Курсовая работа: Банкротство индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь

Название: Банкротство индивидуального предпринимателя в Республике Беларусь
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

План

Введение

Глава 1. Правовой статус индивидуальных предпринимателей

1.1 Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйственной деятельности

1.2 Государственная регистрация и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей (общие положения)

1.3 Добровольное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей

1.4 Принудительное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей

Глава 2. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей

2.1 Банкротство индивидуальных предпринимателей: критерии, процедура, последствия

2.2 Защитный период

2.3 Конкурсное производство

2.4 Ликвидационное производство

Заключение

Список использованных источников

Введение

Закрепленному в действующем гражданском законодательстве праву гражданина заниматься предпринимательской деятельностью противопоставляется обязанность предпринимателя удовлетворить требования кредиторов в случае признания его банкротом.

Правовой институт несостоятельности (банкротства) индивидуальных предпринимателей в условиях рыночных отношений является весьма актуальным. Это проявляется в возможности оградить эффективно действующих на рынке субъектов хозяйствования от участников хозяйственного оборота, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность убыточно и нерентабельно, которые, зачастую заключая договор, впоследствии не в состоянии исполнить принятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить предприятия от таких должников, возникает необходимость официального признания этих хозяйствующих субъектов "несостоятельными" и, возможно, в дальнейшем полностью ликвидировать их.

Целью данной курсовой работы является правовая характеристика признаков, критериев и особенностей банкротства индивидуальных предпринимателей в законодательстве Республики Беларусь.

Вместе с тем для исследования были поставлены следующие задачи: определение правового положения индивидуального предпринимателя как субъекта хозяйственной деятельности, понятия "банкротство индивидуального предпринимателя", его признаков, рассмотрение процедур применяемых в отношении индивидуального предпринимателя - банкрота, а также выявление недостатков, пробелов законодательства о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя.

Глава 1. Правовой статус индивидуальных предпринимателей

1.1 Индивидуальный предприниматель как субъект хозяйственной деятельности

В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь "О предпринимательстве в Республике Беларусь" от 28.05.1991г. (далее - Закон) и ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (Далее - ГК), предпринимательская деятельность - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц). Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации в порядке, установленном Законом и другим законодательством Республики Беларусь.

Гражданин Республики Беларусь вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае нарушения этого требования наступают следующие неблагоприятные последствия:

доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке;

на виновное физическое лицо судом налагается штраф в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией изготовленной или реализуемой в пункте продажи продукции (товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации, других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, либо без конфискации (ст.154 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, также не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что оно не имеет статуса индивидуального предпринимателя. К таким сделкам применяются правила, установленные законодательством для регулирования предпринимательской деятельности (например, более строгая ответственность - ст.22 ГК). Это важная гарантия для участников гражданского оборота, вступающих в отношения с лицом, которое представляет себя в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Аналогичное по своей сути правило содержится и в налоговом законодательстве: согласно ст. 19 Налогового кодекса Республики Беларусь физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований законодательных актов, при исполнении обязанностей, возложенных на них актами налогового законодательства, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

К индивидуальной предпринимательской деятельности применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения. Из этого правила следует, что индивидуальные предприниматели обладают таким же объемом прав и обязанностей, что и юридические лица (кроме прав и обязанностей, которыми могут обладать исключительно некоммерческие организации). К примеру, коммерческие организации при заключении публичных договоров обязаны соблюдать требования ст.396 ГК. Соответственно эти требования являются обязательными и для индивидуальных предпринимателей.

Предприниматель действует в гражданском обороте, не обособляя имущество, используемое для целей предпринимательской деятельности, от иного имущества, принадлежащего ему на праве собственности. Он несет имущественную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание. Перечень такого имущества определен в Приложении 1 к Гражданскому процессуальному кодексу Республики Беларусь.

Взыскание денежных средств с индивидуального предпринимателя - должника по исполнительному документу, выдаваемому хозяйственным судом, обращается в первую очередь на денежные средства (белорусские рубли и иностранную валюту), находящиеся в банке, небанковской кредитно-финансовой организации. В этих целях взыскатель либо по его просьбе хозяйственный суд представляют исполнительный документ в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию вместе с платежным требованием для принудительного списания средств со счета.

При отсутствии у индивидуального предпринимателя денежных средств, достаточных для погашения задолженности, и невозможности получения их в течение месяца со дня предъявления исполнительного документа к исполнению взыскание обращается по заявлению взыскателя на имущество индивидуального предпринимателя, принадлежащее ему на праве собственности (в том числе на долю в общей собственности, в совместной собственности супругов, в имуществе крестьянского (фермерского) хозяйства).

