Контрольная работа: Региональная экономика
Название: Региональная экономика Раздел: Рефераты по экономике Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПЛАН Задание 1. 3 Задание 2. 6 Задание 3. 10 Задание 4. 21 Дано: Дополнить таблицы 9.36 и 9.37 данными 2000 – 2005 г., по каждой таблице сделать комментарий Дополнение к 9.36 Дополнение к 9.37 Важнейшие показатели экономической безопасности
Высокая степень износа активной части основных производственных средств говорит о низкой конкурентоспособности и качестве продукции. Тенденция к снижению показателя соответствует снижению энергоемкости, затрат на ремонт и ликвидацию аварий при увеличении износа. Это связано в первую очередь с обновлением активной части основных средств и ростом инвестиций в основной капитал. Затраты на научные исследования и разработки не достигают минимального уровня и требуют более внимательного отношения. Сокращение доли новой продукции в общем объеме промышленной продукции связано с ростом материало- и энергоемкости производства. Снижение доли импорта в поставках продовольствия характеризует рост независимости от зарубежных поставок продовольствия и связано с развитием внутреннего рынка. Также отмечается снижение безработицы и уровня бедности (который все же существенно выше допустимого). Изменение сальдо внешней торговли, включая услуги с отрицательного значения на положительное говорит о стабилизации экономики республики. Данные показателей экономической безопасности РФ во многом связаны с территориальными особенностями государства (к тому же пороговые значения отличаются от принятых в РБ) и не позволяют сделать однозначный вывод без более подробных исследований. Задание 2Выявить действующие нормативные документы по теме «Законодательство о научно-техническом развитии регионов». Краткая характеристика каждого выявленного нормативного документа (необходимость принятия данного документа, цель, направленность, степень решаемости проблемы, недостатки) Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. №213-3 ''О свободных экономических зонах'' Закон определяет правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон на территории Республики Беларусь. Цель: обеспечение благоприятных условий для экономического развития регионов Республики Беларусь, привлечения зарубежных инвестиций, создания новых рабочих мест, ускорения научно-технического прогресса, развития торгово-экономического сотрудничества с другими государствами. Направленность: организация специального правового режима в СЭЗ Необходимость принятия: Основой законодательства о СЭЗ является настоящий Закон, регламентация деятельности СЭЗ. Закон Республики Беларусь от 19 января 1993г. N 2105-XII «Об основах государственной научно-технической политики» (с изменениями и дополнениями) Закон определяет основные понятия и положения в области государственной научно-технической политики. Соответствует возложенным на него задачам. Положение о научно-технологическом парке утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.1997г. № 998. [Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2002 г. № 288 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 32, 5/10103); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 июня 2002 г. № 737 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 68, 5/10590); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2004 г. № 282 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 53, 5/13978)] Направленность: научно-техническое развитие Цель: Обуславливает порядок создания организационно-экономических условий для развития инновационной деятельности в Республике Беларусь в целом и в регионах в частности. Решаемость проблем: В целом соответствует поставленным задачам. Недостатки: К недостаткам НПА следует отнести труднопреодолимый барьер для создания технопарка. Региональная научно-техническая программа “Разработка технологий и технических средств, обеспечивающих устойчивое инновационное развитие промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы Гродненской области” (”Устойчивое развитие: наука, инновации, технологии”) на 2006-2010 годы. Направленность: нучно-техническое обеспечение инновационного развития экономики Гродненской области на основе разработки и освоения в промышленности, сельском хозяйстве и социальной сфере новых технологий и технических средств, обеспечивающих конкурентоспособность продукции, импортозамещение, ресурсосбережение и снижение экологической нагрузки на окружающую среду и человека. Цель: Обеспечить рост производства продукции промышленности на 22%, потребительских товаров — на 23%, сельскохозяйственной