Контрольная работа: Понятие о технологии педагогической деятельности в сфере социальной работы
Название: Понятие о технологии педагогической деятельности в сфере социальной работы Раздел: Рефераты по социологии Тип: контрольная работа |
Федеральное агентство по образованию Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Челябинский Государственный Педагогический Университет ГОУ ВПО ЧГПУ Профессионально педагогический институт Контрольная работа по дисциплине:«Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы»«Понятие о технологии педагогической деятельности в сфере социальной работы»Выполнила студент 4 курса ЧГПУ ППИ: Морозова И.Н. Проверил Звягин А.Н. Челябинск 2010 Содержание Введение 1 Технология как социальный феномен 1.1 Человек как объект в сфере социальной работы 1.2 Технологии в системе педагогической деятельности 1.3 Основные понятия в сфере социальной работы 2 Технологии социально-педагогической работы 2.1 Педагогический компонент в сфере социальной работы 2.2 Социальная работа в системе социальных технологий 2.3 универсальные социальные технологии Заключение Литература Введение Основным объектом социальной работы служит человек. Это так же очевидно, как и то, что социальная работа изобретена самим человеком в целях разрешения собственных проблем существования в обществе. Проблем достаточно, и в зависимости от ситуации объектами могут становиться целые группы или даже социальные процессы, но конечным звеном, к которому сводится вся деятельность социального работника является всё тот же человек, понимаемый как личность. В педагогической деятельности существуют основные виды, формы, методы и технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами населения. Основная задача данной работы показать роль технологий педагогической деятельности в сфере социальной работы. Овладение технологией педагогической деятельности социальной работы с различными группами детей, подростков, обучающихся позволит специалистам по социальной работе организовывать и вести работу в различных организациях системы социальной защиты населения и образовательных учреждениях. В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых задач является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, социальные работники могут выступать как посредники между личностью и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений субъекта. Социальная работа в настоящее время занимает важное место в жизни общества. Это требует изучения технологий педагогической деятельности субъектов и учреждений социальной работы. В работе рассмотрены теоретико-методологические основы экономики социальной работы, основы экономики здравоохранения и образования (отрасли социальной сферы, где чаще всего выполняют свои функции специалисты по социальной работе), динамика благосостояния населения, организация экономической деятельности социальной защиты населения, успешная работа по устранению или уменьшению правонарушений в образовательных учреждений . Данное работа является обобщением имеющегося опыта в образовательных учреждениях специалистов в сфере социально-педагогической деятельности. Работа является результатом педагогической и преподавательской деятельности в образовательном учреждении школа №1 города Верхнеуральска и предполагает достижение следующих целей. Во-первых, раскрыть содержание и сущность технологий социальной работы, определить их место в системе социальных технологий, описать специфику, объект и предмет воздействия, основные элементы и составные части технологий социальной работы. Во-вторых, классифицировать технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрыв внутреннюю структуру каждого из выделенных классов. В-третьих, проанализировать технологии социальной поддержки и помощи тех общественных слоёв и групп, которые рассматриваются общественным и массовым сознанием как первоочередные и безусловные объекты такой деятельности. В процессе достижения целей анализируются теоретические основания практической деятельности по социальной защите различных социальных групп, её основные приёмы, технологии, методы и принципы. Подобный подход позволяет рассматривать социально-педагогическую деятельность как единую, систему деятельности, предполагающей серьёзную и глубокую профессиональную подготовку. 1 Технология как социальный феномен 1.1 Человек – как объект в сфере социальной работы Человек становится личностью в процессе социализации, адаптируясь к социокультурному пространству, при этом «чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он представляет». Однако не только количество усвоенной информации определяет уровень развития личности, но и то, каким образом эта информация выстраивалась в соответствующие структуры в человеческом сознании и как интерпретировалась. Имеет значение и сам контекст становления личности, а именно социокультурное пространство. Например, если общество, в котором формируется личность, пребывает в состоянии кризиса, существует большая вероятность возникновения проблем уже на ранних этапах становления последней. Кроме того, самая развитая личность может сталкиваться с внутренними проблемами. Обычно это осознаётся как ощущение потери целостности и проявляется в непоследовательном поведении, подверженности сиюминутным факторам. Желаемым состоянием любого человека является состояние внутреннего равновесия, к которому он стремится, но который он сам же периодически нарушает. Такое идеальное состояние вполне может быть выражено следующей формулой: «адаптированность + удовлетворённость + самореализация». Личность, успешно адаптированная к социальным условиям, самореализованная и удовлетворённая жизнью, практически не является клиентом социальной работы, но данная формула должна стать конечным, желаемым результатом работы социальных служб, или, другими словами, идеальной моделью. Рассмотрим три составляющих идеальной модели. Если адаптированность означает в данном случае успешный характер взаимодействия между личностью и внешним миром, а самореализация описывается в понятиях деятельности, удовлетворённость – это психологическое состояние, или реакция психики на первые два обязательных условия. Конечно же, удовлетворённость можно рассматривать как ситуативное явление, однако в случае идеального состояния, о котором идёт речь, это – больше, чем реакция. Удовлетворённость здесь – устойчивое чувство и основа жизненной стратегии, ориентированной на успех и содержащей внутренний локус-контроль. Если личность – динамическая система и каждая следующая минута вносит поправки в понимание