Курсовая работа: Особенности портретного очерка на примере журнала "Биография"

Название: Особенности портретного очерка на примере журнала "Биография"
Раздел: Рефераты по журналистике
Тип: курсовая работа

Особенности портретного очерка на примере журнала "Биография"

Оглавление

Введение

Глава I. Жанры журналистики и место в них портретного очерка

1.1 Система жанров журналистики

1.2 Очерк и его разновидности

1.3 Особенности портретного очерка

Глава II. Особенности портретного очерка в журнале «Биография»

2.1 Характеристика журнала «Биография»

2.2 Типические художественные элементы портретного очерка в журнале «Биография»

2.3 Специфические художественные элементы портретного очерка в журнале «Биография»


Введение

Портретный очерк очень интересный и благодатный жанр в современной журналистике.

Популярные глянцевые издания любят говорить об известных персонах, это увеличивает их рейтинги, тиражность. Правдивость, реальность – уходят на второй план, иногда важнее экспрессивность, интересность.

- что это расплыв жанрообразующих границ или чисто коммерческая уловка? Ведь очерк – художественно публицистический материал, в котором автор обязан высказать свое мнение, представить свой взгляд на ситуацию.

Вопрос о достаточной мере субъективности в портретном очерке – один из главных аспектов данной курсовой работы.

Объектом исследования данной курсовой работы будут являться жанры.

Предмет – особенности портретного очерка в журнале «Биография».

Целью данной курсовой работы будет являться выявление особенностей портретного очерка в журнале «Биография».

Задачи:

Изучить структуру портретного очерка и его место в системе жанров.

Проанализировать журнал «Биография» по содержанию, отбору персоналий, рубрикам.

Провести анкетирование.

Анализ стилистических средств используемых в журнале «Биография».

Гипотеза исследования - очерк в журнале «Биография» более обладает объективностью, чем субъективностью. Из этого последует то, что история человека интересна сама по себе, без выдумок. Чтобы не ошибиться и не принять интерес к фамилии за интерес к истории, проведем социологическое анкетирование. В анкетах будут два вида вопросов:

1. Какой сюжет вас больше заинтересует

2. О ком вам было бы интереснее прочитать

Таким образом, будет решен вопрос о достаточности «материала» для подобных изданий. Ведь существует мнение, что интересные люди «заканчиваются», и программа, журнал прекращают свое существование. Здесь добавим, что логотип журнала «Биография» - это «каждая жизнь – история».

Используемые методы : анкетирование, лингвистический анализ.

Сегодня, в дни массовой культуры, данная проблема является актуальной. В то, что материальные ценности для современного человека важнее, чем духовные, не хочется верить. Люди, на которых мы хотим быть похожими, чьей судьбе мы завидуем, должны указать степень нашей «массовости». Так кто же Перис Хилтон или Клара Цеткин?


Глава I. Жанры журналистики и место в них портретного очерка

1.1 Система жанров журналистики

Общая характеристика понятия «жанр» и групп жанров.

Жанр – это род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками [10, с.185].

Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов.

Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью, свежестью, правдивостью, общественной значимостью, он не должен быть банальным.

Из фактов компонуется информация.

Существует три ступени стереотипа восприятия информации:

1. Первая ступень - информация, особо не затрагивая сознания, только на краткий миг будоражит воображение реципиента.

2. Вторая ступень - информация, слегка затрагивая сознание и подсознание, только привлекает внимание реципиента.

3. Третья ступень - информация, запечатлевшись и в сознании и в подсознании, вызывает у реципиента активный творческий отклик, завершающийся реальным действием, меняющим облик действительности в позитивную сторону.

В современной науке жанры принято классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, по предмету познания и отображению объекта публицистом. Вторым признаком выделяют конкретное назначение материала. Третий признак связан с широтой освещения действительности и масштабами выводов и сообщений. Немаловажное значение в классификационных признаках занимает и определение характера литературно-стилистических средств, используемых в материале [3]. (Сюда же можно отнести и степень восприятия информации.) И, наконец, размеры материала на газетной полосе. Для того чтобы не ошибиться в определении жанра, нужно обратиться ко всем этим признакам в совокупности, а не рассматривать каждый из них в отдельности.

Если все публицистические материалы разобрать по этим признакам, то можно выделить три основных родовых группы.

Первые, информационные, объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна.

Аналитические представляют собой глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При создании этих материалов журналист проводит анализ-синтез социальной действительности, расчленяя исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения и рекомендации.

Художественно-публицистическим жанрам свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.

Таким образом, мы можем сказать, что информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную действительность[3]. Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. Индукция, или анализ это когда какая-то проблема рассматривается путем разложения на части, от общего - к частному. Дедукция, или синтез - это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности, а затем в общем плане.

По сравнению с информационными жанрами, аналитические шире по фактическому материалу, масштабнее по мысли, по исследованию жизненно-важных явлений. Аналитические жанры за последнее десятилетие, наряду с информационными жанрами, стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационно пространстве. Появились газеты, в которых присутствуют в основном только аналитические жанры.

