Курсовая работа: Разработка рекомендаций для потенциальных предприятий франчайзи
Название: Разработка рекомендаций для потенциальных предприятий франчайзи Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа |
Введение Система франчайзинга (franchise – привилегия) широко распространена в США и Западной Европе и в настоящее время находит все больше приверженцев в России. Хотя для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах. Суть франчайзинга в том, что крупная материнская фирма (франчайзер) предоставляет мелкому предприятию (франчайзи) в течение определенного времени и в определенном месте вести предпринимательскую деятельность с использованием ее торговой марки, технологий производства, ноу-хау в форме, которая определяется договором. Решение многих экономических проблем современной России требует новых экономических механизмов. Одним из таких механизмов является франчайзинг. Можно утверждать, что франчайзинг в настоящее время – единственный известный инструмент, позволяющий повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Этим и обусловлена актуальность данной работы. Цель работы – рассмотреть предприятия, которые работают по франчайзинговой системе, разработать некоторые рекомендации для потенциальных предприятий франчайзи. Задачи данной работы следующие: – проследить историю франчайзинга; – рассмотреть основные виды и формы франчайзинга; – выявить преимущества и недостатки франчайзинга; – рассмотреть функционирование отдельного предприятия в системе франчайзинга. Объектом исследования является предприятие McDonalds. Логика работы определила ее структуру. Работа разбита на пять глав, введения, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложения. В первой главе прослеживается история развития франчайзинга в мире. Во второй главе рассматриваются основные виды и формы системы франчайзинга. В третьей главе выявлены преимущества и недостатки франчайзинга. В четвертой главе рассматривается функционирование предприятия McDonalds в системе франчайзинга, а в пятой главе даются рекомендации для потенциальных предприятий франчайзи. 1. История развития франчайзинга В Соединенных Штатах Америки франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок (Zinger Sewing machine company). После окончания гражданской войны в Америке в середине XIX века Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию. Аналогичная система была разработана 1898 году компанией Дженерал Моторс (General Motors), по которой дилеры не имели права продавать машины других производителей, и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы – продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время. Эффективно франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных напитков компаниями Кока-Кола, Пепси, Севен-Ап. Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемыми франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки. Вплоть до 1950-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения. Бум франчайзинга 50-х годов относится ко второму поколению франшиз, известных как «бизнес-формат франшизы», характеризующихся особым методом ведения коммерческой деятельности с самого начала таким образом, чтобы франчайзер получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи – оттого, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода. В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяла владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса, (С. 78, 5). Франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса. В частности, он интенсивно развивается в таких отраслях промышленности и сферы услуг, как: – автомобильная промышленность и услуги автосервиса; – помощь в организации и ведении бизнеса (делопроизводство, реклама); – строительство, услуги по ремонту и обслуживанию домов; – услуги, связанные с образованием; – отдых и развлечения; – рестораны быстрого обслуживания, рестораны, закусочные и т.д.; – медицинские и косметические услуги; – розничная торговля. Анализ франчайзинга в России требует уточнения основных понятий и определений, характеризующих этот экономический инструмент. В отечественной экономической литературе этот термин уже не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились более десяти лет тому назад, однако разные специалисты обращали внимание на различные аспекты франчайзинга и, как результат, формулировали свои определения. Анализируя различные формулировки и суммируя выделенные в них признаки, можно сформулировать следующее определение. Франчайзинг – это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области, (С. 56, 11). Франчайзер – это компания, которая выдает лицензию или передает право использовать свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый «брэнднэйм»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу. Франчайзи – это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты. Франшиза – это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру. Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем, чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям. Любой заинтересованный в покупке франшизы должен решить, являются ли для него приемлемыми такие взаимоотношения. Когда франчайзер берет на себя обязательства по отношению к франчайзи и принимает предпринимателя в качестве франчайзи, франчайзер, таким образом, говорит: «Я доверяю вам, вы являетесь хорошим вложением для нас, я верю в то, что вы будете выполнять законы франшизы, а я обещаю, если вы будете следовать законам франшизы и принимать наш опыт и знания, мы защитим ваш бизнес и сделаем вас богатым и счастливым». В американской доктрине франчайзинга, франшиза определяется как «преимущественное право на использование торгового знака и прочих эмблем и символов, включая дизайн, логотипы и прочие материалы идентификации, методов рекламы и завоевания общественной известности, патентов и ноу-хау, методов ведения бизнеса, являющихся коммерческой тайной, стилем и способом оформления интерьера, оборудования и приспособлений, а также изложенных стандартными хозяйственными процедурами, защищенных законом об авторском праве или регистрацией торговой марки, дизайна, патентом или иным способом». В данном случае франшиза представляет собой комплекс исключительных прав, состоящий из: – права действовать под фирменным наименованием и / или коммерческим обозначением франчайзера; – права на товарные знаки, торговые марки и т.