своего «Я», состояния адаптированности, самореализации и удовлетворённости не могут иметь постоянный характер. Они относительны, что указывает на постоянную скрытую угрозу внутреннего равновесия. Изменения хотя бы в одной из составляющих выведенной формулы влечёт за собой необходимость изменений в других. Таким образом, человек обречён в своём стремлении к регулярному возвращению к идеальной модели и постоянному приближению к ней. Соответственно, любые более или менее постоянные отклонения от идеальной модели могут и должны восприниматься как тревожный сигнал, как потребность в помощи. Самые большие расхождения при этом наблюдаются у социально незащищённых групп людей, где проблемы с адаптацией влекут за собой проблемы самореализации и очень часто полную неудовлетворённость жизнью. Разумеется, в данных условиях изменения внешних условий играют большую роль, но очень часто и они не приносят облегчения, так как неудовлетворённость превращается в жизненную стратегию, ориентированную на заранее предопределённую неудачу. Разрушение целостности своего «Я» в самом деле болезненно ощущается личностью и приводит, с точки зрения гуманистической концепции, к утрате позитивной «Я»-концепции и изменениям в поведении. Но оптимистическая позиция гуманистической психологии возвращает нас к уважительному отношению к человеку. Основная идея, заложенная в этой позиции: проблемы разрешимы, если этого хочет сам человек, и разрешение проблемы начинается с самого человека. 1.2 Технология в системе педагогической деятельности В условиях современного мира, ставящего перед человеком и обществом задачи различной степени сложности, одним из условий их эффективного решения является возможность организации человеческой деятельности таким образом, чтобы добиться максимально возможного результата с минимальными затратами ресурсов, средств и времени. Подобная организация деятельности формирует такой феномен как технология. В современной лексике, как научной, так и повседневной, обыденной, термин «технология» используется достаточно часто и широко. При этом мы не всегда отдаём себе отчёт в том, насколько корректным и оправданным является употребление данного термина в каждом конкретном случае. Можно утверждать, что термин «технология» - это синтез древнегреческих слов «techne – умение, мастерство и lоgоs – знание, учение. Таким образом, самое простое определение, которое можно дать понятию «технология» будет звучать следующим образом: это мастерство, искусство, умение делать “искусственные” вещи и связанные с этим знания. Из этого определения можно вывести такие важные элементы технологии как приёмы деятельности, пути и способы деятельности, необходимые знания. Иначе говоря, технология – это умение воздействовать на предмет в какой-либо деятельности, где техника – это пути, способы и действия, помогающие точно, быстро, рационально достигать избранных целей. По мере развития педагогической деятельности существенным образом изменяются и представления о том, что есть технология. Для того, чтобы какой-либо из процессов современной деятельности можно было охарактеризовать как технологический, необходимо выполнение следующих условий: 1) наличие соответствующей степени сложности процесса педагогической деятельности, т.к. без этого невозможно его расчленение на относительно самостоятельные этапы; 2) наличие соответствующих средств осуществления педагогической деятельности, позволяющих получить максимальный результат при минимальных затратах. Характерными признаками технологии являются следующие: 1. Расчленение конкретного процесса пед.деятельности на внутренне связанные между собой этапы, упражнения, операции, процедуры. Это позволяет точно определить границы требований к субъекту, использующему данную технологию, т.е. чётко указать, что должен и чего не должен делать субъект на каждом из этапов. Наиболее простым примером может служить кулинарный рецепт, в котором указывается последовательность приготовления блюда. В результате, даже самый неопытный кулинар в целом справляется с поставленной задачей. 2. Координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого педагогического результата. Это позволяет установить внутреннюю логику функционирования и развития преображаемого объекта, что, в свою очередь, даёт возможность субъекту выстроить собственные действия таким образом, который позволяет получить максимально эффективный педагогический результат. 3. Однозначность выполнения операций, включённых в технологическую цепочку. Это решающее и обязательное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели. Безусловное выполнение всех технологических требований позволяет субъекту получить «на выходе» именно тот результат, который планировался либо предполагался. И наоборот, чем значительнее будут отклонения в действиях субъекта от предписанных технологией параметров, тем реальней и серьёзней опасность деформировать весь процесс. Можно утверждать, что для современного педагогического знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция – это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура – это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия «технология» - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели. Таким образом, технология – это определённый алгоритм какого-либо вида деятельности. Выступая в подобном качестве, технология позволяет при необходимости воспроизводить процесс педагогической деятельности в различных условиях. При этом, технология выполняет ряд важных и значимых для процесса осуществления деятельности функций: - регулирует и направляет ход процесса в нужное русло; - контролирует деятельность субъекта соответствующими стандартами, правилами, нормами, техническими условиями и т.п.; - гарантирует достижение заданных свойств, при соблюдении соответствующих условий; - обеспечивает рациональность самого процесса деятельности. Будучи необходимым элементом педагогической деятельности, технология отвечает на вопрос «как это сделать», предполагая при этом, наличие определённого порядка, правил, норм, запретов, цепочку процедур и операций, этапов реализации в любом виде пед. деятельности, Вместе с тем, существуют и такие виды педагогической деятельности, которые имеют нетехнологизируемый характер. Прежде всего, к ним относятся: - аффективные действия, состоящие из неуправляемых актов и операций (действия под влиянием испуга, экстаза, массового психоза и т.