Курсовая работа: Государственные ценные бумаги

Название: Государственные ценные бумаги
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: курсовая работа

Контрольная работа

по дисциплине: «Рынок ценных бумаг»

тема: «Государственные ценные бумаги»

Волгоград 2007 г.


Содержание

1. Государственные ценные бумаги: основные понятия, задачи, виды…...…..3

1.1 Сущность понятия государственных ценных бумаг, основные задачи выпуска…………………………………..………………………………….……..3

1.2 Основы функционирования рынка ценных бумаг…...……….……….........7

1.3 Основные классификации государственных ценных бумаг……………...11

1.4 Виды российских государственных ценных бумаг……………………......13

2. Современное состояние рынка государственных ценных бумаг в России..19

2.1 Рынок государственных облигаций в РФ………………………..………...19

2.2 Рынок муниципальных облигаций в РФ…………………………………...23

3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в РФ……………………………………………………………………………….26

3.1 Актуальные проблемы рынка государственных ценных бумаг в РФ…....26

3.2 Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………...27

Список использованной литературы…………………………………………...32


1. Государственные ценные бумаги: основные понятия, задачи, виды

1.1 Сущность понятия государственных ценных бумаг, основные задачи выпуска

При выполнении государством функций по управлению хозяйственно-рыночными и кредитно-финансовыми сферами жизнедеятельности его субъектов возникает необходимость привлечения свободных денежных средств, принадлежащих последним. На практике существует несколько способов привлечения свободных оборотных средств юридических и физических лиц, которые, несмотря на определенные различия, характеризуются обязательным нормативным регулированием их порядка, публичностью, возмездностью, возвратностью и добровольностью. Одним из наиболее распространенных методов привлечения денежных средств является проведение государством в лице его официальных и уполномоченных на то органов заемных операций, в результате которых формируется государственный внутренний долг, представляющий собой с юридической точки зрения долговое обязательство государства.

Правовое регулирование формирования и осуществление государством деятельности по созданию государственного внутреннего долга закреплено Законом РФ от 13.11.92 N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", в соответствии с которым долговые обязательства государства могут быть оформлены в виде кредитов, полученных Правительством РФ, долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, и государственных займов, осуществляемых посредством выпуска государственных ценных бумаг[1] .

Ценной бумагой признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов определенные имущественные права, осуществление или передача которых непосредственно связаны с его предъявлением[2] .

Одним из видов ценных бумаг является государственная ценная бумага.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) - это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство, а порядок и условия размещения, обращения и погашения регулируются нормативными актами[3] .

Государственный долг - это общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным процентам по ним. С учетом сферы размещения займов государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Государственный долг РФ имеет следующие формы:

кредиты, полученные Правительством РФ;

государственный займы, т.е. эмиссии ценных бумаг от имени Правительства РФ;

другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Правительство определяет условия выпуска и размещения государственных долговых обязательств. Обслуживание государственного долга производится ЦБ и его учреждениями. Оно заключается в операциях по размещению долговых обязательств, их погашении и выплате доходов в виде процентов по ним. Покрытие государственного внутреннего долга происходит за счет государственного бюджета, в расходах бюджета необходимые для этого средства даются отдельной строкой.

Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться для решения следующих основных задач:

финансирования текущего бюджетного дефицита;

погашения ранее размещенных займов;

обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;

финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

поддержки социально значимых учреждений и организаций[4] .

Как уже раньше было сказано одним из направлений покрытия бюджетного дефицита является привлечение частных средств путем продажи государственных ценных бумаг. Однако следует заметить что выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Действительно, использование кредитных ресурсов центрального банка сужает его возможности регулирования ссудного рынка и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией, расстройством денежного обращения.

Следует отметить, что необходимость выпуска долговых инструментов может появиться в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже без дефицитности бюджета текущего года. Кроме того, независимо от наличия указанных причин, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Они обычно связаны с тем, что пик поступлений платежей в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговых деклараций, в то время как бюджетные расходы имеют более равномерное распределение по времени.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают правительственной поддержки. Такие долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долевые обязательства отличают высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги в странах с рыночной экономикой, как правило, являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга.

Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами, часто отсутствуют налоги на операции с ГЦБ и на получаемые с них доходы.

Размещение ГЦБ обычно осуществляется (эмитенты):

Центральным Банком;

Министерством финансов.

Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых ценных бумаг являются: население, пенсионные и страховые компании и фонды, банки, инвестиционные компании и фонды.

ГЦБ размещаются в бумажной (бланковой) или безбумажной формах (в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях) разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и др.

1.2 Основы функционирования рынка ценных бумаг

Рынок государственных ценных бумаг – особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращением государственных ценных бумаг. Это важнейший элемент фондового рынка любой страны.

Всех участников РЦБ можно разделить на две группы. В первую группу входят профессиональные участники РЦБ, представленные главным образом организациями, которые оказывают посреднические и консультационные услуги на РЦБ, а также выступают в роли активных игроков на фондовом рынке. Эти организации формируют инфраструктуру (каркас) фондового рынка. Ко второй группе можно отнести участников, выходящих на фондовый рынок в целях временного размещения свободных финансовых ресурсов. В их число входят как юридические, так и физические лица[5] .