Если индивидуальный предприниматель имеет доходы в виде заработной платы, пенсии, стипендии и приравненных к ним доходов, в том числе и доходы от предпринимательской деятельности (ст.293 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь), то взыскание на них обращается лишь при отсутствии или недостаточности у предпринимателя имущества. Однако есть два исключения, при которых независимо от наличия имущества на такие доходы может быть обращено взыскание:

исполнения решения о взыскании периодических платежей;

когда размер взыскания не превышает установленной доли (по общему правилу - 20 %; при взыскании по нескольким приказам - 50 %) удержания из месячной заработной платы, пенсии, стипендии и приравненных к ним доходов [22, С.65].

Таким образом, индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и его правовому статусу присущи следующие характерные черты:

1) этот статус приобретается с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, фактически занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший регистрации, не приобретает статуса индивидуального предпринимателя.

2) к предпринимательской деятельности этих граждан соответственно применяются правила ГК РБ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

3) имущественные споры между индивидуальными предпринимателями или между ними и юридическими лицами подведомственны хозяйственному суду, но только в случае, если связаны с предпринимательской деятельностью.

4) индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан по решению суда несостоятельным (банкротом).

5) требования кредиторов, в случае признания индивидуального предпринимателя банкротом, удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, за исключением того имущества, на которое не может быть обращено взыскание.

1.2 Государственная регистрация и прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей (общие положения)

С принятием в 2009 году нового Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 "О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования" (Далее - Декрета №1), был значительно упрощен порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования.

Так, согласно Положению "О государственной регистрации субъектов хозяйствования", утвержденного Декретом №1 (Далее - Положения), можно выделить несколько этапов государственной регистрации субъектов хозяйствования:

- на основании представленных документов и дополнительных сведений регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации либо об отказе в ней с указанием причин отказа;

- на основании решения о государственной регистрации субъекта хозяйствования регистрирующий орган присваивает субъекту хозяйствования соответствующий регистрационный номер и выдает свидетельство о государственной регистрации установленного Правительством Республики Беларусь образца. На учредительных документах коммерческих и некоммерческих организаций проставляется штамп регистрирующего органа;

- регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии "Белгосстрах";

- Министерство юстиции вносит запись о включении субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в данном регистре [23, С.60].

На основании п.14 Положения "О государственной регистрации субъектов хозяйствования", утвержденного Декретом №1 (Далее - Положения) для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

заявление о государственной регистрации;

фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;

оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Декрет №1 значительно упростил требования к учредительным документам субъектов хозяйствования. Отменена необходимость указания в учредительных документах о предполагаемых к осуществлению видах деятельности, а также внесения в них изменений при изменении местонахождения организации, создании (ликвидации) обособленных подразделений (представительств, филиалов). Смысл п. 19 Положения сводится к тому, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять любые виды деятельности без необходимости указывать в уставе (учредительном договоре) юридического лица либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя конкретный перечень таких видов деятельности [21, С.59].

Индивидуальный предприниматель считается зарегистрированным со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации, и внесения записи о его государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Для осуществления предпринимательской деятельности наличие расчетного счета не всегда является обязательным. Например, если деятельность состоит в приобретении за наличные деньги товара на рынках России и продаже этих товаров за наличные деньги на рынках Беларуси, то такую деятельность возможно осуществить и без открытия расчетного счета.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 "О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь" индивидуальные предприниматели обязаны открывать в банках текущие (расчетные) счета только в двух случаях. А именно, если:

1) ежемесячный размер выручки от реализации товаров (работ, услуг), кроме выручки, полученной от осуществления видов деятельности, по которым эти предприниматели уплачивают единый налог, превышает сумму 1000 базовых величин;

2) прием наличных денежных средств осуществляется ими с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем.

В случае невыполнения вышеуказанных условий расчетный счет индивидуальный предприниматель открывает по желанию.

Декрет № 1 также упрощает процедуру ликвидации субъектов хозяйствования, закрепляет принцип одного окна во взаимоотношениях государственных органов при проведении ликвидационной процедуры. Все необходимые для проведения процедуры ликвидации сведения будут направляться регистрирующему органу государственными органами, а не субъектом хозяйствования. При этом устанавливается жесткий 30-дневный срок представления уполномоченными органами информации о задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом, наличие которой препятствует завершению процедуры ликвидации. Если в этот срок информация не будет представлена, субъект хозяйствования ликвидируется независимо от того, имеются ли у него такие долги.

Перечень оснований для ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей максимально сокращен. Субъект хозяйствования может быть ликвидирован только по собственному желанию, по решению хозяйственного суда (за нарушения законодательных актов, при банкротстве) и регистрирующего органа (при признании задолженности субъекта безнадежным долгом, неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд).

