Курсовая работа: Современные информационные системы управления государством
Название: Современные информационные системы управления государством Раздел: Рефераты по информатике, программированию Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ К.Д.ГЛИНКИ» Кафедра информационного обеспечения и моделирования агроэкономических систем Курсовой проект на тему: «Современные информационные системы управления государством» Выполнил: студентка Э-3-3 Тарлыков В.В. Руководитель: к.э.н., доцент Толстых А.А. Воронеж 2010 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1.Современные информационные системы управления государством. 6 1.1Понятие, классификация и этапы развития информационных систем. 6 1.2Значение систем управления государством. 8 1.3"Электронная Россия". 13 2.Проектирование информационной системы по планированию себестоимости растениеводческой продукции. 17 2.1Пояснительная записка. 17 2.2Формы входных, промежуточных и выходных документов. 18 2.3Информационно – логическая модель АИС.. 42 2.4Алгоритм функционирования информационной системы.. 44 2.5Потенциальный экономический эффект. 54 2.6Инструкция для пользователя. 56 Выводы и предложения. 60 Список используемой литературы: 47 Приложения. 63 ВведениеБурное развитие современных средств обработки данных, компьютерных телекоммуникаций, современных систем управления государством, огромное число научных задач, решение которых принципиально невозможно без ЭВМ, делают компьютер реальным фактором политики развитых государств. Информацию рассматривают как главный ресурс развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения эффективности работы людей. Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности. Основная задача информационных технологий управления - это в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить информацию нового качества, вырабатывающую управленческие решения. Без информации немыслимо и государство, основной задачей которого является управление, регулирование и контроль за процессами, происходящими в обществе. Успешное решение этой задачи немыслимо без эффективного и своевременного обмена информацией на всех уровнях государственной машины. А для этого крайне необходимы информационные системы управления, использующие все современные достижения компьютерной индустрии. Принимать обоснованные решения должен уметь и современный экономист. Для этого наряду с традиционными знаниями, такими как основы менеджмента, внешнеэкономической деятельности, банковское дело, административное управление, налогообложение и финансы он должен обладать навыками по использованию информационных систем. Актуальность работы заключается во всевозрастающем интересе государственных органов в исследовании концептуальных приёмов информационных технологий способных повысить эффективность государственного управления, конкурентоспособность экономики и степень развития общества. В рамках курсовой работы будет рассмотрена сущность и этапы развития информационных систем, а также определение значения информатизации общества и систем управления современной Россией. Целью является изучение необходимости совершенствования информационных систем управления государством на современном этапе развития. Основными задачами являются: 1) Изучить теоретические основы разработки автоматизированных информационных систем; 2) Изучить вопросы использования современных информационных технологий в образовании; 3) Разработать пояснительную записку 4) Спроектировать формы входных, промежуточных и выходных документов; 5) разработать алгоритм функционирования системы; 6) построить информационно-логическую модель; 7) разработать информацию пользователя. При написании проекта были использованы следующие методы: монографический, математического моделирования, анализ данных, расчётно-графический Объектом исследования является - информационная система по планированию себестоимости продукции растениеводства. Курсовой проект был выполнен на компьютере Intel(R) Core(TM)2 QuadCPU 2,50GHz; 4ГБ ОЗУ. Так же использовались принтер HP LaserJet P1566, флеш-карта Transcend. Используемые программные средства: - Windows 7 (Ultimate) - MS Word 2007 - MS Excel 2007 - MS PowerPoint2007. 1. Современные информационные системы управления государством 1.1 Понятие, классификация и этапы развития информационных системНаступает время, когда информация становится ресурсом аналогичным, материальным и энергетическим, трудовым и денежным, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его использование? [11] Информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Термин информация происходит от латинского information - разъяснение, осведомление, изложение. Информация есть отражение реального мира с помощью сообщений - формы представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков и таблиц. Сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации в интересах пользователя, необходимой в процессе принятия решений задач обеспечивают информационные системы (ИС). По техническому уровню вычислительных средств ИС делят: - Ручные ИС - характеризуются малыми объёмами информации, ручной обработкой информации, которая заключается лишь в поиске нужной информации. - Механизированные ИС - характеризуются использованием различных средств механизации при обработке и поиске информации. - Автоматизированные информационные системы (АИС) - действуют на основе ЭВМ и других технических средств, предполагают автоматизацию целого ряда информационных процедур. - Автоматические ИС - системы, которые подразумевают полную автоматизацию информационных процедур, а информационный процесс не требует участия в нём человека. [4] Процесс развития информационных систем делят на этапы: 1-й этап (50-х гг.). ИС используются для обработки счетов и расчета зарплаты на электромеханических бухгалтерских машинах, что приводило к сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. 2-й этап (60-е гг.). Информация из ИС, применяется для периодической отчетности. Используется компьютерное оборудование широкого назначения. 3-й этап (в 70-х - начале 80-х). Компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя. ИС широко используются в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. 4-й этап (к концу 80-х гг.). ИС используются на всех уровнях организации любого профиля. ИС помогают организациям достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и т.д. 5-й этап (с начала 90-х гг.). Создание современной технологии меж организационных связей и ИС. [4] Создание и использование ИС для любой организации нацелены на решение следующих задач. 1. Функциональное назначение ИС должно соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в государственном предприятии - решение социальных и экономических задач; 2. ИС должна контролироваться людьми, ими пониматься и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами; 3. Производить достоверную, надежную, своевременную и систематизированную информацию. 1.2 Значение систем управления государствомЧеловек по своей природе политичен. Это такое же его неотъемлемое природное качество, как и социальность. В сложной натуре человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы подчиниться. Эта сила нравственного тяготения, потребность воздействия одной души на другую соединяет людей в общество. Она заставляет в среде людской искать другого человека, кого следует слушаться и кем руководствоваться. Таким образом, феномен власти является неизбежным. [4] Объективные причины интереса к проблеме государственного управления – это глобальные изменения в мире, управление которыми требует новых инструментов власти. Сегодня все страны мира изобретают и испытывают новые научные конструкции власти. Россия же катастрофически отстает в исследованиях, проектировании и внедрении современных систем управления государством и обществом. Однако, только совершенство системы власти в обеспечат стране достойное место в ряду процветающих государств мира. Сегодня обретают власть те, кто созидают новые инструменты управления обществом в новых условиях. Но для этого требуются открытия в науке. Процессы управления имеют место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определённых результатов. Управление можно определить как комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, их усовершенствования и развития. [4] Управление осуществляется по общим законам во всех сложных динамичных системах (социальных, психологических, биологических, технических, экономических, административных и др.) и основано на получении, обработке и передаче информации. Анализируя структуру социальной системы управления, необходимо выделить следующие основные компоненты: субъект управления, объект управления, цель управления, управленческие взаимоотношения, функции управления, механизм управления и др. [4] Субъект управления – это структурно обозначенные объединения людей и руководители на персональном уровне, наделённые управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность. Объект управления – это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления. Целью такого воздействия является направление объекта по определённому пути развития, придание ему состояния организованности, сответствования определённым требованиям. Субъект и объект управления осуществляют целенаправленную деятельность, которая складывается из четырёх основных этапов (блоков) переработки информации: [11] 1. сбор и оценка информации; 2. постановка цели, принятие и разработка программ действия. На этой стадии формируется опережающее представление цели – образ желаемого результата; 3. практическое действие по достижению цели, решению конкретных задач; 4. контроль исполнения и оценка результатов. Сравнение полученных результатов с поставленными целями. Если полученный результат совпадает с представлением цели, то цель признаётся достигнутой. [11] Таким образом, систем образующим фактором, обеспечивающим целостное функционирование, сохранение и развитие общества, организаций является управленческая деятельность. В истории человечества систематически повторяются циклы, когда общество оказывается в тупике: устаревает технология, организация производства, истощаются доступные природные ресурсы и среди людей накапливаются противоречия – власть перестает оправдывать свое назначение. Причина – катастрофическое отставание проектов власти от проектов техносферного развития, которые вышли из под контроля государственных и общественных структур. Это проблемы терроризма, наркобизнеса, сексиндустрии, теневой экономики, коррупции и т.