Особенность деятельности профессиональных участников в том, что она требует лицензирования со стороны государства. Лицензии выдаются Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) или уполномоченными ею организациями. Существуют три вида лицензий: профессионального участника, на осуществление деятельности по ведению реестра, фондовой биржи. Физические лица, работающие в организациях — профессиональных участниках РЦБ, связанные с осуществлением сделок с ценными бумагами, должны иметь аттестат ФКЦБ, дающий им право заниматься этим видом деятельности.

Главное действующее лицо на рынке — посредник, именуемый на фондовом рынке брокером.

Брокер — это лицо, действующее за счет клиента на основе договоров поручения или комиссии. В качестве брокера обычно выступает брокерская компания. Физическое также лицо может осуществлять брокерские функции, если зарегистрируется в качестве предпринимателя. За оказанные услуги брокер получает комиссионные. В обязанности брокера входит добросовестное выполнение поручений клиента, которым должно отдаваться предпочтение по сравнению со сделками самого брокера, если он также имеет право выполнять функции дилера[6] .

Договор комиссии с брокером может предусматривать возможность использования им средств клиента, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги или полученные в результате продажи бумаг, в своих интересах до момента возврата денежных средств клиенту. При этом часть прибыли, полученной от их использования, в соответствии с договором перечисляется клиенту. Брокер не вправе давать гарантии клиенту в отношении доходов от инвестирования данных средств. Если интересы брокера препятствуют выполнению им поручений клиента на наиболее выгодных для последнего условиях, брокер обязан немедленно уведомить об этом клиента.

Профессиональный участник РЦБ — дилер.

Дилер — это лицо, совершающее сделки купли-продажи цепных бумаг от своего имени и за свой счет на основе публичного объявления их котировок. В качестве дилера может выступать только юридическое лицо. Дилер извлекает прибыль за счет двух источников.

Во-первых, он постоянно объявляет котировки, по которым готов купить и продать ценные бумаги. Например, он объявляет котировку акций компании А как 950 руб. и 1000 руб. Это означает, что дилер готов продать акции данной компании за 1000 руб. или купить их за 950 руб. Цену, по которой дилер готов продать бумагу, называют ценой продавца. В нашем примере это 1000 руб. Цену, по которой дилер готов купить бумагу, называют ценой покупателя. В нашем примере это 950 руб. Разницу между ценой продавца и ценой покупателя называют спрэдом или маржой. Дилер получает прибыль за счет спрэда. Как правило, его величина тем меньше, чем лучше развит рынок данной бумаги. При редкой торговле ценной бумагой риск операций для дилера высок и для его компенсации он устанавливает большой спрэд.

Дилер обязан заключать сделки по ценам объявленных котировок. Наряду с ценами он может устанавливать обязательные условия, такие как минимальное и максимальное количество покупаемых и/или продаваемых бумаг, а также сроки действия цен. В случае отказа дилера от заключения сделки на объявленных условиях к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении договора и/или о возмещении причиненных инвестору убытков.

Во-вторых, дилер зарабатывает за счет возможного прироста курсовой стоимости приобретенных им бумаг. Дилер — это крупная организация. Поэтому она обычно совмещает два вида деятельности: собственно дилера и брокера.

Участником фондового рынка является инвестиционный фонд. Инвестиционный фонд — это акционерное общество, которое выпускает свои акции и реализует их инвесторам. Аккумулированные таким образом средства он размещает в другие ценные бумаги или на депозитах в банках. Фонды могут быть открытыми и закрытыми. Открытый фонд — это акционерное общество, размещающее акции с обязательством их последующего выкупа по требованию инвестора. Закрытый фонд — это акционерное общество, размещающее акции без обязательства их выкупа. Вернуть себе деньги инвестор может только, перепродав акции на вторичном рынке, если на них существует спрос. Синонимом термина «закрытый фонд» в случае зарубежных фондов может быть термин «взаимный фонд». В случае открытого фонда акции выкупаются по цене, определяемой на основе стоимости финансовых активов, в которые фонд инвестировал средства.

Рынки ценных бумаг подразделяются на следующие виды: первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой[7] .

Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг.

Вторичный рынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.

По организационным формам различают биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.

Внебиржевой рынок - сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже.

Операции с ценными бумагами проводят фондовые биржи (для бумаг в валюте - валютные биржи) и инвестиционные институты.

Фондовая биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг. Организационно-фондовая биржа представлена в форме хозяйствующего субъекта, работающего по лицензии и занимающегося обращением ценных бумаг. Под обращением ценных бумаг понимаются их купля, продажа, а также другие действия, предусмотренные законодательством, приводящие к смене владельца ценных бумаг. Биржа не является коммерческим предприятием. Как хозяйствующий субъект биржа предоставляет помещение для сделок с ценными бумагами, оказывает расчетные и информационные услуги, дает определенные гарантии, накладывает ограничения на торговлю ценными бумагами и получает комиссионные от сделок. Функции фондовых бирж заключаются в мобилизации временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаги в установлении рыночной стоимости ценных бумаг и в установлении рыночной стоимости ценных бумаг.

1.3 Основные классификации государственных ценных бумаг

К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся следующие.

1. Казначейские векселя - краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, т.е. по цене ниже номинала, по которому они погашаются (или продаваемые по номиналу , а выпускаемые по цене выше номинала).

2. Среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны - казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного до пяти лет, выпускаемые обычно с условием выплаты фиксированного процента.

3. Долгосрочные казначейские обязательства - со сроком погашения до десяти и более лет; по ним уплачиваются купонные проценты . По истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты ,т.е. за несколько лет до официального срока погашения.

4. Государственные (казначейские) облигации - по своей природе и назначению близки к среднесрочным и долгосрочным казначейским обязательствам (а иногда с ними даже не разграничиваются). Отдельные виды государственных облигаций, в частности, сберегательные облигации, могут распространяться на нерыночной основе.

5. Особые виды нерыночных государственных ценных бумаг в виде иностранных правительственных серий, серий правительственных счетов, серий местных органов власти (в советской экономике, как известно, широкое распространение получили беспроцентные товарные облигационные займы)[8] .

В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации, существует несколько группировок государственных ценных бумаг.

По виду эмитента:

ценные бумаги центрального правительства;

муниципальные ценные бумаги;

ценные бумаги государственных учреждений;

ценные бумаги, которым придан статус государственных.

По форме обращаемости:

рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться

после их первичного размещения;

нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.

По срокам обращения:

краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;

среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 до 5-10 лет;

долгосрочные, т.е. имеющие срок жизни обычно свыше 10--15 лет. По способу выплаты (получения) доходов:

процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть: фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей; ступенчатой).

дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже

номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;

индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;

комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

1.4 Виды российских государственных ценных бумаг

Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Выпуск ГКО начался с 1993 г. со сроком обращения 3 месяца. Главной задачей этих ценных бумаг является финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитентом ГКО (выпускаемых в бескупонной форме) выступает Минфин РФ. Банк России проводит размещение, обслуживание и погашение облигаций. Эмиссия производится отдельными выпусками на срок 3, 6 и 12 месяцев в безбумажной форме.

Облигации размещаются с дисконтом на первичных аукционах, на которых в качестве дилеров участвуют коммерческие банки, получившие соответствующие полномочия от Банка России. Все операции по покупке и продаже облигаций производятся в торгово-депозитарной системе ММББ, права на облигации учитываются путем внесения изменений на счетах "депо" в депозитарии этой биржи. В настоящее время рынок ГКО не работает, т.к. после кризиса 1997 г., государство не имеет возможности погашать ГКО[9] .

Казначейские обязательства (КО). Возникновение их связано с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. Чтобы решить эту проблему (в 1994 г.), не прибегая к инфляционным методам, Правительство РФ поставило целью переоформить 10% этой задолженности в особые долговые ценные бумаги. Такими бумагами стали КО.

КО выпускаются сроком на 1 год в безбумажной форме. Время с момента выпуска до начала погашения варьируется от 50 до 360 дней, в зависимости от серии. По всем сериям КО установлен единый доход - 40% годовых.

Владельцы КО вправе производить с ними следующие операции:

погашать кредиторскую задолженность,

оплачивать без ограничений товары и услуги,

продавать их физическим и юридическим лицам - резидентам,

совершать залоговые операции,

обменивать на казначейские налоговые освобождения,

погашать с получением процентов.

Чтобы выполнять большую часть этих операций, КО должны пройти определенное для каждой серии количество индоссаментов (3-5).

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). В результате банкротства Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) на его счетах оказались "замороженными" средства юридических и физических лиц. Согласно Указа Президента РФ, задолженность ВЭБ перед юридическими лицами покрывается ОВВЗ со сроком погашения от 1 года до 15 лет. Займ был выпущен в 1993 г. общим объемом 7,9 млрд. долл. Номинал облигаций: 1000, 10 000 и 100 000 долл. Облигации были выпущены пятью сериями. Облигации ВЭБ выступают документарными бумагами на предъявителя. Эмитент облигаций - Минфин РФ. Частью каждой облигации является комплект купонов, по которым производятся годовые выплаты процентов. Купонная ставка - 3% годовых - выплачивается 14 мая каждого года. При обмене вкладов ВЭБ на облигации преимущество было отдано коммерческим банкам, совместным п/п и благотворительным фондам: им были выданы облигации ближних серий. Торговля облигациями ВЭБ производится как в России, так и за рубежом. На данный момент в России вся торговля облигациями ВЭБ происходит вне биржи. Ввиду невысокого купонного процента банки торгуют облигациями ВЭБ с дисконтом 20-70% в зависимости от серии.

Облигации федерального займа с переменным купонным процентом (ОФЗ). ОФЗ выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. ОФЗ с переменным купонным доходом являются именными среднесрочными государственными ценными бумагами и представляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации.

Эмитентом выступает Минфин РФ, устанавливающее для каждого отдельного выпуска облигаций его объем, порядок расчета купонного дохода, определяемого на основе доходности ГКО, дату размещения, дату погашения, сроки выплаты купонного дохода, а также ограничения для потенциальных владельцев. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты и объявляется по первому купону не позднее чем за семь дней до даты начала размещения, по следующим купонам, включая последний, - не позднее чем за семь дней до выплаты дохода по предшествующему купону.

Все операции с ОФЗ, включая расчеты и учет прав на облигации, осуществляются через учреждения Банка России. Размещение ОФЗ, как и ГКО, производится на аукционе через уполномоченных дилеров, а вторичные торги - на ММВБ.