Таким образом, кроме того, что для регистрации индивидуального предпринимателя требуется гораздо меньше различных бумаг, юридическое лицо и после регистрации продолжает нести определенные организационные расходы в большем размере, чем индивидуальный предприниматель. Так, индивидуальный предприниматель получает из регистрирующего органа только одно свидетельство, снимать копии с которого и заверять их у нотариуса (например, для открытия расчетного счета) значительно проще и дешевле, чем с устава вместе с учредительным договором юридического лица, помимо свидетельства. Кроме того, индивидуальные предприниматели могут осуществлять свою деятельность без открытия расчетного счета, сами определяют формы и способы расчетов со своими контрагентами и не должны становиться на учет в органы государственной статистики и предоставлять отчеты.

1.3 Добровольное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей

В соответствии с п.12 Декрета № 1, деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям и в порядке, как для ликвидации коммерческих организаций.

Существует 3 способа ликвидации субъектов хозяйствования, в том числе индивидуальных предпринимателей:

1. Ликвидация на основании принятого решения без подачи заявления о банкротстве в хозяйственный суд, в случае наличия достаточного объема имущества для расчетов с кредиторами.

2. Ликвидация на основании решения регистрирующего органа по представлению налоговых органов и комитета госконтроля.

3. Ликвидация по решению суда (в том числе и в случае признания индивидуального предпринимателя - должника банкротом с обязательным участием в процедуре банкротства антикризисного управляющего).

При добровольном прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется:

заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

печати и штампы либо заявление индивидуального предпринимателя об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

подлинник свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии - заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

копию публикации в газете "Рэспублiка" о прекращении деятельности.

Индивидуальный предприниматель прекращает свою предпринимательскую деятельность с момента принятия регистрирующим органом решения о прекращении его деятельности и исключения его из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Для исключения индивидуального предпринимателя из ЕГР, в случае привлечения физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, необходимо сдать документы на хранение, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников, в Государственное учреждение "Минский городской архив".

Таким образом, добровольное прекращение предпринимательской деятельности возможно посредством подачи заявления в регистрирующий орган - местные исполнительные и распорядительные органы индивидуальным предпринимателем при условии, что исполнены все денежные обязательства перед кредиторами и бюджетом.

1.4 Принудительное прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей

В соответствии с п.3 Положения о ликвидации, решение о принудительной ликвидации может быть принято:

1. Хозяйственным судом в случае:

осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

экономической несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

2. Регистрирующего органа в случае:

внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации индивидуального предпринимателя в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием.

Право на подачу в хозяйственный суд заявления о банкротстве индивидуального предпринимателя имеют должник - индивидуальный предприниматель, кредиторы по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам.

Кредиторам, желающим инициировать процедуру признания индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным (банкротом) следует учитывать установленные Указом № 508 основания подачи заявления, которые должны иметь место в совокупности:

наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности индивидуального предпринимателя, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

применение к индивидуальному предпринимателю принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у него имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае если должник является индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, в размере 2 500 базовых величин и более.

В соответствии со ст.23 Закона о банкротстве в случае инициации процедуры банкротства должником, в его заявлении должны быть указаны:

размер требований кредиторов по денежным обязательствам, не оспариваемым должником;

размер задолженности по обязательным платежам;

сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;

сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;

сведения об обязательствах должника, срок исполнения по которым не наступил;

сведения об обязательствах должника - индивидуального предпринимателя, не связанных с предпринимательской деятельностью.

К заявлению индивидуального предпринимателя о своем банкротстве может быть приложен план погашения его долгов, копии которого направляются кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя. При отсутствии возражений кредиторов хозяйственный суд может утвердить план погашения долгов индивидуального предпринимателя. Утверждение хозяйственным судом плана погашения долгов индивидуального предпринимателя является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве на срок не более трех месяцев.

На основании статьи 7 Закона Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) должник вправе подать в хозяйственный суд заявление должника при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии в установленный срок исполнить платежные обязательства и (или) обязательства, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений, ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).

В соответствии со ст.8 Закона должник обязан подать заявление должника в хозяйственный суд при наличии следующих условий:

когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами либо прекращению деятельности должника - юридического лица;

когда органом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника - юридического лица на принятие решения о его ликвидации, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

когда органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение о подаче в хозяйственный суд заявления должника;

если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Заявление должника должно быть подано в хозяйственный суд в письменной форме не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующего основания. Неподача должником заявления влечет субсидиарную ответственность виновных в этом лиц.

Действующим законодательством не установлены общие критерии устойчивой неплатежеспособности должника - индивидуального предпринимателя.