п. – это индикаторы «психопатологии власти», для чего требуются научные открытия. В связи с этим все развитые страны мира сегодня поспешно изобретают новые инструменты управления обществом.[8] ИС благотворны для государственных учреждений, они воплощают в жизнь долгосрочные проекты в области обороны (Создание тактической командно-управляющей системы армии США (ArmyTacticalCommandandControlSystem) позволяет военному руководству постоянно контролировать район боевых действий, расположение войск, собирать и анализировать информацию, получаемую от радаров и спутников, осуществлять поддержку боевых действий и руководить системой ПВО), здравоохранения, образования и информатизации, транспорта (Оборудование ИТ-компаний используется в национальных системах контроля и управления воздушным сообщением, системах наведения при посадке, системах управления связью, глобальных спутниковых системах наведения), правоохранительной деятельности (Британская Национальная система автоматического распознавания отпечатков пальцев (NAFIS) круглосуточно и ежедневно предоставляет услуги по идентификации дактилоскопических рисунков для 43 полицейских департаментов, расположенных по всей стране), налогов, контроля за окружающей средой (Информационное хранилище Центра Климатических Исследований США содержит данные о погоде за последние 140 лет, поставляющее необходимую информацию для Службы предсказания погоды США) и т.д. [11] Надо признать, что Российская Федерация не остаётся на обочине процессов, которые происходят во всём мире и поэтому в нашем государстве уже не мало сделано в направлении развития информационных систем. В России создан целый ряд государственных организаций с целью совершенствования технологий в области информатики. Вот некоторые из них: Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим политику и осуществляющее управление в области связи и информатизации, включая развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий. Проведение Федеральной целевой программы "Электронная Россия"[15]. Государственная комиссия России по информатизации. Деятельность комиссии включает в себя разработку предложений по основным направлениям и приоритетам развития и совершенствования средств и систем информатизации в РФ, повышение их качества, доступности и информационной безопасности, а также координация работ по нормативно-правовому обеспечению сферы информатизации, рассмотрение и подготовка заключений по проектам концепций развития и государственным программам в сфере информатизации [15]. Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации. Осуществляет проведение единой технической политики и координацию работ в области защиты информации, возглавляет Государственную систему защиты информации от технических разведок, несет ответственность за обеспечение защиты информации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам на территории РФ, осуществляет контроль эффективности принимаемых мер защиты. Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. ФАПСИ является федеральным органом исполнительной власти и предназначено для решения обеспечения функционирования, развития и информационной безопасности технологической основы системы управления государством в мирное и военное время; противодействие, в пределах своей компетенции, угрозам безопасности России в информационной сфере [15]. Специалисты ФАПСИ совместно с различными организациями ведут постоянную работу по созданию и внедрению защищенной техноло-гической основы управления страной в интересах органов государственной власти. Также руководством ФАПСИ уделяется большое внимание к работам по обеспечению безопасности информации в кредитно-финансовой сфере [15]. Конечно же, информационные технологии (ИТ) сегодня остаются в центре внимания структур государственной власти. Однако, существует мнение, что интерес к использованию современных технологий в системе управления государством до сих пор остается скорее показным. «Глядите, мол, какие мы передовые, как стремимся сделать свою деятельность прозрачной и эффективной», — как бы заявляют чиновники, рассуждая о необходимости существенных вложений в информатизацию госструктур и ведомств. Реально же ситуация с использованием ИТ на госслужбе выглядит более чем печально[15]. Оказалось, что практически все средства группируются вокруг закупок техники (72,7%) и установки локальных сетей (18,1%), в то время как расходы на приобретение ПО составляют менее 10—15% от потребности. Госструктуры, не приобретая и не разрабатывая необходимые приложения, фактически не используют имеющуюся компьютерную технику. Недостаточна подготовка сотрудников для эффективного использования компьютерной техники, очень вяло идет процесс подключения к Интернету бюджетных организаций по стране. Государство очевидно теряет часть доходов из-за непрофессионализма специалистов и отсутствия поддержки международных стандартов [15]. 1.3 "Электронная Россия"Более десяти лет идет активная работа по информатизации органов государственной власти. Работа госучреждений и предприятий станет быстрее и эффективней благодаря федеральной целевой программе "Электронная Россия на 2002-2010 гг. Идея "Электронной России" (E-Russia) возникла в начале 2000 г., когда Министерство экономического развития и торговли РФ работало над стратегическим планом развития страны до 2010 г. Координатором программы назначили Министерство РФ по связи и информатизации. Целью «Электронной России» является построение электронного государства и формирование в России информационного общества 21 века, становлений технологий на службу государству и гражданам, размещение новых информационных отношений в правовом поле. ФЦП «Электронная Россия» состоит из нескольких компонент: 1. Электронное государственное управление, которое непосредственно связано с мероприятиями административной реформы. 2. Информатизация в социальной политике: развитие телемедицины, удаленного образования, электронных библиотек и т.д. 3. Правовое регулирование общественных отношенийв связи с оборотом информации. ФЦП «Электронная Россия» реализуется уже в течение трех лет. Финансирование Программы с 2002 года увеличилось почти в 5 раз и в 2005 году составила 2.2 млрд. руб. при совокупном финансировании информатизации России более 50 млрд. руб. «Электронная Россия» - это «штаб информатизации всей страны» [1]. В результате реализации программы будут подключены к Интернету больше половины школ и все российские вузы (к 2010 г. в учебных заведениях на четырех учащихся будет приходиться один компьютер), внедрены системы телемедицины, созданы электронные библиотеки и образовательные программы, призванные повысить уровень компьютерной грамотности граждан России. Центры доступа в Интернет появятся в каждом населенном пункте (превышающим 10 тыс. чел.). [1]. Выполнение заложенных в программе мер позволит не только повысить эффективность государственного управления, конкурентоспособность экономики и степень развития общества, но также поможет сделать Россию одной из ведущих информационных держав мира. Большое внимание в программе уделено информатизации государственного управления. Концепция "Электронного правительства" предполагает кардинально изменить принцип взаимоотношений государства с гражданами и бизнесом. Предполагается значительно расширить объем информации, которую государственный органы будут обязаны предоставлять гражданам, в том числе и через Интернет. В частности, в обязательном порядке планируется публиковать в Интернете проекты законов и постановлений правительства, информацию о формировании и исполнении бюджетов, отчеты о результатах работы госпредприятий и даже итоги проверок, проводимых Счетной палатой и другими контрольными органами. В программе сделан акцент на повсеместном внедрении в государственных органах систем электронного документооборота. Планируется внедрить систему дистанционной подачи документов в Министерство по налогам и сборам, в Госкомстат, в Министерство по антимонопольной политике и в таможенные органы. [1]. Программа планирует мероприятия, направленные на продвижение российских компаний на мировых рынках, создание России имиджа страны, специализирующейся на производстве интеллектуальных продуктов. 2005-2010 гг. ознаменуются массовым распространением информационных технологий в реальном секторе экономики. [15]. С организационной точки зрения, проекты ФЦП «Электронная Россия» - это мероприятия по финансированию реформы отношенийв области информационного взаимодействия между государством и обществом. Сегодня информационные технологии оказывают влияние не только на обработку данных, но и на способ выполнения работы людьми, на продукцию, характер конкуренции. Информация во многом становится ключевым ресурсом, а информационная обработка – делом стратегической важности. Информационные системы используются организациями в разных целях. Они повышают производительность труда, помогая выполнять работу лучше, быстрее и качественнее, функциональную эффективность, помогая принимать наилучшие решения. Информационные системы повышают качество услуг, предоставляемых заказчикам и клиентам, помогают создавать и улучшать продукцию. Они позволяют закрепить клиентов и отдалить конкурентов. [1]. Совершенствование информационных систем управления государством - серьезная задача для России. Большинство технических решений, приемлемых в других государствах, совершенно неприемлемо для нас, прежде всего из-за большого количества часовых поясов и огромных расстояний между территориями с освоенной инфраструктурой телекоммуникаций. Сегодня наиболее удачным в этом смысле является спутниковое решение проблемы, для обеспечения нормальной связи на всей территории России. [15]. Как мы видим, чем сложнее и многограннее становится жизнь современного человека в связи с развитием производства, науки и техники, формированием новых правовых структур, демократизацией общества, тем более сложными по содержанию, объёму и методам становятся процессы управления. Если в российской экономике не произойдет ничего радикального, то в недалеком будущем российские предприятия начнут выходить на международный рынок и конкурировать с зарубежными. И вот тогда им потребуется совершенно иная информационная инфраструктура, и в конкурентной рыночной борьбе одержат победу те, кто лучше к ней подготовлен. 