продукции и экспорта товаров — на 32%. Необходимость принятия, достоинства: объем производства новой продукции созданной по заданиям программы в Гродненской области, на данном этапе превысил бюджетные расходы на ее выполнение в 5 раз. Указ Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2002 года №208 "О создании свободной экономической зоны "Гродноинвест". Цель: привлечение отечественных и иностранных инвестиций для дальнейшего развития ориентированных на экспорт производств, основанных на новых и высоких технологиях, обеспечения благоприятных условий для структурной перестройки национальной экономики, эффективного использования имеющихся производственных мощностей. Направленность: создание свободной экономической зоны Необходимость принятия: высокая значимость СЭЗ в развитии национальной экономики. Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 года №262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических экономических зон на территории Республики Беларусь". Документ принят в целях создания в Республике Беларусь равных условий для развития свободных экономических зон, компактного размещения их резидентов, привлечения инвестиций, образования новых рабочих мест, внедрения высоких технологий, наращивания экспортного потенциала. В Указе определяются полномочия президента РБ, правительства РБ; органы управления СЭЗ; организация контроля за деятельностью; обозначен порядок применения различных нормативных актов в области регулирования деятельности СЭЗ. Положение о порядке разработки и выполнения региональных научно-технических программ. Направленность: Положение определяет порядок разработки, финансирования и выполнения региональных научно-технических программ, внесения в них изменений и дополнений, организации контроля за ходом реализации программ и приемки завершенных работ. Цель: Утверждение порядка разработки, финансирования и выполнения региональных научно-технических программ. Необходимость принятия: совершенствование научно-технического развития регионов Задание 3Подготовить эссе «Сельская среда: культурный и технологический уклад» Введение
За период проводимых реформ после 1991 г. в сельском хозяйстве произошли значительные структурные изменения. При снижении доли животноводства удельный вес растениеводства в валовой продукции сельского хозяйства вырос. Увеличилась доля частного сектора в производстве продукции. В процессе вхождения в рыночные отношения сельскохозяйственные предприятия столкнулись с организационно-экономическими проблемами управления технологическими процессами и совершенствования технологий производства. Резко снизилось применение минеральных и органических удобрений, средств защиты растений, уменьшились капитальные вложения на производственные нужды и в развитие социально-культурной сферы села, осложнились экономические отношения между городом и деревней. При этом многие вопросы интенсификации развития сельского хозяйства в своей основе уже связаны с неопределенностью объективного и субъективного характера, то есть с рисками в их различных формах — агроклиматические, биологические, экономические, экологические и другие, что на фоне массового нарушения агротехники оказывает существенное влияние на снижение биопродуктивности земель и устойчивости сельскохозяйственного производства. Последнее обусловливает необходимость развития в сельском хозяйстве специфического менеджмента, адекватного реальным (локальным, региональным) природно-ресурсным возможностям (потенциалу) сельскохозяйственного производства и новой рыночной среде прямого и косвенного воздействия. Поэтому особую актуальность приобретает использование принципов адаптивного управления технологиями производства (при неизвестных или изменяющихся случайным образом характеристиках управляемого процесса), основу которых в сельском хозяйстве должен составлять адаптивно-ландшафтный подход. Целью развития агропромышленного комплекса в долгосрочной перспективе является формирование эффективного конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного агропромышленного производства, которое соответствовало бы мировому уровню и обеспечивало бы продовольственную безопасность страны. Основной комплексообразующей отраслью АПК является сельское хозяйство. В валовом внутреннем продукте страны доля сельского хозяйства составляет 7,5 %. Аграрное производство представлено двумя ведущими отраслями: растениеводством и животноводством. Сельское хозяйство ориентировано главным образом на удовлетворение потребностей внутреннего рынка в продуктах питания. Отдельные виды продовольственных товаров являются экспортным потенциалом. [2] Основная часть Дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства, повышение его устойчивости и эффективности определяется многими факторами, в т.