Курсовая работа: Иностранные инвестиции в экономику Новгородской области
Название: Иностранные инвестиции в экономику Новгородской области Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ 2005 ОГЛАВЛЕНИЕ: Введение.. 3 Глава 1. Инвестиции в Россию: анализ правовой базы и основных тенденций.. 6 1.1.Понятие инвестиции. Правовой статус иностранных инвестиций в России. 6 1.2. Международная инвестиционная позиция Российской Федерации. 10 1.3. Динамика иностранных инвестиций в России. 12 Глава 2. Оценка инвестиционной привлекательности Новгородской области.. 15 2.1. Географическое положение Новгородской области. 15 2.2. Приоритеты инвестиционной политики и внешнеэкономические связи Новгородской области. 16 Глава 3. Анализ эффективности и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Новгородскую область.. 20 3.1.Оценка эффективности инвестиционной политики. 20 3.2. Возможные направления инвестиционной политики региона. 23 Заключение.. 25 Список использованных источников.. 26 Приложение 1. 30 Приложение 2. 31 ВведениеОбострение конкуренции на международных рынках капитала усиливает потребность в выработке и научном обосновании четкой политики государства по привлечению иностранных капиталовложений. В последние годы центр тяжести управления социально-экономическими процессами достаточно активно и последовательно перемещается с федерального на региональный уровень. Это обусловлено тем, что государство на данном этапе не способно обеспечить полноценное финансирование регионов и субъекты Федерации вынуждены самостоятельно искать пути развития, в связи с чем наблюдается тенденция расширения полномочий регионов в сфере привлечения торгово-экономических партнеров и инвесторов. Свое реальное воплощение данный процесс нашел в ряде соглашений о разграничении полномочий между Правительством РФ и исполнительными органами субъектов Федерации в области инвестиций и внешнеэкономической деятельности. В ряде регионов, в том числе в Новгородской области на протяжении десяти лет наблюдалась активизация инвестиционных процессов. Новгородской области удавалось сохранять стабильную политическую и экономическую обстановку, что в свою очередь благоприятно отражалось на установлении деловых контактов с иностранными партнерами. С августа 1998 года в результате финансового кризиса в России были перечеркнуты надежды на скорый экономический рост. Новгородской области удалось одной из первых преодолеть последствия экономического краха без особых потерь. Правильно выбранная еще в начале 1990-х годов экономическая стратегия, разветвленная система внешнеэкономических связей и партнерских отношений, установленных с компаниями разных стран, положительный имидж надежного партнера в разного рода экономических операциях помогло преодолеть недоверие и опасения иностранных инвесторов. Однако в 2004 году наметилась обратная тенденция: Новгородская область стала терять инвестиционную привлекательность. Цель данной работы – получить представление о внешних связях Новгородской области и дать оценку процессу привлечения иностранных инвестиций в данный субъект Федерации. В задачи работы входит: 1. Изучить правовые основы и тенденции развития инвестиционного процесса в России с участием иностранных инвесторов. 2. Дать оценку инвестиционной политике и инвестиционным приоритетам Новгородской области. 3. Проанализировать основные итоги привлечения иностранных инвестиций в экономику Новгородской области и определить дальнейшие перспективы инвестиционного процесса. Теоретическая и информационная база работы. Исследования инвестиционной привлекательности регионов (Л. Вардомский[1] , Н. Зубаревич[2] , О. Кузнецова[3] и др.) в основном сконцентрированы на изучении объективных закономерностей регионального экономического развития, связанных с экономико-географическим положением, природно-климатическими условиями, состоянием хозяйства, развитием инфраструктуры и др. Особое внимание также уделялось региональному компоненту федеральной налоговой и бюджетной политики, а также налоговой и бюджетной политике собственно региональных властей. В этой области выделяются проект ТАСИС «Анализ тенденций развития регионов России»[4] , проект Всемирного Банка «Реформирование региональных финансов», проект CEPRA «Типология российских регионов»[5] и др. Исследуя поставленные в данной работе задачи, автор опирался на международно-правовые, национальные и региональные законодательные акты, регулирующие инвестиционную деятельность; учебники и учебные пособия, раскрывающие вопросы теории инвестиций, публикации в журналах «Вестник Русского экономического общества», «Международная политика», «Финансовый контроль», «Управленческое консультирование», «Эксперт Северо-Запад», «Экономика России: ХХI век»; исследования Московского Центра Карнеги, материалы сайтов г. Великого Новгорода и Новгородской области и другие источники, освещающие особенности привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации и региона. Глава 1. Инвестиции в Россию: анализ правовой базы и основных
|
![]() |
Рис.4. Структура иностранных инвестиций в России
Динамика иностранных инвестиций в России в период с 1997 по 2004 гг. свидетельствует о приросте иностранных инвестиций в экономику страны (рис.5)[28]
Рис.5. Динамика иностранных инвестиций в РФ (1997-2004 гг.)
