Реферат: Понятие культуры, ее структура и функции
Название: Понятие культуры, ее структура и функции Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат |
Белорусский государственный университет Исторический факультет Кафедра нового и новейшего времени Реферат на тему: Понятие культуры, ее структура и функции Подготовил: Студент 4 курса, 3 группы Сидоренко В. Минск, 2009 СОДЕРЖАНИЕ 1. Понятие культуры 2. Онтология культуры 3. Виды искусства 4. Функции культуры 5. Основные эпохи в развитии культуры 1. Понятие культуры
Термин "культура" входит в активный категориальный аппарат общественных и гуманитарных наук в начале XX в. Первоначально понятие "культура" обозначал обработку земли, возделывание почвы, занятие земледелием (лат. сultura – возделывание, обработка, уход, улучшение), сам термин впервые встречается у Цицерона. А этим человек начал заниматься со времени неолитической революции (переход от присваивающей экономики к добывающей – около 10 тыс. лет до н.э.). Расширение сферы человеческой деятельности за пределы занятий охотой, скотоводством, земледелием обусловило рост направлений культурного прогресса. Культура – это все то, что связывается с активной, преобразующей деятельностью человека. Постепенно это понятие в большей степени стало связываться с воспитанием, просвещением, образованностью человека. Это вторичная, духовная сфера человеческой деятельности, духовная культура, но будучи относительно самостоятельной, всегда связана с материальной культурой. Между культурой ума и культурой труда, культурой поведения и культурой речи всегда существует коррелятивная связь. Из отмеченного выше явствует, что важной особенностью культуры является ее человеческое начало, связь культуры с человеком и его деятельностью. Культура представляет собой как бы вторую природу, созданную человеком, мир его материальных и духовных ценностей. Несмотря на то, что к настоящему времени определены основные сферы культуры, по-прежнему не прекращаются споры по поводу определения понятия "культура". Так, в Англии термин культура заменяется "цивилизацией ". Для американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона основным элементом культуры выступают общезначимые ценности. Для Ницше – культура это жизненная активность, подчиненная двум императивам – поддержанию жизни и утверждению ценности. Для П. Сорокина – это язык, наука, искусство, религия, этика . Для Маргарет Мид – исходным элементом выступает семья. Иногда вместо термина "культура" употребимы понятия "культурная система ", "мировая культура ", "социокультурная система ". Вообще же в англо-американской литературе наиболее употребимо определение, данное Э. Тэйлором : "Культура или цивилизация в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества ". Определенная традиция в данном вопросе сложилась и у российских исследователей. Подавляющее большинство исходили из марксистской концепции и придерживались так называемого деятельного подхода (Злобин, В. Межуев, В. Давидович, Ю. Жданов ). В тоже время, Эдуард Маркарян , признавая человеческую деятельность основой для существования культуры, за системообразующий принцип принимает отличие человеческого существования от биологического. М.С. Каган за основу принимает творческую деятельность человека. Интересная трактовка культуры дана М. Петровым , им за основу берется семиотическая сущность . Наиболее обобщенное определение культуры дано А. Швейцером. Он определяет ее как "совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида как прогрессу прогрессов ". В широком философском смысле трактуется культура у Н. Рериха . Им выделяется 2 части: "культ" – поклонение, почитание, "ур" (с санскрита) – "Свет". Получается "поклонение Свету", под которым понимается все доброе, высокое, прекрасное и божественное . Разноплановость и неоднозначность в подходе к дефиниции "культура" приводит к тому, появляются даже исследования, направленные на рассмотрения этого вопроса в социологическом аспекте. Так, в 1952 г. подобный опыт был предпринят А. Кребером и К. Клакханом, по их подсчетам с 1871 по 1919 г. существовало только 7 определений культуры (отсчет они начинают от определения Э. Тэйлора), с 1920 по 1950 г. – 157. А. Моль в "Социодинамика культуры" отмечает, что к 1969 г. их уже более 250. А в настоящее время около 1000. Наиболее распространенным является понятие культуры как совокупного результата человеческой деятельности. В культуру включают и саму деятельность, а также гамму общественных отношений между людьми, возникающих в процессе этой деятельности (экономические, политические, моральные и др.), то есть человек наряду с материальными и духовными ценностями создает и культуру отношений. Для понимания сущности культуры необходимо рассмотрение этого явления одновременно в следующих аспектах: 1. Культура – процесс активной деятельности человека направленный на освоение, познание и преобразование мира. Отражение представлений мире в чувствах, идеях людей, в их индивидуальном и общественном сознании представляет гносеологический аспект. 