Дипломная работа: Аудит расчетов по НДС
Название: Аудит расчетов по НДС Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: дипломная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУЛИТА РАСЧЕТОВ ПО НДС 1.1. Цель и информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДС 1.2. Регулирование учета расчетов по НДС. 2. ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО НДС В ООО «ИРБИС» 2.1. Разработка плана аудиторской проверки расчетов по НДС 2.2. Разработка программы аудита расчетов по НДС ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Актуальность данной темы заключается в том, что ни одно государство не может обойтись без налогов и потому налоги являются тем фоном, на котором происходят все экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направив их на выполнение функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам. В условиях рыночной экономики налоги – один из тех не многих остающихся в руках государства рычагов, с помощью которого оно сможет вмешиваться в процессы, происходящие в обществе, экономике, и влиять на них. Налоговые проблемы в переходный период в Российской Федерации являются чрезвычайно острыми и сложными. В любой стране налоги – это компромисс между государством и налогоплательщиками, между интересами общими и частными, между перспективами и текущими целями. Поэтому налоги являются объектом пристального внимания общественности, объективной и субъективной критики. С введением в действие Налогового Кодекса РФ изменяется порядок исчисления налогов. Вместе с тем, несмотря на огромное количество поправок, внесённых в законодательные акты, объём вопросов по исчислению и уплате налогов не уменьшается. Более того, каждое изменение и дополнение приводит к появлению новых проблем. Множественность налогов, налоговых ставок и льгот, нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов, делают правильную уплату налогов затруднительной для налогоплательщиков. Неоднозначная трактовка налоговых норм разрешается в суде. Практика судебного рассмотрения дел приводит к тому, что, давая толкование отдельным положениям закона или инструкции, невозможно обойтись без того или иного решения судов высшей инстанции. В то же время в налоговом законодательстве установлена довольно жесткая ответственность за нарушение законов. Во многих случаях нарушения связаны с недостаточной осведомленностью налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве и, особенно с происходящими изменениями в нем и т. п. Зачастую налоговые нарушения являются результатом непреднамеренных или умышленных действий, а следствием того, что налогоплательщик просто не имеет всей информации о налогах. Любая бухгалтерия, как сердце организации, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От чёткости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации. Целью данной работы является аудит расчетов по НДС. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: - изучение цели и информационной базы аудита расчетов с бюджетом по НДС; - рассмотрение регулирования учета расчетов по НДС. Предметом данной работы является аудит расчетов по НДС. Объектом исследования выступает ООО «Ирбис». Источниками написания работы служили учебные пособия Сорокиной Е.М., Териховой А.А. и других авторов. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУЛИТА РАСЧЕТОВ ПО НДС 1.1. Цель и информационная база аудита расчетов с бюджетом по НДСЦелью проведения аудита расчетов с бюджетом по НДС является проверка достоверности, то есть точности расчета налога на добавленную стоимость и своевременности его уплаты в бюджет. Необходимо отметить, что в целях получения достоверных результатов от проведения аудиторской проверки необходимо тщательно проанализировать: статус налогоплательщика; возможность применения налоговых льгот и правильность их использования; объект налогообложения; формирование налоговой базы; правомерность применения вычетов; составление и своевременность сдачи деклараций, а также своевременность уплаты налога. Для того, чтобы проверить статус налогоплательщика аудитору следует проанализировать объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации. Если за три последовательных календарных месяца величина выручки от реализации (без учета НДС и налога с продаж) не превысила в совокупности 1 млн. руб., то организации имеют право на освобождение от обязанности плательщика НДС. Если результаты проверки показывают, что организация имеет основания получить такое освобождение, то это должно быть зафиксировано в письменном отчете аудитора. [5,c.118] Необходимо, кроме того, проверить были ли у проверяемой организации следующие операции: - приобретение товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих в Российской Федерации на учете в налоговых органах; - аренда федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества у органов государственной власти или органов местного самоуправления; - реализация на территории Российской Федерации конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству. Дело в том, что по каждой из следующих операций организация в проверяемом периоде должна была выступать в качестве налогового агента (ст.161 НК РФ), то есть она была обязана исчислять, удерживать и перечислять в бюджет НДС за контрагентов-налогоплательщиков. Следовательно, аудитору стоит убедиться, сделала ли это организация, а также проверить, правильно ли исчислена налоговая база и своевременно ли перечислен налог в бюджет. При проверке статуса налогоплательщика программой аудита должны быть предусмотрены такие аудиторские процедуры, как сравнение данных об объеме выручки по месяцам отчетного периода, сопоставление фактических данных с требованиями НК РФ, выявление по данным аналитического бухгалтерского учета нетипичных операций, связанных с повышенным риском искажения данных о начисленном и уплаченном НДС. Важным также при проведении аудиторской проверки является анализ возможности применения налоговых льгот. Главным здесь является необходимость выявить, имеет ли основания организация воспользоваться льготами по НДС, поименованными в ст.149 НК РФ, и тем самым уменьшить налоговые платежи в бюджет. Если в ходе аудиторской проверки выяснится, что определенные операции могут не облагаться НДС (в соответствии с нормами ст.149 НК РФ), то этот факт следует зафиксировать в письменном отчете аудитора. [12,c.137] В том случае, если организация пользуется льготами, то аудитору целесообразно проверить, ведет ли она раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций. Кроме того, аудитору стоит обратить внимание на то, что иногда организации, выступающие в роли посредников и реализующие не облагаемые НДС товары по посредническим договорам (агентским договорам, договорам комиссии, договорам поручения), не платят НДС со своего вознаграждения, мотивируя это тем, что реализация данных товаров не облагается НДС (в соответствии со ст.149 НК РФ). Однако такая позиция не соответствует нормам законодательства, так как льготы по НДС распространяются только на налогоплательщиков, которые являются собственниками льготируемых товаров, на посредников эти льготы не распространяются. При проверке объекта налогообложения аудитор должен выявить ошибки, связанные с тем, что организация иногда ошибочно не начисляет НДС либо, наоборот, начисляет налог. Выявление вышеуказанных ошибок при проверке объекта налогообложения может осуществляться путем просмотра данных аналитического бухгалтерского учета по движению товарно-материальных ценностей; ознакомления с содержанием отдельных договоров, в том числе договоров дарения, безвозмездной передачи, актов выполненных строительно-монтажных работ, учредительных договоров и т.п. Например, иногда совершаются следующие ошибки: - не начисляется НДС при передаче товаров (работ, услуг) при сделках на безвозмездной основе; - ошибочно начисляется НДС при передаче товаров из одного структурного подразделения организации в другое; - не начисляется НДС по продукции, работам, услугам выполненным для собственных нужд в части затрат, которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций ; - не начисляется НДС по строительно-монтажным работам, выполненным хозспособом; - ошибочно не начисляется НДС или наоборот начисляется по операциям, которые входят либо не входят в перечень операций не входящих в объект налогообложения НДС (ст.ст.146 и 39 НК РФ), в частности: передача имущества организации-правопреемнику при реорганизации; передача имущества в уставный капитал по договору простого товарищества; передача объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти или органам местного самоуправления; - передача на безвозмездной основе основных средств органам государственной власти или органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Кроме того, аудитору следует обратить внимание на посреднические операции. При осуществлении таких операций на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров организации-посредники нередко допускают ошибку, включая в налоговую базу по НДС все суммы, полученные соответственно от доверителя, комитента, принципала или покупателей. Аудитору нужно учитывать, что налоговая база по НДС у них формируется только в сумме посреднического вознаграждения. Все прочие суммы в налоговую базу не включаются и НДС не облагаются (ст.156 НК РФ). [19,c.174] Необходимо аудитору проверить цены, исходя из которых определяется налоговая база по НДС при передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд. При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных товаров, аналогичных