Курсовая работа: Экологический аудит как вид природоохранной деятельности
Название: Экологический аудит как вид природоохранной деятельности Раздел: Рефераты по экологии Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ КАК ВИД ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Пояснительная записка к курсовой работе по ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ
Уфа 2007г. СОДЕРЖАНИЕ Реферат Введение 1. Развитие системы экологического аудита 1.1 Причины возникновения экологического аудита 1.2 Применение экологического аудита в России 2. Цели и задачи экологического аудита 2.1 Эффекты и выгоды экологического менеджмента и экологического аудита 2.2 Типы и задачи экологического аудита 2.3 Виды экологического аудита 2.4 Экологический аудит банков 3. Классификация программ экологического аудита 3.1 Методы проведения экологических аудиторских программ 4. Организация экологического аудита предприятия 4.1 Обобщенная процедура программы экологического аудита 4.1.1 Этап подготовительных работ 4.1.2 Планирование программы экологического аудита 4.1.3 Основной этап программы экологического аудита 4.1.4 Заключительный этап программы экологического аудита 4.1.5 Использование материалов программы экологического аудита 4.2 Информационное обеспечение экологического аудита 5. Основы правового регулирования экологического аудита в РФ 5.1 Проект федерального закона «Об экологическом аудите» 6. Расчет количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от объектов очистных сооружений Заключение Приложения Список использованной литературы Реферат ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АУДИРОВАНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ, НАТУРНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ, ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ Объект исследования - политика охраны окружающей среды в России, а именно: экологический аудит как средство повышения эффективности использования экономических инструментов для снижения экологического риска и выбора природоохранных мероприятий. Цель курсовой работы - выявление возможностей использования сведений, полученных при экологическом аудите, для снижения экологического риска, при выборе природоохранных мероприятий, а также для повышения эффективности применения экономических инструментов в природоохранной политике. Задачи курсовой работы: 1. Показать роль экологического аудита в системе природопользования РФ и доказать его необходимость на конкретных примерах. 2. Выявить возможность использования экологического аудита как средства снижения экологического риска предприятий и при выборе природоохранных мероприятий. 3. На основании зарубежного опыта в области экономических инструментов в природопользовании выявить и указать возможности их использования в России. 4. Изучить основы правового регулирования экологического аудита в Российской Федерации. 5. Рассмотреть возможности применения математических методов в обработке информации о загрязнениях. Пояснительная записка включает: 73 стр., 24 литературных источника, 3 рис., 3 таблицы. Введение В условиях развития рыночных отношений в России все большую остроту приобретают проблемы, связанные с воздействием на окружающую среду. В частности, вопросы оценки наносимого ей ущерба и оценки риска от этого ущерба встают как перед самими природопользователями, так и перед государственными институтами, проводящими контроль, частными и общественными организациями. Приход в Россию нового экономического порядка характеризуется необходимостью внедрения новых для нее эколого-экономических понятий, таких, как экологический аудит, а также пересмотр роли и значения старых экономических инструментов в государственной политике. В то время как в странах Запада уже существует теоретический и практический опыт его применения, Россия еще только начинает внедрять многие из них. В ходе этого процесса проявляются отсутствие нормативно-правовой базы, нехватка методик и отсутствие практики, острый дефицит информации, литературы и исследований по этим вопросам. В сложившейся ситуации данная работа, посвященная выявлению возможностей использования сведений, полученных при экологическом аудите, для снижения экологического риска, при выборе природоохранных мероприятий, а также для повышения эффективности применения экономических инструментов в природоохранной политике, приобретает особую актуальность. Актуальность проведения экологического аудита на российских предприятиях имеет экономический, экологический и социальный аспекты. Принимать решение о проведении экологического аудита предприятие заставляют три группы факторов. Экологические, экономические и социальные причины часто взаимосвязаны между собой. Так, ухудшение состояния окружающей среды приводит к деградации природного мира, разрушению экосистем и возникновению социальных проблем здоровья нации, ухудшения экологического качества жизни, одновременно являясь потерей и для экономики, поскольку предприятие несет убытки, производя плату за выбросы вредных веществ и нанесенных окружающей природной среде экологический ущерб. Возникновение глобальных экологических проблем, таких как загрязнение атмосферного воздуха, водоемов, почв, истощение природных ресурсов, способно привести к деградации человеческой цивилизации. При сохранении существующих темпов потребления природных ресурсов они будут исчерпаны в ближайшее время. Причем особую обеспокоенность вызывает наиболее быстрое исчерпание так называемых витальных ресурсов, которые прежде рассматривались как неограниченные: запасы пресной воды, атмосферного воздуха, почвенное плодородие и биоресурсы, потребление и рациональное использование которых в рамках предприятия контролируется при проведении экологического аудита. Устойчивое развитие Российской Федерации возможно при обеспечении сочетания экономических, экологических и социальных интересов общества. Целью настоящей работы является выявление возможностей использования сведений, полученных при экологическом аудите, для снижения экологического риска, при выборе природоохранных мероприятий, а также для повышения эффективности применения экономических инструментов в природоохранной политике. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: 1. Показать роль экологического аудита в системе природопользования Российской Федерации и доказать его необходимость на конкретных примерах. 2. Выявить возможность использования экологического аудита как средства снижения экологического риска предприятий и при выборе природоохранных мероприятий. 3. На основании зарубежного опыта в области экономических инструментов в природопользовании выявить и указать возможности их использования в России. 4. Изучить основы правового регулирования экологического аудита в Российской Федерации. 5. Рассмотреть возможности применения математических методов в обработке информации о загрязнениях. 1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА Важным направлением реализации Государственной стратегии устойчивого развития России, направленной на сбалансированное решение социально-экономических задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды, является применение экологического аудита как инструмента обеспечения благоприятного экологического климата. Данное обстоятельство связано с необходимостью интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности, а также с усилением требований законодательства в области охраны окружающей среды. Экологический аудит — объективная систематическая документированная и регулярно повторяемая проверка состояния охраны окружающей среды на предприятии. При этом за основу принимается сопоставление результатов, достигнутых предприятием, со стоящими перед ним целями. Анализ мирового опыта свидетельствует о широком практическом применении государствами с разной степенью экономических отношений процедуры экологического аудита в качестве средства получения и оценки экологической информации о предприятии или ином хозяйственном объекте с целью выработки необходимых корректирующих мер и принятия решений на различных уровнях управления. 1.1 Причины возникновения экологического аудита Развитие и распространение процедуры экологического аудита как в России, так и за рубежом обусловлено главным образом ужесточением экологического законодательства, унификацией требований и стандартов в области торговли, кредитной и финансовой политики в связи с созданием единого экологического пространства. Экологический аудит, изначально введенный в экономически развитых государствах в 70-е годы как средство защиты интересов предпринимательских структур, был направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья населения. С середины 80-х годов Международная торговая палата рассматривает экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной практикой и оценкой соответствия стратегии деятельности компаний нормам экологического права. С начала 90-х годов многие коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с деятельностью в области охраны окружающей среды. К примеру, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития используют экологический аудит для оценки деятельности финансируемых ими компаний и структур. Так, одним из условий соглашения Российской Федерации с Международным банком реконструкции и развития о предоставлении второго угольного займа является проведение экологического аудита ряда закрывающихся шахт (подземная шахта «Промышленная», Воркутауголь в Республике Коми, подземная шахта «Донецкая», Гуковуголь, а также разрез «Реттиховский», Приморскуголь на Дальнем Востоке. Решение этих банков о выделении инвестиций принимается с учетом соблюдения требований экологического аудита и мероприятий в области охраны окружающей среды. В ряде стран начиная с 90-х годов приняты национальные стандарты в этой области. Если за рубежом Европейская система экологического менеджмента и экологического аудита (ЕМАS) начиная с 1993 г. стала реальным инструментом экологической политики, то в России работа в данном направлении находится в стадии активного развития. Целью введения EMAS было содействие улучшению характеристик окружающей среды, связанной с промышленной деятельностью, за счет вовлечения компаний в процесс активного управления окружающей средой. Данные правила предусматривают снижение воздействий на окружающую среду до уровня, соответствующего применению экономически обоснованной и лучшей из доступных технологий. При этом указанная схема не должна противоречить существующим законам ЕС или техническим стандартам, относящимся к управлению окружающей средой и наносить ущерб деятельности других компаний. Компания, решившая стать участником EMAS, должна выполнить ряд условий, а именно: официально принять Политику в области окружающей среды; произвести проверку своей деятельности и с учетом ее результатов разработать Программу в области окружающей