Курсовая работа: Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением
Название: Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Акмуллы Факультет психологии Кафедра общей и социальной психологии КУРСОВАЯ РАБОТА Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением Специальность- Педагогика и психология Курс 3, группа 302 Ахметшина Альбина Камиловна Научный руководитель: ассистент Чистякова Н.А. УФА 2009 Содержание Введение Глава I. Профессиональное самоопределение учащихся в теории и практике образования 1.1 Социально-педагогические основы профессионального самоопределения учащихся 1.2 Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения 1.3 Методы оказания психологической помощи при выборе профессии Вывод к главе 1 Глава II. Эмпирическое исследование старшеклассников, обучающихся в профильных и общеобразовательных классах 2.1 Организация и проведение методов исследования 2.2 Анализ результатов исследования Вывод к главе 2 Заключение Список литературы ВведениеНа сегодняшний день изучение проблемы профессионального самоопределения старшеклассников является необходимой для выбора человеком наиболее подходящей ему профессии. К проблемам, связанными с профессиональным самоопределением учащихся проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи, но и социологи, педагоги. В отечественной педагогике и психологии накоплен немалый опыт в области теории профессионального самоопределения. Это: теоретические основы профконсультации Климова Е.А., теоретические и практические проблемы мотивации выбора профессии Павлютенкова Е.М., виды, методы, содержание профессионального самоопределения в школе Гришпуна С.С., описания педагогических основ профориентационной работы с учащимися и студентами Захарова Н.Н., личностно - ориентированный подход в процессе профессионального самоопределения Маркова А.К., Пряжникова Н. С. Выбор профессии - задача сложная и достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в следующем. С одной стороны, каждая профессия - это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения, и адаптация молодого специалиста к профессиональной общности. При этом, с другой стороны, прежде чем выбрать какую - либо профессию, надо заранее знать, из чего выбираешь. В настоящее время выбор будущей профессии происходит в условиях нестабильной ситуации в стране, когда подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами жизни собственных родителей, напоминающими "гонки на выживание", - постоянной усталостью, раздраженностью, безразличием к проблемам детей, переживанием своей беспомощности, тревоги за завтрашний день. Нестабильность и неопределенность жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашний день, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни. К сожалению, во многих школах отсутствует предмет, где бы ребенок мог получить знания о самом себе: о том, какой он есть, каков его потенциал. Современные школьники не имеют представления о том, что такое профессиональная пригодность. При выборе профессии они не учитывают своих интересов и склонностей. Такая ситуация вызывает острую потребность создания программы для подростков по активации профессионального самоопределения. Решение вышеизложенных проблем видится нами в формировании нового подхода к образовательной доктрине, переходу к профильному обучению в средней школе. Именно профильное обучение школьников позволит наиболее полно учитывать интересы, способности и потребности учащихся, создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными и образовательными интересами. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. В соответствии со всем вышеизложенным, целью работы будет изучить особенности профессионального самоопределения, в классах с профильным обучением. Объект исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников. Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в классах с профильным обучением. Гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательных классах. Задачи исследования: 1. провести обзор психологической литературы по исследованию профессионального самоопределения и вопросам профильного обучения; 2. выбрать методики и провести эмпирическое исследование; 3. проанализировать, обобщить полученные результаты; Методы исследования: 1. Карта интересов (модифицированная методика Голомштока А.Е.) 2. Дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту" 3. Анкета оптанта. Эмпирическая база: учащиеся 11-х классов обучающиеся в профильных и общеобразовательных классах (50 человек). Структура курсовой работы: введение, 2 главы (теоретическая и практическая части), заключение, список литературы, приложение (3 методики). Глава I. Профессиональное самоопределение учащихся в теории и практике образования1.1 Социально-педагогические основы профессионального самоопределения учащихсяПроблема профессионального самоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем. Многообразие различных концептуальных подходов (педагогов, психологов, социологов, методологов) в рассмотрении проблемы профессионального самоопределения вызвано не только сложностью данной проблемы, но и социально-экономическим развитием государства, культурно-исторической обусловленностью процесса реализации самоопределения у большинства людей, проживающих в конкретном регионе страны, а также социальной неоднородностью населения. Все это осложняет выделение оптимальных подходов и делает проблему профессионального самоопределения многоаспектной по способам рассмотрения и решения [33]. Кроме того, большое внимание к данной проблеме объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, глубокое исследование профессионального самоопределения личности отвечает насущным потребностям социально-экономического развития страны. Это связано с тем, что незавершенность профессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени - во многих случаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а, следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита квалифицированных специалистов наносит немалый ущерб экономике. В данном контексте значение исследований проблем профессионального самоопределения еще более возрастает в связи с тем, что в начале третьего тысячелетия действует ряд факторов, усложняющих социально-экономическое развитие государства: сокращение прироста трудовых ресурсов, экономическая нестабильность, резкая переориентация специалистов с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие. Во-вторых, проблема профессионального самоопределения - это ключевая проблема психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как "ядро", наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой - как критерий одного из этапов этого процесса [26]. В отечественной педагогике накоплен немалый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной тематике [48]. В настоящее время существуют различные подходы в определении сущности профессионального самоопределения. Вопросы профессионального и личностного (как более общей проблемы) интересовали и интересуют по-прежнему отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов это такие авторы как: Асмолова А.Г. [1992], Головахи Е.И. [1984, 1988, 1993], Голомштока Е.А. [1979], Климова Е.А. [1976, 1983, 1988, 1990, 2001, 2003 и др.], Пряжникова Н. С [1996, 1997], Рубинштейна С.Л. [1976, 1989], Слободчикова В.И. и Исаева Е. И [2000], Чистяковой С.Н. [1989, 1993, 1997, 2000 и др.], Холланда Дж. [1993] и других. В современной психолого-педагогической литературе по данной проблеме существуют следующие трактовки понятия "самоопределение": самоопределение (личностное) - это сознательный выбор, выявление и утверждение личностью своей позиции в проблемных ситуациях. Особой формой личностного самоопределения является профессиональное самоопределение [26]; самоопределение социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности [25]. профессиональное самоопределение - это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы к всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации (Кухарчук А.