Курсовая работа: База данных студентов

Название: База данных студентов
Раздел: Рефераты по информатике, программированию
Тип: курсовая работа

АГЕНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ДВПИ им. В.В.Куйбышева)

Кафедра конструирования и производства радиоаппаратуры

Пояснительная записка

к курсовой работе

«База данных студентов»

2009

Содержание

Введение

Сценарии пользователя

Сценарии пользователя

Описание сценария по стандарту Гомс

Проектирование общей структуры

Глоссарий

Конструирование отдельных блоков

Сборка программного средства

Вывод

Литература


Введение

Дизайн – творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий или информационных продуктов, их комплексов и систем, ориентированных на достижение наиболее полноценного создания объектов и среды в целом, соответствующих возможностям и потребностям человека, как в утилитарном, так и эстетическом отношении.

Дизайн, вне зависимости от технического потенциала и совершенства программы, выполняет функцию связи с пользователем, являющимся, возможно, потенциальным клиентом, покупателем, участником сообщества или постоянным пользователем. Качественный, оригинальный и запоминающийся внешний вид проекта формирует у каждого пользователя свою, уникальную модель эмоционального восприятия. Довольно часто именно дизайн играет первостепенную роль в принятии пользователем решения о продолжении работы с тем или иным программным продуктом.

В данной работе необходимо создать интерфейс программы «База данных студентов», которая позволит преподавателям осуществлять поиск студентов по различным критериям.

Также необходимо продумать и найти способы реализации таких функций и возможностей, как:

- разделение критериев поиска на несколько областей;

- удобный для пользователя способ ввода этих параметров поиска (уменьшение количества параметров, вводимых вручную, и создание полей с возможность выбора данных параметров или их неполного ввода);

- удобный способ отображения информации, полученной в результате поиска. Если данные отображаются в таблице, то необходимо позволить пользователю менять ширину столбцов таблицы для полного отображения данных в ячейках, или, если пользователь не хочет видеть некоторые столбцы таблицы, дать ему возможность делать некоторые столбцы невидимыми;

- возможность сохранения полученных данных поиска в файл, копирование их в буфер обмена;

- возможность вывода результатов поиска на печать. При этом необходимо позволить пользователю выбирать как будет выводиться эта информация (в таблице, просто текстом и т.п.) на печать, а также позволить пользователю выделять отдельные строки данных по некоторым критериям.

Также необходимо провести исследования удобства пользования данным программным продуктом на этапе реализации промежуточных результатов, по результатам которых выявить слабые места в программе и попытаться их устранить.

Таким образом, в своей работе я попытаюсь сделать как можно более удобный и понятный для пользователя интерфейс, который позволит ему быстро разобраться с различными возможностями и функциями данной программы, то есть, как с ней работать.


Требования к программе

Обзор функционирования ПО

Необходимо создать программу для преподавателей, которая позволит производить поиск студентов по различным критериям, таким как:

1) по месту обучения: ВУЗ, институт, факультет, специальность, курс;

2) по личным данным: фамилия, имя, отчество, дата рождения и успеваемость студента.

А также, чтобы преподаватель мог сохранить результаты своего поиска в отдельном файле либо распечатать их на бумаге.

Требования к оборудованию и операционной системе

1) Программа должна работать под управлением операционной системы семейства Windows версии 98 и выше.

2) Для установки программы необходимо 2,5 Мб дискового пространства.

3) В ходе работы программа должна занимать не более 15 Мб оперативной памяти.

Требования к аппаратной части должны совпадать с требованиями операционной системы.

Функциональные требования

1) Все окна программы, кроме окна «Поиск студентов», должны иметь фиксированный размер, т.е. их размер не должен изменяться пользователем, в том числе сворачиваться и разворачиваться (отсутствуют кнопки «свернуть» и «развернуть» в заголовке окна, а также в пункте меню в левом верхнем углу).

2) При изменении размеров окна «Поиск студентов» компонент для отображения результатов поиска должен изменять свои размеры соответствующим образом.

