Курсовая работа: Женские благотворительные общества в России
Название: Женские благотворительные общества в России Раздел: Рефераты по социологии Тип: курсовая работа | ||
ЖЕНСКИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИКурсовая работа по курсу «История социальной работы» Содержание: Введение Глава 1. Становление женских благотворительных обществ в России 1.1. Первые шаги 1.2. Источники средств Глава 2. Деятельность женских благотворительных обществ 2.1. Забота о детях 2.2. Трудовая взаимопомощь 2.3. Другие виды деятельности женских благотворительных обществ 2.4. Трудности Заключение ВВЕДЕНИЕБлаготворительность – это помощь нуждающимся со стороны общественных организаций, государственных учреждений, церкви и частных лиц. Благотворительность вызывается различными мотивами: состраданием, желанием получить благодарность со стороны правительства, религиозными воззрениями. Государство к тому же всегда стремилось устранить социальную опасность, источником которой было нуждающееся население. Благотворительность – традиционная этическая и социальная норма. Каноны мировых религий включают ее в число основных заповедей. В России благотворительность широко распространилась в 19 – начале 20 вв. О ее масштабах свидетельствовал в свое время историк М. Погодин. «Наши купцы не охотники еще до истории. Они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если счесть все их пожертвования за нынешнее столетие, то они составили бы такую цифру, какой должна бы поклониться Европа».* Экономическое развитие России, ускоренное либерально-демократическими реформами 60-70 гг. 19 века, привело к росту предпринимательства, накоплению капиталов. Это создавало материальную основу для ускоренного развития общественной и частной благотворительности. * Развитию благотворительности способствовало и поощрительное законодательство. В 1862 г. был отменен прежний порядок открытия благотворительных обществ, требовавший императорского Высочайшего соизволения. Теперь разрешение на их открытие было достаточно получить в Министерстве внутренних дел, что упрощало процедуру необходимых юридических формальностей. Кроме того государство устанавливало налоговые льготы для предпринимателей-благотворителей. Так, исследователь Ощепков Б. отмечает, что в царской России за благотворительные деяния налоги снижались с 18 – 25 процентов до 12 – 15 процентов.* А на религиозном уровне нередко практиковалось освобождение от уплаты всех местных налогов. Третьим фактором роста благотворительности в России явилось осознание многими предпринимателями своей личной ответственности перед обществом. В основе этого осознания была мысль о том, что Господь бог дает богатство в пользование и обязательно потребует по нему отчета. А значит, богатый человек несет моральную ответственность за использование своего богатства и должен употреблять часть средств на помощь бедствующим, нуждающимся, на поддержку науки, народного образования, здравоохранения. Известный предприниматель-меценат П. М. Третьяков в письме к своей дочери в марте 1893 г. писал: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу в каких-либо полезных учреждениях: мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь».* Система благотворительности в России во второй половине 19 в. – начале во в. представляла собой разветвленную сеть. По источникам финансирования благотворительность подразделялась на общественную. общественно-государственную и частную. Субъектами общественной были общества, финансовые средства которых составлялись из взносов их членов, единовременных частных пожертвований и процентов с ценных бумаг. К этому типу относятся такие, как Общество поощрения трудолюбия или помощи женщинам, оставшимся без средств к существованию (основано в 1863 г.), Общество для помощи больным и обездоленным детям «Синий Крест» (основано в 1896 г.). К общественно-государственной благотворительности можно отнести деятельность учреждений, которые финансировались не только за счет членских взносов, но и за счет государственных средств. Это Императорское Человеколюбивое общество, Ведомство учреждений Императрицы Марии. Кроме того, существовали заведения, которые не имели специального благотворительного назначения, но благотворительностью занимались. Это Министерство внутренних дел, Министерство народного образования, Министерство юстиции. Широкой благотворительной деятельностью славились московские предприниматели: Бахрушины, Абрикосовы, Морозовы; уральские