ч. увеличением капитальных вложений, внедрением новых прогрессивных технологий, повышением эффективности используемых ресурсов производства на основе реализации имеющегося научно-технического, производственного, организационно-управленческого потенциала. Это в свою очередь обусловливает поиск новых, научно-обоснованных методов управления сельскохозяйственным производством, которое представляет собой сложную, динамическую, иерархическую систему существенно различных, но взаимосвязанных отраслей. Сельскохозяйственное производство — многокомпонентная система, конечный результат функционирования которой во многом зависит от сбалансированности ее подсистем — технологической, экономической, социальной и экологической, которые функционально должны отражать содержание процесса сельскохозяйственного производства и его стадий, реализуясь через организационные формы хозяйствования на основе зональных (региональных) систем ведения агропромышленного производства. Систему ведения сельского хозяйства в условиях рынка следует рассматривать в расширенном аспекте - как комплекс организационно-экономических, технологических, технических и социальных мероприятий, рационального построения и управления сельскохозяйственным производством применительно к природно-экономическим условиям с целью удовлетворения спроса на сельскохозяйственную продукцию при наименьших затратах труда и средств на ее производство — обеспечение охраны окружающей среды и на основе достижений научно-технического прогресса. Основной проблемой сельского хозяйства РБ является неэффективное производство. [1] Поэтому первостепенной задачей аграрного сектора на первом этапе (до 2010 г.) является повышение экономической эффективности производства, обеспечение экономического роста. Для этого необходимо: · всемерное содействие развитию научных исследований по приоритетным направлениям и существенное усиление работы по их использованию в производстве; · развитие конкурентных преимуществ АПК, базирующихся, прежде всего, на использовании природно-климатических факторов (молочное и мясное скотоводство, льноводство, картофелеводство и др.); · укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, его техническая модернизация и переход на этой основе на современные высокопроизводительные, ресурсосберегающие технологии; · эффективное использование производственного потенциала и ресурсов; · концентрация ресурсов и средств на приоритетных направлениях и на высокоокупаемых видах производства; · значительный рост урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных; · совершенствование ценовой политики, устранение ценового диспаритета; · трансформация неэффективных предприятий АПК в новые рыночные структуры; · создание условий, в которых могут эффективно работать как коллективные предприятия, так и индивидуальный сектор; · реализация целевых программ поддержки сельского хозяйства за счет госбюджета; · стимулирование экспорта продукции. [2] Приоритетным направлением институциональных преобразований в АПК, призванным преодолеть существующую разобщенность товаропроизводителей и объединить их экономические интересы, должно стать развитие кооперации и интеграции на базе предприятий по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, создание продуктовых специализированных и многоотраслевых агропромышленных формирований в виде аграрно-промышленных групп, холдингов, ассоциаций, в состав которых могут входить и финансовые структуры, которые в ряде случаев могут создаваться самими участниками. Эти организации должны стать стержнем организационной структуры АПК и охватить большинство фермерских хозяйств. [2] Техническое и технологическое переоснащение сельского хозяйства требует значительных финансовых ресурсов. Основными мерами по активизации инвестиционной деятельности станут: · повышение платежеспособности предприятий, увеличение собственных источников финансирования; · расширение системы лизинговых операций как в рамках государственного финансирования, так и за счет возможностей организаций перерабатывающих и обслуживающих отраслей АПК, вовлеченных в интеграционные процессы и заинтересованных в закреплении своих поставщиков сырья (сырьевых зон); · привлечение иностранных инвестиций и свободных средств граждан при реализации предпринимательской деятельности; · сохранение централизованной государственной поддержки. [3] Активизации инвестиционной деятельности будет способствовать также развитие ипотечного кредитования с включением в финансовый