Курсовая работа: Логарифмические уравнения
Название: Логарифмические уравнения Раздел: Рефераты по математике Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Логарифмы были придуманы для ускорения и упрощения вычислений. Идея логарифма, т. е. идея выражать числа в виде степени одного и того же основания, принадлежит Михаилу Штифелю. Но во времена Штифеля математика была не столь развита и идея логарифма не нашла своего развития. Логарифмы были изобретены позже одновременно и независимо друг от друга шотландским учёным Джоном Непером(1550-1617) и швейцарцем Иобстом Бюрги(1552-1632) Первым опубликовал работу Непер в 1614г. под названием «Описание удивительной таблицы логарифмов», теория логарифмов Непера была дана в достаточно полном объёме, способ вычисления логарифмов дан наиболее простой, поэтому заслуги Непера в изобретении логарифмов больше, чем у Бюрги. Бюрги работал над таблицами одновременно с Непером, но долгое время держал их в секрете и опубликовал лишь в 1620г. Идеей логарифма Непер овладел около1594г. хотя таблицы опубликовал через 20 лет. Вначале он называл свои логарифмы «искусственными числами» и уже потом предложил эти «искусственные числа» называть одним словом «логарифм», который в переводе с греческого- «соотнесённые числа», взятые одно из арифметической прогресси, а другое из специально подобранной к ней геометрической прогресси. Первые таблицы на русском языке были изданы в1703г. при участии замечательного педагога 18в. Л. Ф Магницкого. В развитии теории логарифмов большое значение имели работы петербургского академика Леонарда Эйлера. Он первым стал рассматривать логарифмирование как действие, обратное возведению в степень, он ввёл в употребление термины «основание логарифма» и «мантисса» Бригс составил таблицы логарифмов с основанием 10. Десятичные таблицы более удобны для практического употребления, теория их проще, чем у логарифмов Непера. Поэтому десятичные логарифмы иногда называют бригсовыми. Термин «характеристика» ввёл Бригс. В те далекие времена, когда мудрецы впервые стали задумываться о равенствах содержащих неизвестные величины, наверное, еще не было ни монет, ни кошельков. Но зато были кучи, а также горшки, корзины, которые прекрасно подходили на роль тайников-хранилищ, вмещающих неизвестное количество предметов. В древних математических задачах Междуречья, Индии, Китая, Греции неизвестные величины выражали число павлинов в саду, количество быков в стаде, совокупность вещей, учитываемых при разделе имущества. Хорошо обученные науке счета писцы, чиновники и посвященные в тайные знания жрецы довольно успешно справлялись с такими задачами. Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что древние ученые владели какими-то общими приемами решения задач с неизвестными величинами. Однако ни в одном папирусе, ни в одной глиняной табличке не дано описания этих приемов. Авторы лишь изредка снабжали свои числовые выкладки скупыми комментариями типа: "Смотри!", "Делай так!", "Ты правильно нашел". В этом смысле исключением является "Арифметика" греческого математика Диофанта Александрийского (III в.) – собрание задач на составление уравнений с систематическим изложением их решений. Однако первым руководством по решению задач, получившим широкую известность, стал труд багдадского ученого IX в. Мухаммеда бен Мусы аль-Хорезми. Слово "аль-джебр" из арабского названия этого трактата – "Китаб аль-джебер валь-мукабала" ("Книга о восстановлении и противопоставлении") – со временем превратилось в хорошо знакомое всем слово "алгебра", а само сочинение аль-Хорезми послужило отправной точкой в становлении науки о решении уравнений. Логарифмические уравнения и неравенства 1. Логарифмические уравнения Уравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма или в его основании, называется логарифмическим уравнением. Простейшим логарифмическим уравнением является уравнение вида loga x = b . (1) Утверждение 1. Если a > 0, a ≠ 1, уравнение (1) при любом действительном b имеет единственное решение x = ab . Пример 1. Решить уравнения: a) log2
x
= 3, b) log3
x
= -1, c) Решение. Используя утверждение 1, получим a) x
= 23
или x
= 8; b) x
= 3-1
или x
= 1
/3