промышленники Демидовы; алтайские промышленники Платоновы. Одно из почетных мест в истории России принадлежит фабриканту Третьякову, основавшему знаменитую художественную галерею. Вторая половина 19 – начало 20 вв. были для России периодом взлета благотворительности. За последние 40 лет 19 века в стране было основано 82% всех благотворительных заведений и 95% благотворительных обществ. Только в течение одного 1898 г. возможностями благотворительности воспользовались более 7 млн. человек. В благотворительных заведениях на постоянной основе получало помощь почти 500 тыс. нуждающихся. Однако не следует и преувеличивать роль благотворительности в решении социальных проблем в России того времени. Наша страна в начале 20 в. относилась к государствам мира, имевшим самую высокую смертность населения. В 1913 г. смертность в России была в 2 раза выше, чем в США и развитых европейских странах. Эпидемии и голод уносили миллионы жизней россиян. Средняя продолжительность жизни в стране тогда составляла всего лишь 32 года. Высоким был процент детской смертности. Из тысячи новорожденных на первом году жизни умирало почти 300 детей, а до пяти лет умирал каждый второй ребенок.* Не стала массовой и частная благотворительность среди торгово-промышленного класса России. Как считают специалисты, нет оснований преувеличивать удельный вес прогрессивных предпринимателей-благотворителей в среде российской буржуазии. В стране преобладали отнюдь не Рябушинские или Солодовниковы, а равнодушные к простым людям их собратья по классу. Не нужно забывать и того, что Россия по сравнению с развитыми странами была беднее капиталами и богатыми людьми, способными сделать сколько-нибудь значительные пожертвования. «В начале 20 в. лишь 0,5% населения страны имело годовой доход более тысячи рублей. Крупных предпринимателей во всей необозримой России насчитывалось не более 10 тыс.».* И все же общественная, общественно-государственная и частная благотворительность помогали сотням и сотням тысяч людей в их бедах и страданиях. Многочисленные благотворительные общества и заведения, индивидуальная поддержка в определенной мере компенсировали слабость социальной политики царской власти, сглаживая трудности повседневной жизни малоимущих слоев населения. ГЛАВА 1.
Становление женских благотворительных 1.1. Первые шаги. Делать добро, проявлять милосердие, оказывать помощь – все это особенно близко русским женщинам. Уже в древние времена княгини, боярыни, монахини заботились о бедных, убогих, посвящая делу благотворительности свою жизнь. Так, сестра Владимира Мономаха Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила писать, читать и ремеслам. С веками число таких подвижниц росло, превратившись, наконец, в мощное движение, оформившееся в 19 столетии в женские благотворительные общества. Первой из таких организаций в России можно назвать «Женское патриотическое общество». Оно возникло в 1812 г., когда русские женщины, воочию наблюдая ужасы войны, старались в меру своих сил и возможностей облегчить судьбу вдов и сирот, помочь раненым и калекам. Стал существовать обычай создания благотворительных обществ женами губернаторов. Супруга самого популярного московского генерал-губернатора Голицына, - Татьяна Васильевна завоевала народную любовь своей благотворительной деятельностью. Вначале Голицына загорается идеей женского образования. В то время это была действительно проблема. Системы общеобразовательных школ еще не существовало, Смольный институт был рассчитан на очень небольшое число воспитанниц. В 1825 году в Москве появляется Дом трудолюбия, который затем под именем Елизаветинского института просуществует до 1917 г. В нем бесплатно и на полном пансионе получали образование дочери младших офицеров и чиновников не выше титулярного советника. И какое! Здесь преподают математику и физику, космографию, естественные науки, географию, историю, иностранные языки, музыку и танцы, занимаются гимнастикой. А в 1837 году Татьяна Васильевна Голицына основывает Благотворительное общество, которое занимается устройством школ рукоделия для девочек по всей Москве. Княгиня считала, что каждая девочка должна не только обеспечивать своим мастерством собственную семью, но и иметь гарантированный приработок. Та же мысль побуждает Голицыну организовать в своем родовом поместье Большие Вяземы кустарный промысел плетения корзин из ракитника – на это занятие она обратила внимание в Швейцарии. На ее средства швейцарские мастера были приглашены в Большие Вяземы, где и по сей день лозоплетение живет как народный промысел. Еще одно из старейших женских благотворительных обществ – «Дамское попечительство о бедных», созданное в 1845 году также в Москве. У его истоков стояла известная московская благотворительница Софья Степановна Щербатова. Цель этого общества она видела в том, чтобы «открывать людей, поистине нуждающихся в помощи, особенно стыдящихся просить подаяние, и оказывать им сообразно обстоятельствам и по мере возможности такого рода пособия, которые приносили бы им существенную пользу и не могли бы быть употреблены во зло».