Государственный сберегательный займ (ГСЗ) был выпущен в обращение в августе 1995 г. Объем займа - 10 трлн. руб., которые государство получило, выпустив его облигации 10 сериями по 1 трлн. руб. каждая. ГСЗ выпускается в документарной форме на предъявителя, с процентным доходом, который для первого их выпуска равен 102,7% годовых. Облигации займа свободны в обращении, их владельцами могут быть как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты). Номиналы облигаций - 100 и 500 тыс. руб. Доход по этой ценной бумаге определяется ежеквартально, исходя из доходности ОФЗ. Погашение вверено Сбербанку. "Расчетная" цена облигаций ГСЗ зависит от дня покупки и определяется как сумма номинальной цены и накопленного на день совершения операции купонного дохода.

Еврооблигация - ценная бумага, как правило, на предъявителя, которая размещается за пределами страны. Срок размещения от 5 до 10 лет. Доходы выплачиваются в виде фиксировано-процентной ставки, с правом конверсии в другие облигации. Россия выпустила еврооблигацию в 1996 году на срок 5 лет. Объем эмиссии 1 млрд. долл. Доходность 9%. Размещение по цене 99,57 % от номинала.

Облигации банка России (ОБР).

Появились практически сразу после кризиса в 1998 г. как полный аналог ГКО, только в качестве эмитента - ЦБ РФ. Номинал - 1000руб. Срок обращения - до 1 года. Облигация дисконтная. Облигации могут покупаться только кредитными организациями.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Выпускаются правительством РФ в лице Минфина. Форма выпуска бумажная. Номинальная стоимость - 100 и 500 рублей. Облигации могут свободно покупаться и продаваться на РЦБ. Купон выплачивается ежеквартально. Выпуск был рассчитан преимущественно на мелких инвесторов. Основным отличие от ГКО и ОФЗ - это документарная форма , относительно низкий номинал и предъявительский характер ценных бумаг.

Приватизационные чеки (ваучеры).

Эти государственные ценные бумаги были выпущены в России (аналоги имеются и в некоторых других бывших соцстранах) для опосредования процесса передачи государственной собственности в частные руки, и в то же время предоставления равных начальных возможностей всем гражданам страны. Имеют ограниченный срок действия.

Муниципальные ценные бумаги.

Муниципальные ценные бумаги - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели. Цель займа:

покрытие временного дефицита местного бюджета

финансирование бесприбыльных объектов, требующее единовременных крупных средств, которыми не располагает местный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов соц. назначения и местные инфраструктуры

финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счёт получаемой прибыли.

Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных с точки зрения налогообложения, а также порядка эмиссии и обращения. Размещение муниципального займа осуществляется посредством одного или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или др. коммерческих структур. Выбор таких посредников должен осуществляться на конкурсной основе с учётом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Обычно муниципальные облигации являются свободно - обращаемыми. В основной своей массе они выпускаются на среднесрочный и долгосрочный период. Эти облигации являются более рискованными и менее ликвидными, чем государственные. За время существования рынка муниципальных облигаций, существенно расширилась география выпуска этих бумаг. Теперь уже большинство районов страны зарегистрировали те или иные выпуски. Важной разновидностью российских муниципальных облигаций являются жилищные облигации, целью которых является финансирование строительства жилья. Эти облигации в зависимости от условий предоставления жилья могут быть либо низко доходными, либо бездоходными.


2. Современное состояние рынка государственных ценных бумаг в России

2.1 Рынок государственных облигаций в РФ

Участником процесса выпуска ценных бумаг, инициирующим и осуществляющим выпуск, является эмитент - юридическое лицо, органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцем ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных в этих бумагах.

Обращение ценных бумаг - заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги, их купля-продажа инвесторами. Включает в себя первичное и вторичное размещение[10] .

Основная цель выпуска займов в сегодняшней России - покрытие переходящего из года в год дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Обычно для этих целей выпускаются среднесрочные и долгосрочные обязательства, но в России в последние годы удерживается высокая инфляция, и потому для финансирования дефицита бюджета используются преимущественно краткосрочные бумаги и отчасти средние с минимальным сроком погашения.

К сожалению, в России мало известны облигации, выпускаемые под конкретные проекты, - как это делается, например, в Японии, где такие облигации называются "строительными": средства, полученныые от их размещения, направляются на стоительство дорог, жилья, инфраструктуры. Долговые обязательства, эмитируемые Правительством, рассчитываются как на оптовый рынок (крупных дилеров и инвесторов - юридических лиц), так и на розничный рынок (население, мелких институционных инвесторов). Обычно для оптового рынка выпускаются бумаги с большим номиналом и в дематериализованной форме, а режим их функционирования обеспечивает не только высокую надежность, но и высокую ликвидность. Бумаги, выпускаемые для населения, больше напоминают сберегательные сертификаты. Сравнительно низкая ликвидность таких бумаг компенсируется более высоким доходом.

Важнейшей задачей эмитента государственных ценных бумаг является конструирование эмиссии разнообразных видов обязательств, приспособленных к меняющейся ситуации на денежном рынке и удовлетворяющих интересы различных инвесторов, включая население, и размещение их на финансовом рынке с использованием высоких технологий, позволяющих поддерживать их ликвидность.

