Дипломная работа: Методические основы диагностики несостоятельности (банкротства) организации
Название: Методические основы диагностики несостоятельности (банкротства) организации Раздел: Рефераты по экономике Тип: дипломная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г. БЕЛИНСКОГО Факультет экономики, менеджмента и информатики Кафедра менеджмента и экономической теории«Дипломное проектирование» На тему: «Методические основы диагностики несостоятельности (банкротства) организации» Выполнила: студентка гр. МО-52 Коняхина О. А. Научный руководитель: к.и.н., доцент Шутов В.С. Проверил: д.э.н., профессор Бондаренко В.В. Пенза – 2007Содержание Введение 1. Сущность и структура антикризисного управления 2. Понятия, основные определения и особенности диагностики банкротства организации 3. Основные методики определения несостоятельности (банкротства) организации 4. Социально-трудовые показатели эффективности деятельности персонала, при диагностике несостоятельности организации Заключение Список использованной литературы Введение В современных условиях нормальное функционирование коммерческой организации независимо от формы собственности требует от руководства тщательного, системно-комплексного подхода к диагностике несостоятельности организации, а для грамотного управления финансами организации - разработки и реализации финансовой стратегии. Россия медленно выходит из экономического кризиса, вызванного ошибками и просчетами перехода к рынку. Так, в послании Президента РФ 27 мая 2004 года отмечается, что с 1999 г. по настоящее время удалось восстановить лишь около 40% потерь. Однако и в настоящее время около половины промышленных предприятий страны, с точки зрения формальных финансовых критериев, а часто и по существу, неплатежеспособны. Эти предприятия нуждаются в помощи, которая может быть предоставлена им в двух формах: либо в форме инвестиций; либо в форме процедуры финансового оздоровления, которое предполагает реформирование предприятия и появление на нем или на его базе имущественного комплекса эффективного бизнеса под патронажем стратегического собственника. Мировой и отечественный опыт доказывает необходимость диагностики несостоятельности организации. Слово «диагностика» (от слова «диагноз») в переводе с греческого языка означает распознавание, определение. Именно поэтому как понятие слово диагностика в настоящее время означает – определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур. Диагностика состояния предприятия – это учение о методах и принципах распознавания нарушений в экономических, финансовых и управленческих механизмах работы предприятия. В современных условиях повышается самостоятельность коммерческих организаций в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Все это повышает роль диагностики несостоятельности в оценке их производственной и коммерческой деятельности и, прежде всего в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. Результаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам (акционерам), кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам, менеджерам и руководителям организаций. Для того чтобы диагностика несостоятельности имела практическое применение, она должна быть, с одной стороны, комплексной, т.е. охватывать все стороны экономического процесса и выявлять всесторонние причинные зависимости, влияющие на деятельность организации. С другой стороны, диагностика должна обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная постоянно изменяющаяся система, находящаяся под воздействием ряда факторов внешней и внутренней среды. В связи с этим тема выпускной квалификационной работы является актуальной в современных условиях хозяйствования. Цель исследования состоит в диагностике несостоятельности коммерческой организации и разработке мероприятий по его улучшению. Для достижения поставленной цели рассмотрены следующие задачи: - показана роль, цель и задачи диагностики несостоятельности коммерческой организации в принятии управленческих решений; - раскрыты современные методики определения несостоятельности организации; - проведена оценка финансового состояния коммерческой организации; - предложены мероприятия по улучшению финансового состояния коммерческой организации. Объект исследования - коммерческая организация ООО «Солинг». Предмет исследования - финансово-хозяйственная деятельность коммерческой организации ООО «Солинг» за период 2007-2008 годов. Базой для написания выпускной квалификационной работы явилась отчетность ООО «Солинг», научная литература, периодические издания РФ. 1. Сущность и структура антикризисного управления
Россия медленно выходит из экономического кризиса, вызванного ошибками и просчетами перехода к рынку. Так, в послании Президента РФ 27 мая 2004 года отмечается, что с 1999 г. по настоящее время удалось восстановить лишь около 40% потерь. [2, с. 54]. Однако и в настоящее время около половины промышленных предприятий страны, с точки зрения формальных финансовых критериев, а часто и по существу, неплатежеспособны. Эти предприятия нуждаются в помощи, которая может быть предоставлена им в двух формах: либо в форме инвестиций, которые прежнее руководство предприятием вряд ли сможет вернуть; либо в форме процедуры финансового оздоровления, которое предполагает реформирование предприятия и появление на нем, или на его базе имущественного комплекса эффективного бизнеса под патронажем стратегического собственника. Без сомнения важны обе формы, но наиболее реальна вторая. Мировой и отечественный опыт доказывает необходимость организации антикризисного процесса в условиях рынка. Антикризисный процесс – это процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятий-должников. В условиях рынка он включает в себя два блока процедур: антикризисное регулирование и антикризисное управление. Антикризисное регулирование – это воздействие на предприятие-должника на макроуровне. Оно содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования. Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, на уровне конкретного предприятия. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении профилактических, оздоровительных процедур, реорганизационных или ликвидационных мероприятий. [1, с. 330]. Термин «антикризисное управление» стал применяться в России совсем недавно. Считается, что причина его появления и заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития в 90-е годы прошлого века. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис. Но все больше и больше людей, особенно принимающих и реализующих решения, сегодня понимают, что из кризиса экономику, все общество способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного управления». Антикризисное управление это: - предварительная диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии; - анализ внешней среды и потенциала конкурентных преимуществ предприятия для выбора стратегии его развития; - бизнес планирование повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия; - разработка процедур финансового оздоровления предприятия и системы контроля над их реализацией. [4, с. 45]. Таким образом, важность антикризисного управления заключается в формировании условий, факторов на предприятии, влияющих на ориентацию и действия персонала в кризисных условиях. Такими факторами, в частности, являются: - особенности ситуации; лимит времени на анализ ситуации, выработку и принятие решения; наличие и качество информации; - состояние рынка, выпускаемой предприятием продукции; подготовленность персонала к действиям в кризисной ситуации; - соответствие правовой основы деятельности персонала характеру кризиса; - функциональное состояние персонала, характер и уровень его профессиональной мотивации; отсутствие противоречий в развитии предприятия и т.п. В целом, антикризисное управление есть реализация классического принципа управления, согласно которому - для успешного противостояния окружающей среде сложность и скорость принятия решения на предприятии должны, как минимум, соответствовать сложности и скорости изменений, происходящих во внешней среде. Самый худший вид кризиса – это кризис управления, который означает следующее: - проблемы возникают внезапно, вопреки ожиданиям и не соответствуют опыту прошлой деятельности предприятия; - модели и методы управления, апробированные в принципиально иных условиях, становятся неприемлемыми в новых условиях. В самом общем виде управленческий кризис проявляется в нарушении связей между управляющими и управляемыми системами предприятия, а самый худший вариант его – ситуация, когда управляемая подсистема активно начинает бороться против управляющей подсистемы. Антикризисное управление, как система, состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления). Объектом антикризисного управления является возможная кризисная ситуация и меры по предотвращению, или смягчению отрицательных последствий кризиса в ходе деятельности предприятия, организации. Субъектом антикризисного управления является специальная группа людей, которая посредством различных приемов и способов управления осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления. В современной России уже накоплен определенный опыт антикризисного управления, как с точки зрения теории, так и практики. В современной литературе по антикризисному управлению раскрыты основные теоретические положения этого процесса. Они включают следующие ключевые моменты. [3, с. 12]. 1) Характеристику этапов развития управления, которые отражает сдвинутая логистическая кривая. 2) Доказательство необходимости и возможности антикризисного управления, определяемое следующими факторами и причинами: - человеческим фактором, т.е. возможностью осознанной человеческой деятельности по прогнозированию и предотвращению кризисов; - знанием циклического развития социально-экономических систем по горизонтали и вертикали; - целями развития, которое, как правило, происходит в сложных, противоречивых условиях, с опасными последствиями кризисов для людей, общества, природы. 3) Обоснование и характеристика проблематики антикризисного управления. Она представлена следующими четырьмя группами: - первая группа, включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. - вторая группа, связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. - третья группа, представлена различными технологиями антикризисного управления (анализа обстановки, ее прогнозирования, выработкой вариантов решения, их реализацией, подведением итогов, корректировкой решений). - четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. 4) Раскрытие сущности антикризисного управления. 5) Определение основных проблем антикризисного управления как методологии и организации их решения в условиях кризисного функционирования организации. 6) Разработка требований к антикризисному управлению. 7) Определение особенностей антикризисного управления в части его процессов и технологий, главными их которых являются: - мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений, реализации инвестиционных и инновационных программ; - осуществление программно-целевых подходов в технологиях разработки и реализации управленческих решений; - повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления; - использование антикризисного критерия качества решений при их разработке и реализации; 8) Обоснование общих и конкретных причин кризисов. 9) Обоснование основных функций, задач и этапов антикризисного управления как видов деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. 10) Обоснование и раскрытие основных ограничений, препятствующих антикризисному управлению и определение путей, которые их снимают. 11) Определение критериев эффективности антикризисного управления, которая, в свою очередь, зависит от следующих факторов: - профессионализма антикризисных управляющих и все других лиц, принимающих и реализующих решения; - искусства управления всех руководителей, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки; - методологии разработки рискованных решений; - научности анализа обстановки, прогнозирования, тенденций; В целом, эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса с затраченными на это ресурсами. Как и любой управляемый процесс - антикризисный процесс имеет свою технологию. Технология антикризисного управления – это комплекс последовательно осуществляемых мер предупреждения, профилактики, преодоления кризиса, снижения его отрицательных последствий. Технологическая схема антикризисного управления состоит из следующих концептуальных блоков. [11, с. 87]. Блок 1 . Создание группы специалистов по выводу организации из кризисной ситуации с наделением ее определенными полномочиями и ресурсами. Группа может быть выделена в отдельную структурную единицу или иметь статус консультирующего органа при аппарате управления организацией. Блок 2 . Проверка целесообразности проведения мероприятий по антикризисному управлению. Блок 3 . Разработка управленческих решений по выводу организации из кризисной ситуации. На этом этапе осуществляется сбор исходной информации о ситуации в организации, структурно-морфологический анализ ситуации, определение путей вывода организации из кризисного состояния, определение необходимых ресурсов, проверка возможностей достижения целей. Блок 4 . Создание системы реализации управленческих решений. На данном этапе определяются конкретные исполнители с наделением их соответствующими полномочиями и ресурсами. Блок 5. Реализация управленческих решений. На этом этапе проводятся конкретные организационно-практические мероприятия, реализация которых позволит достигнуть поставленных целей антикризисного