Учебное пособие: Законы наследственности
Название: Законы наследственности Раздел: Рефераты по биологии Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования «БАЛАКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» Методическое пособие к внеаудиторной самостоятельной работе по теме: «Законы наследственности» для студентов 1 курса по дисциплине: «Биология» 2009 Одобрено предметной цикловой комиссией ___________________ дисциплин Председатель: __________________________ «____» ____________ 200__ г. Разработал преподаватель: Горбатова М.А. Содержание 1 Введение …………………………………………………........................…….4 2 Рекомендации……………………………………………….............................5 3 Правила решения………………………………………………........................6 4 Примеры решения задач Моногибридное скрещивание……........................8 5 Задачи для самостоятельного решения……………….......................……….9 6 Примеры решения задач. Неполное доминирование и кодоминирование.10 7 Задачи для самостоятельного решения........................……………………..11 8 Примеры решения задач. Дигибридное скрещивание..................................13 9 Задачи для самостоятельного решения. Дигибридное скрещивание...…...14 10 Литература........................…………………………………………………...16 Введение Раздел «Генетика» является одним из самых сложных для понимания в курсе биологии. Лучшему усвоению этого раздела может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности. Использование таких задач развивает логическое мышление студентов, позволяет глубже понять теоретический материал по теме, убеждает в необходимости знаний в практической деятельности. У преподавателя появляется возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных знаний. Задачи основаны на реальных примерах из области генетики растений, животных и человека. В пособии рассматриваются общие принципы решения и оформления генетических задач, тексты задач разного уровня сложности. Пособия и сборники подобного содержания, как правило, немногочисленны, в учебнике по биологии отсутствуют задачи генетического содержания и методические рекомендации по их решению. Контроль результатов самостоятельной работы по решению задач генетического содержания легко осуществлять в учебное время. Для успешного решения задачи по генетике научитесь выполнять некоторые несложные операции, прочитайте рекомендации . − Прежде всего, внимательно изучите условие задачи . − Определите тип задачи . Для этого выясните, сколько пар признаков рассматривается в задаче, сколько пар генов кодирует эти признаки. − Определите число классов фенотипов и количественное соотношение этих классов. − Запишите схему скрещивания (брака) на черновике, отмечая генотипы и фенотипы, известных по условию задачи. Затем выполняйте операции по выяснению неизвестных генотипов. − Решение задачи всегда надо начинать с особей, несущих рецессивный признак, т.к. они гомозиготные и их генотип однозначный – аа . − Генотип организма, несущего доминантный признак, может быть гомозиготным – АА или гетерозиготным – Аа . − Гомозиготные организмы являются представителями «чистых линий», т.е. их предки несли тот же признак. Гомозиготными являются также особи, оба родителя которых были гомозиготными по этому признаку, а также особи, в потомстве которых (F1 ) не наблюдается расщепление. − Организм гетерозиготный (Аа ), если один из его родителей или потомков несет рецессивный признак, и если в его потомстве наблюдается расщепление. − Доминантный признак во всех случаях, кроме неполного доминирования, проявляется у гетерозиготный особей. Он всегда проявляется у потомства при моногенном наследовании при скрещивании гомозиготных родителей с разным фенотипом. − Не следует повторять гаметы одинаковых типов, т.е. содержащие одни и те же сочетания генов. − Гены одной аллельной пары следует писать рядом (например, ААВВ , а не АВАВ ). − Конечный этап решения – это запись схемы скрещивания . Правила, применяемые при решении задач: – Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом (генов). Все хромосомы имеются в гаметах. – В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары (только один ген из каждой аллели) – Число возможных вариантов гамет равно 2n , где n – число хромосом, содержащих гены в гетерозиготном состоянии – Одно гомологичную хромосому (один аллельный ген) из каждой пары ребенок получает от отца, а другую от матери – Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организм с рецессивным признаком всегда гомозиготный Оформление задач по генетике ♀ – женский организм ♂ – мужской организм x – знак скрещивания Р – родительские организмы F 1 – дочерние организмы первого поколения A , B , C … – гены, кодирующие доминантные признаки a , b , c … – аллельные им гены, кодирующие рецессивные признаки АА – генотип особей моно гомозиготных по доминантному признаку Аа – генотип моно гетерозиготных особей аа – генотип рецессивной особи АаВ b – генотип дигетерозигот
