Реферат: Пути ускорения развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Название: Пути ускорения развития малого бизнеса в Республике Беларусь Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ Кафедра менеджмента РЕФЕРАТ На тему: «ПУТИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ» МИНСК, 2009 Совершенствование нормативно-правового обеспечения создания (ликвидации) субъектов малого бизнеса Правила регистрации в Республике Беларусь определяет Декрет Президента от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования. 16 ноября 2000 г. в него были внесены изменения и дополнения Декретом Президента № 22. Эти документы должны были упростить процедуру регистрации и ликвидации предприятий, стимулировать развитие бизнеса. Но не получилось. Эксперты Международной финансовой корпорации (МФК) установили, что для регистрации малого бизнеса «необходимо посетить минимум 10 организаций и собрать 13 пакетов документов». Для регистрации предприятия необходимо затратить в среднем 736 у.е. (табл. 1), для индивидуального предпринимателя – 102 у.е. Таблица 1 Состав затрат на регистрацию в Беларуси в 2007 г.
Человеку, который хочет открыть свое небольшое дело, надо потратить примерно 3 месяца (66 рабочих дней) (для сравнения: в Украине – 26 дней) на подготовку всех документов, непосредственно регистрацию и постановку на учет в других государственных органах. Если где-то нарушишь сроки – штраф на сумму от 35 до 1 200 у.е. А не нарушить установленные сроки достаточно сложно. Во-первых, в течение 10 рабочих дней с момента государственной регистрации необходимо встать на учет в налоговом органе. Для этого: юридическому лицу наряду с другими документами следует представить нотариально заверенные копии устава, учредительного договора и свидетельства о регистрации; индивидуальному предпринимателю – паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и копию свидетельства о государственной регистрации с одновременным предъявлением для сверки оригинала свидетельства. Расходы на подготовку пакета документов, необходимых для постановки на налоговый учет юридического лица, включают оплату услуг за: – нотариальное заверение копий учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации – 30 % базовой величины за каждую страницу оригинала; – изготовление копий указанных и иных необходимых документов. Таким образом, постановка на налоговый учет ООО или ОДО обходится ориентировочно в сумму, эквивалентную 65-70 у.е., унитарного предприятия – в 25-35 у.е. Для индивидуального предпринимателя указанные затраты ограничиваются расходами на изготовление копии свидетельства о регистрации ИП. Извещение о присвоении учетного номера плательщика можно получить по истечении пяти рабочих дней после подачи соответствующего заявления. Во-вторых, в течение 15 дней с момента получения свидетельства о регистрации необходимо встать на учет в органах Фонда социальной защиты населения. Для этого также представляются копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации. В-третьих, обязательной является также постановка на учет в органах статистики. При этом тоже необходимо представить копию устава и свидетельства о государственной регистрации. В-четвертых, в течение месяца со дня государственной регистрации необходимо зарегистрироваться в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Для этого в очередной раз надо представить копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, а также копию извещения о присвоении учетного номера плательщика. Размеры наказаний за несоблюдение указанных выше сроков при постановке на учет в различных государственных органах отражены в табл. 2. Таблица 2 Виды и размеры наказаний за несвоевременную постановку на учет в государственных органах при начале предпринимательской деятельности
Таким образом, вновь созданный субъект хозяйствования, еще не получивший ни рубля дохода, при отсутствии должной расторопности или просто опыта работы его менеджеров может быть наказан по чисто формальным признакам на сумму свыше 3 млн. р., что для некоторых организационно-правовых форм бизнеса сопоставимо или даже значительно выше минимального размера уставного фонда. Очевидно, что сложившаяся процедура регистрации бизнеса весьма далека от совершенства, поскольку: – требует значительных материальных затрат, связанных с изготовлением и нотариальным заверением копий документов; – ограничивает правоспособность субъекта. Так, для открытия расчетного счета необходимо, кроме нотариально удостоверенной копии свидетельства о государственной регистрации, представить дубликат о присвоении учетного номера плательщика, справку органов Фонда социальной защиты населения о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов, а также указать учетные реквизиты, присвоенные органами статистики. Таким образом, возможность осуществления субъектом своих законных прав ставится в зависимость от осуществления государственными органами