оборот земельных ресурсов под жестким контролем государства. Предусматриваются новые подходы к социо-культурному развитию села. В стратегическом плане село рассматривается не только как агропромышленная сфера, но и как социально-территориальная подсистема, выполняющая широкий спектр народнохозяйственных функций (демографических, культурных, рекреационных, природоохранных и др.). [4] В сельской местности необходимо создать условия жизни близкие по качественному содержанию к городским. Сельские жители должны иметь благоустроенное жилье и равный с городскими жителями доступ к учреждениям здравоохранения, образования, торговли, бытового обслуживания. [4] Для сохранения природной среды необходимо от концепции развития сельскохозяйственного производства перейти к концепции развития сельской местности. Все отрасли и сферы производственной деятельности должны быть увязаны с направлениями развития социальной инфраструктуры и природных ландшафтов, где агроценоз будет являться частью биоценоза. Важную роль в решении этих проблем должна сыграть реализация Программы социально-экономического развития и возрождения села, локальных стратегий устойчивого развития («Местные повестки дня на XXI век») в районах, малых городах и деревнях. Заключение От успехов агропромышленного комплекса напрямую зависит развитие и процветание страны, возрождение белорусской деревни, преодоление бедности и рост благосостояния граждан Республики Беларусь. На сегодняшний день в соответствии с государственными нормативно-правовыми актами и целевыми программами продолжаются процессы коренного изменения хозяйственного и технологического укладов на селе, превращения аграрного производства в агробизнес, базирующийся на современных ресурсосберегающих и информационных технологиях. Наиболее динамично развиваются узкоспециализированные сельскохозяйственные предприятия которым удалось за минимальный срок внедрить в хозяйственную практику инновационные разработки и использовать возможности рыночного спроса. Главной задачей управления технологическими процессами в растениеводстве является достижение их эффективности с учетом имеющихся у сельхозтоваропроизводителей возможностей, включая доступные им инструменты и методы управления, а также внешних ограничений, задающих главные параметры технологических процессов. Экономическое содержание высокоэффективных технологий заключается не только в использовании средств и техники лучших мировых стандартов, но и в научно обоснованном нормировании ресурсов, методология которого должна быть основана на их технологических особенностях, что сопряжено с различными условиями ведения сельскохозяйственного производства. В сельском хозяйстве основным ресурсом и главным средством производства является земля (почвенное плодородие), а другие (трудовые, материальные, финансовые и пр.) ресурсы способствуют ее воспроизводству и получению сельскохозяйственной продукции. Отсюда эффективностью сельскохозяйственного производства следует управлять, начиная с формирования технологий, то есть со стадии вовлечения ресурсов в технологию, а не с момента реализации продукции. Сельское хозяйство обладает рядом специфических особенностей, которые обусловливают необходимость учета объективных воздействий на эффективность реализации технологий производства: - зависимость от природных сил; - ограниченность пространственных рамок (площади сельхозугодий) производственной деятельности; - невозможность влияния на ускорение процесса производства во времени; - невозможность монополизировать производство сельскохозяйственного сырья в силу вегетационности технологического процесса; - специфичность организации социальной сферы (организация трудовой деятельности); - обязательность наличия значительной доли постоянных затрат; - выраженность сезонности производства, растянутость времени производственного цикла; - неадекватность изменения цен на продуктовые товары ценам на сельскохозяйственное сырье. Организационно-экономической сущностью управления эффективностью технологических процессов в сельском хозяйстве являются отношения по поводу формирования технологий, а также обеспечения нормативного регулирования производственных пропорций в рамках имеющихся условий (погодных, почвенных, технологических) и возможностей их реализации с учетом региональной специфики сельского хозяйства. Сельская местность в достаточно большой степени отстает от города культурной и технологической области. Это связано с не заинтересованностью людей, отдаленность деревень, сложность с транспортом и недостаточном финансировании. Все это также служит поводом к миграции сельского населения в