В настоящее время ежегодно в Россию приходит капитал из более чем 100 стран мира. При этом значительное число иностранных инвесторов (около 30) - это небольшие государства, разбросанные по всему земному шару, которых объединяет одна общая черта: все они предоставляют иностранным инвесторам льготные режимы налогообложения и трансграничного движения капитала.
Доля Москвы и Московской области как объектов иностранных инвестиций в накопленных капиталах составляет почти 47%. Второе место после Центрального района в общей структуре привлечённого иностранного капитала в 2004 году занял Западно-Сибирский район. Третьим стал Дальневосточный район. На четвёртом месте Северный район с ярким лидером в лице Вологодской области. Несколько меньшее количество капиталовложений поступило в Восточно-Сибирский и Поволжский районы. Позиции Северо-Западного района с центром в Санкт-Петербурге в рассматриваемый период ослабли из-за снижения абсолютного объёма инвестиций в Ленинградскую область на фоне неизменности размеров капиталовложений в Северную столицу.[29]
Далее проанализируем инвестиционную привлекательность Новгородской области.
Глава 2. Оценка инвестиционной привлекательности
Новгородской области
2.1. Географическое положение Новгородской области
Новгородская область (НО) - один из субъектов Северо-Западного Федерального округа. Великий Новгород - административный центр региона, древнейший русский город с населением 240 тысяч человек, основанный в 859 г. В средние века здесь существовала феодальная республика с особым типом «парламента» - новгородским вече. В средние века Великий Новгород поддерживал тесные торговые связи с Ганзой (купеческим союзом городов Северной Европы). На территории города существовало представительство этого союза. С 1993 года Великий Новгород является членом Ганзейского Союза нового времени.
Новгородская область была образована 5 июля 1944 года. Территория НО составляет 55,3 тысяч квадратных километров. Она имеет общие границы с Псковской, Вологодской, Ленинградской и Тверской областями (Приложение 1). Самыми крупными городами региона являются Великий Новгород, Старая Русса, Боровичи, Чудово, менее крупные города - Пестово, Валдай, Окуловка, Малая Вишера и другие (Приложение 2).
Географическое положение НО создает весьма благоприятные условия для налаживания внешнеэкономической деятельности. Выгодным преимуществом является расположение на пересечении важных транспортных путей и грузопотоков: прежде всего это трасса Санкт-Петербург - Москва и трасса Скандинавия - центр России. Важный фактор - наличие разветвленной системы водных артерий, что обеспечивает Новгородской области выход в Финский залив, Белое море и Волгу.
2.2. Приоритеты инвестиционной политики и внешнеэкономические связи Новгородской области
В доперестроечные годы Новгородская область была ориентирована на производство продукции для оборонного комплекса. Такая узкая специализация очень рискованна, что не замедлило проявиться после распада СССР, когда резко упали военные заказы. Поэтому возникла необходимость поиска новых путей пополнения бюджета и определения новой экономической стратегии. Было принято решение о радикальном реформировании промышленности области путем создания устойчивых в новых условиях предприятий, способных пополнять бюджет, и одновременно заняться формированием благоприятного климата для привлечения иностранных партнеров и инвесторов.