управления. Блок 6 . Проверка качества выполнения управленческих решений, которая может иметь как положительную, так и отрицательную оценку. Блок 7. Разработка мероприятий по прогнозированию будущих кризисных ситуаций. В целом, антикризисное управление представлена следующими основными частями и входящими в них блоками. Первая часть : « Кризисы в тенденциях макро - и микроразвития», состоит из следующих блоков: - кризисы в социально- экономическом развитии; - тенденции возникновения и разрешения экономических кризисов; - государственное регулирование кризисных ситуаций; - кризисы государственного управления; - кризисы в управлении организацией (фирмой). Вторая часть : « Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления» состоит из следующих блоков: - основные черты и технологии антикризисного управления; - государственное регулирование кризисных ситуаций; - диагностика кризисов в процессах управления; - маркетинг в антикризисном управлении; - стратегия и тактика антикризисного управления; - правовые и организационные проблемы банкротства. Третья часть: «Ключевые факторы антикризисного управления», состоит из следующих блоков: - риски в антикризисном управлении; - инновации в антикризисном управлении; - инвестиции в антикризисном управлении; - оценочная деятельность в АКУ. Четвертая часть: «Человеческий фактор антикризисного управления» состоит из следующих блоков: - человеческий капитал АКУ; - антикризисное управление персоналом организации; - механизм конфликтологии в антикризисном управлении; - менеджер по антикризисному управлению; - психологические аспекты антикризисного управления; - корпоративность в АКУ. Пятая часть : «Антикризисное управление и процессы общественного развития» состоит из следующих блоков: - государственное регулирование кризисных ситуаций; - региональные аспекты АКУ; - роль профсоюзов в АКУ. Шестая часть: «Зарубежный опыт антикризисного управления» состоит из следующих блоков: - «новый курс» Рузвельта в США; - опыт известных менеджеров развитых стран мира; - использование зарубежного опыта в России. 2. Понятия, сущность и особенности диагностики банкротства организации Слово «диагностика» (от слова «диагноз») в переводе с греческого языка означает распознавание, определение. Именно поэтому как понятие слово диагностика в настоящее время означает – определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур.[5, с. 67]. Диагностика состояния предприятия – это учение о методах и принципах распознавания нарушений в экономических, финансовых и управленческих механизмах работы предприятия. Цель диагностики – установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу, после чего можно откорректировать эффективную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику. Задачи диагностики заключаются в определении мер, направленных на координацию работы всех составляющих элементов системы, и способов их реализации. Поскольку диагностирование представляет собой исследовательский процесс, то оно должно отвечать следующим требованиям: аутентичность; объективность; точность; воспроизводимость. Обычно выделяют следующие типы диагностирования объекта: Первый тип определяется как диагноз, устанавливающий отклонение от нормы или патологию. Второй тип позволяет определить принадлежность исследуемого объекта к конкретному классу, группе или совокупности. Третий тип диагноза позволяет оценить избранный объект как уникальное сочетание признаков. Он используется там, где из-за уникальности объекта невозможно произвести его сравнение с другими объектами. Различают следующие этапы диагностирования: 1) установление принадлежности объекта к определенному классу или группе объектов. Этот этап называется этапом качественной идентификации объекта и подразумевает определение у объекта таких параметров, которые являются общими для некоторой совокупности объектов; 2) выявление отличий диагностируемого объекта от объектов своего класса путем сравнения его фактических параметров с базовыми. На этом этапе осуществляется количественная идентификация объекта с использованием базовых параметров диагноза, определяемых как отклонение фактических параметров от базовых. Диагностика – представляет собой процесс, который осуществляется во времени и пространстве. Процесс диагностики – это исследовательский, поисковый, познавательный процесс, т.е. диагностика – это определенные способы, методы, приемы, с помощью которых она реализуется как исследовательский процесс. Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретное предприятие, фирма, компания), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и т.п.). Субъектом диагностики могут быть как штатное руководство, специалисты самого предприятия, так и специальные группы людей занимающиеся диагностикой профессионально. Это представители различных аудиторских контор, антикризисные управляющие, эксперты и т.п., осуществляющие диагностику на профессиональной основе и имеющие для этого соответствующий опыт, средства, методики и лицензии.[18, с. 23]. При диагностике кризиса объектом может быть вся экономика страны, ее отдельная отрасль или сложная проблема. Диагностика проблемы – первый шаг на пути ее решения и локализации. Алгоритм процесса диагностирования может включать следующие элементы: 1) Анализ объекта диагностики, например, производственно-хозяйственной деятельности предприятия (отрасли, экономики). 2) Определение ключевых параметров ситуации на предприятии. 3) Выявление основных проблем развития предприятия. 4) Анализ проблем и выявление первоочередной из них. 5) Анализ первоочередной проблемы и ее диагностирование. 6) Постановка диагноза, т.е. определение причин, факторов, породивших проблему и последствий, связанных с ее существованием. 7) Прогнозирование дальнейшего развития проблемы и путей ее устранения. 8) Принятие решений по устранению противоречий, связанных с проблемой. 9) Предотвращение кризиса, вызванного проблемой развития предприятия. Цель, задачи и соответствие требованиям, предъявляемым к процессу диагностирования, осуществимы, если все исследование планируется, организуется и контролируется согласно логике диагноза, основанной на выявлении базовых параметров. Базовые параметры – это система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов (система показателей, качественных характеристик, шкал и т.д.). Таким образом, для того чтобы правильно оценить состояние объекта диагноза, необходима система критериев. Это, прежде всего, создание системы показателей для оценки состояния объектов, разработки качественных характеристик и количественных показателей, шкал для измерения определенных значений и т.п. Основными методами диагностики являются : 1) Статистический метод или диагностика статистического состояния, которая оценивает объект на определенный момент времени. 