работ, услуг. Если такие цены отсутствуют, то налоговая база исчисляется исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС. Понятие рыночной цены дается в ст.40 НК РФ. Ею признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Ошибка при списании дебиторской задолженности заключается в том, что в налоговую базу по НДС не включаются суммы списанной дебиторской задолженности. А начислить налог при списании дебиторской задолженности требует п.5 ст.167 НК РФ. Делать это необходимо либо на день списания этой задолженности, либо на день истечения срока исковой давности. При проверке правомерности применения вычетов по НДС аудитору следует: - ознакомиться с организацией аналитического учета к счету 19 "НДС по приобретенным ценностям"; - оценить качество учета и контроля операций; - убедиться в наличии раздельного учета НДС по приобретению товарно-материальных ценностей; - проверить соблюдение порядка и сроков осуществления вычетов. Кроме того, целесообразно выборочным порядком проверить соблюдение правил оформления счетов-фактур, на основании которых принимается к вычету НДС, а также убедиться в соблюдении принципа временного соответствия вычетов по НДС и оприходования товарно-материальных ценностей. Стоит отметить, что аудиторская проверка НДС должна включать в себя следующие процедуры: · анализ налоговых отчетов за предыдущие периоды, выявление вопросов, по которым имелись замечания, и выполнение рекомендаций по этим вопросам; · сравнение остатков по счетам НДС за текущий период с остатками за предыдущие периоды и анализ значительных или необычных отклонений; · сравнение фактических ставок за текущий период и анализ значительных или необычных отклонений; - анализ уплаты платежей в бюджет за отчетный период. При аудиторской проверке НДС, уплаченного при приобретении товаров, работ и услуг, необходимо проанализировать расчеты НДС при приобретении оборотных средств и НДС, который возмещается из бюджета. При анализе НДС по приобретению оборотных средств проводится детальная проверка остатков по Главной книге, составления баланса по расчетам с бюджетом и первичных документов. Суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов. При анализе уплаченного НДС, который возмещается из бюджета, аудиторы должны провести: [16,c.257] · выверку по дебету счета 68 субсчет «Расчеты по НДС»; · выверку данных о расчетах по налогу, предоставляемых в налоговый орган; · составление баланса (с целью проверки) и выборку первичных документов для проверки правильности учета уплаченного НДС по полученным запасам, МБП, материальным и нематериальным средствам, работам и услугам. Данная процедура предполагает точное распределение по отчетным периодам расчетов с бюджетом по НДС. При проверке правильности учета полученного НДС, включаемого в стоимость реализуемых товаров, работ и услуг, и соответствия задолженности по НДС перед бюджетом аудиторы должны: · выверить остатки по Главной книге; · составить сводную ведомость и проанализировать данные счета расчетов по НДС; · выверить данные по расчетам налога, представленные в налоговую инспекцию; · проанализировать правильность применения ставок налога в зависимости от характера бизнеса и типа реализуемой продукции; · пересчитать задолженность по НДС за отчетный период; · проанализировать правильность применения льгот по НДС в соответствии с законодательными актами; · определить периодичность уплаты НДС на основе расчета среднемесячной задолженности по НДС; · провести выборочную проверку правильности составления документации и расчетов по налогу путем сравнения с данными банковских выписок во избежание пеней и штрафов. Важным моментом при проведении аудиторской проверке НДС является проверка правильности составления налоговой декларации. Дело в том, что объектом начисления НДС согласно ст.146 НК РФ являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг). Поэтому аудитору нужно проверить соответствие данных по строке 1 графы 4 Налоговой декларации по НДС с данными строки "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" Отчета о прибылях и убытках (форма N 2), учитывая, что декларация по НДС составляется за отчетный период, а форма N 2 - нарастающим итогом. Кроме того, аудитору стоит сравнить показатели строки 5.1 "Сумма авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг)" Налоговой декларации по НДС с данными строки "Средства, полученные от покупателей, заказчиков" в части поступивших авансов Отчета о движении денежных средств (форма N 4). Сумма, указанная в Налоговой декларации, должна быть не меньше суммы по строке из формы N 4. В противном случае есть основания предполагать неполное включение или невключение в облагаемый оборот авансов и предоплат, то есть занижение налоговой базы по НДС в налоговом периоде. Кроме того, в Налоговой декларации по НДС показатели строки 7 "Сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении товаров (работ, услуг), подлежащая вычету" должна соответствовать записям по кредиту счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС". Если в бухгалтерском балансе отсутствуют остатки незачтенных сумм НДС по счету 19 и одновременно имеется кредиторская задолженность поставщикам, то это может свидетельствовать об искажении данных декларации по НДС. Важным моментом является проверка своевременности сдачи деклараций и уплаты налога. Налогоплательщики, уплачивающие НДС ежемесячно, должны представлять налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (месяцем). Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 млн руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Не позднее указанных сроков они должны и перечислить налог в бюджет соответственно за истекший месяц или истекший квартал. [11,c.230] 1.2. Регулирование учета расчетов по НДС.Налог на добавленную стоимость является федеральным налогом. Впервые он был введен и стал действовать на территории РФ с 1 января 1992 года. В настоящее время основные элементы налогообложения по данному налогу и порядок расчета, учета и уплаты по НДС определяются в главе 21”Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации. В нижеприведенной таблице наглядно отображены основные налоговые элементы по НДС в соответствии с действующим в 2004 году содержанием вышеуказанной главы Налогового кодекса РФ. Учет налога на добавленную стоимость ведется на счетах 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» по соответствующим субсчетам, 68 «Расчеты с бюджетом» в субсчете «Расчеты по налогу на добавленную стоимость». Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате организацией в бюджет (НДСб ), определяется : [12,c.117] НДСб = НДСпод – НДСупл , (1) Где НДСпод - налог на добавленную стоимость, полученный от покупателей по реализованной продукции, работам, услугам, основным средствам, материалам, нематериальным активам и др; НДСупл - налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщиками, подрядчиками за приобретенные у них материальные ценности, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства. Налог на добавленную стоимость, полученный от покупателей, отражается по кредиту счета 68 в корреспонденции со счетами в зависимости от принятого учетной политикой организации момента реализации для целей налогообложения: по отгрузке - по дебету счета 90/3 по оплате - по дебету счета 76, 90/3 Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщикам и подрядчикам за приобретенные у них материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги производственного значения, отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». НДС со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» списывается после оплаты оприходованных материальных ценностей, принятых работ, услуг в уменьшение задолженности бюджету по данному налогу. В случае использования материальных ценностей, работ, услуг для непроизводственных целей сумма НДС, приходившаяся на эти ценности (работы, услуги) восстанавливается как задолженность бюджету. В случае использования приобретенных материальных ценностей (работ, услуг для производства продукции (работ, услуги, освобожденной от НДС, сумма уплаченного поставщикам (подрядчикам) этого налога включается в стоимость приобретенных материальных ценностей, издержки производства. Налог на добавленную стоимость - является косвенным и включается в цену приобретаемых товаров, работ, услуг. Плательщиками НДС являются все предприятия, организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, если их выручка от реализации товаров превышает сумму, установленную Законом о налоге на добавленную стоимость(1 миллион рублей выручки без учета НДС за три последовательных месяца в 2004 году). НДС взимается с реализации всех товаров и материальных ценностей, причем в налогооблагаемую базу включаются авансы и предоплата под поставку товаров, оказания услуг. Уплата налога производится независимо от формы расчетов и характера осуществления реализации. В частности не имеет значения форма расчетов: производятся ли они посредством денежных средств, путем прямого товарообмена (бартера), с частичной оплатой. В случае реализации безвозмездно уплата налога также производится. Если оплата производится за счет государственных средств, то это также не влияет на вопрос включения этой операции в налогооблагаемый оборот. Поэтому аудитор при проверке правильности уплаты НДС должен проконтролировать все счета, отражающие движение материальных ценностей, платежные поручения и другие расчетные поручения. В соответствии с пунктом 3 статьи 168 главы 21 Налогового кодекса РФ предприятия при реализации