2. Проектирование информационной системы по планированию себестоимости растениеводческой продукции 2.1 Пояснительная запискаИспользуя методику расчета, исходя из технологий, нормативов производства, стоимости ресурсов и услуг, необходимо разработать и реализовать в табличном процессоре MSExcel автоматизированную информационную систему по планированию себестоимости производства растениеводческой продукции. Вся исходная и нормативная информация представлена в справочниках 1-7 и таблицах 1-4. На основании справочников необходимо спроектировать и заполнить входные формы с постоянной и условно-постоянной информацией. На основании исходных данных таблиц 1-4 спроектировать и рассчитать промежуточно-входные формы (п.-в.ф.): «Площадь, урожайность и объемы производства основной и побочной продукции» (п.-в.ф.1); «Нормы внесения, потребность и стоимость удобрений» (п.-в.ф.2); «Нормы высева, потребность и стоимость семян» (п.-в.ф.3); «Нормы внесения, потребность и стоимость протравителей семян» (п.-в.ф.4); «Нормы внесения, потребность и стоимость СЗР» (п.-в.ф.5); «Технологические карты сельскохозяйственных культур» (п.-в.ф.6). Используя таблицу « Технологические карты сельскохозяйственных культур», создать промежуточные формы (пром.ф.) - сводные таблицы: «Потребность в технике по декадам в разрезе марок тракторов, комбайнов и самоходных машин» (пром.ф.1); «Потребность в технике по декадам в разрезе сельскохозяйственных машин и орудий» (пром.ф.2); «Свод затрат по основной и побочной продукции» (пром.ф.3); «Затраты на выполнение работ по месяцам в разрезе статей на всю продукцию» (пром.ф.4). Будут представлены следующие выходные формы (вых.ф.): «Калькуляция себестоимости, структура затрат и эффективность производства» (вых.ф.1); «Сравнительная оценка затрат и эффективности производства сельхозпродукции» (вых.ф.2); «Гистограмма себестоимости основной и побочной продукции» (вых.ф.3); «График эффективности производства» (вых.ф.4); «Структура затрат по культурам, %» (вых.ф.5); «Гистограмма структуры затрат» (вых.ф.6); «Затраты на 1 га посева по культурам» (вых.ф.7); «Помесячная потребность в денежных средствах» (вых.ф.8); «Помесячный график расходов» (вых.ф.9). 2.2 Формы входных, промежуточных и выходных документовК входным документам данной информационной системы относятся справочники, содержащие постоянную (нормативную) и условно-постоянную (производственное задание) информацию, а также таблицы 1-4. Справочник 1 имеет следующие размеры и структуру: Справочник 1. Справочник культур
Данная таблица должна содержать 2 столбца. В первом столбце представлены коды сельскохозяйственных культур, формат данных которых – целое число максимальной длиной 2 знака. Во втором столбце содержатся названия сельскохозяйственных культур, имеющие текстовый формат длиной до 33 символов. Справочник 2. Тарифная сетка
Данная таблица должна содержать 3 столбца. Первый столбец отражает тарифный разряд работников, формат данных – целое число максимальной длиной 1 знак. Второй и третий столбцы содержат данные о ставках тарифного разряда механизаторов и прочих работников, представленные в виде вещественных числовых значений (два знака в целой части и два знака в дробной). Следующая таблица должна содержать два столбца. В первом столбце содержаться показатели премий, доплат и отчислений. Второй столбец характеризует размер доплат, размер премий от зарплаты и ставки единого социального налога, имеющий процентный формат. Справочник 3. Размер премий, доплат и отчислений
В следующей таблице содержится 3 столбца. В первом столбце представлены названия оборотных средств, имеющие текстовый формат длиной до 58 символов. Второй столбец отражает единицы измерения оборотных средств, имеющие текстовый формат длиной до 11-ти символов. Третий столбец содержит информацию о стоимости оборотных средств. Для отображения этого показателя используются вещественные значения по формату: 4 знака в целой части, 2 знака в дробной. Справочник 4. Стоимость оборотных средств (без НДС)
Справочник 5. Прочие нормативы
Данная таблица должна содержать 3 столбца. Первый столбец содержит показатели. Во втором столбце приведены единицы измерения рассмотренных показателей. Третий столбец содержит нормативы использования показателей. Формат данных - вещественные числовые значения (2 знака в целой части, 3 - в дробной). Следующая таблица должна содержать 4 столбца. В первом столбце приведены данные о марках трактора, комбайнов и самоходных машин, а также сельскохозяйственных машин и орудий. Он имеет текстовый формат максимальной длиной до 10-ти символов. Второй столбец указывает на признак распределения, имеющий текстовый формат максимальной длиной до 9-ти символов. В третьем столбце содержатся соответственно нормы амортизации в расчете на единицу работ, имеющие вещественные числовые значения (4 знака в целой части, 2-в дробной). Четвертый столбец содержит соответственно затраты на ремонт на единицу работ и имеет вещественные числовые значения (3 знака в целой части, 2-в дробной). Справочник 6. Амортизация и затраты на ремонт
В следующей таблице 17 столбцов. В первом столбце содержаться данные о кодах работ, имеющие значения по формату: целое число длиной 4 знака. Второй столбец содержит наименование работ и качественные показатели, имеющие текстовый формат длиной до 50-ти символов. В третьем столбце указаны единицы измерения, имеющие текстовый формат длиной до 4-х символов. Четвертый столбец. содержит информацию о признаке отнесения затрат на продукцию. Формат данных - текстовый максимальной длиной до 8 символов. В пятом столбце содержатся данные о признаке объёма работ, имеющие текстовый формат максимальной длиной до 15- символов. В шестом столбце указаны марки тракторов, имеющих текстовый формат длиной до 8 символов. Седьмой столбец содержит информацию о марке сельхозмашин и орудий, формат данных - текстовый длиной до 9-ти символов. Восьмой столбец содержит данные о количестве СХМ в агрегате. Формат данных - целое число максимальной длиной 2 знака. В девятом столбце указано количество трактористов-машинистов, а в десятом – количество других работников, имеющих формат данных - целое число длиной 1 знак. В одиннадцатом столбце представлены данные тарифные разряды трактористов-машинистов, в двенадцатом - тарифные разряды других работников, имеющие формат данных целое число длиной 1 знак. Тринадцатый столбец содержит информацию о сменной норме выработке. Формат данных – вещественные числовые значения (2 знака в целой части, 1- в дробной). Четырнадцатый столбец содержит информацию о расходе ГСМ на единицу работы. Формат данных - вещественные числовые значения: 2 знака в целой части, 2- в дробной. В пятнадцатом столбце - затраты кВт.ч на 1 т, имеющие вещественный числовой формат данных- 1 знак в целой части, 2 знака в дробной. В шестнадцатом столбце приведены значения повышенной оплаты на уборке в процентах. Для отображения этого показателя используются вещественные значения 4 знака. В семнадцатом столбце указаны данные о доплате за качество в процентах. Используются вещественные значения 3 знака. Справочник 7. Справочник работ
Справочник 7 (продолжение)
Промежуточно-входная форма 1. Площадь, урожайность и объемы производства основной и побочной продукции
Данная таблица должна содержать 7 столбцов. В первом столбце содержатся коды сельскохозяйственных культур, имеющие целочисленный формат длиной до 2 знаков. Во втором столбце представлены наименования сельскохозяйственных культур (текстовый формат длиной до 40 символов). Третий столбец отражает размеры посевных площадей в разрезе сельскохозяйственных культур, формат данных - целое число максимальной длиной 4 знака. В четвёртом столбце представлены данные об урожайности сельскохозяйственных культур, имеющие цифровой формат длиной 3 знака. В пятом столбце содержатся коэффициенты выхода используемой побочной продукции. Шестой и седьмой столбцы отражают валовой сбор основной и побочной продукции соответственно, формат данных – цифровой с максимальной длиной 5 знаков. Промежуточно-входная форма 2. Нормы внесения, потребность и стоимость удобрений
Промежуточно-входная форма 2(продолжение)