В то же время представляется, что возвращение заявления о банкротстве в связи с наличием у индивидуального предпринимателя источника постоянного дохода является необоснованным и противоречит положениям законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве).

Учитывая, что на стадии принятия заявления суд не имеет возможности достоверно определить устойчивость неплатежеспособности должника и наличие оснований для банкротства, вопрос о принятии заявления должника - индивидуального предпринимателя должен решаться хозяйственным судом в каждом конкретном случае, принимая во внимание размер имеющейся кредиторской задолженности, имущественное положение должника, размер получаемого дохода, возраст и т.д.

Наличие у индивидуального предпринимателя постоянного дохода в виде заработной платы или пенсии не может однозначно свидетельствовать о его платежеспособности.

Заявление о банкротстве должника может быть возвращено заявителю на основании статьи 47 Закона в том случае, если все перечисленные факторы объективно позволяют произвести погашение задолженности в течение непродолжительного периода времени.

Налоговые и другие уполномоченные государственные органы подают в хозяйственный суд заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы, только в случае принятия должником, местными исполнительными и распорядительными органами, республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и организациями решения о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления [18].

Таким образом, принудительное прекращение деятельности может быть осуществлено по решению хозяйственного суда при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), а также осуществления запрещенной законодательством деятельности или в случае экономической несостоятельности предпринимателя, процедура которой может быть инициирована им самим либо его кредиторами, либо регистрирующего органа.

Глава 2. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей

2.1 Банкротство индивидуальных предпринимателей: критерии, процедура, последствия

Указом Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)" (далее - Указ № 508) разграничены такие понятия, как:

экономическая несостоятельность (неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника);

банкротство (неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя).

В теории конкурсного права под критерием несостоятельности (банкротства) понимается принятый законодательством общий подход к неплатежеспособным должникам. Также в теории были разработаны две группы признаков: признаки инициирования (для параметров, необходимых для возбуждения производства по делу о несостоятельности) и признаки признания банкротства (для параметров, которые необходимы для принятия решения о признании должника банкротом).

В мировой практике встречается два критерия несостоятельности - неоплатность и неплатежеспособность. Под неоплатностью понимается ситуация, когда для решения вопроса о банкротстве должника необходимо доказать, что его пассивы превышают активы. Неплатежеспособность предполагает лишь наличие факта неисполнения должником своих обязательств.

Оба критерия имеют как положительные, так и отрицательные стороны применения. При принятии критерия неоплатности, с одной стороны невозможно признание несостоятельным должника, испытывающего временные финансовые трудности, с другой стороны должники могут не исполнять обязательства, пользуясь тем, что их активы превышают пассивы, так как к ним не может быть применена процедура банкротства. При неплатежеспособности, с одной стороны легко возбудить производство по делу о банкротстве, с другой стороны должники не могут прикрываться "положительным" балансом, не исполняя обязательства.

Большое значение в процедуре несостоятельности имеют и признаки инициирования банкротства.

Указом № 508 установлен совокупный перечень оснований подачи заявления кредитором, желающим инициировать процедуру признания индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным, а также перечень обязательных к указанию в заявлении сведений в случае инициировании процедуры банкротства должником. Отсутствие одного из указанных оснований (недостоверность указанных сведений) влечет возвращение заявления кредитора (должника).

Процедура признания предпринимателя банкротом имеет своей целью лишение его статуса индивидуального предпринимателя. Поэтому в решении хозяйственного суда об открытии ликвидационного производства в отношении должника - индивидуального предпринимателя указывается о признании утратившим силу решения о регистрации должника в качестве индивидуального предпринимателя. Но при этом физическое лицо не лишается права вновь начать предпринимательскую деятельность, пройдя государственную регистрацию в установленном порядке.

При осуществлении процедуры признания индивидуального предпринимателя банкротом его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности (взыскание алиментов, причинение вреда жизни и здоровью граждан и т.д.), также вправе предъявить свои требования. Но они не могут сами инициировать эту процедуру, т.е. обратиться в суд с заявлением о банкротстве индивидуального предпринимателя. Требования таких кредиторов, не заявленные ими в процедуре банкротства, сохраняют силу после ее завершения. Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Процедура признания индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным (банкротом) имеет ряд особенностей.

Во-первых, не применяется защитный период. При рассмотрении дела возможны такие процедуры, как конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры, предусмотренные Законом Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)". Конкурсное производство включает в себя процедуры санации и ликвидационного производства.