товаров (работ, услуг) выставляют соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Согласно пункту 8 статьи 169 главы 21 Налогового кодекса РФ порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации. Вышеуказанным Постановелнием Правительства РФ утверждены: типовая форма счета-фактуры, порядок ведения журналов учета счетов-фактур, форма книги продаж и книги покупок и требования к их ведению. Пунктом 1 статьи 172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса РФ, производятся только на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. В статье 169 Налогового кодекса РФ определен минимум требований к оформлению счет-фактуры, который необходимо выполнить, чтобы применить вышеуказанный налоговый вычет по НДС. Кроме того, вышеуказанной статьей определена обязанность каждого налогоплательщика по осуществлению регистрации выписанных счетов-фактур покупателям в книге продаж, а полученных от поставщиков - в книге покупок. К книгам обеих форм предъявляются общие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет. Контроль за правильностью ведения осуществляет руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Книги ведутся с целью обеспечения получения полной и достоверной информации по НДС, начисленному за реализованные товары, работы и услуги на основе книги продаж и подлежащему налоговому вычету на основе книги покупок. [15,c.178] В соответствии со статьей 167 НКРФ расчет налога на добавленную стоимость и соответственно ведение книги продаж имеет свои особенности в зависимости от того, какую учетную политику приняло предприятие для учета момента определения налогооблагаемой базы и - по мере отгрузки продукции, работ, услуг или по поступлению денежных средств. При учете момента определения налогооблагаемой базы по мере отгрузки сумма НДС начисляется с товаров, работ, услуг переход права собственности, по которым перешел к покупателю в данном налоговом периоде (в книге продаж регистрируются в хронологической последовательности выписанные счета-фактуры, предъявленные покупателям). При использовании в учетной политике предприятия метода по моменту определения налогооблагаемой базы по поступлению денежных средств сумма НДС начисляется по мере оплаты за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги(счета-фактуры выписываются и регистрируются в книге продаж по мере поступления денежных средств или осуществления иной формы оплаты). В случае частичной оплаты товаров (работ, услуг) в книге продаж производится регистрация каждой суммы, поступившей при частичной оплате с указанием реквизитов счета-фактуры, составленного на отгрузку этого товара (работ, услуг) с пометкой “частичная оплата”. Таким образом, итоговые суммы по начислению НДС за налоговый период определяются по итогу книги продаж за соответствующий период. Кроме того, в книге продаж также должны быть зарегистрированы и авансовые, а также прочие поступления средств, если их получение связано с реализацией товаров, работ, услуг. [9,c.216]. 2. ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ ПО НДС В ООО «ИРБИС» 2.1. Разработка плана аудиторской проверки расчетов по НДСАудиторская проверка – это сложный и длительный процесс. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не снижая при этом качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский риск. Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является выработка чёткой методики аудиторской проверки. Содержание общего плана оформим в виде таблицы. Таблица 1 Общий план аудита Проверяемая организация: ООО «Ирбис» Период аудита: 2007 Количество человеко-часов 160 Руководитель аудиторской группы: Петрова З.П, Состав аудиторской группы: Шишкина А.Г., Клюева Т.П., Комарова М.И., Топорков Г.И., Сидорова К.Н.
При подготовке общего плана аудита аудиторской организацией следует установить применимые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчётность достоверной. Представим в таблице порядок расчёта уровня существенности. Таблица 2 Определение уровня существенности
Определим единый уровень существенности: (123 + 1182 + 2435 + 6910 + 1138) : 5 = 2358 (тыс. руб.) Наибольшее значение отличается от среднего на: (6910 – 2358) : 2358 * 100 = 193 % Наименьшее значение отличается от среднего: (2358 – 123) : 2358 * 100 = 95 % На базе оставшихся показателей рассчитаем среднюю величину: (1182 + 2435 + 1138) : 3 = 1585 (тыс. руб.) Округлим среднее значение до 1600 (тыс. руб.). Таким образом, величина 1600 (тыс. руб.) является единым показателем уровня существенности. Определим уровень существенности, значимых статьей бухгалтерского баланса. Таблица 3 Определение уровня существенности, значимых статей актива бухгалтерского баланса
Таблица 4 Определение уровня существенности значимых статей пассива бухгалтерского баланса.