среды; внедрить Систему управления окружающей средой; обеспечить проведение экологического аудита, а также подготовить Заявление по окружающей среде. С этой целью создается Система (Регистр) для аккредитации указанных фирм и наблюдения за их деятельностью. Таким образом, если предприятие или фирма не отвечает декларированным требованиям в области экологической политики, оно исключается из Регистра. Эффективное применение системы EMAS началось с конца 1995 г., когда европейские предприниматели присоединились к системе экологического аудита. Уже в марте 1996 г. в ЕС было зарегистрировано 142 фирмы, участвующих в реализации данной программы. На Украине процедура экологического аудита нашла применение на предприятиях сахарной промышленности в целях оздоровления бассейна реки Днепр. В Белоруссии экологический аудит как инструмент политики в области охраны окружающей среды используется для оценки экологически опасных объектов. В Казахстане возможности развития экологического аудита открываются в сфере разработки минеральных ресурсов и обоснования инвестиционных проектов по их использованию. Широкое внедрение экологического менеджмента и экологического аудита обусловлено двумя основными причинами: 1) экологические показатели становятся все более весомым фактором конкурентной борьбы; 2) усиливаются экономические и административные санкции за нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и экологических стандартов. Развивающиеся в России процессы перехода к рыночным экономическим отношениям, а также заинтересованность в финансировании разнообразных проектов иностранными инвесторами, требует применения общепринятых в мировой практике экологических процедур. Аудит, как элемент обеспечения прав собственности, чрезвычайно важен для экономики, так как позволяет уменьшить информационный и коммерческий риск, связанный с принятием управленческих решений с целью выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов в области природопользования и охраны окружающей среды. 1.2 Применение экологического аудита в России Применение экологического аудита как инструмента обеспечения благоприятного экологического климата является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства природных ресурсов России. Отметим, что в связи с актуальностью и большой практической востребованностью данного инструмента политики в области обеспечения устойчивого развития в декабре 2001 г. в структуре Министерства создан отдел по экологическом аудиту. Место экологического аудита в системе российского аудита. В Экологической доктрине Российской Федерации (2002 г), подготовленной к Всемирному саммиту «Рио + 10» (Йоханнесбург, 2002 г.), в качестве одного из важных направлений экономических и финансовых механизмов обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды отмечается необходимость содействия развитию экологического аудита действующих предприятий. В новой редакции Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» экологический аудит получил свое правовое обеспечение. В целом сложилась система учета природоохранной деятельности организации, которая охватывает следующие основные составляющие: 1. Учет природоохранных расходов предприятия. 2. Учет экологических обязательств. 3. Отчетность о природоохранной деятельности. Экологический аудит может выступать существенным дополнением к экологической экспертизе и государственному экологическому контролю. Основные положения экоаудита используются в России для экологического обоснования инвестиционных проектов и проведения экологической санации предприятий, внедрения экологического страхования. Так, в Нижнем Новгороде процедура экологического аудита применяется,: начиная с 1998 г. в соответствии с Законом Нижегородской области «Об экологической безопасности» (1996) и «Об экологическом страховании в Нижегородской области» (1996). При этом аудиторское заключение является важным средством обоснования инвестиций, прежде всего с учетом требований экологической безопасности. Одновременно аудиторская оценка эффективности инвестиционных проектов используется при подготовке декларации об экологической безопасности промышленных и других объектов. По сложившейся практике в инвестиционном процессе больше задействована государственная экологическая экспертиза. Такой порядок, в частности, определен Федеральным законом РФ «Об экологической экспертизе». Но ее функции ограничены законодательными положениями в границах выводов, которые определяют, устанавливают или оценивают отклонения от требований и норм экологического права. Это, в основном, функции разрешения на реализацию инвестиционных программ, проектов и хозяйственных решений. Другие функции связаны с процедурой экологического аудита. Они являются не только оценочными, но и рекомендательными. То есть, экоаудит не только представляет выводы о возможных негативных воздействиях на окружающую среду, состояние экологической безопасности, но и оценивает степень риска, представляет квалифицированные рекомендации относительно мероприятий, которые необходимо учитывать при проектировании или строительстве, оценивает их стоимость. Следует учитывать, что до 1998 г. процедура экологического аудита в России выполнялась в основном зарубежными экоаудиторскими фирмами или их представительствами. В настоящее время Россия переживает новую фазу развития экоаудита. Это определяется в значительной мере потребностями практики. Так, ряд российских предприятий, имеющих выход на международные рынки, вынуждены проводить международную согласованную процедуру экологического аудита и получать соответствующий сертификат по экологической безопасности производства и продукции. То есть, если предприятие соответствует требованиям ISО 14000 обеспечивается конкурентоспособность ее продукции на мировом рынке. Среди таких предприятий можно назвать нижегородский завод «РУМО» по производству дизельных моторов, Рыбинский моторостроительный завод (Ярославская область), Красноярский алюминиевый завод, АО «Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"», Московское авиационное производственное объединение «МАПО» и ряд других машиностроительных предприятий. Значительную активность по применению процедуры экологического аудита и внедрения отраслевой системы экологического менеджмента проявляют предприятия нефтегазовой отрасли: ОАО «Газпром», Лукойл, ОАО «НК «Юкос», «Сибур» и другие, где создаются отраслевые системы экологического управления на базе международных стандартов ISО 14000. В 1997 г. принята Программа развития экологического аудита в России, которая включает создание соответствующих правовых, нормативных и методических документов, переход на международные стандарты в сфере экологического аудита, создание системы обучения и подготовки экоаудиторов, проведение научно-исследовательских работ и др. Можно сказать, что отдельные попытки введения экологического аудита в России предпринимались в начале 90-х годов, но активное развитие этот инструмент получил начиная с 1998 г. после создания системы подготовки и аттестации экоаудиторов. По состоянию на март 2002 г. около 700 российских специалистов и экспертов, имеющих соответствующий опыт работы и квалификацию, прошли обучение и получили сертификаты эксперта-аудитора Министерства природных ресурсов России. К примеру, в Московском регионе имеется более 140 подготовленных экологов-аудиторов, в Санкт-Петербурге — более 60, в Екатеринбурге — 30. По оценкам, потребность в экоаудиторах для России составляет не менее 3000 человек. В настоящее время имеется более 120 российских фирм, имеющих федеральную лицензию на вид деятельности «Экологический аудит». Ведется реестр экологов-аудиторов Российской Федерации, реестр фирм, имеющих лицензию на вид деятельности «Экологический аудит», а также реестр предприятий, организаций и учреждений, которые провели экологический аудит и присоединились к системе экологического управления в России. Данная работа может осуществляться в сотрудничестве Министерства природных ресурсов России, Торгово-промышленной палаты России и Госстандарта России. Использование потенциала России в области экологического аудита направлено на развитие рыночной экономики. Развитие системы экологического менеджмента и экологического аудита в России предполагает активное международное сотрудничество. В настоящее время в России наблюдается нарастающий процесс внедрения системы экологического управления и экологического аудита в деятельности нефтегазовой отрасли промышленности. Эта работа получила широкое применение на территориях, где сосредоточена деятельность по разведке и добыче нефти и природного газа. Так, к примеру, один из первых экологических аудитов в Республике Коми был проведен в 1995 г. на предприятии «Севергазпром» — дочернем предприятии ОАО «Газпром». Эта работа была направлена на обеспечение экологической безопасности производства и оценку соответствия деятельности предприятия действующим экологическим требованиям. В частности, осуществлялась проверка соблюдения экологических требований вдоль трассовых проездов (земельных участков) различных ниток газопроводов, проходящих по территории Республики Коми. Если на «Севергазпроме» экологический аудит носил обязательных характер, то нефтедобывающее предприятие ЗАО «Байтек-Силур» одно из первых в республике выступило с инициативой проведения добровольного экологического аудита своей деятельности.