3) Окно «Поиск студентов» должно содержать главное меню со следующими пунктами:

а) Файл:

- сохранить данные поиска (предназначено для сохранения данных поиска в файл);

- функциональный просмотр (предназначено для просмотра листа с данными, приготовленного для печати и задания особых параметров печати);

- печать (предназначено для вывода на печать результатов поиска);

б) Параметры поиска:

- сброс всех параметров (предназначено для установления всех параметров поиска в первоначальное состояние);

в) Справка:

- помощь (предназначено для вызова справки по пользованию программы);

- о программе (данные о программе и её создателях);

4) Остальные окна не должны содержать главного меню.

Требования к производительности

1) Время от момента запуска программы до отображения окна не должно превышать 2 секунд.

2) Время, затраченное на обработку и вывод результатов поиска не должно превышать 3 секунд.

Детальная спецификация интерфейсов

1) На окне «База данных студентов», открывающем при запуске программы, должно находиться название программы и кнопки «Начать поиск» для перехода к поиску данных о студентах, а также кнопка «Выход» для завершения работы с программой. При нажатии на кнопку «Выход» система должна запросить подтверждение на выход из программы сообщением «Вы действительно хотите выйти из программы?».

В случае ответа «Да» программа должна завершить свою работу, в противном случае, т.е. при нажатии кнопки «Нет» программа должна продолжить работу.

2) На форме «Поиск студентов» (рисунок 1) должно находиться поле для отображения результатов поиска со списком отобранных студентов. Также на данной форме должны находиться две области «Поиск студента по вузу и специальности» и «Поиск студента по личным данным».

Область «Поиск студента по вузу и специальности» должна содержать поля-списки: «Выберите вуз», «Выберите институт», «Выберите факультет», «Выберите специальность», «Выберите курс». Каждое из данных полей-списков должно содержать варианты значений, предназначенные для выбора.

Область «Поиск студента по личным данным» должна содержать поля-списки «Успеваемость», а также для ввода даты рождения студента 3 поля-списка: «Число», «Месяц», «Год». Также в этой области должны находиться 3 поля ввода для поиска по фамилии «Введите фамилию», по имени «Введите имя», по отчеству «Введите отчество».

При изменении, хотя бы одно из параметров любой области, система должна отобразить студентов, соответствующих всем заданным значениям. Поиск по фамилии, имени и отчеству должен осуществляться при вводе хотя бы одной буквы в соответствующее поле ввода.

При нажатии правой кнопкой мыши на таблицу с данными, можно выбрать, какие из столбцов отображать, а какие не отображать, т.е. сделать невидимыми.

При двойном щелчке на заголовке колонки она должна подстраиваться под размер данных в этой колонке, т.е. по самой длинной записи в колонке или названию колонки, если оно длиннее всех записей.

3) В окне «О программе» должны содержаться информация об авторе программы и её название.

4) В окне «Помощь» должно быть поле со списком возможных разделов справки и поле для поиска этих разделов, путем ввода в него, хотя бы первых букв названия искомого раздела. Также должны быть кнопка «Отмена» для выхода из справки и кнопка «Показать» для открытия выбранного раздела справки.

5) Окно «Справка» должно содержать информацию раздела справки, выбранного в окне «Помощь».

6) Окно «Функциональный просмотр» служит для просмотра листа с данными, подготовленными для печати. Данное окно должно содержать изображение листа подготовленного для печати, а также кнопки «Печать» для перехода на окно с определением параметров печати; кнопка «Увеличить» для увеличения масштаба изображения, кнопка «Уменьшить» для уменьшения масштаба изображения; поле-список, предназначенное для выбора масштаба изображения из списка; кнопка «Закрыть» для закрытия окна «Функциональный просмотр»; кнопка «Задать особые параметры печати» для открытия соответствующего окна.

7) Окно «Печать» должно содержать следующие секции:

а) «Принтер». В данной секции должно содержаться поле-список «имя» для выбора принтера, кнопка «Свойства» для выбора свойств или параметров печати принтера, кнопку «Найти принтер», предназначенную для того, чтобы выбрать принтер, которого не имеется среди списка предложенных.

Также должна быть возможность выбора опций «двухсторонняя печать» и «печать в файл», выполняющих соответствующие действия.

б) «Копии». В данной секции должно содержаться поле «число копий» для выбора количества копий распечатываемых данных и опция «разобрать по копиям» для последовательной печати каждой копии данных.