возложенных на них функций по учету юридических лиц или индивидуальных предпринимателей; – настолько жестко ограничивает и регламентирует каждый шаг субъекта, что порой на корню убивает всякое желание заниматься предпринимательской деятельностью. Складывается ситуация, когда люди, решившие заняться бизнесом, вынуждены все силы и время тратить не на реализацию своих задумок и идей, а на своевременное исполнение множества бюрократических требований и предписаний. Неоправданно сложной, чрезмерно длительной и дорогостоящей является и процедура ликвидации или закрытия бизнеса. Так, порядок ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей регулируется 13 нормативно-правовыми актами. В результате процесс ликвидации субъекта предпринимательства длится в среднем 5,8 лет. Она обходится в 22 % от суммы активов. После ликвидации собственники с 1 у.е. возвращают себе только 22 цента. Это один из самых низких показателей в мире. Наличие такой процедуры ликвидации блокирует творческую инициативу и развитие полноценного рынка труда. Таким образом, для того, чтобы усовершенствовать процедуру регистрации необходимо: – ввести заявительный принцип регистрации; – перейти на добровольный характер процедуры нотариального заверения документов; – сократить перечень документов, представляемых для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; – создать принцип регистрации в «одном окне»; – отменить требование о включении в учредительные документы названий видов деятельности; – сократить перечень оснований для отказа в регистрации; – ликвидировать нормы о минимальном уставном фонде при регистрации предприятия; – отменить ограничения по занятию коммерческой деятельностью для человека, чья организация проходит процедуру банкротства или ликвидации; – упростить процедуру продажи заложенного имущества. Что касается предложений по отмене требований проверки учредительных документов и их нотариального заверения при их регистрации, это позволит сократить общий срок рассмотрения документов регистрирующим органом и снизить единовременные расходы субъектов малого бизнеса при прохождении процедуры. Рассчитаем возможный экономический эффект от внедрения этих предложений по совершенствованию процедуры регистрации Исходные данные приведены в табл. 3. Таблица 3 Исходные данные для расчета экономического эффекта при реформировании процедуры регистрации
1. Дополнительная выручка сектора малого бизнеса за счет сокращения срока регистрации в среднем за год составит: 34 585 200 у.е. 2. Уменьшение единовременных расходов сектора малого бизнеса в среднем за год составит: 549 816 у.е. Таким образом, реализация представленных выше рекомендаций, направленных на дальнейшее реформирование процедуры регистрации, позволит значительно упростить процесс вхождения в бизнес, сократить продолжительность и уменьшить стоимость регистрации. Это будет способствовать увеличению количества регистрируемых предприятий, налоговых поступлений в бюджет и экономическому развитию страны. Улучшение условий функционирования субъектов малого бизнеса В данную группу путей развития входят: совершенствование системы лицензирования, упрощение процедуры получения разрешений, упрощения контроля и надзора за текущей предпринимательской деятельностью. Как показал проведенный анализ системы лицензирования предпринимательской деятельности, действующая система выдачи лицензий перестала выполнять свою функцию защиты человека от недобросовестного производителя. Она стала механизмом дискриминации предпринимателей, источником несправедливости, чрезмерных затрат. Она стала преградой в первую очередь для тех, кто больше всего нуждается в работе и дополнительном доходе - молодежи, женщин и многодетных детей. Самая распространенная лицензия для малого бизнеса – на розничную торговлю и общественное питание, проектирование и строительство зданий и сооружений и перевозку пассажиров и грузов. Средний срок получения лицензии – 45 дней. Затраты на получение одной лицензии превышают 200 у.е. Самыми «дорогими» в Беларуси являются лицензии, связанные с обеспечением промышленной безопасности (342 у.е.), проектирование и строительство зданий и сооружений (250 у.е.) и медицинской деятельностью (244 у.