Данная таблица должна содержать 27 столбцов. В первом столбце содержаться коды сельскохозяйственных культур, формат данных – целое число с максимальной длиной 2 знака. Во втором столбце представлены названия сельскохозяйственных культур, имеющие текстовый формат длиной до 17-ти символов. Третий - двенадцатый столбцы содержат данные о месяце и нормах внесения удобрений на 1 га посева в разрезе сельскохозяйственных культур. Третий столбец содержит данные о нормах внесения органических удобрений, имеющие целочисленный формат длиной до 2 знаков. В четвёртом столбце представлена информация о месяце основного внесения удобрений, формат данных – целое число с максимальной длиной 2 знака. Пятый столбец содержит названия удобрений основного внесения (текстовый формат с максимальной длиной 17 символов). В шестом столбце представлены данные о нормах основного внесения удобрений, имеющие целочисленный формат длиной 3 знака. Седьмой - двенадцатый столбцы содержат данные о рядковом внесении удобрений и подкормке, формат данных аналогичен основному внесению удобрений. С тринадцатого по восемнадцатый столбцы содержатся данные о потребности в минеральных удобрениях и денежных средствах по периодам внесения. Тринадцатый столбец содержит данные по основному внесению, формат данных - вещественные числовые значения (1 знак в целой части и 1 - в дробной). Пятнадцатый столбец содержит данные по рядковому внесению, формат данных – целое число длиной до 2 знаков. Семнадцатый столбец содержит данные по подкормке, формат данных – целое число длиной 1 знак. Четырнадцатый, шестнадцатый и восемнадцатый столбцы отражают информацию в денежном выражении. Четырнадцатый столбец содержит данные по основному внесению, формат данных – целое число длиной до 5 знаков. Шестнадцатый и восемнадцатый столбцы содержат данные по рядковому внесению и подкормке соответственно, формат данных – целое число длиной до 5 знаков. Девятнадцатый - двадцать шестой столбцы отражают информацию о потребности в удобрениях и денежных средствах по видам удобрений. Девятнадцатый, двадцать первый, двадцать третий и двадцать пятый столбцы содержат информацию в натуральном выражении. Девятнадцатый, двадцать третий и двадцать пятый столбцы имеют формат данных – целое число длиной 1 знак. Двадцать первый столбец имеет формат данных – целое число длиной до 2 знаков. Двадцатый, двадцать второй, двадцать четвёртый и двадцать седьмой столбцы содержат информацию в денежном выражении. Двадцатый, двадцать второй, двадцать четвёртый и двадцать шестой столбцы имеют целочисленный формат данных длиной 5 знаков. Двадцать второй столбец имеет формат данный – целое число длиной до 5 знаков. В двадцать седьмом столбце содержаться данные суммы затрат на удобрения, имеющие целочисленный формат длиной до 5 знаков. Промежуточно-входная форма 3 «Нормы высева, потребность и стоимость семян»
Данная таблица должна содержать 7 столбцов. В первом столбце представлены коды сельскохозяйственных культур, формат данных – целое число с максимальной длиной 2 знака. Во втором столбце указаны названия сельскохозяйственных культур, имеющие текстовый формат длиной до 40 символов. Третий столбец содержит данные о месяце посева сельскохозяйственных культур, имеющие целочисленный формат до 2 знаков. В четвёртом столбце представлена информация о норме высева семян, формат данных - вещественные числовые значения (2 знака в целой части и 2 - в дробной). Пятый столбец содержит данные стоимости покупных семян, имеющие целочисленный формат длиной до 6 знаков. В шестом столбце представлены данные потребности в семенах в разрезе сельскохозяйственных культур (формат - целочисленные значения длиной до 2 знаков). В седьмом столбце содержатся данные суммы затрат на семена в разрезе сельскохозяйственных культур, формат данных – целое число длиной до 7 знаков. Промежуточно-входная форма 4. Нормы протравливания, потребность и стоимость протравителей семян
Данная таблица должна содержать 8 столбцов. В первом столбце представлены коды сельскохозяйственных культур (формат данных – целое число с максимальной длиной 2 знака). Во втором столбце содержаться названия сельскохозяйственных культур, имеющие текстовый формат длиной до 40 символов. Третий столбец отражает наименования протравителей, данные имеют текстовый формат длиной до 10 символов. Четвёртый столбец содержит информацию о месяце приобретения протравителей семян, формат данных – целое число длиной до 2 знаков. В пятом столбце представлены нормы протравливания семян(целое число длиной 1 знак). Шестой столбец содержит данные о стоимости протравителей. Для отображения этих показателей используются целочисленные значения (5 знаков в целой части и 2 – в дробной). В седьмом столбце содержатся данные потребности в протравителях, формат данных – целое число длиной до 3 знаков. В восьмом столбце представлены данные о сумме затрат на протравители, формат данных – целое число длиной 5 знаков. Промежуточно – входная форма 5 “Нормы внесения, потребность и стоимость СЗР”
Данная таблица должна содержать 8 столбцов. В первом столбце содержатся коды сельскохозяйственных культур, формат данных – целое число с максимальной длиной 2 знака. Во втором столбце представлены названия сельскохозяйственных культур, имеющие текстовый формат длиной до 40 символов. Третий столбец содержит наименования СЗР, данные имеют текстовый формат длиной до 13 символов. В четвёртом столбце отражены данные о месяце использования СЗР, формат данных – целое число длиной до 2 знаков. В пятом столбце указаны данные о норме внесения ХСЗР. Для их отображения используются вещественные числовые значения (1 знак в целой части и 2 - в дробной). Шестой столбец содержит данные стоимости 1 кг СЗР, имеющие целочисленный формат длиной до 4 знаков. Седьмой столбец содержит данные потребности СЗР на всю площадь, формат данных – целое число длиной до 3 знаков. В восьмом столбце отражены данные о сумме затрат на СЗР, представленные целочисленными значениями длиной до 5 знаков. Следующая таблица должна содержать 74 столбца. Промежуточно-входная форма 6. Технологические карты сельскохозяйственных культур
Продолжение п.-в. формы 6.
Продолжение п.-в. формы 6.
Продолжение п.-в. формы 6.
Продолжение п.-в. формы 6.
Продолжение п.-в. формы 6.
Продолжение п.-в. формы 6.
Продолжение п.-в. формы 6.
Продолжение п.-в. формы 6.
В первом столбце содержатся коды сельскохозяйственных культур, формат данных – целое число с максимальной длиной 2 знака. Во втором столбце представлены названия сельскохозяйственных культур, имеющие текстовый формат длиной до 40 символов. В третий столбец вводятся коды работ, формат данных – целое число с максимальной длиной 4 знака. В четвертом столбце – периоды выполнения работ, формат данных – текстовый формат до 5 символов, в пятом – месяц выполнения работ, целочисленный формат до 2 символов, в шестом – декада выполнения работы, целочисленный формат длиной 1 символ. В седьмом столбце указан агротехнический срок выполнения работ, целочисленный формат длиной до 2 символов. В восьмом столбце содержатся коэффициенты сменности, формат данных – вещественные числовые значения (один знак в целой части и один в дробной). В девятом столбце указаны наименования работ, имеющие текстовый формат длиной до 45 символов. Десятый столбец содержит информацию о единицах измерения объема работ в текстовом формате с максимальным числом символов, равным 4. В одиннадцатом столбце перечислены признаки объема работ – текстовый формат длиной до 15 символов. В столбцах с 12-го по 20-й указаны объемы работ по площади, по основной, побочной продукции, по навозу, по минеральным удобрениям, по семенам, по воде, по укрытию траншей и итоговый объем работ с форматом данных – целое число до 5 символов. В 21-м и 22-м соответственно указаны марки трактора и сельхозмашины в текстовом формате с максимальной длиной 8 символов, в 23-м – количество сельхозмашин в агрегате (формат данных – целое число до 2-х символов). Количество обслуживающего персонала по трактористам-машинистам и другим работникам указано соответственно в столбцах 24 и 25 с форматом данных - целое число 1 символ. Сменная норма выработки содержится в 26-м столбце, формат данных - вещественные числовые значения (три знака в целой части и один - в дробной). В 27-м столбце представлены данные о количестве выполненной работы одним агрегатом за сутки, формат данных - вещественные числовые значения (три знака в целой части и два - в дробной). В 28-м – за агротехнический срок, формат данных - вещественные числовые значения (четыре знака в целой части и два - в дробной). 29-й – 32-й столбцы содержат данные потребности в тракторах, комбайнах и автомашинах, сельхозмашинах, трактористах-машинистах, других работниках соответственно (формат данных - вещественные числовые значения (один знак в целой части, два – в дробной). 33-й столбец содержит данные о количестве нормо-смен для каждого вида работ (формат данных - вещественные числовые значения - два знака в целой части и два в дробной). В 34-м и 35-м столбцах указаны данные затрат труда на весь объём работ для трактористов-машинистов и других работников соответственно. Формат данных - вещественные числовые значения (два знака в целой части и два - в дробной). 36-й – 54-й столбцы содержат информацию по оплате труда, данные рассчитываются для трактористов-машинистов и других работников. 36-й и 37-й столбцы содержат тарифные разряды в целочисленном формате длиной 1 знак. 38-й и 39-й столбцы отражают тарифные ставки в формате вещественных числовых значений (два знака в целой части и два - в дробной). 40-й – 41-й столбцы содержат данные тарифного фонда, формат данных - вещественные числовые значения (четыре знака в целой части и два - в дробной). В 42-м и 43-м столбцах представлена информация о доплате за продукцию в формате вещественных числовых значений (четыре знака в целой части и два - в дробной). В 44-м – 45-м столбцах приведены данные повышенной оплаты на уборке в формате вещественных числовых значений (четыре знака в целой части и два - в дробной). Доплата за классность трактористам-машинистам отражена в 46-м столбце в формате вещественных числовых значений (три знака в целой части и два - в дробной). 47-й и 48-й столбцы содержат данные о дополнительной оплате за качество и сроки работ, формат данных - вещественные числовые значения (четыре знака в целой части и два - в дробной). В 49-м и 50-м столбцах содержатся данные о премиях работникам, имеющие формат - вещественные числовые значения (четыре знака в целой части и два - в дробной). Доплата за отпуск указана в 51-м и 52-м столбцах, имеющие формат вещественных числовых значений( 4 знака в целой части и 2 - в дробной). 