[21] Такой экологический аудит проводился по полной программе, которая включала: - анализ проектной, технико-экономической и экологической документации о воздействии предприятия на компоненты природной среды (поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, почвы, биота); - натурные обследования территории деятельности предприятия; - инструментальное (с помощью специальных приборов) обследование состояния окружающей среды; - оценку экологического состояния территории местоположения по результатам анализа информации и натурного обследования; - установление соответствия объектов хозяйственной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости их дальнейшей эксплуатации. В ходе экоаудита, который проводила российская фирма «Эко-сервис», было выявлено, что предприятие располагает необходимой базой и условиями для обеспечения необходимого уровня экологической безопасности объекта. Кроме названных предприятий в данном регионе экологический аудит проведен на таких предприятиях, как ЗАО «Граннефть», ЗАО «Нефтедорстрой», ОАО «Лукойл-Коминефтепродукт» и др. ОАО «Газпром» одним из первых предприятий данного профиля приступил к программе внедрения принципов экологического управления и международных стандартов ИСО 14000 в деятельности своих предприятий. С этой целью в 2000 г. были проведены экологические аудиты Компрессорной станции «Торжокская» ООО «Лентрансгаз», г. Торжок. Основанием для проведения данной работы стала Концепция системы управления охраны окружающей среды на объектах ОАО «Газпром» в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14000, М., 2000. Кроме того, проведен экологический аудит филиала «Астраханьбургаз» дочернего общества с ограниченной ответственностью ОАО «Газпром». В настоящее время идет разработка системы экологического управления на ОАО «Волгатрансгаз» в Нижегородской области. В качестве положительного момента отметим, что ОАО «Газпром» подготовило для своей системы более 60 экологов-аудиторов, которые занимаются подготовкой предприятий отрасли к переходу на принципы экологического управления. Результаты внедрения экологического аудита на отдельных предприятиях Общества находят отражение в Корпоративных отчетах о деятельности ОАО «Газпром». Активную позицию по внедрению процедуры экоаудита как инструмента обеспечения устойчивого развития занимает компании «Лукойл». Следует отметить, что Торгово-промышленная палата России совместно с МПР России начиная с 1998 г. проводят конкурс «Лучшее предприятие года» в номинации «За эффективную политику в области охраны окружающей среды». Одним из условий участия в конкурсе является проведение процедуры экологического аудита, внедрение систем экологического менеджента и экологического страхования. В числе призеров конкурса в 2000 г. были предприятия «Лукойл» и ОАО «Газпром», «Астраханьбургаз», которые внедрили на своих предприятиях принципы экологического управления. Необходимо отметить, что сертификацию систем экологического управления предприятий на соответствие стандартам ИСО 14000 в настоящее время в России осуществляют компании ВО_8 (Германия), Т11Р (Германия) и Уегпаз (Франция). Проведенный анализ теоретических исследований и практики становления аудиторской деятельности , включая экоаудирование, позволили достаточно уверенно определить роль и место экоаудита в системе российского аудита: экоаудит развивается на основе российской правовой базы как самостоятельный, специальный вид аудита наряду с аудитом: банковским, страховым, бирж, фондов, общим. Одновременно формируется рынок экологоориентированных работ и услуг (видов предпринимательской деятельности), совместимых с экологическим аудитом. Указанный вывод иллюстрируется схемой в приложении А. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА Целью экологического аудита является содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению мероприятий, в том числе предупредительных, направленных на соблюдение установленных экологических требований, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития. 2.1 Эффекты и выгоды экологического менеджмента и экологического аудита. Проведение процедуры экоаудита позволяет: - оптимизировать финансовые затраты предприятия с учетом экологических факторов; - предупредить случаи возникновения ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды и нерациональным природопользованием; - улучшить взаимоотношения с природоохранными органами и населением; - добиться определенных финансовых льгот, субсидий, корректировки платежей за природопользование с учетом реального вклада предприятий - природопользователей в оздоровление окружающей среды; - перейти на международно-признанные стандарты и процедуры экологического управления, что связано с интеграцией российских предприятий в систему мировой экономики и международной экологической безопасности. Развитие методологии экологического аудита, разработка и реализация конкретных аудиторских программ, дальнейшее использование полученных результатов может существенным образом повлиять на изменение экологической ситуации в стране, в первую очередь на уровне отдельных промышленных предприятий, производственных комплексов и территорий. В частности, это будет способствовать: 1) разработке основы для последовательного повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и уменьшения отрицательного воздействия производства на окружаю шую среду, главным образом за счет уже имеющихся методов и средств, не требующих значительных дополнительных затрат; 2) обоснованию необходимости и возможности концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с инвестициями в экономику; 3) предотвращению развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций, разработке рекомендаций по их своевременному разрешению; 4) созданию информационной основы для повышения эффективности других видов экологической деятельности: экологического контроля и мониторинга, экологической экспертизы и экологического страхования, экологической сертификации; 5) повышению достоверности экологической информации; 6) оценке эффективности существующих инструментов экономического регулирования и управления в области охраны окружающей среды и др. 2.2 Типы и задачи экологического аудита В настоящее время существует несколько типов экоаудита, отличающихся крутом рассматриваемых проблем и целями. - Аудит соблюдения стандартов. Он осуществляется посредством сопоставления показателей качества окружающей среды с одной стороны и положений национальных и международных стандартов. Цель такого сопоставления — определение необходимых мер, направленных на приведение экологических характеристик данного предприятия в соответствие со стандартом качества окружающей среды. - Аудит ответственности. В результате такого аудита определяется риск ответственности за ущерб, причиненный окружающей среде. - Аудит при экологическом страховании. Он производится при подготовке договоров страхования, разработке планов превентивных мер по снижению экологических рисков, при оценке ущерба, при наступлении страхового случая, при рассмотрении исков к предприятиям по поводу загрязнения окружающей среды. - Аудит в системе экологической сертификации. Производится с целью оценки соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям (стандартам, нормативам). - Аудит территории. Производится с целью оценки экологического состояния территории. - Аудит при подготовке соглашений о разделе продукции. Производится с целью более полного изучения с экологической точки зрения предполагаемых объектов инвестирования, включая исследова ние почв, ресурсов растительного и животного мира. В задачу аудита входит также оценка ранее нанесенного экологического ущерба, стоимости восстановления нарушенных объектов окружающей среды, затрат на ликвидацию сверхнормативных негативных воздействий на окружающую среду.[10] Могут быть и другие виды экологического аудита. При этом в качестве объекта экологического аудита могут выступать предприятия и сооружения, оказывающие воздействие на окружающую среду, проекты планов или программ строительства, реконструкции, расширения, консервации и ликвидации хозяйственных объектов, а также проекты освоения территории. К основным задачам в области экологического аудита с учетом международной практики можно отнести: 1. снижение финансового риска субъектов хозяйственной деятельности, страховых и финансово-кредитных организаций; 2. создание инструмента реализации основных направлений регулирования природопользования; 3. интеграцию деятельности в области окружающей среды с другими сферами деятельности, ведение «экологического» счетоводства; 4. учет и применение общепризнанных международных принципов, методов и процедур; 5. подготовку и привлечение компетентных специалистов по экологическому бухгалтерскому учету и аудиту; 6. содействие субъектам хозяйственной деятельности в самостоятельном регулировании своей экологической политики, формирование приоритетов по осуществлению предупредительных мер, направленных на выполнение экологических требований, норм и правил; 7. получение достоверной информации о деятельности субъектов хозяйствования в области природопользования и охраны окружающей среды, повышение их конкурентоспособности на мировом рынке за счет внедрения экологически чистых технологий и экологической маркировки продукции.[8] Основными принципами проведения экологического аудита являются независимость и объективность аудита, профессионализм и компетентность, конфиденциальность информации, полученной при его проведении, ответственность аудита за аудиторский отчет и аудиторское заключение, а также поддержка программы экологического аудита руководством или собственником аудируемого объекта и принятие обязательных мер поустранению выявленных недостатков. Как и финансовый аудит, экологический аудит производится: физическими лицами — экологическими аудиторами и юридическими лицами — экологическими фирмами. Экологические аудиторы — это специалисты, имеющие квалификационное свидетельство или аттестат на право проведения экологического аудита. Экологические аудиторские фирмы содержат в своем штате экологических аудиторов и разрешение — лицензию на осуществление данного вида деятельности от полномочного органа. 2.3 Виды экологического аудита Согласно принятой в настоящее время процедуре, экологический аудит можно подразделить по видам на обязательный и инициативный. Обязательный экологический аудит проводится: - при реализации международных обязательств в области охраны окружающей среды; - по поручению государственных органов, в том числе для обоснования экологической санации предприятий; - для учета экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий; - при реализации процедуры банкротства экономических субъектов; - при проведении обязательного экологического страхования; - при подготовке и обосновании инвестиционных проектов и Этот вид экологического аудирования может осуществляться по решению государственной экологической экспертизы, а также в процессе процедуры оценки воздействия на окружающую среду. В свою очередь, инициативный аудит проводится по решению руководителей экономического субъекта или других лиц, принимающих решения. С другой стороны, экологический аудит можно подразделить на внутренний и внешний. Внутренний экологический аудит носит добровольный характер и проводится по инициативе самого предприятия. Внешний же аудит проводится, как правило, на обязательной основе.[10] Потребность в экологическом аудите в России и отдельных ее регионах обусловлена несколькими важными факторами: - необходимостью усиления государственного регулирования природоохранной деятельности в условиях ограниченности возможностей бюджетного финансирования, включая обоснование решений в сфере приватизации, реструктуризации предприятий, закрытия и выноса экологически вредных объектов; - обоснование решений по привлечению зарубежных инвестиций и др. Кроме того, вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) невозможно без признания действующих правил, процедур и требований, среди которых экологический аудит является узаконенным инструментом управления. 