; c) Приведем основные свойства логарифма. Р1. Основное логарифмическое тождество: где a > 0, a ≠ 1 и b > 0. Р2. Логарифм произведения положительных сомножителей равен сумме логарифмов этих сомножителей: loga N 1 ·N 2 = loga N 1 + loga N 2 (a > 0, a ≠ 1, N 1 > 0, N 2 > 0). Замечание. Если N 1 ·N 2 > 0, тогда свойство P2 примет вид loga N 1 ·N 2 = loga |N 1 | + loga |N 2 | (a > 0, a ≠ 1, N 1 ·N 2 > 0). Р3. Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов делимого и делителя
Замечание. Если
P4. Логарифм степени положительного числа равен произведению показателя степени на логарифм этого числа: loga N k = k loga N (a > 0, a ≠ 1, N > 0). Замечание. Если k - четное число (k = 2s ), то loga N 2s = 2s loga |N | (a > 0, a ≠ 1, N ≠ 0). P5. Формула перехода к другому основанию:
в частности, если N = b , получим
Используя свойства P4 и P5, легко получить следующие свойства
и, если в (5) c - четное число (c = 2n ), имеет место
Перечислим и основные свойства логарифмической функции f (x ) = loga x : 1. Область определения логарифмической функции есть множество положительных чисел. 2. Область значений логарифмической функции - множество действительных чисел. 3. При a > 1 логарифмическая функция строго возрастает (0 < x 1 < x 2 loga x 1 < loga x 2 ), а при 0 < a < 1, - строго убывает (0 < x 1 < x 2 loga x 1 > loga x 2 ). 4. loga 1 = 0 и loga a = 1 (a > 0, a ≠ 1). 5. Если a > 1, то логарифмическая функция отрицательна при x (0;1) и положительна при x (1;+∞), а если 0 < a < 1, то логарифмическая функция положительна при x (0;1) и отрицательна при x (1;+∞). 6. Если a > 1, то логарифмическая функция выпукла вверх, а если a (0;1) - выпукла вниз. Следующие утверждения (см., например, [1]) используются при решении логарифмических уравнений. Утверждение 2. Уравнение loga f (x ) = loga g (x ) (a > 0, a ≠ 1) равносильно одной из систем (очевидно, выбирается та система, неравенство которой решается проще)
Утверждение 3. Уравнение logh (x ) f (x ) = logh (x ) g (x ) равносильно одной из систем
Нужно подчеркнуть, что в процессе решения логарифмических уравнений часто используются преобразования, которые изменяют область допустимых значений (ОДЗ ) исходного уравнения. Следовательно, могут появиться "чужие" решения или могут быть потеряны решения. Например, уравнения f (x ) = g (x ) иloga f (x ) = loga g (x ) или loga [f (x )·g (x )] = b иloga f (x ) + loga g (x ) = b вообще говоря, неравносильны (ОДЗ уравнений справа уже). Следовательно, при решении логарифмических уравнений полезно использовать равносильные преобразования. В противном случае, проверка полученных решений является составной частью решения. Более того, необходимо учитывать и преобразования, которые могут привести к потере корней. 2. Использование определения логарифма Пример 1. Решить уравнения
Решение. a) Логарифмом положительного числа b по основанию a (a > 0, a ≠ 1) называется степень, в которую нужно возвести число a , чтобы получить b . Таким образом, loga b = c , b = ac и, следовательно, 5 + 3log2 (x - 3) = 23 или 3log2 (x - 3) = 8 - 5, log2 (x - 3) = 1. Опять используя определение, получим x - 3 = 21 , x = 5. Проверка полученного корня является неотъемлемой частью решения этого уравнения: log2 (5 + 3log2 (5 - 3)) = log2 (5 + 3log2 2) = log2 (5 + 3) = log2 8 = 3. Получим истинное равенство 3 = 3 и, следовательно, x = 5 есть решение исходного уравнения. b) Аналогично примеру a), получим уравнение откуда следует линейное уравнение x - 3 = 3(x + 3) с решением x = -6. Сделаем проверку и убедимся, что x = -6 является корнем исходного уравнения. c) Аналогично примеру a), получим уравнение (x - 2)2 = 9. Возведя в квадрат, получим квадратное уравнение x 2 - 4x - 5 = 0 с решениями x 1 = -1 и x 2 = 5. После проверки остается лишь x = 5. d) Используя определение логарифма, получим уравнение (2x 2 - 8x + 15) = (2x + 1)2 или, после элементарных преобразований, x 2 + 6x -7 = 0, откуда x 1 = -7 и x 2 = 1. После проверки остается x = 1. 3. Использование свойств логарифма Пример 3. Решить уравнения
Решение. a) ОДЗ уравнения есть множество x (0;+) которое определяется из системы неравенств (условия существования логарифмов уравнения)
Используя свойство P2 и утверждение 1, получим