е.). Главными проблемами по-прежнему остаются большое количество необходимых документов, отсутствие четких требований к соискателю лицензии, а также требование наличия штата сотрудников, когда предприятие фактически не начало работать. Эти факторы влияют в большей степени на продолжительность и фактическую стоимость лицензирования. В то же время предприниматели отмечают, что лицензирующие органы стали реже требовать различные дополнительные документы, о которых не сказано в положениях о лицензировании. При продлении действующей лицензии, а также при внесении в нее изменений необходимо представлять полный пакет документов, как если бы субъект хозяйствования получал лицензию впервые и должен был доказать свою способность заниматься данным видом деятельности. Кроме того, за лицензирующими органами сохранено право самостоятельного принятия решения не только о приостановлении действия, но и об аннулировании лицензии, что противоречит принципу презумпции невиновности. В аналогичном российском законе, например, аннулирование лицензии осуществляется только решением суда, (за исключением одного случая – неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора), когда такое право предоставляется лицензирующему органу. В стране нет единого источника, где можно найти информацию о том, какие документы нужны для получения санкции на занятие той или иной деятельностью. Отсутствует исчерпывающий перечень самих документов. Для устранения отмеченных выше недостатков лицензирования, необходимо: – отменить лицензирование розничной торговли и общественного питания и других видов коммерческой деятельности, которые непосредственно не угрожают жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; – реализовать при выдаче лицензий принцип «молчание-согласие»; – утвердить исчерпывающий перечень документов, требуемых для получения лицензий, а также порядок их получения; – увеличить срок выдачи лицензий до 10 лет, автоматическое продление на такой же срок в случае, если у коммерческой организации не зарегистрировано нарушений. Отмена лицензии на розничную торговлю и общественное питание позволит предприятиям этой отрасли приступить к работе, не тратя время на подготовку документов и получение лицензии. Тем более, что данная лицензия фактически дублирует процедуры гигиенической регистрации и сертификации. В результате субъекты малого бизнеса приступят к работе и начнут генерировать выручку раньше. Определим экономический эффект при отмене лицензии на розничную торговлю и общественное питание (табл. 4). Таблица 4 Исходные данные для расчета экономического эффекта при отмене лицензии на розничную торговлю и общественное питание
Количество малых предприятий, получивших лицензии на розничную торговлю и общественное питание в 2007 году: 4 749 Средняя выручка сектора малого бизнеса в торговле и общественном питании за период 35 дней, в течение которых ожидалось получение лицензии: 232 701 тыс. у.е. Следующим направлением улучшения условий функционирования является упрощение процедуры получения разрешений. Разрешение – санкционирование государством действий предприятия и предпринимателя. Оно может происходить в самых разнообразных формах: собственно разрешение, разрешительная надпись, виза о согласовании, заключение, оценка, заключение экспертизы, акт обследования и т.п. Чиновники утверждают, что через эту систему они защищают права потребителя. Количество получаемых субъектами малого бизнеса разрешений в 2007 году по сравнению с 2006 г. не изменилось – в среднем шесть разрешений на одного субъекта малого бизнеса. Всего же по Беларуси, по оценкам государственных органов, существует более 1000 различных разрешений. Средняя продолжительность получения одного разрешения возросла с 53 дней в 2006 г. до 79 дней в 2007 г., а общие затраты увеличились с 1 400 до 2 070 у.е. Эта сумма для многих неподъемна. Она составляет 60 % ВВП на душу населения. Предприниматели и специалисты государственных органов считают, что рост временных и денежных затрат связан с неурегулированностью процедуры. Отсутствие в законодательстве перечня разрешений, описания документов, необходимых для получения разрешений; описаний для отказа в получении разрешений; регламентации предельных установленных сроков и стоимости выдачи разрешений ведут к затягиванию сроков и увеличению издержек при получении разрешений субъектами малого бизнеса. Основными проблемами являются большое количество требуемых документов, многоступенчатость и сложность существующих норм и правил. По оценкам МФК, из-за чрезмерно сложной процедуры получения разрешений в 2007 г. не было создано около 800 объектов торговли и общественного питания. В результате государственный бюджет лишился около 20 млн. у.е. в виде недополученных налогов. Поэтому следует принять законодательный акт, регулирующий общие условия и принципы организации и функционирования разрешительной системы, предусмотрев в нем, в частности: – критерии введения ограничений для предпринимательской деятельности в форме разрешений (условия и порядок введения новых видов разрешений); – общий перечень видов разрешений и органов их выдающих; – создание единого реестра учета выданных разрешений; – запрет на выдачу разрешений, не предусмотренных законодательством; – унифицированные требования к нормативным актам, определяющим условия и порядок выдачи разрешений; – применение принципа «одного окна» в процессе выдачи разрешений; – применение уведомительного принципа выдачи разрешений при осуществлении деятельности, не сопряженной с угрозой здоровью, жизни людей, окружающей среде. Выполнение названных предложений по реформированию процедуры выдачи разрешений позволит, как минимум, остановить этот процесс и сэкономить денежные ресурсы для субъектов малого бизнеса. Поэтому, рассчитаем возможный экономический эффект только от сокращения сроков и уменьшения стоимости получения разрешений (табл. 5). Таблица 5 Исходные данные для расчета экономического эффекта от реформирования процедуры получения разрешений