В рамках экономического комитета НО был создан отдел иностранных инвестиций, прямой задачей которого является разработка и реализация мер по привлечению внешних инвестиций в новгородскую экономику.
В Новгороде было создано Агентство развития и привлечения инвестиций (АРПИН), основными задачами которого являются поиск и сопровождение инвесторов, решивших вкладывать средства в экономику России, их полное информационное обеспечение, подготовка предприятий к инвестированию и ориентация инвестора на капитальные вложения именно в Новгородскую область.
Новгородский государственный университет стал занимать центральное место в системе непрерывной подготовки кадров для рыночной экономики, активно сотрудничая в этом направлении с университетами Дании, Польши, Германии, Финляндии, Швеции, США.
Одновременно пристальное внимание было обращено на создание областного инвестиционного законодательства, способного предоставить инвесторам налоговые льготы для реализации инвестиционных проектов на новгородской территории.
Начиная с 1996 г. особое внимание было сосредоточено на продвижении имиджа области в инвестиционном пространстве.
С 1 января 1997 г. Постановлением областной Думы в четырех районах области созданы первые среди российских регионов зоны экономического благоприятствования с особым налоговым режимом. В этих районах созданы условия для развития всех форм бизнеса. В них коммерческие организации (кроме торговых) освобождаются от уплаты всех областных и местных налогов, кроме того, налог на прибыль, уплачиваемый ими в бюджеты всех уровней, налог на добавленную стоимость, зачисляемый в бюджет области, и платежи за пользование лесным фондом возмещаются налогоплательщикам из областного бюджета. Сумма льгот составляет 64%.
В 1998 г. был принят Закон «Об инвестиционной деятельности в Новгородской области», в котором сведены все «правила игры» для инвесторов.
Новгород и область имеют официальные побратимские и партнерские связи с разными странами: Новгород - Мосс (Норвегия), Новгород - Уотфорд (Великобритания), Новгород-Нантер (Франция), Новгород - Уусикаупунки (Финляндия). Побратимские связи осуществляются и на уровне районных центров: Старая Русса - Ллорет-де-Мар (Испания), Боровичи-Красник (Польша), Чудово-Парайнен (Финляндия) и др.
Между городами Новгородской области и США установлены побратимские связи. (Великий Новгород-Рочестер, Валдай-Кэнон Сити, Боровичи-Бингамптон).[30]
Новгородская область имеет подписанные соглашения о долгосрочном торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с некоторыми странами СНГ: с 11 областями Украины; 6 областями Республики Беларусь (Минской, Могилевской, Гродненской, Гомельской, Витебской, Брестской); с 8 областями Республики Казахстан.
Международные отношения области в настоящее время включают в себя дипломатические, внешнеэкономические, социально-образовательные и культурно-туристические контакты, проекты и программы.
С декабря 1997 г. Фондом Евразия выдано около 40 грантов местным неправительственным организациям для расширения услуг в социальной сфере и развития местного сообщества. Были созданы Центры поддержки некоммерческих организаций в Великом Новгороде и других территориях области, развивающиеся в настоящее время.
Так, в декабре 1998 г. регион был отобран для участия в региональной программе ЕС «ТАСИС» «Повышение инвестиционной привлекательности регионов». В 1999-2000 гг. в рамках этого проекта области оказывалась консультационная помощь по улучшению инвестиционной привлекательности области, включающая в себя рекомендации по продвижению региона на инвестиционных рынках и оптимизации баз данных.
Получить представление о проектах в рамках программы ЕС «ТАСИС» можно из целого ряда работ, опубликованных С.В. Васильевым, А.И. Жуковским, К. Цуркером[31] , В. Страховым[32] .