М.). Рассмотрение профессионального самоопределения, в связи с разработкой проблемы формирования человека, как субъекта профессиональной деятельности и анализом особенностей его самосознания позволило психологам сформулировать некоторые общие положения профессионального самоопределения [17]. Климов Е.А. считает, что обдумывание жизненного и, в частности профессионального, трудового пути - это есть непременно и некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущем [7]. Традиционно многие авторы связывают профессиональное самоопределение преимущественно с подростковым и юношеским возрастом, рассматривая его как важнейшее новообразование для данного этапа развития человека (Головаха Е.И., Климов Е.А.) [1, с.12]. Например, Климов Е.А. вводит даже специальный термин "стадия оптации" - период, приблизительно соответствующий "эпохе подростничества" (по Эльконину Д.Б.), когда происходит подготовка к жизни, к труду, сознательное и ответственное планирование, выбор профессионального пути [47]. Структура профессиональной деятельности Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру: заданные цели, представления о результате труда; заданный предмет (исходный материал - не обязательно вещь, но и ситуация неопределенности, любая система, например, социальная, знаковая, художественно - эстетическая); система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различаются между собой); система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций); система прав; производственная среда, предметные и социальные условия труда [9]. Классификация профессиональной деятельности В настоящее время наиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым. Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким - либо важным признакам,. Во многих тысячах профессий нельзя разобраться и ориентироваться в целях выбора профессий, минуя вопросыклассификации [25]. Классификация профессиональной деятельности состоит из четырех ярусов. Первый ярус - типы профессий. Второй ярус - классы. Третий ярус - отделы профессий. Четвертый ярус - группы профессий [10]. 1.2 Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обученияСегодня мы должны рассматривать школьника как личность и это во многом зависит от того, какие требования к результатам работы школы предъявляет общество. Модернизация образования нацеливает нас на то, что школа должна, прежде всего, реализовывать цели развития личности ребёнка, т.е. служить его собственным интересам. Базовая школа не в полной мере решает эти новые задачи, не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшего способа получения образования [41]. К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения) [10, c.57]. Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов [42, c.91]. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы "знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться". Ведь на плечи ученика ложится большой груз, связанный с выбором профессии, о которой он толком ничего не знает, с подготовкой к тому, о чем он ничего не понимает. С высоких трибун твердят, что помогут ученику специализированные центры, психологи, социальные работники, классные руководители, учителя предметники, а на практике вся помощь сводится к тому, что ученик остается наедине со своими проблемами. Дома скандалы, что плохие оценки, к сожалению, для многих родителей это единственный показатель успешности его ребенка. В школе ему задают столько заданий, что каждый учитель, видимо, думает, что это только его предмет важный, а все остальные второстепенные. Учителя в этой ситуации тоже можно понять, так как он находится между молотом и наковальней: с одной стороны, учитель должен подготовить ученика в соответствии со всеми требованиями к аттестации, а в классе более 20 учеников, с другой стороны, часов, отводимых на такую подготовку недостаточно в общеобразовательных школах, поэтому ему ничего не остается, как больше задавать на дом (в лицеях, гимназиях этот вопрос, возможно не стоит) [30]. У многих школьников выбор является случайным, носит романтичный характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов и т.д. Всё это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы. У многих учащихся не сформирована потребность в своём дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования, слишком рано, уже в школьный период, наступает замирание процессов развития учащихся как личности. Это и есть неудовлетворительные результаты, которые должна устранить школа [36, c.119]. Таким образом, основная проблема - помощь будущему выпускнику осмыслить своё дальнейшее социальное и профессиональное становление. Решить проблему отчуждённости школы от внешне заданных целей и ценностей и подвести к обоснованию введения новой системы образования, возможно только в классах с профильным обучением [38]. Профильное обучение преследует следующие цели: 1) обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования; 2) создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; 3) способствование установлению ровного доступа к полноценному обучению разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; 4) расширение возможностей социализации учащихся, обеспечением преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. В современном варианте главные задачи предпрофильной и профильной подготовки связывают с профориентацией, с тем, чтобы "способствовать самоопределению учащихся", чтобы решить, прежде всего, профориентационную задачу [20]. Профориентационная работaс учащимися, делится на несколько этапов: 1. Пропедевтический этап (8-й класс) - выявление образовательного запроса учащихся. 2. Основной этап ( 9-й класс) - моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе. 3. Завершающий этап ( по окончанию 9-го класса) - оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе. Составляющими профессионального самоопределения школьника являются потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, умение ставить образовательную и профессиональную цель, продуктивно осваивать образовательные программы, в самореализация в образовательном и профессиональном сообществе [40]. Рассматривая особенности профессионального самоопределения учащихся профильных классов, нельзя не отметить связь этой категории с такими понятиями, как: самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание [3,c.48]. В ряде исследований утверждается, что профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека (внутренние обстоятельства человека). Профильное обучение, как внешнее обстоятельство развития личности учащегося рассматривается в качестве своеобразного благоприятного внешнего условия для профессионального самоопределения учащихся [2, c.88]. Переход на массовое профильное обучение в современных условиях рассматривается как осуществление радикальной дифференциации и индивидуализации образования; с социальных позиций - как наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества; с психолого-педагогических позиций - как создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого ученика; с методических позиций - как построение новой дидактической системы мотивации и организации дифференцированного и индивидуализированного обучения учащихся [42, c.25]. Возможные направления профилизации и структуры профилей Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. В настоящее время профильное обучение проходит стадию становления: разрабатываются концепции, учебные планы, программы различных профилей (гуманитарный, технический и др.); открываются профильные классы на базе общеобразовательных школ. Содержание программ определяется задачами, сформулированными на основе требований, предъявляемых к уровню знаний учащихся соответствующего профиля [42]. В диссертационном исследовании Беруашвили Э.З. утверждается, что для эффективности работы по профессиональному самоопределению в процессе профильного обучения необходимо включать каждого обучающегося в активную деятельность, доводить представление по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий, навыков и умений. Достичь этого помогает: 1. Включение в работу всех детей на доступном для них уровне и в приемлемом темпе. 