2) Аналитический метод или диагностика с использованием методов комплексного экономического анализа. 3) Экспертный метод или экспертная диагностика, которая использует информацию, данную экспертами. 4) Метод линейного программирования, который использует математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых для достижения оптимального результата. 5) Метод динамичного программирования, который использует вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задача с N переменными представляется как многошаговый процесс принятия решения. На каждом шаге определяется как экстремум функции от одной переменной. В этом случае исследование проходит в три этапа: - построение математической модели для использования модельных имитаций; - решение управленческой задачи; - анализ и обобщение полученных результатов. Таковы лишь некоторые методологические положения, лежащие в основе диагностики состояния предприятия. В целом, признаки или критерии несостоятельности различаются на общие и конкретные. Характеристика общих признаков банкротства, изложена в Законе о несостоятельности – это неплатежеспособность и неоплатность. При этом необходимо отметить, что при анализе состояния предприятия особую важность имеет комплексный подход. В связи с этим в международной и российской практике преобладающей является точка зрения, согласно которой критерии оценки эффективности предприятия подразделяются на основные и дополнительные.[12, с. 56]. К основным критериям относят: критерии эффективности производства; критерии маневренности производства; критерии гибкости стратегии. К дополнительным критериям относятся критерии наличия экономических ресурсов: финансовых, трудовых и материальных. Показатели, применяемые для диагностики предприятия, подразделяются также на оценочные и относительные. Оценочные показатели – это выручка от продажи товаров, работ, услуг, валовая прибыль; прибыль до налогообложения; прибыль после уплаты налогов; чистая прибыль. К относительным показателям деятельности предприятия относят различные коэффициенты, показывающие эффективность использования ресурсов: индекс отдачи полученной прибыли на вложенный капитал; индекс отдачи собственного капитала; индекс отдачи заемного капитала; доля валовой прибыли, условно чистой прибыли в объеме продаж; показатели структуры издержек и т.д. Из множества показателей деятельности предприятия методическими указаниями по проведению анализа финансового состояния организаций предусматривается использование следующих показателей, характеризующих различные аспекты деятельности организаций.[21, с. 103]. Общие показатели: - среднемесячная выручка К1 ; - доля денежных средств в выручке К2 ; - среднесписочная численность работников К3; Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости: - общая степень платежеспособности К4 ; - коэффициенты задолженности: по кредитам банков и займов К5 ; другим организациям К6 ; фискальной системе К7 ; - коэффициент внутреннего долга К8 ; - степень платежеспособности по текущим обязательствам К9 ; - коэффициент покрытия текущих обязательств оборотными активами К10; - собственный капитал в обороте К11 ; - доля собственного капитала в оборотных средствах (коэффициент обеспеченности собственными средствами) К12 ; - коэффициент автономии (финансовой независимости) К13 ; Показатели эффективности использования оборотного капитала (деловой активности), доходности и финансового результата (рентабельности): - коэффициенты: обеспеченности оборотными средствами К14 ; доли оборотных средств в производстве К15 ; доли оборотных средств в расчетах К16 ; - рентабельность оборотного капитала К17 ; - рентабельность продаж К18 ; - среднемесячная выработка на одного работника К19 . Показатели эффективности использования внеоборотного капитала и инвестиционной активности организации: - эффективность внеоборотного капитала (фондоотдача) К20 ; - коэффициент инвестиционной активности К21 ; Показатели выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами: - коэффициенты исполнения текущих обязательств перед бюджетами соответствующих уровней К22 – К24 ; - коэффициент исполнения текущих обязательств перед государственными внебюджетными фондами К25 ; - коэффициент исполнения текущих обязательств перед Пенсионным фондом РФ К26 . С точки зрения менеджмента возможное наступление банкротства является признаком кризисного состояния предприятия, выражающееся в наличии у него неплатежеспособности или неоплатности. Как известно, неплатежеспособности (неоплатности) предприятия соответствует неудовлетворительная структура его бухгалтерского баланса. В связи с этим, внутрифирменный анализ финансового состояния предприятия предполагает следующие виды диагностики структуры бухгалтерского баланса. 1) Анализ состояния ликвидности оборотных активов для определения: - абсолютно ликвидных активов – это денежные средства; - быстрореализуемых активов – это краткосрочные финансовые вложения, беспрепятственно принимаемые к учету банками бесспорная дебиторская задолженность; - медленно реализуемых активов – это продукция производственно-технического назначения, незавершенное строительство, расходы будущих периодов; - труднореализуемых активов – это залежалые производственные запасы, дебиторская задолженность; готовая продукция, не пользующаяся спросом. 2) Анализ достаточности денежных средств для погашения денежных обязательств предприятия. Этот метод опирается на основополагающий принцип обеспечения платежеспособности предприятия: приток денежных средств должен обеспечивать покрытие текущих обязательств предприятия. 3) Оценка притока денежных средств. Источниками поступлений денежных средств предприятию могут быть: а) поступления от текущей деятельности: - выручка от реализации продукции (работ, услуг); - авансы, полученные от покупателей и прочих контрагентов; - возврат средств от поставщиков; - возврат сумм, выданных ранее подотчетным лицам; - поступление средств по целевому финансированию и др.; б) поступления от инвестиционной деятельности, которые включают: выручку от реализации основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений. в) поступления от финансовой деятельности, которые включают получение ссуд и займов. 4) Оценка оттока денежных средств. На предприятии может быть множество направлений оттока денежных средств, но основными их направлениями являются: - оплата счетов поставщиков и прочих контрагентов; - выплата заработной платы работникам; - отчисления в фонды социального страхования и обеспечения; - расчеты с бюджетом по причитающимся к уплате налогам; - погашение задолженностей по полученным ранее кредитам и т.п. 5) Определение общей потребности предприятии я в денежных средствах, которая равна сумме кредитовых сальдо (это сумма непогашенных в предыдущие периоды обязательств) счетов и текущей потребности предприятия в денежных средствах за анализируемый период. 6) Анализ краткосрочной задолженности по различным ее видам: банкам, за товары и услуги, по оплате труда, по расчетам в различные фонды, по платежам в бюджет, по срокам выплат и т.д. 7) Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности по определенным методикам и формулам. 8) Определение периода кредитования в анализируемом периоде по каждому виду задолженности, который сопоставляют с продолжительностью кредитования в предыдущем периоде, и по тенденции изменения судят об изменении условий получения кредита, которые или улучшились, или ухудшились. Нормативно-методическими материалами о несостоятельности (банкротстве) определена система коэффициентов для установления неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, их финансовой устойчивости, которые изложены в таблице 1 Таблица 1. Финансовые коэффициенты, применяемые для оценки финансовой устойчивости предприятия[12, с. 56].