п.); - деятельность, осуществляемая без применения технических средств или не ориентированная на создание конечного продукта в виде материальных или духовных объектов (привычные, неосознаваемые действия – ритмичное постукивание пальцами, хождение по комнате и т.п.). Являясь частью материального мира и основным пространством существования и жизнедеятельности человека, общество, безусловно, может и должно рассматриваться как одна из важнейших сфер реализации различных технологий. Именно особенности и важнейшие характеристики общества позволяют говорить о существовании социальных технологий, как одной из разновидностей этого феномена. Сам термин «социальные технологии» входит в систему социального знания в 70-е годы ХХ века. Первоначально, он обозначал систему специализированных средств и методов, использующихся в социальной педагогики и создающих возможности для рациональной пед. деятельности. Одним из первых исследователей, рассматривавших проблему формирования социальных технологий на концептуальном уровне, был американский философ К. Поппер. При этом, исходный пункт рассуждений Поппера состоял в том, что к середине ХХ века многие макросоциальные теории, а также различные социально-утопические теории и созданные на их основе проекты по внесению изменений в существующие социальные системы, доказали свою несостоятельность в качестве факторов принципиального и глобального переустройства общества. По мнению К. Поппера, социальная жизнь не нуждается в тотальном преобразовании и в сопровождающем его тотальном насилии. Совершенствование социальной системы возможно в процессе постепенной, «частичной» работы, т.е. социальной технологии, направленной на устранение конкретных пороков социальной жизни. Исходя из такого понимания, К.Поппер определил социальные технологии как способ применения теоретических выводов в практических целях и указал на существование таких разновидностей этого феномена как, утопические, для которых характерно стремление к тотальным преобразованиям социальной системы революционным путём, и частичные, т.е. представляющие собой методологию деятельности по решению конкретной социальной задачи. Сопоставляя эти виды технологий, К. Поппер выделил и основные преимущества частичных технологий, по сравнению с утопическими. По его мнению, к ним относятся: 1) трезвость и взвешенность в постановке целей; 2) учёт возможных отрицательных последствий; 3) осторожность и постепенность в преобразованиях; 4) постоянный контроль за их протеканием; 5) возможность своевременно ликвидировать непредвиденные последствия собственных действий; 6) возможность корректировки деятельности субъекта по осуществлению изменений. Именно эта часть воззрений К.Поппера, дальнейшее развитие социопедагогической исследовательской деятельности стало основой для современных разработок в области социальных технологий. Результатом этих исследований является, в том числе, и выработка современных определений понятия «социальная технология». Применительно к современному социальному знанию можно говорить о существовании двух основных подходов к решению этой задачи. Первый рассматривает социальные технологии как специфическую систему знаний, исследующей процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, обосновывающей и разрабатывающей эффективные способы и приёмы такого воздействия. При этом, в качестве социального объекта могут выступать самые разные явления: социальная группа или социальный институт, социальное отношение или социальная организация и т.п. Второй подход можно определить как «практически ориентированный». В его рамках понятие «социальные технологии» трактуется следующим образом: это совокупность приёмов, методов и воздействий на социальный объект, обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата. Многообразие социальной жизни и социальных объектов, постоянно возникающих социальных задач и возможностей их решения формируют условия, в которых становится возможным появление и существование самых разнообразных социальных технологий. Для упорядочивания этого множества может быть осуществлена их классификация. Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований. К числу наиболее значимых оснований относятся: 1. По масштабам решаемых социальных проблем: - универсальные социальные технологии; - частные социальные технологии. К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным – конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия. 2.По уровню социальной деятельности: - глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества; - региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона; - национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.; - государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства; - муниципальные и пр. 3. По характеру решаемых задач: - функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни; - инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество; - технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем. 4. По характеру воздействия на социальные процессы: - формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект; - стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта; - сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта; - разрушающие соц. технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части. 5. По характеру и содержанию используемых средств: - организационно-распорядительные и административные социальные технологии; - социально-правовые технологии; - медико-социальные технологии - психологические технологии; - педагогические технологии и т.п. Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий: - социальные технологии, ориентированные на созидание; - социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса; - социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии. Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости. Несмотря на отмеченное выше многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определённой цели. Без чётко поставленной цели нет и не может быть социальной технологии. Служить средством достижения социальной цели – в этом состоит основная функция социальной технологии. Именно цель определяет содержание социальной технологии и её направленность. При определении целей конкретных социальных технологий нбх как можно точнее осуществить выбор тех изменений в человеке, группе или социуме, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данной технологии. В качестве основных целей социальных технологий могут выступать: - изменения в сознании и психологии субъекта (педагогические технологии); - изменения в определённых участках социальной структуры и социальных организациях (управленческие технологии); - изменения в системе субъект-объектных отношений (макроэкономические преобразования). Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной целью любой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми, внешней средой и самим собой. 1.3 Основные понятия педагогической деятельности в сфере социальной работы Адаптационное поведение - процесс взаимодействия субъекта и социальной среды, в ходе которого согласовываются взаимные требования и ожидания и реализуются определённые механизмы социальной адаптации. Адаптация социальная - процесс взаимодействия субъекта соц. средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Вторичная система ограничений жизнедеятельности ребёнка - совокупность ряда социально обусловленных факторов, приводящих к ограничениям прав и возможностей ребёнка. Дети безнадзорные - дети, лишённые родительского присмотра, внимания и заботы, позитивного влияния со стороны взрослых. Дети беспризорные - дети, не имеющие родительского или гос. попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, нбх ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Дети дезадаптированные – дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, соц. функционирования и социального развития. Диагноз социальный - чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии. Диагностика социальная – выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации. Изменения социальные – сознательная, целенаправленная деятельность по трансформации социальной действительности, ведущая к исчезновению старых и появлению новых социальных характеристик, как системы в целом, так и отдельных её элементов, а также, результаты этой деятельности. Инвалид - любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нормальной социальной и личной жизни в силу недостатка физических или умственных возможностей Консультирование социальное - метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи; - особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают выявить соц. проблемы клиента, проанализировать их, дают рекомендации по их решению и, при необходимости, содействуют выполнению принятых решений и полученных рекомендаций. Обеспечение социальное - участие государства в содержании своих граждан (в том числе и инвалидов), когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию, либо получают их в недостаточном для удовлетворения необходимых потребностей количестве. Обслуживание социальное - деятельность по организации и осуществлению работы, направленной на удовлетворение потребностей инвалида в различных социальных услугах. Операция – конкретные действия, направленные на решение определённой задачи. Первичная система ограничений жизнедеятельности ребёнка - совокупность объективных, биологических и психофизиологических факторов, приводящих к формированию неполной самостоятельности ребёнка, его зависимости от взрослых членов общества. Поддержка социальная – деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения. Помощь социальная - единовременные или краткосрочные действия, направленные на ликвидацию или нейтрализацию критических и негативных жизненных ситуаций. Помощь социальная – деятельность, направленная на то, чтобы полностью или частично решить материальные проблемы субъекта через деятельность соответствующих учреждений и организаций. Проблема социальная - несовпадение ожиданий, потребностей, интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов. Профилактика социальная – сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. Процедура – набор определённых и нбх действий, связанных между собой. Реабилитация социальная – комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Ребёнок - лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия. Социальные технологии - система специализированных средств и методов, использующихся в соц. педагогике, создающих возможности для рациональной деятельности. Терапия социальная – комплекс процедур, мероприятий и действий, направленных на решение соц. проблем различного уровня организации. Технологии социальной работы - система оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Технологии социальные - совокупность приёмов, методов и воздействий на социальный объект обусловленная необходимостью и потребностью достижения поставленных целей и получения заданного результата. Технология - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных и взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно с целью эффективного достижения поставленной цели. 2 Технологии социально-педагогической работы 2.1 Педагогический компонент в сфере социальной работы Социальная педагогика, являющаяся, по сути и назначению “личностной службой помощи людям”, опирается в своём становлении и развитии не на какую-либо одну, а на определенную совокупность наук и накопленный опыт практической социокультурной, правовой, социально-психологической, медико-оздоровительной, реабилитационно-психотерапевтической и др. поддержки личности. При этом эффективность влияния социальных наук на реальные механизмы и модели практической работы (с конкретным человеком, группами, категориями людей) определяется наличием в них именно педагогического компонента , который выступает фундаментом и одновременно средством реализации теоретического потенциала этих наук, без которого последние теряют свою прикладную значимость, не имеют реальных путей влияния на социальную практику в процессах взаимодействия личности и общества. В любой научной или профессиональной практической деятельности есть совокупность приемов и средств, с помощью которых исследуется и преобразуется действительность в соответствии с поставленными задачами. Это – совокупность методов и технологий. Все исследовательские технологии в социальной педагогике (от диагностических до преобразовательных и эксперимента) подчинены решению конкретно сформулированных проблем педагогического характера, принятым критериям истины и ориентированы на предмет и объект знания данной отрасли. В социальной педагогике используется комплекс научно-исследовательских методик. Можно выделить следующие подгруппы: 1. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование, экстраполяция. 2. Общенаучные методы: анализ литературных источников; теоретический анализ и синтез социально-педагогических исследований; наблюдение (в естественных условиях, при моделировании ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.); изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспертных оценок. 3. Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой) и другие. 