2. Четкое структурное объяснение материала или обучение практической операции. 3. Обязательная организация обратной связи, которую можно осуществить на ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку всего курса. 4. Создание оптимальных условий для реализации индивидуального подхода, для чего необходимы знание способностей, потребностей и склонностей, выяснение целей и возможностей каждого ученика. 5. Создание условие для самообразования, самореализации, развития творческого мышления, простора фантазий и мысли" [30]. В связи с этим, особые требования предъявляются к преподавателю, осуществляющему профильное обучение. Он должен обеспечить: 1. Вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий). 2. Практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно - исследовательских и коммуникативных методов). 3. Завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования [30]. Таким образом переход к профильному обучению позволяет: · создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ; · обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов; · установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации; · обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений, реализующих программы среднего (полного) общего образования к освоению программ высшего профессионального образования [36, c.36] 1.3 Методы оказания психологической помощи при выборе профессииМир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей стране специальностей насчитывается более 7000 профессий. Каждый год происходит обновление около 500 видов труда. Однако действительность такова, что за последние годы появилось множество новых профессий, следовательно, процесс обновления видов труда происходит быстрее. Складывается противоречивая ситуация, связанная со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видов профессионального труда. Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, за себя, за других, за страну, умеющий рисковать, искать, творить, созидать. А для того, чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии нужна психологическая помощь. Все сказанное, позволяет сделать вывод об актуальности специальной психологической работы по программе профессионального самоопределения [31, c.76]. Вопросами самоопределения учащихся в школе занимается психолог. Включение в занятия различных диагностических процедур помогает подросткам в самопознании, а психологу дает возможность получения обратной связи от ребят, а также служит для закрепления полученных знаний. Подростки очень заинтересованы в получении результатов тестирования и ждут комментарий преподавателя. Поэтому психолог, анализируя результаты тестов, индивидуальные данные дает в письменном виде отдельно каждому ученику. Набор диагностических материалов традиционен. На занятиях используют такие приемы, как дискуссия, игра, беседа, поведенческий тренинг, лекционное объяснение, анализ ситуаций. Важно отметить, что на занятиях должна быть полная добровольность участия подростков, т.е. организация заинтересованности создание благоприятной атмосферы обсуждения проблем выбора профессионального пути [32, c.122]. Цель психолога построена на взаимодействии с учащимися - это определение его интересов, склонностей и способностей, выявление индивидуальных особенностей и их развития, как основы поиска оптимальных для учащегося способов ознакомления и обучения с данной профессией, а также взаимодействие с педагогом в форме “сотрудничества" для формирования у школьника готовности к осознанному выбору профессии. Задачами психолога являются: консультационная и информационная поддержка учебно-воспитательного процесса; повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся, а также взаимодействия “педагог - ученик”; создание условий для оказания психологической помощи учащихся в решении проблем профессионального самоопределения [43]. Для реализации поставленных целей и задач используются основные направления работы психолога: 1. Психодиагностика. Психодиагностическое направление имеет цель информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Психодиагностические данные необходимы: для составления социально-психологического портрета (учащегося); для определения путей и форм оказания помощи учащемся, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии; для выбора средств и форм психологического и педагогического сопровождения учащихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. 2. Психоконсультирование. Эта одна из форм практической деятельности психолога. Учитывая специфику учебного заведения, сопровождение решает следующие задачи: оказание помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии; обучение старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; оказание помощи педагогу через форму “сотрудничества" в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога [44]. Психоконсультирование учащихся может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми. Психоконсультирование организуется, в большинстве случаев, по запросу со стороны учащегося. Однако необходимо учесть, практика показывает, что психоконсультирование может быть плановым по результатам психодиагностики. Цель планового психоконсультирования: оказание помощи в самораскрытии и самоанализе индивидуальных особенностей. Данная деятельность может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме [43]. 3. Психопросвещение. Одно из наиболее безопасных видов психологической работы. Просвещение задает слушателям пассивную позицию, в этой ситуации получения информация может изменять представление и мнение человека или предполагает изменение их, а также может быть отвергнута или забыта. Психологическое просвещение учащихся сегодня очень популярно. Но, несмотря на повсеместную распространенность, по-прежнему остро стоит вопрос о его эффективности. Результатом просвещения учащихся является успешное использование ими психологических знаний и навыков, которые помогли бы им успешно учиться и развиваться в различных сферах школьной жизни, а также в осознанном выборе будущей профессии. Так как для данного возраста, выбор будущей профессии, ответ на вопрос “Кем быть? ” становится очень актуальным [28, 41]. Для того, чтобы передаваемые учащимися знания могли активно включаться в процесс личностного развития, выступать своего рода катализатором внутренних процессов, необходимо очень серьезно подходить и к отбору содержания, и к выбору форм работы. При отборе содержания необходимо учитывать не только возрастные потребности, но готовность к усвоению тех или иных заданий и навыков к существующей актуальной проблеме. Просветительское сопровождение может быть организовано в ответ на актуальный запрос школьника или группы учащихся. 4. Коррекционно-развивающая работа. Коррекционно-развивающая работа осуществляется через специально организованную систему мероприятий, которые ориентированы помочь учащемуся в сложном мире профессий, а также соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляют профессии [43]. Трудовой жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только материальные средства существования, но и всестороннее развитие - новые знания, опыт, мастерство, а вместе с тем и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье или, наоборот, при неудачном выборе профессии, делать человека изо дня в день недовольным, хронически мрачным, раздражительным. В настоящее время разработано восемь углов ситуации выбора профессии. 1. Позиция старших членов семьи. Старшие несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь, проявляют заботу. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии. Взрослые могут предоставлять детям значительную свободу выбора. Такая позиция старших требует от детей большой инициативы, самостоятельности и ответственности в обдумывании своего будущего. Взрослые принимают близко к сердцу вопрос о будущем ребенке, но не согласны с его собственными помыслами и категорически предполагают сделать другой выбор. С этим обстоятельством не считаться нельзя, приходиться вести переговоры и идти, возможно, на разумные уступки или проявлять изобретательность в поисках дополнительных доводов в пользу намеченного выбора. Если старшие и дети единодушны в вопросе о выборе профессии и если первые содействуют вторым добрыми советами, то об этом можно только мечтать [9, 34]. 2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в подростковом возрасте крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. 3. Позиция учителя, школьных педагогов. Учитель - это не просто математик, или литератор, но вместе с тем и специалист - человековед. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, педагог все время проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, учащегося и ставит своего рода диагноза относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащихся. И еще одна особенность учителя. Он является олицетворением требований общества к учащимся. Учитель - представитель общества, государства, народа. Он лучше понимает, в каких специальностях нуждается общество. Вот почему очень важно принимать во внимание соображения, мнения педагогов. 4. Личные профессиональные планы. Профессиональный план - не вещь, а представление, образ в голове и многие особенности планов и хода их построения зависят от склада ума и характера, опыта человека. Планы у разных людей различны не только по содержанию и по другим качествам. Они могут смутными и ясными, устойчивыми или изменчивыми, реалистичными и фантастическими. Личные профессиональные планы могут быть детально продуманны, но при всем этом морально несостоятельными. Чтобы построить планы, нужен подходящий строительный материал, а не одна только инициатива. Часть этого материала составляют знания о мире профессий. 5. Способности. Они составляют важное звено будущей профессиональной пригодности. Любые индивидуально - психологические особенности человека, помогающие успеху в какой - либо деятельности, можно считать способностями. Способности, таланты надо рассматривать не только по отношению к учебе, но и ко всем другим видам общественной ценной активности. 6. Уровень притязаний на общественное признание. Устойчивое, свойственно данному человеку представление о том, какого места среди людей он заслуживает. Выбирая профессию и планируя трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний на первую ступень профессиональной подготовки. Самый верный путь самовоспитания реалистического уровня притязаний - включение в жизнь коллектива, постоянное сличение своих успехов и неудач с достижениями товарищей, честное отношение к их успехам. 7. Информированность. Для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях. Информация о мире профессий в целом и информация об отдельных профессиях или группах профессий. 8. Склонности. Есть два способа выбирать профессию. Один - метод “проб и ошибок”, когда ищешь в слепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий - десятки тысяч. Возможен другой путь: изучить, прежде всего, самого себя - свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы - словом все то, что делает каждого человека индивидуальным. Это не просто познавательное побуждение, склонности проявляются в любимыхзанятиях, на которые тратится большая часть времени. Склонности на только проявляются, но и формируются в деятельности [9, c.122]. Различают факторы профессиональной зрелости. Факторы профессиональной зрелости формируются и развиваются у человека не одновременно. Развитие и формирование разными людьми может происходить в любом возрасте и достигать различного уровня. Развитие одного фактора часто влечет за собой развитие еще нескольких. Акцент делается на развитие автономности и работу по самопознанию, поскольку именно они лежат в основе формирования зрелости [29, c.52]. Одним из факторов профессиональной зрелости является автономность.Формирование автономности чаще всего начинается в раннем юношеском возрасте и заканчивается в зрелые годы. Занятия в группе являются эффективным средством повышения уровня развития автономности и формирования: Я - концепции, поскольку именно в группе человек имеет возможность получить концентрированную обратную связь на свои мнения и поступки. В ходе встреч развивается стремление к самопознанию и саморазвитию, а концентрированная и профессионально построенная обратная связь и специально подобранные им темы для обсуждения способствуют формированию образов реального и идеального "Я" и установлению связей между ними. В ходе занятий оказываются задействованы все источники обратной связи (по Петровской Л.А.): восприятие себя через восприятие другими, через результаты собственной деятельности, через наблюдение собственных внутренних состояний, непосредственное восприятие собственного внешнего облика [45, c.21]. Как известно, многие проблемы возникают у людей из - за владеющего ими чувства одиночества, которое особенно присуще молодым людям и подросткам в силу возрастных особенностей. Поэтому, по мнению многих из них, работа в группе - это редкая возможность спокойно, без напряжения общаться, высказаться и быть выслушанным. Осознание того, что человек не одинок и поддержка людьми со сходными проблемами и трудностями повышают ощущение комфортности и уверенности в себе. В кругу себе подобных быстрее усваиваются определенные навыки поведения. Именно поэтому, даже в случае полной пассивности, человек может многое понять и почерпнуть для себя много полезного [15, c.6]. Для того, чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации. Следующий фактор профессиональной зрелости это информированность. При низком уровне самосознания человек не всостоянии воспринимать предлагаемую ему информацию. Поэтому первым условием развития информированности является развитие автономности. Второе условие - полнота представления членов группы об источниках получения информации. Если человек не замыкается на один источник, то у него возникает возможность принять более объективное и обоснованное решение. Часть занятий программы посвящена анализу источников и самой получаемой информации, развитию умений по их поиску. При этом ведущие не берут на себя функцию служить источником информации. Занятия построены так, что в ходе их участники группы понимают, какой информации им не хватает и где ее можно получить. Говоря о профессиональном пути, мы говорим о пути, имеющем определенную протяженность во времени. Соответственно человек, находясь в одной из точек этого пути, является результатом своего развития в прошлом и предполагает определенное развитие в будущем или, говоря другими словами строит планы. Еще одним фактором профессиональной зрелости является план, т.е. умение планировать свою профессиональную жизнь. План - это наметки основных вех, причем вехи эти могут быть разные: временные (например, "к 30 годам встать на ноги", хотя путь к этому не указан); событийные (к примеру, "стать врачом", "окончить вуз" - без четкого указания возраста человека при совершении события). Крайне редко человек планирует одновременно и событие, и время его достижения, хотя бы приблизительно. Для оценки умений по планированию проводится диагностическое интервью, которое бывает единственной методикой для исследования некоторых данных, предоставляющих возможность всматривания во внутренний мир человека и понимания его затруднений [45, c.18]. Чем больше человек заинтересован в принятии решения, тем больше оно соответствует его особенностям и с тем большей эффективностью оно будет претворяться в жизнь. Период принятия решения, как и профессиональный путь всегда связан с эмоциями. Они проявляются в эмоциональном отношении к разным профессиям и профессиональным группам и к необходимости принятия решения о выборе профессии. Одним из важных факторов профессиональной зрелости является эмоциональное отношение или эмоциональная включенность, оказывает на принятие решения большое влияние. Данный фактор включает в себя не только отношение к различным вариантам при выборе, но и отношение к планированию, к тому, что надо принять какое - то решение, отношение к ответственности за решение и планирование, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисс и т.