Сегодня исследователи журналистики расширяют диапазон аналитических жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование, эксперимент, версию, консультацию, социологическое резюме, аналитический пресс-релиз, рейтинг [2, с.213].

Структуры жанров по их признакам. Не смотря на то, что существуют характерные признаки, о которых говорит С.И. Ожегов, исследователи вопроса о систематизации в жанрах журналистики разнятся в своих мнениях.

Л.Е. Кройчик утверждает, что жанр – это особая форма организации жизненного материала, категория исторически конкретная, типологическая, гносеологическая, морфологическая, аксиологическая, творческо-созидательная. Он вытесняет слова «жанр» словом «текст», и следовательно разбивает на группы не жанры, а тексты. Вот они:

· Оперативно-новостные – заметка во всех её разновидностях;

· Оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты;

· Исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

· Исследовательские – статья, письмо обозрение;

· Исследовательско-образные (художественно-публицистические) – очерк, эссе, памфлет.

М.И. Шостак пишет о журналистике новостей, интервью, оперативном комментировании, репортерском расследовании, а также о публицистике – аналитической, художественной (эссе, очерк) и сатирической (фельетон, памфлет, пародия, сатирическая реплика, сатирический комментарий).

А.А. Тертычный включает: в информационные жанры – заметку, отчет, корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог; к аналитическим относит – аналитический отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а к художественно-публицистическим – очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру.

Преподаватели кафедры переодической печати факультета журналистики Санкт-Петербургского университетажанровая палитра такова: информационные жанры – репортаж (проблемный, познавательный и событийный), интервью (-монолог, -диалог, -полилог, -беседа, -сообщение, -зарисовка), отчёт; аналитические- корреспонденция, статья (передовая,теоретико-популялизаторская,проблемно-публицистическая), публицистический комментарий, рецензия, обозрение; художественно-публицистические – фельетон и памфлет [1, с.217].

Ворошилов выделяет информационные жанры – новость, заметка, интервью, беседа, реплика, репортаж, отчет [1, с.218].

Аналитические – корреспонденця, статья, рецензия, обозрение. Художественно-публицистические – очерк, зарисовка, фельетон, памфлет [1, с.233].

В условиях информационного рынка и конкуренции средств массовой информации возрастают требования к методологической культуре журналиста, его умению отбирать факты социальной действительности, выявляя их взаимосвязь, интерпретировать собранный эмпирический материал, выдвигать концепцию проблемы, делать прогноз. При этом журналистское выступление можно сделать проще и лучше, если соблюдать требования избранной его формы – жанра.

Композиционными структурами являются:

a) Экспозиция, или ввод в проблему

b) Постановка проблемы, предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие (аналог завязки сюжета)

c) Аргументация, доказывающая истинность тезиса и опровергающая антитезис (эквивалент развития действия)

d) Рекомендация, своего рода синтез, производное отсопоставления тезиса и антитезиса (как эквивалент кульминации)

e) Обобщенная оценка (как эквивалент развязки) [1, с.236].

Но как мы уже выяснили, композиция материала тоже является жанрообразующим критерием, поэтому будет естественным, если композиционная структура будет меняться, исключать некоторые пункты или включать дополнительные, что лишний раз подтверждает неустойчивость жанровой структуры.

Из типологических систем Л.Е. Кройчика, М.И. Шостака, А.А. Тертычного и В.В. Ворошилова мы видим, что система жанров имеет большой разброс. Это нормально для сегодняшней журналистики, ведь границы не размываются, тексты не приобретают общую форму; просто журналисты ищут новые пути, решения, ведь все старое постепенно уходит, на смену ему приходит новое. Чтобы найти оптимальную форму для сегодняшней подачи информации нужно экспериментировать, поэтому мы наблюдаем в современной прессе смешение жанров.

Что в жанре подвижно и подвержено свободным изменениям, а что - постоянно и нерушимо?

Постоянной остается (единственно) предметно-функциональная природа жанра, то есть зависимость "порядка осмотра мира" от предмета нашего внимания и цели нашей работы с информацией.

Каждый жанр постоянно связан с определенным типом жизненного материала.

Каждый жанр предназначен для решения определенной информационной задачи [6].

1.2 Очерк и его разновидности

Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни. Так гласит научное определение жанра. Что же оно обозначает?

Прежде всего то, что очеркист художественно воплощает в слове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основании системного исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением.

Словом, очерк - одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ - живописная картина, то очерк – графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом. Если бы историки сегодня не имели других источников, кроме очерковой литературы, то и в этом случае они смогли бы верно представить себе минувшую жизнь: русский очерк содержит огромный художественно-познавательный материал, отражающий многие важные моменты развития страны на протяжении ряда десятилетий.

