Контрольная работа: Государственные внебюджетные фонды
Название: Государственные внебюджетные фонды Раздел: Рефераты по финансовым наукам Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственные внебюджетные фонды Понятие, принципы, виды и источники формирования государственных внебюджетных фондов Внебюджетные фонды – форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного назначения, во-вторых, для дополнительного финансирования территориально – хозяйственных нужд. Внебюджетные фонды создаются по решению законодательных органов власти и местного самоуправления для аккумуляции в них средств, поступающих как в обязательном характере, так и на добровольной основе. Расходование этих средств осуществляется строго по целевому назначению. Внебюджетные фонды функционируют на основе следующих принципов : 1. всеобщность – охватывают всех граждан страны; 2. необлагаемость налогами ; 3. общедоступность, многообразие видов ; 4. гласность и демократический характер . Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей : - запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность; - используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет; - формируются в основном за счет обязательных платежей юридических и физических лиц; - взаимоотношения, возникающие при перечислении средств в фонды имеют налоговую природу – являются обязательными и устанавливаются на государственном уровне; - денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, не предусмотренные законом; - расходование средств фондов осуществляется по распоряжению правительства или специально уполномоченного на то органа; - из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ. Внебюджетные фонды можно разделить на две группы: 1. Государственные социальные внебюджетные фонды. Эти фонды аккумулируют денежные средства для реализации важнейших государственных социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, санаторно – курортного обслуживания и т.п. 2. Отраслевые и территориальные внебюджетные фонды – могут быть сформированы как дополнительный источник финансирования различных социально – экономических программ. К ним относятся: Российский фонд технологического развития, фонды финансового регулирования, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР и др. Источники формирования средств внебюджетных фондов: - специальные налоги и сборы; - ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов; - специальные займы; - добровольные поступления; - средства от капитализации временно свободных денежных средств внебюджетных фондов (покупка ценных бумаг, доходы от инвестиций и др.) Специальные налоги и сборы являются основным источником формирования государственных внебюджетных фондов. В таблице 1 представлены ставки страховых взносов работодателей во внебюджетные фонды, действовавшие с 2002 по 2008 год и рассчитываемые в процентах от начисленной по всем основаниям оплаты труда работников. Таблица 1. Ставки страховых взносов работодателей в государственные внебюджетные фонды (2002–2008 гг.), %)
С 1.01.2008 г. в связи с вступление в силу Налогового кодекса, основным источником средств государственных социальных внебюджетных фонов является единый социальный налог. Для работодателей, производящих выплаты в пользу своих работников, налог исчисляется по регрессивной шкале ставок: Таблица 2. Распределение единого социального налога с 2009 года
В налоговую базу включаются доходы работников, как в денежной, так и в натуральной форме, а также стоимость предоставленной работникам материальной, социальной и иной помощи. Помимо указанной ставки налога в Государственный фонд Социального страхования, работодатели дополнительно уплачивают страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным Законом от 27.07.2008 г. №125 ФЗ. Характеристика социальных государственных внебюджетных фондов Пенсионный фонд РФ является самым крупным из внебюджетных фондов, образован в 1999 г. с целью гарантирования материального обеспечения граждан при достижении пенсионного возраста и в случаях, определенных законодательством. Важнейший принцип любого пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений, означающий перераспределение средств во времени (настоящие работники обеспечивают выплату пенсий вчерашним работникам, завтрашние – примут обеспечение сегодняшних и т.п.) Особенностью Пенсионного фонда РФ на современном этапе является введение индивидуально – персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования. На каждое застрахованное лицо Фонд открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером и гражданину выдается страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные. Цель введения персонифицированного учета: - создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного гражданина; - обеспечение достоверности сведений о стаже и заработной плате работников, определяющих размер пенсий; - создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства; - развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате обязательных взносов; - создание условий для контроля за внесением платежей; - упрощение порядка и ускорение процедуры назначения пенсий. Средства Пенсионного фонда направляют на выплату государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца, по инвалидности, военных пенсий, компенсационных выплат пенсионерам, на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных СПИД, выплаты пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС и т.д. За счет средств Пенсионного фонда также финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей и осуществляются единовременные денежные выплаты. Кроме Пенсионного фонда назначением и перераспределением размера пенсий занимаются Министерство труда и социальной защиты, Министерство связи, доставляющее пенсию получателю через почтовые отделения, Сберегательный банк, обеспечивающий пенсионерам накопление пенсий и их безналичное перечисление. Государственный Фонд Социального страхования РФ призван способствовать материальному обеспечению граждан в силу различных обстоятельств не участвующих в трудовом процессе. Механизм формирования и использования преобладающей части средств фонда позволяет около 70% средств оставлять в распоряжении плательщиков, т.е. сумма платежей, причитающихся к уплате работодателем уменьшается на сумму расходов, компенсируемых в текущем году Фондом. Расходы по государственному социальному страхованию разделяются на две группы выплат: 1. Выплата пособий - по временной нетрудоспособности; - по уходу за детьми – инвалидами; - по беременности и родам; - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; - при рождении ребенка; - пособие на усыновление ребенка (до 3 мес.); - по уходу за детьми в возрасте до 1,5 лет; - социальное пособие на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня услуг на погребение. 2. Оплата санаторно-курортного обслуживания работников и их детей: - путевки на санаторно-курортное лечение в санатории для работников и их детей; - оплата проезда к месту лечения и обратно; - лечебное (диетическое) питание; - частичное содержание санаториев – профилакториев; - путевки в санаторные оздоровительные лагеря; - частичное содержание детско-юношеских спортивных школ. Возмещение расходов фондом по второй группе выплат осуществляется в пределах установленного для предприятия норматива. Кроме того, фонд финансирует расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а именно: - единовременные страховые выплаты пострадавшим на данном предприятии; - ежемесячные страховые выплаты пострадавшим на данном предприятии; - пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями; - оплата отпусков для санаторно-курортного лечения. Фонд обязательного медицинского страхования создан в 2003 г. с целью гарантировать гражданам при наступлении страхового события получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Средства Фонда используются на следующие мероприятия: - оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам; - финансирование целевых медицинских программ; - подготовку и переподготовку специалистов; - развитие медицинской науки; - улучшение материально технического обеспечения здравоохранения и другие цели. Для осуществления программ медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования – самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Всем гражданам России по месту жительства или работы вручается страховой полис, дающий право на получение бесплатного «гарантированного объёма медицинских услуг». В этот объём входят «скорая помощь», лечение острых заболеваний, обслуживание детей, инвалидов, пенсионеров, медицинские услуги по беременности и родам. Финансирование мероприятий по медицинскому страхованию осуществляется фондами ОМС через страховые компании, имеющие право занимается обязательным медицинским страхованием, в форме выплат страховых сумм по медицинским полисам граждан медицинским лечебным заведениям на основании утвержденных нормативов. Литература 1. Абрамова М.А., Александровна Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009. 2. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. – СПб.: Изд-во «Питер», 2006. 3. Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы. 2008. №11. 4. Булатова А.С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2004. Гл. 16. С. 260 – 277. 5. Буретин Л.Н. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов. М., 2000. |