Существует также система показателей деловой активности предприятия. К таким показателям относятся: 1) Выручка от реализации – V; 2) Чистая прибыль (Pr), которая рассчитывается по формуле – прибыль отчетного года минус налог на прибыль, т.е. такая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после расчетов с бюджетом по налогу на прибыль. 3) Производительность труда (Пт), которая рассчитывается по формуле: Пт = V / Чр, где Чр – среднесписочная численность работников. Рост показателя свидетельствует о повышении эффективности использования трудовых ресурсов. 4) Фондоотдача производственных фондов (Ф), которая рассчитывается по формуле: Ф = V / Fср. Этот показатель отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов. Она показывает, сколько на 1 руб. стоимости внеоборотных активов реализовано продукции. 5) Коэффициент общей оборачиваемости капитала (Ок), который рассчитывается по формуле: Ок = V / Вср. 6) Коэффициент оборачиваемости оборотных средств ( Ооб) , который рассчитывается по формуле: Ооб = V / Rа. Он отражает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия за анализируемый период, или сколько рублей оборота (выручки) приходится на каждый рубль данного вида активов. 7) Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств ( Ом. ср) , который рассчитывается по формуле: Ом.ср. = V /Z ср, где Zср – средняя за период величина запасов и затрат. Он показывает скорость оборота запасов и затрат, т.е. число оборотов за отчетный период, за который материальные оборотные средства превращаются в денежную форму. 8) Средний срок оборота дебиторской задолженности ( Од/з), который рассчитывается по формуле: Од/з = V / rаср, где rаср – средняя за период дебиторская задолженность. Он показывает число оборотов за период коммерческого кредита, предоставленного предприятием. При ускорении оборачиваемости происходит снижение значения показателя, что свидетельствует об улучшении расчетов с дебиторами. 9) Средний срок оборота материальных средств (См.ср.), который рассчитывается по формуле: См.ср. = 365/ Ом.ср. Он показывает продолжительность оборота материальных средств за отчетный период. 10) Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (Ок/з), который рассчитывается по формуле: Ок/з = V/ rрср, где rрср – средняя за период кредиторская задолженность. Он показывает скорость оборота задолженности предприятия. Ускорение неблагоприятно сказывается на ликвидности предприятия; если Оц/з < Од/з, то возможен остаток денежных средств у предприятия. 11) Продолжительность оборота кредиторской задолженности (Ск./з.), которая рассчитывается по формуле: Ск/з =365 /Ок/з. Она показывает период, за который предприятие покрывает срочную задолженность. Замедление оборачиваемости, т.е. увеличение периода, характеризуется как благоприятная тенденция. 12) Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (Оск), который рассчитывается по формуле: Оск = V / Исср, где Исср – средняя за период величина собственного капитала, резервов. Он отражает активность собственных средств или активность денежных средств, которыми рискуют акционеры или собственники предприятия. Рост в динамике означает повышение эффективности используемого собственного капитала. 13) Продолжительность операционного цикла (Цо), который рассчитывается по формуле: Цо = Сд /з + См.ср. Он характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы находятся в материальных средствах и дебиторской задолженности. Необходимо стремиться к снижению значения данного показателя. 14) Продолжительность финансового цикла (Цф), который рассчитывается по формуле: Цф = Цо • Ск/з. Она показывает время, в течение которого финансовые ресурсы отвлечены из оборота. Цель управления оборотными средствами – сокращение финансового цикла, т.е. сокращение операционного цикла и замедление срока оборота кредиторской задолженности до приемлемого уровня. 15) Коэффициент устойчивости экономического роста (Кур), который рассчитывается по формуле: Кур = {( Рр – Д) / Исср}•100% = { Рр / Исср}•100%, где Рр – прибыль от реализации продукции, работ, услуг; Д – дивиденды, а Исср –средняя за период величина собственного капитала, резервов. Он характеризует устойчивость и перспективу экономического развития предприятия, а также определяет возможности по расширению основной деятельности за счет реинвестирования собственных средств. Показывает, какими темпами в среднем увеличивается экономический потенциал предприятия. Показатели рентабельности предприятия 1) Рентабельность продаж (Rn), которая рассчитывается по формуле: Rn = Рр / V, где Рр – прибыль от реализации продукции; V – выручка от реализации. Он показывает доходность реализации, т.е. насколько рублей нужно реализовать продукции, чтобы получить 1 рубль прибыли. Напрямую связан с динамикой цены реализации продукции, уровнем затрат на производство. 2) Рентабельность основной деятельности (Rод), которая рассчитывается по формуле: Rод = Рр / З, где, Рр –прибыль от реализации продукции, а З – себестоимость реализации продукции. 3) Рентабельность всего капитала предприятия (Rк), которая рассчитывается по формуле: Rк = Рч / Вср, где Рч – чистая прибыль, после уплаты налога на прибыль, Вср –средний за период итог баланса. 4) Рентабельность внеоборотных активов (Rf), которая рассчитывается по формуле: Rf = Рч / Fср, где, Рч – чистая прибыль, после уплаты налога на прибыль, а Fср – средняя за период стоимость внеоборотных активов. Она измеряет величину чистой прибыли, приходящейся на единицу стоимости внеоборотных активов. 