Также должны содержаться кнопки «Печать» для печати данных, полученных в результате поиска, кнопка «Предварительный просмотр» для просмотра печатаемых данных, т.е. открытие окна «Предварительный просмотр», и кнопка «Отмена» для отмены печати.

8) Окно «Сохранить данные поиска» предназначено для сохранения результатов поиска в файл. Данное окно должно содержать панели для навигации по папкам и выбора папки, в которую сохраняется в файл. Также поля для ввода имени файла и его расширения, кнопки «Сохранить данные» и «Отмена» с соответствующими функциями.

9) База данных.

База данных содержит все данные о студентах (фамилия, имя, отчество, вуз, институт, факультет, специальность, курс, дата рождения, успеваемость). В базе данных каждый студент имеет свой идентификационный номер, но он не должен отображаться в программе, так как не несёт никакой информации.

10) Окно «Особые параметры печати» должно содержать элементы для задания критериев, по которым будут выделены соответствующие строчки в таблице при распечатке в табличном виде (рисунок 9) или номер и ФИО студента при распечатке простым текстом (рисунок 8).

Сценарии пользователя

1) Поиск студентов по вузу.

Запуск программы →

Нажатие на кнопку «Перейти к поиску» →

Выбор вуза в поле «Выберите вуз».

2) Поиск студентов по институту.

Запуск программы →

Нажатие на кнопку «Перейти к поиску» →

Выбор института в поле «Выберите институт».

3) Поиск студентов по факультету.

Запуск программы →

Нажатие на кнопку «Перейти к поиску» →

Выбор факультета в поле «Выберите факультет».

4) Поиск студентов по специальности.

Запуск программы →

Нажатие на кнопку «Перейти к поиску» →

Выбор специальность в поле «Выберите специальность».

5) Поиск студентов по курсу.

Запуск программы →

Нажатие на кнопку «Перейти к поиску» →

Выбор курса в поле «Выберите курс».

6) Поиск студентов по дате рождения.

Запуск программы →

Нажатие на кнопку «Перейти к поиску» →

Выбор числа в поле «Число» →

Выбор числа в поле «Месяц» →

Выбор числа в поле «Год».

7) Поиск студентов по средней успеваемости.

Запуск программы →

Нажатие на кнопку «Перейти к поиску» →

Выбор курса в поле «Средняя успеваемость».

8) Поиск студентов по фамилии.

Запуск программы →

Нажатие на кнопку «Перейти к поиску» →

Ввод фамилии или ее части в поле «Введите фамилию».

9) Поиск студентов по имени.

Запуск программы →

Нажатие на кнопку «Перейти к поиску» →

Ввод имени или его части в поле «Введите имя».

10) Поиск студентов по отчеству.

Запуск программы →

Нажатие на кнопку «Перейти к поиску» →

Ввод фамилии или его части в поле «Введите отчество».

11) Печать результатов поиска.

Запуск программы →

Нажатие на кнопку «Перейти к поиску» →

Выбор различных параметров поиска→

Выбор меню Файл | Печать→

Нажатие кнопки печать.

12) Сохранение результатов поиска в файл.

Запуск программы →

Нажатие на кнопку «Перейти к поиску» →

Выбор различных параметров→

Выбор меню Файл | Сохранить данные поиска→

Выбор папки для сохранения→

Задание имени файла→

Выбор расширения для файла→

Нажатие кнопки «Сохранить».

13) Изменение размеров колонок в таблице по длине содержащихся в ней данных.

Наведение курсора на заголовок колонки →

Двойной щелчок по заголовку колонки.


Описание сценария по стандарту Гомс

Сценарий: поиск студентов по всем параметрам из области «Поиск студентов по вузу и специальности» и вывод данных на печать.

Таблица 1. Описание сценария работы с программой по стандарту ГОМС: «Поиск студентов по всем параметрам из области «Поиск студентов по вузу и специальности» и вывод данных на печать».