Экономия средств в результате сокращения средних затрат на получение одного разрешения: 1 671 611 у.е. Экономия средств в результате сокращения средней продолжительности получения одного разрешения: 790 646 у.е. Общая экономия средств для сектора малого бизнеса в результате реформирования системы выдачи разрешений: 14 733 542 у.е. Важным условием улучшения функционирования субъектов малого бизнеса является упрощения контроля и надзора за текущей предпринимательской деятельностью. Расширение сферы государственного регулирования экономических процессов повлекло за собой расширение контрольных функций за исполнением устанавливаемых требований, а, следовательно, рост количества и полномочий контролирующих органов. В стране нет единой практики правоприменения в сфере контроля за деятельностью малого бизнеса. В результате предпринимательская деятельность является объектом контроля около 20 государственных контролирующих органов, среди которых: прокуратура, Комитет государственного контроля, органы государственной безопасности, органы внутренних дел, налоговые органы, органы финансовых расследований, пожарного и санитарного надзора, государственного надзора за стандартами, органы контроля за ценами и др. При этом зачастую полномочия контролирующих органов пересекаются, что приводит к дублирующим проверкам по одному и тому же вопросу. При этом индивидуальных предпринимателей проверяют дольше, чем малые предприятия. Попытки наладить взаимодействие этих органов пока не дали серьезных результатов. Коммерческие организации и ИП перед контролирующими органами беззащитны. Отсутствуют четкие правила проведения проверок, прозрачность процедур их проведения. Санкции применяются на основании промежуточных актов проверки. Широко применяется практика бесспорного взыскания сумм экономических санкций со счетов предприятия. Контролеры часто подменяют функции судебной системы и нарушают права собственности: изымают и производят конфискацию имущества, налагают арест на активы, приостанавливают операции по счетам. В законодательстве нет срока давности на привлечение к ответственности за налоговые нарушения, в то время как для возврата излишне взысканных с предпринимателя сумм в бюджет установлен предельный срок - один год. Не существует четкого механизма наказания контрольных органов за нанесенный бизнесу ущерб. Не указаны процедуры и сроки возмещения коммерческим организациям ущерба, нанесенного государственными структурами. Негативными последствиями действий контролирующих органов являются непосредственное усложнение условий ведения предпринимательской деятельности, дополнительные затраты сил и средств, а также фактическое узаконивание незаконных финансовых операций с «черными кассами» (например, выплаты взяток проверяющим). Величина потерь предприятия от административного контроля зависит от частоты и продолжительности проводимых контрольными органами проверок. Следует иметь в виду, что полученный совокупный результат потерь представляет собой не только прямые потери, но и упущенную выгоду, которая возникает из-за необходимости преодолевать административные барьеры в виде контрольных проверок. Итак, общие потери одного субъекта хозяйствования, составляют 1 675,9 у.е. В расчете на общее число субъектов малого предпринимательства потери в 2007 году составили 55,5 млн. у.е. (1 675,9 · 33 094). Для того, чтобы упразднить систему контроля и надзора за предпринимательской деятельностью субъектов малого бизнеса предлагаю: – ввести лимит на размер штрафа с предприятия или предпринимателя: максимум 10 % от суммы, доначисленной в бюджет. При других нарушениях - максимум 10 % от фонда заработной платы; – исключить возможность назначения и проведения внеплановых проверок, кроме случаев, связанных с расследованием уголовных дел; – отменить полномочия контролирующих органов по конфискации и внесудебному изъятию активов организаций; – ввести четкую законодательную процедуру оценки и возмещения контролирующими государственными органами ущерба, нанесенного ими коммерческой организации; – ввести срок исковой давности по делам, связанным с нарушением налогового законодательства. ЛИТЕРАТУРА 1. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2008. 2.Статистический сборник «Малое предпринимательство Республики Беларусь», 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ – Минск, 2008. 3. Тэпман, Л. Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран: учеб. пособие для вузов / Л. Н. Тэпман. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 4. Улучшение деловой среды в Беларуси // Аналитический отчет МФК – Минск, 2008. |