5) Рентабельность собственного капитала (Rск), которая рассчитывается по формуле: Rск = Рч / Исср, где Рч - чистая прибыль, после уплаты налога на прибыль, а Исср – средняя за период величина собственного капитала, резервов. Заключительный этап диагностики банкротства – изучение основных факторов, обусловливающих кризисное развитие предприятия. В общем виде их делят на внешние и внутренние. Исследуются только те факторы, входящие в их состав, которые оказывают негативное воздействие на деятельность организации, предприятия. Степень этого воздействия может быть определена посредством одно- или многофакторных корреляционных моделей. 3. Основные методики определения несостоятельности (банкротства) организаций Содержание методик по определению несостоятельности (банкротств) предприятий, которые используют отечественные и зарубежные ученые представлено следующими моделями. 1) Двухфакторная модель оценки вероятности банкротства предприятия. Эта модель является самой простой моделью, анализ применения которой исследован в работах М.А.Федотовой. [21, с. 56]. При построении модели учитываются два показателя, от которых зависит вероятность банкротства – коэффициент текущей ликвидности (покрытия) и отношение заемных средств к активам. На основе анализа западной практики были выявлены весовые коэффициенты каждого из этих факторов. [2, с. 12]. Для США данная модель выглядит следующим образом: Z = – 0,3877 – 1,0736 Ктл + 0,0579 Кз.с. , где Ктл . – коэффициент текущей ликвидности; Кз.с . – отношение заемных средств к валюте баланса. Если Z < 0 – вероятно, что предприятие останется платежеспособным; Если Z > 0 – вероятно банкротство. Двухфакторная модель вероятности банкротства не отражает другие стороны финансового состояния предприятия: оборачиваемость активов, рентабельность активов, темпы изменения выручки от реализации и т.д. Точность прогнозирования увеличивается, если во внимание принимается большее количество факторов, отражающих финансовое состояние предприятия. 2) Метод рейтинговой оценки финансового состояния предприятия. Авторы этой модели Р.С.Сайфулин и Г.Г. Кадыков предложили использовать для экспресс-оценки финансового состояния предприятия рейтинговое число: R = 2Ко + 0,1Ктл + 0,08Ки + 0,45Км + Кпр , где R – рейтинговое число; Ко – коэффициент обеспеченности собственными средствами ( Ко ≥ 0,1); Ктл – коэффициент текущей ликвидности (Ктл ≥ 2); Ки – интенсивность оборота авансируемого капитала, которая характеризует объем реализованной продукции, приходящейся на один рубль средств, вложенных в деятельность предприятия (Ки ≥ 2,5); Км – коэффициент менеджмента, который характеризуется отношением прибыли от реализации к величине выручки от реализации Км ≥ (n – 1)/r, где r – учетная ставка Центрального банка. Кпр – рентабельность собственного капитала – отношение балансовой прибыли к собственному капиталу (Кпр ≥ 0,2). При полном соответствии значений финансовых коэффициентов минимальным нормативным уровням рейтинговое число будет равно 1. Финансовое состояние предприятий с рейтинговым числом менее 1 характеризуется как неудовлетворительное. Рейтинговая оценка финансового состояния может применяться в целях классификации предприятий по уровню риска взаимоотношений с ними банков, инвестиционных компаний, партнеров. Вместе с тем, диагностика несостоятельности на основе двухфакторной модели и на базе рейтингового числа, однако, не позволяют оценить причины попадания предприятия «в зону неплатежеспособности». Кроме того, эти показатели не учитывают отраслевых особенностей предприятий. В международной практике используется несколько другая система для определения и прогнозирования банкротства предприятия, чем в России. В частности, основными методиками являются следующие. 1) Оценка вероятности банкротства предприятия на основе Z-счета ( или расчета коэффициента вероятности банкротства) на основе модели, предложенной американским экономистом Э.Альтманом. Он применил пятифакторный статистический анализ для определения вероятности банкротства, который выражается следующей формулой: ZСЧЕТ = Кв,б = 1,2Коб + 1,4Кн.п + 3,3Кр + 0,6Кп + Кот , где Кв.б – коэффициент вероятности банкротства (или Z – счет); Коб – доля оборотных средств в активах; Кн.п – рентабельность активов, исчисленная по нераспределенной прибыли, т.е. отношение нераспределенной прибыли (чистая прибыль за вычетом дивидендов) к общей сумме активов; Кр – рентабельность активов, определяемая как отношение балансовой прибыли (до вычета налогов) к общей сумме активов; Кп – коэффициент покрытия по рыночной стоимости собственного капитала, т.е. отношение рыночной стоимости акционерного капитала к краткосрочным обязательствам; Кот – отдача всех активов, т.е. отношение выручки от реализации к общей сумме активов. При значениях коэффициента 1,8 и меньше существует очень высокая вероятность банкротства, а от 3 и выше очень низкая (табл. 2.) Таблица 2 – Определение вероятности наступления банкротства предприятия по Z-счету Альтмана (за один год) [18, с. 23].
В 1977 г. Альтман разработал более точную модель, позволяющую прогнозировать банкротство, на горизонте в пять лет, с точностью до 70 %. В модели используются следующие показатели: рентабельность активов, динамичность прибыли, коэффициент покрытия процентов, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент автономии, стоимость имущества предприятия. В российской практике предпринимались многочисленные попытки использования Z-счета Альтмана для оценки платежеспособности и диагностики банкротства, используется компьютерная модель прогнозирования диагностики банкротства. Однако различия во внешних факторах, оказывающих влияние на функционирование предприятия (степень развития фондового рынка – главным образом небольшой объем вторичного рынка ценных бумаг, налоговое законодательство, нормативное обеспечение бухгалтерского учета), а следовательно на экономические показатели, используемые в модели Альтмана, искажают вероятность оценки.[12, с. 56]. 2) Оценка финансового состояния предприятия по показателям У. Бивера. Американский ученый У. Бивер предложил иную систему показателей для диагностики банкротства. Значение ее показателей изложено в таблице 3. Таблица 3 – Система показателей диагностики банкротства предприятий по У. Биверу [5, с. 76].