д.; – права пользоваться коммерческой информацией, принадлежащей франчайзеру. Таким образом, франшиза – это, прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзера. 2. Основные виды и формы франчайзинга Франчайзинг в зависимости от направления бывает четырех видов: 1. франчайзинг товара 2. производственный франчайзинг 3. сервисный франчайзинг 4. франчайзинг бизнес-формата 1. Франчайзинг товара представляет собой продажу товаров, производимых франчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком. В товарном франчайзинге франчайзером обычно являются производитель, продающий готовый продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Франчайзи, как правило, осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзера и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров – франчайзера и франчайзи-дилера. Этот вид деятельности, подразумевает приобретение у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой. В этом случае франчайзи покупает у франчайзера товары и после этого их перепродает от имени франчайзера. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг. В США франчайзинг стал популярным в начале XX века как способ продажи машин и бензина. В тот период времени франчайзинг был создан на уровне распределителей (дистрибьюторов). Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные компании и компании, производящие бензин, согласно американским законам не считаются франчайзерами, тогда как многие другие компании широко пользуются франчайзингом как способом распространения и распределения своих товаров. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями, например, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию. 2. Производственный франчайзинг – это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков) (С. 56, 8). Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзера и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзера и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola начала активные действия на рынке в России в 1995 г. путем разработки программы создания нескольких заводов по выпуску фирменных напитков Coca-Cola в крупных городах. Общая сумма инвестиций в 2 проекта в Башкирии и Екатеринбурге оценивается в 30 млн. долл. При этом программа организации выпуска напитков Coca-Cola построена не совсем обычно. Инвестирует не сама Coca-Cola, а ее партнер – Inchape Plc. с привлечением российских инвестиций. По сути, реализуется создание крупной сети заводов на основе франчайзингового договора, в соответствии с которым Coca-Cola передает новым предприятиям технологию и концентраты. А управление заводами осуществляется предприятиями Inchape и партнерами из России. Таким образом, несмотря на то, что Coca-Cola не инвестирует сама, предоставляя это делать Inchape, вместе со своим партнером она контролирует развитие предприятий. Этому опыту последовали и другие компании, которые продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. Само собой разумеется, что товар в Нью-Йорке не должен отличаться от товара в Сан-Франциско. 3. Сервисный франчайзинг представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Сфера его применения – услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзинга. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи. Знакомая всем франчайзинговая система McDonalds наряду с товарным знаком, технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов. Активно работает на российском рынке компания Kodak. Крупнейший представитель франчайзинговой сети – компания Marriott Grand Hotel. Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и является перспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга – высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы услуг. На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в туристическом бизнесе, в области недвижимости, трудоустройстве и образовательной деятельности. 4. Франчайзинг бизнес-формата является наиболее комплексным. Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширять бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включать в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирмы (в данном случае она, естественно, будет франчайзером), так и предприятиям, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям в обмен на получение от них платежей при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций. Проиллюстрируем сказанное на условном примере. На оживленной трассе строится автозаправочная станция. Современному потребителю в ожидании окончания обслуживания зачастую необходимо позвонить, помыть руки, пообедать, что-то купить и, может быть, отдохнуть. Исходя из этого необходимо сформировать несколько самостоятельных предприятий. Рис. 1. Схема отношений при франчайзинге бизнес-формата на примере АЗС Хотя существует много вариантов классического франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзера, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т.д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках: 1) продолжительность отношений франчайзера и франчайзи, 2) к кому франчайзи может обращаться за поддержкой, 3) кому он платит установленные взносы. Кратко рассмотрим каждый из этих методов. Выбирая региональный франчайзинг, франчайзер решает охватить своей деятельностью какой-то географический район, которым может быть столичная область, штат или страна. Осознавая, что он, возможно, не обладает такими средствами или коллективом, чтобы развиваться так быстро, как хотелось бы, он опирается на поддержку главного франчайзи. В свою очередь, главный франчайзи имеет право не только подбирать новых франчайзи в своем географическом районе, но и обеспечивать их первоначальное обучение, и прочие услуги, что обычно делает сам франчайзер. Главный франчайзи, однако, включен в разделение платежей и зачастую взносов в рекламный фонд. Он пользуется всеми благами, которые обычно дает франчайзинг, для этого он тоже платит лицензионные взносы, а, также взносы на рекламу непосредственно франчайзеру. Контракт между франчайзером и главным франчайзи устанавливает, что ожидается от каждой стороны и какой определенный период франчайзи будет выполнять эту специфическую роль. В ответ на первоначальную уплату франчайзеру взносов за деятельность на исключительной территории рынка главный франчайзи в будущем получает от франчайзера роялти, величина которых зависит от доли в общем объеме реализации тех новых франчайзи, которых он вовлек в эту франчайзинговую систему. В отличие от других методов этот метод выгоден для всех сторон, так как главный франчайзи – выборное лицо, и он должен получать поддержку на протяжении всего времени сотрудничества, а это выгодно и франчайзеру. В суб-франчайзинге суб-франчайзер также осваивает какую-то определенную территорию и обеспечивает первоначальное обучение, выбор помещения и т.