53-й и 54-й столбцы содержат данные о сумме надбавки за стаж работы, формат данных - вещественные числовые значения ( 4 знака в целой части и 2 - в дробной). Сумма единого социального налога представлена в 55-м столбце в формате вещественных числовых значений (четыре знака в целой части и два - в дробной). 56-й столбец содержит сумму итоговой оплаты труда с начислениями, формат данных - вещественные числовые значения (пять знаков в целой части и два - в дробной). 57-й – 70-й столбцы содержат данные о материальных затратах.57-й – 59-й столбцы содержат данные затрат по ГСМ. В 57-м столбце представлена информация о норме горючего в расчете на единицу работ, в 58-м - на весь объём работ, имеющие формат вещественных числовых значений (два знака в целой части и два - в дробной), в 59-м - комплексная стоимость ГСМ на весь объём работ, формат данных - вещественные числовые значения (5 знаков в целой части и 2 - в дробной). 60-й столбец содержит данные об амортизации по силовым машинам, 61-й - по сельхозмашинам, 62-й – всего амортизации (вещественные числовые значения 6 знаков в целой части и 2 - в дробной). 63-й – 65-й столбцы содержат данные о затратах на текущий ремонт, соответственно по силовым машинам, сельхозмашинам и всего затрат на текущий ремонт, формат данных - вещественные числовые значения (5 знаков в целой части и два - в дробной). 66-й – 68-й столбцы содержат данные об электроэнергии. В 66-м столбце представлены данные суммы затрат на единицу работ в формате вещественных числовых значений (один знак в целой части и два - в дробной). В 67-м – затраты электроэнергии в натуральном выражении, в 68-м - в денежном, формат данных - вещественные числовые значения (три знака в целой части и два в дробной). Затраты на автотранспортные услуги представлены в 69-м столбце с форматом данных вещественные числовые значения (5 знаков в целой части и 2 в дробной). Затраты на услуги авиации – в 70-м столбце с форматом данных вещественные числовые значения (по одному знаку в целой и дробной части). Итоговая сумма материальных затрат и всего затрат на выполнение работ представлены в 71-м и 72-м столбцах соответственно, формат данных - вещественные числовые значения (шесть знаков в целой части и два - в дробной). В 73-м указаны признаки отнесения затрат на продукцию в текстовом формате с максимальным числом символов , равным 8. 74-й столбец содержит данные о месяце и декаде выполнения работ, формат данных - вещественные числовые значения (месяц представлен одним знаком в целой части, декада - одним знаком в дробной). Сводная таблица 1.Потребность в технике по декадам в разрезе марок тракторов, комбайнов и самоходных машин
Данная таблица имеет 18 столбцов. В первом столбце указано максимальное количество техники в формате данных целое число 1 знак. Во втором столбце указан напряженный период, формат данных вещественные числовые значения (1 знак в целой части и 1 - в дробной). Третий столбец содержит марку трактора, данные представлены в текстовом формате длиной до 8 символов. Четвёртый - восемнадцатый столбцы отражают сумму количества соответствующей техники по декадам месяцев, формат данных - вещественные числовые значения (1 знак в целой части и 2 - в дробной). Сводная таблица 2. Потребность в технике по декадам в разрезе сельскохозяйственных машин и орудий
Данная таблица имеет 18 столбцов. В первом столбце представлена информация о максимальном количестве техники за период выполнения работ в целочисленном формате длиной 1 знак. Второй столбец содержит информацию о периоде, в котором оно наибольшее (напряженный период). Для отображения этих показателей используются вещественные числовые значения: один знак в целой части, один - в дробной. Третий столбец содержит марку сельхозмашины и орудия, данные представлены в текстовом формате длиной до 8 символов. Четвёртый - восемнадцатый столбцы отражают сумму количества соответствующей техники по декадам месяцев, формат данных - вещественные числовые значения (два знака в целой части и два - в дробной). Сводная таблица 3. Свод затрат по основной и побочной продукции
Данная таблица имеет 4 столбца. Первый столбец содержит данные о признаке отнесения затрат, представленные в текстовом формате длиной до 8 символов. Второй - пятый столбцы отражают суммы по полю всего затрат для соответствующих кодов культур в разрезе перечисленных в первом столбце данных. Для отображения этих показателей используются вещественные числовые значения: шесть знаков в целой части, два - в дробной. Сводная таблица 4. Затраты на выполнение работ по месяцам в разрезе статей на всю продукцию
Данная таблица должна содержать 8 столбцов. Первый столбец содержит данные о видах затрат на выполнение работ, имеющие текстовый формат максимальной длиной до 40 символов. Второй – восьмой столбцы содержат информацию о сумме затрат по месяцам выполнения работ в разрезе перечисленных в первом столбце данных. Формат данных – вещественные числовые значения (шесть знаков в целой части, два - в дробной). Выходная таблица 1 будет иметь следующий вид. Код культуры представлен целым числом до 2-х символов, площадь посева – целое число до 3-х символов, урожайность, валовой сбор основной и побочной продукции в формате данных целое число до 5 символов. Наименование культуры представлено в текстовом формате до 33-х символов. Затраты на 1 га, формат данных целое число до 5 знаков, цена и себестоимость основной и побочной продукции – до 4-х знаков, уровень рентабельности до 3-х знаков. Затраты на всю площадь по статьям затрат представлены в числовом формате (целое число до 7 знаков), затраты на 1 га – целое число до 5 знаков, удельный вес – процентный формат до 3-х знаков. Выходная таблица 1.Калькуляция себестоимости, структура затрат и эффективность производства
Выходная форма 2 «Сравнительная оценка затрат и эффективности производства сельхозпродукции, руб »
Название статей затрат представлено в текстовом формате до 55 символов. Код культуры – целое число до 2-х символов. Наименование культуры – текстовый формат до 33-х символов. Затраты по статьям затрат представлены в формате вещественные числовые значения (7 знаков в целой части и 2 в дробной). Выходная форма 5 будет иметь вид аналогичный выходной форме 2. Однако данные имеют процентный формат, вещественные числовые значения ( 3 знака в целой части и 2 в дробной). Выходная форма 7 аналогична выходной форме 2, но затраты рассчитаны на 1 га. Выходная форма 8, представленная в следующей таблице, должна содержать 14 столбцов. Первый столбец содержит данные элементов затрат, имеющие текстовый формат максимальной длиной до 32 символов. В втором тринадцатом столбцах включительно содержится информация об элементах затрат по месяцам года в разрезе перечисленных в первом столбце данных. В 14 столбце – сумма затрат за период. Формат данных – вещественные числовые значения: шесть знаков в целой части, два - в дробной. Выходная форма 8.Помесячное распределение затрат
2.3 Информационно – логическая модель АИСИнформационно-логическая модель является схемой описывающей взаимосвязи функциональных задач, решаемых в с/х предприятиях на всех этапов планирования, учета и управления и наглядно раскрывает интегральный поток информации в системе в целом с образованием источников и направлений использования. она создается по результатам предпроентного обследования предметной области и служит основанием для составления технико-экономического обследования банка данных и разработки технического задания на его проектировании Моделирование основывается на существовании аналогии (подобия, сходства) между двумя объектами или явлениями, имеющими зачастую качественно различную природу. Модель представляет собой отображение каким-либо способом наиболее существенных характеристик, процессов и взаимосвязей реальных систем. Подмоделью экономической информационной системы понимают отображение свойств и отношений экономической информационной системы заданное в явном виде, это способ описания информационного пространства. Модели экономических информационных систем должны удовлетворять основным требованиям: формализованность (описания компонентов модели должны быть понятны и человеку и ЭВМ); структурированность (структура реквизитов должна быть задана в явном виде); информационная и алгоритмическая полнота (описаний, представленных в модели должно быть достаточно для машинного определения параметров информационных потоков, получения алгоритмов преобразования информации, управления вычислительным процессом); машинная независимость (особенности внутримашинного представления модели не должны существенно влиять на описание модели); адаптивность (модель некоторого реального объекта должна сохранять адекватность этому объекту на достаточно большом временном интервале). Для описания экономических информационных систем используются различные виды моделей Под концептуальной моделью понимают систему основных понятий и правил комбинирования классов понятий, не зависимых от языков и являющихся смысловой структурой некоторой предметной области. Модель предметной области, определяющая совокупность информационных объектов, их атрибутов и отношений между объектами, динамику изменений предметной области, а также характер информационных потребностей пользователя называется информационно-логической моделью. Информационно-логическая модель является схемой описывающей взаимосвязи функциональных задач, решаемых в сельскохозяйственных предприятиях на всех этапах планирования, учета и управления и наглядно раскрывает интегрированный поток информации в системе в целом с обозначением источников и направлений использования. Она создается по результатам предпроектного обследования предметной области и служит основанием для составления технико-экономического обоснования банка данных и разработки технического задания на его проектирование.