2. В аксиологическом аспекте культура – совокупность достигнутых, в процессе освоения мира, материальных и духовных ценностей. Эти ценности отражают уровень достижений человечества в освоении мира, и сами выступают как специфические аспекты освоения. 3. В гуманистическом аспекте культура – это важнейший фактор духовного развития человека, его творческих способностей. 4. В социологическом аспекте культура – это деятельности конкретного исторического социального субъекта. Эти все аспекты связаны неразрывно, и разделить их можно только в процессе теоретического анализа. 2. Онтология культуры
Широко распространенным да недавнего времени считалось деление культуры на 2 составляющие: материальную и духовную . Данная установка сформировалась под воздействием марксистской теории и необходимо отметить, что достаточно прочно утвердилась в массовом сознании. Разделение культуры просто на материальную и духовную не обозначает, что первая является только материальным образованием, а вторая – только духовным. В действительности продукты духовной культуры материализованы, так как иначе бы они просто не смогли существовать, а в материальной культуре выражаются духовные цели, планы. Нельзя однозначно утверждать, что такой подход является неправомерным, в данном случае фиксируются самые содержательные, существенные, принципиальные различия между двумя типами деятельности – материальной и духовной. В тоже время ряд исследователей – Ц. Арзаканьян, М. Каган – углубляют структурирование культуры, ими вводится понятие "слои культуры ". В соответствии с данной трактовкой в культуре выделяется 3 основных морфологических слоя: материальный, духовный и художественный. Материальная культура охватывает сферы материально-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т. д. Однако материальная культура существует не только в предметной форме, но и в виде реальных способностей, навыков, знаний практически действующего человека, осуществляющего процесс производства. Составным элементом материальной культуры является и культура физического развития человека. В целом материальная культура связана с преобразовательной и коммуникативной деятельностью . Обращаясь к следующему культурному слою, духовной культуре , следует отметить, что сферы ее распространения шире предыдущего, она включает преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную деятельности . Т. е духовная культура охватывает сферы духовного производства, по иному сферы общественного сознания – науку, нравственность, воспитание и просвещение, право, философию, религию, фольклор и т. д. Сюда же следует отнести и отношения людей друг к другу, к самим себе, к природе, которые складываются в процессе материальной и духовной деятельности. В духовную культуру включается и такой важный компонент духовной жизни как язык . Духовной культуре присуща и нормативность, которая включает в себя обычаи, обряды, традиции . Третий морфологический слой культуры представлен художественной культурой , которая часто отождествляется с миром искусства. Но это не совсем так, искусство составляет основу художественной культуры, но не все ее содержание. Точнее будет определить ее как мир искусства, взятый во взаимодействии с обществом и другими слоями культуры. Т. е. художественную культуру можно определить как совокупный способ и продукт художественной деятельности людей. Художественная культура связана с функционированием и развитием всех областей искусства – литературы, живописи, музыки, театра и т.п. В каждую эпоху между ними существует прочная внутренняя связь, определенная общим характером данной культуры. Исходя из этого, художественная жизнь общества выступает как единый организм, а не простое соединение отдельных форм искусства. Кроме этого художественная культура включает в себя все процессы, протекающие "вокруг" искусства, – созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также процессы, обеспечивающие ее функционирование, – воспитание художников, публики, искусствоведов. Т. е. художественная культура включает в себя 4 составляющих: художественное производство, потребление произведений искусства (зрителями), художественная критика, искусствоведческие науки. Все эти четыре составляющих формируются вокруг порождающего их центра – искусства. 3. Виды искусства