– гаметы Моногибридное скрещивание Пример решения и оформления задачи Задача 1-1 У человека альбинизм – рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на девушке с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей – нормальный и альбинос. Определить генотипы всех указанных членов семьи. Решение А – нормальная пигментация а – альбинизм ♀ − нормальной пигментации ♂− альбинос F 1 нормальной пигментации и альбинос 1) Запись брака по фенотипам Р ♀ А* x ♂ аа норма альбинос F 1 аа А* альбинос норма 2) Определение генотипов организмов по генотипам родителей и потомков. 2.1 Генотип мужчины и ребенка альбиноса аа, так как оба они несут рецессивный признак. 2.2 Женщина и здоровый ребенок имеют в своем генотипе доминантный ген А, потому что у них проявляется доминантный признак. 2.3 Генотип ребенка с нормальной пигментацией – Аа, поскольку его отец гомозиготен по рецессиву (аа ) и мог передать ему только один ген а . 2.4 Один из детей имеет генотип аа, один аллельный ген ребенок получает от матери, а другой от отца. Поэтому мать должна нести рецессивный ген а . Её генотип – Аа. 3) Запись хода задачи по выяснению генотипов и схемы брака: Р ♀ Аа x ♂ аа норма альбинос
F 1 аа Аа альбинос норма Ответ. Генотипы родителей ♂ аа, ♀ Аа, ребенка с нормальной пигментацией – Аа , альбиноса – аа Моногибдное скрещивание Пример решения и оформления задачи Задача 1-2 Ген черной масти у крупного рогатого скота доминирует над геном красной масти. Какое потомство F 1 получиться от скрещивания чистопородного черного быка с красными коровами. Какое потомство F 2 получится от скрещивания между собой гибридов? Решение А – ген черной масти а – ген красной масти ♂- генотип АА (Бык несет доминантный признак и является чистопородным, т.е. гомозиготным. Следовательно, его генотип АА) ♀ - генотип аа ( Красные коровы несут рецессивные гены, их генотип аа ) Запись скрещивания Р ♀ аа x ♂ АА красные черный
гаметы F 1 Аа 100 % черные F 1 ♀ Аа x ♂ Аа черные черные
гаметы F 2 АА; Аа; Аа; аа 75 % черные 25 % красные Ответ. При скрещивании чистопородного черного быка с красными коровами все потомство будет черного цвета. При скрещивании гибридов F 1 в их потомстве (F 2 ) будет наблюдать расщепление: ¾ особей будет черного цвета, ¼ - красного. Задачи для самостоятельного решения Задача 1-3 Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство можно ожидать от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами? Задача 1-4 Способность человека ощущать горький вкус фенилтиомочевины (ФТМ) – доминантный признак. В семье мать и сын ощущают вкус ФТМ, отец и дочь не ощущают. Определить генотипы всех членов семьи. Задача 1-5 У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи. Задача 1-6 Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что матери есть седая прядь, а у отца – нет. Из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет. Задача 1-7 Комолость (безрогость) у крупнорогато скота доминирует над рогатостью. Какое потомство можно ожидать при скрещивании комолого гетерозиготного быка с рогатыми коровами? Задача 1-8 Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией у здоровых гетерозиготных родителей. Задача 1-9 Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена) наследуется как рецессивный признак. Жена гетерозиготна по гену фенилкетонурии, а муж гомозиготен по нормальному аллелю этого гена. Какова вероятность рождения у них больного ребенка? Задача 1-10 У двух здоровых родителей родился ребенок альбинос. Второй ребенок был нормальным. Определить генотипы родителей и детей. Задача 1-11 Организм с резус-положительным фактором несет доминантный ген R , а резус-отрицательный − рецессивный ген r . Жена резус-положительная гетерозиготная, у мужа резус-отрицательный ген. Какова вероятность рождения ребенка с резус-отрицательным фактором? Неполное доминирование и кодоминирование Пример решения и оформления задачи Задача 2-1 При скрещивании между собой растений красноплодной земляники всегда получаются растения с красными ягодами, а белоплодной – с белыми. В результате скрещивания обоих сортов получаются розовые ягоды. Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой растения с розовыми ягодами? Решение АА – красные плоды, т.к. в их потомстве расщепления не было аа – белые плоды Аа – розовые плоды, т.к. фенотип отличается от предыдущих Р ♀ АА x ♂ Аа красноплодная розовоплодная