д. Разница только в том, что франчайзи работает напрямую с суб-франчайзером на долгосрочной основе и имеет очень ограниченный контакт с франчайзером. Он платит роялти и рекламные взносы суб-франчайзеру, который, в свою очередь, часть этих денег платит франчайзеру. Суб-франчайзер, таким образом, становится франчайзером на своей территории и франчайзи зависит от его долгосрочной поддержки. То, что суб-франчайзер может иметь ограниченные средства, управленческие и маркетинговые способности, отразится на франчайзи. Следовательно, потенциальный франчайзи должен очень тщательно выбирать суб-франчайзинговые отношения, так как он зависит от деловой и жизненной хватки как франчайзера, так и суб-франчайзера. В соглашении по развитию территории франчайзер передает эксклюзивные права на развитие какого-то географического района группе инвесторов. Инвесторы, в свою очередь, либо развивают свои собственные франчайзеры, которыми они владеют на этой территории, либо подбирают франчайзи. В последнем случае положение инвестора как собственника ограничено. В ответ на право развития эксклюзивной территории лицо, владеющее этим правом, платит франчайзеру взносы и обязано открыть определенное количество точек в оговоренный период времени. Владельцы открытых франчайзи платят роялти и рекламные взносы непосредственно франчайзеру. Лицо, обладающее эксклюзивными правами, не имеет доли в этих взносах, его доля есть только в рентабельности индивидуальных франчайзи, которые он открыл. 3. Преимущества и недостатки франчайзинга Зачем франчайзеру продавать права на свой бизнес? Зачем франчайзеру утрачивать в какой-то степени контроль над своим бизнесом для того, чтобы привлечь франчайзи? Почему франчайзер вовлекает в свой бизнес людей, которые ничего о нем не знают? Существует большое количество подобных вопросов о том, почему же все-таки франчайзер хочет развивать франшизу. У франчайзи в свою очередь тоже возникает много вопросов связанных с инвестированием во франчайзинговое предприятие. Ответ простой – преимущества. Преимущества для франчайзера. Франчайзер – это человек, который смог создать работающий бизнес. Это бизнес, который приносит ему хорошую прибыль. Такая модель бизнеса должна легко поддаваться успешному повторению. Это означает, что возможно открывать еще больше предприятий, работа которых строилась бы по такой же модели, как и бизнес франчайзера. Бизнес франчайзера всегда имеет определенный проверенный рынок потребителей и ценную репутацию. После того, как бизнес своим успехом доказал свою жизнеспособность, основатели желают развивать это дело. Здесь возникает два пути: развивать дело, инвестируя прибыль или создавать франчайзинговую систему. При создании и развитии франчайзинговой системы, ее основатели будут рассматривать пять позиций: – Франчайзинг приносит дополнительные деньги для распространения бизнеса. Если компания стремится к развитию на региональном, национальном или международном уровне, то потребуются дополнительные вложения на программу развития. Эти фонды можно создать с помощью франчайзи. – Франчайзи делают дополнительные выплаты на поддержку услуг, предоставляемых франчайзером. Все работающие франчайзи ежемесячно платят франчайзеру за предоставление услуг. Часть этих денег идет на предоставление услуг по поддержке франчайзи этой системы (обучение персонала, консультанты и т.д.). – Франчайзинг открывает возможности быстрого расширения на новом рынке и укрепления своей репутации на существующем рынке. Увеличение количества выплачиваемых взносов позволяет франчайзеру быстро и эффективно развиваться на рынке. Именно франчайзи приносят на новый рынок имя франшизы. Каждый отдельный франчайзер получает огромные преимущества на всем рынке, потому что франчайзи создают широкую сеть бизнеса, на развитие которой у франчайзера никогда не хватило бы денег. – Франчайзинг открывает для потребителя возможность больше узнать о продукте и услугах. С открытием новых предприятий потребители больше узнают о продукте и услугах. Это очень важно, так как новая франшиза становится узнаваемой на рынке по мере предоставления своих услуг. Многочисленные франчайзинговые предприятия на специфичном рынке открывают экономный доступ к рекламе в средствах массовой информации, что делает франчайзинг известным среди большего числа потребителей. Использование рекламы приводит к увеличению продаж и прибыли в каждом предприятии франчайзинговой системы. – Успех франчайзинговой системы при создании новых бизнес концепций. Успех франчайзинговой компании во многом зависит от проверенности и прибыльности бизнес концепции. Франчайзер развивает свою концепцию бизнеса и доказывает ее прибыльность на примере своих собственных магазинов. Франчайзер разделяет свой опыт со всеми франчайзи системы, предоставляя им возможность вести свой бизнес так же успешно. Преимущества для франчайзи. – Все материалы и поддержка, предоставляемая франчайзерами индивидуальным франчайзи, предназначены для поддержки и усиления значимости франшизы. В списке таких преимуществ: материалы, обучение и консалтинг. – Франчайзинг означает, что у вас есть собственный бизнес, но вы не остаетесь один на один со всеми проблемами и рисками. Когда франчайзи дает свое согласие вкладывать деньги во франчайзинговое предприятие, он все равно остается независимым владельцем бизнеса. Эта независимость означает, что его никогда не уволят с этой работы. Франчайзи получает профессиональную поддержку от франчайзера, которая помогает ему избежать тех ошибок, которые