Во-вторых, предприниматель, заявивший о своей экономической несостоятельности (банкротстве), получает возможность отсрочить погашение своих долгов, представив суду план их погашения. При отсутствии возражений кредиторов хозяйственный суд может утвердить план погашения долгов индивидуального предпринимателя, что является основанием для приостановления производства по делу на срок до трех месяцев. Если в результате выполнения предпринимателем плана погашения его долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу подлежит прекращению. Отметим, что согласно Указу № 508 обязательным условием для подачи заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) является наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0,85. Указанный коэффициент определяется отношением всех (долгосрочных и краткосрочных) обязательств субъекта хозяйствования, за исключением фондов потребления, резервов предстоящих расходов и платежей, к общей стоимости имущества (активов).

В-третьих, для осуществления предпринимателем расчетов с кредиторами или заключения мирового соглашения на основании его заявления хозяйственный суд вправе отложить рассмотрение дела не более чем на один месяц. Если индивидуальный предприниматель в этот срок не представит доказательств об удовлетворении требований кредиторов либо в указанный срок не будет заключено мировое соглашение, хозяйственный суд выносит определение об открытии конкурсного производства.

В-четвертых, если в связи с производством по делу предприниматель остается без средств к существованию, то по его заявлению или заявлению лиц, состоящих на его иждивении, хозяйственный суд назначает ему и (или) лицам, состоящим на его иждивении, за счет имущества индивидуального предпринимателя необходимые прожиточные средства на период производства по делу. Прожиточные средства назначаются и выплачиваются ежемесячно из расчета не более одного прожиточного минимума на человека. Выплата таких средств осуществляется во внеочередном порядке.

После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся неудовлетворенными обязательств, как связанных с его предпринимательской деятельностью, так и не связанных с ней, но требования по которым были предъявлены к исполнению и учтены в процедуре банкротства. Несмотря на это правило, требования граждан, перед которыми предприниматель, признанный банкротом либо объявивший им о своем банкротстве, несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также иные требования личного характера сохраняют свою силу [22, С.61].

Таким образом, принимая во внимание возможное наличие у индивидуального предпринимателя значительного числа кредиторов, законодатель предусмотрел возможность признания предпринимателя, не способного удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, экономически несостоятельным (банкротом). Признание индивидуального предпринимателя банкротом может быть произведено как в судебном порядке, так и путем объявления им о своем банкротстве.

Предприниматель отвечает по обязательствам, включая и связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, кроме того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Для банкротства индивидуальных предпринимателей используется критерий неплатежеспособности (это означает, что соотношение обязательств и имущества должника при решении вопроса о его банкротстве во внимание не берется).

При банкротстве предпринимателя дифференцированный режим имеют предпринимательские требования; требования из обязательств, не связанных с предпринимательской деятельностью; требования личного характера (в частности, требования из причинения вреда жизни и здоровью, о взыскании алиментов). Требования последней категории не включаются в размер требований кредиторов при заявлении о банкротстве, но могут быть заявлены в ходе конкурсного процесса.

2.2 Защитный период

Гражданский кодекс Республики Беларусь указывает на два вида субъектов хозяйствования, которые могут быть признаны экономически несостоятельными (банкротами) - это гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, а также юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан экономически несостоятельным (банкротом) в судебном порядке (ч.1 п.1 ст.24 ГК Республики Беларусь).

Раздел XI Закона предусматривает особый порядок ведения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в отношении ликвидируемого должника - юридического лица и отсутствующего должника. Данный порядок является упрощенным.

В частности, упрощенный порядок банкротства ликвидируемого должника - юридического лица заключается в том, что, в силу ч.6, 7 ст.248 Закона, защитный период в производстве по делу о банкротстве ликвидируемого юридического лица не применяется, а санация и мировое соглашение могут применяться лишь после отмены решения о ликвидации этого юридического лица в соответствии с гражданским законодательством органом или лицами, принявшими это решение.

Особенности рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей предусмотрены статьями 235 - 247 Закона.

Согласно части второй статьи 12 Закона при рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должника - индивидуального предпринимателя не применяется защитный период.

На основании изложенного, учитывая, что в соответствии со статьей 235 Закона к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя, применяются только положения разделов I - VIII Закона, если иное не предусмотрено разделом X Закона, а также принимая во внимание, что раздел XI определяет конкретную сферу своего распространения на должников - юридических лиц, полагаем, что нормы стст.247 - 249 Закона не применяются к индивидуальному предпринимателю, ликвидируемому в порядке, предусмотренном Положением о ликвидации.

В соответствии с Указом № 508 и ч.1 ст.15 Закона индивидуальные предприниматели обязаны своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства).

Для проведения досудебного оздоровления индивидуальные предприниматели осуществляют меры по улучшению финансового состояния, созданию условий для их стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности. В этих целях в соответствии с законодательством они могут:

1. Взыскивать дебиторскую задолженность.