К государственным ценным бумагам России относятся:

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО)

Государственные долгосрочные обязательства (ГДО)

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)

Золотой сертификат

Краткосрочные обязательства (КО)

Облигации федерального займа (ОФЗ)

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО). Выпуск Государственных краткосрочных бескупонных облигаций используется с целью привлечения средств на финансирование государственных расходов и покрытия дефицита федерального бюджета.

Первый аукцион по размещению ГКО состоялся 18 мая 1993 года, в ходе его было размещено бумаг на сумму 0,88 млрд руб. По оценкам большинства экспертов, в настоящее время на долю ГКО приходится около 90 % оборота всех фондовых бирж страны.

Во всех цивилизованных странах государственные ценные бумаги пользуются достаточно большим спросом среди населения благодаря своей надежности. Пусть они не самые доходные, но по сохранности они впереди любой самой крупной корпорации, и правительству народ безоговорочно доверяет свои самые важные накопления. В России же на облигации смотрят несколько под другим углом благодаря дефолту 1998 года. Здесь частные инвесторы предпочитают жить сегодняшним днем, и слепого следования за государством нет.

Что же представляет из себя сегодняшний отечественный рынок государственных облигаций? На середину 2004 года в свободном обращении на российском рынке облигаций находилось порядка 110 выпусков государственных ценных бумаг, из которых 33 выпуска представлены облигациями федерального займа, 3 - облигациями Банка России, 43 -облигациями субъектов Федерации, 31 - облигациями муниципальных образований. Таким образом, на рынке государственных облигаций федеральный сегмент занимает 33% от общего числа выпусков, субфедеральный - 39%, а муниципальный - 28%[11] .

Но следует заметить, что данный сектор сам по себе существует в несколько искаженном виде. Так, например, бумаги федерального значения для частного инвестора не представляют никакого интереса. Изначально государственные облигации служили, и достаточно успешно, для привычных целей - привлечения дополнительных ресурсов внутри государства за счет частных инвесторов. Как краткосрочный, ликвидный и доходный инвестиционный инструмент ГКО / ОФЗ покупали и банки и физические лица. После дефолта 1998 г. состав участников этого рынка существенно изменился. Чтобы «восстановить» рынок, государство с конца 1998-го по 2004 год не разместило ни одного нового выпуска рублевых облигаций, а затем, начав размещать, отдавало предпочтение очень длинным и низкодоходным выпускам.

На сегодняшний день самый длинный выпуск рублевых облигаций размещен до ноября 2021 г., а доходность по нему составляет порядка 8,7%. При такой доходности ГКО / ОФЗ не могут составить конкуренцию даже низкодоходным депозитам Сбербанка, поэтому инвесторам - физическим лицам такой инструмент не интересен. В настоящий момент в данном секторе остались только коммерческие банки во главе со Сбербанком и Пенсионный фонд, инвестирующий накопительную часть пенсий. По нормативам Центрального банка ГКО / ОФЗ приравнивается практически к деньгам - под них не нужно отвлекать дополнительные деньги на создание резервов, как по кредитам или корпоративным облигациям. Кроме того, ГКО / ОФЗ приносят хоть и маленький, но доход, и их можно быстро продать и превратить в деньги.

Невозможно однозначно утверждать, что государственные облигации проигрывают корпоративным выпускам. Каждый вид облигаций, существующий на российском долговом рынке, имеет как преимущества, так и изъяны. Бумаги федерального уровня, несмотря на низкую доходность, которая с учетом инфляции носит отрицательный характер, одновременно представляют собой самый низкорискованный вид облигаций. Поэтому для осторожных инвесторов государственные бумаги будут иметь большее преимущество, чем высокодоходные и более рискованные бумаги корпоративных эмитентов. Субфедеральные и муниципальные выпуски имеют уже более высокую доходность, но риски остаются ниже, чем у большинства корпоративных облигаций. Поэтому они могут быть привлекательны для консервативных инвесторов.

Государственные облигации выпускаются государством в лице общегосударственных органов власти. Государственные облигации подразделяются на облигации рыночных и нерыночных займов. Бумаги рыночных займов свободно обращаются на вторичном рынке. Облигации нерыночных займов не имеют вторичного рынка. Государственные бумаги размещаются отдельными выпусками.

Рынок государственных облигаций является достойной альтернативой рынку банковских депозитов для юридических лиц и сберегательных вкладов для физических лиц, во многом превосходя последние как по параметрам доходности, так и по показателям надежности и ликвидности вложений.

Традиционно считается, что инвестиции в государственные облигации - безрисковые. Потому и доходность государственных облигаций на 4-5% годовых ниже доходности корпоративных облигаций. Государственные облигации размещаются и обращаются в секции государственных ценных бумаг на ММВБ. Рынок государственных облигаций характеризуется высокой ликвидностью и большими объемами эмиссии. Этим объясняется привлекательность рынка для банковского капитала.

2.2 Рынок муниципальных облигаций в РФ

В России практически отсутствует строгая система учета региональных заимствований и нет базового закона, который бы четко регулировал порядок выпуска эмиссии ценных бумаг субъектами Федерации и муниципальными образованиями, оговаривал процедуру их регистрации, цели, на которые направляются заимствованные средства. Потенциальным инвесторам совершенно неясно, кто является гарантом муниципальных бумаг.