b) Используя свойство P3, получим следствие исходного уравнения откуда, используя определение логарифма, получим или x 2 - 4x + 1 = 1 /2 (x 2 - 6x + 5), откуда получаем уравнение x 2 - 2x - 3 = 0 с решениями x 1 = -1 и x = 3. После проверки остается лишь x = -1. c) ОДЗ уравнения: x (0;+). Используя свойство P5, получим уравнение log2 x (1 + log3 2) = 1, откуда Логарифмические неравенства Неравенство, содержащее неизвестное под знаком логарифма или в его основании называется логарифмическим неравенством. В процессе решения логарифмических неравенств часто используются следующие утверждения относительно равносильности неравенств и учитываются свойства монотонности логарифмической функции. Утверждение 1. Если a > 1, то неравенство loga f (x ) > loga g (x ) равносильно системе неравенств
Утверждение 2. Если 0 < a < 1, то неравенство loga f (x ) > loga g (x ) равносильно системе неравенств
Утверждение 3. Неравенство logh (x ) f (x ) > logh (x ) g (x ) равносильно совокупности систем неравенств
Подчеркнем, что в неравенстве loga f (x ) > loga g (x ) вместо знака > может фигурировать любой из знаков ≥ , < , ≤ . В этом случае утверждения 1-3 соответственно преобразуются. Пример 1. Решить неравенства
Решение. a) Используя утверждение 1 , получим
b) Основание логарифма число между нулем и единицей, поэтому, используя утверждение 2, получим
c) Запишем 0 = log2 1 и, используя утверждение 1, получим Запишем Показательные уравнения и неравенства1. Показательные уравненияПоказательным называется уравнение, в котором неизвестное содержится только в показателе степени при постоянных основаниях.Простейшим показательным уравнением является уравнение видаЭто уравнение равносильно алгебраическому уравнениюПример 1. Решить уравнение
|
[h (x )]f (x ) > [h (x )]g (x ) | ( 1) |
равносильно совокупности систем неравенств
![]() |
![]() |
h (x ) > 1, |
f (x ) > g (x ), | ||
![]() |
0 < h (x ) < 1, | |
f (x ) < g (x ). |
Замечание.. Если знак неравенства (1) нестрогий, дополнительно рассматривается и случай
![]() |
h (x ) = 1, |
x D (f ); D (g ), |
где D (f ) (D (g )) означает область определения функции f (g ).
af (x ) < b
не имеет решений (следует из свойств показательной функции).
A.5. Если b
≤ 0, множеством решений неравенства af
(x
)
> b
является x
D
(f
).
A.6. Если a > 1, b > 0, неравенство
af (x ) > b
равносильно неравенству
f (x ) > loga b .
Аналогично, a f (x ) < b ; f (x ) < loga b .
A.7. Если 0 < a < 1, b > 0, неравенство
a f (x ) > b
равносильно неравенству
f (x ) < loga b .
Аналогично, a f (x ) < b ; f (x ) > loga b .
Упражнение 1. Решить неравенства:
a) ![]() |
b) (0.3)|2x -3| < (0.3)|3x +4| , |
c) ![]() |
Решение. a) Так как 2 > 1, используя утверждение A.1, получаем равносильное неравенство
которое решается методом интервалов,
b) Так как 0 < 0.3 < 1 используя утверждение A.2, получаем равносильное неравенство
|2x -3| > |3x +4|,
которое решается, используя свойства модуля (|a | > |b | (a -b )(a +b ) > 0):
|2x
-3| > |3x
+4| ((2x
-3)-(3x
+4)) ((2x
-3)+(3x
+4)) > 0
(-x
-7)(5x
+1) > 0
Решив последнее неравенство методом интервалов, получим x
(-7;-1
/5
).
c) Используя утверждение A.3, получим
![]() |
![]() |
4x 2 +2x +1 > 1, | |
x 2 -x > 0, | |||
![]() |
4x 2 +2x +1 < 1, | ||
4x 2 +2x +1 > 0, | |||
x 2 -x < 0 | |||
![]() |
![]() |
![]() |
x > 0, |
x < -1 2 , | |||
![]() |
x > 1, | ||
x < 0, | |||
![]() |
x
![]() |
||
x
![]() |
|||
x
![]() |
![]() |
x
![]() ![]() ![]() |
x
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Заключение
Математика, как и любая другая наука не стоит на месте, вместе с развитием общества меняются и взгляды людей, возникают новые мысли и идеи. И XX век не стал в этом смысле исключением. Появление компьютеров внесло свои корректировки в способы решения уравнений и значительно их облегчило. Но компьютер не всегда может быть под рукой (экзамен, контрольная), поэтому знание хотя бы самых главных способов решения уравнений необходимо знать. Использование уравнений в повседневной жизни – редкость. Они нашли свое применение во многих отраслях хозяйства и практически во всех новейших технологиях.
Список литературы
1. Курош А.Г. «Курс высшей алгебры» Москва 1975
2. Штейн Е.А. «Большая школьная энциклопедия» том 1; Москва 2004
3. М. Д. Аксенова. «Энциклопедия для детей». Том 11. Математика. – Аванта+, 1998.
4. Цыпкин А. Г. Под ред. С. А. Степанова. «Справочник по математике для средней школы». – М.: Наука, 1980
5. Г. Корн и Т. Корн. «Справочник по математике для научных работников и инженеров». – М.: Наука, 1970