Действие

Пользователь №1

Пользователь №2

Время по ГОМС, сек

Запуск программы

1,8

1,8

1,8

Наведение курсора мыши над кнопкой «Перейти к поиску»

0,5

0,4

0,3

Нажатие на кнопку «Перейти к поиску»

0,2

0,2

0,2

Наведение курсора над полем «Выберите вуз»

2

1,2

1

Нажатие на стрелочку в поле «Выберите вуз»

0,9

0,7

0,7

Нахождение нужного вуза (прокрутка колёсиком мыши)

6

4,2

3

Выбор вуза, нажатием левой кнопки мыши

1

0,7

0,7

Наведение курсора над полем «Выберите институт»

2

1,2

0,8

Нажатие на стрелочку в поле «Выберите институт»

0,9

0,7

0,7

Нахождение нужного института (прокрутка колёсиком мыши)

6

4,2

2,8

Выбор института, нажатием левой кнопки мыши

1

0,7

0,7

Наведение курсора над полем «Выберите факультет»

2

1,2

0,8

Нажатие на стрелочку в поле «Выберите факультет»

0,9

0,7

0,7

Нахождение нужного факультета (прокрутка колёсиком мыши)

6

4,2

2,3

Выбор факультета, нажатием левой кнопки мыши

1

0,7

0,7

Наведение курсора над полем «Выберите специальность»

2

1,2

0,7

Нажатие на стрелочку в поле «Выберите специальность»

0,9

0,7

0,7

Нахождение нужной специальности (прокрутка колёсиком мыши)

6

4,2

2,5

Выбор специальности, нажатием левой кнопки мыши

1

0,7

0,7

Наведение курсора над полем «Выберите курс»

1,8

0,9

0,6

Нажатие на стрелочку в поле «Выберите курс»

0,9

0,7

0,7

Нахождение нужного курса (прокрутка колёсиком мыши)

3

3

2,7

Выбор курса, нажатием левой кнопки мыши

1

0,7

0,7

Наведение мыши на пункт меню «Файл»

1,6

1,5

0,9

Нажатие левой кнопкой мыши на меню «Файл»

0,5

0,4

0,4

Наведение мыши на пункт выпавшего меню «Печать»

1

0,7

0,6

Нажатие левой кнопкой мыши на пункт выпавшего меню «Печать»

0,5

0,5

0,5

Наведение мыши на кнопку «Печать» в окне «Печать»

3

2

0,7

Нажатие левой кнопкой мыши на кнопку «Печать» в окне «Печать»

0,6

0,4

0,3

Общее время:

56

40,4

31,2

Пользователь №1: мама – средний уровень пользователей

Пользователь №2: брат – уровень повыше среднего, по сравнению с пользователем №1.

При тестировании программы пользователями, данная программа им понравилась. Из всех функций данной программы пользователи выделили функции задания «особых» параметров печати данных, так как раньше таких не встречали.

Исходя из данных, полученных по ходу эксперимента, можно сделать вывод, что больше всего времени тратиться на выбор параметров, но если эти данные вводить вручную, не выбирая из списка, то времени будет тратиться еще больше, так что минусом это назвать нельзя. Можно сказать, что в целом интерфейс программы составлен хорошо.

Глоссарий

Файл – совокупность связанных записей, хранящихся во внешней памяти компьютера и рассматриваемых как единое целое. Обычно файл однозначно идентифицируется указанием имени файла, его расширения и пути доступа к файлу. В данном случае под файлом понимается файл формата *.rtf, который содержит результаты поиска, сохраненные из программы

Данные – сведения о состоянии любого объекта: экономического или неэкономического, большой системы или ее элементарной части (элемента), о человеке и машине и т.д. В данном случае данными являются сведения о студентах: фамилия, имя, отчество, вуз, институт, факультет, специальность, курс, успеваемость, дата рождения.

База данных – объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Поиск информации – в узком смысле - процесс выявления в массиве информации записей, удовлетворяющих заранее определенному условию поиска (запросу).

Информационный запрос – в узком смысле – входное сообщение в автоматизированную систему, содержащее требование на выдачу информации.

Система обработки информации – совокупность средств и методов получения и преобразования информации, позволяющая на основе исходного массива данных получить совокупность выходных показателей, необходимых для анализа, контроля, планирования.


Конструирование отдельных блоков

Мне кажется удачно реализованным окно «Поиск студентов» (рисунок 1), так как в нем параметры поиска поделены на две области, что удобно для пользователя.

Также можно сбросить все параметры поиска в их исходное положение, кнопками «Сброс» отдельно для каждой группы параметров, либо нажатием кнопки F7 для сброса всех параметров.