Первоначальным документом, который регламентировал этот рынок, было Постановление Правительства № 78, касающееся выпуска всех ценных бумаг в стране. В числе прочих там упоминаются и муниципальные займы. Сейчас в Минфине готовится постановление, которое впоследствии будет преобразовано в федеральный закон, регулирующий параметры муниципальных займов.

Согласно этому законопроекту процедура выпуска ценных бумаг местными органами власти будет проходить аналогично федеральной, что потребует принятия законов о местном бюджете, утверждения предельного объема эмиссии, а также генеральных условий размещения[12] . Законопроект не запрещает ставить в расходной части бюджета какие-то инвестиционные позиции. Обязательным является требование учета всех заимствований в долговой книге, включая расходы по их обслуживанию. Законопроектом предусмотрены и ограничения по объему выпуска ценных бумаг субъектами Федерации 30% собственных доходных средств бюджета, а стоимости обслуживания займов - 15% их объема. Кроме того, ограничением на право выпуска займов должен стать и факт получения субъектом Федерации дотаций из госбюджета. Аналогичные нормы предусмотрены в Указе Президента Российской Федерации “О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти гг.Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области”. Согласно этому указу эмитентам предоставляется шестимесячная отсрочка по уплате налога на операции с ценными бумагами, а исполнение обязательств по погашению внешних облигационных займов может обеспечиваться залогом или банковской гарантией.Однако лишь немногие из региональных и муниципальных эмитентов отвечают необходимым требованиям. Требованию бездотационности соответствуют только 8 региональных бюджетов. В действующем законодательстве не предусмотрены нормы, регулирующие ответственность региональных и муниципальных властей за несоблюдение правил эмиссии и обращения местных займов. В проекте Бюджетного Кодекса этот вопрос регулируется через условия предоставления финансовой помощи регионам. Государственная Дума предлагает ввести в Бюджетный Кодекс термин “банкротство территорий”, предполагающий такие действия, как санация, внешний контроль, внешнее управление, перевод исполнения бюджета в федеральное казначейство, утверждение бюджета вышестоящим органом

В I квартале 2006 г. на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций наблюдалось сезонное сокращение объемов операций. Региональные эмитенты подготавливали, утверждали и регистрировали условия эмиссии и обращения своих облигаций, размещаемых в 2006 г., проводили конкурсы по определению организаторов займов. В феврале—марте в Минфине России были зарегистрированы условия эмиссии и обращения облигаций Санкт-Петербурга, Республики Саха (Якутия) и Томской области.

Эффективная доходность региональных облигаций на вторичных торгах на ФБ ММВБ и СПВБ, рассчитанная информационным агентством “Сбондс.ру” по группе ведущих эмитентов, в течение I квартала колебалась в узком диапазоне. Среднее значение данного показателя составило 6,6% годовых против 6,7% годовых в предыдущем квартале[13] .

За 2005 г. внутренний рынок облигаций вырос на 40% (табл. 1). На 30 сентября 2005 г. общий объем внутреннего рынка превысил отметку в 1 трлн руб. и составил 1,35 трлн руб. В отличие от прошлых лет, когда сегменты государственного и муниципального долга увеличивались в объеме быстрее, в текущем году лидером стал рынок корпоративных облигаций - он вырос на 50%. Увеличение объема рынка ГКО/ОФЗ составило 25%. После некоторого перерыва Банк России вновь начал эмиссию собственных облигаций (ОБР). С учетом ОБР сегмент государственных облигаций увеличился на 40%. Демонстрировавший в прошлом высокие темпы роста рынок муниципальных облигаций за 10 мес. 2005 г. показывает более скромные результаты - прирост в объеме 21%.

В настоящий момент доходность облигаций Москвы и регионов достигла своих исторических минимумов: 6,7-7,0 % - по выпускам с погашением в 2008 г., 7,6-7,75% - с погашением в 2010-2014 гг. Большинство субфедеральных облигаций имеют доходность 7,5-8,5% с погашением в 2007-2008 гг. Таким образом, перед инвесторами возникает необходимость хеджирования риска изменения процентных ставок.


3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в РФ

3.1 Актуальные проблемы рынка государственных ценных бумаг в РФ

Наряду с позитивными моментами развития рынка государственных бумаг следует отметить наличие ряда проблем, которые могут привести к негативным последствиям на рынке внутренних заимствований. В настоящее время сохраняется высокая концентрация отдельных инвесторов в выпусках обращающихся ценных бумаг, придерживающихся консервативной инвестиционной политики. В результате, несмотря на значительный рост объема торгуемого рынка, в последние годы ликвидность остается на достаточно низком уровне. Ситуация усугубляется приходом на рынок государственных ценных бумаг пенсионных средств, что приводит к росту доли пассивных инвесторов на рынке ГКО/ОФЗ. В связи с этим возникает необходимость принятия скорейших мер, направленных на развитие рынка государственных бумаг в целом и удовлетворение интересов различных групп инвесторов.

Согласно принятому законодательству одним из направлений инвестирования пенсионных накоплений сегодня являются государственные ценные бумаги. Для некоторых структур (Пенсионного фонда России, государственной управляющей компании) государственные ценные бумаги -основной инструмент инвестирования.