Ведь очерк в истории русской публицистики известен с конца 18 века. И отличался он не только широтой охвата и тематическим многообразием, но и постановкой волнующих, актуальных проблем современности. Поэтому познавательная ценность русской очерковой литературы неотделима от ее активной роли в истории освободительного движения. На протяжении всей своей истории - от появления до современного развития - очерк стремился знакомить читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждать общественное мнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними. Только тогда, когда публицист проявляет себя как компетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя в верности своих оценок и суждений [3].

В российской журналистике очерк появился благодаря В.Г. Короленко, А.П. Чехову, Г. И. Успенскому и др.

В советской журналистике понятие очерк связывают с такими фамилиями как А.М. Горький, М.Е. Кольцов, Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г.Н. Бочаров и т.д.

Сегодня очерк считается «королем» художественно-публицестических жанров, но с точки зрения подготовки его – он один из наиболее трудоемких. И действительно так, поскольку написать хороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображения действительности [11, с.239].

В очерке сливаются две направленности методов наглядно-образная и аналитическая, - своеобразный сплав репортажа и аналитики.

Толковый словарь С.И. Ожегова дает двоякое понимание данного слова:

Очерк 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание

Жизненных фактов

2. Общее изложение какого-н. вопроса.

Очеркист – это писатель, журналист, пишущий очерки [10, с.476].

Из этого определения мы видим, что С.И. Ожегов разделяет понятие очерка на два подвида, а в современной журналистике как мы уже сказали происходит смешивание этих трактовок.

Но есть еще одна точка зрения по данному вопросу о системе и сути данного жанра, Л.И. Кройчик считает, что Жанровую природу очерка определяет синкретическое соединение трех начал – социологического (научного), публицистического и художественного.

Социологическое начало очерка выражается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении автора не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых характеров, а к выявлению объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации. Очерк – аналитически обоснованная образная картина действительности: система доказательств в нем строится на разработке конфликта, на взаимодействии персонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описание поступков действующих лиц, так и рассуждения автора.

Публицистическое начало очерка проявляется в опоре на факт. В документальном очерке реальные события – исходная точка развития сюжета. Автор так группирует факты, чтобы они придавали жизненность социально значимому характеру. В беллетризованном очерке ситуация выглядит максимально обобщенной, границы факта размыты: место реальных событий и людей занимает действие, созданное фантазией публициста. Надо заметить, что, некогда популярный беллетризованный очерк (вспомним В. Овечкина, Е. Дороша, Г. Радова) едва ли не совсем ушел из повседневной практики СМИ. Но и в документальном очерке (как, впрочем, и в фельетоне) существенную роль играет домысел. Домысел – необходимый элемент творчества публициста. Строго говоря, он возможен и в других жанрах, где в силу необходимости автор занимается реконструкцией факта или ситуации (журналист не был очевидцем события, но считает необходимым его восстановить в тексте так, как оно протекало на самом деле). В очерковом (и в фельетонном) тексте образное преобразование реальности неминуемо ведет к ее домысливанию. Оно обнаруживает себя во введении концептуального времени и пространства, в особых способах разработки конфликта, использования значащих деталей и реплик действующих лиц и т.д.

Публицистическое начало проявляется и в стремлении автора дать факты в их социальном заострении, максимально актуализировать поднимаемую проблему, выразить свое к ней отношение, опираясь на систему художественно-публицистических образов. В очерковом тексте идея концентрируется в системе образов – как конкретных персон, выразителей и носителей идеи, так и в системе образов-понятий. Именно так, в частности, работал А. Аграновский, создавая очерки «Пустыри», «Обтекатели», «Хозяева». Обнажение мысли в очерке – эстетический закон, определяющий специфику публицистической образности, в основе которой лежит приглашение читателя к соразмышлению.

Художественное начало определяется стремлением публициста создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке (и в фельетоне тоже) возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже (событии) обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором – в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий. Но и в том, и в другом случае факты и ситуации преобразуются в систему художественно-публицистических образов [4].

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, часто настольно драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной художественной переработке исходной информации нередко становится излишней [11, с.241].

Что касается разновидности очерков, то их большое многообразие, например Д.В. Туманов выделяет проблемный, портретный и путевой очерк [3].

А Ким М.Н. – физиологический, начавший свое шествие из «Физиологии Питербурга». Главная особенность физиологического очерка – это острая социальная направленность.

Портретный очерк , в центре которого стоит личность либо группа лиц, характер человека.

Судебный очерк. Характерной чертой данного вида очерка является реконструкция состава преступления, совершенного конкретным человеком или группой лиц. В судебных очерках дается не правовая оценка преступления (это прерогатива суда), а морально-нравственная. Задача журналиста состоит в том, чтобы помочь людям разобраться в феномене человеческого зла, а главное – показать те условия и обстоятельства, которые привели человека к совершению преступления. К основным содержательным элементам судебного очерка можно отнести обрисовку морального облика преступника и анализ мотивов преступления. В нем могут быть рассмотрены различные авторские версии в объяснении состава преступления, детали и подробности уголовно наказуемого деяния, свидетельские показания и др. Весь этот многоплановый материал объединяется в судебном очерке авторским замыслом и идеей произведения.