гаметы F 1 АА Аа красноплодная розовоплодная 50% 50% Ответ. 50 % растений будут иметь красные и 50% - розовые плоды. Группы крови наследуются в системе АВО. Фенотипы и генотипы лиц с разными группами: I – OO , II – AO , III – BO , IV – AB . Задача 2-2 У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей? Решение Генотип мальчика ОО , следовательно, каждый из родителей несет ген О . Генотип его сестры – АВ , значит, один из родителей несет ген А , его генотип АО (II группа), другой родитель имеет ген В. Его генотип ВО (III группа) Ответ. У родителей II и III группа крови. Неполное доминирование и кодоминирование Задачи для самостоятельного решения Задача 2-3 У растения ночная красавица наследование окраски цветов осуществляется по промежуточному типу. Гомозиготные растения имеют красные и белые цветы, у гетерозигот – розовые. При скрещивании двух растений половина гибридов имела розовые, а половина – белые цветы. Определить генотипы и фенотипы родителей. Задача 2-4 Кохинуровые норки (светлые, с черным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Белые и темные норки гомозиготны. Какое потомство можно ожидать от скрещивания между собой кохинуровых норок? Какое потомство ожидается от скрещивания кохинуровых с белыми норками? Задача 2-5 Пестрые куры получаются от скрещивания белых и черных птиц. Какого цвета оперение у петуха, если известно, что курица белая, оперение гибридов F 1 белое и пестрое? Задача 2-6 У редиса круглые и длинные корнеплоды – гомозиготные признаки. От скрещивания растений с круглыми и длинными корнеплодами образуются растения с овальными корнеплодами. Какое потомство можно ожидать от скрещивания растений с овальными и круглыми корнеплодами? Задача 2-7 У отца IV группа крови, у матери I. Может ли ребенок унаследовать группу крови отца? Матери? Задача 2-8 Родители имеют II и III группы крови. Какие группы следует ожидать от потомства? Задача 2-9 Родители имеют II и I группы крови. Может ли у них появиться ребенок с III группой? Задача 2-10 У женщины III группа крови, у её ребенка – I. Что можно сказать о группе крови отца? Задача 2-11 В каких случаях с большой вероятностью можно определить группы крови детей? Родителей? Задача 2-12 У родителей II и IV группы. Каковы группы крови у детей? Независимое наследование Дигибридное скрещивание Дигибридным называется скрещивание, при котором рассматривается наследования двух альтернативных признаков, кодируемых генов, расположенными в разных парах гомологичных хромосом. Для определения генотипов и фенотипов потомства удобно пользоваться решеткой Пеннета, для построения которой по вертикальной оси следует отметить гаметы одного родительского организма, а по горизонтали – другого. Пример решения и оформления задачи Задача 3-1 Какое можно ожидать потомство при скрещивании растений гороха с желтыми гладкими семенами, гетерозиготными по обоим признакам? Решение А – желтая окраска семян (ж) а – зеленая окраска семян (з) В – гладкая форма семян (г) в – морщинистая форма семян (м) Решётка Пеннета: Р ♀ АаВв x ♂ АаВв Гаметы:
ж.г. А*В* – 9 ж.м. А*вв – 3 з.г. ааВ* – 3 з.м. – 1 Ответ. Ожидается независимое наследование признаков в соотношении: Ж.г. – 9 ж.м. – 3 з.г. – 3 з.м. – 1 Независимое наследование Дигибридное скрещивание Задачи для самостоятельного решения Задача 3-2 У человека альбинизм и способность преимущественно владеть левой рукой – рецессивные признаки. Какова вероятность рождения ребенка альбиноса и левши у гетерозиготных по обоим признакам родителей? Задача 3-3 У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки. Какое следует ожидать потомство от гетерозиготной по двум признакам самки и желтого без щетинок самца? Задача 3-4 Чистопородного черного комолого быка (доминантные признаки) скрестили с красными рогатыми коровами. Какими будут гибриды F1 ? Задача 3-5 У человека ген близорукости доминантен по отношению к гену нормального зрения, а ген кареглазости доминирует над геном голубоглазости. Какова вероятность рождения в семье кареглазого с нормальным зрением ребенка, если у матери голубые глаза и она гетерозиготна по гену близорукости. У отца нормальное зрение, ген кареглазости гетерозиготен. Задача 3-6 У человека праворукость доминирует над леворукостью, кареглазость над голубоглазостью. Голубоглазый правша (ген гетерозиготный) женился на кареглазой (ген гетерозиготный) левше. Может у них родиться голубоглазый левша? Задача 3-7 У голубоглазого темноволосого отца и кареглазой светловолосой матери четверо детей, каждый из которых отличается от другого по одному из данных признаков. Каковы генотипы родителей? Задача 3-8 У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Какое потомство можно ожидать при скрещивании гетерозиготного черного короткошерстного самца и кофейной длинношерстной самки? Литература 1 Общая биология. Учебник для 10 – 11 классов школ с углубленным изучением биологии./ Под редакцией А.О. Рувинского – М.: Просвещение, 1993. 2 Биология для поступающих в ВУЗы. / Под редакцией В.Н. Ярыгина – М.: Высшая школа, 1997. 3 Крестьянинов В.Ю. Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. – Саратов: Издательство Лицей, 1998. |