2.3 Экологический аудит банков Следует отметить, что одним из новых направлений развития экологического аудита за рубежом является внедрение данной процедуры в непромышленном секторе экономики, а также в деятельности банков. В последние годы экологический аудит находит все большее применение в банковском секторе экономики как инструмент управления состоянием окружающей среды с использованием для этого оценки прошлой и текущей природоохранной деятельности компаний и структур клиентов. В ряде исследований последнего времени предпринимается попытка распространить процедуру экологического аудита в России также на деятельность банковских учреждений. В рамках созданной системы экологического менеджмента банк Сгеdit Suisse составляет экологический баланс, а также публикует ежегодные экологические доклады. Информация о получении банком экологического сертификата ISО серии 14001 доводилась до общественности через сеть Интернет и с помощью публикаций в прессе. Данный банк в первую очередь проявляет заинтересованность в работе с теми фирмами, которые имеют указанный сертификат. Например, если два предприятия нуждаются в кредите и одно из них имеет сертификат ISО серии 14001, то безусловно предпочтение будет отдано тому, которое имеет экосертификат. Вместе с тем, по мнению зарубежных банков, экологическое давление в данной области экономики является еще не столь высоким, как в области управления качеством продукции. В условиях реструктуризации банковской системы России и возникновения новых финансовых институтов за счет консолидации капитала важно, чтобы экологическая составляющая нашла свое отражение в деятельности банков. Развитие российской банковской системы и усиление процесса межбанковской конкуренции предполагает проведение независимых оценок для формирования рейтинга и имиджа банков. Задачу закрепиться на рынке, найти свою «нишу» решают, практически, все коммерческие банки, включая те, чьи стартовые условия отличались существенным преимуществом (были образованы на базе бывших госбанковских структур). Наравне с ними активно наращивают капитал банки «новой волны», по-новому строящие свои отношения с клиентами, а также стратегию поведения на рынке. Традиционно такие оценки основываются на анализе финансовой деятельности с учетом таких показателей, как размер собственных средств, ликвидные активы, доля заемных средств, объем выданных банком кредитов, вложения в ценные бумаги, выпущенные банком долговые обязательства и др. Однако в последнее время на процесс формирования рейтинга и особенно имиджа банка все большее влияние оказывают не только финансовые, но и экологические факторы. Поэтому представляется целесообразным для объективной оценки рейтинга банка с учетом его деятельности в области охраны окружающей среды введение в качестве оценочного показателя «доли средств, направленных на экологические цели», а при выдаче кредита нормативы ликвидности рассчитывать с учетом экологических обязательств клиента перед банком. С учетом общественного мнения о деятельности банков по охране окружающей среды, целесообразно применять «интегрированный индекс надежности», который учитывал бы степень поддержки банком экологических программ и проводимых мероприятий. На имидж банка также существенно влияют его спонсорское участие в оздоровлении окружающей среды, проведение экологических лотерей, средства от которых направляются на сохранение редких видов животных, финансовая поддержка общественных движений «зеленых» и др. Анализ рыночных возможностей определяет направления диверсификации банковского обслуживания и создание новых видов экологических услуг банка. Речь идет о гибком использовании широкого спектра номенклатуры банковского продукта в области финансирования экологического бизнеса. На сегодняшний день конкурентоспособность банков выдвигает новые требования к квалификации специалистов, которые должны уметь практически применять экологический менеджмент и экологический маркетинг. Если совершенствование банковского менеджмента имеет целью увеличение объема оказываемых услуг клиенту, то ориентация на оказание качественно новых услуг по поддержке экологических проектов может привести к росту объема банковских услуг. Решение данной задачи связано с созданием в банках специальных служб по экологическому маркетингу, которые способствуют выявлению и отбору предприятий и фирм, представляющих для банка интерес на экологическом рынке банковского обслуживания. Могут разрабатываться конкретные инвестиционные проекты экологической направленности, способные заинтересовать эти фирмы, например лизинговые и венчурные, в долевом участии банка. В этих условиях необходимы дополнительные исследования по разработке методологии оценки деятельности банков, в том числе по оздоровлению окружающей среды, которые могут использовать опыт банков Германии, Швейцарии, Австрии и других стран. При этом приоритетное значение должно отдаваться оценке возможностей использования процедуры экоаудита для формирования банковской системы России в условиях ее интеграции в мировую экономику и систему международной экологической безопасности. 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА Реализация принципов устойчивого развития во многом связана с изменениями в организации и технологии промышленного производства, а охрана среды и рациональное использование природных ресурсов уже рассматриваются среди высших приоритетов производственной деятельности. Ведущую роль в решении и предотвращении экологических проблем должны сыграть рыночные механизмы, торговля и капиталовложения. В промышленно развитых странах основные результаты природоохранной деятельности (в первую очередь на производственном уровне) все больше определяются развитием таких негосударственных предпринимательских видов природоохранной деятельности, как экологический аудит и экологический менеджмент. Термин «аудит» заимствован из финансового лексикона, но между финансовым и экологическим аудитом существует принципиальная разница, заключающаяся, прежде всего, в различии предметов аудирования. Предметом экологического аудита является не столько экологическая отчетность экономического субъекта (союзы, ассоциации, концерны, финансово-промышленные группы, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения, административно-территориальные образования Российской Федерации, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность), сколько его фактическая экологическая деятельность во всех аспектах. В Российской Федерации разработаны проекты нормативно-методических документов по организации экологического аудита. Согласно этим документам экологическое аудирование делится на обязательное и инициативное. Инициативный экологический аудит проводится по решению руководителей других принимающих решения лиц аудируемого экономического субъекта. Обязательный — по решению правительственных органов. Все программы экологического аудита условно можно разделить по характеру целей и объему решаемых задач на несколько групп. - Сокращенные специальные программы экоаудита. Основной целью программ является общее информационное обеспечение разработки и принятия отдельных, сложных в экологическом отношении решений. В задачи программ входит характеристика и оценка отдельных экологических проблем (как правило, заранее оговоренных заказчиком), условий и возможностей их решения. В качестве примера можно привести программы экоаудита по привлечению специалистов для решения сложных экологических проблем и обеспечения информационных условий для их эффективной работы. - Полные специальные программы экоаудита. Цель таких программ заключается в достаточном информационном обеспечении разработки и принятия отдельных сложных решений, включая адресные детализированные рекомендации и предложения. Здесь могут рассматриваться программы по разработке исходных данных, информационного и методологического обеспечения конкурсов технико-экономических обоснований и проектов по наиболее сложным проблемам, требующим альтернативных решений. - Сокращенные комплексные программы экоаудита. Основной целью программ является постановка, характеристика, оценка и ранжирование совокупности экологических проблем отдельных производств, территорий и регионов. В задачи экоаудита здесь также входит анализ и оценка имеющихся возможностей решения приоритетных проблем, разработка общих рекомендаций и предложений. К данному виду могут относиться программы экоаудита по разработке и обоснованию вариантов экологической стратегии и политики развития крупных предприятий, производственных комплексов, отдельных территорий и регионов, а также программ, проводимых в целях развития территориального или производственного экологического образования и просвещения. - Полные комплексные программы экоаудита. Цель программ заключается в достаточном информационном обеспечении деятельности по экологическому контролю и управлению, включая разработку соответствующих адресных детализированных рекомендаций. В качестве примера можно привести программы, в чьи задачи могла бы входить разработка исходных данных для формирования и развития территориальных систем мониторинга источников воздействия на среду, отходов и т.д. Программы экологического аудита можно классифицировать и в зависимости от того, кто является их заказчиком — сам аудируемый субъект или внешний заказчик, а также в зависимости от того, привлекается ли для аудита третья сторона, например аудиторская фирма, или экологический аудит проводится внутренними силами. Экологическое аудирование в Российской Федерации имеет исключительные возможности в первую очередь для инициирования, повышения эффективности любых других видов экологической деятельности, включая образование и просвещение. Эти возможности связаны с получением, независимым анализом, оценкой дополнительной информации о существующей экологической ситуации и фактических результатах любой реализованной деятельности, а также за счет разработки рекомендаций и предложений на основе этой информации.[8] На сегодняшний день мотивация разработки и проведения экоаудита в России составляет одну из основных проблем. В целом при мотивации можно выделить ряд общих целей и задач: 1) обострение вариантов производственной экологической стратегии и политики; 2) необходимое дополнительное информационное обеспечение принятия предплановых предпроектных планов и проектных решений, связанных с существующим воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов; 3) необходимое информационное обеспечение развития, повышения эффективности или инициирования любых видов экологической деятельности; 4) составление и обоснование систем приоритетов в области мониторинга, контроля и управления воздействием на окружающую среду (факторы воздействия, источники воздействия, отходы, локальные критические и рисковые ситуации, приоритетные направления деятельности и т.