обычно делают другие предприниматели. Франчайзер остерегает франчайзи от принятия неправильных решений, которые могли бы повредить или вообще разрушить его предприятие. – Франчайзинг – это быстрое и эффективное начало бизнеса. Франчайзинговая система дает информацию, которая помогает франчайзи найти подходящее местоположение для предприятия, сделать его дизайн и убедится в том, что бизнес правильно функционирует. Франчайзи не нужно беспокоиться о проблемах, возникающих на начальной стадии, потому, что он имеет опыт своего франчайзера. – Франчайзинг дает поддержку франчайзи в период перед открытием бизнеса. Франчайзи всегда имеет возможность стать специалистом в новом бизнесе, не затрачивая годы на обучение в школе бизнеса или просто работая в этой области. Эти знания приходят непосредственно из специальных программ обучения и программ по развитию системы управления, которые франчайзер передает всем новым франчайзи и ключевым работникам. – Франчайзинг означает постоянную поддержку. После открытия франчайзингового бизнеса франчайзи продолжает получать профессиональные услуги от франчайзера по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга. Если возникают проблемы, то их первой задачей будет проверить все предоставленные материалы и пособия. Но если возникнут специфические проблемы, франчайзи может связаться с франчайзером и обратиться за помощью. Именно потому, что существует такая связь между франчайзером и франчайзи, проблемы франчайзи могут быть решены с помощью опытного франчайзера. Когда независимый предприниматель начинает развивать собственный бизнес, он должен сам найти способ решения проблем и открыто смотреть на вероятность совершения дорогостоящих ошибок. –Франчайзинг дает возможность использовать репутацию и товарный знак франчайзера. Только франчайзи, работающие в системе данной франшизы, имеют эксклюзивное право использовать товарный знак франчайзера. Поэтому, если вы владеете франшизой McDonalds, вы пользуетесь правом на владение названием фирмы, которое дает вам мгновенное узнавание на рынке как бизнеса, работающего на международной арене с международным франчайзером. К моменту открытия ресторана, все в округе уже знают, что он будет предоставлять услуги на высоко профессиональном уровне. В отличие от вас индивидуальный предприниматель должен с самого начала думать не только о продажах, но, прежде всего и о том, чтобы создать хорошую репутацию никому неизвестной фирмы. Франчайзи же покупает себе репутацию вместе с покупкой франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не будет иметь доступ к известному всему миру имени, а франчайзи сразу пользуется именем своего франчайзера уже получившего всеобщее признание. – Франчайзинг устанавливает четкие территориальные границы ведения бизнеса. Границы этой территории определены условиями франшизы. Получая территорию, франчайзи может эффективно развивать свой бизнес на ней. Это снимает угрозу соперничества со стороны других владельцев этой же франшизы. Индивидуальный предприниматель никогда не знает, в каком месте возникнет наибольшая конкуренция, таким образом, его территория всегда остается более открытой для конкурентов. Как бизнес концепция франчайзинг всегда предлагает много преимуществ и для франчайзи, и для франчайзера. Но есть и недостатки. Когда вы обращаетесь к франчайзингу необходимо рассматривать и преимущества, и недостатки. Вот что нужно принять во внимание обеим сторонам, (16). Недостатки для франчайзера. – Невозможность завершить отношения с франчайзи, который не следует правилам системы. Франчайзинговый договор определяет природу отношений между франчайзером и франчайзи и предусматривает ряд положений, защищающих франчайзи. Эти положения предусматривают невозможность для франчайзера расторгнуть контракт с франчайзи. Но вместе с тем такие положения осложняют вывод из системы франчайзи, который не выполняет законов франчайзингового бизнеса. – Франчайзи не являются работниками франчайзера. Франчайзи являются независимыми владельцами бизнеса. Даже при наличии франчайзингового договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзи в своем бизнесе. – Влияние плохо работающих франчайзинговых предприятий. Многие потребители воспринимают каждое франчайзинговое предприятие как часть одной цепи предприятий, работающих под единым товарным знаком. И если какой-нибудь франчайзи плохо ведет свой бизнес, то это будет бросать тень на всю франчайзинговую систему. – Недоплата или выплата взносов с опозданием. Франчайзеры устанавливают структуру выплат за предоставленный сервис, принимая за основу процент от общей суммы продаж в каждом предприятии. Франчайзи обязаны предоставлять отчет об общей сумме продаж франчайзеру для того, чтобы определить сумму оплаты за сервис. Франчайзи может попытаться скрыть сумму продаж и предоставить неполный отчет с тем, чтобы занизить взнос своему франчайзеру. – Трудности сохранения конфиденциальности коммерческой тайны. Работа любой франчайзинговой системы основана на принципах и стандартах, являющихся интеллектуальной собственностью франчайзера. Эти принципы бизнеса представляют собой коммерческую тайну и служат основой успеха франчайзинговой системы. Франчайзи получает доступ к коммерческим секретам, проходя обучение по программе франчайзера. И хотя франшиза запрещает франчайзи разглашать подобную информацию, все равно это случается. Франчайзеру сложно с этим бороться, поэтому если ему не удается выработать эффективные меры, то вся система может сильно пострадать. – Выход из франчайзинговой системы успешно работающих франчайзи. Франчайзи может считать, что франчайзинговые отношения накладывают на него слишком большие ограничения и в результате потерять интерес к этому бизнесу. Расторгнув контракт с франчайзером он, возможно, захочет открыть свой собственный бизнес, который будет представлять прямую конкуренцию франчайзеру. Для того чтобы избежать всех этих трудностей, франчайзеры должны очень тщательно отбирать предпринимателей, которым они хотят продавать франшизы. Франчайзер должен провести интервью с каждым кандидатом, целью которого будет определить у франчайзи наличие качеств, необходимых для успешного ведения дела. После того, как франчайзи становиться частью системы, франчайзер