* Собрав вокруг себя многих дам московского общества, С.С.Щербатова развернула активную деятельность, разделив «Попечительство» на несколько отделений по числу частей города. К 1917 г. оно имело 18 отделений – во всех районах Москвы. В его ведении находились Мариинское училище для девиц, 5 школ, 5 приютов, 9 богаделен, приют для пожелавших изменить свою жизнь проституток, два убежища – для неизлечимо больных и для слепых детей, 3 лечебницы для приходящих больных, ясли и Александровский дом для престарелых классных дам. В дальнейшем Общество было взято под патронат императорской семьи, что открыло «зеленый свет» в его деятельности, сняло трудности с изысканием средств и открытием благотворительных учреждений. Сотрудницы «Дамского попечительства о бедных» фактически состояли на государственной службе, получая награды за свою деятельность на благотворительном поприще. Конец 19 века стал временем бурного развития женской инициативы во всех сферах жизни, в том числе и на ниве благотворительности. К началу 20 века только в Москве и Санкт-Петербурге насчитывалось более 40 женских благотворительных организаций. 1.2.Источники средств. Деятельность любого благотворительного общества зависит от средств, которыми оно располагает. Женские благотворительные общества существовали за счет пожертвований частных лиц, членских взносов, средств от сборов по подписным книжкам. По этим книжкам женщины собирали средства в кругу своих знакомых. Еще одним источником служили доходы от устраиваемых в пользу общества лекций и концертов. Одним из источников средств были церковные сборы, так называемый «кружечный сбор». Так, благодаря кружечному сбору за 1904 г. было собрано 2 тыс. рублей. Структура женских благотворительных обществ за редким исключением была одинакова. Общество управлялось советом или общим собранием. Последнее избирало совет, председательницу, ревизионную комиссию для учета средств. В обществах, находящихся под покровительством членов императорской семьи, решающее слово при выборе председательницы и совета принадлежало покровителям. Большую благотворительную помощь оказывали частные лица. Говоря конкретно о женской благотворительности, я хочу напомнить некоторые имена, которые вошли в историю. Кто не слыхал о знаменитых фабрикантах Морозовых? Мария Федоровна Морозова считала милосердие и благотворительность частью своей жизни. Она поддерхивает своих сыновей в их благотворительных проектах и в увлечении искусством. По инициативе ее дочери Юлии Тимофеевны и на ее средства строится больница для малообеспеченных и переоборудуется родильный приют. За свой счет она также руководит строительством ночлежного дома на 800 мест. По инициативе купчихи Варвары Яковлевны Лепешкиной в 1887 г было создано женское училище, которое готовило домашних учительниц и мастериц по рукоделию. Именно Лепешкинское училище предоставляло возможность девочкам из малообеспеченных семей приобрести профессии и по окончании училища устроится на работу. 14 лет Лепешкина занималась этим училищем, а после ее смерти по завещанию оно перешло городу Москве вместе с полумиллионным капиталом на его содержание. Особой благотворительностью славились Алексеевы. Огромные средства вложили они в строительство московской городской канализации, приведение в порядок городских бульваров, строительство ГУМа, Исторического музея, Городской Думы и основание психиатрической больницы (Канатчикова дача). После своей смерти Александра Владимировна Алексеева оставила на благотворительность свыше полутора миллионов рублей. На эти деньги содержались два городских училища и приют с ремесленным училищем для сирот. Среди купечества было традицией отмечать память близких жестами благотворительности. Сибирский купец Медведников ушел из жизни, оставив 27-летнюю вдову Елизавету