д.); 5) постановка и ранжирование экологических проблем адекватно их реальному содержанию и возможностям решения (например, описание, оценка и прогноз фактического воздействия на окружающую среду в сравнении с воздействием, официально декларируемым природользователями); 6) анализ работы, оценка и прогноз действующих систем мониторинга источников воздействия на окружающую среду; 7) анализ работы, оценка и прогноз действующей системы производственного экологического контроля; 8) анализ работы, оценка и прогноз действующих регламентов, процедур, законодательных и нормативных документов в области экологического контроля и управления. 3.1 Методы проведения экологических аудиторских программ Метод анкетирования — один из основных методов качественного обзора, анализа, оценки и ранжирования экологических проблем, а также метод полуколичественного и количественного описания приоритетных экологических проблем, позволяющий обосновывать и разрабатывать конкретные адресные рекомендации и предложения. Суть метода заключается в составлении: - списка основных направлений и аспектов экологической деятельности, которые должны быть реализованы предприятием в рамках экологического контроля и управления; - суммарных сводок данных, необходимых для дальнейшего анализа и оценки эффективности деятельности, разработки соответствующих рекомендаций и предложений; - перечня рекомендаций по развитию и повышению эффективности рассматриваемого вида деятельности. Метод интервьюирования используется на протяжении всей программы экологического аудита и связан с контактами аудиторов и представителей предприятия. Этот метод активно применяется аудиторами при проведении обзорных туров по территории предприятия (интервью непосредственных участников тех или иных событий, работников различных производственных служб и т.д.). Так как многая интересующая аудиторов информация может быть не зафиксирована документально, то для уточнения исходных данных аудирования, и формирования собственных аудиторских оценок может быть также применен метод интервьюирования. Метод с использованием материальных балансов и технологических расчетов является наиболее ценным из имеющихся методов определения масштаба загрязнения. Он позволяет составить полную картину по контролю загрязнения и определить эффективность и возможные последствия предлагаемых мер по охране среды. Этот метод позволяет оценить не только общее фактическое воздействие на ОС по производству в целом, но и дать необходимую оценку отдельным источникам воздействия на ОС, системам регулирования сброса и выброса загрязняющих веществ, системам размещения и удаления отходов, а также системам экологического мониторинга. Метод на основе экспертных оценок — наиболее часто используется для оценки риска возникновения событий и ситуаций. Суть метода заключается в основном в оценке различных рассматриваемых аудиторами параметров и сравнении этих параметров с эталонами значений. Исходя из опасности вредных веществ на загрязненной территории или результатов фактора риска с помощью трех последовательных этапов проводится экспертная оценка и определяется, являются ли существующие на данном месте условия, уменьшающие опасность или увеличивающие ее в отношении выноса (I этап), вноса (П этап) или миграции и действия веществ (Ш этап). Картографический метод наряду с методом материальных балансов является одним из наиболее эффективных в экологическом аудите. Разработка и использование аудиторских ситуационных планов промышленных площадок и аудиторских ситуационных карт-схем территорий позволяют не только обобщить и организовать исходные данные, другую разнородную информацию, полученную в процессе аудирования, но и активно использовать ее при предоставлении материалов данной программы. Картографические материалы рекомендуется разрабатывать' и использовать начиная уже со стадии предварительного сбора, обобщения и организации основных исходных данных программы экологического аудита. Особенно эффективны они при определении основных объектов аудирования, составлении программы и маршрутов обзорных туров, обобщении и организации собственно программы экологического аудита, предоставлении данных и анализе возможностей их использования в дальнейшем. Метод с использованием фото- и видеосъемки с большей эффективностью может применяться в программах экологического аудита как в качестве дополнительного к картографическому, так и в качестве метода, имеющего самостоятельное значение. Зачастую только фото- и видеоматериалы способны достаточно наглядно и информативно охарактеризовать фактически существующую экологическую ситуацию (например, состояние нарушенных территорий, видимые изменения состояния окружающей среды, аварийное и «ночное» воздействие на окружающую среду, неорганизованные источники сброса и выброса загрязняющих веществ, несанкционированное неорганизованное или частично организованное размещение и Захоронение отходов, низкую эффективность производственного и государственного экологического контроля). 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА ПРЕДПРИЯТИЯ Любая программа экологического аудита независимо от ее целей, конкретных объектов и задач включает ряд обязательных, логически и организационно взаимосвязанных этапов и видов работ. 4.1 Обобщенная процедура программы экологического аудита Обобщенная процедура экологического аудита представлена на рисунке 1 и состоит из пяти основных этапов, где четыре этапа представляет собственно программа экологического аудита, а пятый этап включает различные формы использования материалов аудирования. 4.1.1 Этап подготовительных работ Этап подготовительных работ программы экологического аудирования включает в себя: - определение основных целей, задач и объектов программы аудирования; - определение бюджета и сроков проведения программы; - заключение финансового договора с заказчиком авансирование программы аудита; - формирование группы аудита; Форма типового договора на использование аудиторских услуг представлена в приложении Г.
Рисунок 1 – Схема обобщенной процедуры разработки и реализации программы экологического аудирования. 1.2 Планирование программы экологического аудирования Этап планирования программы экологического аудирования можно представить в виде следующих стадий: - предварительный сбор, обобщение и организация исходных данных по основной экологической документации предприятия; - анализ исходных данных, определение основных объектов аудирования, методик программы и критериев оценок; - формирование собственно программы экологического аудирования. Этап планирования программы должен занимать у аудиторов минимальное количество времени с учетом высокой стоимости аудиторских услуг и временной ограниченности работ непосредственно на производственной площадке. Сбор, обобщение и организация основных исходных данных по объекту аудирования, а также соответствующая их оценка представляют собой одну из наиболее важных стадий программы экологического аудита в целом. Как правило, на каждом аудируемом предприятии (территории) накоплены значительные массивы данных о воздействии на окружающую среду, состоянии окружающей среды, использовании ресурсов, технологии производства. Однако в большинстве случаев использование этих данных крайне затруднительно в силу их разбросанности по разным владельцам, противоречивости, громоздкости, несопоставимости, отсутствия обобщения и систематизации, крайне неудобной формы представления в виде пространных таблиц и описаний. Фрагмент заполненного протокола по определению наличия и характеристик экологической документации предприятия представлен в таблице 1. Учитывая отмеченные особенности, предварительный сбор и обобщение основных исходных данных для последующей оценки фактического воздействия на окружающую среду, разработки эффективных рекомендаций и предложений по изменению воздействия должны быть в значительной степени формализованы. Основной задачей здесь является максимально четкое и ясное обозначение официальной (декларируемой) позиции предприятия или территории по рассматриваемым вопросам. Таблица 1
4.1.3 Основной этап программы экологического аудирования Основной этап программы экологического аудита осуществляется непосредственно на объектах. При выполнении основного этапа программы проводятся: - определение маршрутов и проведение «обзорных туров» по объектам аудирования; - ознакомление с рабочей документации и интервьюирование персонала; - уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудирования. Основной целью работы на объектах является уточнение, окончательное формирование и организация основных исходных данных программы экологического аудирования, а также получение дополнительной информации, необходимой для анализа, оценки и прогноза изменения (разработки рекомендация и предложения) фактического воздействия производства на окружающую среду. При планировании и организации работы на объектах аудирования следует иметь в виду их чрезвычайную сложность: большие размеры промышленных площадок, разнообразие основных и вспомогательных производств и технологий, множество загрязняющих веществ, источников их выделения, сброса и выброса, большое количество отдельных видов отходов и мест их размещения, плохую организацию производства и экологической службы, преобладание неконтролируемого, неорганизованного, аварийного и «ночного» воздействия на окружающую среду, низкую квалификацию персонала и т.д. Под натурным обследованием объекта понимается комплекс разносторонних, согласованных в пространстве и во времени исследований, включающих изучение уровней загрязнения в различных компонентах природной среды, таких как почвенный и растительный покровы, поверхностные и грунтовые воды, объекты биоты; анализ воздействия на биологические объекты и население; проведение сопутствующих наблюдений и получение другой дополнительной информации, связанной с воздействием на окружающую природную среду, с целью разработки организационно-технических мероприятий по устранению его отрицательных последствий, рекомендаций и аудиторских заключений по объекту экологического аудита. Схема работы экологов-аудиторов на производственной площадке приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Схема работы экологов-аудиторов на производственной площадке 4.1.4 Заключительный этап программы экологического аудирования Заключительный этап программы аудирования включает следующие стадии: - анализ и оценка полученных данных; - привлечение дополнительных специалистов в группу экологического аудита в случае необходимости; - разработка конкретных рекомендаций и предложений по результатам программы аудирования; - организация данных программы; - представление данных программы аудирования и анализ возможностей их использования совместно с заказчиком программы и другими заинтересованными лицами; - подготовка, распространение и представление окончательного отчета по результатам аудирования; - участие в составлении и проверке осуществления плана действий по материалам программы аудирования. Общие методические рекомендации по организации, анализу и оценке данных программы экологического аудирования промышленного производства включают: - составление и анализ обобщенных и