4. Социологические методы: анкетирование и интервью; социометрия; мониторинг (постоянное отслеживание ситуаций в фокусе их изменений, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу); метод комплексного социального (психосоциального) моделирования и др. 5. Психологические методы применение бланковых и аппаратурных тестов (индивидуальных и групповых). 6. Методы математической статистики (линейный и факторный анализ, процентное распределение, ранжирование). 7. Педагогические методы воспитания и воспитательной работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогическое стимулирование активности личности по решению возникающих проблем, использование таких мощных социально-педагогических инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, психолого-педагогическое просвещение и консультирование, педагогический консилиум специалистов для комплексной диагностики проблемы ребенка, а также методы организационно-педагогической деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, анализ, текущий, промежуточный и итоговый контроль, инструктирование и др.). Источниками исследования, таким образом, выступают: документы, книги, журналы, газеты; люди, дети, социальные, научные работники, преподаватели, семьи и др.; технико-информационные системы-радио, телевидение, компьютерные сети; традиции учреждений, опыт работы социального работника и др. Сегодня профессию “социальная педагогика” представляет веер специализаций, разновидностей: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор. Социальные педагоги и работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, группами риска, медицинский социальный работник и др.). Работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с детьми, престарелыми и др.), либо в определенный учреждениях (социальный педагог в школе, социальный работник на производстве). В специфических сферах микросреды (социальный работник на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстренных ситуациях, организация социальной работы). Понятно, что каждая специализация требует своего комплекса методов и средств. Если основой для классификации преобразовательных методов социальной работы взять характеристику способов воздействия на состояние и поведение личности или социальной общности, то специалисты выделяют три основные группы методов социальной работы: 1) социально-экономические, 2)организационно-распорядительные, 3) психолого-педагогические. Группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты по социальной работе оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности клиентов. Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль, проверку исполнения и т.д. Группа психолого-педагогических методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения. В группу психолого-педагогических методов входят: убеждение, социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, использование обычаев, традиций и др. 2.2 Социальная работа в системе социальных технологий Определение и конкретизация целей социальных технологий позволяют выделить среди них, в качестве особой группы, технологии социальной работы, которые можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальную помощь и поддержку детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности. Являясь одним из видов педагогической деятельности, социальная работа осуществляет определённые социальные изменения, используя при этом, свои специфические средства, технологии и методы. При этом, главная задача социальной работы заключается не столько в социальной трансформации, сколько в текущем, постоянном устранении дисфункций общества в целом или отдельных его элементов. Сфера профессиональной компетентности и деятельности социального работника при осуществлении социальных изменений включает в себя следующие элементы: - реализация социальных и гражданских прав людей; - компенсация социального, физического или психического ущерба; - ликвидация дефицита в общении; - помощь в организации досуга, доступа к основным социальным благам и социальным услугам. 2.3 Универсальные социальные технологии 2.3.1 Социальная диагностика Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы свое- временно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика. Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, субъект, будь то отдельный человек, группа или организация, не всегда имеет чёткие и, главное, адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Процесс социальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения или проблемы. Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с её внутренним, сущностным содержанием. Попытка изменить эти внешние проявления без глубокого проникновения в суть проблемы, могут не только осложнить процесс её решения, но и создать новые, более сложные и тяжёлые затруднения, как для самого ребёнка, так и для его родителей и тех людей, которые находятся в его ближайшем окружении (педагоги, друзья). В-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность не только вскрыть определённые проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их определённую иерархию, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему. Анализ каждой из стадий социальной диагностики позволяет выделить наиболее характерные черты и особенности каждой из них, включая и возникающие на каждой из них трудности, преодолеть которые должен специалист по социальной работе. Стадия осмысления Не будет преувеличением утверждение о том, что это стадия – одна из наиболее «болезненных» для клиента и одна из самых сложных для социального работника. Такое положение определяется, в первую очередь, теми задачами, которые должны быть решены на указанном этапе социальной диагностики. Во-первых, в ходе совместной деятельности клиента и соц. работника необходимо провести сопоставление реальности с тем идеалом, с которым идентифицирует себя субъект. При этом, осмысливая собственную проблему, человек или группа с необходимостью должны признать собственные ошибки, просчёты, завышенные требования, критерии или оценки. Во-вторых, необходимо осмыслить и адекватно оценить ранее принятые решения и осуществлённые на их основе действия. В-третьих, следует произвести анализ той системы социальных связей и отношений, в которые включён субъект, а так же содержание его статусно- ролевых характеристик. Проведённый на стадии осмысления анализ позволяет перейти к новой стадии социальной диагностики, на которой появляется возможность выработать определённую стратегию