д. Некоторые исследования говорят о том, что негативное отношение к необходимости принять решение, касающееся будущего, может надолго удлинить этот процесс и в результате может быть принято ошибочное решение. Таким образом, эмоциональный компонент профессиональной зрелости проявляется в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентом зрелости личности в целом, который проявляется в положительном эмоциональном настроении, жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач. Предположительно, у старших школьников эмоциональная включенность в выбор являетсяодним из важнейших показателей профессиональной зрелости [45, c.22]. Выбор профессии - это проектирование трудового жизненного пути. При обдумывании будущего трудового пути важно принимать во внимание реальную жизненную ситуацию [44]. Правильный выбор профессии - профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры [23]. Существует примерная схема решения задачи о выборе профессии: 1. Научись правильно выбирать профессию: первый фактор "Хочу" - оцени свои интересы и склонности. Какие профессии тебе нравятся, что ты о них знаешь. второй фактор "Могу" - знаешь ли ты о своих способностях и умениях, знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая профессия к специалисту. третий фактор "Надо" - узнай, требуются ли специалисты выбираемой тобой профессии в настоящем и ближайшем будущем в нашем городе (районе). Как игде можно обучиться по данной специальности. Так как сразу все не умеет делать никто. Нужно, выбирать ограниченную область приложения своих сил. Сделать хороший выбор - это и значит выбрать работу, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может быть доступной и посильной для тебя в будущем, в-третьих, может приносить тебе удовлетворение, радость [9]. Традиционный алгоритм выбора профессии "хочу-могу-надо" может оказывается неработающим. Потому как редко бывают удачные случаи, когда пересечение этих трех областей получается единственно верным [44] Поэтому необходимо перейти к рассмотрению следующих пунктов. 1.Выбрать интересующую тебя сферу деятельности, профессию: "Человек - знаковая система;) "Человек - техника" "Человек - художественный образ" "Человек - природа" "Человек - человек" [10] То, что сейчас человеку не интересно, может стать захватывающе интересным завтра. Жизнь ставит его перед трудно разрешимой задачей, и у него появляется интерес к тем или иным сведениям. Поэтому было бы очень недальновидным считать свои собственные "сегодняшние" интересы меркой для различения "интересных" и "неинтересных" вещей. Нет неинтересных предметов, а есть незаинтересовавшиеся ими люди. Так же обстоит дело и с профессиями. Нет "интересных" и "неинтересных" профессий, а есть люди, интересующиеся или пока не заинтересовавшиеся той или иной профессией [9]. 2. Будь предусмотрителен: убедись, что выбираемая тобой профессии пользуются спросом, и ты сможешь выдержать конкуренцию на рынке труда. 3. Изучи рынок труда: продумай запасные варианты на случай затруднения в реализацииосновного плана ориентируйся на 2-3 профессии, одна из которых рабочая, так как именно рабочие специальности наиболее конкурентны и пользуются спросом на рынке труда получи базовое профессиональное образование, с тем, чтобы выйти на рынок труда, когда уже будешь старше 18 лет используй любую возможность получить дополнительные рабочие навыки: умение работать на компьютере, освоение ремесел на курсах, в кружках. Речь идет не только о твоих делах, успехах на уроке, в школе. При выборе профессии очень важно принимать во внимание также и внеклассные занятия, даже те, которые являются, казалось бы, помехой для учебы. Многое из того, что ты делаешь в школе, дома, в кругу сверстников, содержит в себе "частички" той или иной профессиональной деятельности. Учебные и внеучебные действия можно рассматривать как родственные трудовым, профессиональным. Вот это-то, пусть отдаленное, родство и дает некоторые основания обдумывать выбор будущего дела, "примерять" себя к миру профессий, а не просто следовать случайным соображениям. 4. Максимально проявляй преимущества своего возраста, которые более всего ценят работодатели: готовность обучаться мобильность, гибкость оптимизм целеустремленность интерес к современной технике и новым технологиям здоровье [9, c.143] Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, одних только знаний и рассудительности мало. Нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию разного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о "других", о "чужих" видах деятельности. Намчасто мешают здесь безотчетные чувства, предрассудки и даже любовь к своему делу. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны [32, c.9]. Вывод к главе 1На сегодняшний день изучение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, является необходимой для выбора человеком наиболее подходящей ему профессии. Вопросы профессионального самоопределения интересовали и интересуют по-прежнему отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов. Выбор профессии - задача очень сложная. Прежде чем делать выбор необходимо сначала задуматься над словами "выбор профессии". За краткостью этих слов стоит планирование, обдумывание профессионального жизненного пути. Речь идет о построении правильного проекта профессионального старта. В отечественной педагогике и психологии накоплен немалый опыт в области теории профессионального самоопределения. Это: теоретические основы профконсультации Климова Е.А., теоретические и практические проблемы мотивации выбора профессии Павлютенкова Е.М., виды, методы, содержание профессионального самоопределения в школе Гришпуна С.С., описания педагогических основ профориентационной работы с учащимися и студентами Захарова Н.Н., личностно - ориентированный подход в процессе профессионального самоопределения Маркова А.К., Пряжникова Н.С. Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру: заданные цели; заданный предмет; система средств труда; система профессиональных служебных обязанностей; система прав; производственная среда, предметные и социальные условия труда. Существует классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым, которая состоит из четырех ярусов: типы, классы, отделы и группы профессий. Профессиональное самоопределение обычно связывают с подростковым и юношеским возрастом, поскольку оно является важнейшим новообразованием для данного этапа развития человека. Выбор профессии может оказаться очень трудным для подростка. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения.Профильные классы работают по индивидуальному учебному плану, оно осуществляется за счет углубления изучения дисциплин базисного компонента и включения спецкурсов. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников В курсовой работе приведен отечественный опыт профильного обучения, раскрыты цели, задачи, этапы профильного обучения. В связи с тем, что некоторые старшеклассники не могут определиться с выбором профессии, в курсовой работе подробно описаны методы оказания психологической помощи старшекласснику при выборе профессии. Раскрыты и схематично представлены восемь углов ситуации выбора профессии, примерная схема решения задач о выборе профессии, этапы планирования профессионального пути Ли и Лейбовиц, факторы профессиональной зрелости, а также план для профконсультационной беседы, разработанная Климовым Е.А. Таким образом, при выборе профессии старшеклассникам необходима специальная подготовка, которая была бы ориентирована на индивидуализацию обучения исоциализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Глава II. Эмпирическое исследование старшеклассников, обучающихся в профильных и общеобразовательных классах2.1 Организация и проведение методов исследованияВ основу курсовой работы была положена гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах. Исследование проводилось среди учащихся одиннадцатых классов, обучающихся в общеобразовательном и в профильном классах с физико - математическим и гуманитарным уклоном. В исследовании принимали участие 50 человек. В эмпирическом исследовании были использованы три методики: 1. Карта интересов (модифицированная методика Голомштока Л.