Михайловну с двумя сыновьями. Несмотря на трудности ведения большого торгового дела, она всегда находит время позаботиться о голодных сиротах. А после своей смерти оставляет значительную сумму на устройство приюта для девочек-сирот. Сыновья строят в Иркутске приют, а при нем банк, длходы от которого поступают на содержание воспитательного учреждения в дань памяти их матери. Сюда принимали детей всех сословий, они получали образование. Именно Медведниковский приют открывает историю женского образования в Сибири. В 1895 г известный московский благотворитель Флор Яковлевич Ермаков завещал свыше 3 млн рублей на благотворительность. Семь лет душеприказчики уклонялись от исполнения воли усопшего. Волю мужа решила выполнить вдова, Екатерина Корнильевна. Ее план оказался сложным, но очень рациональным. Она выделяет неприкосновенный капитал – для пособий бедным невестам крестьянского и мещанского происхождения, а также для пособий городским попечительствам о бедных. Немалые суммы отпускаются Домам трудолюбия, воинскому благотворительному обществу “Белый крест” и в распоряжение великой княгини Елизаветы Федоровны. Но особенно большие средства – на содержание богаделен имени Ф.Я.Ермакова и устройство ремесленного училища его же имени. Екатерина Корнильевна строит в Москве два ночлежных дома на 1500 тысячи человек каждый. Глава 2.
Деятельность женских благотворительных 2.1. Забота о детях. Женщина – прежде всего мать, а посему первейшей формой женской благотворительности была забота об обездоленных детях. В 1845 г. под председательством С.С. Щербатовой создается Совет детских приютов Москвы. Приюты были рассчитаны и на постоянно живущих в них детей, и на приходящих. К началу 20 столетия они действовали во всех районах Москвы. Одним из первых в России благотворительных обществ для помощи обездоленным детям было Общество Синего Креста, созданное в 1882 г. в Петербурге. По синему цвету печати и почетных жетонов оно и получило свое название. Инициатором его создания была А. С. Белецкая. Общество использовало различные формы помощи детям: создание детских домов призрения, начальных школ, ремесленных училищ, детских больниц. Детям из бедных семей, опекаемым Обществом, постоянно назначались денежные пособия. За счет частных пожертвований и организации благотворительных акций, «Синему Кресту» удалось накопить значительные суммы. Как сообщалось в календаре Общества на 1900 г., начав с первоначальной суммы капитала в 1300 рублей, через 17 лет, в 1899 г. Общество Синего Креста располагало уже средствами в 300 раз большими. За эти годы Общество открыло и содержало 32 учреждения для детей и оказало разовую денежную помощь почти по 32 тыс. прошений. Одной из самых крупных женских организаций этого направления стало общество «Женская помощь», организованное в 1894 г. в Санкт-Петербурге. Активистки присматривали и ухаживали за малолетними детьми из бедных семей, пока их родители работали. Этим же занимались и сотрудницы общества «Ясли». Женщины всегда особенно чутко относились к грудным детям. В Западной Европе в конце 19 века по инициативе госпожи Олсен-Нобель возникла сеть обществ «Капля молока». Появилось такое общество и в России. Члены его доставляли молоко для младенцев, обучали матерей правилам ухода и гигиены. По инициативе С.А.Перец возникло общество «Муравей», которое старалось обеспечить детей из бедных семей в холодное время года теплой одеждой. Женщины и женские благотворительные организации России активно выступали за охрану детства. В 1907 г. представительницы женских организаций обратились в министерство народного просвещения с предложением включить народные детские сады в систему государственных учебно-воспитательных учреждений. Параллельно с этим женщины на свои средства организовали около 100 детских садов для детей 4-8 лет. На Первом Всероссийском женском съезде, проходившем 10-16 декабря 1908 года, делегатки требовали запретить детский труд до 14 лет, отменить ночные смены для подростков, ввести бесплатное обучение всех детей в возрасте от 7 до 14 лет. Помимо общественных детских садов и ясель, в Санкт-Петербурге и Москве действовали общества по защите детей от жестокого обращения со стороны взрослых. В Санкт-Петербурге такое общество было зарегистрировано в 1904 году. Оно имело свое убежище для детей. Во всех полицейских участках вывешивались адреса попечителей – членов общества, куда можно было обратиться за помощью и содействием. Женские организации заботились о детях не только в столицах, но и в провинции, о чем свидетельствует энциклопедический сборник «Благотворительные учреждения России», выпущенный в 1912 году. Из 342 упомянутых в нем, более половины обществ в той или иной степени связаны с заботой о детях. Так недостаток государственной заботы к подрастающему поколению восполнился женскими инициативами и проектами. 