Очерк-расследование . Данный вид очерка нацелен на исследование скрытых сторон различных явлений действительности и человеческой деятельности. В очерке-расследовании используется социологическая методика по сбору первичной информации, предполагающая выработку целей и задач исследования, выдвижение различных гипотез и версий, проверку исходных данных и т.п. Журналистское расследование, по определению американских ученых, представляет собой основанный, как правило, на собственной работе и инициативе журналистский материал на важную тему, которую отдельные лица или организации хотели бы сохранить в тайне. Журналистское расследование требует от очеркиста определенной квалификации не только по сбору первичной информации. В отличие от аналитика, который, разработав ту или иную тему, дает развернутую характеристику вскрытого им явления, очеркисту помимо этого необходимо создать определенный образ человека.

Проблемный очерк. Данный вид очерка нацелен на раскрытие сложных и противоречивых человеческих взаимоотношений. Центральное место здесь занимает проблемная или конфликтная ситуация. В очерке могут быть рассмотрены самые разнородные конфликты: межличностные, межгрупповые, производственные, моральные и т.п. Любой конфликт драматичен по своему характеру. Он побуждает человека к действию, к принятию важных решений, что и позволяет в конечном счете обрисовать характер героя или его поступок. Очеркист может проанализировать конфликтную ситуацию, начиная от ее зарождения и кончая ее разрешением; сконцентрировать внимание на самоанализе человеком собственных поступков, или же, наоборот, показать различные позиции конфликтующих сторон, последовательно объясняя суть происходящих событий; вскрыть мотивационно-личностные факторы, побуждающие человека к противоборству с идейными противниками и т.д. Во всех этих случаях его сверхзадача – показать суть индивидуальных целей героя произведения, обосновать мотивы его поведения, выявить противоположные и взаимоисключающие тенденции развития события, а главное – обрисовать субъективные и объективные предпосылки конфликта. К субъективным предпосылкам относят характерологические особенности личности: устойчивые качества, черты характера, которые предрасполагают человека к столкновению с окружающими [8, с.115].


1 .3. Особенности портретного очерка

Термин «портрет», первоначально означающий «описание внешности человека», со временем трансформировался в более объемное понятие. В публицистическом творчестве он стал обозначать не только внешние, но и внутренние особенности человека, – все, что связано с. духовной жизнью личности. Поэтому объектами отображения в портретном очерке могут выступать как социальные отношения человека с его непосредственным окружением (социологический аспект), так и внутренние психологические процессы, происходящие в жизни отдельного индивида. Социологический анализ личности, дополненный психологическим, безусловно, расширил возможности портретного очерка в плане целостного изображения человека [8, с.116].

Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Написать его непросто, и также непросто за несколько часов общения понять другого человека. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя» [5].

Существует вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк?

Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли (так считает Д.В. Туманов). И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.

Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя [3].

В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том случае, когда такой «участок» обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала [11, с.251]. Так полагает исследователь А.А. Тертычный. У писателя и журналиста Константина Паустовского другое мнение о том, о каждом ли человеке можно написать портретный очерк, - Чтобы написать хороший очерк, надо обладать способностью открыть в человеческом сердце то, что может быть давно забыть, потонуло в сутолоке ежедневных забот. Хороший очерк заставляет читателей вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят о чем мечтают

Естественен вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк? Да. Главное - суметь найти в своем собеседнике какую-то «изюминку», подчеркнуть особенность его профессии или хобби, рассказать о его необычных взглядах. Одним словом, создать живой образ, который не оставит читателя равнодушным. Запомните, что портретный очерк не должен быть похож на краткое изложение биографии. Настоящий очерк возникает в результате художественного анализа личности героя и похож на рассказ или новеллу [5].

Основная цель очерка - познакомить читателей с человеком. Прежде чем приступать к написанию очерка, следует провести беседу с этим человеком, поговорить с людьми, знакомыми с ним. Портретный очерк — это рассказ о человеке (или группе людей), не следует ограничиваться только перечислением фактов из его (их) жизни, интересов и успехов или только интервью с ним (с ними) [12].

Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной. Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя. Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя [3].

Мы разобрались в том, как следует писать портретный очерк, теперь рассмотрим виды портретного очерка и более подробные характеристики по данному поводу.

Журналисты обращают внимание на наиболее важные вехи в судьбе героя (имеются в виду биографические сведения), на его духовные искания, жизненный опыт, наконец, на особенности его профессиональной деятельности. Конкретная человеческая жизнь представляет многоуровневое образование, поэтому перед автором стоит сверхзадача показать героя не просто как носителя определенных социальных ролей или функций, а в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе. Учитываются такие понятия, как среда и обстоятельства, воспитание, характер и т.п., влияние которых на жизнь человека имеет исключительное значение. Но, согласитесь, что показать всю «многоэтажность» человеческой натуры в очерке невозможно в силу его малого объема. Многоплановость в изображении человека обусловила видовое многообразие портретного очерка. Среди них можно выделить: биографический портретный очерк, портретно-проблемный, психологический и политический портрет. У каждой разновидности портретного очерка есть конкретные задачи, свои формы публицистического жизнеописания, специфические возможности в показе героя произведения, способы психологической и социальной характеристики, типизации человеческих натур, наконец, приемы композиционного построения произведения. Рассмотрим, что же лежит в основе той или иной разновидности портретного очерка.