деятельности, направленную на преодоление существующих затруднений и разрешение возникших проблем. Стадия разработки альтернативных целей В процессе осуществления социальной диагностики необходимо исходить из того, что определение целей субъекта является одним из эффективных рычагов социальной регуляции его поведения и деятельности. Социальные цели, имея ценностно-рациональную природу, отражают не только ценности человека, группы, или общества, но и их возможности в конкретных обстоятельствах. Стадия поиска способов и средств перевода субъекта в новое личностное и социальное состояние Будучи завершающим стадией процесса социальной диагностики, она предполагает перевод сформированного ранее идеала в конкретные цели субъекта, которые могут и должны быть достигнуты им в процессе последующей жизнедеятельности. Таким образом, процесс социальной диагностики позволяет выявить и с достаточной степенью достоверности установить те проблемы и затруднения, которые препятствуют полноценному социальному и личностному функционированию человека, группы или организации, а так же основные причины возникновения, существования и обострения этих проблем. Результатом социальной диагностики является социальный диагноз, т.е. чётко обозначенный и названный перечень проблем конкретного субъекта в их взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии. Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основывается на строго определённых принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности, как клиента, так и социального работника. 1.Принцип объективности, предусматривающий непредвзятое рассмотрение социальных явлений и процессов и исключение максимально возможного числа искажений действительности в чьих-то субъективных интересах. Реализация данного принципа в практике социальной диагностики позволяет установить социальный диагноз с высокой степенью достоверности. 2.Принцип комплексного подхода, предполагающий исследование всего множества проблем, стоящих перед клиентом. Последовательное соблюдение этого принципа в практике социальной диагностики позволяет не допускать искусственного сужения сферы социального диагноза. 3.Принцип причинной обусловленности, направленный на анализ различных социальных или личностных проблем субъекта в их взаимосвязи и взаимозависимости, отказ от попыток рассматривать какую-либо проблему как нечто противоестественное для общества и «чуждое его природе». Иначе говоря, реализация этого принципа заставляет субъектов социальной диагностики не только выявить максимально возможное число проблем стоящих перед клиентом, но и установить их своеобразную иерархию. 4.Принцип позиционности, заключающийся в анализе конкретной социальной проблемы или комплекса проблем с позиций различных субъектов, имеющих к ней отношение. В результате появляется возможность определить такие важные для постановки достоверного социального диагноза обстоятельства как носителей конкретной социальной проблемы, восприятие последней другими субъектами и распределение групповых или субъективных интересов, а так же степень готовности субъекта действовать для решения данной проблемы. 2.3.2 Социальная терапия В процессе осуществления социальной диагностики и постановки социального диагноза выявляется тот комплекс причин, которые обуславливают существование и функционирование проблемного комплекса конкретного человека, группы или организации. На уровне повседневного, обыденного сознания наличие какого-либо диагноза предполагает осуществление процедур и мероприятий, которые мы называем лечением. Аналогичная ситуация складывается и вокруг социального диагноза. Его наличие предполагает, что необходимо осуществить «социальное лечение». Это направление деятельности в теории и практике социальной работы получило название социальная терапия. Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия - это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект. Исходя из многоуровневой структуру общества, можно предложить следующую структуру социально-терапевтической деятельности как целостного явления: - макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия; - мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.; - микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов. Социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне её организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации социальной политики. Однако, большинство социальных и личностных проблем позволяют использовать для своего решения хорошо известные и давно зарекомендовавшие себя как эффективные и результативные методы и подходы, основные из которых: 1.Административные. Характерными особенностями является, жёсткое следование формальным нормам и правилам, (законы, инструкции, положения и т.п.); система административных методов социальной терапии. 2.Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта. 3.Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов. Рассматривая социальную работу в системе методов социальной терапии, можно утверждать, что она является одним из универсальных методов решения социальных проблем, который предполагает комплексное использование всех вышеназванных методов. При этом, основной целью социально-терапевтического воздействия является решение тех проблем, которые затрудняют процесс социального или личностного функционирования субъекта. К функциям социальной терапии можно отнести: 1.Социальное «лечение», предполагающее оказание клиенту необходимой поддержки и помощи в решении его проблем; в этом случае социальный работник может действовать совместно с другими специалистами: врачами, педагогами, юристами и т.п.; 2.Социальная защита, направленная на отстаивание интересов клиента, разъяснение его нужд и потребностей тем структурам, людям или организациям, от которых зависит его социальное благополучие; 3.Социальное развитие, способствующее выявлению скрытых или нереализованных возможностей и способностей клиента, с целью последующей оптимизации его жизнедеятельности. В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии: 1.Индивидуальная, 2.Групповая, 3.Семейная, 4.Трудовая терапия, 5.Терапия самовоспитания, 6.Дискуссионная терапия Как было отмечено выше, методы социальной терапии – это, прежде всего, методы решения различных социальных и личностных проблем человека, группы или коллектива. Эти методы могут с успехом применяться как социальными работниками, так и другими специалистами, работающими в социальной сфере. Однако, в практике социальной работы на протяжении её вековой истории сложилась собственная система методов и форм воздействия, которые можно рассматривать как специфические методы социальной терапии в практике социальной работы. 