Художественная культура представлена определенными видами искусства , которые представляют формы художественно-творческой деятельности. Между собой они отличаются, прежде всего, способом материального воплощения художественного содержания (слово – для литературы, звук – для музыки и т.п.). С эмоциональной точки зрения все виды искусства равноценны и необходимы. Различные виды искусства подразделяются на пространственные , или пластические (которые существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимаются зрением); временные (где преимущественное значение приобретает развертывающаяся во времени композиция) и пространственно-временные (которые называют также синтетическими или зрелищными). I. Пространственные (пластические) искусства включают: изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, художественная фотография. II. Временные искусства – художественную литературу, музыку. III. Пространственно-временные (синтетические) искусства – театр, танец, киноискусство, эстрадно-цирковое искусство. I. Пластические искусства. 1) Изобразительное искусство – это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видовом предметном облике. Различают следующие виды изобразительных искусств: Живопись – вид искусства, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на какую-нибудь поверхность (основу), образов действительности. Само слово "живопись" обозначает живописать, т. е. писать жизнь. Искусство живописи было известно еще в древности. Однако живописцы писали по-разному. Это зависело от избранной живописной манеры, мировоззрения эпохи, способности видения и ощущения красоты окружающего мира. В то же время произведения каждой из эпох уникальны и ценны по своему содержанию. Существуют две основные разновидности живописи – станковая и монументальная. Станковая живопись – в ее материальной основе лежит прочный и плотный материал (натянутый на подрамник холст, деревянная доска, лист картона, металла и т.п., обычно прикрытые специальным грунтом), позволяющий свободно перемещать произведения, развешивать на стенах и т.д. Как правило, произведения станковой живописи предназначены для показа и восприятия в интерьерах. Рама – важный атрибут станковой живописи, придающий живописному образу завершенность и позволяющий при восприятии четко ограничить живописное иллюзорное пространство от реального окружения картины – пространства интерьера. Станковая живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, исторический жанр, анималистический жанр, мифологический жанр, батальный жанр. Монументальная живопись – материальной основой является неподвижная архитектурная основа (стена, свод, опора здания) или специальная конструкция. Произведения монументальной живописи нельзя отделить от ее основы (стены, несущей конструкции). Важная задача монументального искусства – достижение синтеза искусств – гармоничного единства, логической связи, стилевого и однообразного единства монументальной живописи и архитектуры. К монументальной живописи относятся: стенная роспись, фреска, витраж, мозаика, панно. Особыми видами живописи являются иконопись, миниатюра, декорационная живопись (декорация театральная и кинодекорация), диорама, панорама. Скульптура – один из древнейших видов изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Слово "скульптура" произошло от латинского слова "sсиlро", означающего "высекать". Скульптуру называют также пластикой, ваянием. Скульптура, как и архитектура, существует реально, в реальном пространстве. Она говорит на языке пластики объемов. Она сама реальна и объемна. Главный объект скульптуры – человек (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа); изображения животного мира составляют анималистический жанр. В XX в. возникла неизобразительная, абстрактная скульптура, использующая нетрадиционные методы и материалы (скульптура из проволоки, надувные фигуры и т.д.) В мифологии сохранилась интересная легенда о скульпторе по имени Пигмалион, жившим когда-то очень давно в Древней Греции. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской. Долгие годы он создавал статую девушки, которую назвал Галатея. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в нее. Он страстно хотел, чтобы мраморная Галатея ожила. Афродита (богиня любви и красоты) сжалилась над ним и осуществила его мечту, оживила статую. Существуют различные формы изображения скульптуры: а) круглая т.е. трехмерная, допускающая обход и восприятие со всех сторон, имеет измерение по высоте, ширине, толщине; б) рельеф – скульптура на плоскости, выполненная с применением перспективных сокращений и рассматривается только спереди. В свою очередь первая из изобразительных форм скульптуры имеет следующие разновидности: статуя (изображение отдельной фигуры, иногда с введением элементов сюжетной обстановки), бюст (погрудное изображение человека), скульптурная группа (объединение в одной композиции нескольких фигур, связанных общим сюжетом и общим характером пластики), скульптура малых форм (скульптура небольших размеров, выполненная из мрамора, камня, дерева, бронзы, кости и т.