Таким образом, в табл. 3 и табл. 4 определены числовые значения максимально допустимой суммарной ошибки, содержащейся в бухгалтерской отчетности. Другим элементов деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска. Риск аудитора означает вероятность того, что бухгалтерская отчётность организации может содержать не выявленные существенные ошибки и искажения после подтверждения её достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчётности нет. Оценка внутрихозяйственного риска в отношении бухгалтерских счетов и однотипных групп хозяйственных операций. Общая оценка системы внутреннего контроля показала, что надёжность системы внутреннего контроля определена как высокая. Но тестирование системы бухгалтерского учёта показывает, что по отдельным бухгалтерским операциям внутренний контроль на среднем уровне, как следствие, появление единичных и случайных ошибок. Итак, риск средств контроля определим в размере 50 %. Между риском необнаружения и комбинацией внутрихозяйственного риска и риска средств контроля существует обратная связь. Определим уровень риска необнаружения ниже среднего, а значит, следует проводить аудиторскую проверку более детально, модифицировать аудиторские процедуры. Уровень риска не обнаружения составит 10 %. Для составления более эффективного плана преобразуем модель аудиторского риска с целью вычисления риска – определить риск необнаружения и соответствующее количество подлежащих сбору свидетельств. РН = (АР): (ВХР * РК) (2) Определим уровень аудиторского риска в размере 5 %. 0,05 : ( 0,8 * 0,5) = 0,125 Таким образом, план аудитора может быть изменён в связи с необходимостью согласовать количество отбираемых свидетельств. 2.2. Разработка программы аудита расчетов по НДСПрограмма аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Таблица 5Проверяемая организация: ООО «Ирбис» Период аудита: 2007 Количество человеко-часов 160 Руководитель аудиторской группы: Петрова З.П, Состав аудиторской группы: Шишкина А.Г., Клюева Т.П., Комарова М.И., Топорков Г.И., Сидорова К.Н.
Продолжение таблицы 5
Классификатор возможных нарушений включает перечень нарушений, которые возможны при ведении учёта налогооблагаемых баз. Разработка классификатора помогает аудитору в определении вопросов, которые нужно задать для выявления данных нарушений. Таблица 6Классификатор возможных нарушений
Для выявления возможных нарушений разработан определённый набор контрольных процедур. «НДС 1.1» - проверка полноты отражения в учёте выручки от продаж: «НДС 1.1.1» - проверка правильности заполнения всех реквизитов документов; «НДС 1.1.2» - проверка подлинности подписей должностных и материально-ответственных лиц; «НДС 1.1.3» - проверка сверки отчётных данных и данных, отражённых в учётных регистрах; «НДС 1.1.4» - проверка правильности и законности оформления операций по оплате и по отгрузке готовой продукции; «НДС 1.2» - проверка полноты отражения налогооблагаемого оборота: «НДС 1.2.1» - проверка полноты отражения облагаемого оборота по счетам 46,47,48; «НДС 1.2.2» - проверка полноты отражения облагаемого оборота по счёту 64 «Авансы полученные»; «НДС 1.2.3» - проверка полноты отражения облагаемого оборота по счетам 80,88; «НДС 5.1» - проверка обоснованности применения льгот: «НДС 5.1.1» - проверка наличия видов продукции, освобождённых от уплаты НДС; «НДС 5.1.2» - проверка ведения раздельного учёта затрат на производство и реализацию продукции, облагаемой и необлагаемой НДС; «НДС 5.1.3» - проверка ведения раздельного учёта затрат на производство и реализацию продукции в разрезе ставок налога 10%, 20%; «НДС 5.2» - проверка наличия первичных документов: «НДС 5.2.1» проверка правильности оформления первичных документов; «НДС 5.2.2» - проверка наличия на счетах-фактурах подписи руководителя; «НДС 5.2.3» - проверка наличия в счетах-фактурах указания отдельной строкой суммы НДС; «НДС 6.1.1» - проверка правильности учёта НДС при поступлении объектов имущества организации; «НДС 6.1.2» - проверка правильности учёта НДС при поступлении товаров; «НДС 6.1.3» - проверка правильности отнесения к зачёту сумму НДС при поступлении основных средств, НМА; «НДС 7.1.1» - проверка правильности ведения аналитического и синтетического учёта; «НДС 7.1.2» - проверка правильности отражения на счетах бухгалтерский учёта выручки от продаж при выбранном методе формирования налогооблагаемых баз; «НДС 7.1.3» - проверка своевременности отражения в учёте хозяйственных операций по НДС; «НДС 7.1.4» - проверка соответствия данных в журналах-ордерах, главной книге и отчётности; «НДС 7.1.5» - проверка правильности выведения остатков по счетам