должен наблюдать за тем, как идут его дела. Франчайзер должен уметь быстро определять назревающие проблемы и немедленно принимать решения. Франчайзер должен поддерживать непрерывную связь с франчайзи и узнавать от него о новых идеях и решениях уже существующих проблем. Работая вместе с франчайзи, франчайзеры могут избежать проблем, которые могли бы нанести серьезный урон всей системе (16). Недостатки для франчайзи. – Невыполнение контракта по франчайзинговому договору. Франчайзи должен соблюдать правила франчайзинговой системы. Эти правила сформулированы во франчайзинговом договоре и их должны выполнять все франчайзи без исключения. Франчайзи могут вносить свои предложения, но они не могут менять систему. – Взгляд на франчайзинговую систему, как ограничивающую инициативу франчайзи. В дополнение к франчайзинговому договору франчайзи должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы. Это все описано в программе обучения франчайзера. Такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю. Франчайзи должен дать согласие на принятие этих ограничений до начала действия франчайзингового договора. – Установление необходимого сотрудничества среди всех франчайзи системы. Хотя франчайзи представляет собой независимого владельца своего бизнеса, он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы. Каждый отдельный франчайзи является товарищем по бизнесу. Не смотря на то, что франчайзи предоставляют на рынок одинаковый продукт и услуги, они не являются конкурентами. – Отсутствие поддержки со стороны франчайзера. Потенциальный франчайзи должен внимательно ознакомиться с работой франчайзинговой системы, чтобы определить предоставляет ли франчайзер необходимую поддержку по менеджменту или ведению работ. Поддержка франчайзера является важнейшим аспектом во франчайзинговых отношениях. Франчайзи должен определить уровень поддержки до того, как начнет действовать контракт. Недостаточная поддержка со стороны франчайзера подрывает силу франчайзинговой системы. – Определение финансовой мощи франчайзера. Потенциальные франчайзи должны изучить доступную информацию о финансовом положении франчайзера. Может случиться так, что франчайзер объявит о банкротстве, что может привести к продаже франшизы или ее аннуляции. До начала приведения в исполнение франчайзингового договора потенциальный франчайзи должен очень тщательно ознакомиться с материалами, предоставляемыми франчайзером. Потенциальному франчайзи следует встретиться с другими франчайзи этой системы и определить, как франчайзер выполняет свои обещания по предоставлению услуг. 4. McDonalds в системе франчайзинга Два брата Ричард и Морис Макдональдсы приехали в Калифорнию в начале Великой депрессии, искать работу в Голливуде. Устанавливая декорации на студии, они накопили немного денег и открыли кинотеатр. Но заведение не приносило прибыли, и тогда братья решили присоединиться к модному бизнесу. Их «Макдональдс бразерс бюргер бар драйв-ин» с хотдогами оказался на удивление прибыльным. К концу 40-х годов братьям надоело нанимать новых официанток, все время менявших места работы, разыскивать хороших поваров и закупать тарелки, которые покупатели-тинейджеры постоянно колотили. Сами покупатели-тинейджеры тоже им надоели. Макдональдсы закрыли свою лавочку и через 3 месяца открыли вновь. Но все было по-другому. Они установили огромные грили, выкинули две трети пунктов из меню, оставив то, что не надо есть с ножом и вилкой. Заменили фарфоровую посуду бумажной. Впервые применили на кухне принцип конвейера: один работник жарил котлетки, другой укладывал их в булку. Рекламный слоган заведения гласил: «Представьте – никаких официантов – никаких посудомоек – никаких водителей. Самообслуживание!» За счет всего этого гамбургеры стали вдвое дешевле, и от покупателей не было отбоя. Расчет был верен. Вскоре очереди заметно повзрослели, а в газетах написали: «Наконец-то рабочие семьи могут накормить своих детишек в ресторане». Непрофессионал Ричард сам придумал дизайн кафе. Чтобы его было видно издалека, он установил на крыше две золотые арки, подсвеченные неоном. Так родился один из знаков нашего времени. Конкуренты разевали рты. Вскоре по всей стране появились заведения с надписями «Наш ресторан такой же, как «Макдональдс»!». Идея путешествовала от одного лавочника к другому. Из этих кафе выросли все гиганты сети быстрого питания. А «Макдональдсов» из 250 в 1960-м стало 3000 в 1973-м. Накрыть своей сетью всю Америку братьям помог талантливый бизнесмен Рей Крок. Бросив взгляд на ресторанчик «МД», Крок понял, что с таким можно покорить весь мир. Братья Макдональдс не были так амбициозны и потому оба согласились на предложение Крока – продавать франшизы всем желающим открыть новое кафе. Вначале право открыть «Макдональдс» стоило 950 долларов. Сегодня – 500 000 (С. 112, 14). Крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого обслуживания McDonalds планирует в 2009 году отрыть в России не менее 30 ресторанов и 15 кофеен McCafe. В 2008 году компания открыла 25 ресторанов McDonalds. Также в 2008 году была открыта одна кофейня McCafe (подразделение McDonalds, размещается в одном помещении с рестораном), еще одну планируется открыть в начале 2009 года. Как сказала пресс-секретарь McDonalds в России Нина Прасолова, новые заведения компания будет открывать преимущественно в центральных регионах России (там, где уже присутствует), но не исключается и выход в новые регионы. Инвестиции в открытие одного ресторана McDonalds (учитывается стоимость строительства и оборудования) составляют более одного миллиона долларов, без учета кофеен McCafe, добавила Прасолова. При этом открытие одного McCafe стоит в среднем 1,5 миллиона рублей, уточнил менеджер проекта McCafe Дмитрий Воронов. По словам Воронова, последствий финансового кризиса компания (в первую очередь на уровне сети McCafe) не ощущает. «Поток посетителей остается на прежнем уровне, рост продаж в ноябре 20008 г. составил порядка 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – сообщил он. Под брэндом McDonald's работает более 31 тысячи ресторанов в мире. В России первый ресторан был открыт в 1990 году, на данный момент на территории РФ работает 204 ресторана, которые ежедневно обслуживают более 600 тысяч