3) Комплексная система оценки состояния предприятия американского экономиста П. Пратта. Он предложил модель прогнозирования банкротства, которая состоит из 8 этапов. 1) Оценка краткосрочной ликвидности. 2) Оценка текущей деятельности. 3) Оценка риска. 4) Оценка структуры капитала по балансовому отчету. 5) Расчет коэффициентов покрытия по отчету о прибылях. 6) Оценка рентабельности по отчету о прибылях. 7) Оценка доходности инвестиций. 8) Оценка использования активов. 4) Комплексная оценка состояния предприятия французского ученого Ж.- П. Тибо, который предложил методику диагностики, состоящую из 7 видов диагностик: экономической; функциональной; технической; социальной; функции «управление – финансы»; менеджмента и организации; внешней среды. Таковы лишь некоторые отечественные и зарубежные методики диагностики банкротства (несостоятельности) предприятий и организаций. Выделяют следующие результаты, к которым может привести диагностика. Так, могут обнаружиться следующие стадии неплатежеспособности предприятий. - Скрытая неплатежеспособность, которая характеризуется снижением цены предприятия по причине неблагоприятных тенденций как внутри его, так и за его пределами. - Финансовая неустойчивость предприятия, которая характеризуется отсутствием у него возможностей справиться своими силами с предполагаемой неплатежеспособностью. Данная стадия связана с резким ухудшением всех показателей финансовой отчетности предприятия. Эта стадия, в свою очередь, делится еще на три вида: 1) кратковременную неплатежеспособность – это ситуация, когда предприятие не в состоянии в нормативный срок погасить просроченную задолженность, но имеет достаточно интенсивный приток прибыли, позволяющий погасить ее вместе с привлеченными средствами в нормативно установленный период; 2) временную неплатежеспособность – это ситуация, когда предприятие не имеет достаточных средств для своевременного погашения внешней задолженности, но за счет мобилизации части оборотных средств и привлечения заемных средств в состоянии рассчитаться со всей внешней задолженностью; 3) долговременную неплатежеспособность, которая складывается, когда предприятие может погасить свои доли только за счет мобилизации оборотных средств, внеоборотных активов. - Стадия явного банкротства, которая уже была охарактеризована ранее и признаки которой закреплены в законодательстве о банкротстве (несостоятельности). На этой стадии предприятие не может своевременно оплачивать свои долги, и банкротство становится юридически очевидным. Именно на этой стадии предприятие попадает в поле зрения антикризисных управляющих, которые либо ликвидируют его, применяя к нему конкурсное производство, либо пытаются осуществить его финансовое оздоровление. Таковы лишь некоторые направления, методики, используемые при диагностике банкротства (несостоятельности) предприятий и организаций. Задача менеджмента – своевременно обеспечить принятие таких управленческих решений, которые будут способствовать снижению негативных процессов на состояние объекта и которые, если не предотвратят кризис, то хотя бы частично локализуют наиболее существенные его проявления. Содержание и результаты диагностических исследований позволят сделать вывод о том, какие методы, пути будут наиболее эффективными для вывода предприятия из состояния кризиса. 4. Социально – трудовые показатели эффективности деятельности персонала, при диагностики несостоятельности организации При диагностики несостоятельности предприятия важным является анализ трудовых ресурсов. Как известно, управление не ограничивается сферой труда, технологией и экономикой производства. В социально-экономических системах центральным элементом является человек, его интересы, потребности, ценности и установки, т.е. речь идет, о так называемом, человеческом факторе в решении любой задачи. Человеческий фактор может быть или препятствием или ускорителем идей во всех областях человеческой деятельности. Именно люди оживляют, генерируют любую систему, в связи с чем, человек в организации выступает одновременно и объектом, и активным субъектом управления.[24, с. 89]. В процессе анализа необходимо тщательно изучить причины, вызывающие движение кадров. Для этих целей все поступление рабочей силы классифицируется по источникам поступления, а выбытие — по направлениям. Среди источников поступления важнейшими являются: - принятые непосредственно по инициативе предприятия. Это может быть повышение разряда в пределах профессии; перемена профессии с целью освоения новой, более сложной; переход к другой профессии в результате изменений структурного, технологического, организационного характера, осуществляемых на предприятии; административное повышение по службе, в частности назначение молодых специалистов на более высокие должности; движение социального характера, связанное с направлением на обучение в учебные заведения за счет средств предприятия; перемещение с целью внутрипроизводственного обмена опытом; - принятые по направлениям органов по трудоустройству; - принятые по окончании соответствующих специальных учебных заведений; - принятые в порядке перевода с других предприятий. В зависимости от того, за счет каких источников обеспечивается покрытие потребности в рабочей силе, на предприятии разрабатываются конкретные меры по ее привлечению. Среди направлений выбытия работников важнейшими являются следующие: - выбытие по причинам физиологического характера (уход на пенсию, длительная болезнь и невозможность по состоянию здоровья продолжать работу, в связи со смертью); - выбытие по причинам, прямо предусмотренным законом, т.е. необходимый оборот рабочей силы: призыв в армию, поступление в учебное заведение с отрывом от производства, переезд на другое место жительства, избрание в выборные органы государственной власти и некоторые общественные организации, перевод на другие предприятия); - выбытие по причинам, непосредственно не предусмотренным законом и связанным с личностью работника: увольнение по собственному желанию, за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, в связи с решением суда. По данным о наличии и движении кадров в целом, а также по категориям и группам персонала по предприятию (а, возможно, и по подразделениям) строится баланс ресурсов рабочей силы. На основе баланса движении кадров рассчитывается система показателей, характеризующих интенсивность движения кадров. К ним относятся: 1)коэффициент оборота по приему — отношение числа принятых за период работников (Чп ) к среднесписочному их числу (Чст ): Кп = Чп /Чсп ; 2)коэффициент оборота по выбытию — отношение числа выбывших работников (Чв ) к среднесписочному их числу: Кв = Чв /Чсп ; 3) коэффициент общего оборота — отношение суммы приема и выбытия к среднесписочному их составу: Кобщ = (Чп + Чв )/Чсп ; 4) коэффициент текучести — отношение числа работников, уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины к среднесписочному их составу: Ктек = (Чтек +Чдисц )/Чсп ; 5) коэффициент замещения — отношение разности числа принятых и выбывших к среднесписочному числу работников: Кз = (Чп -Чв )/Чср ; 6)коэффициент сменяемости — совпадает с коэффициентом по приему или выбытию в зависимости от того, какой из них меньше; 7)коэффициент устойчивости — отношение числа работников, проработавших более года (Чстаж ) к числу принятых: Куст = Чстаж /Чп . [25, с. 78]. Высокий уровень текучести, особенно группы рабочих и специалистов, негативно отражается на издержках производства, приводя: - к простоям оборудования из-за нехватки рабочих; - снижению качества работы и продукции, так как в целом снижается уровень квалификации кадров; - росту