С 1994 по 1998 год Новгородская область участвовала в программе ЕС «ЭКОС/УВЕРТЮРА». РУСТРАТ - «Российские стратегии регионального развития» - так назывался проект, в котором участвовало четыре региона из четырех европейских стран:
- регион Глазго (Шотландия),
- регион Шеннон/Корк (Юго-Западная Ирландия),
- регион Заксен-Анхальт (Германия),
- Новгородская область (Россия).
Сегодня приоритет в области отдается установлению и развитию долгосрочных связей. Наиболее активно они развиваются со странами Скандинавии (Финляндия, Швеция, Норвегия) и странами Балтийского региона (Нидерланды, Дания, Германия, Польша).
Глава 3. Анализ эффективности и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Новгородскую область
3.1.Оценка эффективности инвестиционной политики
В последние годы в Новгородской области было зарегистрировано 197 предприятий с иностранными инвестициями. По данным статистики, на них было занято 20 000 человек. Компании из стран Европейского Сообщества привнесли наиболее крупные инвестиции. Список инвесторов включал такие хорошо известные компании, как: «Cadbury-Schweppes» (Великобритания), «Dandy» (Дания), «Wood Schauman», «Raute» (Финляндия), «Pfleiderer», «Sommer GmbH», «Schomburg & Co KG» (Германия), «Holzindustrie Prading» (Австрия), «Dresser» (США), «AMKOR» (Австралия). В 1999 году было зарегистрировано 38 организаций с иностранными инвестициями.
Новгородские предприятия с иностранным участием стали играть в 90-х годах ХХ века весьма значительную роль в экономике области. Так, в 1998 году, в общем объеме промышленного производства их доля составила 62.4%, в экспорте - 83% и в импорте - 31%. 40 стран мира инвестировали в Новгородскую область. По объему инвестиций лидировали страны ЕЭС: Великобритания, Дания, Германия и Финляндия.[33]
Так, с 1995 года немецкие инвестиции в экономику Новгородской области составили 90,7 млн. долларов. Объем немецкого капитала в общем объеме инвестиционных вливаний составлял от 8 до 32%. Инвестиции в основном вкладывались в машиностроение, деревообработку, производство строительных изоляционных материалов, ряд других базовых отраслей. В 2004 году показатель внешнеторгового оборота Новгородской области с Германией достиг 41,7 млн. долларов. В настоящее время на территории Новгородской области действуют 19 организаций с участием немецкого капитала. Самые крупные из них - ООО СП «НБИ Транспорт Сервис», осуществляющее международные перевозки грузов и пассажиров; ЗАО «Новтрак» по производству большегрузных универсальных автомобильных прицепов и полуприцепов; ЗАО «НовГАРО», выпускающее гаражное оборудование; ООО «Амкор Ренч Новгород» по изготовлению сигаретной упаковки для табачных фабрик России; ООО «Дельта Стикс» - рыбная переработка; ООО «Бентелер Автотехника Новгород», занимающееся проектированием автодеталей и узлов.[34]
Компания «Ди-Эйч-Эл» (DHL), мировой лидер в сфере авиа-экспресс доставки документов и посылок, открыла свой офис в Великом Новгороде, и теперь ее услугами можно воспользоваться и здесь.
«Финниш Холдинс Ою» (Finnish Holdings Oy) (дочерняя компания «Оуэнс Иллинойс Инк.» (Owens Illinois Inc.) реализует свой проект производства стеклянной упаковки в Великом Новгороде.
Вообще за период с 1994 по 2001 г. привлечено в Новгородскую область иностранных инвестиций по состоянию на 01.01.2001 г. - 536,5 млн долл. США.[35]
Таблица 1
Иностранные инвестиции в экономику Новгородской области
по отраслям экономики в период 1994-2001 гг.