Е.). "Карта интересов" представляет собой модифицированный вариант методики, опубликованный А.Е. Голомштоком в сборнике "Профориентационная работа в школе". Модификация произведена сотрудниками ВНИИ профтехобразования. "Карта интересов" предназначена для изучения интересов и склонностей личности в различных сферах деятельности. Нами была использована для изучения и выявления различий интересов и склонностей учащихся общеобразовательных и профильных классов. В данной методике насчитывается 29 сфер деятельности. "Карта интересов" насчитывает 174 вопроса, на каждую сферу деятельности приходится по 6 вопросов. Испытуемым дается опросник, состоящий из 174 вопросов, с вариантами степени своего согласия или не согласия с каждым из них (см. приложение 1). 2. Дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту". Методика, разработанная Климовым Е.А., предназначена для выявления склонностей к тому или иному типу профессии, в соответствии с разработанной им классификацией типов. Климов выделил 5 типов профессии: 1) человек-человек 2) человек-природа 3) человек-техника 4) человек-художественный образ 5) человек-знак Каждому типу соответствует определенные профессии. Испытуемым дается опросник, состоящий из двадцати пар предлагаемых видов деятельности, необходимо выбрать только один вид (см. приложение 2). 3. Анкета оптанта. Анкета используется для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся. Она предназначена для того, чтобы выяснить, определились ли учащиеся общеобразовательных и профильных классов с выбором профессии, учитывали ли они при этом свои способности и интересы. Испытуемым дается анкета, состоящая из 5 вопросов, на которые учащиеся дают ответы в письменном виде. Анализ ответов учащихся дает первичную информацию об их интересах, склонностях, способностях, и о том состоялся ли выбор профессии у учащихся старших классов (см. приложение 3). 2.2 Анализ результатов исследованияНа основании ответов учащихся, определившихся с выбором профессии, было выявлено следующее. 1. По результатам методики "Карта интересов" интересы и склонности учащихся в различных сферах деятельности распределились следующим образом: выбор старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном классе: 20% (5 человек) предпочли рабочие специальности; 24% (6 человека) предпочитают технику и математику; 16% (4 человека) химия, биология по 8% (по 2 человека) медицина, право, физкультура по 4% (по 1 человеку) - педагогика, сценическое искусство, журналистика, общественная деятельность (см. рис.1). рис.1 где, 1 - техника и математика; 2 - рабочие специальности; 3 - химия, биология; 4 - медицина, право, физкультура; 5 – другое выбор старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико-математическим уклоном: 61% (8 человека) предпочитают технику и математику; 23% (3 человек) предпочли рабочие специальности; 8% (1 человека) биология, геология 8% (1 человеку) - пищевая промышленность (см. рис.2) рис.2 где, 1 - техника и математика; 2 - рабочие специальности; 3 - пищевая промышленность; 4 - физкультура и спорт; выбор старшеклассников, обучающихся в профильном классе с гуманитарным уклоном: 33% (4 человека) предпочитают технику и математику; 25% (3 человека) биология, геология 17% (2 человек) предпочли рабочие специальности; 17% (2 человеку) - педагогика 8% (1 человек) - общественная деятельность (см. рис.3) рис.3 где, 1 - техника и математика; 2 - биология, геология; 3 - рабочие специальности; 4 - педагогика; 5 - общественная деятельность Старшеклассники, обучающиеся в общеобразовательном классе, и учащиеся, обучающиеся в профильном физико-математическом классе, в основном, предпочли технику, математику и рабочие специальности, старшеклассники, обучающиеся в гуманитарном классе, выбрали технику и математику, а также биологию и геологию в равной степени. Таким образом, все 3 класса учащихся в основном выбрали математику, физику, инженерию, машиностроение, авиацию, экономику и еще небольшой процент учащихся проявляют интерес к биологии, геологии. Возможно, это связано с тем, что в данной школе работают сильные и требовательные учителя по физике и математике, а у мальчиков, вместо уроков труда, проходит урок автодело, на котором они изучают не только строение и механизм автомашин, но еще и по желанию их направляют в кружок авиамоделирования, где мальчики своими руками конструируют мини-самолеты. А также, в связи с тем, что данный район находится близко к аэропорту, работодатели аэропорта привлекают выпускников школ к дальнейшему поступлению в авиационный университет с тем, чтобы продолжить свой профессиональный путь именно у них, проводят экскурсии в аэропорту. 2. По результатам дифференциально-диагностического опросника "Я предпочту", направленного на определение типа профессий, получились следующие результаты: среди старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном классе: 32% (8 человек) - человек - человек 28% (7 человек) - человек - техника 16% (4 человека) - человек - знаковая система 12% (3 человека) - человек - природа 12% (3 человека) - человек - художественный образ (см. рис.7) рис.7 где, 1 - человек - человек; 2 - человек - техника; 3 - человек - природа; 4 - человек - знаковая система; 5 - человек - художественный образ среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико-математическим уклоном: 54% (7 человек) - человек - техника 23% (3 человек) - человек-человек 15% (2 человека) - человек - природа 8% (1 человека) - человек - художественный образ (рис.8) рис.8 где, 1 - человек - техника; 2 - человек - человек; 3 - человек - природа; 4 - человек - художественный образ среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе с гуманитарным уклоном: 42% (5 человек) - человек-человек 25% (3 человек) - человек - техника 17% (2 человека) - человек - знаковая система 8% (1 человека) - человек - природа 8% (1 человека) - человек - художественный образ (см. рис.9) рис.9 где, 1 - человек - человек; 2 - человек - техника; 3 - человек - знаковая система; 4 - человек - природа; 5 - человек - художественный образ Старшеклассники, обучающиеся в общеобразовательном классе, относятся к самым различным типам профессии, преобладающим является тип профессий человек-человек, но этот процент совсем незначителен. Это можно объяснить тем, что в общеобразовательных классах не делается акцент на какой-то определенный предмет. Предметы преподаются в равной степени, этот класс специально не делили на какой-либо профиль, в данном классе обучаются учащиеся с разными склонностями, способностями и интересами, поэтому по результатам типов профессий, данные учащихся могут различаться. Старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико-математическим уклоном, в основном относятся к типу профессий человек-техника, старшеклассники, обучающиеся в профильном классе с гуманитарным уклоном, в основном относятся к типу человек-человек. Значит, учащиеся профильных классов учатся в тех классах, которые соответствуют их склонностям и способностям. 