2.4 Алгоритм функционирования информационной системы На получение достоверной конечной информации при автоматизации расчетов влияют два основных фактора: достоверность нормативно-справочной информации и адекватность разработанного алгоритма расчета всех показателей реально существующему информационному пространству исследуемого объекта. Первой расчетной таблицей в данной системе является промежуточно-входная форма 1. В ней первый столбец, а именно код культуры, вводится пользователем, согласно варианту. Наименование сельскохозяйственных культур выбирается из справочника 1(столбец 2). Площадь посева данной культуры, урожайность и коэффициент выхода используемой побочной продукции от основной вводится согласно варианту из таблицы 1. Валовой сбор основной продукции (столбец 6) определяется путем умножения площади посева культур на урожайность (соответственно столбцы 3 и 4). Валовой сбор побочной продукции (столбец 7) находится путем умножения коэффициента выхода используемой побочной продукции от основной на валовой сбор основной продукции (столбцы 5 и 6 соответственно). В промежуточно-входной форме 2 код вводится согласно варианту. Наименования сельскохозяйственных культур выбираются из справочника 1 в соответствии с кодом (столбец 2). Месяц и нормы внесения удобрений на 1 га посева вводятся согласно варианту и включают следующее: норма внесения органических удобрений, а также основное внесение удобрений, рядковое и подкормка (определяются АИС из таблицы 1). Потребность в минеральных удобрениях в расчете на 1 ц действующего вещества определяется путем умножения площади посева культур (пром-вход.ф.1, столбец 3) на норму внесения минерального удобрения (кг. д. в-ва) (пром-вход.ф.2, столбцы 6, 9, 12 соответственно под основное внесение, рядковое и подкормку). Потребность в денежных средствах рассчитывается путем умножения количества соответствующих вносимых удобрений (пром-вход.ф.2, столбцы 13, 15, 17 соответственно под основное внесение, рядковое и подкормку) на стоимость оборотных средств (справочник 4, столбец 3). Потребность в удобрениях и денежных средствах включает следующие виды удобрений: · навоз, потребность в котором рассчитывается путем умножения площади посева культур (пром-вход.ф.1, столбец 3) на норму внесения органических удобрений (пром-вход.ф.2, столбец 3); · стоимость навоза рассчитывается умножением количества вносимого навоза (пром-вход.ф.2, столбец 19) на его стоимость (справочник 4, столбец3); · количество азофоски определяется путем суммирования потребности в этом удобрении по периодам внесения (пром-вход.ф.2, столбцы 13, 15,17);стоимость азофоски определяется путем перемножения потребности в азофоске (пром-вход.ф.2, столбец 21) на ее стоимость (справочник 4 ,столбец 3); · количество аммиачной селитры определяется путем суммирования потребности в этом удобрении по периодам внесения (пром-вход.ф.2, столбец 13, 15,17);стоимость аммиачной селитры рассчитывается путем умножения потребности в аммиачной селитре (пром-вход.ф.2, столбец 23) на ее стоимость (справочник 4, столбец 3); · количество мочевины определяется путем суммирования потребности в этом удобрении по периодам внесения (пром-вход.ф.2, столбец 13, 15,17);стоимость мочевины рассчитывается также путем умножения потребности в мочевине (пром-вход.ф.2, столбец 25). Итоговая сумма затрат на удобрения определяется суммированием стоимости навоза, азофоски, аммиачной селитры и мочевины (столбцы 20, 22,24,26). Промежуточно-входная форма 3. Первый столбец содержит код культур, который вводится согласно варианту. Названия сельскохозяйственных культур, которые выбираются на основании данных справочника 1 (столбец 2). Потребность в семенах рассчитывается путем перемножения площади (пром-вх.ф.1, столбец 3) на норму высева семян в расчете на 1 га (прм-вход.3, столбец 4) с учетом перевода в тонны. Всего затрат на семена находим умножением стоимости 1 т покупных семян на потребность в семенах (пром-вход.ф.3, столбцы 5 и 6 соответственно). В промежуточно-входной форме 4 код вводится согласно варианту, а наименование сельскохозяйственных культур выбирается аналогично предыдущим формам. Наименование протравителя, месяц приобретения и нормы протравливания вводятся согласно варианту из таблицы 2. Стоимость 1 кг протравителя выбирается АИС из справочника 4 (столбец 3). Потребность в протравителе определяется путем умножения потребности в семенах (пром-вход.ф.3, столбец 6) на норму протравливания (пром-вход.ф.4,столбец 5). Всего затрат на протравители определяется умножением стоимости протравителя на потребность в нем (пром-вход.ф.4, столбцы 6 и 7 соответственно). В промежуточно-входной форме 5 код культуры и ее название вводится аналогично предыдущим пунктам (столбец 2). Информация о наименовании СЗР, месяце использования и норме внесения вводится согласно варианту из таблицы 3. Стоимость 1 кг СЗР выбирается на основании данных справочника 4 (столбец 3). Для расчета потребности в средствах защиты растений на всю площадь необходимо умножить площадь (пром-вход.ф.1, столбец 3) на норму внесения, кг/га. Для определения всего необходимых затрат на СЗР, необходимо умножить стоимость 1 кг СЗР на потребность в нем (пром-вход.ф.5, столбцы 6 и 7 соответственно). В промежуточно-входной форме 6 код вводится согласно варианту, и сельскохозяйственные культуры выбираются из справочника 1 (столбец 2). Код работы, период выполнения работ, месяц, декада выполнения работы, агротехнический срок, коэффициент сменности вводятся согласно варианту. Наименование работ выбирается из справочника 7 (столбец 2), единицы измерения объема работ и признак объема работ выбираются также из справочника 7 (столбцы 3 и 17 соответственно). Объем работ: - по обработанной площади выбирается на основании функции «Если». Если признак объема работ равен единице измерения, то истиной будет объем работ равный площади (пром-вход.ф.1),а если ложь, то 0; - по основной продукции определяется путем перемножения валового сбора по основной продукции (пром-вход.ф.1, столбец 6), с учетом перевода в тонны, на норматив расстояния (справочник 5,столбец 3); - по побочной продукции алгоритм аналогичен предыдущему, только используется валовой сбор побочной продукции; - по навозу объем работ равен количеству вносимого навоза под соответствующую культуру удобрений (пром-вход.ф.2) или объему его перевозки, умноженному на расстояние его транспортировки (справочник 5, столбец 4); - по минеральным удобрениям объем работ равен количеству вносимых под соответствующую культуру удобрений (пром-вход.ф.2) в том месяце, в котором выполняется расчетная операция или объем их перевозки; - по семенам объем работ равен количеству семян для посева (п.-вх.2) или объему перевозок их до поля; - по воде объем работ равен количеству воды, необходимой для приготовления раствора гербицидов или раствора или раствора для протравливания семян, либо объему ее перевозки; - по укрытию силосных (сенажных) траншей соломой и землей объем работ равен произведению нормы расхода соломы (земли) на 1 т силоса или сенажа на валовой сбор основной продукции. Итоговый объем работ равен объему работ, рассчитанному по одному из признаков, его можно определить суммой по всем признакам. Состав агрегата включает в себя марку трактора, марку сельхозмашины или орудия, а также их количество в агрегате, которые определяются АИС из справочника 7 в соответствии с кодом работ. Обслуживающий персонал, а именно трактористы-машинисты и другие работники выбираются из справочника 7 согласно коду работ. Сменная норма выработки определяется из справочника 7 также согласно коду работ. Данные о том, сколько будет выполнено одним агрегатом за сутки, определяется умножением сменной нормы выработки на коэффициент сменности. Данные о том, сколько, будет выполнено одним агрегатом за весь агротехнический срок, определяется умножением рассчитанного выше показателя на агротехнический срок выполнения работы. Потребности ежедневно в тракторах, комбайнах, автомашинах определяются делением итогового объема работ на выработку одного агрегата за агротехнический срок. Ежедневная потребность в сельхозмашинах определяется умножением потребности в тракторах на количество сельхозмашин в агрегате. Ежедневная потребность в трактористах-машинистах определятся умножением количества трактористов на 1 агрегат на потребность в агрегатах на коэффициент сменности работы агрегата. Ежедневная потребность в других работниках определяется аналогично предыдущему пункту. Количество нормо-смен в данном виде работ определяется делением итогового объема работ на сменную норму выработки. Затраты труда на весь объем работ для трактористов-машинистов и других работников определяются произведением количества нормо-смен