посетителей. Франшиза: Макдоналдс (Макдональдс) Вид бизнеса: общепит Стоимость бизнеса (инвестиции): 500000 у. е. Офис франчайзера: Иллинойс, США McDonalds – крупнейшая в мире франшизная сеть, однако в России сегодня открыты только собственные рестораны. В настоящее время в тридцати одном городе России: Москве, Санкт-Петербурге, Мытищах, Реутове, Люберцах, Одинцово, Троицке, Дмитрове, Клину, Красногорске, Ярославле, Балашихе, Химках, Сергиев-Посаде, Щелково, Наро-Фоминске, Подольске, Пушкино, Коломне, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Нижнекамске, Чебоксарах, Ростове-на-Дону, Альметьевске, Набережных Челнах, Новочеркасске, Воронеже, Оренбурге и Сочи – работают 115 ресторанов «Макдоналдс». «Москва-Макдоналдс» – это закрытое акционерное общество, учредителями которого являются «Макдоналдс Ресторантс оф Канада Лимитед» и Мосресторансервис» при Правительстве г. Москвы. В настоящее время в Москве открыто 56 ресторанов «Макдоналдс». Комментарий экспертов магазина франшиз и готового бизнеса холдинга «Империи Бизнеса»: Достоинства: Мировой лидер, огромная известность, любовь детей, высокие стандарты, высокая устойчивость. Недостатки: Очень дорогая франшиза, очень жесткие финансовые требования к партнеру, отрицательное влияние на здоровье, наличие генномодифицированных и просто вредных для здоровья продуктов, и в связи с этим растущее недовольство населения. Франшизы McDonalds не продаются, руководство в России заявило, что россияне еще не готовы работать по франчайзинговым стандартам Макдоналдса. Договор (контракт) является основой любых взаимоотношений между франшизером и франчайзи. При заключении франчайзингового договора возникает ряд важных вопросов, которые необходимо учесть в этом договоре. Особенно важное значение имеет вопрос: при каких обстоятельствах франчайзи может выйти из договора и сколько это будет ему стоить? Предприниматели должны убедиться в понимании того, что они могут потерять или получить, если примут решение выйти из договора или если франчайзер решит аннулировать франшизный договор. Обычно франчайзер имеет право аннулировать договор, если франчайзи: – не получает запланированной прибыли; – бросает тень на репутацию других торговых точек плохим обслуживанием клиентов; – не предоставляет франшизеру требуемых месячных или недельных отчетов о состоянии дел. Прочие, хотя менее точно определенные, причины аннулирования договора с франчайзи включают следующее: – неспособность долго и упорно работать; – неспособность стабильно сотрудничать с франчайзером; – злоупотребление именем и оборудованием франчайзера. Обычно франшизные права сохраняют силу в период от одного до пяти лет с возможностью их продления. Исключением является «Макдоналдс», который продает за 500 000 долл. право пользования франшизой в конкретном месте в течение 20 лет. После истечения контракта франчайзи должен внести еще 500 000 долл. для продолжения своей работы на этом же месте. В отличие от примера «Макдоналдса» отдельные франшизные права могут длиться без срока давности, но обычно договор имеет пункт, который дает франчайзеру или франчайзи право аннулирования договора с уведомлением за 30–60 дней. Однако может возникнуть проблема, если франчайзи примет решение продать предприятие до истечения срока действия договора. Подобная продажа не может быть осуществлена без одобрения франчайзера. Это кажется очевидным недостатком франчайзинга. Право продать или переуступить франшизу определяет, действительно ли франчайзи является независимым владельцем предприятия или просто филиалом в цепи. Положения договора должны отражать права франчайзи на создание прибыльного предприятия и на последующую продажу его на открытом рынке. Признанная компания сделает все для защиты своих торговых знаков, патентов и уникально разработанных услуг, но ей не следует лишать франчайзи права продавать или переуступать его предприятие. Еще одним моментом является цена, по которой франчайзи могут заставить продать франшизу либо другому предпринимателю, либо обратно франчайзеру. Франчайзер часто вынуждает франчайзи продавать предприятие по цене ниже его стоимости для перспективного покупателя. Например, франшиза может стоить на 50 000 долл. больше ее балансовой стоимости для перспективного покупателя. Если франшиза продана, кому полагается прирост в 50 000 долл. – франчайзеру или франчайзи? Франчайзеры могут утверждать, что это их образ принес 50000 долл. Франчайзи могут считать, что их тяжелая работа создала весь прирост. Чтобы избежать подобных проблем, предприниматели должны обеспечить себе право продажи франшизы по максимально возможной цене и получения всей продажной цены. 5. Рекомендации для потенциальных франчайзи Сегодня ни для кого не секрет, что на несформировавшихся динамичных рынках, таких как Россия, франчайзинг является оптимальным способом открыть собственное дело, при этом минимизировав риски и заручившись поддержкой профессионалов. Франчайзинг помогает предпринимателю вести бизнес самостоятельно и в то же время пользоваться наработанным годами опытом компании-франчайзера, технологиями и репутацией. При этом, для того чтобы проект стал успешным, необходимо много и эффективно работать. Итак, у Вас есть желание и возможность начать работу по системе франчайзинга. Теперь перед Вами встала проблема выбора компании, управляющей брендом. Возникают вопросы и опасения: как найти надежного партнера, как не ошибиться в выборе, как предусмотреть все риски и пр. Конечно, компания-франчайзер должна обладать рядом характеристик и преимуществ, чтобы потенциальный франчайзи мог принять решение о сотрудничестве с ней. Итак: 1. Франчайзер должен обладать внушительным опытом успешного развития. 2. Франчайзер должен на только передавать отработанные технологии ведения бизнеса, но и обучать франчайзи, как именно применять полученные знания. 3. Франчайзер должен консультировать франчайзи по всему спектру вопросов, связанных с ведением бизнеса, включая маркетинговую и рекламную поддержку, мерчандайзинг и т.п. Поддержка не должна ограничиваться только отгрузкой товара. 