д. Как правило, в такой скульптуре применяется цвет). Графика – вид изобразительного искусства, связанный с изображением на плоскости. Рисунок или отпечаток наносятся на плоскость, при этом в качестве несущей изображения плоскости в графике как правило выступает лист бумаги (изредка картон, в древности – папирус, пергамен. Основной "несущий" материал графики – бумага. Язык графики более скупой и лаконичный. Это линия и сочетание черных и белых пятен. Цвет в графике играет второстепенную роль. Материалами графики являются карандаш, тушь, перо, уголь, кисть, мелки, бумага, картон, акварель, гуашь. Известны две основные разновидности графики – рисунок и печатная графика . Рисунок – входит в область уникальной графики (в отличие от печатной), может быть выполнен в любой технике – карандаш, фломастер, уголь, соус (материал, состоящий из очень мелкого и мягкого черного порошка с примесью клея); пастель – цветные мелки, тушь, перо или кисть, гуашь; монотипия – вид графики, в котором краски от руки наносятся на гладкую поверхность металлической доски и отпечатываются на бумаге под давлением на станке; коллапс – техника, состоящая в применении различных наклеек из плоских или объемных материалов (фрагменты газет, обоев, тканей); аппликация-изображение, получаемое путем наклеивания на бумагу разноцветных кусочков каких-либо материалов и любые другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец. Печатная графика дает возможность получить определенный тираж равноценных, идентичных художественных произведений – оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттиску). Способность печатной графики – быстро и оперативно откликаться на события, возможность – воздействовать циклами, сериями изображений. Разновидности печатной графики – эстамп, книжная иллюстрация, плакат, почтовые марки, афиши, образцы промышленной графики (дорожные знаки, товарная упаковка и т.д.) Основным видом печатной графики является гравюра. К ее разновидностям относятся: а) выпуклая гравюра – ксилография (гравюра на дереве), линография (гравюра на линолеуме); 6) углубленная гравюра – резцовая гравюра, офорт, сухая игла (гравюра на металлической пластинке); в) плоская гравюра – литография (гравюра на особом литографическом камне); г) цветные гравюры – печатание с нескольких досок. 2) Архитектура ( зодчество) – это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду жизни и деятельности людей. Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда, в которой человек существует. Эта искусственно созданная среда противостоит природе. Понятия "архитектор", "архитектура" имеют греческое происхождение. В древнегреческом языке слово "архи" – "старший" и "тект" – "строитель". Из этих слов родилось третье: "архитектон" – начальник строительных работ. Древние переделали его в "архитектор". Следовательно, архитектура – это искусство строить, а архитектор – главный строитель. Понятие же "зодчий" имеет славянское происхождение. Архитектура непосредственно участвует в формировании предметной среды. "Архитектура – искусство не изобразительное, а созидательное: оно не изображает предметы, а создает их". Архитектура создает реальное пространство. В этом ее главная особенность. Если в живописи главное – цвет, в графике – линия, в скульптуре – объем, то в архитектуре – пространство. Пространство является языком архитектуры. Выделяется три основных вида архитектуры: а) архитектура объемных сооружений (жилые дома, общественные здания, промышленные сооружения); б) ландшафтная архитектура (это городские скверы, бульвары, парки с беседками, мостиками, фонтанами, лестницами); в) градостроительство (охватывает создание новых городов, поселков, реконструкцию старых городских районов). 3) Декоративно-прикладное искусство. Прикладное искусство. Человеку свойственно стремление к красоте в окружающем его предметном мире, поэтому мы стараемся окружить себя предметами не только полезными, нужными, но и красивыми. Узор, украшение как бы "прикладывается" к предмету, делает его не только утилитарным, но и богатым, нарядным, красивым. Такой предмет ценится уже не за то, что просто полезен, но и за мастерство украшения. Позднее эту область художественного освоения предметного мира определили как "прикладное искусство". Предметы прикладного искусства в первую очередь служат практическим целям и одновременно украшают наш быт, создают праздничное настроение. Красота и польза в них уравновешены и гармонически дополняют друг друга. Декоративное искусство зародилось очень давно. Еще при родовом строе человек украшал себя браслетами, кольцами, подвесками и т. д. Позднее появились предметы украшения одежды, а затем и жилища. Изделия декоративного искусства существуют только для украшения помещения, одежды, человека. Искусство создавать красивые вещи стали называть декоративным (от франц., декор, украшение). Видами декоративно-прикладного искусства являются: керамика – изделия из обожженной глины (фарфор, фаянс, майолика, терракота); резьба и роспись по дереву; ткачество, вышивка, кружево; вязание; ковры и ткани (гобелены, ручная набивка ткани); художественная обработка металла – узорочье; резьба по камню; резьба по кости; изделия из стекла; ювелирное искусство. 