Биографический портретный очерк. Здесь ведущее место занимает биография. Обратившись к ней, журналист может получить разнородные сведения о наиболее значимых для человека этапах жизни, о его жизненном опыте, о смене социальных статусов, о жизненных приоритетах и целях и т.п. Посредством этого субъективного материала и воссоздается в конечном итоге история жизни одного человека. Чтобы она не напоминала развернутую биографическую справку, журналисты стараются отобрать наиболее типичные и характерные для героя произведения факты, раскрывающие внутреннюю динамику духовного роста человека, его нравственные поиски, социальные ориентации и взаимоотношения с окружающим миром. Кроме этого, в очерке показывается взаимосвязь индивидуальной истории жизни человека и истории общества, соотносится социальный опыт индивида с опытом его поколения, выявляются специфические особенности индивидуальной жизни героя.

Используя биографические сведения, очеркист может описать сложные процессы социализации личности в меняющемся мире, объяснить природу психологического и социального поведения человека, рассказать о генеалогии героя, реконструировать через жизнь одного человека некие исторические события и т.п. Здесь, как видим, четко проглядывается связь между биографией как субъективной конструкцией и биографией как социальной действительностью. Когда биографический портретный очерк создается именно в этой взаимосвязи, он, как правило, вызывает наибольший интерес, побуждая читателей к соразмышлению.

Юбилейный портретный очерк. Поводом для написания подобного произведения является празднование юбилея известного деятеля культуры, искусства, литературы, науки и т.д. В данном случае важно показать тот позитивный вклад, который внес человек в жизнь общества. Чтобы очерк не получился «парадным», от публициста требуется особое мастерство. Юбилейная дата должна быть лишь поводом к размышлению о судьбе человека. Главное, на чем должен сконцентрироваться публицист – это духовные искания личности.

Как показывает практика, особой популярностью пользуются у читателей очерки о писателях, деятелях культуры, искусства и науки. И это понятно. О людях творческих профессий читать всегда интересно, потому что их жизнь представляет постоянный творческий поиск. Но в данном случае интерес для читателей представляет не анализ художественных, искусствоведческих или научных произведений, а личность творца, его индивидуальный портрет. Диапазон обрисовки героя может быть самым широким, начиная от характеристики его художественной или научной деятельности и кончая сведениями о творческих замыслах и фактах биографии. В юбилейном портретном очерке речь может идти как об уже сложившемся мировосприятии героя, так и о его новых творческих устремлениях и планах. Очеркисты в подобного рода произведениях, как правило, сосредоточивают внимание на различных аспектах творческой деятельности человека, выявляют наиболее значимые моменты духовного становления личности, оценивают его творческий путь, наконец, рассматривают труды человека в контексте духовной жизни общества.

В эстетические задачи очерка, пусть даже и юбилейного, не входит обыкновенный пересказ о судьбе человека. Здесь планка намного выше. Чтобы рассказать людям что-то новое об известной всем личности, необходимо ознакомиться с архивными материалами, перепиской, свидетельствами современников и т.п. Все это позволит очеркисту по-новому и нестандартно осмыслить судьбу человека, его дела, поступки и свершения, а главное – выявить различные проявления человеческой души [8, с.121].

Теперь рассмотрим художественные элементы портретного очерка, которые помогают наиболее полно создать образ героя.

Пейзаж. Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большей степени направлено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие его характера, на показ его душевных особенностей и т.д. Поэтому пейзажные компоненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают в качестве фона, характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов в портретный очерк необходимо только в тех случаях, когда без этих выразительных средств невозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом.

В портретных очерках пейзаж применяется:

 в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой;

 как средство в раскрытии человеческого характера;

 в качестве фона для портрета героя;

 как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.

Деталь. Деталь служит также эффективным средством типизации очерковых образов. Чтобы деталь заняла в произведении достойное место, стала «ключевой», способствовала созданию художественного образа, характеристике героев и художественно-эстетическому осмыслению действительности, журналист должен овладеть различными методами обыгрывания детали.

Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других – для создания символического образа, в третьих – для ассоциативных связок, в четвертых – для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

Портретные характеристики. Портрет в публицистике зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Он дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане он стимулирует читательское воображение. Другая его функция – помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств. Портретная характеристика напрямую связывается с психологическими особенностями личности. Действительно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и т.п. могут при внимательном взгляде многое сказать о человеке. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике – это документальная точность отображения. В данном случае очеркист не имеет права что-то выдумать в обрисовке внешности человека, но не стоит отказываться и от показа типического. Именно сочетание строгого документализма и художественного обобщения и рождает полноценный очерковый образ.