4. Франчайзер должен быть открыт к общению. Постоянное стремление стать лучше отличает профессионального франчайзера. Принимая решение о становлении или участии во франчайзинговой сети, помимо понимания содержания формы, преимуществ системы, необходимо учитывать, что франчайзинг связан с определенным риском. Об этом должен знать предприниматель, прежде чем он решится вкладывать свои деньги в новое предприятие. Франчайзинг, как и любое другое предприятие, не подходит для пассивного человека. Как и любой другой вид предпринимательства, он требует усилий, поскольку это деловые решения, такие, как наем рабочей силы, планирование, покупки, ведение учета и т.п., которые должны снизить или минимизировать риски, связанные с инвестициями в предприятия-франчайзи. Если вас привлекла идея франчайзинга как пользователя франшизы, первые шаги которые надо предпринять – этап анализ и оценка. Среди вопросов, на которые вам нужно ответить, можно выделить следующие: Является ли предлагаемый для франчайзинга товар или услуга специфическими, то есть может ли покупатель выделить именно этот товар или услугу? Какова цена товара и уровень конкуренции на рынке? Какие преимущества дает вам эта система (обучение, реклама, поставки и др.)? Как соотносится плата за франшизу и затраты, связанные с вступлением в новые отношения? Каковы перспективы вашего бизнеса в данном регионе? Выдержит ли ваш бизнес программу франчайзирования? Положительная оценка всех этих проблем приближает вас к согласию работать в системе франчайзинга. Вы убеждаетесь, что ваш бизнес может процветать на этой основе. Предприниматель должен оценить несколько вариантов франшиз (важно рассмотреть более одного предложения) с тем, чтобы решить, какой из них предпочтительней. Следует рассмотреть целый ряд факторов, прежде чем принимать окончательное решение. В каких сферах можно открыть франчайзинг, исходя из сказанного? Это могут быть бухгалтерские услуги, аудит, независимая служба трудоустройства, грузовые перевозки, уход за больными на дому, уход за животными при отъезде, озеленение интерьера, мойка окон, уборка помещений и квартир, прачечные, помощь при организации семейных торжеств и многое другое. Франчайзи решает купить франчайзинг для того, чтобы получить преимущества от уже проверенной концепции, существующей торговой марки. В обмен на эти преимущества франчайзи будет делиться частью своей прибыли и пожертвует частью своей независимости. Если бы франчайзи хотел иметь полностью независимый бизнес, он бы никогда не пришел к франчайзеру. Потенциальный франчайзи, который приходит к франчайзеру, хочет использовать преимущества того, что он будет филиалом фирмы с хорошей репутацией. Поэтому отдает часть своей независимости, чтобы получить эти преимущества. Бизнес франчайзи улучшается, он доволен, прибыль франчайзера тоже увеличивается. Успешные франчайзи – это наилучший инструмент, который может и должен иметь франчайзер для того, чтобы успешно проникнуть на рынок. Только при согласии и интересе обеих сторон, взаимном доверии и поддержке обеспечивается успех системы. Для франчайзи франчайзинг чаще всего описывается фразой «Быть в бизнесе самостоятельно, но не одному». Франчайзи должен быть целеустремленным и знающим, что он хочет, и одновременно соблюдать все правила и положения франчайзинговой системы. Он должен уметь хорошо общаться и ладить с людьми, ведь ему придется общаться с клиентами, представителями франчайзера, поставщиками и своим персоналом. Франчайзи должен быть честным человеком в бизнесе и разделять желание франчайзера постоянно совершенствовать систему. Франчайзи должен понимать делопроизводство, так как большая часть франчайзинговых компаний имеют протокольные процедуры. Франчайзи должен получать удовольствие от бизнеса. Большая часть людей говорит, что они идут в бизнес, чтобы зарабатывать большие деньги. Опыт показывает, что просто желания делать деньги недостаточно для успеха. Важно удовлетворение от работы. Желательно, чтобы потенциальный франчайзи потратил несколько дней на подобном предприятии перед принятием окончательного решения. Многие франчайзеры поощряют такой шаг, так как они понимают, что неудовлетворенный франчайзи – ноша для него и всей франчайзинговой системы. Неудачи дорого стоят как франчайзеру, так и франчайзи. Франчайзи должен быть готов вложить много времени и усилий в предприятие. Франчайзи должен быть способен легко схватывать новую информацию и охотно ее претворять в жизнь. Франчайзи должен быть позитивным и готовым к изменениям, оставаясь при этом самодисциплинированным в рамках, установленных франчайзером. Потенциальный франчайзи должен быть уверен в поддержке своей семьи и друзей, ведь им нередко придется помогать ему. Выводы Элементы, присущие франчайзингу, позволят: – повысить общую культуру предпринимательских отношений; – усилить правовую защищенность малого предпринимательства; – создать новые рабочие места; – инициировать разработку новых идей, методов и технологий в малом бизнесе; – повысить эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство в целом; – построить комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ; – привлечь значительные иностранные инвестиции в российскую экономику. Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Можно выделить четыре основные причины, по которым франчайзинг не получил распространения в нашей стране: 1) традиционное уклонение от уплаты взносов (платежей) филиальными предприятиями (франчайзи); 2) несоблюдение технологии; 3) ухудшение качества продукции; 4) мизерное количество известных отечественных марок продукции. К тому же в России отсутствует должная культура предпринимательских отношений. Одним из ярких представителей компаний, работающих по системе франчайзинга, является предприятие общественного питания McDonalds. В 1988 году было подписано соглашение между «Макдоналдс Ресторантс оф Канада Лимитед» и Правительством Москвы. Но даже после подписания соглашения об открытии ресторана Макдоналдс в СССР немногие верили, что он построится и откроемся, не говоря уже о том, что будет плодотворно работать и расширять бизнес 21 год спустя. На данный момент в России работают 211 ресторанов Макдоналдс. Рестораны ежедневно обслуживают более 600 000 посетителей. Но компания «Макдональдс» в России и Восточной Европе не работает по системе франчайзинга на территории Российской Федерации. Дело в том, что с самого начала, когда компания вышла на рынок в Советском Союзе, тогда об этой системе даже и говорить было рано. Около 80% всех ресторанов корпорации находятся в управлении франчайзи. Это очень успешная модель, которая опробована на многих рынках и она, несомненно, будет иметь успех и в России. Но поскольку «Макдональдс» занимается созданием корпоративной базы в России, и то, что у компании есть достаточно профессиональный менеджерский состав, который управляет ресторанами эффективно, и в том числе нет никаких проблем с привлечением капиталов на открытие новых ресторанов, считается, что франчайзи можно будет реализовывать в России немножко позже.