2. Принимать меры по выделению юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключению договоров займа (кредитных договоров), погашению кредиторской задолженности за счет иных источников.

3. Привлекать инвестиции, в том числе иностранные.

4. Содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий.

5. Принимать меры по:

погашению задолженности по государственному заказу, реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы, а также по реструктуризации иной кредиторской задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

изменению сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей путем отсрочки с единовременной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, рассрочки с поэтапной уплатой суммы налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей, а также налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия такого кредита;

предоставлению кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законодательством порядке;

реорганизации юридически лиц.

6. Принимать иные меры, не противоречащие законодательству.

На период принятия мер по досудебному оздоровлению юридические лица и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности подачи в хозяйственный суд заявления должника.

Таким образом, ввиду прямого указания закона на отсутствие в процедуре признания индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным стадии защитного периода, порядок ведения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника - индивидуального предпринимателя также можно определить как упрощенный. Однако это не исключает необходимости применения к нему досудебного оздоровления.

Законодательство Республики Беларусь обязывает субъектов хозяйствования - индивидуальных предпринимателей принимать своевременные меры по предупреждению экономической несостоятельности: разрабатывать и осуществлять меры по досудебному оздоровлению или принимать решение о нецелесообразности проведения досудебного оздоровления. Помимо установления такой обязанности, Указ №598, кроме того, предусматривает административную ответственность индивидуальных предпринимателей за необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), не соответствующее действительности обоснование отказа в принятии таких мер, а также за принятие мер, приведших к экономической несостоятельности (банкротству).

2.3 Конкурсное производство

Согласно ст.237 Закона к заявлению индивидуального предпринимателя о своем банкротстве может быть приложен план погашения его долгов, копии которого направляются кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя.

Это, пожалуй, одна из наиболее важных особенностей с точки зрения процессуальных последствий, поскольку при отсутствии возражений кредиторов хозяйственный суд может утвердить план погашения долгов индивидуального предпринимателя. Утверждение хозяйственным судом плана погашения долгов индивидуального предпринимателя является основанием для приостановления по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя на срок не более трех месяцев.

Фактически в ст.237 Закона установлена возможность применения судом на основании волеизъявления должника и его кредиторов самостоятельной процедуры в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя, которая не применяется при банкротстве иных категорий должников.

В плане погашения долгов индивидуального предпринимателя должны быть указаны:

1) срок его выполнения;

2) размеры сумм, которые предполагается ежемесячно направлять на погашение требований кредиторов.

Хозяйственный суд вправе по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя, изменить план погашения его долгов, в том числе увеличить или уменьшить срок выполнения плана, а также размеры прожиточных средств.

Если в результате выполнения индивидуальным предпринимателем плана погашения его долгов требования кредиторов погашены в полном объеме, производство по делу о банкротстве предпринимателя подлежит прекращению в соответствии со ст.47 Закона о банкротстве [18].

Основания для возбуждения конкурсного производства определены в ст.41 Закона, однако по делу о признании банкротом индивидуального предпринимателя ч.5 ст.239 Закона о банкротстве устанавливает дополнительные основания для возбуждения конкурсного производства, а именно:

если индивидуальный предприниматель в месячный срок не представил доказательств об удовлетворении требований кредиторов;

в указанный срок не заключено мировое соглашение.

В соответствии со статьей 155 Закона на любой стадии производства по делу о банкротстве может быть заключено мировое соглашение после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается в соответствии со статьями 53, 55, 155 Закона собранием кредиторов большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов. От имени должника мировое соглашение подписывается управляющим, а от имени конкурсных кредиторов - лицом, уполномоченным собранием кредиторов.

Хозяйственный суд одновременно с принятием заявления обязан произвести арест имущества должника - индивидуального предпринимателя и это, по сути, является одной из мер по обеспечению требований кредиторов.

По ходатайству индивидуального предпринимателя имущество (часть имущества) может быть освобождено из-под ареста в случае дачи третьими лицами поручительства или иного обеспечения исполнения обязательств индивидуального предпринимателя.

В соответствии с положениями Закона со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства вводится приостановление удовлетворения требований кредиторов по платежным обязательствам должника до завершения ликвидационного производства или вынесения хозяйственным судом определения о завершении производства по делу о банкротстве, за исключением случаев, предусмотренных Законом.

В силу ч.5 ст.91 Закона приостановление удовлетворения требований кредиторов по платежным обязательствам не распространяется на требования, предусмотренные, в частности, ч.1 ст.144 Закона, в положениях которой перечислены категории платежей, подлежащих выплате во внеочередном порядке.