2.3.3 Социальная профилактика Анализ сущности и содержания технологий социальной диагностики и социальной терапии позволяет сделать вывод о том, что в первом случае речь идёт о выявлении и постановке конкретной проблемы или комплекса проблем, препятствующих процессу полноценной жизнедеятельности человека, группы или коллектива. Во втором случае предполагается принятие мер, направленных на полное или частичное разрешение проблем и оптимизацию процесса жизнедеятельности субъекта. Не будет ошибкой предположить, что соц. диагностика и соц. терапия являются важнейшими составными частями деятельности по социальной поддержке и защите. Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики. 1.Медико-социальные - создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. 2.Организационно-административные - система социального контроля, для осуществления деятельности по социальной профилактике. 3.Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности во всех областях социальной жизни. 4.Педагогические - формирование у социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. 5.Экономические - направлены на поддержание достойного уровня жизни и создание нбх условий для удовлетворения материальных потребностей. 6.Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально допустимых рамках. 2.3.4 Социальная реабилитация Одной из важнейших задач соц. работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин. Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс. Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социально-реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы: 1.Объективные, т.е. социально или природно обусловленные: - возрастные изменения; - природные, техногенные или экологические катастрофы; - тяжёлые заболевания или травмы; - социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.). 2.Субъективные или личностно обусловленные: - изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, отказ от продолжения учёбы и др.); - девиантные формы поведения и др. К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы: - здравоохранения; - образования; - профессиональной подготовки и переподготовки; - средства массовых коммуникаций и массовой информации; - организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции; - общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т. п.). Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности. В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации. 1.Социально-медицинская. 2.Социально-психологическая. 3.Социально-педагогическая. 4.Профессиональная и трудовая. 5.Социально-средовая. Каждый конкретный вид соц.реабилитации определяет порядок и меры по его практической реализации. Как бы не отличались между собой основные виды социальной реабилитации, тем не менее, их практическое осуществление предполагает опору на ряд основополагающих принципов. 1.Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы клиента и организацию последовательной деятельности по её разрешению. 2.Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи. 3.Последовательность и непрерывность в проведении социально- реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем. 4.Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер. 5.Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от материального и имущественного положения. Конечной и основной целью процесса социальной реабилитации является развитие в человеке стремления к самостоятельной борьбе с трудностями, способности к сопротивлению негативным влияниям среды и мобилизация своих возможностей на создание собственного «Я». 2.3.5 Социальная адаптация Понятие «социальная адаптация» используется в науке достаточно давно и широко. При этом, сфера его применения не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания. Напротив, понятия «адаптация» и «адаптационный процесс» используются сегодня в биологии и социальной психологии, философии, социологии, экологии и т.п. Можно утверждать, что проблемы адаптационных процессов – это проблемы комплексного исследования человека и окружающего его мира. В определённом смысле слова, процесс человеческой жизни можно свести к необходимости постоянно решать проблему «вживания» в новые системы социальных отношений, группы, системы ценностей и т.п. Это происходит, в первую очередь, в силу динамичного характера социальной жизни, приводящего к постоянным изменениям среды жизнедеятельности человека. В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта соц.средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников 2.3.6 Социальное консультирование Современное общество и протекающие в нём процессы ставят перед человеком целый ряд проблем, с которыми не сталкивались даже его ближайшие предшественники. Это обусловлено такими факторами, как ускорение темпов социальной мобильности, принципиальное изменение базовых норм и ценностей общества, ускорение темпов его урбанизации, расширение ценностно-нормативных границ человеческого поведения и деятельности, рост уровня социальной автономности личности и т.п. Перечисленные и многие другие факторы, ставят большинство людей перед необходимостью выбирать какой-либо единственный способ решения социальной или личностной проблемы из множества возможных, каждый из которых существенно отличается от других. В настоящее время в теории и практике соц. работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования 1.Функциональный, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность. 2.Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций. Ещё одним основанием для выделения видов социального консультирования является целевая установка клиента, т.е. цели, которые он преследует, обратившись за помощью к консультанту. В этом случае можно говорить о существовании более сложных видов рассматриваемой деятельности. 1.Рефлексивное консультирование, т.е. совместное с клиентом осмысление жизненной ситуации, анализ, приоритетов, возможностей развития. 2.Проектное консультирование, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Это консультация – программирование, консультант, соответственно, проектировщик, специалист. 3.Технологическое консультирование, предполагающее поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи. Это консультация – рекомендация, где консультант – это человек, обладающий необходимыми знаниями и необходимым опытом. Именно такую консультацию получит у педагога родитель, столкнувшийся с необходимостью гармонизации отношений со своим ребёнком. 