4) Дизайн (англ. design – чертеж, проект, замысел) – особый метод проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности, физиологического и психологического удобства, четкой социальной ориентации. II. Временные искусства. 1) Художественная литература – вид искусства, в котором носителем образности является речь. Данный вид искусства в отличие от изобразительных искусств лишен зрительной достоверности (наглядности). Слово раскрывает уникальные познавательные перспективы: 2) Музыка – вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков. Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова, не воспроизводит видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу. Музыка может передавать как эмоции, чувства, присущие каждому человеку, так и национальные черты разных народов. Это выражается в интонационном, мелодическом, ритмическом строе. Данный вид искусства фиксируется с помощью нотной записи. Музыкальные произведения по способу исполнения разделяют на две большие группы: вокальные (для исполнения голосом – пением), инструментальные (исполняемые на музыкальных инструментах). Известны такие виды музыки, как симфоническая, оперная, камерная и т. д Жанрами этого вида искусства является песня, соната, симфония, сюита. III. Пространственно-временные искусства. 1) Театр – это синтетический вид искусства, где образное отражение действительности проходит в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемого участниками спектакля перед зрителями. Театр является коллективным искусством, в которое вовлечены актеры, сценографы, композиторы, хореографы, художники по свету, гримеры и режиссеры. Этот вид искусства проявляется в виде трагедии или комедии: раскрывается в балете, опере, оперетте, пантомиме, импровизации. 2) Танец – вид искусства, материалом которого являются позы и движения человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему. Танец тесно связан с музыкой. Танец подразделяется на бытовой (народный, бальный) и сценический. 4. Функции культуры
1) Культура направлена на удовлетворение физиологических потребностей человека (это касается и еды, сна, укрепления здоровья, продолжения рода). 2) Преобразование окружающего света , приспособление его для человеческого существования. Преобразование людьми света особенно наглядно на примере архитектуры. Стремление к творческому преобразованию окружающего отразилась и в преобразовании собственно природы. Пример – появления садов (висячие сады Семирамиды, японские сады, Версальский парк). 3) Коммуникативная функция . 4) Накопление и хранение информации . 5) Нормативная . Культура вырабатывает нормы, способствующие регулированию поведения людей. Нормы поддерживают устойчивость традиций, институтов и личных взаимоотношений, сплоченность общества, позволяют оценивать поступки, указывают на наиболее приемлемые формы поведения. Нормативность распространяется на этикет, традиции. 5. Этапы развития культуры
В настоящее время историками выделяются следующие основные этапы исторического развития: – архаика (IV – I тыс. до н.э.) – классика (V в. до н. э. – V в. н. э.) – средневековье (V – XV вв.) – новое время (XVI – начало XX в.) – новейшее время (с начала XX в.) Культурологами внутри каждого из этих этапов выделяют еще и культурные эпохи. – В рамках архаики – эпоха великих восточных цивилизаций (Египет, Индия, Персия, Китай), мегалитическая культура Европы. – В рамках классики – эпоха античности (греческая и римская), эпоха великих империй Востока (Ашоки, Цынь, Хань и т.д.), эпоха эллинизма . – В рамках средневековья – средневековье, Проторенессанс и эпоха Возрождения . – В рамках нового времени – отдельно выделяется так называемая переходная эпоха – эпоха барокко (XVII в.,), эпоха Просвещения (XVIII в.), культурная эпоха XIX в.: рамки ее шире календарных с 1789 по 1914 гг. – В рамках новейшего времени – современная эпоха с начала ХХ в. Литература
Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1969. № 9. С. 99–109. Гуревич П. С. Культурология. М., 1996. Давидович В.Э., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Р/на/Д, 1977. С. 29–69, 181–212. Категории и понятия теории культуры. М., 1985. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995. Очерки теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели, И.А. Громова. Спб., 1992. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989. |