на количество трактористов или других работников на 1 агрегат. Тарифные разряды для трактористов и других работников выбираются АИС на основании кода работ из справочника 7. Тарифные ставки для всех работников выбираются АИС на основе тарифных разрядов из справочника 2. Тарифный фонд определяется перемножением тарифной ставки на затраты труда на весь объем работ. Доплата за продукцию определяется путем умножения тарифного фонда на % доплат за продукцию, который выбирается из справочника 3. Повышенная оплата на уборке определяется умножением тарифного фонда на % повышенной оплаты на уборке, который выбирается на основании кода работ из справочника работ 7. Дополнительная оплата за качество и сроки работ рассчитывается умножением тарифного фонда на % дополнительной оплаты за качество и сроки работ, который выбирается на основании кода работ из справочника 7. Премия определяется как (тарифный фонд + доплата за продукцию + повышенная оплата на уборке + (доплата за классность по трактористам-машинистам) + дополнительная оплата за качество и сроки работ) * % премий, соответственно по трактористам-машинистам или другим работникам из справочника доплат 3. Доплата за отпуск определяется как (тарифный фонд + доплата за продукцию + повышенная оплата на уборке + (доплата за классность по трактористам-машинистам) + дополнительная оплата за качество и сроки работ + премии) * % доплаты за отпуск, соответственно по трактористам-машинистам или другим работникам из справочника доплат 3. Надбавка за стаж работы определяется как (тарифный фонд + доплата за продукцию + повышенная оплата на уборке + (доплата за классность по трактористам-машинистам) + дополнительная оплата за качество и сроки работ + премии + доплата за отпуск) * % надбавки за стаж, соответственно по трактористам-машинистам или другим работникам из справочника доплат 3. Единый социальный налог определяется как сумма всех начислений и доплат по всем работникам, умноженных на % суммарной ставки единого социального налога. Всего оплаты труда с начислениями определяется как сумма всех начислений и доплат + единый социальный налог. Материальные затраты: ГСМ: - норма горючего на единицу работы выбирается на основании кода работ из справочника работ 7; - потребность горючегона весь объем работ рассчитывается как итоговый объем работ, умноженный на норму горючего; - комплексная стоимость ГСМ на весь объем работ определяется как ГСМ на весь объем, умноженный комплексную цену ГСМ (справочник стоимости оборотных средств 4); - амортизация определяется как сумма произведений нормы амортизации на единицу объема работ по соответствующей технике на итоговый объем работ по данной работе (с использованием данных справочника 6); Алгоритм расчета текущего ремонта аналогичен предыдущему. Электроэнергия : - затраты на единицу работвыбирается в соответствии с кодом работ с использованием данных справочника 7; - всего (кВт. ч.) определяется умножением итогового объема работ на затраты кВт.ч. на единицу работ; - затраты на электроэнергию в рублях определяются путем умножением всего кВт.ч. на цену кВт.ч. (справочник 4); - затраты на автотранспорт определяются умножением объема работ на стоимость 1 т*км на единицу работ (справочник 4); - затраты на авиацию определяют аналогично предыдущему. Итого материальных затрат определяется как сумма затрат на амортизацию, текущий ремонт, ГСМ, электроэнергию и автотранспорт, рассчитанных выше. Всего затрат на выполнение работ определяется суммированием общих затрат на оплату труда и итого материальных затрат. Признак отнесения затрат выбирается соответственно коду работ из справочника работ 7 (необходим при калькуляции себестоимости для распределения затрат на основную или побочную продукцию, скрыть после завершения всех расчетов). Месяц, декада необходимы для последующего определения потребности в технике по декадам. Выходная форма 1 Код сельскохозяйственных культур определяется ИС автоматически из промежуточной формы 3. Название культур отражается на основании их кода с использованием справочника 1 (справочник культур). Оплата труда с начислениями определяется АИС с использованием кода культур из промежуточной формы 3. Затраты на семена отражаются также на основании кода культур на основании данных промежуточно-входной формы 3. Из промежуточно-входной формы 2 с использованием кода культур определяются удобрения. В свою очередь, ХСЗР определяются АИС на основании кода сельскохозяйственных культур из промежуточно-входных форм 4 и 5. Затраты на содержание основных средств включают в себя сумму затрат на ГСМ, амортизацию и текущий ремонт. ГСМ, амортизация и текущий ремонт определяются на основании кода культур из промежуточной формы 3. Работы и услуги состоят из расходов на электроэнергию и автотранспорт, которые определяются АИС с использованием кода культур из промежуточной формы 3. Прочие затраты включают в себя налог на землю. Он определяется произведением площади посева культуры (промежуточно-входная форма 1) на ставку налога на землю (справочник 4). Строка итого основных затрат представляет сумму затрат на оплату труда с начислениями, семена, удобрения, СЗР, расходы на содержание основных средств, работы и услуги и прочие затраты. Затраты на основную продукцию определяются как разница между суммой основных затрат и затрат на побочную продукцию. Затраты на побочную продукцию переносятся АИС из промежуточной формы 4. Затраты на основную продукцию за вычетом затрат на сырьё определяются как разность между затратами на основную продукцию и затратами на семена. Затраты на организацию производства и управление есть сумма общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Общепроизводственные расходы определяются АИС произведением затрат на основную продукцию за вычетом затрат на семена (рассчитано выше) на процент общепроизводственных расходов (справочник 5). Общехозяйственные расходы как затраты на основную продукцию за вычетом семян, умноженные на процент общехозяйственных расходов (Справочник 5). Незавершенное производство определяется АИС только по озимой пшенице по черному пару путем площади посева (промежуточно – входная форма 1) на затраты на незавершенное производство (справочник 4). Всего затрат определяется путем суммированияитого основных затрат, затрат на организацию и управление, незавершенное производство (рассчитанные выше). Затратына основную продукцию отражаются как сумма итого основных затрат на основную продукцию, затрат на организацию и управление и незавершенное производство. Затраты на побочную продукцию отражаются АИС как итог затрат на побочную продукцию. Производство основной продукции выбирается АИС их промежуточно – входной формы 1 и переводится в тонны. Алгоритм расчета побочной продукции аналогичен предыдущему. Себестоимость 1 т основной продукции определяется как отношение итоговых затрат на основную продукцию к производству основной продукции. Алгоритм расчета себестоимости 1 т побочной продукции аналогичен предыдущему. Площадь посева определяется на основании кода культур из промежуточно – входной формы 1. Затраты на 1 га посева (в рублях) определяются АИС делением всего затрат на площадь посева (рассчитано выше). Выходная форма 2. Все показатели, приведенные в выходной форме 1, рассчитываются в данной таблице в разрезе статей и элементов затрат по данным культурам в процентах. Выходная форма 3. Рассчитывается размер затрат на 1 га посева по культурам в разрезе статей и элементов, на основании показателей выходной формы 1. Выходная форма 4. Она содержит помесячную потребность в денежных средствах для выполнения технологических работ в растениеводстве по периодам выполнения работ. Оплата труда с начислениями определяется в соответствии месяцем и периодом из промежуточной формы 5. Затраты на семена определяются соответственно месяцу текущего столбца и месяцам посева из промежуточно – входной формы 3. Затраты на удобрения определяются из промежуточно – входной формы 2. Затраты на СЗР определяются на основании промежуточно – входных форм 4, 5. Затраты на ГСМ определяются соответственно месяцу и периоду из промежуточно – входной формы 5. Алгоритм определения затрат на текущий ремонт, электроэнергию и автоуслуги аналогичен предыдущему. 2.5 Потенциальный экономический эффектДля расчёта экономического эффекта следует обосновать затраты на внедрение и использование разработанной АИС, в соответствии с её минимальными требованиями к аппаратному и программному обеспечению, сделать прогноз экономии затрат или получения дополнительной выручки. Затем нужно сравнить полученную сумму доходов с понесенными затратами и сделать вывод о целесообразности использования разработки АИС. [2] Расчёт экономического эффекта представлен в таблице.