Название отрасли |
В млн долл. США |
в % |
Пищевая |
371, 9 |
56,3 |
Химическая |
165, 6 |
25, 8 |
Лесная и деревообрабатывающая |
60, 2 |
9, 4 |
Транспорт |
16, 8 |
2, 6 |
Связь |
2, 4 |
0, 4 |
По странам – лидерам
Название страны |
В млн долл. США |
В % |
Великобритания |
232, 5 |
34, 6 |
Дания |
139, 5 |
20, 8 |
Гибралтар |
137, 8 |
20, 5 |
США |
65, 2 |
9, 7 |
Финляндия |
44, 3 |
6, 6 |
Германия |
22, 5 |
3, 4 |
Наиболее крупные иностранные инвестиции вложены в пищевую отрасль - 56,3%, химическую - 25,8, лесную и деревообрабатывающую - 9,4, в производство продукции стройиндустрии и связь - 3%. Удельный вес иностранных инвестиций в основном капитале за счет всех источников финансирования по крупным и средним предприятиям в 2000 г. составил 27,6%, в 1999 г. - 30,7 (в 1998 г. 36,4), тогда как в целом по России 6,2%.
По состоянию на июль 2004 года в экономику НО было привлечено почти 900 млн. долларов инвестиций.
В 2004 году наибольшая доля иностранных инвестиций в Новгородской области пришлась на пищевую (35,9%) и лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность (59,5%). Так, в прошлом году были введены в эксплуатацию 2 лесоперерабатывающих предприятия с участием финского капитала: ЗАО «Пестово Ново» ООО «Сетново».
Кроме того, в Новгородском районе ведется строительство завода ООО «Флайдерер» по производству ДСП. Golden Lady инвестировала 3 млн долларов на реализацию инвестиционного проекта по производству чулочных изделий в Великом Новгороде.
Тем не менее, общий объем иностранных инвестиций в экономику Новгородской области в 2004 году снизился по сравнению с 2003 годом на 30,9% до 147 млн долларов.
За минувший год объем инвестиций в основной капитал области за счет всех источников финансирования сократился по сравнению с 2003 годом на 17,9% до 7,32 млрд рублей.[36]
3.2. Возможные направления инвестиционной политики региона
Анализ показал, что особую специализацию Новгородской области характеризует не отраслевая структура, а источник капитала. За регионом заслуженно закрепилась слава одного из лидеров по привлечению иностранных инвестиций. Однако, с точки зрения специалистов, в масштабах области результаты инвестиционной политики ощущаются слабо. Средняя зарплата в НО остается одной из самых низких на Северо-Западе. Одним из реальных шагов к изменению вектора развития экономики НО могло бы стать получение финансирования по федеральной программе развития территорий. Причем в качестве приоритета следует выбрать возрождение высокотехнологичных и наукоемких производств, всегда составлявших основу индустриального потенциала региона. Однако для этого нужны соответствующие лоббистские усилия администрации НО, которая, напротив, предпочитает быть максимально «независимой» от центра.[37]
Сегодня стали высказываться скептические оценки «инвестиционного чуда» НО как со стороны региональной элиты, так и представителями федеральных структур.
Основания для таких оценок есть. НО является дотационной регионом. По-прежнему отсутствуют явные «точки роста», сохраняется и такой хронических недуг региональной экономики, как неравномерность развития территорий.
Очевидный изъян политики по привлечению иностранных инвесторов состоит в том, что многие реализуемые в НО проекты (за исключением деревоперерабатывающей промышленности) конъюнктурны и никак не связаны с развитием традиционных для региона отраслей экономики. Инвесторов не привлекают высокотехнологичные предприятия радиоэлектроники и приборостроения, некоторые из которых сейчас начинают подавать «признаки жизни» (в лучшем случае они интересуют их в качестве собственников дешевых производственных площадок). Предприятия с западным капиталом, естественно, не способны изменить структуру региональной экономики. Более того, иностранные акционеры и менеджеры не чувствуют себя цивилизаторами, несущими в массы современные ценности, они избегают не только вмешательства в политику, но и участия в каких-либо общественных акциях.[38]
Произошел даже своеобразный «перекос» в сторону иностранных инвестиций в ущерб отечественному бизнесу.
Сложнейшие социальные проблемы в регионе администрации НО решить не удалось. В целом иностранные инвестиции не принесли в регион ожидаемого финансового благополучия.