город. Культурный уклад в сельской местности необходимо совершенствовать и развивать: открывать библиотеки, клубы, школы, строить жилье для молодых семей и специалистов. Для повышения интеллектуального и культурного потенциала сельского населения должно способствовать развитие системы образования. Основным принципом развития культуры является сохранение культурного наследия и развитие культурного потенциала. Главные цели развития социально-культурной сферы села - формирование необходимых условий для жизнеобеспечения населения, создание основ для повышения привлекательности сельского образа жизни и труда. Приоритетными направлениями в этой сфере являются: · повышение привлекательности труда и жизненного уровня сельского населения; · совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов; · развитие жилищного строительства и коммунального обустройства сельской местности; · модернизация автомобильных дорог и развитие транспортного сообщения в сельской местности; · повышение качества образования в сельской местности; · улучшение медицинского обслуживания сельского населения; · развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности, сохранение и развитие традиционной культуры регионов; · развитие физической культуры, спорта и туризма на селе; · улучшение бытового и торгового обслуживания сельского населения. Для дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности предусматривается: [4] реструктуризация сети сельских учреждений культуры, разработка и внедрение рациональных схем их территориального размещения с учетом конкретной социально-демографической ситуации в сельских населенных пунктах, сельсоветах, районах; создание в агрогородках социально-культурных комплексов, включающих основные объекты культурно-досуговой деятельности: клуб, библиотеку, детскую школу искусств или классы по специальностям искусств и др.; формирование на базе реконструируемых учреждений культуры в населенных пунктах, где существование отдельных учреждений культуры является нецелесообразным, интегрированных учреждений, оказывающих культурно-образовательные, физкультурно-оздоровительные, социально-бытовые и другие услуги: создание 22 районных и сельских домов ремесел, обеспечивающих сохранение, обогащение национальных и местных обычаев, обрядов и фольклора, традиций народного декоративно-прикладного искусства; открытие 6 детских школ народного творчества и народных ремесел; определение и восстановление в регионах страны наиболее значимых сельских исторических усадеб (музеев под открытым небом). Формирование на их основе усадебно-этнографических комплексов для использования в качестве объектов культурно-досуговой деятельности, туристического показа и обслуживания, объединенных межрегиональными туристическими маршрутами. Обеспечение развития инфраструктуры сельского туризма с использованием местных традиций и обычаев; улучшение культурного обслуживания жителей отдаленных сел, возобновление и организация работы передвижных библиотек, оснащенных необходимым культурно-информационным оборудованием; модернизация устаревшего кинопроекционного оборудования в сельских учреждениях культуры, при необходимости обеспечение их видеопроекционными системами; обеспечение целевого комплектования библиотечных фондов общественно-политической, художественной и детской литературой, изданиями по вопросам ведения приусадебного хозяйства, строительства индивидуальных жилых домов, подписки на общественно-политические газеты, литературно-художественные периодические издания; завершение компьютеризации крупных сельских библиотек; ежегодное проведение республиканского фестиваля "Мастера искусств - труженикам села" с оказанием конкретной помощи в укреплении материально-технической базы сельских учреждений культуры; шефство творческих организаций, учреждений культуры и искусства, учебных заведений над сельскими учреждениями культуры. Организация на базе крупных сельских домов (центров, дворцов) культуры 250 площадок филармонического и театрального обслуживания населения; Проведение мероприятий по развитию учреждений культуры в сельской местности даст возможность расширить культурно-досуговую деятельность, приобщить население к культурно-историческому наследию, внедрить новые формы культурного обслуживания сельского населения, создать 186 сельских учреждений культуры качественно новых типов. Список литературы