затрат, связанных с подготовкой специалистов, приемом и увольнением работников; - снижению производительности труда в течение периода адаптации новых работников; - увеличению срока оплаты труда в связи с выплатой выходных пособий, пособий по безработице, оплате сверхурочных и др. Поэтому тщательному изучению должно подвергнуться выбытие работников, вызванное нарушением трудовой дисциплины и по собственному желанию. Проанализировав причины текучести кадров, необходимо наметить меры по ее снижению. Это могут быть меры организационного и экономического характера, связанные с совершенствованием организации производства и труда, созданием условий, способствующих повышению квалификации рабочих и росту по службе специалистов и служащих, созданием системы повышения квалификации, совершенствованием оплаты труда, улучшением жилищно-бытовых условий. Среди всех используемых в экономике ресурсов (материальных, трудовых, природных, финансовых и других) важнейшее значение имеет управление, то есть способность и умение вырабатывать цели, определять ценности, координировать выполнение задач и функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности. Заключение
В современных условиях нормальное функционирование коммерческой организации независимо от формы собственности требует от руководства тщательного, системно-комплексного подхода к диагностике несостоятельности организации, а для грамотного управления финансами организации - разработки и реализации финансовой стратегии. Россия медленно выходит из экономического кризиса, вызванного ошибками и просчетами перехода к рынку. Так, в послании Президента РФ 27 мая 2004 года отмечается, что с 1999 г. по настоящее время удалось восстановить лишь около 40% потерь. Однако и в настоящее время около половины промышленных предприятий страны, с точки зрения формальных финансовых критериев, а часто и по существу, неплатежеспособны. Эти предприятия нуждаются в помощи, которая может быть предоставлена им в двух формах: либо в форме инвестиций; либо в форме процедуры финансового оздоровления, которое предполагает реформирование предприятия и появление на нем или на его базе имущественного комплекса эффективного бизнеса под патронажем стратегического собственника. Антикризисное управление – применение антикризисных процедур на микроуровне, на уровне конкретного предприятия. Антикризисное управление связано с отношениями, складывающимися на уровне предприятия при применении профилактических, оздоровительных процедур, реорганизационных или ликвидационных мероприятий. [1, с. 330]. Структура антикризисного управления включает множество концептуальных блоков (блоки перечислены в пункте 1.1.). Из структуры, видно, что диагностика несостоятельности (банкротства) является одним из блоков. Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления, состоит из следующих блоков: - государственное регулирование кризисных ситуаций; - диагностика кризисов в процессах управления; - стратегия и тактика антикризисного управления; - правовые и организационные проблемы банкротства. Человеческий фактор антикризисного управления, состоит из следующих блоков: - человеческий капитал АКУ; - антикризисное управление персоналом организации; - механизм конфликтологии в антикризисном управлении; Диагностика состояния предприятия – это учение о методах и принципах распознавания нарушений в экономических, финансовых и управленческих механизмах работы предприятия. Цель диагностики – установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого исследования и на перспективу, после чего можно откорректировать эффективную экономическую (политическую, социальную) политику, стратегию и тактику. Содержание и результаты диагностических исследований позволят сделать вывод о том, какие методы, пути будут наиболее эффективными для вывода предприятия из состояния кризиса. При диагностики несостоятельности предприятия важным является анализ трудовых ресурсов. Как известно, управление не ограничивается сферой труда, технологией и экономикой производства. В социально-экономических системах центральным элементом является человек, его интересы, потребности, ценности и установки. Человеческий фактор может быть или препятствием или ускорителем идей во всех областях человеческой деятельности. Именно люди оживляют, генерируют любую систему, в связи с чем, человек в организации выступает одновременно и объектом, и активным субъектом управления.[24, с. 89]. Цель исследования состоит в диагностике несостоятельности коммерческой организации и разработке мероприятий по его улучшению. Список использованной литературы 1. Короткова Э.М. Антикризисное управление. – М.: ИНФРА-М,2003. – 330с. 2. Сюткина О.Н. Антикризисное управление предприятиями и банками. – М.: Дело, 2001. – 54 с. 3. Минаева Э.С., Панагушина В.П. Антикризисное управление. – М.: ПРИОР, 1998. – 12 с. 4. Маренков Н.Л. Антикризисное управление. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 45 с. 5. Грамотенко Т.А., Мясоедова Л.В., Любанова Т.П. Банкротство предприятий: экономические аспекты. – М.: ПРИОР, 1998. – 67 с. 6. Маренков Н.Л., Веселова Т.Н. Бухгалтерский учет.- М.: НИБ, 2003. – 32 с. 7. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. – М.:Экономика,2003.– 27с. 8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96. №129-ФЗ, с дополнениями 2003 г. 9. Федеральный закон РФ «Об аудите», 2002 г. 10. Федотова М.А. Как оценить финансовую устойчивость предприятия?// Финансы. - 1995. - № 6. - С. 21 11. Короткова Э.М. Антикризисное управление – М.: ИНФРА-М, 2005. – 87с. 12. Грязнова А.Г. Антикризисный менеджмент .– М.: Тандем, 1999. – 56 с. 13. Грабовой Г. Риски в современном менеджменте. – М.: Аланс, 1994. – 17 с. 14. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. –СПб.:Питер, 2002.– 97с. 15. Маренков Н.Л. Антикризисное управление. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 104 с. 16. Уркин Г.Н. Антикризисное управление предприятиями и банками. -М.: Дело, 2001. – 65 с. 17. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. – М.: Экономика, 2002. 18. Иванова Г.П. Антикризисное управление: от банкротства – к финансовому оздоровлению. – М., 1995. – 23 с. 19. Самоукина Н. Антикризисное управление компанией. – СПб., 2003. – 3 с. 20. Андреева П.Н. Антикризисное управление: Учебник для вузов. – М.: Экономика, 2005. – 89 с. 21. Калмыкова Н.М., Качалов С.В. Антикризисное управление. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 103 с. 22. Яковлев И.Т. Антикризисное управление. – М.:Высшая школа,2005. – 73с. 23. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ДИС, 2005. – 330 с. 24. Архипов А.И., Нестеренко А.Н. Экономика. – М.: Проспект, 2004. – 784 с. 25. Беменко П. Роль оборачиваемости капитала фирмы в повышении ее эффективности // Вопросы экономики. - 2004. - №3. – С.45 |