2.2.Трудовая взаимопомощь. В европейских государствах, благодаря вековому опыту борьбы с бедностью, давно уже пришли к выводу, что раздача милостыни не победит бедность, ибо даровая помощь только приучает бедных к тунеядству. Выход из ситуации там видели в предоставлении нуждающимся возможности трудиться, зарабатывая на жизнь. В 1861 г. Александра Николаевна Стрекалова основала Общество поощрения трудолюбия, которое давало возможность женщинам зарабатывать на дому. Почти сразу же развертывается сеть швейных мастерских со школами кройки и шитья, одна за другой открываются женские ремесленные школы, Яковлевский ремесленный приют в Болшеве, Дом воспитания сирот убитых воинов. В 1893 г. Стрекалова создает еще одно благотворительное общество – « Московский муравейник», которое имело целью предоставить работу беднейшим женщинам. Общество имело свой Дом трудолюбия, народную чайную и пекарню. В конце 19 – начале 20 века идею помощи трудом воплотил в жизнь «Дом трудолюбия для образованных женщин». «Помощь трудом» – таков был девиз этого благотворительного общества. Общее число тружениц Дома в 1898 году доходило до 230 человек. В конце 19 века российские женщины получили доступ ко многим недоступным для них профессиям. Они стали работать врачами, служащими в государственных учреждениях, появились и женщины-ученые. И возникали женские благотворительные общества по профессиональному признаку. Например, Общество взаимопомощи врачей, Московское общество вспомоществования гувернанткам, домашним учительницам и воспитательницам, Общество для устройства и заведования убежищем для престарелых и впавших в неизлечимое состояние лиц женского медицинского звания. Они занимались поиском работы для членов Общества, оказывали им материальную поддержку, организовывали лечение больных, предоставляли за умеренную плату жилье и пропитание. В деятельности женских благотворительных обществ имелись, конечно, и недостатки. Обратимся к цифрам. Как известно, одним из основных направлений деятельности обществ взаимопомощи являлся поиск работы для нуждающихся. Например, в Общество вспомоществования окончившим курс наук на Санкт-Петербургских высших женских курсах в 1900 году обратилось с просьбой найти работу 106 человек. Но только 68 получили ее. Многие наниматели предъявляли в числе требований знание домашними учительницами иностранных языков. И только в Русском женском взаимоблаготворительном обществе догадались организовать курсы иностранных языков. 2.3.Другие виды деятельности женских благотворительных обществ. В 1861 г. А. Н. Стрекалова организовала Общество распространения полезных книг. При участии выдающегося юриста М.Н. Капустина, она организует издательство с типографией и литографией для выпуска дешевых книг по народному и юридическому образованию, исторических рассказов, описания путешествий. С ее помощью в Москве образуется Комиссия публичных и народных чтений с целой системой собственных библиотек, читален, аудиторий. Стрекаловой также принадлежит идея создания дешевых столовых. В 1870 г. начало было положено созданием Школы кухарок с кухмистерской, где так называемыми пробными обедами начинают пользоваться студенты. По инициативе княгини Надежды Борисовны Трубецкой было образовано Братолюбивое общество снабжения в Москве неимущих квартирами, где, в зависимости от обстоятельств, можно было получить или квартиру, или пособие на ее аренду. К началу 20 века общество располагает уже без малого трехмиллионным капиталом и 40 благотворительными учреждениями. В 1865 г. княгиня становится попечительницей Арбатского отделения Дамского попечительства о бедных Москвы и организует ремесленную школу для мальчиков, названную в дальнейшем Комиссаровским училищем (в честь спасителя Александра III). Благодаря хорошей постановке преподавания вскоре школа превращается в техническое училище, готовившее помощников инженеров. При нем строится вагоноремонтный завод. В 1868 г. по инициативе той же Трубецкой создается Дамский комитет Московского отделения Общества попечения о раненых и больных воинах, преобразованный