4.Прогностическое консультирование, представляющее собой построение идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при сохранении или отсутствии каких-либо тенденций. Это консультация – предвидение, где консультант – это человек, который способен подняться над ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития, как позитивного, так и негативного характера. 1.Принципы организации социального консультирования. 1.1.Принцип анализа подтекста 1.2.Принцип отказа от конкретных рекомендаций 1.3.Принцип системности 1.4.Принцип уважения личности клиента 2. Принципы осуществления социального консультирования 2.1.Принцип компетентности и профессионализма 2.2.Принцип доверительности и сотрудничества 2.3.Принцип конфиденциальности 2.4.Принцип результативности При этом, о потребности в консультации можно говорить только в случае, если человек не отказывается от самостоятельного воздействия на ситуацию, от самостоятельной деятельности по решению возникшей у него проблемы. Подобного рода потребность создаёт возможность для организации и осуществления социального консультирования как вида социальной помощи и как разновидности профессиональной деятельности социальных работников и других специалистов. Заключение Рассмотренные в настоящем пособии социальные технологии являются наиболее распространёнными и употребительными в деятельности организаций и учреждений, работающих в сфере социальной защиты, поддержки и помощи. Использование таких технологий основано на системе традиционных представлений об объектах общественного попечения и заботы. Их системное применение на практике в условиях современного общества предполагает опору на новейшие научные знания о социальных процессах и позволяет государству и обществу, при наличии соответствующего стремления, действительно решать проблемы, с которыми сталкиваются сегодня наиболее уязвимые в социальном отношении группы, коллективы. Вместе с тем, существующая сегодня система социальной работы с такими группами населения как пожилые люди, дети, малоимущие и т.п., должна стать основанием для последующего развития этого вида деятельности. Основными направлениями такого развития являются: совершенствование финансовых, экономических и организационных основ социальной работы, формирование новых средств и способов её реализации, подготовка соответствующих кадров, дальнейшее развитие социального знания. Это позволит обществу и государству создать наиболее адекватную социально-экономическим и социально-политическим реалиям систему социальной защиты населения, своевременно реагировать на изменения социального климата в обществе и эффективно решать те проблемы, с которыми сталкиваются различные общественные группы в процессе своей жизнедеятельности. Для решения этих задач необходимы совместные усилия государственных структур и организаций, общественных объединений, научного и педагогического сообщества. Наряду с рассмотренными технологиями социальной работы, обществу необходимы и другие, ориентированные на те социальные слои и группы, которые не входят в систему традиционных представлений об объектах такой деятельности, но испытывают сегодня не меньшие трудности в процессе своего социального и личностного функционирования. Необходимость подобной ориентации обусловлена тем, что в настоящее время из сферы социальной защиты, поддержки и помощи выпадают именно те общественные слои и группы, которые являются наиболее активными участниками социальной деятельности и трудом которых создаётся наибольшее число социальных благ, как материального, так и духовного характера. Формирование и развитие таких социальных технологий позволит не только расширить сферу социальной защиты, но сыграет значительную роль в деле гармонизации системы социальных отношений в педагогической деятельности и отношений в обществе, преодоления социального негативизма и укрепления социальной стабильности. Литература 1.Бочарова В.Г. Социальная работа: знакомство с профессией. - М., 1997. 2. Зайнышев И.Г., Злобин Г.Е., Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах РФ // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-1994.-№3.-С. 3-9. 3. Никитин В.А. Начала социальной педагогики: Учебное пособие. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 5. Приходько Н.И. Технология воспитания и практической подготовки социальных педагогов // Школьные технологии. - 2000. - №3. - с. 180-185 6. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики.-СПб.,1992.Гл. 1, § 3. 7. Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. - Псков, 1995. 8. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. - М., 1990. - Гл. 1. - С. 14-26. 9. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии.-М.,1997-Ч.III.-Гл. 3, 4. 10. Сокольников Ю.П. О системном видении воспитания //Воспитание школьников. - 1990. - № 5. 11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. - М., 1999. - Кн. 2. 12. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.,1998. 13. Педагогика: Учебное пособие /Сластенин В.А. и др. - М., 1997. 14. Арламов А.А. Трансформация педагогических объектов на основе психологических знаний: Методологический аспект// Человек. Сообщество. Управление. – 2002. – №4. – С. 33-56. 15. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований педагогических исследований: Дидактический аспект. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с. 16. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике: Монография. - М.-Волгоград: Перемена, 2003. - 164 с. 17. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1977. 18. Бутаков С.А. Структурирование учебного материала в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2001. - 24 с. 19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.-М.: ИНТОР,1996.-544с. 20. Диалектическая логика / Под ред. З.М. Оруджева, А.П. Шептуллина. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 298 с. 21. Зиновьев А.А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале «Капитала» К.Маркса). - М.: ИФ РАН, 2002. - 321 с. 22. Кохановский В.П. и др. Философия для аспирантов: Уч. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 448 с. 23. Щедровицкий Г.П. Начала системно-структурных исследований взаимоотношений в малых группах/Из архива Т.3.-М.:Путь, 1999-314с. 24. Корель Л.В. Социальная адаптация: этюды апологий. - Новосибирск, 1997.-158 с. 25. Кузина И.Г., Кузнецова Л.П., Осмачко Н.В. Социология: Учеб. пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1997.- 109 с. |