3. По результатам анкеты получились следующие результаты: среди старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном классе: 48% (12 человек) - определились с выбором профессии (см. рис.10) 52% (13 человек) - хотели бы обучаться в профильном классе 84% (21 человек) - в свободное время смотрят телевизор, гуляют, играют в компьютерные игры рис.10 где, 1 - определились с выбором профессии; 2 - не определились с выбором профессии среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико - математическим уклоном: 62% (8 человек) - определились с выбором профессии (см. рис.11) 62% (8 человек) - довольны тем, что обучаются в профильном классе 84% (11 человек) - в свободное время смотрят телевизор, гуляют, играют в компьютерные игры 53% (7 человек) - нравятся профессии соответствующие их профилю обучения рис.11 где, 1 - определились с выбором профессии; 2 - не определились с выбором профессии среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе с гуманитарном уклоном: 75% (9 человек) - определились с выбором профессии (см. рис.12) 41% (5 человек) - довольны тем, что обучаются в профильном классе 75% (9 человек) - в свободное время смотрят телевизор, гуляют, играют в компьютерные игры 50% (6 человек) - нравятся профессии соответствующие их профилю обучения рис.12 где, 1 - определились с выбором профессии; 2 - не определились с выбором профессии Большее количество старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном классе, не определились с выбором профессии, это они объясняют тем, что у них недостаточно знаний о рынке труда, учащиеся, которые определились с выбором профессии, в основном выбрали престижные профессии. В каждом из профильных классов, большее количество обучающихся, определились с выбором профессии и объясняют они тем, что данная программа позволяет изучить свои склонности и интересы, и, учитывая их можно выбрать подходящие профессии, а также более углубленно изучать предметы, соответствующие их способностям. При этом половина учащихся общеобразовательного класса хотели бы обучаться в профильных классах для того, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Учащиеся, обучающиеся в профильном физико-математическом классе довольны тем, что обучаются в профильном классе. Большее количество старшеклассников, обучающихся в гуманитарном классе не довольны тем, что обучаются в данном профильном классе, т.к. по их мнению, у них есть ненужные предметы, такие как мировая художественная литература, много часов по родным языкам, чего нет в профильном физико-математическом и общеобразовательном классе. Старшеклассники, обучающиеся в профильном гуманитарном классе, желают, чтобы их учебный план был пересмотрен. Почти все учащиеся в свободное время предпочитают играть в компьютерные игры, гулять и смотреть телевизор и совсем небольшой процент в свободное время предпочитает дополнительно заниматься по нужным для них предметам. По результатам исследования, можно сделать вывод, что учащиеся обучающиеся в профильных классах выбирают профессии связанные с их профилем т.е. учащиеся обучающиеся в физико-математическом классе выбирают такие профессии как инженер, экономист, бухгалтер, старшеклассники обучающиеся в гуманитарном классе выбирают такие профессии как врач, переводчик, юрист и т.д. У многих учащихся совпадают результаты, полученные по проведенным методикам, с их желанием получить определенную профессию. Эти учащиеся знают свои склонности и способности, и учитывают их при выборе профессии. Многие учащиеся, обучающиеся в общеобразовательном классе, выбирают профессии не учитывая свои способности и склонности, при выборе будущей профессии ориентируются на высокую оплату и престижность профессии, их желания расходятся с их возможностями. По результатам анкеты проводился расчет критерия φ* - угловое преобразование Фишера. Нас интересует различаются ли классы по выбору профессии. среди старшеклассников, обучающихся в общеобразовательных классах: 48% (12 человек) - определились с выбором профессии 52% (13 человек) - не определились с выбором профессии среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико - математическим уклоном: 62% (8 человек) - определились с выбором профессии 38% (5 человек) - не определились с выбором профессии среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе с гуманитарном уклоном: 75% (9 человек) - определились с выбором профессии 25% (3 человека) - не определились с выбором профессии Таким образом, в профильных классах из 25 человек 17 человек определились с выбором профессии, 8 еще не определились, а в общеобразовательном классе из 25 человек определились с выбором 12 человек, 13 еще не определились. В первом случае процентная доля определившихся с выбором профессии составляет (17·100%): 25= 68%, а во втором (12·100%): 25=48%. Нам необходимо выяснить достоверно ли различаются эти процентные доли. В основу исследования были положены гипотезы: Но: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, не возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах H1: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, возникают трудности при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах Теперь построим таблицу, которая фактически представляет собой таблицу эмпирических частот по двум значениям признак: "определились с выбором профессии" - "не определились с выбором профессии". Табл.4. Таблица для расчета критерия при сопоставления двух групп испытуемых по процентной доле определившихся с выбором профессии.
В таблице, сверху размещаются столбцы, "определились с выбором профессии" "и не определились с выбором профессии", а слева "1 группа" и "2 группа", где, 1 группа - старшеклассники обучающиеся в профильных классах, а 2 группа - старшеклассники обучающиеся в общеобразовательных классах. Участвуют в сопоставлениях, собственно, только ячейки А и В, то есть процентные доли по столбцу "определились с выбором профессии". По табл. XII. Приложения 1 определяем величины φ, соответствующие процентным долям в каждой из групп. φ1 (68%) =1,939, φ1 (48%) = 1,531 Теперь подсчитаем эмпирическое значение φ* по формуле: φ* = (φ1 - φ2) · √ (n1· n2): (n1+ n2) где φ1 - угол, соответствующий большей % доле; φ2 - угол, соответствующий меньшей % доле; n1 - количество наблюдений в выборке 1; n2 - количество наблюдений в выборке 2; В данном случае: φ*эмп. = (1, 939 - 1,531) · √ (25·25): (25+25) = 0,408·√12,5=0,408·3,5=1,428 По табл. XIIIПриложения 1 определяем, какому уровню значимости соответствует φ*эмп.=1,428: p=0,07 Можно установить и критические значения φ*, соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости: 1,64 (p ≤ 0,05) φ* кр.= 2,31 (p ≤ 0,01) φ*эмп. = 1,42 φэмп. < φкр. Построим "ось значимости". φ*0,03 φ*0,01 … φ*эмп ? Зона значимости Зона незначимости 1,42 1,64 2,31 Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Ответ: Но принимается. У старшеклассников, обучающихся в профильных классах, не возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах. Таким образом гипотеза подтверждается. По результатам математической обработки получилось, что доля лиц, определившихся с выбором профессии в общеобразовательных классах не больше, чем в профильных классах. Т.о. гипотеза нашей курсовой работы, у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательных классах, подтвердилась. Вывод к главе 2В основу курсовой работы была положена гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах. По результатам исследования старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном и профильных классах с физико-математическим и гуманитарным уклоном, получились следующие результаты. Все 3 класса учащихся в основном предпочитают такие предметы и сферы, как математика, физика, инженерия, машиностроение, авиация, экономика, и еще небольшой процент учащихся проявляют интерес к биологии и геологии. Почти все учащиеся в свободное время предпочитают играть в компьютерные игры, гулять и смотреть телевизор и совсем небольшой процент в свободное время предпочитает дополнительно заниматься по нужным для них предметам. Большинство старшеклассников, обучающихся в общеобразовательном классе, относятся к самым различным типам профессии. При этом половина учащихся общеобразовательного класса хотели бы обучаться в профильных классах для того, чтобы углубленно изучать только те предметы, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Многие учащиеся, обучающиеся в общеобразовательном классе, выбирают профессии, не учитывая свои способности и склонности, при выборе будущей профессии ориентируются на престижность профессии, их желания расходятся с их возможностями. Среди учащихся старших классов, обучающихся в профильном физико - математическом классе, большинство относятся к типу профессий человек-техника, эти учащиеся, довольны тем, что обучаются в