бухгалтерский учёта. Анализ состояния налогооблагаемых баз показал, что основным фактором, влияющим на начисление налогов, является выручка от продаж. При проведении анализа существующей системы бухгалтерского учёта было установлено, что бухгалтерия в организации является структурным подразделением. Наибольшую численность составляют работники, имеющие средне специальное образование и стаж работы больше 10 лет. Бухгалтерский учёт организован в соответствии с учётной политикой, принятой в организации. Система бухгалтерского учёта частично автоматизирована. Анализ системы учёта налогооблагаемых баз представлен на примере налога на добавленную стоимость, так как этот налог имеет наибольший удельный вес в структуре налогов организации. Бухгалтерский учёт налогооблагаемых бах ведётся в соответствии с действующим закодательством. Отрицательное влияние на формирование налогооблагаемых баз оказывает неравномерность документационно-информационных потоков и отсутствие единого графика документооборота. В связи с этим в данном дипломном проекте представлена разработка схемы и графика документооборота, которые должны обеспечивать своевременное поступление первичных документов в бухгалтерию; своевременное отражение этих документов в бухгалтерском учёте; помогать организации в управлении налогооблагаемыми базами, тем самым, обеспечивая уменьшение штрафных санкций за несвоевременное и неполное отражение в бухгалтерском учёте хозяйственных операций, подлежащих налогообложению. Предложенная методика аудиторской проверки налогооблагаемых баз должна помогать аудитору в проверке ведения бухгалтерского учёта налогооблагаемых баз. Методика аудита включает в себя: - разработку общего плана проверки; - разработку программы проверки; - разработку контрольных процедур на основе классификатора возможных нарушений; - рекомендации по выполнению аудиторских процедур. Проведение аудиторской проверки организации поможет в исключении простейших технических ошибок; в снижении ошибок, обусловленных неправильным толкованием налогового законодательства; способствует сокращению штрафных санкций по налогообложению. Модель формирования налогооблагаемых баз упрощает расчёт налога на добавленную стоимость. Оценка эффективности проекта показала, что деятельность предприятия ведётся со средней степенью эффективности. Разработанные предложения способствуют правильному ведению бухгалтерского учёта налогооблагаемых баз и уменьшению штрафных санкций по налогообложению. Сэкономленные средства за счёт их снижения организация может направить на расширение производства и развитие материально-технической базы. 1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 146-ФЗ (ред. от 17.05.2007). 2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 117-ФЗ (ред. от 05.01.2008). 3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ.4. Додж Р.Краткое руководство по стандартам и нормам аудита: пер. с англ. С.А. Стукова. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 315 с. 5. Дронов А.С. Аудит. - М.: Финансы. - 2006. – 480с. 6. Звонарев Д.А. Бухгалтерский учет, прогнозирование финансового результата. - М.: Экзамен, 2005. - 256с. 7. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи. - М.: Финансы. 2004. – 480с. 8. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет, прогнозирование финансового результата. - М.: Экзамен, 2005. - 256с. 9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. - М.: Инфра – М, 2006. - 319с. 10. Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Бухгалтерский учет на предприятии. - СПб.: БЕК, 2004. - 420с. 11. Кравцов М.В. Основы аудита: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2001. - 412с. 12. Подольский В.И. Аудит. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 425с. 13. Патров В.В., Быков В.А.: Бухгалтерская отчетность организации. - М.: МЦ-ФЭР, 2004. - 315с. 14. Романовский М.В., Врублевская О.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-М, 2005. - 412с. 15. Рапопорт М.М. Международные стандарты учета и аудита: Сборник с комментариями.: Международные положения аудита.- М.: Аудит,2006. – 487с. 16. Розенберг А. М. Основы экономики. - Ростов-на-Дону.: Свет, 2005. - 260 с. 17. Сорокина Е.М. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 512с. 18. Сучилин А.А. Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии. - М.: Аудит, 2005. – 512с. 19. Терехов А.А. Терехов М.А. Контроль и аудит. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 318с. 20. Щеглов О.В. Аудит на предприятиях. - М.: БЕК, 2006. - 422с. 21. Шеремет А.Д., Суйц В.Л. Аудит. Учебник для вузов. – М.: Инфра –М, 2001. – 483с. |