Пенсионный фонд России и управляющая компания являются новой категорией инвесторов на рынке государственных внутренних заимствований, которые имеют иные от существующих участников рынка ГКО/ОФЗ инвестиционные цели. Указанные структуры выступают пассивными инвесторами, обладающими «длинными» деньгами, в отличие от кредитных организаций.

Основная задача инвестирования пенсионных накоплений - долгосрочное вложение на длительные сроки с целью прироста капитала в течение длительного периода. В связи с этим стратегию инвестирования можно сформулировать следующим образом: «вложил — держи до погашения».

Таким образом, рынок ГКО/ОФЗ не в полной мере соответствует инвестиционным целям указанных пассивных инвесторов.

Кроме того, при инвестировании пенсионных накоплений на рынке ГКО/ОФЗ возникает проблема и для самого рынка. Вложение этих средств только в ОФЗ вызовет значительный рост доли пассивных инвесторов и постепенное снижение ликвидности рынка за счет вытеснения с него активных участников - коммерческих банков, финансовых компаний.

В связи с этим сегодня происходит переосмысление задач и целей размещения государственных ценных бумаг.

3.2 Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг

В настоящее время цель размещения государственных бумаг - привлечение средств для осуществления текущего погашения государственного долга.

Однако уже в ближайшее время России понадобится создание новой технологичной законодательно отрегулированной системы государственного инвестирования, предусматривающей выделение средств бюджета на различные социальные программы, с отсрочкой их исполнения и промежуточным инвестированием денег в финансовые инструменты.

Создание такой системы позволяет не ограничиваться формальным осуществлением бюджетных расходов, а обеспечивать исполнение отсроченных бюджетных обязательств, определенных федеральными законами. Именно этим руководствовался Минфин, когда создавал такой инструмент, как государственные сберегательные облигации (ГСО).

Для Пенсионного фонда России и государственных управляющих компаний Минфин планирует размещать данные бумаги по закрытой подписке. Для участников рынка предполагается размещение этих бумаг на аукционе. Особенность такого инструмента - отсутствие вторичного рынка. При этом с целью обеспечения ликвидности для инвесторов, приобретших ГСО, предусмотрена возможность выкупа данных облигаций эмитентом, а также их обмена на рыночные облигации федерального займа.

Для развития рынка ГКО/ОФЗ Минфин и Банк России предложили ввести «базовые» выпуски облигаций федерального займа и восстановить институт первичных дилеров на рынке ГКО/ОФЗ. Особенностью «базовых» выпусков станут[14] :

стандартность срока размещения облигаций: 3, 5, 10 и 15 лет;

предоставление эмитентам более обширной информации об объемах и сроках размещения новых выпусков.

Кроме того, в случае введения института первичных дилеров будет ограничена доля одного инвестора в базовом выпуске до уровня не более 35%. На сегодняшний день это требование является наиболее сложным.

Путем введения института первичных дилеров Минфин России минимизирует свое участие на вторичном рынке в связи с наличием гарантированной возможности размещать бумаги на первичном рынке. Первичные дилеры (не более 15-20 организаций), принимая на себя обязательства по гарантированной покупке заранее определенного объема облигаций на аукционах и поддержанию рынка в ликвидном состоянии за счет выставления двухсторонних котировок, получили бы эксклюзивное право работать с Министерством финансов и расширять свою клиентскую базу.

Принятие подобной схемы позволило бы повысить ликвидность рынка ГКО в целом и отдельных его выпусков в частности, расширить базу владельцев, создать основу для развития рынка производных инструментов, где в качестве базы активов выступили бы государственные облигации.

В 2005 г. привлечение за счет размещения госбумаг составило 210 млрд. руб., при этом было погашено около 85 млрд. руб. Таким образом, чистое привлечение 125 млрд. руб. Однако законом о бюджете определен верхний предел государственного внутреннего долга. На 1 января 2006 г. он должен составить 988 млрд. руб. По оценкам Минфина, объем долга по государственным ценным бумагам составит около 890-910 млрд. руб. В случае сохранения профицитного федерального бюджета и использования части средств Стабилизационного фонда на погашение внешнего долга, появляется возможность привлечь в 2006, 2007, 2008 гг. по 240-340 млрд. руб. При этом объем ежегодного погашения в ближайшие 3-4 года составит 70-110 млрд. руб. Это дает возможность достичь чистого привлечения средств на уровне 170-230 млрд. руб. Около 100— 120 млрд. руб. чистого привлечения будет получено на рынке ГКО/ОФЗ и примерно 70-110 млрд. руб. - за счет операций на рынке ГСО[15] .

Говоря о перспективах рынка заемных средств для регионов-эмитентов, нужно иметь в виду, что он будет ограничен, главным образом, внутренним финансовым рынком. Для полномасштабного выхода на внешние рынки надо преодолеть не только технические трудности, но и сопротивление федеральной власти. Уже в этом году муниципальным займам предстоит адаптироваться к новой системе налогообложения государственных ценных бумаг. По мнению экспертов, введение 15% налога на доход по госбумагам больнее всего ударит именно по местным выпускам, поскольку бремя обслуживания займа и выплату доходов по облигациям предстоит нести местным бюджетам, а налог с этих доходов будет перечисляться в федеральный бюджет и только потом частично возвращаться в региональную казну.