1. Сельское хозяйство РБ 2006. Статистический сборник. Минск, 2006. 2. http://mshp.minsk.by/ - официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ 3. www.belagromech.basnet.by – официальный сайт РУП «Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по механизации сельского хозяйства» 4. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг. Задание 4Маркетинг услуг. Краткий курс. / Учебное пособие - Питер. СПб – 2004 г. – 160 с. В учебном пособии рассматриваются наиболее важные аспекты маркетинговой деятельности применительно к предприятиям сферы услуг. Исследуются проблемы формирования комплекса маркетинга и его элементов, конкурентоспособности услуг, способы продвижения услуг на рынок. Бурменко Т. Сфера услуг. Экономика. / Т.Бурменко. Учебное пособие – Кнорус, 2007 г. – 328 с. Учебное пособие "Сфера услуг: экономика" является частью учебного комплекса "Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг". В этом пособии в систематизированном виде излагаются вопросы функционирования сферы услуг как ведущего сектора современной экономики. Рассматриваются сущность и классификация услуг в современном обществе, рынок услуг, порядок и принципы составления бизнес-плана для малых предприятий в сфере услуг. Анализируется положение на мировом рынке услуг, а также особенности рынка труда в сфере услуг. Рой Стефенсон. Маркетинг финансовых услуг. / Мн.: Вершина, 2007 г. – 256 с. Книга дает исчерпывающую информацию о том, какой продукт менеджеры, работающие в сфере финансовых услуг, могут положить в основу своих маркетинговых планов. Описывается ход маркетингового планирования от начального изучения рынка до управления продуктом и выстраивания взаимоотношений с клиентом. Даются базовые концепции и полный спектр маркетинговых технологий с рассмотрением каждой из них в контексте рынка финансовых услуг. В книге собран передовой опыт финансовых институтов со всего мира, а потому она будет полезна как менеджерам, работающим в условиях развивающейся экономики, так и их коллегам, имеющим возможность использовать эффективные DM-технологии, базы данных кредитных бюро и общих данных о рынке. Турковский М. Маркетинг гостиничных услуг / М.: Финансы и статистика, 2006 г. - 296 c . Проанализированы характеристики гостиничных услуг как рыночного продукта с позиций маркетинга (качество, цена, способы рекламы, продвижения и продажи и т.п.), иллюстрированные 145 примерами удачных и неудачных решений, а также вопросы организации маркетинговых исследований для обеспечения и поддержания эффективности работы гостиницы. Профессиональные услуги. Путеводитель по рынку профессиональных услуг. / Альпина. 2006 г. Ежегодник `Профессиональные услуги` предназначен для владельцев и топ-менеджеров средних и крупных компаний, ориентированных на быстрое и профессиональное развитие своего бизнеса. Справочная информация по ведущим компаниям. В книге собрана информация по консалтинговым, аудиторским и юридическим фирмам, системным интеграторам, кадровым, рекламным и PR-агентствам, инвестиционным банкам и лизинговым компаниям. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р.С., Мердик Р.Г. ; Управление и организация в сфере услуг/ Санкт-Петербург: Питер, 2002, 752 с. Книга посвящена широкому кругу проблем, связанных с менеджментом в сфере услуг. В ней раскрываются такие вопросы, как понимание и характеристика услуг в современном обществе, покупательское поведение, сервисный дизайн, управление системой предоставления услуг. Авторы рассматривают концепции, теорию и практику управления сервисной деятельностью, в частности операционный менеджмент, маркетинг, международный менеджмент, экономику, стратегическое управление, психологию, управление человеческими ресурсами. Дудакова И.А., канд. экон. наук. Сервисная ориентация в современной концепции маркетинга / Маркетинг в России и за рубежом №5' 2007 Содержание статьи: В последние десятилетия для многих стран мира характерно активное развитие сервисного сектора. На его долю, по оценкам Всемирного банка, приходится около 70% мирового валового продукта. Занятость в производстве услуг превалирует над занятостью в промышленности, развивается международная торговля услугами, обостряется конкуренция в этой сфере. В таких условиях обозначаются все новые экономические, статистические, управленческие проблемы, связанные с сервисной деятельностью на общемировом и национальном уровне, с функционированием отдельных организаций в сфере услуг. Сфера услуг превращается в движущуюся силу хозяйственного развития. Этот процесс требует изменения мировоззрения руководителей предприятий и корректировки стратегий менеджмента, маркетинга и логистики. Маркетинг в сфере услуг применяется сравнительно недавно. Главная цель и назначение маркетинга в сфере услуг – помочь клиенту по достоинству оценить организацию и услуги, предоставляемые ею. * Уровень бедности. нк 10.09.2011 14:48 Pril222 |