Ч.1 ст.144 Закона предусматривает, что вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие платежи должника в процессе конкурсного производства за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а также удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства. Вместе с тем, ч.1 п.п.1.31 п.1 Указа №508 установлено, что в процессе конкурсного производства, наряду с платежами, предусмотренными законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), вне очереди производятся возникшие после открытия конкурсного производства платежи, в частности, по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений по авторским договорам.

Таким образом, в рассматриваемом случае, требования кредиторов по платежам по выплате выходного пособия, возникшим после вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства в отношении должника и до принятия хозяйственным судом решения о признании такого должника банкротом и открытии в отношении него ликвидационного производства, подлежат удовлетворению во внеочередном порядке.

Ч.4 ст.239 Закона предоставляет хозяйственному суду право приостановить производство по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя при наличии сведений об открытии наследства в пользу индивидуального предпринимателя. При этом время приостановления определяется сроком решения вопроса о судьбе наследства в порядке, установленном законодательством, то есть ГК и ГПК.

2.4 Ликвидационное производство

Если суд признает должника банкротом, открывается ликвидационное производство. Эта процедура имеет целью продажу имущества должника для максимального и соразмерного удовлетворения требований кредиторов, признание долгов должника погашенными.

Хозяйственный суд информирует государственные органы, в том числе регистрирующие, местные исполнительные и распорядительные органы, органы по трудоустройству по месту нахождения организации, признанной банкротом, о начале ликвидационного производства.

Для удовлетворения требований кредиторов законодательством о банкротстве предусмотрено наличие 5 очередей (помимо внеочередных платежей) в процессе ликвидации должника.

Внеочередные платежи: вознаграждение антикризисному управляющему, заработная плата сотрудников в процедуре банкротства или ликвидации и другие платежи возникшие после возбуждения дела о банкротстве.

1 очередь: Задолженность перед физическими лицами за причиненный вред их жизни или здоровью путем капитализации повременных платежей.

2 очередь: Задолженность по оплате труда лиц работающих в предприятиях по трудовому договору (контракту), а также по выплате выходных пособий.

3 очередь: Задолженность по обязательным платежам - налоги сборы, пошлины и иные платежи в бюджет соответствующего уровня, в том числе экономические (финансовые санкции), применяемые к предприятию.

4 очередь: Задолженность по обязательствам кредиторов, обеспеченных залогом имущества предприятия.

5 очередь: Задолженность по обязательствам перед всеми другими кредиторами.

В имущество индивидуального предпринимателя не включается имущество, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание.

Хозяйственный суд вправе по мотивированному ходатайству индивидуального предпринимателя и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве индивидуального предпринимателя, исключить из имущества индивидуального предпринимателя имущество, на которое в соответствии с Приложением 1 к ГПК не может быть обращено взыскание, а также имущество, которое является неликвидным или доход от реализации которого существенным образом не повлияет на удовлетворение требований кредиторов.

Перечень имущества, исключаемого из имущества индивидуального предпринимателя, подлежит утверждению хозяйственным судом. В этом случае хозяйственный суд выносит определение об утверждении перечня имущества, исключаемого из имущества индивидуального предпринимателя, которое может быть обжаловано [19, С.115].

В силу ст.245 Закона после завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом в соответствии с Законом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных при осуществлении процедур банкротства в отношении этого индивидуального предпринимателя, за исключением требований, предусмотренных статьей 246 Закона.

В соответствии с ч.1 ст.246 Закона требования кредиторов о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, требования по выплате алиментов, а также иные требования личного характера, не погашенные в порядке исполнения решения хозяйственного суда об открытии ликвидационного производства в отношении индивидуального предпринимателя, либо погашенные частично, либо не заявленные при осуществлении процедур банкротства в отношении индивидуального предпринимателя, сохраняют силу и могут быть предъявлены после завершения производства по делу о банкротстве индивидуального предпринимателя соответственно в полном объеме либо в непогашенной их части. Аналогичные нормы содержатся в п.4 ст.24 ГК.

Порядок завершения ликвидационного производства регулируется ст.154 Закона и пунктом 24 Положения о ликвидации. Основанием для внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является определение хозяйственного суда о завершении ликвидационного производства, которое представляется управляющим в течение десяти дней в соответствующий регистрирующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При проведении процедур банкротства в отношении индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с предпринимательской деятельностью, а также кредиторы по требованиям личного характера так же вправе предъявить свои требования.

Таким образом, согласно части четвертой статьи 154 Закона с момента внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ликвидационное производство считается завершенным, должник - индивидуальный предприниматель - свободным от долгов. После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом. Однако сохраняют силу требования граждан, перед которыми индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.