Приоритетом ближайшего времени, с нашей точки зрения, должны стать меры по привлечению инвестиций в реальный сектор новгородской экономики, а также стимулирование инвесторов на предмет повышения заработных плат работникам предприятий.
Следует всемерно поощрять иностранные инвестиции в развитие малого и среднего бизнеса, который не отличился в последние годы впечатляющими результатами. Иначе говоря, создавать благоприятные условия не для каких-то определенных компаний по признаку «страна принадлежности», а для всех субъектов предпринимательства, чья деятельность обеспечивает социально-экономическую стабильность и развитие региона и его жителей.
Заключение
Давая оценку процессу привлечения иностранных инвестиций в экономику Новгородской области, можно констатировать следующее.
1. В 90-х годах ХХ века администрация НО сделала ставку на крупных иностранных инвесторов. Зарубежный бизнес, заинтересованный в создании новых производств, должно было привлечь удобное географическое положение НО, наличие дешевой, но квалифицированной рабочей силы, огромный выбор площадок с инфраструктурой (прежде всего на простаивающих госпредприятиях). Стратегия сработала. НО добилась впечатляющих успехов в привлечении инвестиций и развитии внешнеэкономических связей со многими странами. Опыт НО стал активно изучаться в России и за рубежом.
2. Вместе с тем, администрация НО не уделяла достаточного внимания развитию отечественного бизнеса, не оказывала существенной поддержки традиционным производствам региона, которые пришли в полный упадок. В результате проводимой губернатором инвестиционной политики наилучшие показатели в области демонстрировали предприятия лесопереработки, компании по производству жевательной резинки, упаковки для сигарет и т.п., которые не способствовали решению системных проблем региона: развитию собственной промышленности, увеличению жизненного уровня населения.
3. «Инвестиционное чудо» НО в начале ХХI века себя исчерпало. Но опыт привлечения инвестиций в НО несомненно полезен для других регионов России и для федерального Центра в том числе. Он также показывает, насколько важно, разрабатывая региональную инвестиционную стратегию, учитывать интересы собственных предпринимателей и жителей региона.
4. Следует особо подчеркнуть, что региональные власти не могут решить проблемы инвестиционного законодательства на федеральном уровне. Это законодательство до сих пор фрагментарно и консервативно. Поэтому проблему улучшения инвестиционного климата в России необходимо решать комплексно: Центру совместно с регионами.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 30.12.95 N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе про-дукции // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - N 1. - Ст.18. – 1999. - N 2. - Ст.246.
2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных об-ществах» //Собрание законодательства Российской Федерации: 1996, N 1, ст. 1; N 25, ст. 2956; 1999, N 22, ст. 2672; 2001, N 33, ст. 3423; 2002, N 12, ст. 1093, N 45, ст. 4436; 2003, N 9, ст. 805.
3. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - N 48. - Ст. 5856.
4. Федеральный закон от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ «О лизинге». //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - N 44. - Ст. 5394.
5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 марта 1999 г. - №9. - Ст. 1096.
6. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 10. - Ст. 1163.
7. Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - N 28. - Ст. 3493; 2002, N 12, ст. 1093.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст. 123.
9. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. N 1466 «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. - N 40. - Ст. 3740.
10. Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами: подписана в Вашингтоне 18.03.1965 // Советский журнал международного права. 1991. № 2.
11. Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций: подписана в Сеуле 11.10.1985 // Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. - М.:1995.
12. Архипов И. В ожидании чуда. // Эксперт Северо-Запад #43 (152) от 17 ноября 2003 года.
13. Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия: Монография. - М.: Буквица, 1999. - 279 с.
14. Белов Е. Российские регионы на мировой арене. // Экономика России: ХХI век. – 2002 . - № 1(6).
15. Вардомский А. Региональные процессы в контексте федерализации России. М., 2000.
16. Васильев С.В., Жуковский А.И., Цуркер К. Эффективность работы организаций государственного и муниципального управления и их служащих. Великий Новгород: 2002. – 70 с.
17. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПБ.: Питер, 2002.
18. Елизаветин М. География иностранных инвестиций в России. // Финансовый контроль. – 2005. - № 2(39).
19. Жуковский А.И. Особенности политического процесса на территории Новгородской области в 1996-2000 г.г. // Московский Центр Карнеги. Выборы и проблемы гражданского общества на Северо-Западе России №5, 2001.
20. Жуковский А.И. Основные тенденции формирования системы подготовки, переподготовки государственных и муниципальных служащих в Новгородской области.// Проект Тасис «Муниципальный менеджмент». Дополнительное образование муниципальных служащих. Учебно-методическое пособие. Муниципальное управление. Вып. 6. - 2000 г.
21. Зубаревич Н., Трайваш А. Социально-экономическое положение регионов / Ежегодное приложение к «Политическому альманаху России». М., Карнеги-центр, изд. 2000 и 2001 гг.
22. Иностранные инвестиции в экономику России в I полугодии 2004 г. // Вестник Русского экономического общества. – 2004. - №137.
23. Комплексный подход к созданию благоприятных условий для инвесторов: опыт Новгородской области / Авторский коллектив: С. Жаворонков, В. Мау (руководитель проекта), С. Хорошухин, М. Лазарович, Д. Войсиечовский - М., 2002.
24. Кром Е. В поисках своего лица. // Эксперт Северо-Запад #46 (155) от 8 декабря 2003 года.
25. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право.- М.: Русская деловая литература, 1997.
26. Кузнецова О. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М., 2001.
27. Международная инвестиционная позиция РФ. // Вестник Российского Экономического Общества. – 2004. - № 146.
28. Присвоение России инвестиционного рейтинга агентством «Fitch».// Вестник Российского Экономического Общества. – 2004. - № 146.
29. Прямые иностранные инвестиции в российской экономике// http://www.iet.ru/trend/08-99/6.htm.
30. Регионы против Центра. // Международная политика. – 2000. - №5.
31. Страхов В. Устойчивое развитие лесного сектора Новгородской и Вологодской областей с точки зрения проекта Тасис // Управленческое консультирование. - 2003. - N 2. - С. 38-51.
32. Типология российских регионов. М., CEPRA, 2002.
33. Шумилов В.М. Международное экономическое право. - М.: «НИМП». 2001.
34. Gloumont R. Investments in Russian economy. Analysis and Recommendations // Price Waterhouse-Coopers. Corporate Report, 2000 (Add. Investment).
35. Материалы сайта «Великий Новгород для делового человека». //http://nbp.natm.ru/invest/effect.htm.
36. www.iet.ru
37. http://www.businesspravo.ru/
38. http://vnov.finam.ru/?fid=93&f=vnw&itm=4428.
39. http://www.novgorodinform.ru/news/3858.html.
Приложение 1
Приложение 2
[1] Вардомский А. Региональные процессы в контексте федерализации России. М., 2000.
[2] Зубаревич Н., Трайваш А. Социально-экономическое положение регионов / Ежегодное приложение к «Политическому альманаху России». М., Карнеги-центр, изд. 2000 и 2001 гг.
[3] Кузнецова О. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. М., 2001.
[4] www.iet.ru
[5] Типология российских регионов. М., CEPRA, 2002.
[6] Круглова Н.Ю. Хозяйственное право.- М.: Русская деловая литература, 1997, С.3.
[7] Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПБ.: Питер, 2002, С.70.
[8] Шумилов В.М. Международное экономическое право. - М.: «НИМП». 2001. С. 224.
[9] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 9. - Ст. 1096.
[10] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - N 28. - Ст. 3493; 2002, N 12, Ст. 1093.
[11] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - N 1, Ст.18; 1999. - N 2. - Ст.246.
[12] Собрание законодательства Российской Федерации". – 1999. - № 10. - Ст. 1163.
[13] Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - N 48. - Ст.5856.