Но и это еще не все. Ведь доступные для России средства на внешнем рынке также жестко ограничены ее статусом международного заемщика, да и абсолютной ограниченностью этих ресурсов. И если, в лучшем случае, новые формы привлечения финансовых капиталов позволяют рассчитывать на лишние 3-5 млрд. долларов в год, то понятно, что такие решения, которые предлагают “региональные займы”, хотя и важны, имеют, тем не менее, в целом ограниченный характер для экономики в целом[16] .

Сегодня приходится считаться с тем, что на внутреннем рынке прироста свободных капиталов не происходит (если не считать локальных структурных сдвигов).

Потому речь приходится вести о “переманивании” инвесторов на новые участки с таких развитых площадок как, например, рынок ГКО-ОФЗ. Собственно, в этой парадигме и происходит становление региональных ценных бумаг. Это значит давать сопоставимые или более высокие гарантии по текущей доходности и стабильности выплат.

Главное же, что из этого следует, - так это невозможность решить проблему национальной экономики путем перетягивания куцего финансового одеяла с ног на голову: либо ноги мерзнут, либо голова стынет. Иными словами, наблюдаем игру с нулевой суммой - сколько у нас прибыло, столько в другом месте убыло. Иначе и быть не может, когда делят накопления на фоне коллапса доходных видов деятельности.

Чтобы выйти из тупиковой ситуации с отсутствием инвестиций и ограниченностью оборотных средств, нужен надежный источник доходов в реальном секторе экономики и лишь постольку, поскольку нужны и возможны займы у внешних и внутренних инвесторов. Причем мощность и стабильность подобного источника доходов должны быть таковы, чтобы окупались даже те “дорогие деньги”, которые сегодня приносят “региональные займы”.


Список использованной литературы

1. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Бердникова Т. Б. Рынок ценных бумаг. – М.: Инфра-М, 2004.

3. Вестник Банка России/ Центральный банк РФ. - 31 мая 2006. - № 32 (902)

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. - СПб.:1996.

5. Закон РФ от 13.11.92 N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации"

6. Колтынюк Б.А. Ценные бумаги: Учебник. Второе издание.- СПб.: Издательство Михайлова В.А.,2001.

7. Муравьева A. Кому дать взаймы? // Новости рынка недвижимости.- 2005.- № 23

8. Носкова И.Я. Государственные облигации на рынке ценных бумаг//Финансы.- 1995.- N 11

9. Обзор экономических показателей / Экономическая экспертная группа. Министерство финансов РФ. - 11 апреля 2006 года

10. Официальный сайт ЦБ РФ [Electronic resource]. - Mode of access: Word Wide Web. URL: http:// www.cbr.ru

11. Перспективы рынка ценных бумаг на 2007 год // 15.01.2007. Источник: УРАЛСИБ, ФК http://stocks.investfunds.ru/analitics/340/

12. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь.- М.: 1995.

13. Российская Федерация. Госкомстат. Основные макроэкономические показатели 2005 - 2006. / [Electronic resource]. - Mode of access: Word Wide Web. URL: http://www.gks.ru/fkl_12hlmt.

14. Рынок ценных бумаг /Под ред. В. А. Галанова, А.И.Басова. М.:”Финансы и статистика”,1996.

15. Указ Президента РФ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 1 июля 1996 года N 1008

16. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996. / Российская газета.-25.04.1996.-№79

17. Фeльдмaн А. А. Гоcудapcтвeнныe цeнныe бумaги.- М.: Инфpa-М, 1995.

18. Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, В.С.Торкановского, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000.

19. Чумаченко А. Стратегия государства на рынке облигаций // Рынок ценных бумаг.- 2005.- № 6

20. Шадрин А. Новые муниципальные облигации для городской инфраструктуры // Рынок ценных бумаг.-1999.- №1


[1] Закон РФ от 13.11.92 N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации"

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации. - СПб.:1996, ст.142

[3] Фeльдмaн А. А. Гоcудapcтвeнныe цeнныe бумaги.- М.: Инфpa-М, 1995.

[4] Колтынюк Б.А. Ценные бумаги: Учебник. Второе издание.- СПб.: Издательство Михайлова В.А.,2001

[5] Бердникова Т. Б. Рынок ценных бумаг. – М.: Инфра-М, 2004.

[6] Рынок ценных бумаг /Под ред. В. А. Галанова, А.И.Басова. М.:”Финансы и статистика”,1996

[7] Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, В.С.Торкановского, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000

[8] Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и статистика, 2002.

[9] Носкова И.Я. Государственные облигации на рынке ценных бумаг//Финансы.- 1995.- N 11

[10] Райзберг Б.А. Современный экономический словарь.- М.: 1995

[11] Муравьева A. Кому дать взаймы? // Новости рынка недвижимости.- 2005.- № 23

[12] Вестник Банка России/ Центральный банк РФ. - 31 мая 2006. - № 32 (902)

[13] Обзор экономических показателей / Экономическая экспертная группа. Министерство финансов РФ. - 11 апреля 2006 года

[14] Чумаченко А. Стратегия государства на рынке облигаций // Рынок ценных бумаг.- 2005.- № 6

[15] Чумаченко А. Стратегия государства на рынке облигаций // Рынок ценных бумаг.- 2005.- № 6

[16] Шадрин А. Новые муниципальные облигации для городской инфраструктуры // Рынок ценных бумаг.-1999.- №1