Заключение

Индивидуальные предприниматели по сравнению с юридическими лицами имеет упрощенную систему создания и ликвидации бизнеса, более простую систему налогообложения, упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности. В определенном смысле по сравнению с другими субъектами предпринимательской деятельности, для индивидуального предпринимателя ввиду особенностей его правового статуса процедура экономической несостоятельности (банкротства) также имеет упрощенную форму.

В ст.24 ГК определен порядок объявления об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя. Установлено, что индивидуальный предприниматель может быть признан экономически несостоятельным (банкротом) в судебном порядке в том случае, когда он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, при этом с момента вступления в силу решения суда утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением того имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.

После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом. Однако сохраняют силу требования граждан, перед которыми индивидуальный предприниматель несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.

Из двух критериев экономической несостоятельности в Республике Беларусь применяется критерий неплатежеспособности (наличия факта неисполнения должником своих обязательств). Вместе с тем, несмотря на достаточно исчерпывающее процессуальное регулирование отдельных аспектов экономической несостоятельности индивидуального предпринимателя, все еще остаются моменты, требующие к себе более пристального внимания законодателя. Так, действующим законодательством не установлены общие критерии устойчивой неплатежеспособности должника - индивидуального предпринимателя.

Кроме того, на наш взгляд, в законодательстве не проведена четкая грань между правом и обязанностью на подачу заявления должника в хозяйственный суд. По мнению ряда правоведов, речь о "праве" идет в ситуациях, когда срок исполнения обязательств, удовлетворение которых приведет должника к несостоятельности, еще не наступил, но имеются обстоятельства, с очевидностью свидетельствующие о том, что через некоторое время должник окажется неспособным рассчитываться по денежным обязательствам с кредиторами, а также вносить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. По нашему мнению, данное толкование также не решает вопроса о том, в каких конкретно случаях у должника индивидуального предпринимателя возникает обязанность по обращению в суд, т.к. даже в случае наступления срока исполнения соответствующих обязательств должник оказывается в ситуации предвидения банкротства.

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 11 января 1999 г. // НРПА РБ. - 1999 г. - № 18-19, 2/13.

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. // НРПА РБ. - 2003. - № 87. - 2/980.

4. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З // НРПА РБ. - 1998. - № 136. - 2/902.

5. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-З // НРПА РБ. - 2000. - № 8. - 2/932.

6. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. // Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь,. - 1991. - № 6. - ст.105.

7. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 // НРПА РБ. - 2009. - №1/10418.

8. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 // НРПА РБ. - 2003. - № 71. - 1/5490.

9. О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 // НРПА РБ. - 2002. - № 43. - 1/3612.

10. О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства): Указ Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 // НРПА РБ. - 2003. - № 145. - 1/9789.

11. О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности: Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 № 285 // НРПА РБ. - 2005. - № 4. - 1/8211.

12. Об обзоре судебной практики рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве): Постановление Президиума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь от 17 июня 2007 №04-11/582 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]

13. Постановление Президиума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь "Об отдельных вопросах организации работы хозяйственных судов по рассмотрению дел об экономической несостоятельности (банкротстве) и соблюдению законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)" от 15 июля 2006. № 02-21/672 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]

14. О банкротстве индивидуального предпринимателя: Разъяснение Высшего Хозяйственного суда от 7 июня 2007 г. № 03-30/986 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]

15. Об очередности платежей в процедуре конкурсного производства: Разъяснение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 30 ноября 2005 № 03-24/2229 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]

16. Об очередности удовлетворения доначисленных налогов и санкций: Разъяснение Высшего Хозяйственного суда от 13 ноября 2008 г. № 03-32/2438 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]

17. Об удовлетворении требований кредиторов: Разъяснение Высшего Хозяйственного суда от 17 марта 2009 г. № 02-43/657 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]

18. Постатейный научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" / В.С. Каменков [и др.]; под общ. ред. В.С. Каменкова, Л.Г. Козыревой - Мн.: ГИУСТ БГУ. - 2005. - 496 с.

19. Банкротство: Практ. пособие / B.C. Каменков, В.В. Жандаров, А.И. Мирониченко; Ред. B.C. Каменков. - Минск: Молодежное науч. общество. - 2006. - 142 с.

20. Правовые основы управления предприятием в условиях банкротства.2-е изд. доп. / В.Г. Гавриленко. - Минск: Право и экономика, 2007. - 472 с.

21. Королева Н.А. Новации в правовом регулировании порядка создания субъектов хозяйствования // Юстиция Беларуси. - 2009. - №6. - С.59-61.

22. Коршекевич М.Г. Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности // Право Беларуси. - 2004. - №32 (104). - С.65-67.

23. Куницкая О.М. Проблемы регистрации субъектов малого предпринимательства // Право Беларуси. - 2004. - №32 (104). - С.60-64.