[14] Собрание законодательства Российской Федерации: 1996, N 1, ст. 1; N 25, ст. 2956; 1999, N 22, ст. 2672; 2001, N 33, ст. 3423; 2002, N 12, ст. 1093, N 45, ст. 4436; 2003, N 9, ст. 805.
[15] Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 44, ст. 5394.
[16] Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. N 1605 «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 1, ст. 123.
[17] Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3493; 2002, N 12, ст. 1093.
[18] Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами: подписана в Вашингтоне 18.03.1965 // Советский журнал международного права. 1991. № 2.
[19] Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций: подписана в Сеуле 11.10.1985 // Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России. М.:1995; http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_33966.html.
[20] Gloumont R. Investments in Russian economy. Analysis and Recommendations // Price Waterhouse-Coopers. Corporate Report, 2000 (Add. Investment).
[21] Белов Е. Российские регионы на мировой арене. // Экономика России: ХХI век. – 2002 . - № 1(6).
[22] Регионы против Центра. // Международная политика. – 2000. - №5.
[23] Международная инвестиционная позиция РФ. // Вестник Российского Экономического Общества. – 2004. - № 146.
[24] Там же.
[25] Присвоение России инвестиционного рейтинга агентством «Fitch».// Вестник Российского Экономического Общества. – 2004. - № 146.
[26] Бандурин В. В., Рацич Б. Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия: Монография. - М.: Буквица, 1999. - 279 с.
[27] Прямые иностранные инвестиции в российской экономике// http://www.iet.ru/trend/08-99/6.htm.
[28] Иностранные инвестиции в экономику России в I полугодии 2004 г. // Вестник Русского экономического общества. – 2004. - №137.
[29] Елизаветин М. География иностранных инвестиций в России. // Финансовый контроль. – 2005. - № 2(39).
[30] Комплексный подход к созданию благоприятных условий для инвесторов: опыт Новгородской области / Авторский коллектив: С. Жаворонков, В. Мау (руководитель проекта), С. Хорошухин, М. Лазарович, Д. Войсиечовский - М., 2002.С.27.
[31] См.: Васильев С.В., Жуковский А.И., Цуркер К. Эффективность работы организаций государственного и муниципального управления и их служащих. Великий Новгород: 2002. – 70 с. // Проект Тасис «Региональное экономическое развитие и антикризисные стратегии». Подпроект-2: Рекомендации по повышению эффективности работы региональной Администрации и Думы через усиление профессиональной подготовки персонала в области делового администрирования; Жуковский А.И. Особенности политического процесса на территории Новгородской области в 1996-2000 г.г. // Московский Центр Карнеги. Выборы и проблемы гражданского общества на Северо-Западе России №5, 2001 г.; Он же: Основные тенденции формирования системы подготовки, переподготовки государственных и муниципальных служащих в Новгородской области.// Проект Тасис «Муниципальный менеджмент». Дополнительное образование муниципальных служащих. Учебно-методическое пособие. Муниципальное управление. Вып. 6. - 2000 г.
[32] Страхов В. Устойчивое развитие лесного сектора Новгородской и Вологодской областей с точки зрения проекта Тасис // Управленческое консультирование. - 2003. - N 2. - С. 38-51.
[33] Материалы сайта «Великий Новгород для делового человека». //http://nbp.natm.ru/invest/effect.htm.
[34] http://vnov.finam.ru/?fid=93&f=vnw&itm=4428.
[35] Комплексный подход к созданию благоприятных условий для инвесторов: опыт Новгородской области / Авторский коллектив: С. Жаворонков, В. Мау (руководитель проекта), С. Хорошухин, М. Лазарович, Д. Войсиечовский - М., 2002.С.44.
[36] http://www.novgorodinform.ru/news/3858.html.
[37] Кром Е. В поисках своего лица. // Эксперт Северо-Запад #46 (155) от 8 декабря 2003 года.
[38] Архипов И. В ожидании чуда. // Эксперт Северо-Запад #43 (152) от 17 ноября 2003 года.