В таблице с данными пользователь может задать ширину любого столбца, потянув за его границу, либо двойным щелчком мыши по заголовку столбца, задать его ширину по самой длинной записи в данном столбце, что удобно для просмотра данных.

Развернув окно на весь экран кнопкой «развернуть» в правом верхнем углу экрана, пользователь может увидеть все столбцы данной таблицы, так как размер таблицы зависит от размера окна.

Пользователь может скрыть ненужный ему столбец, щелкнув правой кнопкой мыши по заголовку столбца, и выбрать в контекстном меню пункт «Скрыть столбец».

В таблице можно выделять данные для их копирования.

Для выделения одной ячейки достаточно щелкнуть на нее левой кнопкой мыши, что видно из рисунка 1 или 2.

Для выделения строки данных достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши по первому столбцу с индикатором в нужной строке (рисунок 3).

Для выделения нескольких строк данных выделите одну строку. Затем, зажав Shift, нажимайте клавиши вниз или вверх (рисунок 4).

Для выделения выборочных строк данных зажмите клавишу Ctrl и левой кнопкой мыши щелкайте по соответствующим строкам, которые необходимо выделить (рисунок 5).

Пользователь может отсортировать данные по любому столбцу, нажав левой кнопкой мыши по заголовку столбца: при первом нажатии по возрастанию (рисунок 6), при следующем по убыванию (рисунок 7).

Пользователь может копировать данные прямо из таблицы в буфер обмена с дальнейшей вставкой их в Word, Excel или другие редакторы, работающие с текстовыми данными. Копирование производится следующим образом: сначала выделяются нужные ячейки таблицы (также это могут быть строки, столбцы), затем данные копируются в буфер обмена путем нажатия сочетания клавиш Ctrl+C.

Файл.

Данные сохраняются в файл по выбору пользователя либо простым текстом, либо в таблице. При распечатке можно задать параметры, по которым некоторые строчки таблицы будут выделены определенным цветом (применяется только при распечатке в виде таблицы).

Также можно выделить окно «Печать» (рисунок 10), на котором присутствует кнопка «Функциональный просмотр», позволяющая просмотреть в каком виде данные будут распечатываться, а также изменить некоторые параметры.

Особо можно выделить окно «Функциональный просмотр» (рисунок 11), имеющее нестандартное название и дополнительные функции по сравнению со стандартными окнами.

В данном окне пользователь может изменять отступы текста слева и справа с помощью ползунков с линией разметки. Также пользователь может изменить вид данных из простого текста в таблицу, поставив галочку в поле «Печать данных в виде таблицы». Кнопка «задать особые параметры печати» служит для задания параметров в окне «Особые параметры поиска» (рисунок 12), открывающемся при нажатии на нее.

Данное окно позволяет в распечатываемых данных выделить студентов, соответствующих заданным критериям в данном окне. Например, из всего списка группы, выделить студентов с отличной успеваемостью (рисунок 9). Можно задать цвет выделения, а также критерии, по которым будет происходить выделение данным цветом: успеваемость, дата рождения, курс, специальность.

Выделение данных произойдет, в случае если установить галочку в поле «выделить студентов по некоторым критериям», в противном случае выделения не произойдет, так же как, если не один параметр не выбран.

При текстовом виде данных выделяться будут номер и ФИО студента (рисунок 8), а табличном виде данных целая строка, соответствующая данному студенту (рисунок 9).

Вывод

В результате проделанной работы я разработал интерфейс для программы «База данных студентов» и убедился, что дизайн – это действительно творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования информационных продуктов, их комплексов и систем, ориентированных на достижение наиболее полноценного создания объектов и среды в целом.

При разработке интерфейса программы, я учитывал наиболее нужные и важные функциональные возможности, которые должна выполнять данная программа, а также тип пользователей, которые с ней будут работать, в данном случае это преподаватели.

Для того чтобы пользователь не удалял проект в корзину, внешний вид проекта должен иметь уникальный и запоминающийся вид, т.к. дизайн играет первостепенную роль в принятии пользователем решения о дальнейшем использовании программы.

Литература

1. http://slovari.yandex.ru/

2. http://www.webdevsystems.ru/