В портретных характеристиках журналисты активно используют достижения современной психологии. Например, выяснив, к какому психологическому типу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик, они могут определить, как те или иные качества проявляются в облике и поведении личности. Вот так, исходя из определенных психологических характеристик, воссоздается портрет человека. В описании облика используются также различные портретные штрихи. Они необходимы, когда журналисту нужно подчеркнуть какое-либо психологическое состояние героя, его привычные жесты и мимические реакции, наконец, манеру одеваться и держаться с людьми.

Художественные средства изображения необходимы не только для обрисовки внешней среды, но и внутреннего состояния человека. В современной публицистике усиливаются психологические начала в показе духовного мира личности [8, с.128].

Очерк – жанр, наиболее ярко демонстрирующий публицистичность в текстах СМИ. Здесь присутствует воспитание нравственности, культуры, не сухие факты. Кроме того у очерка кроме его постоянной информационной функции (о которой мы пока говорить не будем) имелась дополнительная социальная функция - наградная. Публикация очерка о человеке была равноценна помещению его портрета на доску почета, это было награждение славой. И читатели привыкли к тому, что в очерке дается пример для подражания [6].

Ресурсы художественной публицистики: а) образ как эмоционально просветленная мысль активно воздействует на аудиторию, побуждая ее к активному сотрудничеству; б) образ как обобщенная картина действительности значительно расширяет возможности смыслового постижения действительности; в) образ как система знаков, как некий код, создавая определенную модель окружающего мира, интеллектуально обогащает аудиторию представлениями об эстетических возможностях воспроизведения действительности. Художественность публицистики воплощается как в целостном образе человека и образе-тезисе (образе-понятии), так и в «говорящих» деталях – предметном описании натуры, репликах действующих лиц, подробностях воспроизводимых ситуаций.

Фантазийный элемент в очерке (и в фельетоне) не противоречит рабочему признаку публицистического текста – его нацеленности на определенный результат, рассчитанному воздействию на аудиторию [4].

Последний пункт вызывает вопросы – где границы дозволенного, может ли фантазия соединится с достоверностью, объективностью, или лучше не рисковать? Это мы попытаемся рассмотреть на примере журнала «Биография».


Глава II. Особенности портретного очерка в журнале «Биография»

2.1 Характеристика журнала «Биография»

Журнал «Биография», это глянцевый журнал; его размеры 17 на 25, содержит 78 страниц, цена около пятидесяти рублей.

На обложке фотография известного человека, чаще крупным планом, внизу его имя и цитата, которая по мнению автора раскрывает сущность «персонажа», либо говорит о его яркой грани характера. С лева – анонсы, которые представляют собой перечень нескольких имен и «подписи» к ним.

Логотип журнала – «каждая жизнь – история» - оправдывает себя, так как практически (есть несколько исключений, но это постоянные рубрики) все материалы представленные в данном издании представляют собой портретные очерки, биографические.

Перечень рубрик сохраняется из номера в номер с незначительными изменениями, это –

· Шоу-бизнес

· Обложка

· Биография вещей

· Литература

· История одной любви

· Интервью месяца

· Фотобиография

· Загранпаспорт

· Власть

· Легенды XX века

· Искусство

· Семейный фотоальбом

· Бизнес

Выделенные рубрики являются постоянными.

Кроме того все портретные очерки обильно «снабжены» фотографиями.

Рекламы в журнале много, но она не навязчива. Материалы размещаются в двух либо в трех колонках.

2.2 Типические художественные элементы портретного очерка в журнале «Биография»

В теоретической части мы уже рассмотрели какими методами пользуется журналист, создавая портретный очерк, так сказать элементы портретного очерка, сейчас же мы рассмотрим то как эти методы используются в публикациях исследуемого журнала.

Начнем с пейзажа.

№11, 2007 год, публикация Ирины Кравченко о Астрид Линдгрен «Не хочу писать для взрослых!». В самом начале очерка, где говорится о месте рождения писательницы, мы встречаем пейзаж: «Природа в тех краях поражает воображение: поросшие лесом холмы, средневековые развалины, вересковые пустоши, озера с растущими по берегам фиалками».

Естественно, что этот пейзаж раскрывает нам сущность героя, а точнее причинно следственные отношения его формирования: Сказочница должна родиться в сказке.

№10, 2007 год, пкбликация о Артюре Рембо Анны Говор, поэте, слишком рано пережившем свою творческую зрелость. В середине очерка, где описывает ся переломный момент в судьбе писателя: «И вот он, вожделенный Восток! Рембо прибыл в прибрежный город Аден, на самый юг аравийского полуострова. Город, древний, как поэмы Гомера. Но нашел ли негоциант тот восточный Рай, о котором мечтал поэт? “Ни деревца, даже сохлого, ни щепотки земли. Аден представляет собой кратер потухшего вулкана. Мы жармся, как в печи для обжига извести”».