детализированных материальных балансов приоритетных загрязняющих веществ, компонентов исходного сырья, реагентов и материалов; в том числе, например, составление и анализ обобщенного водного баланса предприятия, включая атмосферные осадки, неорганизованный поверхностный и подземный сток с территории промышленной площадки; - описание и оценку фактических характеристик приоритетных источников воздействия на окружающую среду (включая неорганизованные, залповые, аварийные и «ночные» источники) и отходов обязательно в сравнении с их декларируемыми характеристиками (или отсутствием таких характеристик) и установленными лимитами на сброс, выброс, размещение отходов; - анализ и оценку фактической эффективности работы существующих систем регулирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ, систем размещения и удаления отходов в сравнении с их декларируемой эффективностью; - описание, анализ и оценку эффективности существующей системы производственного экологического контроля, включая локальную систему мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов; - формирование и обоснование производственной (или территориальной) системы приоритетов в области изменения воздействия на окружающую среду, использования ресурсов, состояния окружающей среды (приоритетные факторы воздействия, источники выделения загрязняющих веществ и образования отходов, приоритетные источники сброса и выброса, отходы и места их размещения, системы регулирования воздействия, приоритетные экологические цели и задачи, направления деятельности); - определение локальных критических экологических ситуаций, характеризующихся необратимыми изменениями окружающей среды в зоне влияния предприятий, заболеваниями населения, существенными экономическими ущербами, грубыми систематическими нарушениями природоохранительного законодательства, связанными с определенными факторами и источниками воздействия на окружающую среду; - представление данных программы аудирования на экологических ситуационных планах и картах-схемах. Пример заполнения аудиторского протокола по определению системы экологических приоритетов предприятия представлен в таблице 2. Форма аудиторского протокола по определению системы экологических приоритетов предприятия имеется в приложении Б. Таблица 2
4.1.5 Использование материалов программы экологического аудирования Пятый этап обобщенной процедуры разработки и реализации программы экологического аудирования является последним и может быть представлен в виде следующих стадий: - авторский надзор и консультирование использования материалов программы; - участие членов группы в разработке и реализации конкретных проектов и программ с использованием или на основе материалов экологического аудирования; - участие в процедуре оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) плановых предпроектных и проектных решений, разработанных с использованием или на основе материалов программы экологического аудирования; - организация и проведение повторных программ экологического аудита по фактическим результатам деятельности; - развитие общего, специального и дополнительного профессионального образования. 4.2 Информационное обеспечение экологического аудита Используемые в экоаудиторской деятельности информационные ресурсы, в зависимости от целевого назначения включенных в них данных, могут быть разделены на три группы: 1. Нормативная информация об экологическом аудите и охране окружающей природной среды. 2. Экологическая информация об объекте аудита. 3. Информация о состоянии компонентов окружающей природной среды, находящихся в зоне возможного влияния аудируемого объекта.[3] Информация об объекте, которая может потребоваться в процессе его аудиторской проверки, содержится главным образом в документации данного объекта. В общем случае она может иметь место в составе следующих документов: - уставные документы предприятия или организации с описанием выполняемых функций; - документ на право владения земельным участком и его план с нанесенными строениями и сооружениями; - ситуационная карта-схема микрорайона, в котором размещен объект аудита; - технические паспорта на здания и сооружения; - техническая документация на основные и вспомогательные производственные процессы и оборудование, используемые природные ресурсы, исходное сырье и полуфабрикаты, на основную и побочную продукцию; - разрешение на природопользование (землепользование и землеустройство, водопользование и недропользование, использование объектов растительного и животного мира, на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, на размещение отходов); - разрешение на пользование коммунальными водопроводными сетями; - лицензии на выполнение работ в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов; - договоры на размещение отходов, на прием отходов от других организаций; - документация бухгалтерского учета поступления и расхода материальных средств; - экологический паспорт объекта; - сертификаты соответствия продукции, работ (услуг); - материалы проведенных ранее аудиторский проверок; - паспорта на отходы; - результаты инвентаризации источников загрязнения и мест размещения отходов; - акты и справки по проверке объекта органами государственного экологического контроля и санитарно-эпидемиологического надзора; - формы государственной статистической отчетности; - документы первичного учета использования объектов природной среды; - внутренние инструкции предприятия или организации по охране окружающей среды, по технике безопасности, по пожарной безопасности; - приказы и распоряжения руководства предприятия или организации; - результаты анкетирования и опроса работников предприятия или организации и местных жителей при условии их официального подтверждения компетентными должностными лицами. Выбор тех или иных источников информации из приведенного списка определяется целью экологического аудирования, решаемыми задачами и специфическими особенностями обследуемого объекта.[18] Данные о состоянии окружающей природной среды содержат следующие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации: - государственные кадастры природных объектов и природных ресурсов: 1. кадастр земельных ресурсов, 2. кадастр природных водных объектов, 3. кадастр лесных ресурсов, 4. кадастр объектов животного мира, 5. кадастр особо охраняемых природных территорий, 6. кадастр полезных подземных ископаемых; - Красная книга России и ее субъектов; - Государственные программы по охране окружающей среды; - государственные регистры; - бюллетени социально-гигиенического мониторинга; - паспорта безопасности административно-территориальных единиц; - радиационно-гигиенические паспорта территорий. В необходимых случаях данные об уровне загрязнения атмосферного воздуха, природных вод и почвы могут быть получены в рамках аудиторской проверки с привлечением к натурным обследованиям специалистов аккредитованных лабораторий. 5. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Понятие «экологический аудит» введено в России постановлениями Правительства Российской Федерации: «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 27 декабря 1994 года № 1418;«Об утверждении положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» от 26 февраля 1996 года. Этими двумя документами определено, что Госкомэкологии России и его территориальные органы уполномочены на проведение лицензирования всех видов деятельности в области охраны окружающей среды, одним из которых является экологический аудит. Для выполнения правительственных постановлений в части выдачи лицензии на проведение экологического аудита и с целью осуществления практических работ по экологическому аудиту приказом Госкомэкологии России от 16 октября 1997 года №453 «О системе экологического аудирования» были утверждены: «Основные положения экологического аудирования в Российской Федерации» и «План первоочередных мероприятий по введению Системы экологического аудита Госкомэкологии России», а приказом Госкомэкологии России от 30 марта 1998 года № 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России». Экологический аудит является одним из направлений деятельности в области охраны окружающей среды. Развитие законодательной базы в этой области предусмотрено в "Классификаторе правовых актов" под кодовым номером 110.010.100. Классификатор введен в действие указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 511 (Российская газета от 21, 22, 23 марта 2000 г.) Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 № 2284 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994 г., № 1, ст. 2) процедуры экологического аудита предусмотрены в рамках "Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (п.6.33 Программы). Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ (Российская газета от 13 мая 1999 г.) государственным инспекторам по охране природы, осуществляющим контроль за охраной атмосферного воздуха, предоставляется право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности (статья 27, ч.2). В 1998 году Гостандартом России приняты следующие документы по формированию системы экологического аудита: - ГОСТ Р ИСО 14001-98 "Системы управления окружающей средой". Требования и руководство по применению; - ГОСТ Р ИСО 14004-98 "Системы управления окружающей средой". Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования; - ГОСТ Р ИСО 14010-98 "Руководящие указания по экологическому аудиту" Основные принципы; - ГОСТ Р ИСО 14011-98 "Руководящие указания по экологическому аудиту". Процедура аудита систем управления окружающей средой; - ГОСТ Р ИСО 14012-98 "Руководящие указания по экологическому аудиту". Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии; Федеральным законом "Об охране окружающей среды от 10 января 2002г №7 ФЗ закреплено понятие экологического аудита. Экологический аудит - независимая комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности. 5.1 Проект федерального закона «Об экологическом аудите» от 30.09.03 Принятие федерального закона «Об экологическом аудите» в Российской Федерации от 30.09.03 позволит определить правовые основы деятельности по экологическому аудиту и статус аудиторов-экологов. Основной целью разработки и принятия законопроекта "Об экологическом аудите" является создание действенного инструмента по проведению независимого анализа, оценки информации о существующей экологической ситуации и фактических результатах любой реализованной деятельности, а также подготовка квалифицированных рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и повышению качества управления в области окружающей среды. Предметом правового регулирования закона являются общественные отношения в сфере обеспечения осуществления независимого квалифицированного документального анализа и оценке деятельности субъектов хозяйственной деятельности. В статье 1 проекта Федерального закона рассматриваются основные понятия, используемые в настоящем законе: 1. Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовке рекомендаций по улучшению такой деятельности. 2. Экоаудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке соответствия деятельности аудируемых лиц требованиям законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности и оказанию сопутствующих экологическому аудиту услуг, осуществляемая экоаудиторской или аудиторской организацией (или индивидуальными аудиторами-экологами). 3. Критерии экологического аудита – требования природоохранного законодательства и нормативных документов, экологическая политика, методы управления воздействием на окружающую среду, а также другие требования, с которыми аудитор-эколог сравнивает собранные данные о фактическом или планируемом воздействии объекта экологического аудита на окружающую среду. 4. Объект экологического аудита - субъект хозяйственной или иной деятельности, оказывающий прямое или опосредованное воздействие на окружающую среду, а также система управления воздействием на окружающую среду. 5. Сопутствующие экоаудиторские услуги – предпринимательская деятельность по оказанию сопутствующих услуг в сфере экологического аудита, которые включают в себя: 1) составление финансовой (бухгалтерской) отчетности о плате за природопользование и воздействие на окружающую среду; 2) консультирование по финансовым, хозяйственным и правовым вопросам природопользования и охраны окружающей среды (экологический консалтинг); 3) анализ финансово-хозяйственной деятельности по природопользованию, обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности; 4) консультирование по оценке и управлению экологическими рисками 5) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; 6) проведение маркетинговых работ; 7) проектирование Систем управления окружающей средой (СУОС) в соответствии с действующими требованиями и стандартами; 8) сертификация по экологическим требованиям; 9) экологическая паспортизация; 10) оценка воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду (разработка природоохранных разделов проектной документации); 11) оценка экологических рисков и ущербов; 12) разработка нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) (включая радиоактивные) загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативов образования и лимитов на размещение отходов, допускаемых уровней воздействия на окружающую среду, обоснования лимитов природопользования; 6.Антропогенные факторы экологической опасности – любые виды деятельности человека, прямо или опосредовано снижающие качество компонентов окружающей среды ниже установленных нормативов 7. Природные факторы экологической опасности – природные процессы, обусловленные эволюцией земли и приводящие прямо или опосредовано к снижению качества компонентов окружающей среды ниже установленных нормативов. 8.Экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера; В статье 3 проекта Федерального закона рассматривается понятие эколога-аудитора и его права на осуществление экоаудиторской деятельности: 1. Аудитором-экологом является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным федеральными стандартами или, в их отсутствие, федеральным органом, исполнительной власти осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды (уполномоченным федеральным органом), и имеющее квалификационный аттестат аудитора-эколога. 2. Аудитор-эколог вправе осуществлять экоаудиторскую деятельность в качестве работника экоаудиторской или аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого экоаудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, - далее индивидуального аудитора-эколога. 3. Индивидуальный аудитор-эколог вправе осуществлять экоаудиторскую деятельность, иные виды аудиторских услуг, а также оказывать сопутствующие экологическому аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Статья 4-я и 5-я проекта Федерального закона объясняют понятие экоаудиторской организации, рассматривают ее права и обязанности: 1. Экоаудиторская организация – коммерческая организация, созданная и зарегистрированная в соответствии с действующим законодательством, оказывающая на договорных условиях услуги по проведению экологического аудита и сопутствующие экологическому аудиту услуги. 2. Экоаудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению экологического аудита после получения Свидетельства о внесении в Реестр экоаудиторских организаций на условиях и в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. 3. Экоаудиторская организация может быть создана в любой организационно - правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. 4. Экоаудиторские организации вправе осуществлять все виды аудита при наличии лицензии на осуществление этих видов деятельности. Экоаудиторским организациям запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью. При проведении экоаудиторской проверки экоаудиторские организации и индивидуальные аудиторы-экологи обязаны: 1) осуществлять экоаудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом иными действующими нормативными правовыми документами, требованиями и стандартами; 2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения экоаудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы экоаудиторской организации или индивидуального аудитора; 3) в срок, установленный договором оказания экоаудиторских услуг, передать экоаудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания экоаудиторских услуг; 4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе экоаудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания экоаудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания экоаудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации. Права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания экоаудиторских услуг освещаются в статье 6-ой проекта Федерального закона: 1. При проведении экоаудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания экоаудиторских услуг, вправе: 1) получать от экоаудиторской организации или индивидуального аудитора-эколога информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы экоаудиторской организации или индивидуального аудитора-эколога; 2) получить от экоаудиторской организации или индивидуального аудитора-эколога экоаудиторское заключение в срок, определенный договором оказания экоаудиторских услуг; 3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания экоаудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.[14] 2. При проведении экоаудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания экоаудиторских услуг, обязано: 1) заключать договоры на проведение обязательного экологического аудита с экоаудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации; 2) создавать экоаудиторской организации (индивидуальному аудитору-экологу) условия для своевременного и полного проведения экоаудиторской проверки, осуществлять содействие экоаудиторским организациям (индивидуальным аудиторам-экологам) в своевременном и полном проведении экоаудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления экологического аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов-экологов или экоаудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения экоаудиторской проверки сведения у третьих лиц; 3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки; 4) своевременно оплачивать услуги экоаудиторских организаций (индивидуальных аудиторов-экологов) в соответствии с договором на проведение экологического аудита, в том числе в случаях, когда выводы экоаудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами-экологами работы по независящим от них причинам; 5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания экоаудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации. Правовое регулирование стандартов (правил) экоаудиторской деятельности рассмотрено в статье 10 проекта Федерального закона об экологическом аудите: 1. Правила (стандарты) экоаудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления экологического аудита, оформлению и оценке качества экологического аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов-экологов и оценке их квалификации. 2. Правила (стандарты) экоаудиторской деятельности подразделяются на: - федеральные правила (стандарты) экоаудиторской деятельности; - внутренние правила (стандарты) экоаудиторской деятельности, принятые профессиональным экоаудиторским объединением, а также правила (стандарты) экологического аудита экоаудиторских организаций и индивидуальных аудиторов-экологов. 3. Федеральные правила (стандарты) экоаудиторской деятельности являются обязательными для экоаудиторских организаций, индивидуальных экоаудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. 4. Федеральные правила (стандарты) экоаудиторской деятельности утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 5. Профессиональное экоаудиторское объединение вправе, если это предусмотрено уставом, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) экоаудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) экоаудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) экоаудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) экологического аудита. 6. Экоаудиторские организации и индивидуальные аудиторы-экологи вправе устанавливать собственные правила (стандарты) экоаудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) экоаудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) экологического аудита экоаудиторских организаций и индивидуальных аудиторов-экологов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) экологического аудита и внутренних правил (стандартов) экоаудиторской деятельности профессионального экоаудиторского объединения, членами которого они являются. 7. Экоаудиторские организации и индивидуальные аудиторы-экологи в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) экоаудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования экологического аудита, составления рабочей документации аудитора-эколога, экоаудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) экоаудиторской деятельности. Также проект Федерального закона «Об экологическом аудите» предусматривает статьи, посвященные аудиторскому заключению по итогам экологического аудита, независимости экоаудиторских организаций и аудиторов-экологов, контролю качества их работы, аттестации на право осуществления экоаудиторской деятельности, а также порядку аннулирования квалификационного аттестата – эколога. Принятие указанного закона будет способствовать повышению эффективности и инициированию природоохранной деятельности субъектов хозяйственной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов, развитию систем экологического управления, получению дополнительных выгод и прибыли в результате сочетания экологических и экономических интересов. 6. РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ОТ ОБЪЕКТОВ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ Основной этап программы экологического аудита предусматривает работу на объектах экологического аудирования. При этом основной целью является формирование и организация основных исходных данных программы, а также получение дополнительной информации, необходимой для анализа, оценки и прогноза изменения фактического воздействия производства на окружающую среду. Анализ полученных данных и оценку воздействия осуществляют на заключительном этапе программы экологического аудирования. При этом для обработки информации о загрязнениях возможно применение математических методов. В данной работе произведен расчет количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от объектов очистных сооружений рыбокомбината «Лотошинский» Московской области, имеющего производительность 200 м3 /сутки. Расчет произведен на основании методики по расчету количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от очистных сооружений сельских населенных пунктов (приложение В). Методика обеспечивает возможность определения состава и расчета количества загрязняющих веществ, поступающих от очистных сооружений, а также позволяет проводить сравнительную оценку различных очистных сооружений (необходимую отдаленность от населенных пунктов), влияние выбросов очистного оборудования на состояние воздушного бассейна. В методике приведены укрупненные удельные показатели выделения загрязняющих веществ от очистных сооружений механической и биологической очистки, а также классификация источников загрязнения атмосферного воздуха в зависимости от состава очистных сооружений. При заполнении форм статистической отчетности, составлении проектной и предпроектной документации по охране атмосферы, а также для обоснования и разработки воздухоохранных мероприятий необходима информация о качественном и количественном составе выбрасываемых газовоздушных потоков. Для эксплуатируемых очистных сооружений такая информация может быть получена с помощью непосредственных натурных измерений параметров отходящих газовоздушных выбросов для закрытых очистных сооружений. Большинство сооружений по очистке сточных вод являются открытыми (неорганизованные источники загрязнения атмосферы), в этом случае прямые замеры представляют определенные методические и организационные сложности; для проектируемых производств – на основе балансовых, технологических и других расчетных методов. Очистные сооружения рыбокомбината «Лотошинский» состоят из: - приемного резервуара площадью 1,766 м2 ; - 2-х аэротенков размерами (каждый) (6 х 18) м; - 2-х иловых площадок, размерами каждая (12 х 12) м; Загрязняющими веществами являются: оксид азота, оксид углерода, метан (углеводород), аммиак, диоксид серы, сероводород, фенол. Время работы очистных сооружений 4032 часа в год. Выделение вредных веществ, загрязняющих атмосферу, происходит с поверхности сточной жидкости. Максимально разовые (секундные) выбросы вредных веществ от очистных сооружений рассчитываются по формуле: М макс = F1·g1+F2·g2+…+Fn·gn (г/с), (1) где F1, …Fn – площади поверхности жидкости по каждому сооружению, м2 . g1…gn – удельные показатели максимально разовых выбросов загрязняющих веществ с единицы поверхности сточной жидкости, (г/с)/м2 . Рассчитаем площади поверхностей жидкости по каждому сооружению: F1 – площадь приемного резервуара; F1 = 1,766 м2 ; F2 – площадь 2-х аэротенков; F2 = 6·18·2=216 м2 . F3 – площадь 2-х иловых площадок; F3 = 12·12·2=288 м2 . По формуле (1) рассчитаем максимально разовые (секундные) выбросы вредных веществ от приемных резервуаров: Mмакс (пр. рез) = 0,147·0,001·1,766+3,08·0,001·1,766+0,054·0,001·1,766+ 0,002·0,001·1,766+0,248·0,001·1,766+0,012·0,001·1,766+0,001·0,001·1,766= 0,0062 Аналогично рассчитаем максимально разовые (секундные) выбросы вредных веществ от аэротенков и иловых площадок: Mмакс(аэр) = 0,0125·0,001·216+0,233·0,001·216+0,0203·0,001·216+0,001·0,001·216+ 0,039·0,001·216+0,0051·0,001·216 = 0,00671. Mмакс (ил. пл =0,014·0,001·288+0,14·0,001·288+0,029·0,001·288+0,0016·0,001·288+ 0,043·0,001·288+0,0051·0,001·288 = 0,06701 Валовые (годовые) выбросы определяются по формуле: M вал i = 0,277 · М макс i · T · 10-3 , т/год, (2) где М макс i = суммарный максимальный выброс от всех сооружений, входящих в состав очистных сооружений по i –тому веществу, г/с; T – время работы очистных сооружений в год (час). Cуммарный максимальный выброс от всех сооружений, входящих в состав очистных сооружений по i –тому веществу рассчитывается по формуле М макс i = Mмакс (пр. рез) + Mмакс (ил. пл) + Mмакс (ил. пл ) (3) По формуле (3) произведем расчет суммарного максимального выброса по каждому веществу: М макс (NO) = 0,00026+0,00225+0,001008 = 0,003518 M макс (CO) = 0,00544+0,04194+0,01008 = 0,05746 M макс (SO2 ) = 0,000095+0,003654+0,002088 = 0,00583 M макс (H2S) = 0,000003+0,000115 = 0,00011 M макс (С6Н6О) = 0,0000017+0,00018 = 0,00018 M макс ( CH 4) = 0,000438+0,00702+0,003096 = 0,01055 M макс ( NH 3) = 0,000021+0,000918+0,000367 = 0,00131 Суммарный валовый выброс от всех очистных сооружений: M вал = (0,01376+ 0,24852· + 0,00583+0,00011+0,00018 + 0,01055 + 0,00131) ·4032 ·0,277· 10-3 = 0,313 т/год Таким образом рассчитали максимально разовые (секундные) и валовые (годовые) выбросы загрязняющих веществ от очистных сооружений рыбокомбината «Лотошинский».Расчеты выбросов, проведенные по формулам (1-3), сведены в таблицу 3. Таблица 3-1
Таблица 3-2
Таблица 3-3
Суммарный годовой выброс всех веществ равен 0,313 т/год Сравнительная характеристика выброса каждого загрязняющего вещества наглядно представлена на рисунке 3. Рисунок 3 – Суммарный валовый выброс от всех очистных сооружений по каждому загрязняющему веществу. Таким образом, видно что самым приоритетным загрязнителем атмосферы от очистных сооружений рыбокомбината «Лотошинский», является оксид углерода, суммарный валовый выброс которого составляет 0,277 т/год, сероводород имеет минимальные выбросы в атмосферу: 0,00012 т/год. Заключение В курсовой работе исследована политика охраны окружающей среды в России, а именно: экологический аудит как средство повышения эффективности использования экономических инструментов для снижения экологического риска и выбора природоохранных мероприятий. Показана роль экологического аудита в системе природопользования РФ и доказана его необходимость на конкретных примерах. Задача интеграции России в систему мирового рыночного правопорядка и международной экологической безопасности, усиление требований в области охраны окружающей среды и другие факторы выдвигают в качестве приоритета развитие нового направления в аудиторской деятельности — экологического аудирования (аудита). Тем самым экологический аудит становится важным инструментом обеспечения экологической безопасности и устойчивости развития. Выявлена возможность использования экологического аудита как средства снижения экологического риска предприятий и при выборе природоохранных мероприятий. Для реформирования экономики в экологически безопасную систему необходимо в первую очередь осуществить экологическую инвентаризацию каждого предприятия и в особенности тех, которые приватизируются. Опыт показывает, что без проведения предварительного и далее периодического экологического осмотра (оценки) предприятия невозможно принятие эффективных мер по улучшению состояния окружающей среды, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах экономической деятельности предприятия. Инвесторы не заинтересованы вкладывать свой капитал в определенный инвестиционный проект, так как это может быть сопряжено с возможными потерями и убытками в будущем. В международной и отечественной практике такая экологическая инвентаризация, осмотр, оценка получила название экологического аудирования (аудита). На основании зарубежного опыта в области экономических инструментов в природопользовании выявлены и указаны возможности их использования в России. Исследовано правовое регулирование экологического аудита в России. Рассмотрены возможности применения математических методов в обработке информации о загрязнениях, а именно рассчитаны количественные характеристики выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от очистных сооружений рыбокомбината «Лотошинский»: суммарный валовый выброс всех загрязняющих веществ от всех очистных сооружений составил 0,313 т/год. При этом выявлено, что наиболее приоритетным загрязнителем от очистных сооружений данного хозяйствующего субъекта является оксид углерода, суммарный валовый выброс которого составил 0,277 т/год. Список использованной литературы 1. Арустамов Э. А. Экологические основы природопользования: учебник / Э. А. Арустамов, Н. В. Баркалова, И. В. Левакова.-Изд. 3-е, перераб. и доп..-М.: Дашков и К, 2006.-320 с.; 2. Еремин В.Г. Экологические основы природопользования: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / В.Г. Еремин, В.В. Сафронов, А.Г. Схиртладзе, Г.А. Харламов; Под ред. Ю.М. Соломенцева.-М.: Высш. шк., 2002.-253 с. 3. Ерофеев Б.В. Об экологических правоотношениях. В сборнике Правовые проблемы охраны окружающей среды. Под ред. Желвакова Э.Н. – М.: «Юридический бюллетень предпринимателя», 1998 г.-202 с. 4. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 5. Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» 6. Конституция РФ 7. Лукьянчиков Н.Н. Экономика и организация природопользования: Учебник для вузов / Н.Н. Лукьянчиков, И.М. Потравный.-2-е изд., перераб. и доп..-М.: ЮНИТИ, 2002.-454 с. 8. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. М.:НИЦ Экобезопасность, 1998, ч.1 9. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. – М.: Тройка, 1999, ч.2 10. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации.—М.: Эльзевир, 2000, ч.3. 11. Методические указания по расчету количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от очистных сооружений сельских населенных пунктов (Утв. Мособлприроды в 1997 г.). 12. Основы экологического аудита: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.Т. Никитина, С.А. Степанова.-М.: МНЭПУ, 2001.-392 с.; 13. Постановление Правительства Российской Федерации: «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 27 декабря 1994 года № 1418 14. Постановление Правительства Российской Федерации: «Об утверждении положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» от 26 февраля 1996 года 15. Проект Федерального закона Российской Федерации «Об экологическом аудите» 16. Рябчиков А. К. Экономика природопользования: Учеб. пособие / А. К. Рябчиков; М-во образования РФ. Марийский гос. тех. ун-т.-2-е изд., испр. и доп..-М.: Элит-2000, 2003.-192 с 17. Смирнов Е. Е. Актуальные проблемы экологического аудита / Е. Е. Смирнов // Аудитор.-Б.м...-2004.-N 12.- С. 3-8 18. Экологический аудит. Учебно-практическое пособие. – М.: «Экзамен», 1999 г. 19. Экологическое право России. Курс лекций: учебное пособие / под ред. А. П. Анисимова.-М.: Приор-издат, 2004.-272 с |