Об этом будет объявлено после подготовки всех необходимых документов для того, чтобы быть готовым к этому процессу. Если такая возможность будет, это будет сделано не ранее чем в ближайшие несколько лет. В последние годы наблюдается интенсивное развитие отечественных франчайзинговых предприятий, которые многое почерпнули из опыта западных франчайзеров. Среди основных отечественных франчайзеров следует отметить фирмы «Ростикc», «Лукойл», «Эконика-обувь» и др. Развитие отечественных франчайзинговых предприятий может стать наиболее успешной и плодотворной сферой роста франчайзинга из-за культурной и общественной приемлемости продукции или услуг, а также знания российскими предпринимателями местных особенностей. Крупные супермаркеты типа ТД «Перекресток», «Копейка», «Пятерочка» начали работы по расширению своего бизнеса на основе франчайзинга. Одним из факторов, сдерживающих развитие франчайзинга в России, является ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Оценивая ситуацию в общем, можно заметить, что лишь немногие российские банки понимают концепцию франчайзинга или знакомы с возможностью снижения риска непогашения задолженности по кредиту, которые он предлагает. Наряду с этим банки не располагают достаточным опытом предоставления кредитов для МП, работающих на условиях франшизы. Все же в последнее время банки начали предоставлять краткосрочные ссуды владельцам недорогих франшизных предприятий с высоким производственным оборотом. Сама суть франчайзинга предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном университете предприниматель не получит такого качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих «учеников» преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров. Развитие международного франчайзинга влечет за собой инвестирование значительных иностранных капиталов в российскую экономику. По неофициальным данным американских экспертов, даже современная начальная стадия развития российского международного франчайзинга характеризуется иностранными инвестициями в объеме более 600 млн. долл. США. В феврале 1996 г. руководителями ряда МП и организаций, содействующих развитию малого бизнеса, была учреждена Российская ассоциация развития франчайзинга (РАРФ). Ассоциация оказывает помощь потенциальным франчайзерам – российским фирмам, хорошо развившим свое дело и нуждающимся в дальнейшем его расширении; зарубежным франчайзерам, готовым развивать свое дело в России; потенциальным франчайзи, в роли которых выступают МП; проводит конференции и семинары с целью ознакомления возможно большего числа бизнесменов с основами франчайзинга. Поскольку РАРФ является общественной организацией, ее возможности довольно ограниченны. Для того чтобы коммерческие компании – франчайзеры, франчайзи, а также различные организации могли способствовать развитию франчайзинга в России, инициативная группа, состоящая из представителей российских и зарубежных франчайзеров, а также РАРФ, создали в 1999 г. новую ассоциацию под названием «Ассоциация франчайзинга» (РАФ). Главными направлениями работы обеих ассоциаций являются: представление и защита интересов предпринимателей – участников системы франчайзинга в органах законодательной и исполнительной власти; содействие разработке и реализации федеральных, региональных и отраслевых программ развития и поддержки франчайзинга; обучение предпринимателей, желающих работать в системе франчайзинга; консультации по всему спектру вопросов работы в системе франчайзинга (юридическая, финансовая, организационная помощь, конфликтные ситуации и др.); информационно-посредническая помощь, поиск партнеров, помощь в ведении переговоров и оформлении договорных отношений; организация выставок, семинаров, периодических и отдельных печатных изданий; организация международного франчайзинга, в том числе адаптация зарубежной системы франчайзинга к российским условиям, поиск партнеров, анализ рынков, помощь при создании базовых предприятий франчайзинга по лицензиям «мастер-франчайзи». Таким образом, в нашей стране наблюдается положительная тенденция в развитии франчайзинга – сравнительно нового института финансирования малого бизнеса. Список литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 26 января 1996 г. 2. Куделина Е. Имущественный комплекс как предмет договора коммерческой концессии // Юрист. – 2004. – №9. – С. 13–17. 3. Панюкова В.В., Особенности развития франчайзинга на российском рынке // «Маркетинг в России и за рубежом». – 2004. – №2. – С. 64 4. Орлова О.А. Франчайзинг как форма деловых связей // Законодательство и экономика. – 2004. – №4. – С. 19–21. 5. Статкуса А. Франшизные соглашения: перспективный путь // Человек и труд. – 2005. – №2. – С. 95–97. 6. Шишков А. Франчайзинг в торговле // Оборудование. Рынок. Предложение. Цены. – 2003. – №1. – С. 30–34 7. Гарнер Д., Оуэн Р. Пособия Эрнст энд Янг. Привлечение капитала / Пер. с англ. – М.: «Джон Уайли энд Санз», 2005 г., 464 с. 8. Годин А.М. Маркетинг: Учебник. – М., 2005. – 760 с. 9. Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса: Практическое пособие для предпринимателей. – Тольятти: «Дока-пресс», 2004. – 396 с. 10. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж. – Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; Спб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 1999. – 1152 с. 11. Лапуста М.Г. – Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. –667 с. 12. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу. Учебно-практическое пособие. – М.: Соваминко, 2006. – 254 с. 13. Романовский М.В. Финансы: Учебник для вузов. – М.: Юрайт-М., 2002. – 504 с. |