затем в Российское Общество Красного Креста. С началом войны с Турцией Общество организует санитарный поезд, в котором работают сестрами милосердия многие члены Красного Креста, даже сама княгиня Трубецкая в свои 65 лет отправляется на фронт. Среди сестер милосердия, находящихся в действующей армии была и княгиня Шаховская, которая была инициатором создания первой в России общины сестер милосердия «Утоли моя печали». По подсказке знаменитого московского «доктора для бедных», тюремного врача Ф. П. Гааза, С. С. Щербатова основывает первую в Москве Никольскую общину сестер милосердия. Не просто школу, но и детский приют при ней, богадельню и лечебницу для приходящих больных. 2.4.Трудности. В своей деятельности женские благотворительные общества сталкивались со многими проблемами. На примере Московского общества улучшения участи женщин видно, как легко загубить благое начинание. Общество постоянно испытывало недостаток средств. Просьбы об открытии того или иного заведения ходили по чиновничьим инстанциям годами. Но основная проблема женских благотворительных обществ состояла в их собственной неорганизованности. Для преодоления этой беды в декабре 1908 года был созван Первый женский съезд. В ходе обсуждения проблем женской благотворительности назывались следующие недостатки: отсутствие контроля за результатами благотворительной деятельности, неумелое и часто недобросовестное ведение дела, отсутствие общих методов и коллективного опыта благотворительности, расход средств на частные нужды сотрудников, отсутствие у призреваемых интереса к процветанию благотворительных учреждений. В резолюции съезда делегаты записали, что для решения всех проблем необходимо создание Всероссийского совета по благотворительности. Но эта идея так и не была реализована. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С годами женские благотворительные общества теряли своих членов. Это было связано с тем, что нередко члены обществ не ощущали действенной помощи, а отчасти и с тем, что многие женщины не в состоянии были выплачивать членские взносы, колебавшиеся от 3 до 25 рублей в год. После 1917 г. благотворительность как общественное явление перестало существовать. Власть стремилась всю деятельность по социальной защите населения, помощи и соцобеспечению взвалить на плечи исключительно государства, свернув работу благотворительных организаций. Благотворительность рассматривалась не иначе как «унизительное для трудящихся принятие подачек». «Благотворительность – одно из средств буржуазии обманывать трудящихся и маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной помощи бедным в целях отвлечения их от классовой борьбы».* Осуществление политики социального обеспечения на основе средств лишь госбюджета по силам экономически развитым, богатым странам. Но при государстве воюющем, ослабленном военно-коммунистическими экспериментами, уповать лишь на государственное призрение и отказываться от благотворительности в угоду идеологическим догмам означало на деле ограничивать возможности оказания социальной помощи нуждающимся соотечественникам. Хотя следует отметить, что элементы благотворительности сохранились, приобретя характер обязательной повинности. Начиная с 50-х годов благотворительность в стране выступала в виде института шефства. Коллективное шефство отличается от общественной благотворительности тем. Что оно санкционируется государственными и партийными органами. Изменение практики шефской помощи происходит в 1987 году, когда организуется Советский Детский Фонд им. В. И. Ленина (ныне Фонд защиты детей). В его основе – безвозмездная деятельность, не требующая оказания ответных услуг. Активизация процессов благотворительной деятельности началась в начале 90-х годов. Для этого времени характерны структурные изменения производственных и социальных отношений и связей. Развитие современной России не возможно без широко развитой благотворительности. Она важна не только для создания в обществе атмосферы социальной солидарности, она также может стать либерально-рыночной альтернативой административным способам придания экономике социального характера, для сегодняшней России необходимого. В годы реформ российская благотворительность возродилась, но ее облик в общественном сознании искажен. Благотворительные мероприятия крупных финансовых и промышленных структур нередко служат рекламным целям. А благотворительная помощь культуре, образованию, здравоохранению, незащищенным социальным группам остается непостоянной, случайной и бессистемной. По оценкам Фирсова, рост благотворительных организаций в России следующий:
Среди московских благотворительных организаций можно выделить такие, как «Сопричастность», «Душа человека», «Московский дом милосердия». У них разная специфика: оказание помощи престарелым, инвалидам, душевнобольным. В благотворительную деятельность в середине 90-х годов стали включаться коммерческо-банковские структуры. Банк «Российский кредит» провел в 1995 г. крупную акцию «Дети Севера». Ими учреждались именные стипендии для студентов московских вузов. Национальный резервный банк оказывает финансовую помощь в организации выставок талантливых российских художников, помогает детским домам, поддерживает проект по выпуску книг для слепых детей. В нашей стране стала возрождаться и церковная благотворительность, находящаяся долгое время под запретом. Около 30 из 200 действующих в Москве храмов и монастырей осуществляют патронаж над домами ребенка, детскими больницами, пансионатами для ветеранов труда. Монастыри также занимаются призрением и воспитанием брошенных малолетних детей. Так, настоятельница Покровского женского монастыря в Суздале игуменья Софья с послушницами регулярно посещает дом-интернат, доставляет туда молоко с подсобного монастырского хозяйства. Частные фонды связаны, как правило, с именем конкретного человека. Так, фонд Ярошинской основной своей целью считает финансирование программ по изучению последствий экологических катастроф, сбору информации, помощи пострадавшим. Благотворительные общества, конечно, не могут помочь всем нуждающимся, особенно когда таковых очень много. Это способно сделать только государство. Однако люди, испытывающие нужду, вправе рассчитывать на любую, пусть самую небольшую, общественную поддержку. Что касается конкретно женской благотворительности, то сегодня она также переживает не самые лучшие времена. Но у нее богатая опытом и замечательная личностями история. И это внушает надежду, что лучшие традиции прошлого будут возрождены. Ведь именно милосердие, благотворительность во все века помогали поддерживать в обществе внутреннее равновесие, позволявшее выживать слабейшим и обездоленным, и не терять человеческого облика сильнейшим, власть и средства имущим. Как сказала А. Н. Стрекалова: « Богу угодно, чтобы богатый делал добро бедному, чтобы любовь была связью, их соединяющею. Благотворя ближним, мы сами того не замечая, делаем гораздо более для себя, чем для других».* А другая российская благотворительница Т. В. Голицына как-то заметила в одном из своих писем: « Быть полезной для других – единственное оправдание нашего земного существования».** БИБЛИОГРАФИЯ : 1. Антология социальной работы. Т. 1,3. – М., 1994 – 1995. 2.Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России. – М., 1993. 3.Бадя Л. В. и др. Исторический опыт социальной работы в России. – М., 1994. 4.Барышников М.Н. История делового мира России. – М., 1994. 5.Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. – М., 1989. 6.Лебедев А. Благотворительность как норма и нормы благотворительности.// Новый мир, 1999, № 10. – с. 250 – 255. 7.Материалы по истории социальной работы в России./ Под ред. П.Я. Цитликова. – Новочеркасск, 1996. 8.Молева Н. Знакомые незнакомки.//Мир женщины, 1997, № 8. – с. 26 – 29, № 9. – с. 12 – 15. 9.Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. 10.Павленок П. Д. Введение в профессию «Социальная работа». – М.: Инфра-М, 1998. 11.Пашенцева С. Дамское попечительство.// Былое. 1997, № 9.- С. 8. 12.Социальная работа. – Ростов – на – Дону., 1999. 13.Сущенко В.А. История российского предпринимательства. – Ростов – на - Дону., 1997. 14.Фирсов М.В. История социальной работы в России. Т. 6. – М., 1998 15.Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М., 1995. * Барышников М. Н. История делового мира России. – М., 1994. – с. 84. * Сущенко В.А. История российского предпринимательства. – Ростов – на – Дону,1997. – с. 87. * Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. – М., 1989. – с. 124. * Социальная работа. – Ростов – на –Дону, 1999. – с. 28. * Фирсов М.В. История социальной работы. Т.6. – М., 1998. – с.124. * Молева Н. Знакомые незнакомки.//Мир женщины, 1997, № 9. –с. 12. * Бадя Л.В. и др. Исторический опыт социальной работы в России. – М.,1994. – с. 123. * Молева Н. Знакомые незнакомки.// Мир женщины, 1997, № 8. – с. 27. ** Там же. – с. 26. |