих средств (кредиты, паевые взносы акционеров, собственные средства и др.); - срок окупаемости средств, вложенных инвесторами. Основным разработчиком финансового плана бизнес-плана и раздела «Стратегия финансирования» является финансовый менеджер предприятия. Список использованной литературы 1. Алешин В.А., Зотова А.И. Финансы. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009. - 346 с. 2. Асейнов Р.С., Набиев Р.А., Семенов В.М. Финансы предприятий. Москва.: Финансы и статистика, 2007. - 240 с. 3. Бочаров В.В. Корпоративные финансы. Санкт-Петербург.: Питер, 2008. - 272 с. 4. Вавилов Ю.Я., Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Орланюк-Малицкая Л.А. Финансы. Москва.: Финансы и статистика, 2007. - 504 с. 5. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий). Москва.: КноРус, 2008. - 608 с. 6. Карелин В.С. Финансы. Москва.: Велби, Проспект, 2008. - 640 с. 7. Мазурина Т.Ю. Финансы организаций (предприятий). Москва.: РИОР, 2007. - 140 с. 8. Никитина Н.В., Старикова Н.В. Финансы организаций. Москва.: МПСИ, ФЛИНТА, 2008. - 368 с. 9. Соловьева Т.Н., Положенцева А.И., Есенкова А.П. Финансы организаций (предприятий). Москва.: КноРус, 2008. - 208 с. 10. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. Москва.: Дашков и К, 2009. - 624 с. 11. Юшко Ю.И. Корпоративные финансы: теория, методы и модели управления. Минск.: ФУ Аинформ, 2006. - 576 с. |