Этот пейзаж говорит о разочаровании поэта. Он долго был в поисках, скитался не только физически, но и душевно. После крушения последней мечты из-под пера мастера не вышло ни одного произведения.

Таким образом, можно сказать, что пейзаж в данном виде портретного очерка используется в качестве раскрытия характера героя, зарисовки обстоятельств которые повлияли на судьбу персонажа.

Теперь перейдем к деталям.

Как мы уже выяснили, детали используются в различных целях: для образной трактовки тех или иных событий, для создания символического образа, для ассоциативных связок, для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

Для иллюстрации данного художественного элемента возьмем портретный очерк Елены Алексеевой из №1, 2008 года, исследуемого журнала о Адриано Челентано «Невидимые миру слезы».

Деталь здесь используется в разных видах: предметном описании натуры, репликах действующих лиц, подробностях воспроизводимых ситуаций, образ символ.

Образ-символ слез возникает с самого начала публикации - название очерка «Невидимые миру слезы». Далее говорится о том, что в детстве маленький Челентано никогда не плакал: «Удивительное дело, но мама Джудитта уверяла, что в детстве Адриано никогда не плакал. Скромные претензии к миру по поводу мокрых пеленок и прочих младенческих надобностей Адриано выражал недовольным кряхтением, но без слез. Синяки и шишки, неизбежные на пути становления всякого человека, тоже переживал молча. Впервые он заплакал, когда ему исполнилось десять лет. Из сострадания».

Здесь «слезы» использованы для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений героя, т.е. Адриано мужественны человек, но очень раним, у него очень тонкая сентиментальная натура.

А вот эта же самая деталь выраженная репликой главного действующего лица: «Через пол века уже седой Челентано в интервью журналистке из Rolling Stone скажет “Элвис перевернул всю мою жизнь. Почти месяц я слушал его песни и плакал. Я был тогда молодой и очень чувствительный. Сейчас бы не стал плакать под такую музыку”. И снова пустит слезу».

Ниже эта же деталь выражается как подробность воспроизводимых событий: «Как-то раз, садясь в машину, он обнаружил в ней совершенно голую девушку. Попросил выйти – девушка отказалась. Попробовал вытолкнуть – разрыдалась. Она плакала, размазывая косметику по лицу, говорила, что любит, что не может без него жить… Адриано заплакал вместе с ней. Так они сидели и рыдали в два голоса, пока не появился Алессандро и не отвез младшего братишку в клинику неврозов».

Здесь через данное событие показывается переломный момент в жизни героя, его становление, ломку характера, сложности с восприятием себя как популярного человека, практически идола.

Далее образ слез возникает также в качестве подробности воспроизводимых событий, на этот раз «слезы» связанны с чувством любви внезапно случившейся: «Красавица Клаудиа, летящей походкой пересекая павильон, острым каблучком пронзила электрошнур. Произошло короткое замыкание, один из софитов взорвался, и осколки поцарапали Адриано лоб. Разумеется лоб промокнули надушенным платочком. Клаудиа мило пролепетала какие-то извинения, а Челентано почувствовал как на глаза наворачиваются слезы. Клаудиа была в замешательстве. Тогда она еще не знала, что слезы у Челентано – признак наивысшего душевного волнения».

Далее вновь тот же прием связанный уже с другой жизненной ситуацией: «Приняв кружевной сверток на руки, молодой отец разрыдался так, что даже папарацци смутились и опустили камеры. Челентано оценил их деликатность и бесплатно разослал фотографии дочери во все крупные издания».

Этот сюжет вновь красноречиво говорит о чувствительности данного героя, его эмоциональности, которую он сам не может контролировать. Эти маленькие не выдуманные истории из жизни, заставляют читателя почувствовать, будто он лично знаком с персонажем, делают его соучастником событий.

Этот мотив и образ слез в данном материале дает нам полную и необычную характеристику героя, он делает очерк интереснее. Здесь данная деталь используется во всех способах: и как образная трактовка событий, и как символический образ, и как ассоциативная связка, и как особенность внешних и внутренних человеческих проявлений.

Следующим, рассматриваемым нами, художественным элементом станет художественная характеристика.

Портретных характеристик в исследуемом журнале оказалось не так уж много.

Встречаются в рубриках «Легенды», где не так много фотографий, а в основном портреты, которые не так достоверно способны рассказать о внешности. Но мы уже знаем, что портетная характеристика говорит не только о внешности, но раскрывает также характер героя, поэтому рассмотрим на примерах данных портретных очерках портретные характеристики персонажей.

№10, 2007 года, публикация о Артюре Рембо «Общество мертво поэта» Анны Говор.

Портретная характеристика здесь представлена через речь знакомого человека, она эмоционально окрашена. Расположена в начале текста, в ней описывается герой еще ребенком, поэтому для читателя является предпосылкой образа взрослого человека, более того эта характеристика имеет претензии на пророчество судьбы героя.