2.6 Инструкция для пользователяВведение Для работы с разработанной АИС необходимо наличие установленного на ЭВМ MicrosoftOffice 2003 с компонентами MicrosoftExcel и MicrosoftOffice со следующими минимальные аппаратными требованиями ЭВМ для работы: Процессор Pentium 233 Mhz или выше; Рекомендуем PentiumIV. Операционная система MicrosoftWindows 2000 ServicePack 3 или выше, или WindowsXP или выше (рекомендуем) Оперативная память: 64 MBRAM (минимум); 256 MBRAM (рекомендуем). Наличие свободного пространства на жестком диске для минимальной установки 245 MB. Для установки всех необходимых компонентов рекомендуем наличие свободного пространства выше 400 MB. Также необходимо учитывать наличие свободного пространства для установки АИС, а также хранения различных документов. Монитор: SuperVGA (800 x 600) или с большим разрешением, с поддержкой качества передачи 256 цветов. Рекомендуемое разрешение для работы 1024x768 и качество цветопередачи 32 млн. цветов Установка на компьютер Пользователю необходимо скопировать файл с компакт диска расчетная часть. xls на жесткий диск в рабочую папку пользователя. Запуск (открытие) системы Система запускается открытием файла расчетная часть. xls в табличном процессоре Excel. Принцип работы АИС На следующем этапе работы с АИС пользователю необходимо проверить содержание справочников (спр.1-7), исправления не рекомендуются, поскольку могут привести к некорректной работе АИС. При необходимости исправлений следует прибегнуть к помощи разработчика АИС или же опытных пользователей, способных скорректировать АИС с учетом сохранения алгоритма ее функционирования. Изменение входной информации в промежуточно-входных формах осуществляется аналогично. Корректировка промежуточно-входной формы 6 требует более детального описания, поскольку в случае, когда число технологических операций не совпадает до и после корректировки, следует, произвести растягивание формул последней строки вниз на необходимое количество строк или удалить лишние строки. В связи с изменением числа строк в промежуточно-входной форме 6 следует изменить диапазон построения сводных таблиц в промежуточных формах. Для этого вызывается мастер сводных таблиц, и после нажатия кнопки «НАЗАД» производится расширение или сужение диапазона построения. В случае необходимости производится соответствующая корректировка выходных форм. В справочниках содержится постоянная и условно-постоянная информация, необходимая для проведения расчетов в АИС. В промежуточно-входной форме 1 (пр.в1) пользователю предлагается выбрать код культур, для которых будет производиться расчет, в соответствии с кодом культуры в справочнике 1.Также корректируются данные о площади посева, планируемой урожайности, коэффициенте выхода побочной продукции. В промежуточно-входной форме 2 (пр.в2) пользователь должен ввести наименование применяемых удобрений, нормы и месяц внесения в разрезе приемов внесения. В данной форме также выбираются необходимые сельскохозяйственные культуры в соответствии с кодом. В промежуточно-входную форму 3 (пр.в3) пользователь заносит информацию о месяце посева и нормах высева семян той или иной сельскохозяйственной культуры. В промежуточно-входных формах 4 и 5 пользователь вводит информацию об используемых протравителях семян и средств защиты растений соответственно. Промежуточно-входная форма 6 (пр.-в6) представляет собой визуализацию технологической карты для выбранных пользователем в предыдущих формах сельскохозяйственных культур. С помощью формы сводной таблицы 1 пользователю предоставляется возможность проанализировать напряженность использования тракторов и комбайнов по периодам при возделывании сельскохозяйственных культур и определить максимальную потребность в технике. В форме сводной таблицы 2 рассчитана аналогичная информация по сельскохозяйственным машинам. В форме сводной таблицы 3 пользователь может найти информацию о сумме затрат на основную и побочную продукцию в разрезе культур. В форме сводной таблицы 4 предоставляется информация по основным статьям затрат помесячно. В выходной форме 1 пользователь найдет информацию о себестоимости 1 т продукции по культурам с учетом статей затрат. В выходной форме 2 рассчитана структура затрат по культурам в разрезе статей и элементов. В выходной форме 3 пользователю предложен размер затрат на 1 га посева по культурам в разрезе статей и элементов. В выходной форме 8 рассчитана помесячная потребность в денежных средствах для выполнения технологических работ в растениеводстве по периодам выполнения работ (прошлый год и текущий год). Добавление новой культуры в расчет Открываем справочник культур (С_Культ) и аналогично алгоритму, рассмотренному в предыдущем пункте, добавляем новую культуру и корректируем по ней исходную информацию. Например, в справочнике культур отсутствует культура «Кормовые бобы» и данные по ней. Поэтому следует добавить строку «Кормовые бобы». Для этого берется близкая по содержанию данных строка, выделяется и копируется в буфер обмена (лучше использовать контекстное меню). Скопированные ячейки добавляются в нужное место. В добавленной строке следует скорректировать данные на соответствующие кормовым бобам. Аналогично происходит добавление культуры и в другие справочники, однако следует помнить, что нельзя добавлять ячейки перед первой и после последней строками. После корректировки всей входной информации для произведения расчетов целесообразно провести обновление связей между листами и ячейками книги. Результаты расчетов можно выводить на печать. Данный курсовой проект состоит из двух частей: теоретической и практической В теоретической части разработанного курсового проекта рассмотрены основные виды применяемых в управлении государства современных информационных технологий, а также показана необходимость их более детального изучения. Разработанная информационная система по анализу экономического состояния предприятий позволяет повысить эффективность функционирования любого предприятия. В связи с этим настоятельно рекомендуется внедрение этой информационной системы в производственный процесс предприятия. В целом же внедрение информационных систем в любое предприятие способно значительно повысить эффективность его работы. Следовательно внедрение информационных систем является одним из путей повышения эффективности работы предприятий. Но следует учитывать, что модернизация с применением информационных систем требует значительных материальных затрат. Поэтому в условиях отсутствия собственной материальной базы и внешних источников финансирования этот путь повышения эффективности для многих предприятий нашей страны в настоящее время практически не применяется. Наиболее сильно данная проблема проявляется в отрасли сельского хозяйства. Разработанная АИС по планированию себестоимости производства растениеводческой продукции достаточно полно и точно отражает особенности предметной области, формирует единую систему подходов к процессу планирования в растениеводстве. В данном проекте был разработан алгоритм функционирования АИС с описанием порядка расчета каждого показателя и взаимосвязи таблиц, данные, которые используются для расчета показателей, и в заключение проделанной работы была составлена инструкция пользователю, содержащая четкую последовательность действий пользователя при установке и эксплуатации разработанной системы. В результате была достигнута основная цель курсового проекта, разработана и реализована в табличном процессоре MS Excel автоматизированная информационная система по планированию себестоимости производства растениеводческой продукции. В выходных формах 1; 2; 5; 7 рассчитаны статьи затрат, структура затрат, размер затрат на 1 га посева по данным культурам. В выходной форме 8 рассчитана помесячная потребность в денежных средствах для выполнения технологических работ в растениеводстве по периодам выполнения работ (прошлый год и текущий год). Информационные системы вне зависимости от масштаба и стоимости должны обеспечивать качественное отражение информации, быть надёжными и удобными в эксплуатации. Они должны безошибочно производить арифметические расчёты, обеспечивать подготовку, заполнение, проверку и распечатку первичных и отчётных документов Безусловно, данная программа не заменит грамотного экономиста, но позволит сэкономить его время и силы за счет автоматизации рутинных операций, найти арифметические ошибки в учете и отчетности, текущее положение предприятия по возделыванию данных культур и его перспективы. Список используемой литературы2. Вдовенко Л. А. Автоматизированные системы управления производством / Под ред. Г. А. Титоренко. – М.: Экономическое образование, 2004 3. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 2002. 4. Дик В.В. Информационные системы в экономике/ М.: Финансы и статистика, 2008. 5. Информационная технология, экономика, культура / Сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2005. 6. Кондрашова С.С. Информационные технологии в управлении: Учебное пособие. – К.: МАУП. 2008. – 138 с. 7. Лоу Д. Компьютерные сети для “чайников”. – К.: Диалектика, 2006. 8. Пикулькин А.Б. Система государственного управления. –М., 2007. 9. Столяренко Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие для вузов – 2-е изд., доп. – Ростов.: ФЕНИКС, 2008 12. Хоникатт Дж. Использование Internet. – К., М., СПб.: “Вильямс”, 2005. 13. http://www.chg.ru/create/Newspaper/384/article4.html 14. http://cio.neweco.ru/2005/ 15. http://www.gisa.ru/25726.html ПриложенияВыходная форма 5 "Структура затрат по культурам, %"
Выходная форма 8. "Помесячная потребнось в денежных средствах, руб"
|