профильном классе. И по результатам учащихся, обучающихся в профильном гуманитарном классе, большее количество учащихся относятся к типу человек-человек. Большее количество этих старшеклассников не довольны тем, что обучаются в данном профильном классе, желают, чтобы их учебный план был пересмотрен. Учащиеся, обучающиеся в профильных классах выбирают профессии связанные с их профилем. Эти учащиеся знают свои склонности и способности, и учитывают их при выборе профессии. У многих учащихся совпадают результаты, полученные по проведенным методикам, с их желанием получить определенную профессию. На основе результатов исследования выявилось, что большинство старшеклассников, обучающихся в профильных классах, определились с выбором будущей профессии, а большинство учащихся общеобразовательного класса еще не сделали свой выбор. Также была определена корреляция многофункциональным критерием Фишера, получилось значение 0,07. По этому результату мы можем говорить, что гипотеза подтвердилась: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательных классах. ЗаключениеВ нашей курсовой работе, посвященной особенностям профессионального самоопределения в классах с профильным обучением, были рассмотрены понятия самоопределения, профессиональное самоопределение, профессия, и профильная подготовка. Изложены и раскрыты темы, касающиеся различных областей профориентологии и профильного обучения. Изложение материала сосредоточено на общих вопросах профессионального самоопределения, профильного обучения, и методах оказания психологической помощи при выборе профессии. В частности, были представлены определения профессионального самоопределения Климова Е.А., Ананьева Б.Г., Рубинштейна С.Л., Божович Л.И. Также были рассмотрены определения с точки зрения педагогических позиций. Выделены структура профессиональной деятельности, классификации, состоящая из четырех ярусов - типы, классы, отделы, группы профессий, принципы профессиональной деятельности. Приведен отечественный опыт профильного обучения, выделены цель, главные задачи профильного обучения, этапы профориентационной работы. Рассмотрены возможные направления профилизации и структуры профилией. Подробно описаны методы оказания психологической помощи старшекласснику при выборе профессии. Рассмотрены восемь углов ситуации выбора профессии, примерная схема решения задач о выборе профессии, этапы планирования профессионального пути Ли и Лейбовиц, факторы профессиональной зрелости, а также план для профконсультационной беседы, разработанная Климовым Е.А. Нами была положена гипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательных классах. В данной работе были использованы 3 методики: "Карта интересов" (модифицированная методика Голомштока Л. Е.), дифференциально-диагностический опросник "Я предпочту", анкета оптанта. Сопоставив полученные результаты и определив корреляцию многофункциональным критерием Фишера, получилось значение 0,07. Это говорит о том, что наша гипотеза подтвердилась. У старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательных классах. Список литературы1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М., 2001. 2. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Дидактические основы конструирования профильной школы. - Москва., 2006. 3. Жафяров А.Ж., Ким А.М. Концепция и учебные планы профильного обучения в 11-летней (12-летней) школе. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. 4.3еер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997. 5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - Спб: Издательство "Питер", 2000.: ил. - (Серия "Мастера психологии"). 6. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. 7. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебное пособие/ Е.А. Климов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. 9. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1984. 10. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЕК", 2002. 11. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики - М., 1992. 12. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. - М., 1989. 13. Ломов Б.Ф. Человек и техника. - Л., 1963. 14. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 2000. 15. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ "Перспектива", 2002. 16. Мир профессий. Человек - художественный образ / Сост.А.И. Смирнов - М., 1998. 17. Миронова Т.Л. Самосознание профессионала. - Улан - Удэ, 1999. 18. Мир профессий. Человек - природа / Сост. С.Н. Левиева. - М., 1995. 19. Орлов А.Б. Склонность и профессия. - М., 1998. 20. Пан СМ. Профильное обучение: проблемы формирования содержания и организация учебной деятельности. - Курган, 2007. 21. "Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения" / Под ред. канд. пед. наук В.А. Полякова; М.: Просвещение, 2001. 22. "Профессиональная ориентация молодежи"/ А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньшиков и др. - М.: Высшая школа, 2000. -С.112. 23. Прихожан A.M. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994. 24. Пряжников Н.С. Комплект из четырех методических пособий "Методы активизации профессионального и личностного самоопределения". Методическое пособие - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. 25. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Воронеж, 1996. 26. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Издательский центр "Академия", 2003. 27. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М, 1998. 28. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. - М., 2002. 29. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. Дубровиной И.В. - Екатеринбург, 1998. 30. Румянцев А.И. Профильная правовая школа как фактор формирования образовательной среды. www.airlex2007@yandex.ru 31. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М: Ассоцияция авторов и издателей ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС. 1999. 32. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху, ООО "Феникс", 2000. 33. Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность. - М, 2002. 34. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО "Речь", 2007. 35. Степанов А.Н. Бендюков М.А. Азбука профориентации - Санкт - Петербург, 1995. 36. Соловьева Ю.Н. Актуальность проблемы профильного обучения // Дополнительное образование и воспитание/ Туризм: наука и образование - 2007. - № 1. 37. Соловьева Юлия Николаевна Методические рекомендации по профессиональному самоопределению учащихся профильных туристских классов. - М.: РМАТ, 2006. 38. Таранова М.В. Технология повышения эффективности обучения, ориентированной на формирование учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов. http://festival.1september.ru/2004_2005/index. 39. Ускова Н.П. Проектирование и организация профориентационного пространства в средней школе // Научный журнал "Аспирантский вестник РГУ имени С.А. Есенина, 2006. №7. 40. Ускова Н.П. Профориентационная работа с учащимися в условиях профилизации школы // Объединенный научный журнал. - №25. - Москва. - 2006. 41. Ускова Н.П. Исторические аспекты профильной дифференциации в школах России // "Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы международной научной конференции - Рязань. РГУ имени С.А. Есенина-2007. 42. Ускова Н.П. Предпрофильная подготовка в системе профилизации школы // Мир образования - образование в мире. - 2007, № 2. 43. Цукерман Г.А. Мастеров Б. М.Психология саморазвития - Москва, 1998.9 Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. 44. Чистякова С. Н.Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи - Москва, 1998. 45. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001. 46. Чистякова С. Н.Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи - Москва, 2000. 47. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1990. 48. Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопр. психологии. - М., 1998. 49. Энциклопедический справочник: 2000 профессий - Минск, 2000г. 50. Энциклопедия профессионального образования в трех томах. Научн. Ред. С.Я. Батышев. - М., 1998. |