«Эти глаза и как он улыбается… не нравиться мне это, - заметил кто-то из учителей. – Он плохо кончит. Однако эта голова не для банальщины. Он гений. Добра и зла».

№3, 2008 года, очерк о леди Гамильтон «Бедная, бедная Эмма» Вадима Эрлихмана. В публикации рассказывается о женщине которая имела несколько видных любовников, имела значимые связи. Естественно, что в портретной характеристике говорится о красоте и миловидности женщины в молодости, что также, как и в предыдущем примере намекает на будущую судьбу героини.

«Все девицы городка завидывали ее каштановым локанам, голубым глазам и безупречно ровным зубам. Если добавить к этому мелодичный голос и ровный веселый нрав, становилось понятно почему соседи с детства называли Эмму «принцессой», хотя она ходила в обносках и не всегда ела до сыта». В действительности позже в жизни, не смотря на успех у мужчин, леди Гамильтон всегда находилась в очень шатком материальном положении.

И еще один интересный момент: на портретах, на страницах журнала, Леди Гамильтон изображена либо рыжей, либо брюнеткой, а в портретной характеристике же сказано, что волосы у нее были каштановые.

№11, 2007 года портретный очерк Вадима Эрлихмана «Роксолана: сила слабости».

Здесь портретная характеристика указывает на характер героини: «Судя по портретам, особой красотой она не блистала, в полном соответствии со словами венецианского дипломата Брагадина, писавшего, что султанша»скорее мила, чем красива».Но было в ней что-то необычайно притягательное. В то время как многие молодые полонянки тосковали по дому, по родным, наша героиня смотрела вперед с неунывающей решимостью и улыбкой».

Таким образом, можно сказать, что все художественные элементы в том или ином виде присутствуют в портретных очерках журнала «Биография».Особенно ярко представлены деталь, пейзаж же не так распространен в силу особенности жанра, а портретная зарисовка, несмотря как раз на типическое свое долженствование в данном жанре, представлена весьма скудно в силу особенностей журнала, в частности то, что журнал глянцевый, в нем очень много графических изображений, которые дают представление о наружности персонажа. Особенности характера передаются с помощью других выразительных элементов, которые характерны именно для данного издания, о которых и пойдет сейчас речь.

2.3 Специфические художественные элементы портретного очерка в журнале «Биография»

В журнале «Биография» материалы подаются в жанре биографического портретного очерка (не считая интервью и фотожанры). Естественно, что журнал претендует на достоверность информации.

Как мы уже выяснили, жанр портретного очерка порой подразумевает некоторое фантазийное начало, авторский вымысел и т.п. Но, когда читаешь журнал биография, создается впечатление, что все написанное является безоговорочными фактами. Как это удается авторам публикаций?

Приемы используемые журналистами для создания наибольшей достоверности при написании данных произведений можно выявить и распределить на несколько групп:

1. Документальные фотографии

2. Цитаты

3. Версификационность

На ряду с данными приемами имеются и другие выразительные средства характерные как раз для исследуемого издания, они касаются композиции, их мы рассмотрим позже, на примере анализа публикаций, а сейчас обратимся к художественным элементам, используемым для достижения достоверности.


Список использованной литературы

1. Ворошилов, В.В. Журналистика: учеб. пособие / В.В. Ворошилов. – М.: Михайлова В.А., 2004. – 524 с.

2. Грабельников, А.А. Работа журналиста в прессе: учеб. пособие / А.А. Грабельников. - М.: РИП-холдинг, 2002. – 213 с.

3. Исследовано в России [Электронный ресурс]: Справочник – Статья Д.В. Туманова «Очерк» – Режим доступа: http://jurn.by.ru/jan_15.html

4. Исследовано в России [Электронный ресурс]: Статья Л.Е. Кройчика «Система журналистских жанров» [Электронный ресурс]: научный журнал – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text5/64.htm#з_02

5. Исследовано в России [Электронный ресурс]: журнал - Статья «Очерк» – Режим доступа: http://www.iatp.md/youthpress/chapter4.htm

6. Исследовано в России [Электронный ресурс]: Литературный журнал – статья Л.В. Шибаевой «Придется опровергать» – Режим доступа:

7. Исследовано в России [Электронный ресурс]: Электронный журнал – Статья «Современные газетные жанры» – Режим доступа: http://articles.excelion.ru/science/literatura/soch/4434.html

8. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. – М.: Михайлова В.А., 2001. – 216 с.

9. Медиа-творчество[Электронный ресурс]: Туманов Д. Учебное пособие. Жанровые особенности журналистских материалов. – Электронная книга. – Режим доступа: http://www.ca-oasis.info/analitic/?p=4&id=6

10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок.60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. – М.: Оникс, 2006. – 476 с.

11. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А.А. Тертычный. – М.:Аспект Пресс, 2000. – 239 с.

12. Исследовано в России [Электронный ресурс]: Электронный журнал – Статья К.М. Кондракова «Портретный очерк» – Режим доступа: http://schools.techno.ru/ostrov/learn/jur/index.htm